Конспект урока по русскому языку в 5 классе правописание гласных и согласных в корне

Правописание гласных и согласных в корне слова. Урок-путешествие
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Конспект урока по теме»Правописание гласных и согласных в корне слова» предназначен для учащихся 5-х классов для повторения и обобщения изученного в начальных классах. Урок проводится в начале учебного года.

Скачать:

ВложениеРазмер
povtorenie_izuchennogo.doc59 КБ
pravopisanie_glasnyh_i_soglasnyh_v_korne_slova.ppt622.5 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Правописание гласных и согласных в корне слова

Повторение изученного в начальной школе.

Урок-путешествие в осенний лес

Урок обобщения и систематизации

Цель: обобщить полученные ранее знания по теме «Правописание гласных и согласных в корне слова», развивать умение применять конкретное правило на практике, способствовать формированию интереса к слову и языку в целом.

Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня я вас хочу пригласить совершить поход в осенний лес. Согласны? Тогда закройте глаза, представьте себе, что вы идете по осеннему лесу. Идёте не торопясь, любуясь хорошей погодой, дышите свежим воздухом, разглядываете разноцветные листья.

Откройте глаза, посмотрите вокруг, улыбнитесь.

Итак, мы пошли в поход, конечно же, не в настоящий, а в поход за знаниями. А это гораздо сложнее! Но я считаю, что у нас всё получится.

Запись даты и темы в тетрадях.

Разминка. Словарная работа.

Учитель: Чтобы отправиться в путешествие, необходимо записать слова с пропущенными буквами. (На доске дерево с листочками, с обратной стороны которых записаны слова с пропущенными буквы. «Срывает» их один ученик, диктует всем и пишет сам).

…ктябрь, со…нце, м…нута, к…лендарь, (с)права,

г…мнаст, рю…зак, во…зал, подб…рёзовик.

Учитель: Можно ли проверить написание гласной и согласной в корне слова? Почему? Как называются такие гласные и согласные? Обозначьте изученную орфограмму.

3. Фронтальный опрос (индивидуально, весь класс)

Вы готовы отправиться в сложное, но очень увлекательное путешествие?
(Вопросы и опорные таблицы, правила высвечиваются на мультимедийной доске)

— На какие две группы мы можем разделить правописание гласных в корне слова?

— На какие группы можно разделить правописание согласных в корне?

— Какие звуки произносятся на месте выделенных согласных букв в словах:

Тра в ка, бере з ка, ду п ?

Как называется такая орфограмма? Сформулируйте правило.

— Какие звуки произносятся на месте выделенных сочетаний букв?

Со лнц е, у стн ый, с ердц е.

Как называется такая орфограмма? Сформулируйте правило.

(на интерактивной доске высвечивается таблицы обобщающего характера)

Закрепление изученного материала.

А теперь мы с вами разделимся на команды, и вы будете находиться в лесу одни. Помните все правила и не делайте ошибок на своем пути.

Самостоятельная работа по группам, можно по рядам (10 минут)

1 группа учащихся работает индивидуально с тестовым материалом.

2 группа — распределяет слова по видам орфограмм в корне (карточки)

3 группа – ищет ошибки в тексте (текст на интерактивной доске)

Выполнить тестовую работу.

1)Какое слово пишется не так, как произносится?

2) В каком ряду в обоих словах в корне пропущена безударная проверяемая гласная?

Б) к…тёнок, заб…жал

В) г…мнаст, к…рмить

3) В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква ?

4) В каком слове нет непроизносимой согласной в корне?

5) Найди и подчеркни «третье лишнее» слово в каждом ряду.

А) уд…вление, по…вление, пл…сать

Б) к…рмить, н…чной, зап…х

В) ж…знь, ж…ри, ж…вотное

6) Определите границы предложений. Поставьте знаки препинания. Найдите слова с безударными проверяемыми гласными в корне слова.

В воздухе захолодало на кустах и деревьях пожелтела листва грачи и другие перелетные птицы давно уже собрались в стаи кончилось лето в эту пору все животные готовятся к зиме.

Задание на распознавание видов орфограмм.

Распределите данные ниже слова по видам орфограмм в корне.

Безударные гласные в корне

Согласные в корне

Шу б ка, гру пп а, зага д ка, спор т смен, ука з ка, радо стн ый, б а рабан, опа сн ость, ка сс а, д е лить, пру д , п о мидор, па сс ажир, ст о р о на, ма т ч, за в трак, д о ждливый, с е нтябрь.

Найдите ошибки в диктанте одного из учеников.

Выпишите эти слова в исправленном виде, обозначив орфограмму.

Как хорош лес позней осенью! Ветра нет, в мяхком воздухе разлит осенний запох. Тонкий туман стаит над желтыми полями. Сквозь бурые сучья деревьев билеет небо, на липах весят последние золотые листья.

А какой осенний, ястный, немножко халодный утром день! Береза вся золотая красиво рисуется на галубом небе. Осиновая роща вся сверкает. Свежий ветерок техонько шевелит и гонит упавшие листья. ( По И.С.Тургеневу)

Как бы ты озаглавил текст?

Какой бы ты дал совет ученикам при подготовке к диктанту?

Задания высвечиваются на доске).

(В каждой группе, или во всем классе можно выявить самых активных с помощью «сбора осенних листиков, грибов и т.д.)

Рефлексия. Подведение итогов.

Вот и подходит к концу наше с вами путешествие в осенний лес.

Давайте подведем итоги урока.

— Какие орфограммы мы сегодня повторили на уроке?

— За что бы ты себя сегодня мог похвалить?

— Оцените свою работу на уроке и поставьте оценку.

7. Домашнее задание.

Упр. 49 (диктант по учебнику)

1. Т.А.Ладыженкая, М.Т.Баранов и др.Учебник Русский язык. 5 класс

Г.А.Богданова Дидактические материалы по русскому языку: 5 класс

М.П.Книгина Русский язык.5 кл. Тесты: в 2 ч.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Правописание гласных и согласных в корне слова Повторение изученного в начальной школе Урок-путешествие в осенний лес

Цель: обобщить полученные ранее знания по теме «Правописание гласных и согласных в корне слова», развивать умение применять конкретное правило на практике, способствовать формированию интереса к слову и языку в целом.

1. На какие две группы мы можем разделить правописание гласных в корне слова? Приведите примеры. 2. На какие группы можно разделить правописание согласных в корне? 3. Какие звуки произносятся на месте выделенных согласных букв в словах: Травка, березка, дуб? 4. Как называется такая орфограмма? Сформулируйте правило. 5. Какие звуки произносятся на месте выделенных сочетаний букв? Солнце, устный, сердце. 6. Как называется такая орфограмма? Сформулируйте правило.

Г Л А С Н Ы Е УДАРНЫЕ (СИЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ) ПИШЕМ ТАК, КАК СЛЫШИМ тр о пы, л о дка БЕЗУДАРНЫЕ (СЛАБАЯ ПОЗИЦИЯ) ДА (СИЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ) ПИШЕМ ТАК СЛЫШИМ ТР О ПА — ТР О ПЫ НЕТ (СЛОВАРНОЕ СЛОВО) ЗАПОМНИТЬ В О КЗАЛ I.ПРОВЕРИТЬ УДАРЕНИЕМ

ОРФОГРАММЫ-СОГЛАСНЫЕ Глухие и звонкие согласные на конце слов и перед другими согласными пру д , улы б ка Непроизносимые Согласные счас т ливый влас т ный Удвоенные согласные а пп етит

1)Какое слово пишется не так, как произносится? А) винт Б) весы В) курс 2) В каком ряду в обоих словах в корне пропущена безударная проверяемая гласная? А) в…сна, м…тель Б) к…тёнок, заб…жал В) г…мнаст, к…рмить 3) В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква ? А) матро…, зале…ть Б) вокру…, во…зал В) оши…ка, ро…кий.

4) В каком слове нет непроизносимой согласной в корне? А) праз…ник Б) опас…ный В) мес…ный 5) Найди и подчеркни «третье лишнее» слово в каждом ряду. А) уд…вление, по…вление, пл…сать Б) к…рмить, н…чной, зап…х В) ж…знь, ж…ри, ж…вотное б) Определите границы предложений. Поставьте знаки препинания. В воздухе захолодало на кустах и деревьях пожелтела листва грачи и другие перелетные птицы давно уже собрались в стаи кончилось лето в эту пору все животные готовятся к зиме.

Безударные гласные в корне Согласные в корне 1) прове- ряемые 2) непрове- ряемые 3) прове- ряемые 4) непрове- ряемые 5) непро-износи-мые 6) удво-енные Шу б ка, гру пп а, зага д ка, спор т смен, ука з ка, радо стн ый, б а рабан, опа сн ость, ка сс а, д е лить, пру д , п о мидор, па сс ажир, ст о р о на, ма т ч, за в трак, д о ждливый, с е нтябрь. 2 группа. Распределить по видам орфограмм в корне

Как хорош лес позней осенью! Ветра нет, в мяхком воздухе разлит осенний запох. Тонкий туман стаит над желтыми полями. Сквозь бурые сучья деревьев билеет небо, на липах весят последние золотые листья. А какой осенний, ястный, немножко халодный утром день! Береза вся золотая красиво рисуется на галубом небе. Осиновая роща вся сверкает. Свежий ветерок техонько шевелит и гонит упавшие листья. (По И.С.Тургеневу ) 3 группа. Найдите слова с ошибками. Запишите их правильно

«Осенние» слова для разбора по составу: Г Р И Б Н И К П Е Р Е Л Ё Т Н Ы Е Ж Е Л Т Е Т Ь П Р О Х Л А Д Н Ы Е (дополнительно)

Источники Т.А.Ладыженкая, М.Т.Баранов и др.Учебник Русский язык. 5 класс Г.А.Богданова Дидактические материалы по русскому языку: 5 класс М.П.Книгина Русский язык.5 кл. Тесты: в 2 ч. Картинки из интернета

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского Обобщение знаний.

Один из вариантов организации самостоятельной работы в классе и дома по русскому языку. Будет полезен в старших классах при организации повторения изученных орфограмм.

Материал открытого урока.

Конспект урока со слабоуспевающими учащимися.

Конспект урока: Непроверяемые гласные и согласные в корне слова для специальных (коррекционных) школ.

Конспект урока по русскому языку в 5 классе коррекционной школы 8 вида.

Чередование – это замещение одной фонемы другой или другими в одной морфеме, не нарушающее единства морфемы. Чередование, связанное с живыми фонетическими процессами, называется фонетическим. Ес.

Урок по русскому языку 5 класс «Закрепление правописания гласных и согласных в корне слова «

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Урок русского языка в 5 классе

Тема :» Закрепление правописания гласных и согласных в корне слова «

1. Углубить знания учащихся об орфограмме, закрепить понятие о слабой и сильной позиции звука в корне слова, умение применять изученные правила на практике.

2. Формировать основные компетенции: коммуникативные, языковые, лингвистические.

3. Развивать орфографическую зоркость, культуру речи.

Цели урока направлены на достижение учащимися

— принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

— навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в различных социальных ситуациях;

— установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, к работе на результат;

— умение делать выводы о результате совместной работы класса и учителя;

производить логические операции;

— формирование собственного мнения и позиции;

— осуществление взаимного контроля и оказание в сотрудничестве необходимой помощи учащимся;

— слушание и понимание речи других;

— умение формулировать, принимать и сохранять учебную задачу;

— определение цели деятельности на уроке с помощью учителя;

— оценивание правильности выполнения действия;

— умение подбирать проверочные слова и формы слова с целью проверки изученной орфограммы, анализировать устную речь;

— освоение способа проверки парных согласных , безударных гласных, непроизносимых согласных в корне слова .

Основные понятия: гласные и согласные звуки, безударные гласные в корне слова – проверяемые и непроверяемые, парные согласные, непроизносимые согласные, слабая и сильная позиция звука.

Оборудование: проектор, компьютер, презентация, карточки.

Тип урока : повторительно-обобщающий.

1. Организация начала урока. Необычный день у нас.

Гости к нам пожаловали в класс.

— Что гостям сказать нам надо?

(-Видеть Вас мы очень рады!)

Добрый день, уважаемые гости и ребята. Мысленно подарите добрые слова друг другу, поддержка товарищей принесет вам уверенность в себе и в своих знаниях. Хотелось бы, чтобы вы все были активными на уроке, корректными в общении друг с другом. И в конце урока дали оценку своей работе. Улыбнитесь. Мы начинаем урок русского языка. «Закрепление правописания гласных и согласных в корне слова»(слайд №1).

— Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? Сегодня мы будем тренироваться решать орфографические задачи: находить орфограммы в корне слова и обозначать их. Наш урок пройдет под девизом: «Чтобы зоркими нам стать, орфограммы будем знать!» (девиз проецируется на экран) (слайд №2)

2. Актуализация знаний.

Итак, сегодня мы будем учиться зоркости. А что обозначает это слово? (Учащиеся с помощью синонимов дают толкование слова)

А теперь проверим ваши толкования со словарем.

а) Работа со словарями ( Толковый и словарь синонимов)

Зоркий – 1.Хорошо видящий дальние и мелкие предметы., с острым зрением

( толковый словарь) 2. Перен. Пристальный, проницательный.

Зоркий — остроглазый, глазастый ( словарь синонимов)

б) Выявление значения зоркости — Вспомните, кому нужна зоркость?

— Моряку, чтобы избежать столкновения с другими судами, со скалами.

— Охотнику, чтобы издали увидеть добычу.

— Снайперу, чтобы точно попасть в цель.

Правильно. Чтобы зорко видеть, люди изобрели много «инструментов»: очки, бинокли, подзорные трубы, микроскопы и телескопы. А вам нужна зоркость?

— Да, чтобы хорошо видеть написанное, суметь разглядеть что-то вдали.

Конечно, ребята, хорошее зрение необходимо. Но сегодня мы поговорим не просто о зрении, а об орфографической зоркости. Что это такое? Что оно означает?

Это умение видеть в слове трудное для написания место, умение замечать свои ошибки и исправлять их. Наша задача – узнать, в каких условиях это место может встретиться в слове, т.е. мы будем развивать орфографическую зоркость.

— Составьте предложение со словосочетанием орфографическая зоркость

Найдите орфограммы в словах записанного предложения.

3. Работа с орфограммами в корне слова.

Мы вступаем во владения известной уже вам повелительницы правильного написания – Орфографии и вечной ее спутницы – орфограммы.

Это целая наука, исследующая правильность написания слов.

Начало свое русская орфография ведет со времен М.В.Ломоносова, который считал, что писать нужно с помощью определенных правил.( на экране портрет М.В.Ломоносова)( слайд №3)

— Можно ли нам обходиться без орфографии, писать так, как слышим?

— Без орфографии люди бы не поняли друг друга, трудно было бы общаться, читать и писать.

Запишем наш вывод: «Грамотное письмо – одно из величайших достижений человеческой мысли»

С наукой орфографией мы разобрались.

б) Орфограмма .- С каким термином непосредственно связана орфография?

Он вам, конечно, знаком. Вспомните определение(Орфограммой называется буква, написание которой нужно проверить с помощью определенного правила) (слайд №4)

— При каких условиях может появляться орфограмма в слове?

Сделаем вывод: безударное положение – слабая позиция для гласного, под ударением – сильная позиция. Орфограмма возникает только в слабой позиции.

Слабая позиция для согласного – в конце слова и перед другим согласным.

В жизни трудящихся звуков

Разное может случиться.

Могут они оказаться

В сильной и слабой позиции.

Гласные, да и согласные

Бывают такие опасные.

Звук будто ясно нам слышится,

А буква другая пишется.

— А какие орфограммы в корне слова вам известны?

в) Непроверяемые гласные и согласные в корне слова.

— Всегда ли можно проверить, какую букву нужно писать?

Существуют слова, в которых написание проверить нельзя, их нужно запомнить, обратиться к словарю (слайд №5).

Чтоб не обиделась корова,

И не прокисло молоко,

Мы оба этих дружных слова

Напишем в корне с буквой «о» .

Пальто, платье и платок

С буквой «а» пиши. Дружок

Не забудь про сапоги

А и О им не враги.

— Какие словарные слова встретились в стихотворении?

— Давайте вспомним словарные слова, связанные с русским языком

( один ученик записывает у доски, остальные по цепочке диктуют по одному слову на тему «Русский язык» и записывают в тетради) Проверка.

г) Проверяемые гласные в корне слов.

Есть гласные ударные,
Но есть и безударные
Их нужно проверять,
В корне правильно писать.
Подбираем быстро слово,
И проверочка готова.
Удареньем проверяем –
Ничего не забываем.

— О какой орфограмме идёт речь? Как звучит правило? (слайд №6)

1. Слово прибл..жение . Подберите проверочные слова. Кто больше?

2. Вставьте пропущенные буквы в слова

Пос..дел Сл..зать Зап..вать Пол..скать Отв..рить (слайд №7)

— От чего зависит правописание безударной гласной? (От лексического значения слова) Составьте словосочетания со словами запишите в тетради. Обозначьте безударную гласную в корне слова.

3. Какие слова можно проверить словом горы? ( Гора, гористый, горочка, пригорок) Какие слова можно проверить словом горе? ( Горевать, пригорюниться, горючий)

— Какой можно сделать вывод? ( При подборе проверочных слов следует учитывать лексическое значение слова)

д) Парные согласные в корне слова.

Парные согласные нужно проверять,
Чтоб слова в тетради грамотно писать.
Родственное слово быстро подбери,
Парную согласную с гласной подружи.

— Про какую орфограмму это стихотворение? Расскажите правило.(слайд №8)

1.Подбери верную букву. ( устно) (слайд №9)

Я и круглый, я и гла..кий, На ушах его сере..ки,

И на вкус приятно сла..кий. А на но..ках есть сапо..ки.

Знает каждый карапу. На голо..ке гребешок.

Что зовут меня арбу… Вот какой наш петушок!

2.Запишите слова, вставьте пропущенные буквы.

Бро..ь, гри. яго..ка, ры..ки, фла..ки, берё..ка, сне. ре..ка, пиро..ки, лё.. .

3. — Что нужно знать, чтобы правильно писать слова с парными согласными в корне слова?

е) Непроизносимые согласные в корне слова.
Такие все несчастные.
В словах мы их не слышим,
А вот в тетради пишем.
Чтоб они из слов не убежали,
Мы их долго проверяли.
Ищем мы такое слово,
Чтоб услышать её снова.

— С какой орфограммой знакомит нас это стихотворение? Правило.(слайд №10)

Есть исключения из этого правила.

Задание :Вставить буквы : чес..ный ответ, интерес..ная книга, бесхитрос..ные слова, лес..ный отзыв, перекрес..ный огонь, вирус..ная инфекция, парус..ный спорт, кризис..ная ситуация, предчу..ствовать, гиган..ский рост, ненас..ная погода, предвес..ник бури, ярос..ные волны, уча..ствовать в работе, опас..ный поворот.

ж) Составление текста на тему «Зимушка-зима». (Под музыку Чайковского

» Времена года»( «Январь») (слайд №11)

Записать текст( 6-8 предложений) подчеркнуть орфограммы в корне.

4.Рефлексия. Подведение итогов

— Какие орфограммы мы сегодня повторяли? Что вы узнали нового в 5 классе об этих орфограммах?

— Где пригодятся нам эти знания?

— За что вы можете себя похвалить?

Выберите одно из предложений и закончите его. (слайд №12)

— Сегодня я узнал…

— Я выполнял задания…

-У меня получилось…

5. Домашнее задание: Записать 10 пословиц, подчеркнуть в словах орфограммы в корне слова (слайд №13).

Русский язык. 5 класс

Конспект урока

Звуки и буквы. Произношение и правописание. Орфограмма. Безударные гласные и согласные в корне

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

  1. Повторение понятий звук и буква.
  2. Представление о связи произношения и правописания.
  3. Представление об орфограмме.
  4. Правило правописания проверяемых безударных гласных и согласных в корне слова.

Звук – это минимальная, нечленимая единица речевого потока, воспринимаемая ухом.

Буква – это графический знак, с помощью которого звуки речи обозначаются на письме.

Орфограмма – правильное написание по соответствующему правилу или по традиции.

Орфоэпия – раздел науки о языке, изучающий правильное произношение слов.

Фонетика – раздел науки о языке, изучающий звуки речи.

Графика – раздел науки о языке, изучающий средства письменности, используемые для фиксации речи.

  1. Ладыженская Т. А., Русский язык. 5 класс. В 2-х частях. Ч.1. //Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. – М.: Просвещение, 2018. – С. 14-27.
  1. Рыбченкова Л.М. Русский язык 5 класс. Учебник. – В 2-х частях. Ч. 1. // Рыбченкова Л.М., Александрова О. М., Глазков А. В., Лисицын А. Г. – М.: Просвещение, 2014. – С.14-15, 19 -21, 24.

Открытые электронные ресурсы:

  1. Сайт «Культура русской речи»

www.gramma.ru (Дата обращения 08.06.2019).

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Пятикласснику Тимофею задали выучить стихотворение «Парус» Михаила Лермонтова наизусть. Тимофей с воодушевлением взялся за дело. В комнату вошла старшая сестра Катя.

– Катя, послушай. Белеет парус одинокий в тумане моря голубом. Ч[ч′]то ищет он в стране далёкой? Ч[ч′]то кинул он в краю родном? – начал декламировать Тимофей.

– Это ч[ш]то такое: ч[ч′]то? Ч[ш]то за странное произношение? – удивилась Катя.

– Ага! Ты сказала [што]! А пишется-то по-другому! – и Тимофей написал «что».

Нет, Тимофей, произношение – это одно, а письмо – совсем другое. Ты же не говоришь «г[о]лубом». В корне пишется буква о, а произносится [а]. Произношение имеет свои законы, письмо – свои правила.

– Это путает людей, – сказал Тимофей. – Надо писать, как произносишь, или произносить, как пишешь.

– Законы произношения очень строгие, хотя и допускают исключения. Раздел науки о языке орфоэпия изучает как раз правила произношения слов. Письмо не должно повторять произношение.

– Как же так? – удивился Тимофей. – Буква ведь передаёт звук!

– Не всегда. Различают два вида написаний: соответствующие произношению (рука, сок) и не соответствующие произношению (слышится [й′иво], а пишется его). Гласный звук в начале слова его безударный, поэтому мы слышим [й’и], а пишем е, звук [в] обозначен буквой г по традиционным правилам написания.

Написание в словах по орфографическим правилам или по традиции называются орфограммами (от греческого orthos – правильный и gramma – буква). Графика тесно связана с орфографией. Основным средством графики являются буквы. Когда человек пишет, он выбирает подходящие буквы. Например, Москва или москва? Правило орфографии утверждает, что выбрать надо заглавную букву, так как это имя собственное. Поэтому пишем Москва. Или, например, услышали слово [лиса]. Как правильно написать: леса или лиса? Оба варианта правильны. Если говорится о лесе, то выбираем букву е, если о хитрых лисах, то напишем букву и. Фонетика (раздел науки о языке, изучающий звуки речи) тоже связана с орфографией.

Орфограммы в словах можно найти по особым признакам. Для гласных букв, например, – это безударная позиция (коньки́, зака́т и др.); положение после шипящих и ц (цирк, чёрный и др.). Для определенных согласных – это позиция перед другим согласным (пробка, сделка и др.); конец слова (луг, прорубь) и др.

Орфограммы-буквы бывают в любой части слова: в приставках (забежать), в корнях (колос, зима), суффиксах (носик), окончаниях (держит, осенним днём). Но бывают и другие орфограммы. Например, существует орфограмма-пробел (за границу).

Какие существуют способы проверки безударных гласных в корне?

Безударная гласная в корне слова проверяется ударной гласной в том же корне (то есть значение корня в словах должно совпадать). При проверке можно изменить форму слова (например, поставить слово в родительный падеж, в форму множественного числа и т.п.) или подобрать однокоренное слово, чтобы эта гласная была под ударением: волосок – волосы – нет волос; летит – полёт.

Представим, что нам необходимо записать предложение: Кошка сл_зала сметану. Какая буква должна стоять на месте пропуска? Размышляем: надо подобрать такое однокоренное слово или изменить форму слова так, чтобы на эту гласную падало ударение. Что делает кошка? Лижет сметану. Значит, в слове слизала пишем и. Кот медленно сл_зал с дерева. Зачем он туда залез? Вечно ему надо лезть куда-то! Следовательно, в корне слова слезал пишем е.

Запомните некоторые слова, к которым трудно бывает подобрать проверочные:

Покаяние (каяться), обнажённый (был наг), оснащение (снасть), просвещение, посветить фонариком (свет), посвящение другу, посвятить стихотворение, посвятить в тайну (святость), обрамление (рама), навевать грусть, развевается флаг на ветру (веет), развивается ребёнок, развиваются события (развитие).

Правописание непроверяемых безударных гласных надо запомнить (диван, ноябрь), при необходимости обращаться к орфографическому словарю.

Способы проверки написания звонких и глухих согласных в корне такой же, как и у проверяемых безударных гласных: изменение формы слова и подбор однокоренных слов.

Чтобы не ошибиться в написании согласной в корне слова, надо подобрать такое проверочное однокоренное слово или изменить форму слова так, чтобы после согласной стояла гласная или согласные л, м, н, р. Например: зуб – зубы; просьба – просить; трубка – трубный.

Как быть, если при произнесении слова не все согласные слышатся? Чтобы не ошибиться в написании непроизносимого согласного в корне слова, подбираем такое проверочное слово, чтобы этот согласный произносился отчётливо: звёздный – звезда, вестник – вести.

В отдельных словах иногда хочется написать непроизносимую согласную т, хотя её там быть не должно. Чтобы обходить стороной ошибки в некоторых подобных словах, запомните шуточное стихотворение:

Не чудесно, не прекрасно,

Букву Т писать напрасно.

Правописание непроверяемых согласных в корне слова нужно запомнить (вокзал, настурция), а в случае затруднения обращаться к орфографическому словарю.

Теоретический материал для углубленного изучения

Нельзя проверять безударные гласные в глаголах, которые отвечают на вопрос «что сделать?», глаголом, отвечающим на вопрос «что делать?» В этих глаголах иногда меняется ударная гласная, например:

— затоптать (что сделать? – они затопчут) – нельзя проверить словом затаптывать (что делать?);

— накопить (что сделать? – они копят) – нельзя проверить словом накапливать (что делать?)

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Выберите правильное утверждение.

а) правильное написание по соответствующему правилу или по традиции;

б) раздел науки о языке, изучающий правильное произношение слов.

Разбор задания: вспоминаем, что орфограмма – это правильное написание по соответствующему правилу или по традиции. Ответ: а.

  1. Выбор элемента из выпадающего списка

Выберите проверочное слово, которое поможет вставить пропущенную букву: постоянно прож_вать (в городе)

Разбор задания. Рассуждаем: безударная гласная находится в корне. Безударная гласная проверяется ударной гласной в том же корне (то есть значение корня должно совпадать). Проживать – значит жить (в городе). Ответ: б.


источники:

http://infourok.ru/urok-po-russkomu-yazyku-5-klass-5389240.html

http://resh.edu.ru/subject/lesson/7625/conspect/