Конспект урока по русскому языку во 2 классе правописание слов

конспект урока по русскому языку во 2 классе на тему «Правописание слов с безударной гласной в корне»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Конспект урока с презентацией по русскому языку во 2 классе на тему «Правописание слов с безударной гласной в корне»

Скачать:

ВложениеРазмер
pravopisanie_slov_s_bezudarnoy_glasnoy_v_korne.docx82.16 КБ
prezentatsiya.rar2.88 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне».

  • формирование навыков проверки безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением;
  • формирование умения распознавать орфограммы в тексте.
  • развитие памяти, внимания, мышления, воображения, устной и письменной речи учеников;
  • развитие умения находить проверочное слово;
  • развитие орфографической зоркости;
  • развитие речи детей.
  • воспитание любви к русской поэзии;
  • воспитание аккуратности у учащихся;
  • воспитание взаимоуважения, дисциплинированности, честности, уверенности в своих силах.

Планируемый результат обучения, в том числе формирование УУД:

Познавательные универсальные учебные действия : развивать способность анализировать полученную информацию, выделять существенные и несущественные признаки, проводить группировку, делать правильные выводы.

Регулятивные универсальные учебные действия : преобразование практической задачи в познавательную, самостоятельное адекватное оценивание правильности выполнения действия.

Коммуникативные универсальные учебные действия: отрабатывать умение строить речевые высказывания в устной форме, формулировать собственное мнение, уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности (при работе в паре).

Личностные универсальные учебные действия : формировать учебно-познавательный интерес к предмету, способность к самооценке, воспитывать стремление заботиться о своем здоровье.

Приемы: фронтальный опрос, самостоятельная работа, комментирование, беседа, взаимопроверка.

Тип урока: урок закрепление изученного материала (урок путешествие).

Вид урока: комбинированный

Методы урока: наглядно-индивидуальный, словесно-дедуктивный, репродуктивный, практически-индивидуальный, проблемно-диалогический.

Оборудование: карта путешествия, проектор, интерактивная доска .

Демонстрационный материал: презентация к уроку,

Раздаточный материал: записные книжки путешественников (тетради),

  • сигнальные карточки (двух видов),
  • тестовые карточки,
  • смайлики,
  • солнышки (индикаторы настроения),
  • сигнальные карточки с гласными звуками (а, о, и, е)

Межпредметные связи: «Окружающий мир»

1. Организационный момент.

Цель этапа: организация учащихся, настрой на продуктивную работу на уроке (дети произносят хором). (Слайд 2)

Позвенел звонок веселый,

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать.

2. Приветствие гостей.

Поклонитесь гостям. Повернитесь ко мне лицом. Спасибо, ребята! Будем надеяться, что настроение у наших гостей улучшилось, и они с удовольствием отдохнут в нашем классе и порадуются нашим успехам.

3. Психологический настрой.

– Садитесь, ребята. Один мудрец сказал такие очень мудрые слова. Давайте их прочитаем. (Слайд 3)

«Кто ищет трудность, находит мудрость» .

– А теперь, дети, скажите, как вы понимаете смысл этого высказывания.

– Так, как вы думаете, надо ли бояться трудностей?

Дети: Нет, надо учиться их преодолевать.

– Пусть опыт, приобретенный на уроке, подарит вам мудрость. А теперь, ребята, посмотрите друг на друга. Улыбнитесь. Я рада видеть ваши улыбки. Говорят так, что у человека все предназначено для себя: глаза – чтобы смотреть и находить; уши – слышать, ноги – ходить, рот – чтобы поглощать пищу. Все нужно самому себе, кроме … Чего?

— Правильно, ребята. Она предназначена другим людям, чтобы им с вами было хорошо.

Пусть этот урок принесет вам радость общения. Покажите смайликом ваше настроение в начале урока. (Слайд 4)

4. Постановка целей урока. Сообщение темы урока .

Цель этапа : воспитание интереса к учению, изучению родного языка, родного края.

– А сегодня у нас не просто урок русского языка, а урок – путешествие в страну Русского языка. А мы не ученики, а путешественники. А кого же называют путешественником? За помощью мы обратимся к толковому словарю С.И. Ожегова. (Слайд 5)

«Путешественник – это тот, кто путешествует пешком или в поездках по каким-нибудь местам или странам»

Нам с вами предстоит долгий путь до главного города этой страны, до города Грамматеевска. Дорога будет нелегкая, нам пригодятся ваши знания, мы должны будем трудиться. Как вы думаете, ребята, без чего не может обходиться ни один путешественник?

Дети: без компаса, без карты, без записной книжки.

– Правильно! Наши тетради – это записные книжки путешественника. В них мы будем записывать свои открытия. А теперь давайте откроем свои записные книжки, и вспомним правило посадки при письме. (Слайд 6)

Я тетрадь свою открою

И наклонно положу.

Я, друзья, от вас не скрою –

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

– Теперь, запишем число. (Слайд 7)

– Идти мы будем, ориентируясь по карте. (Слайд 8) На пути нам встретится Дорога Чистописания, пройдя по ней немного мы приходим к Озеру Словарных Слов, переплыв Озеро мы попадаем в Долину Безударных Гласных и выйдя из Долины мы наконец-то добираемся до главного города страны – города Грамматеевска.

5. Чистописание. (Слайд 9)

— Итак, начнём свой путь с Дороги Чистописания.

На доске записаны буквы.

-Что вы можете о них сказать?

— Давайте эти гласные свяжем одной ниточкой в тетрадях и составим узор из букв и соединений.

— Прежде чем начать писать, вспомним наш

А теперь внимательно пишем – аеои

Аи ое ие иа оа ои

1) — Вот мы подошли к Озеру Словарных Слов. (Слайд 9)

— Чтобы переплыть его, надо вставить пропущенные буквы и записать слова. Дети записывают в записных книжках слова: девочка, ворона, карандаш, ученик, пенал, пальто, медведь.

-А теперь обменяйтесь тетрадями и проверьте работу своего соседа-одноклассника. (исправления выполнить карандашом)

— Молодцы, ребята. С этим заданием вы справились. Мы продолжаем путешествие.

Теперь оценим вашу работу. Покажите сигнальными карточками: зеленая – не сделал ни одной ошибки, оранжевая – допустил 1-2 ошибки, красная карточка – говорит о том, что вы не поняли предмет. Поднимите подходящую вам карточку.

Чтобы дальше продолжить наш путь, наши глазки должны отдохнуть. Давайте выполним физкультминутку для глаз.

7. Физкультминутка для глаз (Слайды 11 — 12)

8. Постановка проблемы урока. ( Слайды 13 – 16)

Цель этапа: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках по теме: «Безударные гласные в корне слова». Создать условия для развития речи, внимания, памяти, образного мышления; совершенствовать орфографические умения написания слов с безударными гласными; развивать навыки выразительного чтения; расширять словарный запас учащихся; отработать умение пользоваться правилом.

— Я расскажу историю, она произошла с друзьями – Димой и Колей. Послушайте её. (Слайд 13)

«Дима написал своему другу Коле записку :

«Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем».

Коля записку прочитал и пообещал придти. Собрались ребята после уроков.

— Мяч будет, — сказал товарищам Дима – Колька принесёт.

Пришёл Коля, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч. Ребята расстроились, что не придётся поиграть в футбол».

— Почему так получилось? (Слайд 14)

— Какое правило не знал автор записки?

— Как правильно записать это слово?

с м…чом – м я ч – с м я чом

— Исходя из этой проблемы, назовите тему нашего урока? (Слайд 16)

Правописание безударной гласной в корне слова.

— Какую цель мы поставим перед собой?

Учиться писать слова с безударной гласной в корне слова

— Я вам предлагаю ответить на вопросы: (Слайд 17)

9. Упражнения для закрепления. (Слайд 18)

«…Довольно скучная пора …»

— Поставьте ударения и подчеркните буквы, обозначающие безударные гласные звуки.

10. Работа с безударными гласными.

— Ребята, мы добрались до Долины Безударных Гласных. И вот опять у нас впереди новое испытание. (Слайд 20)

— Давайте посмотрим на экран. Что вы видите?

— Какие это буквы?

— Дети, давайте вспомним, какие гласные бывают? Гласные звуки под ударением называются ударными, а те гласные, которые находятся без ударения – безударными.

1) Игра «Молчанка» (Слайд 21)

Работа с сигнальными карточками (а, о, и, е) .

— Я читаю слова, а вы поднимаете соответствующую карточку, проверочное слово называете устно.

К…рмушка (корм), м…слёнка ( масло), см…льчак (смелый), ч…рвивый ( червь), п…лезный ( польза), в…здушный ( воздух), д…чурка ( дочь), т…шина ( тишь), с…сновый ( сосны), д…тишки ( дети).

— А теперь поработаем в группах:

2) Работа в группах (карточки)

— Сейчас я раздам вам карточки, а вы соберитесь в команду и выполните следующее задание.

-Вставьте пропущенные буквы, выделите корень и подчеркните проверочное слово и найдите лишнее слово, докажите почему оно лишнее.

  • Вставить пропущенные орфограммы.
  • Выделить корень.
  • Подчеркнуть проверочные слова.

Гл…за, гл…зок, гл…зной, г…лосок, гл…зки.

  • Найди лишнее слово. Докажи.
  • Вставить пропущенные орфограммы.
  • Выделить корень.
  • Подчеркнуть проверочные слова.

Л…ст, л…стик, л…стопад, дер…во, л…сток.

  • Найди лишнее слово. Докажи.
  • Вставить пропущенные орфограммы.
  • Выделить корень.
  • Подчеркнуть проверочные слова.

Л…сок, л…сник, л…сной, л…с, б..рёза.

  • Найди лишнее слово. Докажи.

— Итак, какой вывод надо сделать, чтобы правильно обозначить безударный гласный в корне.

11. Физкультминутка. (Слайд 22)

— Мы с вами долго были в пути, надо нам немного размяться.

На дверях висит замок (согнуть руки в замочек)

Кто открыть его бы смог? (вытянуть руки с «замком» вперед)

Мы замочком постучали, (постучать «замочком» по столу)

Мы замочком повертели (повертеть «замочком» влево-вправо)

Мы замочек покрутили (покрутить «замочком» к себе и от себя)

— Вот мы и открыли двери в город Грамматеевск. Здесь нас встречает профессор Граммотейкин. Он спрашивает:

-Какие гласные в корне слова надо проверять?

-Какие способы проверки безударных гласных вы знаете?

(-Изменить форму слова: трава-травы;

-подобрать однокоренное слово: садовник-сад)

— Но и здесь нас ждут испытания, приготовленные профессором Грамотейкиным

12. Самостоятельная работа.

— Прочитайте предложения. Сформулируйте задание.

За лесом журчала рика. На паляне росли цветы. На небе свитили звезды.

-Коллективная проверка. В каких словах вы увидели «опасные места»?

За лесом журчала река. На поляне росли цветы. На небе светили звезды.

— Поднимите руку, кто справился с этим заданием без ошибок. Молодцы. Если у вас есть ошибки, исправьте и не переживайте. Не ошибается тот, кто ничего не делает. Вы научитесь.

— Мы снова в родной школе .

Цель этапа: обобщить знания учащихся по теме «Безударные гласные в корне слове»

Безударный хитрый гласный:

Слышим мы его прекрасно.

А в письме какая буква?

Здесь поможет нам наука:

Гласный ставь под ударенье,

Чтоб развеять все сомненья!

— Я вам предлагаю ответить на вопросы:

– Ответим на первый вопрос: что надо проверять? (Гласные а, о, и, е, я – в слабой позиции.)

– Где надо проверять? (Надо проверять в корне слова.)

– Как надо проверять? (Надо подобрать однокоренные проверочные слова.)

– Чем надо проверять? (Безударная гласная проверяется ударением.)

14. Рефлексия. Самооценка полученных знаний на уроках.

Ребята, мне хочется узнать вашу самооценку полученных знаний.

(Дети думают и показывают смайлики разных цветов)

Красный — . Стоп. Мне нужна помощь

Жёлтый -.Я ещё ошибаюсь

Зелёный — Я все понял, могу работать по алгоритму, могу объяснить другому.

Русский язык. 2 класс

Конспект урока

Русский язык. 2 класс.

Урок 85. Правила правописания

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

2) Поиск орфограмм в слове.

3) Применение орфографических правил на письме.

Глоссарий по теме:

Орфограмма – это правильное написание, которое нужно выбрать из нескольких вариантов.

Орфография – это раздел науки о языке, который изучает правописание слов.

Корень слова – это самая главная часть в слове. В ней заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов. Корень слова выделяется знаком ᴖ.

Гласный звук – звук, образованный только голосом. При произнесении гласного звука воздух проходит через рот свободно, без преград. Гласный звук образует слог.

Согласный звук – звук, образованный шумом и голосом или только шумом. При произнесении согласного звука струя воздуха во рту встречает преграду (зубы, губы, язык). Согласный звук образует слог только вместе с гласным.

Собственное имя существительное – имена, фамилии, отчества людей, клички животных и географические названия.

Предложение – слово или несколько слов, выражающих законченную мысль.

Основная и дополнительная литература по теме урока

1. Канакина В. П. Русский язык. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – М.: Просвещение, 2017. – С. 127 – 129.

2. Канакина В. П. Русский язык. Проверочные работы. 2 класс. Учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В. П. Канакина, Г. С. Щёголева. – М.: Просвещение, 2017. – С. 34 – 43.

3. Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. Пособие для учащихся общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2017. – С. 62 – 63.

4. Канакина В. П. Русский язык. 2 класс. Тетрадь учебных достижений. – М.: Просвещение, 2018. – С. 88 – 94.

5. Канакина В. П. Русский язык. Раздаточный материал. Пособие для учащихся. 2 класс. – М.: Просвещение, 2018. – С. 58 – 59.

Открытые электронные ресурсы по теме урока

Канакина В. П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. Ссылка для скачивания: http://catalog.prosv.ru/attachment/ca950bac-d794-11e0-acba-001018890642.iso

Теоретический материал для самостоятельного изучения.

Для грамотного письма необходимо научиться находить в словах орфограммы. Орфограмма – это правильное написание, которое нужно выбрать из нескольких вариантов. Важно научиться узнавать орфограммы и делать правильный выбор написания.

Написание букв, обозначающих безударные гласные в корнях слов, необходимо проверять. Безударный гласный звук [и] может обозначаться буквами «Я», «Е», «И». Безударный гласный звук [а] может обозначаться буквами «А». «О». Значит, чтобы узнать орфограмму, мы должны понять, что без ударения слышатся звуки [а] или [и]. Ещё нужно помнить, что безударная позиция должна находится в корне слова. В словах «грибы» и «весна» в безударной позиции в корне слышится звук [и]. Слово «грибы» можно проверить словом «гриб», слово «весна» – словом «вёсны». Поэтому в слове «грибы» напишем букву «и», а в слове «весна» – букву «е».

Согласные звуки могут быть парными по глухости-звонкости. Из-за этого нам приходится делать выбор согласной буквы, которой нужно обозначить этот звук, если он находится на конце слова или в середине слова перед другим парным согласным. Например, звуки [к], [к‵] могут быть обозначены буквой «К», а могут быть обозначены буквой «Г». Значит, чтобы узнать орфограмму, мы должны понять, что парный по глухости-звонкости согласный находится в конце слова или перед другим парным согласным звуком. Ещё нужно помнить, что орфограмма должна находится в корне слова. В словах «гриб» и «скрипка» в корне слова слышится звук [п]. Слово «гриб» можно проверить словом «грибы», слово «скрипка» – словом «скрипеть». Поэтому в слове «гриб» напишем букву «Б», а в слове «скрипка» – букву «П».

Написание сочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ нужно запоминать. В слове «щука» напишем букву «У», а в слове «снежинка» – букву «И».

Для обозначения мягкости согласного звука нередко используется буква «ь». Например, в словах «осень», «пальто», «дверь». Наличие в этих словах мягкого знака не является орфограммой, потому что без «ь» слова читаются по-другому, следовательно, и выбора написания нет. Зато «ь» не пишется в словах «свечка», «речной», «песня», несмотря на то, что в этих словах есть сочетание мягкого согласного звука с другим согласным. Определим признаки орфограммы: сочетания мягких непарных согласных [ч‵], [щ‵] с другими согласными и парные мягкие согласные перед другими мягкими согласными. Вспомним правило: «Мягкий знак не пишется в сочетаниях мягких непарных согласных [ч‵], [щ‵] с другими согласными и в сочетаниях парных мягких согласных с другими мягкими согласными» В словах «ручка» и «тушканчик» мягкий знак не пишется.

Следующая орфограмма связана с написанием заглавной буквы в именах собственных. Какие имена существительные относятся к собственным? Это имена, фамилии, отчества людей, клички животных и географические названия. Это и будет признаком орфограммы. Вспомним правило: «Собственные имена существительные пишутся с заглавной буквы». Сравним предложения:

Девочки кормили скворцов.

В нашем классе учится Юра Скворцов.

В первом предложении слово «скворцов» обозначает название птиц, поэтому именем собственным не является. Слово нужно написать со строчной буквы. Во втором предложении слово «Скворцов» обозначает фамилию мальчика. Это имя собственное, значит, писать его нужно с заглавной буквы.

Помните, что использование правил правописания делает вашу речь понятной для окружающих.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание. Собственные и нарицательные имена существительные.

Вставьте в предложения слова.

Во дворе много _____.

Дима _________ – мой лучший друг.

По дороге шло стадо _______.

Ко мне в гости пришёл Вася ________.

Для вставки: Баранов, баранов, Воробьёв, воробьёв.

Подсказка: вспомните, когда имена существительные пишутся с заглавной буквы.

Во дворе много воробьёв.

Дима Воробьёв – мой лучший друг.

По дороге шло стадо баранов.

Ко мне в гости пришёл Вася Баранов.

Задание. Подбор проверочных слов.

Подчеркните проверочное слово из трёх предложенных вариантов.

Лиса – лисичка, лисонька, лисята.

Снежок – снег, снегирь, снежинка.

Подсказка: вспомните, какие слова являются проверочными для слов с безударным гласным в корне слова.

Конспект урока по русскому языку «Правописание слов»(2 класс)

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Актуализация опорных знаний

Формирование темы и цели урока

Закрепление и обобщение изученного материала

На меня все посмотрели.

Встали ровно, тихо сели.

Открываем учебник на странице 104.Тема нашего урока: Правописание слов.

Выполняем упражнение 263.

Прочитай слова под каждой цифрой. По какому признаку слова объединены в эти группы?

Выпиши слова, в которых мягкий знак употребляется после шипящих:

В конце имён сущ. Женского рода в И.п.

На конце глаголов.

Укажите части речи, а также формы записанных глаголов.

Записать отрывок из сказки, вставляя гласные в личные окончания глаголов и раскрывая скобки.

Какие глаголы в тексте употреблены с приставками? Выдели их,

подчеркни в них орфограммы.

Открываем дневники, записываем домашнее задание стр 104.№264.

проявлять положительное отношение к учебному предмету;

уметь определять и формулировать тему и цель на уроке с помощью учителя;

уметь высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника;

выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме;

фиксировать в диалоге с учителем в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке

планирование учебного сотрудничества со сверстниками;

Осознанно строить сообщения в устной и письменной форме

Формировать интерес к учению

получать информацию из текста, выделять существенное;

проговаривать последовательность действий на уроке;

оценивать правильность выполнения действия;

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс повышения квалификации

Новые методы и технологии преподавания в начальной школе по ФГОС

  • Андриянова Ольга ВладимировнаНаписать 143 17.09.2018

Номер материала: ДБ-092649

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    17.09.2018 836
    17.09.2018 138
    17.09.2018 470
    17.09.2018 169
    17.09.2018 136
    17.09.2018 1814
    17.09.2018 158
    17.09.2018 209

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Более половины родителей не состоят в родительских чатах

Время чтения: 1 минута

Минобрнауки утвердило перечень олимпиад для школьников на 2021-2022 учебный год

Время чтения: 1 минута

ВШЭ перейдет на удаленку до конца года

Время чтения: 1 минута

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

В Хабаровске утвердили дополнительные школьные каникулы

Время чтения: 1 минута

Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


источники:

http://resh.edu.ru/subject/lesson/4280/conspect/

http://infourok.ru/konspekt-uroka-po-russkomu-yaziku-pravopisanie-slov-klass-3237905.html