Конспект урока по теме правописание безударных гласных в корне слова 5 класс ладыженская

Конспект урока » Правописание безударных гласных в корне слова»
план-конспект урока (5 класс) на тему

Конспект урока + презентация помогут Вам провести урок, в доступной форме раскрывая тему ученикам.

Скачать:

ВложениеРазмер
konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku_pravopisanie_bezudarnyh_glasnyh_v_korne_slova.docx130.9 КБ
prezentatsiya_pravopisanie_bezudarnyh_glasnyh_v_korne_slova.pptx468.79 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа

для детей с ограниченными возможностями здоровья «Злагода»

муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым

Конспект урока по русскому языку « Правописание безударных гласных в корне слова».

Подготовила: Гончарук Наталья Викторовна.

Тема: « Правописание безударных гласных в корне слова».

Образовательная : систематизировать и закрепить знания о правописании проверяемых и непроверяемых гласных в корне слова; формировать умение находить в корне орфограммы с безударными гласными в корне слова и владеть способами проверки.

Коррекционно-развивающая : коррекция логики мышления на основе упражнений в закреплении смыслового значения орфограммы.

Воспитательная: воспитывать культуру речи и письма.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, карточки с ответами загадок, презентация.

— Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль в порядке
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!

-А настроиться на работу нам помогут загадки, внимательно слуйшайте:

Весной — вода. (Снежинка).

— Всех поздравит от души —

Только адрес напиши. ( Письмо).

— По морю идет, идет,

А до берега дойдет и пропадет. ( Волна).

-Течет, течет – не вытечет.

Бежит, бежит – не выбежит. (Река).

-Брат с братом через дорогу живут,

А один другого не видит.( Глаза).

Учитель вывешивает правильные ответы с пропущенными гласными в корне- сн…жинка, п..сьмо, в…лна, р…ка, гл…за.

Актуализация опорных знаний.

-Ребята, посмотрите, какие буквы пропущены в словах?

-Можем ли мы с уверенностью сразу сказать какие гласные мы должны писать, например: п и/е сьмо, сн е/и жинка?

— Что мы должны сделать, чтобы правильно выбрать гласную?

Сообщение темы и цели урока.

-Сегодня на уроке мы с вами будем повторять безударные гласные в корне слова, будем учиться подбирать проверочные слова. Но для начала мы вспомним что такое « Корень слова», « однокоренные слова». ( Ответы детей).

На экране слова:

— Можно ли проверить безударную гласную в словах, расположенных слева, словами из правого столбика? Почему нельзя?

Вывод : при подборе однокоренных слов для проверки написания безударной гласной в корне необходимо учитывать значение слова.

— Какие гласные называются ударные? Правило стр.31.

Устно, упражнение 50 (закрепить правило).

Мы спортсмены хоть куда, (руки на поясе, повороты в стороны)

Это да, это да! (хлопки в ладоши)

Люби бегать, любим прыгать,

Приседать и отжиматься ( движения по тексту на месте)

И как рыбка выгибаться. ( упражнение «рыбка»)

Мы спортсмены хоть куда, (руки на поясе, повороты в стороны)

Это да, это да! (хлопки в ладоши)

Мы гантели поднимаем,

По дорожке мы шагаем,

Встали на пятки, затем на носки, ( движения по тексту)

Наши победы очень близки. (прыжки ноги вместе-врозь, хлопки рук над головой)

— Сейчас мы с вами немного размялись, позанимались физкультурой. Выполняли упражнения, как спортсмены. И у спортсменов тоже бывает разминка, только не в середине занятия, а перед ним. А как называется занятие у спортсменов? (Тренировка.) Кто проводит тренировку? (Тренер.) Что спортсмены делают на занятии? (Тренируются.) Итак, вы назвали три однокоренных слова. А теперь давайте запишем их в словарь трудных слов и запомним их правописание.

Тренер, тренировка, тренироваться.

-Так как же проверять безударные гласные в корне слова?

Чтение правила стр. 32.

-Так давай те же выведем алгоритм проверки безударных гласных в корне: Внимание на экран:

Работа с учебником..

Упражнение №51, стр. 32.

А теперь внимание на экран: Поднимаем руки и называем проверочные слова.

— Мы славно потрудились, но дома вы закрепите эту тему. Открываем дневники и записываем домашнее задание : стр.31-32 правила, упр.52.

Подведение итогов урока:

Оценивание. Учитель выставляет оценки, стимулирует малоактивных ребят.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

« Правописание безударных гласных в корне слова» Подготовила : Гончарук Н аталья В икторовна.

Организационный момент: Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок? Всё ль в порядке Книжка, ручка и тетрадка? Проверили? Садитесь! С усердием трудитесь!

Ответы на загадки: — сн …жинка -п… сьмо -в… лна -р… ка г л…за

Можно ли проверить безударную гласную словами –соседями? Почему? -Волна-вол -Травить — травы -Водитель- воды

Физическая минутка «Спортсмены» Мы спортсмены хоть куда, (руки на поясе, повороты в стороны) Это да, это да! (хлопки в ладоши) Люби бегать, любим прыгать, Приседать и отжиматься ( движения по тексту на месте) И как рыбка выгибаться. ( упражнение «рыбка») Мы спортсмены хоть куда, (руки на поясе, повороты в стороны) Это да, это да! (хлопки в ладоши) Мы гантели поднимаем, По дорожке мы шагаем, Встали на пятки, затем на носки, ( движения по тексту) Наши победы очень близки. (прыжки ноги вместе-врозь , хлопки рук над головой)

Словарная работа: -Тренер-специалист по тренировке спортсменов . -Тренировка- Занятие с целью совершенствования каких-либо навыков, умений . — Тренироваться- обучаясь , систематически упражнять себя в чём-либо.

Найди проверочное слово:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС.

Вниманию представлен конспект занятия по логопедии в 6 классе по теме:» Правописание безударных гласных в корне слов».

1. Организационныйы момент2. Работа с пословицей (настрой детей на работу).3. Постановка проблемы урока (вопросы, помогающие детям определить тему урока).4. Беседа по вопросам учителя.5. Работа над те.

Конспект урока «Правописание безударных гласных в корне слова» для учащихся 8 класса с ОВЗ. Данная тема позволяет заложить основы для воспитания орфографической зоркости. Систематическая работа над сл.

Технологическая карта урока.

Урок открытия «нового» знанияЦели урока: — деятельностные: создать условия для усвоения учебного материала, развивать внимание, восприятие, память, мотивировать на активно.

Тема. Правописание безударных гласных в корне слова.Цели: Образовательные:1) выявить условия действия правила правописания проверяемых безударных гласных в корне слова.Развивающие:1) развивать умение .

Конспект урока «Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова» (5 класс)

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

ТЕМА УРОКА: Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова

1) выявить условия действия правила правописания проверяемых безударных гласных в корне слова.

1) развивать умение анализировать изучаемое орфографическое правило.

2) развивать умение анализировать слова (написание и объяснение их) с изучаемой орфограммой, применяя соответствующее орфографическое правило.

1) формировать сознательное отношение к изучению русского языка на материале темы урока;

2) формировать интерес к изучению русского языка на материале темы урока.

1. Проверка домашнего задания.

2. Грамматический диктант.

1. Корень такой же, как у слова ЗВОНОК

2. Приставка такая же, как у слова ЗАВЕРНУЛ

3. Суффикс такой же, как у слова ЛЮБИТЬ

4. Второй суффикс такой же, как у слова ПРИШЁЛ

5. Окончание такое же, как у слова КРАСКА

(Получится слова ЗАЗВОНИЛА)

— Разберите слово по составу. Назовите орфограмму в слове зазвонила.

3. Объяснение нового материала.

Почему они так называются? (На доске записаны слова с пропуском букв.)

З..мляника, к..стяника, г..лубика, ..жевика, м..лина, ч..рника.

(Малина — исторически от «ма́лый».)

— Какая часть слова помогла вам определить его происхождение?

— Почему корень называется главной значимой частью?

— Какие значимые части слова вам известны?

4. Анализ записи на доске.

Сп..ши стихи — сп..ши на урок

пол..скать собачку — пол..скать бельё

зап..вать песню — зап..вать лекарство

— Корни слов звучат одинаково. Значит ли это, что они одинаково пишутся?

Учащиеся подбирают проверочные слова и делают вывод , что корни имеют разные значения.

5. Запишите слова с безударной проверяемой гласной в корне, подберите и запишите проверочные слова.

Серый горизонт светлел, уплотнялся. Мутные очертания предметов принимали чёткую форму. Панорама местности приближалась к глазам. На первом плане выделялись верхушки леса. За ним виднелась полоса поля. По нижнему краю поля тянулась волнистая линия переднего края.

6. Упражнение 31 (устно)

— В каждой подборке однокоренных слов найдите проверочное.

7. Вывод — чтение правила на стр. 19.

Учитель обращает внимание учащихся на номер правила. Правило № 1 — самое главное о правописания гласных в словах русского языка.

Ударение над гласной

Может букву сделать ясной.

В пропедевтических целях можно сообщить, что безударную гласную можно проверить в любой морфеме: приставке ( записать — за́пись ), суффиксе ( высота — высо́тка ), окончании ( о ветке — о земле́ ).

8. Самостоятельная работа. (Формирование навыка проверки.)

упражнение 30 — подбор однокоренных слов.

Задание можно выполнить частично по усмотрению учителя.

9. Объяснительный диктант.

Учащиеся выделяют корни с проверяемой гласной, объясняют графически выбор орфограммы.

В лесу тепло. Зеленеет трава. Какие тропинки! Какая задумчивость, тишина!

Кукушка осмелела. В темноте белеют берёзки. Весенний ручей запоздал, не успел совсем сбежать и теперь струится по зелёной траве.

Образец:

Необходимо предупредить учащихся, что к словам запоздалый, запоздал можно подобрать проверочные по́здно, по́здний . Нельзя использовать для проверки безударной гласной корня глагол опаздывать , в котором ёсть суффиксе – ыва — (- ива -). В глаголах с таким суффиксом в корне под ударением часто бывает а ( кормвыкармливать, спор — оспаривать ).

— Разобрать по составу глаголы.

Домашнее задание : § 8 — правило выучить, творческое задание: составьте текст из 5-7 предложений на тему «Осень», обозначьте изученную орфограмму, т.е.: подчеркните её, выделите корень, поставьте ударение.

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

  • Сейчас обучается 323 человека из 60 регионов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 746 человек из 78 регионов

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

  • Сейчас обучается 322 человека из 66 регионов

  • Сарапу Ирина ВладимировнаНаписать 17461 05.11.2015

Номер материала: ДВ-123806

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    05.11.2015 934
    05.11.2015 385
    05.11.2015 1366
    05.11.2015 2032
    05.11.2015 483
    05.11.2015 7164
    05.11.2015 590

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Минцифры предложило разработать «созидательные» компьютерные игры

Время чтения: 2 минуты

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Фальков поручил проверить знания студентов после нерабочих дней

Время чтения: 1 минута

Стартовал сбор заявок на студенческую олимпиаду «Я — профессионал»

Время чтения: 2 минуты

Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул

Время чтения: 1 минута

Минобрнауки утвердило перечень олимпиад для школьников на 2021-2022 учебный год

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Урок русского языка в 5-м классе по теме: «Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова»

Тема. Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова.

Цели:

  1. Открыть (вспомнить) закон правописания;
  2. Научиться применять закон на практике;
  3. Записать полученные результаты в исследовательский дневник;
  4. Познакомить с понятием «орфограмма».

I. Организационный момент.

II. Новый материал.

1. Постановка цели урока (слово учителя).

— Сегодня мы начинаем открытие законов русского языка. Вы сами будете открывать эти законы. Их мы будем записывать в ваш исследовательский дневник. Начнем с одного из самых важных законов русского языка. Вы должны вспомнить этот закон, применить его на практике и записать в исследовательский дневник.

А) Материал для исследования записан на доске.

— Вставьте в слова пропущенные гласные буквы.

— Запишите слова в тетрадь.

— Какую гласную букву вставили в первое слово?

— Кто написал правильно? (Поставьте на полях 1балл.)

— Кто ошибся? Исправьте.

Б) – Буква «И» — орфограмма. Орфограмма всегда подчеркивается одной чертой. Подчеркнем ее карандашом.

У каждого человека есть свое имя. Каждая орфограмма тоже имеет имя.

Назовите имя этой орфограммы. Мои вопросы помогут вам это сделать.

Вопрос 1. Почему мы сомневаемся в написании этой буквы? (Потому что она безударная)

Давайте обозначим это в слове.

Вопрос 2. В какой части слова находится безударная гласная? (В корне)

Назовите имя этой орфограммы. (Безударная гласная в корне слова.)

Почему в этом слове пишется данная гласная? (Проверочное слово …)

А сейчас назовите полное имя этой орфограммы. (Проверяемая безударная гласная в корне слова.)

Это и есть тема сегодняшнего урока. Мы не будем записывать ее в тонкую тетрадь, потому что запишем в дневник исследователя.

В) — Как вы думаете, куда лучше записать проверочное слово? Почему? (Перед словом, так как, чтобы не ошибиться в написании безударной гласной, нужно сначала подобрать проверочное слово.) Давайте запишем проверочное слово.

Орфограмму мы подчеркнули одной чертой, а как вы подчеркнете проверочную гласную? (Двумя чертами.)

Чем отличаются гласные в этих словах? (Ударением.) Поставим ударение.

В какой части слова находится проверочная гласная? (В корне.)

Г) – Мы проделали исследовательскую работу. А сейчас сформулируйте закон правописания проверяемой безударной гласной в корне слова.

Требования к любым законам русского языка:

  1. Закон должен отражать самое главное.
  2. Формулировка должна быть краткой.

(Спросить несколько человек)

— Кто лучше сформулировал закон?

За формулировку закона я ставлю оценки.

Сейчас нам нужно записать закон в дневник исследователя.

С чего мы должны начать запись первого закона русского языка?

(С записи имени орфограммы)

Какой пастой лучше записать имя орфограммы? (Красной)

Что главное в формулировке закона? (Проверяется ударением)

Какой пастой запишем? (Красной)

Проверяемые гласные в корне словаБезударная гласная в корне слова проверяется ударениеминит) Починить

(Единый) Объединяться

А сейчас проверьте вашу запись: безударная гласная в корне слова проверяется ударением.

Выучите этот закон.

Рассказать первый закон русского языка.(2-3 человека)

Упражнение 22(уч-к Рус. яз./ Ладыженская Т.А. и др.) Первая часть – вместе (По колонкам. Ошибка – ход другой колонке. Кто дальше продвинется?), вторая – самостоятельно.

IV. Домашнее задание.

Выучить закон русского языка (три примера!), упражнение 23(выполнить столбиком, проверочное слово – впереди), разбор по составу: холмистый, заглядеться, удивляться.


источники:

http://infourok.ru/konspekt-uroka-pravopisanie-proveryaemih-bezudarnih-glasnih-v-korne-slova-klass-550285.html

http://urok.1sept.ru/articles/312726