Конспект урока по теме правописание частей речи

Конспект урока по русскому языку для 4-го класса на тему: «Изменение и правописание частей речи»
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме

Конспект подходит для проведения уроков русского языка в 4 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
konspekt_russkii_4.odt13.19 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку для 4-го класса на тему: «Изменение и правописание частей речи»

  1. для презентации — компьютер, проектор, экран
  2. презентация
  3. учебник «Русский язык», автор Л. Я. Желтовская, 4 класс, часть 2.

Цели и задачи урока:

  1. Повторение, обобщение и систематизация сведений об изменении разных частей речи.
  2. Установление общих и разных форм частей речи.
  3. Обогащение словарного запаса учащихся.
  4. Работать над развитием речи учащихся.

Постановка цели урока.

— Сегодня мы с вами обобщим и систематизируем знания об изменении частей речи.

1. Узнавание частей речи по вопросу.

— Как вы думаете, можно ли «узнать» часть речи по внешним признакам?

— Откройте учебник с. 99, упр. 241. Прочитайте.

Бармаглот
Варкалось. Хливкие шорьки
Пырялись по наве.
И хрюкатали зелюки,
Как мюмзики в мове.

— Вы поняли, о чем речь в этом стихотворении?

— А можно ли определить, какой частью речи являются написанные слова?

— Как ? Давайте определим?

— Дома попробуйте «перевести» стихотворение со сказочного языка на русский или попробуйте составить свое четверостишье, используя такие же части речи.

2. Повторение об изменении частей речи. Составление таблицы.

— Какие значимые части речи встретились нам в стихотворении?

— Все ли изученные части речи изменяются по числам ? А по родам?

— Слова какой части речи можно изменить по временам? По лицам?

— Какие части речи изменяются по падежам?

— Слова каких частей речи можно отнести к склоняемым ? А к спрягаемым?

— Откройте учебник на с. 100, упр. 242. Доскажите предложения-

Просклонять слово — значит изменить его по : .

Проспрягать слово — значит изменить его по : .

3. Работа над развитием речи.

— Прочитайте загадку из упр. 243. О чем речь?

— Запишите загадку и отгадку, дополняя окончания частей речи.

— От чего зависит выбор формы зависимых слов в словосочетаниях и предложениях ?

— Давайте вспомним цвета радуги, вспомнив фразу об охотнике.

(«Каждый охотник желает знать, где сидит фазан»).

— Что вы можете сказать об этих словах? Что у них общего?

— Закройте глаза, представьте самую красивую радугу или вспомните радугу, которую вы видели.

Попробуйте руками показать, какая огромная она была.

5. Составление предложений из слов, данных в упражнении.

— Люди всегда любовались радугой, наблюдали за ней и даже составили народные приметы, связанные с погодой.

А сейчас попробуйте и вы составить эти приметы, используя слова, упражнения 245.

1. Утренняя, дождливая, предвещает, погода, радуга.

2. Предвещает, погода, вечерняя, радуга, хорошая.

3. Высокая, к, радуга, крутая, ветер.

4. Радуга, пологая, и, дождь, к, низкая.

— Проверка по предложениям.

— Запишите народные приметы в тетрадь.

6. Работа над развитием речи. Слова-антонимы.

— Вспомните, какие слова мы называем антонимами?

(Слова, противоположные по смыслу).

— Найдите в предложениях слова-антонимы. Проверка.

— Укажите над антонимами род и падеж.

4. Подведение итогов урока и домашнее задание.

— Знания об изменении каких частей речи мы с вами сегодня систематизировали?

(Имя существительное, имя прилагательное и глагол; о значимых частях речи)

— Дома, на основе обобщенных знаний выполните упражнение 241.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Этот урок знакомит учащихся с существенными признаками наречий и их ролью в нашей речи.

Тип урока: Урок развитие умений.Цель как деятельность учеников:ЛР: развитие умений производить разбор глагола как часть речи в соответствии с заданным порядком.ЛР: овладение навыков культуры устной ре.

Проект урока по русскому языку во 2 «А» классе.Тема: «Имя прилагательное, как часть речи. Словосочетание. Синонимы и антонимы»Программа: УМК «Занков», А.В. Полякова.

Урок по теме: «Правописание слов с удвоенными согласными» для учителей, работающих по программе «Школа России» по ФГОС.

Тип урока: изучение нового материалаЦели деятельности учителя: обратить внимание детей на наличие общих грамматических свойств у слов каждой части речи; показать роль слов каждой части речи в словесно.

Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС. В основе лежит системно- деятельностный подход, который опирается на принцип сотрудничества, делового партнерства учителя и учащихся.

Методическая разработка «Анализ урока по русскому языку » в 4 классе по теме «Изменение имен прилагательнх по падежам» включает в себя.

Разработка урока по русскому языку в 9–11-х классах на тему: «Правописание окончаний слов различных частей речи»

Тема урока: Правописание окончаний слов различных частей речи

Цели урока:

  • Повторить и систематизировать полученный в предыдущих классах разрознённый материал по правописанию окончаний существительных, прилагательных, причастий, глаголов.
  • Развивать творческое языковое мышление в применении алгоритмов выбора нужного окончания слова.
  • Закрепить навык быстрого и правильного решения задачи по выбору нужного окончания слова.

Задачи урока:

  • Изучить в системе правописание окончаний существительных, прилагательных, причастий и глаголов.
  • Тренировать навыки контроля над письмом и удержания внимания через слух, зрение, пишущую руку.
  • Тренировать память через систему специально подобранных примеров.

Оборудование урока:

  • Интерактивная доска. (Дополнительно перед каждым учеником могут располагаться монитор, клавиатура и графический планшет).
  • Распечатки сводного учебного материала по правописанию окончаний слов.
  • Необходимый для работы текстовый материал и используемые учителем учебники.
  • Как вариант также могут быть применены интерактивные задания, специально подготовленные учителем или взятые с сайта
  • «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»: http://school-collection.edu.ru/

Содержание урока:

I. Вступительное слово учителя

Организация русских слов – морфемная. Следовательно, собрав правила правописания слов в единый блок и распределив их по морфемам, мы существенно облегчим их изучение для последующего правильного и безошибочного написания любых слов. Нельзя забывать при этом о порядке изучения материала. Алгоритм рассуждения над той или иной проблемой – великая вещь!
Итак, в слове всего пять позиций, где может быть допущена орфографическая ошибка: приставка, корень, суффикс, окончание и стык приставки с корнем.

Начнём с окончаний слов. Перед Вами свод всех правил, касающихся окончаний имён существительных, имён прилагательных, причастий, глаголов (числительные и их окончания, а также местоимения будут рассмотрены отдельно).

II. Изучение нового материала

На экран интерактивной доски выводится сводный изучаемый материал. Учитель даёт краткие пояснения того, что видят учащиеся. Далее изучение нового материала проводится по трём блокам, из которых состоит сводный материал: «Окончания имён существительных», «Окончания имён прилагательных и причастий» и «Окончания глаголов».

I-й БЛОК ПРАВИЛ: ОКОНЧАНИЯ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

1 скл.
сущ. м. и ж. р.
на -а/-я

2 скл.
сущ. м. р. без оконч.,
сущ. ср. р. на -о/-е

3 скл.
сущ.ж. р.
на Р.

Д.

П.

сущ. на -ий
(солярий)

сущ. на -ие
(здание)

сущ. на -ия
(армия)Р.

Д.

П.

Примечание: существительные на -мя и слово путь в Р., Д . и П. имеют -И.

Упражнения к I-му блоку

1. Перепишите, раскрывая скобки. Укажите склонение существительных и их падеж.

Идти по (дорога), играть на (рояль), мечтать об (осуществление) (идея), работать на (строительство) (дорога), путешествовать по (Сибирь), драться на (дуэль), приехать к (дочь), побывать на (стройка), участвовать в (экспедиция), рассказать о (путешествие) по (Кубань), находиться в (веденье), замереть в (восхищение), встретиться на (конференция), спорить о (поэзия), побывать в (Астрахань), выступать на (сессия), подготовиться к (жатва).

2. Вставьте нужное окончание.

1. В юност.. Вальгану пришлось присутствовать при внезапном раскрыт.. таланта. (Т.Н.) 2. Слух о поражени.. шёл по долин.. со зловещей быстротой. (Ф.) 3. Он [партизан] сидел на площад.. возле дорог. уставившись в землю мутными глазами и в слепом отчаяни.. слал патрон за патроном в белёсую утреннюю мглу. (Ф.) 4. Море ловит стрелы молний и в своей пучин.. гасит. (М.Г.) 5. Самое лучшее в вашем положени.. – бежать отсюда. Но, к сожалению, это бесполезно.. . Вам остаётся одно: успокоиться на мысл. что ваше пребывание здесь необходимо. (Ч.) 6. Покорно мне воображенье в изображень.. серых глаз. В моём тверском уединень.. я горько вспоминаю Вас. (Ахм.). 7. В отличи.. от ферментов витамины являются низкомолекулярными веществами.

II-й БЛОК ПРАВИЛ: ОКОНЧАНИЯ ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ И ПРИЧАСТИЙ

Пояснение к блоку

Окончания качественных и относительных прилагательных и причастий совпадают с окончанием вопроса какой?, поставленного от определяемого слова: Он [Ромашов] шёл теперь вдоль свекловичного (какого?) поля. Низкая толстая ботва пестрела путаными белыми и чёрными (какими?) пятнами под ногами (Купр.); Поднимающееся (какое?) солнце освещало поля. Искл.: безударные окончания мужского рода именительного и винительного падежей: (какой?) дремучий лес, скромный вид, стелющийся туман.
Окончания притяжательных прилагательных на -ий, ,-ье, -ья, -ьи совпадают с окончаниями вопроса чей?, поставленного от определяемого слова: птичьи (чьи?) песни, гул ребячьих (чьих?) голосов, помещичья (чья?) усадьба. Искл.: окончания мужского рода именительного и винительного падежей: (чей?) охотничий нож, вижу помещичий дом.

Упражнения ко II-му блоку

3. Вставьте пропущенные буквы. Окончания прилагательных и причастий проверяйте вопросами.

Он [Назанский] стоял теперь перед Ромашовым и глядел ему прямо в лицо, но по мечтательн.. выражению его глаз и по неопределённ.. улыбке, блуждавш.. вокруг его губ, было заметно, что он не видит своего собеседника.. . Золот.. волосы падали крупн.. цельн.. локонами вокруг его высок. чист.. лба; густ. четырёхугольн.. формы, рыж. небольш.. борода лежала правильн.. волнами, точно нагофрирован. и вся его массивн.. и изящн.. голова, с обнажённ.. шеей благородн.. рисунка, была похожа на голову одного из тех греческ.. героев или мудрецов, великолепн.. бюсты котор.. Ромашов видел где-то на гравюрах. Ясн. чуть-чуть влажн.. голуб.. глаза смотрели оживлённо, умно и кротко. Даже цвет этого красив. правильн.. лица поражал сво.. ровн. нежн. розов.. тоном. (А.И. Куприн.)

4. Перепишите, раскрывая скобки. Окончания притяжательных прилагательных проверяйте вопросом.

Плыть на (рыбачий) лодке, надеть (лисий) шубу, подойти к (помещичий) усадьбе, идти по (волчьи и лисьи) следам, слушать (птичий) пение, увидеть (заячий) следы.

III-й БЛОК ПРАВИЛ: ОКОНЧАНИЯ ГЛАГОЛОВ

Под ударением в окончаниях глаголов настоящего и будущего времени пиши то, что слышишь.
Безударные личные окончания форм настоящего и будущего времени глаголов зависят от спряжения.
Например, нам нужно определить окончание в глаголе 2-го лица пиш..шь (-ешь или —ишь ?).

Алгоритм нахождения правильного безударного личного окончания глагола по его спряжению:

1. Поставь глагол в неопределённую форму (что делать?) (например, писать).
2. Выдели последние три буквы в найденной неопределённой форме глагола (писать).
3. Сопоставь эти три буквы со следующим правилом о спряжениях глагола:
«Ко II-му спряжению относятся все глаголы, оканчивающиеся в неопределённой форме на -ить, кроме глаголов: брить, стелить;
7 глаголов на -еть: смотреть, видеть, ненавидеть, терпеть, обидеть вертеть, зависеть;
4 глагола на -ать: слышать, дышать, гнать, держать.
Все остальные глаголы (на что бы они не оканчивались в неопределённой форме) относятся к I-му спряжению».

(В нашем примере глагол писать оканчивается на -ать. Этот глагол не входит в группу исключения на -ать для II-го спряжения. Следовательно, он относится к I-му спряжению.)

4. Выбери нужное окончание по нижеприведённой таблице в соответствии со следующей схемой:

Примечание: окончания в 1-м лице ед. ч. не вызывают сложностей в написании.
Во 2-м лице единственного числа в I-м спряжении надо писать окончание -ешь.
Получаем результат –

Упражнения к III-му блоку

5. Определите спряжение данных глаголов. Укажите формы 2-го лица единственного числа и 3-го лица множественного числа.

Образец. Строить (И) – строишь, строят.

Сеять, ознакомить, веять, гнать, стелить, ненавидеть, слышать, колоть, таять.

6. Вставьте пропущенные буквы. Укажите спряжения глаголов.
1. Плещ..шь ты, куда захоч..шь, ты морские камни точ..шь, топ..шь берег ты земли, подымаешь корабли. 2. Князь у синя моря ход..т, с синя моря глаз не свод..т. 3. Люди из моря выход..т и себе дозором брод..т! 4. Свет наш солнышко! Ты ход..шь круглый год по небу, свод..шь зиму с тёплою весной, всех нас вид..шь под собой. Аль откаж..шь мне в ответе? 5. Ветер, ветер! Ты могуч, ты гоня..шь стаи туч, ты волну..шь сине море, всюду ве..шь на просторе, не бо..шься ничего, кроме Бога одного. (АС. Пушкин.)

7. Образуйте от данных глаголов формы прошедшего, настоящего или будущего времени. Укажите спряжение.

Образец. Видеть (II) – видел, видит.

Ненавидеть, сеять, строить, обидеть, веять, клеить, таять, зависеть, значить, душить, надеяться.

III. Закрепление изученного материала

Диктант (с последующей самопроверкой)

1. Ты знаешь, я томлюсь в неволе, о смерти Господа моля. Но всё мне памятна до боли тверская скудная земля. (Ахм.) 2. В безлюдье улиц, в феерическом и мертвенном свете обычные дома приобретали торжественность и пышность. (Г.Н.) 3. Жук заметался в отчаянии. (Пауст.) .) 4. Я посвящаю эту книгу России. (Пауст.) 5. Гаврилу охватила волна воспоминаний о своей деревеньке, сбегавшей по крутой горе вниз к речке, скрытой в роще. (М.Г.) 6. В отличие от таких исторических деятелей, как Наполеон, Александр, которые стремятся к славе, власти, Кутузов в изображении Толстого чужд мечтам о величии, способен понять простого человека. 7. Грибники медленно щли от берёзы к берёзе, от осины к ели. 8. Лесное хозяйство находится в веденье егеря. 9. Из окон низеньких белых домов кое-где струился туманными прямыми полосами свет и длинными косяками ложился на жёлто-бурую блестящую землю. (Купр.) 10. Шестой урок в этот день был настоящей пыткой для новичков. (Купр.) 11. В мужичьих голосах не чувствовалось злобы. (Ф.) 12. Человек в барсучьей папахе уставился на путёвку. (Ф.) 13. Мы жили в доме, доставшемся нам от матери. 14. И долго ещё раскрасневшиеся юноши и девушки не выпускали Петра Максимовича и просили, чтобы он рассказал ещё что-нибудь о лесах. (Пауст.) 15. Туристы любовались водопадом, искрящимся на солнце. 16. В посёлке, растянувшемся вдоль моря, жили рыбаки. 17. Повезут, так поедем, а не повезут, хоть поспим до утра. 18. Синцов сказал, что он, действительно, ищет какую-нибудь часть. 19. Снег быстро тает на солнце. 20. В очках он видит хорошо. 21. Больной тяжело дышит. 22. Где строишь, там и роешь. (Посл.) 23. Пашню пашут – руками не машут. (Посл.) 24. Вы пишете с ошибками. 25. Вам это только кажется. 26. Больному неможется. 27. Весной невольно улыбаешься солнцу и свету. 28. Потерянного времени не воротишь.

IV. Домашнее задание

Изученный теоретический материал знать. Раздать заранее приготовленный и напечатанный на бумаге текстовый материал с пропущенными окончаниями разных частей речи. (Можно использовать дискеты или флешки, если позволяет оборудование класса и наличие компьютеров или доступ к ним в домах учащихся). Нужно вставить окончания и объяснить устно и графически своё решение.
Как вариант подобрать по учебнику упражнения или часть их в определённой пропорции с аналогичными заданиями и поручить ознакомиться с соответствующими изученной теме параграфами учебника, сравнив с приведённым здесь материалом.
Устно дать ответ на вопрос: какой из предлагаемых способов освоения правильного написания окончаний слов представляется Вам более приемлемым и лёгким?

P.S. В качестве домашнего задания можно творчески использовать следующий материал.

1. Вальган уже не говорил о велич.. жизн.. и смерт.. . (Г.Н.) 2. Так жила Тина, замерев в ожидан.. и по-прежнему веря в торжество справедливост.. . (Г.Н.) 3. Бахирев вдруг остро позавидовал красот. юност. беспечност. лёгкост.. походк. стройност.. тела. Что-то незнакомое и небывалое чудилось ему в самостоятельност. лёгкост.. и спокойств.. этой женщин.. . Всё женское, копившееся годами, вдруг вырвалось, расцвело, раскрылось в дрож.. тенистых ресниц, в блеск.. глаз, в новом изгиб.. приоткрытых губ. (Г.Н.) 4. Генерал представлял себе, как в скором времен.. будет сидеть в Имперской канцеляр.. в Берлин.. на совещан.. . (Пауст) ) 5. Ольга Ивановна сидела за перегородкой на кроват.. и, перебирая пальцами свои прекрасные льняные волосы, воображала себя то в гостиной, то в спальн. то в кабинет.. мужа. (Ч.)
6. Приезд Морозки нарушил душевн.. равновесие, установивш..ся в Мечике под влиянием ровн. безмятежн.. жизни в госпитале. (Ф.) 7. Вальган говорил о провале месячн.. плана, случивш..мся на заводе впервые за десятилетие. (Г.Н.) 8. Кареглазый поднялся с гибкостью разогнувш..ся лозы и заговорил быстро, громко, негодующе. (Г.Н.) 9. Очнулся он [Морозка] от дробн.. конск. топота, внезапно вырвавш..ся из-за бугра. (Ф.) 10. Он [Мечик], задыхаясь, свалился за перв.. попавш..ся кустом. (Ф.) 11. На покрививш..ся стогу уныло, по-сиротски примостилась ворона и молчала. (Ф.) 12. Вечером первого октября Климович сидел у себя в штабе бригады, в избе, снаружи покосивш..ся и грязн. а внутри дочиста выскобленн.. . (Сим.) 13. Ровн.. мягк.. свет струился по опавш.. листве, и яблони, отсвеченн.. по краям, стояли в нём странн.. и золот.. . (Ф.)
14. Дирекция наход..тся на втором этаже. 15. Снег быстро та..т на солнце. 16. Стел..тся туман. 17. Спортсмены стро..тся в шеренги. 18. Удача завис..т от многого. 19. Пёс громко ла..т. 20. В очках он вид..т хорошо. 21. Хищник чу..т добычу. 22. Больной тяжело дыш..т. 23. Футболисты бор..тся за звание чемпионов. 24. Где стро..шь, там и ро..шь. (Посл.) 25. Пашню паш..т – руками не маш..т. (Посл.) 26. Вы пи?ш..те с ошибками. 27. Выберите покупку. Когда выбер..те, выпишите чек. 28. Вам это только каж..тся. 29. Больному немож..тся. 30. Весной невольно улыба..шся солнцу и свету. 31. Когда выраст..те, наверное, вспомн..те мои слова. 32. Снег та..т на солнце. 33. Потерянного времени не ворот..шь. 34. Когда выпиш..те из текста определения, сверьте с таблицей. 35. Когда выполн..те все приведённые здесь упражнения, науч..тесь быстро и правильно писать окончания слов.

Конспект урока по русскому языку на тему «Повторяем правописание частей речи» ( 2 класс)

Тема « ПОВТОРЯЕМ ПРАВОПИСАНИЕ ЧАСТЕЙ СЛОВА»

Цель : создать условия для тренинга по применению полученных знаний в новых условиях

Задачи: продолжить учить применять правила правописания частей слова

Познавательные УУД – умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; осуществляют выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Регулятивные УУД – оценивают правильность выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке; осуществляют самоанализ успешности участия в учебном диалоге; вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; формулируют простые выводы.

Коммуникативные УУД – строят понятное для слушателей высказывание, задают уточняющие вопросы, соблюдают нормы речевого
этикета

Личностные УУД – применяют приобретенные навыки в практической деятельности; используют усвоенные приемы работы для решения учебных задач; стремятся к достижению положительных результатов труда; осуществляют самоконтроль при выполнении письменных заданий с внесением корректировки неточностей и ошибок

-Садитесь. Откройте тетради, запишите число, классная работа.

2. Вхождение в тему. Мотивация .

— Откройте учебник Урок 85. Прочитайте, как называется раздел, который мы будем изучать «Правописание» Давайте поставим цель, что мы будем делать сегодня на уроке (Мы будем учиться грамотно писать, без ошибок) Прочтите тему , что именно мы будем писать без ошибок?

Части слова. А какие вы знаете части слова?

А как вы считаете, самая главная часть слова- это…? Докажите. А что такое корень? А могут ли в корне быть опасные места? А чем они опасны, как их можно назвать по другому? (орфограммы) Какие орфограммы, которые встречаются в корне вы знаете? Вы умеете их находить и проверять.(Да)

4. Работа в парах . Исследовательская работа

Возьмите предложенные вам карточки, прочтите задание. Вам удобно решать эту проблему одному или советоваться в паре? Объединитесь в пары и выполните задание.

2.Выделите ту часть слова, в которой пропущена буква

3.Вставьте пропущенную букву, докажите свой выбор( рядом запишите проверочное слово)

3. Чем похожи все эти слова? Как называется пропущенная орфограмма? Как проверить эту орфограмму? Сделайте вывод.

Вывод. Эти слова___________________________________________________________

Пропущенная орфограмма в этих словах_______________________________________

2.Выделите ту часть слова, в которой пропущена буква

3.Вставьте пропущенную букву, докажите свой выбор( рядом запишите проверочное слово)

4. Чем похожи все эти слова? Как называется пропущенная орфограмма? Как проверить эту орфограмму? Сделайте вывод.

Вывод. Эти слова___________________________________________________________

Пропущенная орфограмма в этих словах_______________________________________

2.Выделите ту часть слова, в которой пропущена буква

3.Вставьте пропущенную букву, докажите свой выбор( рядом запишите проверочное слово)

4. Чем похожи все эти слова? Как называется пропущенная орфограмма? Как проверить эту орфограмму? Сделайте вывод.

Вывод. Эти слова___________________________________________________________

Пропущенная орфограмма в этих словах_______________________________________

А в каких частях слова могут встречаться ещё орфограммы? ( в приставке , в суффиксе, окончании) А какие орфограммы вы уже знаете?

Выберите слова с этой орфограммой

п.текло, звоноч.к, н.рисовал, медвеж.нок, лист.к, грач.нок

5. Орфографическая минутка ( на слайде)

Д.бежал, ключ.к, з.скрипел, радос.ный, кни.ка, загл.нул, скворч.нок.

Проверьте. Кто справился без ошибок Молодцы! Оцените себя. У кого 1,2 ошибки встаньте. В каких словах ты ошибся ? а почему? Оцените себя. У кого 3 ошибки . Я желаю вам удачи. И думаю, что на следующем уроке вы исправите все свои ошибки.

Самостоятельная работа Т.2 с.5,6 упр.4, по выбору( проверю после урока, поставлю оценки)


источники:

http://urok.1sept.ru/articles/565451

http://infourok.ru/konspekt-uroka-po-russkomu-yaziku-na-temu-povtoryaem-pravopisanie-chastey-rechi-klass-1661718.html