Конспект урока по теме правописание глаголов 4 класс

конспект урока «Правописание глаголов» в 4 классе
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Тема урока

«Правописание глаголов»

Тип урока: обобщение знаний.

Форма проведения: деловая игра.

1. Создать условия для обобщения учащимися знаний правописания глаголов;

2. Организовать деятельность учащихся по формированию умения применять полученные знания о глаголе в практической деятельности;

3. Учить детей писать личные окончания глаголов, правильно употреблять их в речи;

4. Формировать у учащихся коммуникативные умения.

Оборудование: таблички «Отдел писем», «Отдел новостей», «Отдел информации», » Отдел рекламы», плакаты — рубрики для газеты «Глагол»; презентация»Правописание глаголов».

План урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний. Определение целей урока.

III. Работа по отделам.

IV. Подведение итогов. Выпуск газеты «Глагол».

Скачать:

ВложениеРазмер
urok_pravopisanie_glagolov.doc141.87 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №7 города Ярцева.

Открытый урок по русскому языку

по теме «Правописание глаголов».

Учитель: Дадаян Алла Суреновна

Тема: Правописание глаголов.

  1. создать условия для обобщения учащимися знаний правописания глаголов;
  2. формировать умения применять полученные знания о глаголе в практической деятельности;
  1. учить писать личные окончания глаголов, распознавать спряжение глаголов по неопределённой форме, грамотно использовать глаголы в речи;
  2. формировать у учащихся коммуникативные умения.

Тип урока: обобщающий.

Форма проведения урока: деловая игра.

Оборудование: мультимедиа, таблички с названиями отделов: «Отдел писем», «Отдел информации», «Отдел рекламы», «Отдел новостей», толковые словари русского языка, карточки с заданиями.

I. Организационный момент.

«Вот звонок нам дал сигнал: поработать час настал.

Так что время не теряем

и работать начинаем».

II. Повторение пройденного материала.
Сегодняшний урок я начну с загадки.

«Лист бумаги по утрам

На квартиру носят к нам, На одном таком листе Много разных новостей»

Дети, а значение этого слова вам всем понятно?

Давайте найдем в толковом словаре, что такое газета .

(Газета — периодическое издание в виде больших листов, обычно ежедневное

посвященное событиям текущей жизни).

Урок русского языка предлагаю провести в форме деловой игры, которая

называется «Заседание редакционного совета газеты».

А теперь давайте попробуем определить название нашей газеты. Это очень

важно, потому что именно такой будет тема нашего урока.

Внимание на экран.

Убрав буквы, которые обозначают глухие согласные звуки, определим тему

Что получилось? Глагол

Ребята, что в газете нужно рассказать о глаголе? (как устроена эта часть речи,

какие ошибкоопасные места таит в себе, надо рассказать что-то интересное,

чтобы увлечь читателя).

Каждый из вас, ребята, будет работником определённого отдела. Отделы эти

называются так: «Отдел писем». «Отдел информации», «Отдел рекламы»,

Редколлегиям этих отделов предстоит выпустить газету с таким необычным

Для того, чтобы выяснить, какое место занимает глагол в сравнении с другими

частями речи, вам дома надо было провести небольшую исследовательскую

работу: кайти в орфографическом словаре глаголы, существительные,

прилагательные, наречия на букву «в» и подсчитать их количество.

Да, ребята, по частоте употребления глагол занимает почетное второе место

после имени существительного.

III. Итак, мы приступаем к работе. Заседанием, ребята, кто-то должен
руководить. Вы не против, если главным редактором буду я? И на правах
главного редактора познакомлю вас с руководителями отделов:

  1. Отдел рекламы- Мещеряков Глеб
  2. Отдел информации- Парасотченко Богдан
  3. Отдел писем- Сивцова Наталья
  4. Отдел новостей- Коньшина Полина

IV. В отдел информации нужно подать сведения о глаголе, ответив на вопросы:
Что такое глагол?

Что он обозначает?

На какие вопросы отвечает?

(Обращаюсь в отдел информации: «Устраивает ли вас качество материала?»

Я хочу, чтобы все отделы работали дружно, помогали друг другу, так как мы

делаем одно общее дело.

Работаем по отделам. Руководители, раздайте карточки.

Отдел информации. Задание

Прочитайте стихотворение. Найдите в стихотворении все глаголы. Запишите их в неопределённой форме. «Интересная часть речи В русском языке живёт, Кто что делает расскажет, Чертит, пишет иль поёт, Вышивает или пашет, Или забивает гол, Варит, жарит, моет, чистит-Всё расскажет нам глагол.»

Вам необходимо прорекламировать разнообразие глаголов.

Объясните значение подчёркнутых слов.

За столом сказала мать: «Хватит языком болтать!»

А сынишка осторожно: «А болтать ногами можно?»

(О многозначности глаголов).

Соедините фразеологизмы с близким по значению глаголом.

Конспект урока по русскому языку в 4 классе «Правописание глаголов»

Конспект урока по русскому языку в 4 классе «Правописание глаголов»

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку в 4 классе «Правописание глаголов»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа посёлка Дружба

по русскому языку в 4 классе

Рыбакова Юлия Валерьевна

учитель начальных классов

2016 – 2017 уч. г.

Тема: Правописание глаголов.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и умений

Цель урока: обобщение, повторение и систематизация знаний учащихся о правописании глаголов.

обобщить знания учащихся по теме «Глагол»;

закрепить навыки правописания глаголов.

развивать умение применять теоретические знания на практике;

– развивать умение работать в группах, активность обучающихся;

– развивать орфографическую зоркость, мышление и внимание.

– воспитывать дружеские отношения между детьми и самостоятельность.

уметь создавать благоприятную дружескую атмосферу вокруг себя, принимать активное участие на уроке и быть воспитанным.

уметь правильно употреблять глаголы в устной речи и безошибочно их писать;

уметь планировать свою деятельность: формулировать тему урока, ставить перед собой цель, контролировать свои действия и делать выводы;

уметь сотрудничать, договариваться о последовательности действий и результате, учиться представлять другим ход работы и ее результат, слушать мнение других.

Технологии: технология критического мышления, технология сотрудничества.

Методы: словесный, частично-поисковый, демонстрационный, наглядный.

Средства обучения: «Русский язык 4 класс» Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч.

С.В. Иванов, М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко и др. – М.: Вентана-Граф, 2014 г.

Формы организации работы на уроке: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, карточки, задания для групп.

2. Актуализация знаний.

3. Мотивация учебной деятельности учащихся

5. Практическое применение знаний и умений

Прозвенел уже звонок, начинается урок.

Все к соседям повернитесь и друг другу улыбнитесь.

Настроение у нас отличное, а улыбки — дело привычное.

Пожелаем друг другу добра, ведь урок начинать нам пора.

-Мы начинаем урок русского языка.

— Запишите число, классная работа.

Тренировка для ума- словарная работа

— Вставьте пропущенные буквы в словарные слова на карточке.

— Выполните взаимопроверку по слайду. Поставьте оценку товарищу.

Формулировка учащимися темы и цели урока

— Подумайте, какое слово лишнее. Почему?

— Что такое глагол?

— Оказывается, слово «глагол» не всегда обозначало часть речи. Известный русский писатель и знаток русского языка, автор знаменитого «Толкового словаря живого великорусского языка», так объясняет значение слова «глагол»… Прочитайте на экране.

— От существительного «глагол» образовалось сейчас уже устаревшее слово «глаголать», значит говорить, сказывать. В современном русском языке существует однокоренное слово «разглагольствовать».

Прочитайте, что оно обозначает. Надеюсь вы на уроке будете не разглагольствовать, а активно работать.

— Какова была тема прошлого урока?

-Какие именно орфограммы повторяли- видно на нашем солнышке. Перечислите их.

— Но солнышко сияет только наполовину. Кто догадался, почему?

Как вы думаете, нужно ли продолжить сегодня работу по теме: Правописание глаголов? Для чего?

— Какова цель урока?

— Как и на прошлом уроке, каждая орфограмма- это один лучик нашего солнышка. Какие именно орфограммы будем повторять вам подскажут задания на уроке. Я уверена, что солнышко осветит вам путь к знаниям и поможет преодолеть все трудности.

А сначала Минутка чистописания. Проверили посадку.

— Пишем букву «в» заглавную в соединении со строчной. (Учитель показывает на доске). Подчеркните самую красивую пару.

Герой Н. Носова Незнайка, попробовав себя в роли поэта, сочинил следующие слова:

Она мне очень нравица.

— Что вы можете сказать о творении Незнайки? Есть ли ошибки?

— Какого правила он не знает?

— Как называется эта орфограмма?

— Добавим ещё один лучик к солнышку.

— Что нужно сделать, чтобы правильно написать глагол с такой орфограммой?

— Сформулируйте правило проверки этой орфограммы.

— Исправьте эту ошибку. Докажите.

Глеб сделает за доской фонетический разбор слова «весна», а мы потом проверим.

— Прочитайте двустишие хором. Какие ещё орфограммы здесь есть?

— Почему вторая строчка написана с заглавной буквы?

— Почему нужно поставить!

— Запишите двустишие по памяти.

— Проверим фонетический разбор. Просигнальте, кто согласен. Молодец.

— Найдите упражнение1 на стр. 40. Прочитайте стихотворение хором.

— Что значит «присоседится»?

— Выпишите только глаголы, Заменяя транскрипцию буквенной записью, подчеркните орфограммы.

— Максим работает за доской.

— Почему не выписал слово «медведица»?

— В какой форме употреблены глаголы? Запишите.

— Разберите глагол по составу.

— Каким способом он образован?

— О какой медведице идёт речь в стихотворении?

— Оказывается медведицу можно увидеть и на ночном небе в созвездии. Оно так и называется «Большая медведица»- большой ковш. По нему можно определить направление на север. Молодец!

Грамоте учит(?)ся всегда пригодит(?)ся.

Кто любит трудит(?)ся, тому без дела не сидит(?)ся.

— Какая орфограмма пропущена?

Работаем в паре. Не забывайте про правила общения.

— Посоветуйтесь с товарищем, как написать правильно.

— Выпишите с новой строки только глаголы, в которых нужно написать ь перед -ся.

-Проверяем, объясните написание. Сигналим, кто согласен.

— В какой форме стоят эти глаголы? Запишите.

— Какая ещё орфограмма правописания глаголов есть в пословицах?

— Добавим ещё один лучик к солнышку.

— Какое правило знаете?

— Как вы понимаете смысл второй пословицы? Замените предложением. Трудолюбивый человек не сидит без дела.

Алина запишет предложение с комментированием на доске и выполнит синтаксический разбор. Все работают в тетрадях, кто хочет разбирает предложение самостоятельно. Молодец!

— Мы тоже без дела не сидим, но нужно и отдыхать.

— Встали. Поиграем. Я буду называть глаголы с частицей «не». Если она пишется с глаголом раздельно- вы приседаете, если слитно- подпрыгиваете на месте. Будьте внимательны! Молодцы!

— Определите вид орфограммы.

— Добавим ещё один лучик к солнышку.

— В каких формах здесь употреблены глаголы.

— В какой ещё глагольной форме может быть шипящий на конце?

(Если позволит время) Запишите предложение:

Нужно беречь родную природу!

— В какой форме стоит глагол?

Поработаем в группах. Помните о правилах общения!

Упражнение 2 со страницы 41.

1 гр.- найдите и выпишите крупно на лист только глаголы неопределённой формы

2 гр.- глаголы 2 лица ед. ч.

3 гр.- глаголы в повелительном наклонении.

— Проверяем. Представитель каждой группы защищает общее решение. Молодцы!

— Прочитайте четверостишие хором.

В от уж снег последний в поле та ,

Т еплый пар восход от земли,

И кувшинчик синий расцвета

И зовут друг друга журавли. ( А. К. Толстой)

— Определите вид орфограммы.

— Добавим ещё один лучик к солнышку.

— Как правильно написать безударное окончание глагола?

— Какие глаголы относятся ко 2 спряжению, к 1 спряжению?

Выпишите из стихотворения только глаголы, объясните написание окончаний. Определите и подпишите спряжение у глаголов.

А теперь поиграем, но с пользой. На слайде нужно вставить безударное окончание глагола, но сначала объяснить. По одному выбегаем и вставляем. Молодцы!

— Давайте подведём итог урока.

— Какова была тема урока, цель?

— Достигли ли вы поставленной вначале урока цели мы узнаем после выполнения вами теста по теме урока. Тест имеет 2 уровня сложности. У каждого из вас свой тест. Выполняйте.

— Проверяем по ключу на слайде.

— Кто не допустил ни одной ошибки? Молодцы.

Дома ещё поработайте по теме: Правописание глаголов.

— Задание можете выбрать по уровню сложности.

Посмотрите на экран. Выберите смайлик, который соответствует вашему самоопределению вашей деятельности на уроке и нарисуйте свой. Покажите свои смайлики-солнышки. Как ясно стало в нашем классе- на доске светит яркое солнышко, потому что все орфограммы повторили, и ваши солнышки улыбаются, значит хорошо поработали.

— И я довольна вашей работой. Ребята получают оценки: …

-Спасибо за работу!

Дети записывают с комментированием.

Дети работают по карточкам.

-Желать- глагол, а остальные слова являются другими частями речи

Рассказывают правило о глаголе.

Дети читают с экрана.

Дети перечисляют названия орфограмм, которые повторили.

-Есть ещё орфограммы написания глаголов, которые изучили, но не повторили.

-Да, чтобы не ошибаться при написании глаголов.

-Повторить другие орфограммы написания глагола.

-Незнайка допустил ошибку при написании глагола.

— Когда пишется –тся, а когда

–ться в глаголах.

— Правописание –тся и –ться в глаголах.

-Если в вопросе есть ь, пишем -ться, если нет ь- пишем -тся.

— Что делает? Нравится.

Один ученик работает за доской.

-Весна- вёсны, красавица- красный.

— Так оформляется стихотворный текст.

— Это восклицательное предложение.

Дети пишут по памяти.

Проверяют разбор, сигналят.

Дети читают хором

Один ученик работает за доской

— Уляжется, присоседится – что сделает? – в вопросе нет ь, значит и в глаголе не пишем.

— Это имя существительное.

Ученик разбирает глагол по составу. Образован приставочно-суффиксальным способом.

Рассматривают созвездие на слайде

Дети читают пословицы на слайде.

-Написание -тся, -ться в глаголах.

Работают в паре.

Дети проверяют, объясняют написание, сигналят.

— В неопределённой форме.

— Написание частицы «не» с глаголами.

— Частица «не» с глаголом пишется раздельно, кроме слов, которые без «не», не употребляются.

Записывают предложение, выполняют синтаксический разбор. Проверяют.

Дети выполняют движения.

Дети читают пословицы на слайде.

— Мягкий знак после шипящих на конце глаголов.

— В любых глагольных формах после шипящих на конце пишется ь

— Поспешишь, насмешишь- 2л. ед. ч. Отрежь- повелительное наклонение.

Один ученик работает у доски.

— В неопределённой форме.

Дети работают в группах.

Представитель каждой группы прикрепляют листы и защищает общее решение.

Дети читают хором

— Безударное окончание глаголов.

— Поставить глагол в начальную форму, определить спряжение, вспомнить окончание глагола в этом спряжении.

Дети хором рассказывают правило.

Дети в тетрадях и по одному у доски выполняют задание, определяют и подписывают спряжение у глаголов.

Дети по одному выбегают и вставляют окончания глаголов.

— Повторить орфограммы написания глагола.

Дети выполняют тест.

Проверяют по ключу на слайде.

Дети рисуют ротик смайлику, показывают учителю.

Конспект урока по русскому языку «Правописание глаголов» 4 кл

Тема: Правописание глаголов

Цели: создать условия для обобщения учащимися знаний правописания глаголов;

организовать деятельность учащихся по формированию универсальных учебных действий вида:

регулятивных, познавательных, личностных учебных действий, коммуникативных учебных действий.

Используемые методы: групповой, деятельный, наглядный,

Оборудование: учебник Русский язык 4 кл. С.В.Иванов¸

таблички с названиями отделов (отдел информации, отдел новостей, отдел рекламы, отдел писем);

рубрики для газеты «Дом, в котором живет глагол», «Летопись глагола», «Путь к успеху», «Глаголовед»,

«Мнение эксперта», «Рейтинг исследований», « Реклама», «Объявления»;

карточки с заданиями для работы отделов;

словари (этимологический, толковый, синонимов),

дополнительная учебная литература («Я познаю мир», «Дружок» и др.)

Актуализация знаний. Определение целей урока .

Лист бумаги по утрам

На квартиру носят к нам,

На одном таком листе

Много разных новостей. (Газета)

Сегодня урок русского языка предлагаю провести в форме деловой игры «Заседание редакционного совета газеты».

Прочтем статьи из словарей:

Происхождение слова? (Этимологический словарь, с. 86-87)

Что такое газета? (Толковый словарь, т. I , с.296)

Редколлегиям всех отделов (информации, новостей, писем, рекламы) предстоит подготовить к выпуску номер газеты для школьников, изучающих части речи.

Определим название газеты (т.е. тему урока), убрав буквы, которые обозначают глухие согласные звуки:

Что по-вашему нужно рассказать о глаголе?

Как устроена эта часть речи

Какие ошибкоопасные места таит в себе

Что-то интересное, чтобы увлечь читателя

Каждая группа выполняет задания. После выполнения отчитывается редактор

отдела. Отделы прошу приступить к работе.

Работа в творческих группах.

Отдел информации (1)

Дайте в номер известную вам информацию о глаголе, ответив на вопросы (ответы записывают на обратной стороне).

Что такое глагол?

Что он обозначает?

На какие вопросы отвечает?

Найдите в стихотворении все глаголы, Запишите их в неопределённой форме

Интересная часть речи

В русском языке живет,

Кто что делает расскажет,

Чертит, пишет иль поет,

Вышивает или пашет,

Или забивает гол,

Варит, жарит, моет, чистит-

Все расскажет нам глагол

Отдел новостей (1)

Используя дополнительную литературу, попробуйте объяснить выражение: «Устами младенца глаголет истина».

(Из пособия по русскому языку Т. Давыдовой: «Термин глагол – это перевод латинского слова verbum , означающего «слово, речь». В древнем русском языке было слово глаголить, что значило «говорить». А в современном русском языке есть слово разглагольствовать. А назвали эту часть речи именно так потому, что она рассказывает о предмете: что он делает, или делал, или сделал…» — с. 26. Выражение означает… )

Проведите исследование: с помощью словаря и детской энциклопедии «Я познаю мир» узнайте, как часто употребляется глагол в нашей речи.

(Из тома «Русский язык» В. Волиной: «По частоте употребления глагол занимает второе место после существительного. Самыми употребительными являются следующие глаголы: мочь, сказать, говорить, знать, стать, видеть, хотеть, пойти, дать, есть, стоять, жить, иметь, смотреть, казаться, взять, понимать, сделать, значить. А все возможные формы, которые образуют наши глаголы, и перечислить почти невозможно. Глагол – самая живая часть речи.» — с. 301. В толковом словаре на странице … мы нашли … глаголов и т.д.)

Отдел рекламы (1)

Вам необходимо прорекламировать разнообразие и богатство глаголов. Для этого выполните задания и сделайте выводы.

Объясните значение подчеркнутых слов.

За столом сказала мать:

Хватит языком болтать!

А сынишка осторожно:

А болтать ногами можно? (О многозначности глаголов)

2. Подберите глаголы-антонимы:

Замёрз -… говорит — … работает — …

3. Назови одним словом глаголы.

Вывод: чем больше синонимов знает человек, тем точнее он выражает свои мысли.

В письмах читателей очень часто встречается глагол говорит. Замените его другим.

Саша громко говорил.

Ученица невнятно говорит у доски.

Мама тихо говорит сыну «спокойной ночи».

Петя говорит правило.

Друзья говорили за чашкой чая.

Малыш что-то говорил себе под нос.

(Если трудно, воспользоваться словарём синонимов.)

Отдел информации (2)

Дайте сведения о двух постоянных признаках глагола.

Вид глагола. Как его определить?

Как определить спряжение ?

Роль в предложении

Отдел новостей (2)

Соберите новости, которые узнали о глаголе в 4 классе. Выберите правильное утверждение.

2. Спряжением глагола называется

А) изменение глагола по падежам

Б) изменение глагола по родам и числам

В) изменение глагола по лицам и числам

3. Глаголы с окончаниями -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут, -ют

А) относятся к 1 спряжению

Б) относятся ко 2 спряжению

4. Глаголы с окончаниями -ишь, -ит, -им, -ите, -ат, -ят

А) относятся к 1 спряжению

Б) относятся ко 2 спряжению

5. Лицо глагола определяют

Б) по частице бы

В) по существительному

Г) по личному местоимению

6. Глаголы-исключения: брить, стелить относятся

А) к 1 спряжению

Б) ко 2 спряжению

7. Глаголы-исключения: гнать, держать, дышать, слышать, смотреть, видеть, зависеть, ненавидеть, терпеть, вертеть, обидеть относятся

А) к 1 спряжению

Б) ко 2 спряжению

В ваш отдел пришло письмо о путешествии двух друзей. Исправьте речевые ошибки, связанные с неправильным употреблением вида глагола.

Однажды Саша и Наташа решали пойти на прогулку в лес. Пошли они и вдруг замечали, что заблудились. Сначала они пугались, но потом успокаивались. В лесу они находят ягоды черники. После еды ребята повеселились и быстро находили дорогу домой.

Отдел рекламы (2)

Прорекламировать порядок алгоритма определения спряжения глаголов. (Детям выдаётся инструкция определения спряжения глаголов¸ но не по порядку¸ а вразброс. Задача: восстановить последовательность действий.)

Если окончание безударное, то образуем форму 3-го лица множественного числа (в этой форме иногда можно ясно услышать окончание: -ут, -ют, или -ат, -ят).

Если по личной форме 3-го лица множественного числа спряжение определить нельзя, то образуем начальную форму.

Если в начальной форме глагол оканчивается на -ить (кроме брить, стелить), то это глагол 2 спряжения.

Если в начальной форме глагол не оканчивается на -ить и не относится к глаголам-исключениям, то это глагол 1 спряжения.

Выбираю букву и пишу окончание.

Вывод: будешь следовать этому алгоритму – никогда не ошибешься!

Отдел информации (3)

Проинформируйте читателей о непостоянных признаках глагола.

Какое наклонение может быть у глагола?

Как изменяется глагол по временам?

2. На примере глагола читать проиллюстрируйте эти изменения.

Отдел новостей (3)

В 4-ом классе мы узнали много орфограмм глагола. Постарайтесь вспомнить все и заполните рубрику газеты «Глаголография».

Правописание безударных личных окончаний

Правописание -тся или –ться

Мягкий знак (ь) после шипящих

Правописание суффиксов глаголов

Запишите глаголы в соответствующие столбики.

(Не)бояться, (не)волить, (не)лишать, (не)слышать, (не)взлюбить, (не)навидеть.

Он гордит_ся, нельзя устроит_ся, надо купат_ся, гусь щиплет_ся, они учат_ся, любит учит_ся.

Подкорм_шь, встреча_м, сажа_те, обид_м, надкус_т, запута_шь.

Слыш_л, клее_л, завис_л, спор_л, вид_л, ла_л, посе_л, стро_л, выздоров_л.


источники:

http://multiurok.ru/files/konspekt-uroka-po-russkomu-iazyku-v-4-klasse-pra-2.html

http://infourok.ru/konspekt-uroka-po-russkomu-yaziku-pravopisanie-glagolov-kl-855572.html