Конспект урока по теме правописание корня 3 класс

Урок русского языка в 3 классе по теме «Правописание корней в однокоренных словах»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Урок русского языка в 3 классе по программе «Школа России»

Скачать:

ВложениеРазмер
konspekt.docx25.31 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока : Написание корней в однокоренных словах.

Ц ель : находить и выделять корень в однокоренных словах.

  1. Продолжить формирование умения подбирать родственные (однокоренные) слова, выделять корень слова в однокоренных словах, в словах с чередованием согласных звуков в корне, отличать эти слова от слов с корнями-омонимами.
  2. Создать условия для развития умения взаимодействовать со взрослым и со сверстниками в учебной деятельности.
  3. Способствовать развитию внимания, мыслительных операций: аналогии, обобщению.

что такое корень слова, однокоренные слова

подбирать к данному слову однокоренные слова, выделять в слове корень, различать слова, близкие по смыслу, а также слова, одинаковые по звучанию, но не

  • Осознание своих возможностей в учении, умение видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех.
  • Любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений, мотивации достижения результата, стремления к совершенствованию своих способностей.
  • Способность принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную, умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации и искать средства ее осуществления; проявлять инициативу и самостоятельность в обучении.
  • Умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

1.Организация класса. Эмоциональный настрой.

-Нам предстоит выполнить большую работу, но я верю, что у нас всё получится.

2.Мотивация учащихся к учебной деятельности.

-Откройте тетради, запишите число.

Корень учения горек, а плод его сладок. (на доске)

-Как вы понимаете эту пословицу?

Учиться не всегда бывает просто, нужно прикладывать немалые усилия, чтобы получить прочные знания, но после того, как знания получены их можно применить себе во благо и жить более интересной жизнью.

— Какое значение имеет слово «корень»? Какое значение есть ещё у этого слова? А ещё?

— Значит, какое это слово?

— О каком корне можно говорить на уроке русского языка?

— Назовите тему урока … (на доске: Правописание корня в однокоренных словах)

— Цель работы … (на доске: Цель: научиться … и … корень в однокоренных словах)

3. Работа по теме урока.

— Что такое корень?

— Что в нём заключается?

— Кому было трудно ответить на вопрос? Где можно найти информацию о том, что такое корень? Откройте учебники на стр. 74, прочитайте правило.

— И так, что такое корень и каково его значение в словах?

— Я предлагаю выполнить следующее задание. Спишите слова, выделите корень, найдите проверочное слово и подчеркните его. (работа в парах на карточках)

Побелка, белить, белый.

Корм, кормить кормовой.

— Предлагаю проверить. Какие слова требуют проверки безударной гласной в корне? Какие слова являются проверочными?

— Я предлагаю вам игру «Найди лишнее слово» . (на доске слова с выделенным корнем)

Рисунок, зарисовка, рис, рисовать, рисование, нарисовать.

— Что вы думаете об этих словах. Можно ли их назвать однокоренными? Почему? Какой принцип нарушается?

— Продолжаем работать над темой.

— Предлагаю послушать отрывок из одной замечательной песни. (слушаем отрывок)

— О чём эта песня? А что такое дружба?

— Предлагаю выборочный диктант. Вы прослушаете три предложения.

Дружба не гриб — в лесу не найдёшь.

Друзья познаются в беде.

Добрый друг лучше ста родственников.

— Что я вам прочитала?

— Какая пословица подходит нашему классу?

— Читаю ещё раз, а вы выписываете однокоренные слова через запятую. (один у доски)

— Почему выбрали эти слова? Что необычного в этих словах?

— Сделаем вывод: всегда ли корни однокоренных слов пишутся одинаково?

— В русском языке есть такое понятие, как чередование. Существует много примеров чередования согласных в корне слов. Предлагаю прочесть примеры таких слов на страничке для любознательных (самостоятельно стр.76).

— Что такое чередование? Когда происходит чередование? Какие звуки могут чередоваться?

— Где может пригодиться полученная информация?

— Для закрепления полученных знаний предлагаю выполнить самостоятельно упр. 137. Прочитайте задание. Что непонятно? Кто может ответить вместо меня?

— Почему первая пара слов записана так подробно?

— Выберите самостоятельно три слова и выполните задание. Помогайте друг другу в парах.

— Кому было трудно? Кто помог? Кого хотите поблагодарить?

— Какое открытие вы для себя сделали?

— Вспомните выражение, прозвучавшее в начале урока. Для кого из вас работа была сложной, но её плоды вас порадовали? Как думаете, достигли ли мы цели урока?

— Спасибо за урок!

КОРЕНЬ — подземная часть растения.

2. КОРЕНЬ — внутренняя часть зуба, волоса, ногтя.

Конспект урока русского языка в 3-м классе по теме «Обобщение правил о правописании корня»

Цель: формирование навыка правописания букв в корнях слов, развитие орфографической зоркости.

Задачи:

  • обобщить и систематизировать знания детей по темам: «Правописание безударных гласных в корне», «Правописание слов с парными согласными в корне», «Слова с непроизносимыми согласными в корне».
  • развивать навык правописания корня на основе сопоставления,
  • формировать умение сравнивать,
  • обогатить словарный запас детей,
  • воспитывать любовь к родному языку, природе нашего края,
  • продолжить работу по воспитанию взаимопомощи, культуры общения, способствующей созданию благоприятного психологического климата,
  • воспитанию внимания, памяти, самоконтроля, интереса к предмету.

Оборудование: оформленная доска, толковый словарь, видеомагнитофон, мультимедийный проектор, презентация.

Ход урока.

I. Организационный момент.

С добрым утром начат день,
первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,
а работать и писать.

II. Мобилизующий этап.

(на доске слова) Л…сная, в…дёт, д…рожка, оп…здать.

-Чем похожи эти слова?(Во всех словах есть безударный гласный в корне слова.)

-Чем отличаются эти слова? (Эти слова относятся к разным частям речи.)

-Какое слово « лишнее» среди данных слов?(Лишнее слово-дорожка, безударный гласный в этом слове нужно запомнить, во всех остальных словах безударный гласный в корне можно проверить.)

(учитель пишет пропущенные буквы)

III. Минутка чистописания.

Цепочка букв, которую мы будем писать на минутке чистописания, состоит:

1) из буквы, которая обозначает согласный звук в имени существительном. Этот звук непарный твёрдый, парный звонкий, шипящий, оглушается.

-Про какую букву я говорю? (букву ж)

(учитель пишет на доске букву ж и объясняет её написание)

2) Вторая буква является суффиксом у имени прилагательного. Какая это буква?(буква н)

(учитель пишет букву н и объясняет её написание)

3) Третья и четвёртая буквы являются окончанием глагола, который отвечает на вопрос что делает? Найдите окончание глагола? (учитель пишет -ёт и объясняет написание)

— Значит наша цепочка состоит из букв ж н ё т.

-В следующих цепочках поменяйте буквы местами и запишите.

(во время письма тихо звучит песня «Если б не было зимы.)

IV. Формирование учащимися темы и целей урока.

-Из какого мультфильма звучала музыка?

-Используя эту песенку и слова, записанные на доске, мы должны составить предложение и его записать. Только слово опоздать заменим однокоренным прилагательным, где буква д обозначала бы нулевой звук.(позднюю)

-Ещё раз посмотрите на эти слова: Лесная, ведёт, дорожка,позднюю.

-Какие «хитрые» буквы в корне могут помешать нам правильно написать эти слова?

(в слове лесная-буква е, дорожка-буквы о,ж ,позднюю-буква д)

-Т.е.на какие правила у нас даны слова?

-Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

-Чему мы будем учиться на уроке? (1 слайд)

-Какое предложение вы составили?

-Комментированное письмо предложения: Лесная дорожка ведёт позднюю гостью в Простоквашино. Подчеркнуть главные члены предложения.

V. Тренировочные упражнения.

Упр 322, учебник Т.Г.Рамзаевой, стихотворение О.Высотской(целиком стих-е дано в «Дидактическом материале»-упр.268.)

-Прочитайте задание. Поиск и классификация слов по столбикам. Слова из 1-го четверостишия находим вместе. Слова из 2 –го четверостишия находят и записывают дети, сидящие на 1 варианте. Слова из 3-го четверостишия находят и записывают дети, сидящие на 2варианте)

-Проверяем.Какие слова записали в 1столбик?во 2столбик?в 3 столбик?(обратить внимание на слова хлопушка, игрушка, где буква ш в суффиксе, но проверяем точно также, как и в корне.)

-Какие 3 слова встретились с непроверяемой безударной гласной?

VI. Физкультминутка.

Больше слов в этом стихотворении на правописание безударных гласных, на 2 и 3 правило слов встретилось мало. Поэтому с этими словами мы проведём физкультминутку.

-Если в слове есть звонкий или глухой согласный звук- вы подпрыгиваете, тянете руки вверх и делаете хлопок,

— если слово с непроизносимым согласным- вы приседаете,как бы прячетесь.

-Лошадка, здравствуй, скользкий, солнце, радостный, близкий, гигантский, редкий, ловкий, местность, мягкий, окрестность.

VII. Работа над правилами.

Какие правила надо знать , чтобы правильно написать эти слова? (2 слайд,3 слайд, 4 слайд)

-Что между ними общего?

-Чем различаются эти правила?

Итак, какую часть слова учат писать грамотно все три правила?

VIII. Домашнее задание. Упр.312

IX. Словарно-орфографическая работа.

1) В книге Э.Успенского «Зима в Простоквашино.»было записано предложение : «Тут в окошко кто-то постучал -и вошла мама в горницу в лыжном костюме и с рюкзаком.»

-Может ли такое быть?

…в покои,
… в палату,
…в светлицу,
…в светёлку.

-Как лучше сказать?

2) Разбор слова « комната».

-Это слово заимствованно из польского языка, где коmпаtа –помещение, которое отапливается.

-Комната- это отдельное помещение в квартире, доме, отгороженное стенами, перегородками.

-Запишите это слово в словарик.

-Составьте из слогов родственные слова к слову комната и запишите их в тетрадь.(5 слайд)

Х. Творческая работа.

1) Просмотр отрывка из мультфильма «Зима в Простоквашино», где герои готовятся к встрече Нового года.

2) Работа в группах. Записать слова , которые обозначают предметы, в три столбика.( три правила)

3) Составление рассказа про ёлку.( 6слайд)

-Заполните пропуски подходящими по смыслу словами.(7 слайд)

-Найдите в тексте слова с проверяемыми безударными гласными, с парными согласными, с непроизносимыми согласными.

-Не только под Новый год нужно устраивать праздник для птиц и зверей.

-Как мы можем позаботиться о птицах?

ХI. Итог урока.

-Чему учились сегодня на уроке?

-Какие три правила учат писать буквы в корне слова?

-Что общего между ними? В чём различие?

Давайте ещё раз повторим по таблице.( 8слайд)

Попробуйте оценить свою работу:(на полях в тетради напишите:

Урок русского языка в 3 классе по теме «Правописание корня».

Урок русского языка в 3 классе.

Тема. Правописание корня.

Цели. Повторить правила правописания безударных гласных, парных согласных, непроизносимых согласных, двойных согласных в корне.

Наблюдать над единообразным написанием корня в однокоренных словах.

Развивать орфографическую зоркость, внимание, логическое мышление.

Обогащать словарный запас.

Развивать коммуникативные навыки.

I . Организационный момент.

Чтоб лукаво не мудрить и словами не сорить,

Но при этом без ошибок и писать и говорить,

Собирайся, милый, в путь, да смекалку не забудь.

Отыщи копилку знаний и сокровище добудь.

II . Актуализация ранее изученного.

— Какое сегодня число? Какой месяц?

— Запишите число, месяц и вид работы в тетрадь.

Два д цать ш е стое н оя бря.

— Найдите и подчеркните орфограммы в этих словах.

— В какой части слова находятся названные вами орфограммы?

— Как вы думаете, какова тема нашего урока?

(Сегодня на уроке мы вспомним правила правописания букв в корне в корне)

Работа по карточкам.

Карточка № 1. _________________________________________________

Вставь пропущенные буквы.

За Доном в л..су приж..лась тихая, ласковая ос..нь. Кусты ш..повника и красные яг..оды в ре(д,т)кой л..стве пылали, как огненные ..зыч(?)ки. Горький зап..х дубовой к..ры зап..лнял ле.. . На тр..ве в т..ни л..жала р..са. Рядом ст..ял куст калины. Нарядный, он весь сиял, под х..лодным ..сенним со..нцем.

Карточка № 2. _________________________________________________

1. Из данных слов составь предложения.

Идёт, лесной, по краю, с охоты, полянки, лиса.

Разместилась, сосны, на, воробьёв, верхушке, стайка.

Подчеркни в словах орфограммы.

Карточка № 3. _________________________________________________

1. Вставь пропущенные орфограммы, подбери проверочные слова.

Разбери по составу слово травинка.

Прочитайте стихотворении, которое написал Юрий Коринец.

Вьётся в воздухе л..ства,

В жёлтых листьях ст..р..на,

У ..кошка мы с..дим

Шепчут листья: ул..тим!

И ныряют в лужу.

— Объясниете правописание пропущенных букв, используя сигнальные карточки.

— О каком явлении природы говорится в стихотворении?

— Какие гласные буквы есть в слове «листопад»?

— Запишем эти буквы? Аа Ии Оо

А теперь напишем цепочку из данных букв. ИиОоАа

3. Повторение ранее изученного.

— Придумайте однокоренные слова к слову «листопад»?

(Лист, листик, листочек, листовая (пластинка), листья, перелистать)

-Докажите, что эти слова являются однокоренными. (Близкие по смыслу и имеют общую часть – корень)

III . Работа по теме урока.

1. Работа в паре. (Упр. №7 стр. 102)

— Составьте и запишите как можно больше однокоренных слов с корнями:

— Как пишутся корни в однокоренных словах?

— Какие звуки в корне могут быть слабыми?

(Безударные гласные, парные звонкие и глухие согласные, непроизносимые согласные)

— Что нужно сделать для проверки слов со слабым звуком в корне? (Подобрать проверочное слово)

— Какое слово будет проверочным для проверки безударной гласной в корне?

(Такое, когда безударная гласная станет ударной. Например: кормушка — кормит)

— Какое слово будет проверочным для проверки парного согласного в корне?

(Такое, когда после согласного будет стоять гласный звук или звонкие согласные л, м, н, в. Например перевозка — возит)

— Какое слово будет проверочным для проверки непроизносимого согласного в корне?

(Такое, когда непроизносимый станет слышен. Например: известный — известие)

2. Упражнение в подборе проверочных слов.

— Составьте словосочетания и объясните правописание пропущенных букв. (Упр. № 8, стр. 104)

Из калитки вышел,

Пробежал по стёклам,

Постучал по крыше.

Пожурил за что-то

И, расправив гордо,

Вперемешку с пылью

3. Интеллектуальный марафон. Упражнение в записи слов с непроверяемыми орфограммами.

— Помогите дедушке ответить на вопрос внука. (Упр. № 5 стр. 103)

(Слова «солома» и «сало» не являются однокоренными. «Солома» — это стебли пшеницы, которые остаются после обмолота колосьев, а «сало» — это животный жир)

— Ко всем ли словам можно подобрать проверочные слова? (Нет. Есть слова с непроверяемыми орфограммами)

— Что же делать с такими словами? (Записывать в словарик и запоминать)

— Запишите слово «солома» в словарик.

4. Самостоятельная работа.

— Ветерок дунул и разлетелись листики со словарными словами. Запишите эти слова в столбики, распределяя по типу орфограмм.

(Праздник, лестница, чувство, рюкзак, вокзал, футбол, аппетит, хоккей, аллея).

— Обменяйтесь тетрадями и проверьте правильность написания слов.

— Устно составьте словосочетания с данными словами.

V. Гимнастика для глаз .

— Наш осенний листик может выполнять команды. Посмотрим?

— Глазками передвигаем листик из одного домика в другой: вверх, вправо, влево, вниз. Где оказался наш листик?

— Закрыли глаза и мысленно двигаемся следом за листиком.

VI . Закрепление изученного на уроке.

— А теперь, ребята, выполним тест по теме урока «Проверь себя»

1. Выбери верное утверждение.

Корень – это главная значимая часть слова.

Корень – это главная, но не значимая часть слова.

Корень – это часть речи.

Отметь все слова, однокоренные слову нос

Отметь все слова, в которых безударную гласную в корне можно проверить.

Отметь все слова, которые являются проверочными к слову л е нтяй.

Отметь все слова, которые являются проверочными к слову ни з кий.

Отметь все слова, в которых пропущена буква д

7. Отметь слово, в котором допущена ошибка.

Отметь все слова, в которых пропущена буква т.

VII . Итог урока.

— Правописание каких букв в корне мы повторили на уроке?

— У вас на столах лежат осенние листочки. Если вам было интересно и всё понятно на уроке, поднимите зелёный листик.

Если вам было интересно, но вы кое-что не поняли на уроке, поднимите жёлтый листик.

Если вам было не интересно, и вы ничего не поняли на уроке, поднимите красный листик.

— Мне тоже было интересно и приятно работать с вами на уроке.

VIII . Домашнее задание.

— Домашнее задание будет у вас творческим и дифференцированным.

1. Подберите загадки, в которых встречаются слова с непроверяемыми орфограммами.

2. Подберите загадки по теме «Осень», в которых встречаются слова с непроверяемыми орфограммами.

3. Придумайте свою загадку, используя слова с непроверяемыми орфограммами.

Карточка № 1. _________________________________________________

Вставь пропущенные буквы.

За Доном в л..су приж..лась тихая, ласковая ос..нь. Кусты ш..повника и красные яг..оды в ре(д,т)кой л..стве пылали, как огненные ..зыч(?)ки. Горький зап..х дубовой к..ры зап..лнял ле.. . На тр..ве в т..ни л..жала р..са. Рядом ст..ял куст калины. Нарядный, он весь сиял, под х..лодным ..сенним со..нцем.

Карточка № 2. _________________________________________________

1. Из данных слов составь предложения.

Идёт, лесной, по краю, с охоты, полянки, лиса.

Разместилась, сосны, на, воробьёв, верхушке, стайка.

Подчеркни в словах орфограммы.

Карточка № 3. _________________________________________________

1. Вставь пропущенные орфограммы, подбери проверочные слова.

Разбери по составу слово травинка.

Тест «Правописание корня»

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс повышения квалификации

Новые методы и технологии преподавания в начальной школе по ФГОС

Урок русского языка в 3 классе разработан по УМК «Планета знаний», но может быть проведён по всем УМК, т. к. на уроке идёт повторение правописания букв гласных и согласных в корне, требующих проверочных слов.

На уроке перед детьми ставятся цели:

1.Повторить правила правописания безударных гласных, парных согласных, непроизносимых согласных, двойных согласных в корне.

2.Наблюдать над единообразным написанием корня в однокоренных словах. Развивать орфографическую зоркость, внимание, логическое мышление.

3.Обогащать словарный запас обучающихся.

4.Развивать коммуникативные навыки.

  • Кузнецова Наталья АнатольевнаНаписать 4085 06.04.2015

Номер материала: 476255

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    06.04.2015 1169
    06.04.2015 612
    06.04.2015 635
    06.04.2015 13712
    06.04.2015 1270
    06.04.2015 1396
    06.04.2015 9551

Не нашли то что искали?

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

В России объявлены нерабочие дни с 30 октября по 7 ноября

Время чтения: 2 минуты

Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения объявило конкурс «Учитель-международник»

Время чтения: 1 минута

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

В Туве объявили каникулы в школах с 25 октября

Время чтения: 2 минуты

Минобрнауки внедрит в программы вузов модуль по Великой Отечественной войне

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


источники:

http://urok.1sept.ru/articles/537544

http://infourok.ru/urok_russkogo_yazyka_v_3_klasse_po_teme_pravopisanie_kornya.-476255.htm