Конспект урока по теме правописание не с глаголами

Конспект урока «Правописание «не» с глаголами»

Конспект соответствует нормам ФГОС. Прописаны все универсальные учебные действия обучающихся. В ходе данного урока чередуется парная, группавая, индивидуальная и фронтальная работы.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока «Правописание «не» с глаголами»»

Предмет: Русский язык

Тип урока: изучение нового материала.

Тема: «Правописание не с глаголами »

УМК: « Школа России»

Формы организации деятельности обучающихся: работа в парах, индивидуальная, фронтальная.

Оборудование: электронные ресурсы, учебник «Русский язык» 3 класс, автор В.П.Канакина, В.Г.Горецкий УМК «Школа России», мультимедийный проектор, мультимедийная презентация к уроку, рабочая тетрадь на печатной основе, карточки с заданиями.

Цель урока: познакомить с правилом написания частицы не- с глаголами; способствовать формированию умения писать частицу не- раздельно с глаголами; создать условия для развития речи, ; формировать орфографическую зоркость , мышление, внимание.

Предметные ууд: способствовать усвоению формулировки правила, формировать орфографическую зоркость, уметь решать орфографические задачи и осуществлять орфографический самоконтроль; формировать умения решать графико-каллиграфические задачи, вырабатывать интонационные навыки обучающихся, уточнять и активизировать словарь обучающихся; воспитывать активное отношение к приобретенным знаниям на уроке;

Личностные ууд: проявлять эстетические чувства: доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.

Регулятивные ууд: уметь прогнозировать результат и уровень усвоения знаний;

Познавательные ууд: общеучебные — использовать пословицы для решения учебной задачи; логические- устанавливать причинно- следственные связи, анализировать пословицы;

Коммуникативные ууд:уметь слушать и понимать других и вступать в диалог; оформлять свои мысли.

Организую и проверяю готовность обучающихся к уроку.

Ну-ка проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте

Все ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

-Теперь записываем число и классная работа в тетради.

( Ждёт, когда напишут, при этом следит за осанкой, за положением тетради)

Проверяют своё рабочее место, привожу в рабочее состояние мультимедийный проектор.

Найдите одинаковый звук в словах гора, гайка, берега, снегири

Какая буква обозначает этот звук на письме

Спишите с доски, продолжив закономерность Гг // Ггг // Ггг//

2.Актуализация опорных знаний.

— Над какой темой мы работали на предыдущих уроках? /глаголом/

— Что вы знаете о глаголе? Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?

— Что еще вы знаете о глаголе? Глаголы изменяются по временам: могут быть прошедшего, настоящего и будущего времени.

— На какие вопросы отвечают глаголы прошедшего времени?

Что делал? что сделал? что делала? что сделала? что делали? что сделали?

— На какие вопросы отвечают глаголы настоящего времени? Что делает? что делают?

— На какие вопросы отвечают глаголы будущего времени? Что сделает? что сделают? что будет делать? что будут делать?

— Как еще могут изменяться глаголы? По числам. Они могут быть единственного и множественного числа.

3. Постановка проблемы, темы урока.

— Ребята посмотрите на доске записаны слова: стол, зима, любил, писал, класс, веселый.

-Назовите слова которые являются глаголами (любил, писал).

-придайте словам отрицательный смысл (не любил, не писал).

-Что помогло глаголу получить отрицательный смысл? (Слово не.)
-Ребята, маленькое слово не называется частицей.
Какую роль в речи играет частица НЕ? (Придает отрицательный смысл словам.)
-Как написать частицу НЕ с глаголом?
-Вы можете сразу сказать, как пишется частица НЕ с глаголами?

-Как вы думаете, есть ли в русском языке такое правило — правописание частицы НЕ с глаголами?
-Ребята, такое правило есть, и с ним мы сегодня познакомимся.
-Так какая же тема нашего урока? (Правописание частицы не с глаголами.)слайд № 1.

-Ребята, в русском языке, как обычно, есть исключения, и с такими глаголами мы сегодня тоже познакомимся.

4.Работа по теме урока.

Ребята посмотрите у вас на партах

лежат пословицы, я их случайно рассыпала, помогите мне их собрать. Слайд № 2.

1)Работа с пословицами в парах:

Кто не работает,

и рыбку из пруда.

Без труда не вытащишь

Проверка. Слайд № 3
Кто не работает, тот не ест.
С ложью правда не дружит.
Лень добра не делает.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда .
— Ребята, посмотрите внимательно, в отрицательном значении как будем писать частицу НЕ с глаголами? (Раздельно.)

-Выпишите глаголы с частицей НЕ в тетрадь.
К доске выходят записывать ученики по цепочке, с комментированием.
Проверка.
-Какие глаголы вы выписали?
-Ребята, сделайте вывод, как пишется частица НЕ с глаголами? (Раздельно.)
-Давайте сравним наши ответы с правилом в учебнике.
Сравнение с правилом в учебнике на с. 150 (внизу).
-Какое новое правило о правописание глаголов вы узнали?
-Давайте сделаем вывод хором, как пишутся глаголы с частицей НЕ? Хоровое говорение.

Частица НЕ с глаголами пишется раздельно.

2) Работа над сказкой.

-Послушайте сказку, ответьте на вопрос, какие глаголы с НЕ запомнили?

Итак, слушаем внимательно.

СИЛА ЛЮБВИ
Сказка
Гордую и упрямую частицу Не полюбил благородный Глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Не постоянно перечила Глаголу. Он говорил: «Люблю», а она ему: «Не люблю». Он признавался: «Верю», а она – «Не верю». Частица Не никогда не подходила к Глаголу близко и писалась от него только отдельно. Однако Глагол был постоянным в своих чувствах. Вот однажды Не и говорит ему: «Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь». Вздохнул печально Глагол и отправился скитаться по словарям да учебникам. Когда же возвратился к своей любимой, она, как обычно, отскочила от него с криком: «Негодую!», «Ненавижу!». И вдруг замерла от неожиданности: на этот раз Глагол остался с ней рядом. Так он доказал, что в некоторых случаях действительно жить без нее не может.
Какие глаголы с НЕ запомнили? ( не люблю, не верю, не подходила, не может, ненавидеть, негодовать).

-Что вы заметили? (Что глаголы ненавидеть, негодовать пишутся слитно.)
-Ребята, как же пишется НЕ в этих глаголах? (Предположения детей.)
-А почему? Можете ли вы предположить? (Не имеют смысла без НЕ.)
-Давайте уберём НЕ и попробуем прочитать.
-Я говорю так, я вас годую? Или навижу? (Нет.)
-Я вам говорю: я вас люблю, ценю, уважаю.
-Глаголы ненавидеть, негодовать являются словами-исключениями, также являются словами исключениями слова неволить, недоумевать. Слайд № 5.

5. Физкультминутка. Слайд № 6.

А теперь, ребята встали!

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперёд, назад.

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели- вновь за дело.

-Упражнение для глаз.

Растираем ладошки, накрыли глаза. Подержали немного, опустили. Еще раз повторили.

-Ловим глазами шарики.

6.Первичное закрепление изученного материала.

Работа по учебнику.

Стр.150 упр.403.Прочитай стихотворение И.Горюновой. Вспомни, как ты ведешь себя в гостях. Что ты хочешь взять из этого текста себе на заметку? Выпиши глаголы с частицей не.

-Задание. Спишите предложения. Раскройте скобки. Поставьте ударение в глаголах с не.

У нас (не)было времени пойти в кино. В этом городе я раньше (не)жила. Сергей и Валя (не) были на экскурсии в музее.

8.Рефлексия:
— Вспомним все, о чём мы говорили на уроке.
-Что такое глагол? (Часть речи)
-Что обозначает глагол?(Действие предмета)
-На какие вопросы отвечает глагол? (Что делать? Что сделать?)
-Чем в предложении является глагол? (В предложении глагол чаще всего бывает сказуемым.)
-Назовите время глаголов. (Настоящее, прошедшее и будущее время)
-Назовите число глагола. (Единственное и множественное число)
-Как пишется частица НЕ с глаголами?
Не выучил – не делай,
Не знаешь – не спеши.
С глаголами отдельно
Частицу «не» пиши!
-Было ли вам интересно на уроке, когда, назовите моменты.
— Объявление отметок за работу на уроке, словесная оценка активности каждого ученика.
-Спасибо за урок!

9.Домашние задание. стр. 125 упр.227. Спиши, вставь пропущенные буквы. Подчеркни глаголы с не. Слайд № 7.

Спасибо за работу! Молодцы! Слайд № 8.

правописание частицы не с глаголами
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Главная цель школы заключается в эффективной передаче ценного и актуального опыта, накопленного предыдущими поколениями, так, чтобы ученики смогли качественно овладеть им.

На данном уроке используется презентация. Их применение даёт возможность использовать многообразные формы предъявления материала, что оживляет урок и дает возможность более эффективного запоминания материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
ne_s_glagolami.docx46.83 КБ
ne_s_glagolami.pptx430.6 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5 классе

Иванова Татьяна Сергеевна

Государственное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №2 «Образовательный центр» с. Большая Черниговка Самарской области

Учитель русского языка и литературы

Урок русского языка в 5 классе.

Тема: Не с глаголами.

Цели: познакомить учащихся с правилом написания не с глаголами;

помочь учащимся выработать последовательность действий при выборе слитного и раздельного написания не с глаголами;

формирование положительной мотивации изучения родного языка, развивать интерес к слову.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: урок-исследование.

Оборудование: компьютер, презентация, раздаточный материал.

— выучить и научиться применять правило;

-повторить и углубить знания по теме глагол;

— развивать познавательную активность на уроке;

— формировать орфографическую и пунктуационную грамотность;

Методы и приемы использования ИКТ:

— Цель применения средств ИКТ: повышение мотивации учащихся, активизация познавательной деятельности учащихся, оптимизация труда учителя.

— Формы взаимодействия учащихся с электронным образовательным ресурсом: условно-пассивные, активные, деятельностные, частично-поисковые.

I. Организационный момент.

Прозвенел звонок и смолк

Посмотрите, все ль в порядке:

Книжки, ручки и тетрадки.

— Ребята, сегодня мы с вами продолжаем разговор о глаголе, о его правописании и орфограммах.

II. Проверка домашнего задания

— Было ли что-то вам непонятно при выполнении домашнего упражнения? (Если вопросов нет, то продолжаем работу с классом)

III. Проверка пройденного материала.

— Давайте обобщим наши знания о глаголе. Расскажите о глаголе, используя опорные слова:

1. Глагол — это часть речи, которая обозначает … и отвечает на вопросы … .

2. Под словами «действие предмета» мы понимаем действия, которые обозначают … .

3. Глаголы изменяются по …

По лицам и числам глаголы изменяются в … времени, а в прошедшем — по … 4.В предложении глагол бывает … и образует с подлежащим … .

Не забудьте привести примеры.

— Для чего нам нужно знать правило? (Для того, чтобы уметь отличать глагол от других частей речи)

— А сейчас, чтобы вспомнить правописание глаголов, мы с вами поиграем. Игра эта орфографическая и называется «Третий лишний». Вы должны в ряду слов найти лишнее по какому-либо признаку и записать его в тетрадь.

1)Удивляться, сомневаться, Поднимается.

2)Ночь, Прилечь , дочь.

3) Рисуешь , тушь, рожь.

4)Недоумение, ненависть, Негодовать.

5)Не хочу, не могу, Недомогаю.

(Самопроверка зелёной ручкой. Проверяем задание, объясняем орфограммы .)

IV. Объяснение нового материала.

— У нас появилась какая-то странная табличка.

(Дети читают на слайде правила)

ломайте ветки деревьев!

ловите бабочек и других насекомых!

уничтожайте пауков, лягушек и жаб!

разоряйте гнезда птиц!

берите лесных животных домой!

— Ребята, а вы согласны с этими правилами, или, может быть, в них чего-то недостает? ( Здесь везде надо добавить не !)

— Вы совершенно правы!

ломайте ветки деревьев!

ловите бабочек и других насекомых!

уничтожайте пауков, лягушек и жаб!

разоряйте гнезда птиц!

берите лесных животных домой!

-Какую орфограмму вы видите? ( НЕ с глаголами.)

— Как напишите не с глаголами? (Раздельно.)

— Как вы относитесь к людям, которые нарушают эти правила?

— У меня тоже негативное отношения к людям, наносящим вред природе. Но ведь природа может ответить на человеческие злодеяния.

На слайде появляется предложение: «(Не)сдобровать людям, уничтожающим природу: она ответит им тем же».

— Спишите это предложение, раскройте скобки.

— Как вы написали не с глаголом? (Раздельно.)

— Так над чем нам нужно сегодня поработать? Сформулируйте тему урока. ( НЕ с глаголами.)

— Итак, в ваши тетради запишите тему нашего урока: «НЕ с глаголами».

Отрицательная частица НЕ по-разному выражает отрицание. Она придаёт отрицательное значение всему предложению:

Не цвести цветам поздней осенью.

Или отдельному слову:

Семеро одного не ждут.

— Какие задачи мы должны сегодня решить? (выучить правило написания НЕ с глаголами, глаголы-исключения, уметь применять это правило; отработать правописание слов — исключений)

Не выучил, не делай,

Не знаешь, не спеши.

С глаголами отдельно

Частицу НЕ пиши.

НЕ с глаголами пиши раздельно.

Например: не ходил, не знал.

Только помни об исключениях:

— Посмотрите на стихотворение. Как пишутся глаголы с частицей не ? (Раздельно)

— Как вы думаете, почему с глаголами ненавидел и негодовал частица не пишется слитно?

Если дети не догадаются, подвести их к ответу:

— Уберите не , прочитайте оставшееся слово. Что оно обозначает?

— Все ли слова вам понятны? Где мы можем посмотреть лексическое значение слов? ( В толковом словаре.)

— Давайте посмотрим значение некоторых слов.

Недоумевать — это значит сомневаться, удивляться.

Негодовать — это значит выражать неудовольствие.

Неистовствовать — это значит злиться, беситься.

Неволить — это значит заставлять, не считаясь с желанием другого.

Неймёт – не схватывает, не берёт.

Недомогать – чувствовать себя плохо, болеть.

— Кстати, слова, к которым присоединилось Не, исчезли из языка. Например, когда-то в языке были слова с таким значением: «годовати» — позволять, быть довольным, «навидеть» — охотно смотрет

Давайте посмотрим, что говорится в учебнике по нашей теме (стр.231, п.107).

Прочитайте правило про себя. Обратите внимание на обозначение орфограммы.

— Обратитесь к лингвистической статье. Изучите её и выпишите глаголы, которые без НЕ не употребляются.

Слитное или раздельное написание частицы НЕ с глаголами.

Частица НЕ с глаголами пишется раздельно.

Например: не учишь, не говорить, не будешь молчать, не играл бы.

Исключение: частица НЕ пишется слитно с глаголами, которые не употребляются без НЕ.

Потчевать велено, а неволить грех. (Пословица)

Кто кого обидит, тот того и ненавидит . (Пословица)

Плохо можется, коли н ездоровится . (Пословица)

Видит око, да зуб неймёт . (Пословица)

Кого ни послушаешь, все на что-то негодуют , жалуются. (М.Салтыков-Щедрин)

Невзлюбил он своего земляка смолоду за удачливость (В.Попов)

Сестры в госпитале часто менялись. Главврач недолюбливал женский персонал. ( А.Лебеденко)

Отец… стал сильно недомогать . (М.Салтыков-Щедрин)

Она сама втайне недоумевала и дивилась, каким образом она попала сюда. (А.Тургенев.)

Буря положительно неистовствовала весь день; по улицам снег, сдуваемый с крыш, так и носило столбом. ( Николай II)

— Какие слова вы выписали?

Что нового увидели в этом правиле? (Что есть глаголы, которые с не пишутся слитно).

— По этому поводу я прочитаю вам Грамматическую сказку, которая называется «Сила любви».

Грамматическая сказка «Сила любви»

Гордую и упрямую частицу Не полюбил благородный Глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Он говорил: «Люблю», а она ему: «Не люблю». Он признавался: «Верю», а она ему: «Не верю».

Частица Не никогда не подходила к глаголу близко и писалась от него только отдельно. Однако Глагол был постоянным в своих чувствах. Вот однажды Не и говорит ему: «Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь».

Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по словарям и учебникам. Когда же он возвратился к своей любимой, она, как обычно, отскочила от него с криком: «Негодую! Ненавижу!» И вдруг замерла от неожиданности, оказавшись в объятиях Глагола. Так Глагол доказал, что в некоторых случаях не только он, но и сама частица Не жить друг без друга не могут. (По Ф. Кривину)

— Для того чтобы выяснить, почему же в некоторых случаях частица не пишется слитно с глаголами, мы решим лингвистическую задачу . Сопоставьте (устно) примеры.

Неприятель взял город в осаду.

Не приятели это были, а враги.

— Чем является не в первом предложении и чем – во втором? ( Приставкой, частицей).

— Чем же будет Не в словах Ненавидеть, негодовать, недоумевать?

( Не является частью корня. Без неё эти слова не употребляются. Не в таких словах пишется слитно. Правописание этих слов нужно запоминать.)

V. Тренировочные упражнения.

— Чтобы выращивать цветы, строить дома или получать в школе хорошие отметки, нужно приложить много усилий. Приложите усилия при выполнении следующего задания:

(не)бояться, (не)грустить, (не)годовать, (не)любить, (не)взлюбить, (не)теряться, (не)здоровиться, (не)годиться, (не)понимать, (не)доумевать, (не)поздороваться, (не)сочувствовать, (не)знать.

— Что можно сделать с этими глаголами? ( Записать в два столбика, раскрывая скобки.)

— Следующее задание вы будете выполнять самостоятельно. У каждого на столе лежит нетбук. В разделе орфографический экзамен откройте упражнение 90. (Учебно-методический комплекс «Академия младшего школьника».

— Все справились с заданием. Отложите свои нетбуки. Они нам понадобятся четь позже. Теперь работаем в группах.

Работа в группах.

— Я вам приготовила пословицы, но чтобы их прочесть, нам необходимо поработать реставраторами. Что делают реставраторы? ( Реставрируют, восстанавливают предметы искусства.)

— Слова какой части речи мы должны восстановить? (Глаголы)

— Работая в группах, восстановите пословицы.

Не стыдно (не) ……, стыдно (не) …….

Кто (не) …….спрашивать, узнает многое.

— О чём первая и вторая пословицы? Как вы их понимаете? (е сли человек что-то хочет узнать или чего-то не знает, это не стыдно, главное, чтобы было желание учиться, узнавать. А если он не стремится узнать, то таким и останется, то есть будет мало знать и понимать.)

— А пословицу «Не говори «гоп», пока не перепрыгнешь» используют, когда человек что-то делает и хвалится: «Я лучше всех сделаю то-то. », а потом получается, что он не справился с заданием.

— С красной строки, через запятую, выпишите глаголы с частицей не . Помните, как она пишется.

— Какие глаголы вы выписали? Как написали частицу не ?

— А теперь слушайте меня и выполняйте движения вслед за мной!

Вы не можете не встать, (встали)

И никто не будет спать. (поморгали)

Не услышим мы не звука, (к уху руку приставили)

И ни шороха, ни стука. (к другому уху)

Вы не можете не повернуться (повернулись)

И друг к другу стать лицом.

Вы не можете не улыбнуться (улыбнулись)

И не подразните языком (приставить палец к губам)

Нет ни одного здесь хмурого лица? (оглядываются)

Нет ни шепота. Лишь тишина.

Вы не можете стоять. (сели)

И нельзя ни спеть, ни закричать,

И не закроете вы уши,

Чтоб меня совсем не слушать.

— А сейчас закрепим полученные знания. Нужно раскрыть скобки. (Выполняется по цепочке.)

(Не) учавствовал в игре, (не) находил ответа, (не) навидел предателей, больному опять (не) здоровилось, (не) любил шумных компаний, неприятель (не) годовал, (не) был давно в гостях, учитель (не) доумевал, (не) нуждался в помощи, (не) взлюбить падчерицу, (не) мог уехать, знакомый (не) здоровается, ураган (не) истовствовал.

— Чтобы лучше запомнить правописание глаголов, которые с не пишутся слитно, выполним упражнение в учебнике (с.232, упр.614).

Алгоритм «Не с глаголами»

— Обобщим всё сказанное о правописании Не с глаголами в виде алгоритма.

1)Посмотри, употребляется ли глагол без Не ?

Пиши раздельно пиши Слитно

(не буду, не могу, не хочу) (ненавидеть, негодовать)

VI. Закрепление изученного материала.

— Сейчас проведём словарный диктант с сигнальными карточками (слитно — синяя карточка, раздельно — белая). Используйте алгоритм.

Не суди о человеке по наружности, не бросили товарища в беде, не стану мешать, недоумевать по поводу ответа, не хочу ссориться, негодовать из-за опоздания, не могу прийти, ураган неистовствует, не были на экскурсии, недомогать всю неделю.

Вывод: как справились, кому надо подучить правило.

— У нас есть еще одно задание для самостоятельной работы на нетбуках. В разделе орфографический экзамен упражнение 164. Здесь задание усложняется. Кроме изучаемой орфограммы нужно вспомнить еще и другие.

— Перед вами лежат листочки, в которых есть упражнения на закрепление сегодняшней темы. Посмотрите на первое упражнение.
1 упражнение.

Подумай, перед какими глаголами должна стоять отрицательная частица НЕ. Впиши её в пословицы. В скобках запиши, о чём пословицы: о жадности, о болтливости, об обмане, о трудолюбии. ( показано на доске)
Кто сегодня …обманет, тому завтра …поверят.(———————————-)
Кто труда … боится, того лень …сторонится. (————————————)
Конь вырвется …воротишь, слово вырвется …догонишь. (———————)
За двумя зайцами …погонишься, ни одного… поймаешь. (———————)
— Какое из этих качеств положительное? ( трудолюбие). Ещё какие положительные качества характера вы знаете? Есть такое качество, как ДОБРОСОВЕСТНОСТЬ. Добросовестно ли вы выполняете правила поведения в школе? А какие правила существуют в школе? Назовите их, употребляя глаголы с частицей НЕ.

— А как их можно обобщить? (НЕ НАРУШАЙ ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ШКОЛЕ.)

2 упражнение. (самостоятельно)

Каждое выражение замени глаголом с отрицательной частицей НЕ.

1. Не вешать голову – не унывать.

3 упражнение . (самостоятельно)

Прочитай текст. Вставь подходящие по смыслу глаголы, которые не

употребляются без частицы НЕ.

Футбольная команда 5 класса в полном сборе. До начала матча осталось 2-3 минуты, а вратаря Игоря всё нет и нет. « ЧТО с ним случилось?» — ———————————- защита. « Сорвать решающий матч! Как можно?» — —————————— капитан. « ——————————— я таких!»- открыто заявляет нападающий. « А может Игорь заболел. Ему всю неделю ——————————————-» — пытается защитить своего друга болельщик Олег.
Слова для вставок: (не)годовать, (не)навидеть, (не)здоровится, (не)доумевать.
— А теперь поменяйтесь листочками и проверьте работы друг друга.
VIII. Итог урока:

— О какой части речи говорили на уроке?

— Какие новые сведения о глаголе вы получили?

— Как пишется частица НЕ с глаголом?

IX. Домашнее задание.

— Выучить правило – не с глаголами;

— упражнение 615 или 617 (на выбор);

— подобрать и записать загадки, в содержание которых встречается не с глаголами (по желанию).

X. Выставление оценок.

— Молодцы! Работали сегодня очень хорошо. Оценки за урок:

— Напутствие: «Ребята! Надо дружить с грамматикой. Учить правила, и если не лениться, можно всему научиться». УСПЕХОВ В УЧЁБЕ!

1. Русский язык. Поурочные планы к учебнику Т.А. Ладыженской, М.Т.Баранова: «Русский язык» 5 класс. Автор-составитель : Г.А. Богданова. Москва «Просвещение» 2011 г.

2. Русский язык. Учебник для 5 класса. Авторы: Т.А.Ладыженская

М.Т.Баранов. Москва. «Просвещение» 2011 г.

3. Учебно-методический комплекс «Академия младшего школьника»

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

«Правописание частицы НЕ с глаголами» Урок русского языка в 5 классе

Прозвенел звонок и смолк Начинается урок. Посмотрите, все ль в порядке: Книжки, ручки и тетрадки.

Расскажите о глаголе, используя опорные слова 1. Глагол — это часть речи, которая обозначает … и отвечает на вопросы … . 2. Под словами «действие предмета» мы понимаем действия, которые обозначают … . 3. Глаголы изменяются по … По лицам и числам глаголы изменяются в … времени, а в прошедшем — по … . 4.В предложении глагол бывает … и образует с подлежащим … . Не забудьте привести примеры.

«Третий лишний». 1) Удивляться, сомневаться, поднимается. 2) Ночь, прилечь, дочь. 3) Рисуешь, тушь, рожь. 4) Недоумение, ненависть, негодовать. 5) Не хочу, не могу, недомогаю

не срывайте цветы! ломайте ветки деревьев! ловите бабочек и других насекомых! уничтожайте пауков, лягушек и жаб! разоряйте гнезда птиц! берите лесных животных домой!

Не сдобровать людям, уничтожающим природу: она ответит им тем же. ) (

«Правописание частицы НЕ с глаголами»

Знать: правило написания НЕ с глаголами, глаголы-исключения . Уметь: применять это правило; отработать правописание слов — исключений

Не выучил, не делай. Не знаешь, не спеши. С глаголами отдельно Частицу НЕ пиши! Не с глаголами пиши раздельно. Например: не ходил, не знал. Только помни об исключениях: Ненавидел, негодовал.

Словарно-орфографическая работа Недоумевать — сомневаться, колебаться по поводу невозможности понять, в чём дело. Негодовать- испытывать возмущение, к райнее недовольство . Неистовствовать — безудержно буйствовать. Неволить — принуждать что-то сделать против желания. Неймет- не схватывает, не берет. Недомогать — болеть. Ненавидеть — испытывать ненависть. Это интересно : слова, к которым присоединилось Не, Исчезли из языка. Например, когда-то в языке были слова с таким значением: « годовати » — позволять, быть довольным, « навидеть » — охотно смотреть.

Работа с учебником Посмотрим, что говорится в учебнике по нашей теме 1) Прочитайте правило про себя. Обратите внимание на обозначение орфограммы. 2) Что нового увидели в этом правиле?

Слитное или раздельное написание частицы НЕ с глаголами. Частица НЕ с глаголами пишется раздельно . Например: не учишь, не говорить, не будешь молчать, не играл бы. Исключение : частица НЕ пишется слитно с глаголами, которые не употребляются без НЕ. Например: Потчевать велено, а неволить грех. (Пословица) Кто кого обидит, тот того и ненавидит . (Пословица) Плохо можется, коли н ездоровится . (Пословица) Видит око, да зуб неймёт . (Пословица) Кого ни послушаешь, все на что-то негодуют , жалуются. (М.Салтыков-Щедрин) Невзлюбил он своего земляка смолоду за удачливость (В.Попов) Сестры в госпитале часто менялись. Главврач недолюбливал женский персонал. ( А.Лебеденко ) Отец… стал сильно недомогать . (М.Салтыков-Щедрин) Она сама втайне недоумевала и дивилась, каким образом она попала сюда. (А.Тургенев.) Буря положительно неистовствовала весь день; по улицам снег, сдуваемый с крыш, так и носило столбом. ( Николай II)

Грамматическая сказка «Сила любви» Гордую и упрямую частицу Не полюбил благородный Глагол . Трудной и печальной была эта любовь. Он говорил:«Люблю», а она ему: «Не люблю». Он признавался: «Верю», а она ему: «Не верю». Частица Не никогда не подходила к Глаголу близко и писалась от него только отдельно. Однако Глагол был постоянным в своих чувствах. Вот однажды Не и говорит ему: «Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь». Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по словарям и учебникам. Когда же он возвратился к своей любимой, она, как обычно, отскочила от него с криком: «Негодую! Ненавижу!» И вдруг замерла от неожиданности, оказавшись в объятиях Глагола . Так Глагол доказал, что в некоторых случаях не только он, но и сама частица Не жить друг без друга не могут. (По Ф. Кривину)

СРАВНИ: Неприятель взял город в осаду. Не приятели это были, а враги.

(не)бояться, (не)грустить, (не) годовать , ( не )любить, (не) взлюбить , ( не )теряться, (не)здороваться, (не)годиться, (не)понимать, (не) доумевать , ( не )поздороваться, (не)сочувствовать, (не)знать.

Не бояться, не грустить, не любить, не теряться, не годиться, не понимать, не поздороваться, не сочувствовать, не знать. Негодовать, Невзлюбить, нездоровиться, Недоумевать

Работаем с нетбуками . Орфографический экзамен Упражнение 90

Не стыдно (не) ……, стыдно (не) ……. Не стыдно не знать, стыдно не спросить. Кто (не) …….спрашивать, узнает многое. Кто не боится спрашивать, узнает многое. (Не)……. «гоп», пока (не) ……. Не говори «гоп», пока не перепрыгнешь.

Физкультминутка Вы не можете не встать, (встали) И никто не будет спать. (поморгали) Не услышим мы не звука, (к уху руку приставили) И ни шороха, ни стука. (к другому уху) Вы не можете не повернуться (повернулись) И друг к другу стать лицом. Вы не можете не улыбнуться (улыбнулись) И не подразните языком (приставить палец к губам) Нет ни одного здесь хмурого лица? (оглядываются) Нет ни шепота. Лишь тишина. Вы не можете стоять. (сели) И нельзя ни спеть, ни закричать, И не закроете вы уши, Чтоб меня совсем не слушать.

(Не) учавствовал в игре, (не) находил ответа, (не) навидел предателей, больному опять (не) здоровилось, (не) любил шумных компаний, неприятель (не) годовал , (не) был давно в гостях, учитель (не) доумевал , (не) нуждался в помощи, (не) взлюбить падчерицу, (не) мог уехать, знакомый (не) здоровается, ураган (не) истовствовал . Не учавствовал в игре, не находил ответа, ненавидел предателей, больному опять нездоровилось, не любил шумных компаний, Неприятель негодовал, не был давно в гостях, учитель недоумевал, не нуждался в помощи, невзлюбить падчерицу, не мог уехать, знакомый не здоровается, ураган неистовствовал.

Работаем с упр. учебника

Алгоритм «Не с глаголами» Смотрю , употребляется ли глагол без Не ? Да Нет раздельно слитно

Орфографический экзамен Упражнение 164

— О какой части речи говорили на уроке? — Какие новые сведения о глаголе вы получили? — Как пишется частица НЕ с глаголом?

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ — Выучить правило – не с глаголами; — упражнение 615 или 617 (на выбор); — подобрать и записать загадки, в содержание которых встречается не с глаголами (по желанию).

1 . Русский язык. Поурочные планы к учебнику Т.А. Ладыженской , М.Т.Баранова: «Русский язык» 5 класс. Автор-составитель : Г.А. Богданова. Москва «Просвещение» 2011 г. 2. Русский язык. Учебник для 5 класса. Авторы: Т.А.Ладыженская М.Т.Баранов. Москва. «Просвещение» 2011 г. 3 . Учебно-методический комплекс «Академия младшего школьника» 4. http://www.testsoch.com 5. http:// ucoz . ru 6 . http:// ped-kopilka.ru 7 . http://www.uchportal.ru Литература:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок письма и развития речи в 8 классе в коррекционной школе VIII вида. Урок построен с учетом знаний индивидуальных особенностей детей. Для запоминания нового материала требуются многократные повт.

Презентация к уроку письма и развития речи в 8 классе в коррекционной школе VIII вида. Применение интерактивной доски, мультимедийной презентации при подаче нового материала дает возможность учащимс.

Цель: расширить знания детей о служебных частях речи; познакомить с отрицательной частицей не, правописанием этой частицы с .

Данный урок был разработан по новым стандартам ФГОС. В соответствии с ФГОС на уроке формируются четыре вида универсальных учебных действий: личностные, коммуникативные, познавательные, но особенно — Р.

Урок письма и развития речи в 8 классе на тему «Правописание частицы не с глаголами».

Урок русского языка по теме «Правописание частицы НЕ с глаголами». 7-й класс.

Конспект урока по теме: «Правописание частицы НЕ с глаголами», 5 класс

Конспект урока по русскому языку

Тема: «Правописание частицы НЕ с глаголами»

Данный урок был разработан по новым стандартам ФГОС. В соответствии с ФГОС на уроке формируются четыре вида универсальных учебных действий: личностные, коммуникативные, познавательные, но особенно — РЕГУЛЯТИВНЫЕ.

Формирование основ любого умения может происходить только при самостоятельной работе. Отсюда следует, что основной формой работы ученика на уроке является системная самостоятельная работа. Задача учителя заключается в том, что работа каждого ученика должна быть успешной, чтобы каждый ученик получал удовольствие от преодоленной им трудности.

1) формировать навык правописания НЕ с глаголами;

2) познакомить с глаголами-исключениями;

3) уметь с помощью развёрнутого алгоритма применять правило правописания НЕ с глаголами;

4) обеспечить усвоение нового материала с помощью упражнений.

Тип урока : урок-практикум

Правописание НЕ с глаголами.

Прозвенел звонок в срок…

Все готовы начать урок?

Все ль на месте?

Учебник Львовой и тетрадки?

Все ли правильно сидят?

За учителем следят?

Каждый хочет отвечать и оценки получать?

Все ли тут хотят учиться?

Значит, можно всем садиться.

Учитель: Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

И начнем наш урок с повторения изученного. Сделаем это в форме самотестирования, переходящего в рассказ – сообщение. Прочитайте тест. Из правильно выбранных ответов составьте рассказ-сообщение. Будьте внимательны — не ко всем вопросам вам предложены варианты ответов. В некоторых из них вам необходимо будет самостоятельно написать ответ. На выполнение этого задания вам дается 4 минуты.

1. Глагол — это . часть речи:

а) самостоятельная ; б) служебная

2. Глагол отвечает на вопросы:

а) какой? какая? какое?; б) кто? что?; в) что делал? что делает? что сделает?

3. Глагол обозначает:

а) предмет; б) действие предмета; в) признак предмета

4. У глагола есть три времени: . . и . .

5. Спряжение глаголов — это:

а) изменение глаголов по лицам и числам; б) изменение глаголов по родам; в)изменение глаголов по временам

6. Только в прошедшем времени глаголы изменяются:

а) по падежам; б) по родам; в) по лицам и числам

7. Глаголы прошедшего времени образуются с помощью .

8. В предложении чаще всего глагол бывает . и образует с подлежащим . .
9. Глаголы………нашу речь.

Я доволен(льна)……………….(очень, не очень) тем, как справился с заданием.

Мобилизующий этап. На доске написаны пословицы:

(Не) откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.

В чужом доме (не) указывают.

(Не) хвали сам себя, есть лучше тебя.

Лодырю всегда (не) здоровится.

— Прочитайте пословицы вслух. Найдите признаки, по которым пословицы можно объединить между собой. (Во всех пословицах речь идет о том, как не надо поступать, о неправильном поведении. Во всех есть одинаковая орфограмма: правописание НЕ с глаголами).

2. Формулирование темы и целей урока.

Сформулируйте тему нашего урока, опираясь на общий орфографический признак глагола.

Тема нашего урока: Правописание НЕ с глаголами. (Учитель пишет тему урока на доске).

— Открываем тетради. записываем дату и тему урока.

— Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Используйте опорные слова на доске.

1) расширить и углубить знания…;

2) учиться находить и правильно писать….;

3) уметь с помощью алгоритма применять правило. .

Цель урока: расширить и углубить знания о правописании НЕ с глаголами; учиться находить и правильно писать НЕ с глаголами, уметь с помощью алгоритма применять правило правописания НЕ с глаголами.

А теперь давайте вернемся к пословицам. Какие в них есть глаголы с частицей НЕ?

Не откладывай, не указывают, не хвали, нездоровится.

— Что вы уже знаете, помните о правописании НЕ с глаголами?

— Распределите все глаголы на 2 группы. Каким принципом будете руководствоваться при распределении глаголов?

— Напишите эти глаголы в два столбика с частицей НЕ, выделив орфограммы.

НЕ откладывай НЕздоровится

Назовите глагол, который без частицы НЕ не употребляется . (нездоровится).

Как надо писать частицу НЕ с глаголами, которые без НЕ не употребляются? (частицу НЕ с глаголами, которые без НЕ не употребляются, надо писать слитно).

Такие глаголы составляют исключения. Без частицы НЕ эти слова не употребляются. Правописание этих слов нужно запоминать.

Чтение правила в учебнике на с. 98. Выстроим алгоритм рассуждений при написании частицы не с глаголами.

Существует ли такое слово в русском языке? Да. Если слово в русском языке употребляется без частицы не, пишем раздельно.

Существует ли такое слово в русском языке? Нет. Если слово в русском языке не употребляется без частицы не, пишем слитно.

Обобщите наши рассуждения и сформулируйте правило о правописании НЕ с глаголами.

А сейчас потренируемся. Будем работать с сигнальными карточками. Я буду читать предложения и словосочетания, в которых есть глаголы с НЕ, а вы должны поднять нужную карточку вверх. (Слитно — синяя карточка, раздельно — белая). Работаем по алгоритму. Но прежде, чем мы приступим к выполнению этого задания, продолжите предложение:

Задание на самоанализ

Чтобы выполнить задание, мне необходимо .

Не суди о человеке по наружности, не бросили товарища в беде, не стану мешать, недоумевать по поводу ответа, не хочу ссориться, негодовать из-за опоздания, не могу говорить, ураган неистовствует, не были на экскурсии, недомогать всю неделю, в решете воды не удержать, невзлюбил я эту собаку за ее злость, не знать правило, не сочувствовать другу, новых друзей наживай, а старых не забывай.

Работа выполняется с комментированием.

Закрепление изученного материала.

Продолжим работу по правописанию НЕ с глаголами и разговор о правильном поведении. Для этого вновь обратимся к фольклору. Прочитаем пословицы.

Сформулируйте к ним задание в соответствии с темой нашего урока. ( Надо написать пословицы, в которых речь идет о поведении человека и в которых есть глаголы с частицей НЕ, раскрыть скобки и подчеркнуть изучаемую орфограмму).

Вперед людей (не) забегай, и от людей (не) отставай.

В чужом доме (не) будь приметлив, а будь приветлив.

Через порог руки (не) подают.

От учтивых слов язык (не) отсохнет.

Зазнайство (не) возвышает, а унижает.

Расскажите ту часть правила о написании НЕ с глаголами, которая соответствует выполненному упражнению.

— Прочитайте упражнение. К словам и фразам левого столбика надо подобрать подходящие по смыслу глаголы из правого столбика. Написать полученные предложения, раскрывая скобки. Изучаемую орфограмму подчеркнуть.

Сомневаться, удивляться (НЕ) истовствовать

Возмущаться, выражать крайнее неудовольствие (НЕ)навидеть

Испытывать чувство сильной вражды, ненависти (НЕ)годовать

Проявлять безудержную ярость, буйство (НЕ)доумевать

Болеть, плохо себя чувствовать (НЕ)домогать

Образец: принуждать, заставлять делать что-нибудь против воли, желания – неволить.

— Как написали глаголы с частицей НЕ? Почему?

— Таким образом, вы записали себе те глаголы, которые составляют исключения и пишутся с НЕ слитно, так как без частицы не употребляются.

— Обратите внимание, что, выполнив правильно это задание, мы с вами дали объяснение, раскрыли ЛЗ каждого глагола.

Расскажите ту часть правила о написании НЕ с глаголами, которая соответствует упражнению.

— Перед вами на партах лежат розовые листочки с предложениями. Прочитайте эти предложения и внимательно рассмотрите таблицу. Подсчитайте, сколько глаголов с НЕ в каждом предложении и проставьте цифры в таблице.

А в каком порядке вы напишите предложения, чтобы получился целый связный текст? (3,4,1,5,2).

— Какова основная мысль этого текста? (Поведение человека зависит от многого: от воспитания, знания необходимых правил и в большей степени от его совести).

Запишите готовый текст, раскрывая скобки, подчеркните орфограмму.

1. Он (не) оставит без помощи и внимания старых родителей, (не) обидит слабого, (не) унизит себя лицемерием и лестью.

2. Совестливый человек – значит, порядочный, честный человек, наделенный чувством достоинства, справедливости и доброты.

3. Совестливый человек дарит окружающим свет и теплоту человечности.

4. Совестливый человек (не) обманет, (не) украдет, (не) предаст.

5. На работе (не) схалтурит.

Количество глаголов с НЕ

Помогите восстановить пословицы. У вас на партах лежат карточки. Задание: соедините пословицы стрелками и обозначьте в глаголах изучаемую орфограмму.

Работа с пословицами в парах:

Кто (не) работает,

и рыбку из пруда.

Без труда (не) вытащишь

Врагу (не) кланяйся,

для друга жизни (не) жалей.

топором (не) разрубишь.

Крепкую дружбу и

Тот того и (не)навидит.

Кто кого обидит,

Коли (не) здоровится.

После выполнения дети сверяют с правильными вариантами. Правильный вариант на доске. Исправляют свои ошибки зелёной ручкой. Ставят себе оценку. У кого нет ошибок, ставят себе 5, у кого одна — две ошибки — 4, у кого три-четыре — 3, у кого больше четырех — 2.

— Наш урок подошёл к концу.

— Над какой темой мы сегодня работали?

— Чему мы научились?

— Какой алгоритм составили?

Устная работа «Закончи предложение»

1. Сегодня мы узнали о …

2. Теперь я могу…

4. Мне было трудно…

5. Своей работой я …

Д/З: составьте и напишите памятку поведения в общественных местах из 6-7 пунктов, употребляя в предложениях глаголы с частицей НЕ (чтобы писалась слитно и раздельно).

Правила поведения на улице.

В общественном транспорте.

Например: Бегай в парке только по дорожкам, не бегай по газонам.

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

  • Зверева Елена АлександровнаНаписать 4148 28.11.2017

Номер материала: ДБ-908349

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    28.11.2017 407
    28.11.2017 132
    28.11.2017 823
    27.11.2017 1154
    27.11.2017 455
    27.11.2017 377
    27.11.2017 1776
    27.11.2017 452

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Минобрнауки внедрит в программы вузов модуль по Великой Отечественной войне

Время чтения: 1 минута

У ямальских школьников на уроках начнут забирать телефоны

Время чтения: 1 минута

В России будет введена должность советника директора по воспитанию

Время чтения: 1 минута

Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул

Время чтения: 1 минута

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения объявило конкурс «Учитель-международник»

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


источники:

http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2015/09/20/pravopisanie-chastitsy-ne-s-glagolami

http://infourok.ru/konspekt-uroka-po-teme-pravopisanie-chastici-ne-s-glagolami-klass-2330261.html