Конспект урока по теме правописание не с именами существительными

Урок русского языка на тему «Правописание НЕ с именами существительными» (6 класс)

Дать представление о правописании НЕ с существительными, способствовать развитию внимания, умения сравнивать, классифицировать, обобщать.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка на тему «Правописание НЕ с именами существительными» (6 класс)»

План – конспект урока по русскому языку

Тип урока: Открытие новых знаний.

Тема урока: «Правописание НЕ с именами существительными»

Оборудование и материалы к уроку: мультимедийный проектор, презентация, карточки.

Планируемые результаты обучения: учатся сравнивать и обобщать, развивают словарный запас и навыки связной речи, совершенствуют орфографические умения и навыки.

УУД, которые формируются на уроке.

Развивать орфографическую зоркость.

Уметь развивать связную речь.

Регулятивные: определять цель учебной деятельности, искать средства её осуществления; осознавать усвоенный материал, качество и уровень усвоения.

Познавательные: синтезировать информацию для ответа, устанавливать аналогии, самостоятельно перерабатывать информацию.

Коммуникативные: умение формулировать сою точку зрения, строить ответ в соответствии с изученной терминологией.

Личностные: формирование навыков самодиагностики.

Организационная структура урока:

1. Мотивация к учебной деятельности.

— Мне приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности. Я чувствую, что вы готовы меня слушать и слышать. Мне хочется вам пожелать, чтобы это радостное и творческое состояние не покидало вас в течение всего урока. Поприветствуем друг друга улыбкой, пожелаем мысленно себе удачи и тихонечко сядем за парты.

Актуализация и проблемное учебное действие.

(не)жил, (не)писал, (не)лепость, (не)лежал, (не)внимательность, (не)был, (не)думал, (не)дело, (не)ряха, (не)хочу, (не)брежность, (не)поседливый, (не)ожиданность, (не)счастье.

— В каких случаях вы уверены в написании НЕ со словом? Запишите. Какие слова вы выписали?( глаголы с НЕ).

3. Выявление места и причины затруднения.

— Какие слова остались? Сможем ли мы сейчас написать их без ошибок?

— Какая орфографическая проблема возникла?

4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

— Ребята, попробуйте сформулировать тему урока.

-Сформулируйте цель нашего урока, опираясь на тему. Можете использовать опорные слова:

+) Я хочу познакомиться с ….;

— Давайте попробуем вместе составить план урока, т. е. чем будем заниматься на уроке(план составляется на доске):

1. Орфографическая проблема

2. Определение темы и цели урока

3. объяснение нового материала

5. Реализация сформированной модели.

— Посмотрите на оставшиеся слова и скажите, есть ли слова, которые не употребляются без НЕ? Назовите их.

— Чем является НЕ в этих словах?

— Как будем писать эти слова с НЕ? А почему?

— Послушайте стихотворение Б. Заходера о таких словах.

Задание: выписать несколько существительных, которые не употребляются без не.

Побывал я однажды в стране,
Где исчезла частица не.
Посмотрел я вокруг с доумением:
Что за лепое положение?

Но кругом было тихо-тихо,
И во всем была разбериха.
И на взрачной клумбе у будки
Голубые цвели забудки.

И погода стояла настная,
И гуляла собака счастная
И, виляя хвостом, уклюже
Пробегала пролазные лужи.

Мне навстречу без всякого страха
Шел умытый, причесанный ряха,
А за ряхой по травке свежей
Шли суразный дотепа и вежа.

А из школы, взявшись под ручки,
Чинным шагом вышли доучки.
И навстречу всем утром рано
Улыбалась царевна Смеяна.

Очень жаль, что только во сне
Есть страна без частицы не.

— Понятно ли содержание? Почему?

— А сейчас вы работаете в парах. Нужно подобрать синонимы с НЕ к словам.

Дается карточка со словами: Горе, беспорядок, болезнь, ложь, грубость, подозрительность, враг, порицание, рабство.

-Давайте проверим, что у вас получилось. Чем будет Не в этих словах?

— Приставка НЕ, как и всякая другая приставка, присоединяясь к словам, придает им новое значение, что мы и видим на примере этого упражнения. С помощью приставки НЕ образуются новые слова с новым лексическим значением.

— Как будем писать НЕ в этом случае?

— Попробуйте образовать слова с приставкой НЕ от слов: дом, стол, рассказ, загадка. Почему нельзя образовать такие слова? Сделайте вывод, как должны писаться такие слова с НЕ.

— Посмотрите на предложение Не счастье, а беда сблизила нас.

— Как вы думаете, почему в этом предложении Не со словом пишется раздельно, ведь можно же сказать – несчастье?

— Правильно, есть есть противопоставление в союзом А.

— Ну а теперь, исходя из выше сказанного, попробуем сформулировать правило написания частицы НЕ с существительными.

6. Первичное закрепление с проговариванием вслух.

Задание 1. Вы видите, что на стенах, на шкафах расположены карточки со словами, вы должны разместить на доске слова в соответствии с пунктами правила и объяснить свой выбор. (Не)настье, (не)доразумение, (не)друг; (не)друг, а враг; (не)знайка, (не)погода, (не)досол, (не)вежливость; (не)вежливость, а грубость; (не)урожай, (не)счастье; (не)счастье, а горе; (не)приятель, (не)нависть, (не)дочет, (не)развитость, (не)доумение, (не)ряха, (не)рушимость; (не)задача, а пример, (не)решительность, (не)брежность; (не)слон, (не)лесть, а правда.

Задание 2. Игра «Третий лишний». Объяснить свой выбор.

(Не)вежа, (не)руг, а враг, (не)настье

(не)поседа, (не)правда, (не)везение, а труд

(не)правда а ложь, (не)воля, а упорство, (не)годование

(не)знайка, (не)воля, (не)друг

(не)приятель, (не)ряха, (не)внимание, а рассеянность

Задание 3. Определите слово по его лексическому значению. Учтите, что слово должно быть на наше правило. Объясните, как оно пишется.

а) Очень обидчивого человека, который не терпит шуток, называют … (недотрога)

б) Того, кому не сидится на месте, называют… (непоседа)

в) Того, кто ничего не знает, называют.. (невежда)

г) Грубый, невоспитанный человек … (невежда)

д) Недоучившийся, мало знающий человек … (недоучка).

— Положительные или отрицательные это черты характера?

— Какого рода все эти существительные?

— Как называются слова невежа и невежда?

Задание 4. Работаем в парах.

Вставьте в пословицу недостающее слово с не. Не забывайте о правильном написании не с существительными. Объясните смысл пословиц.

В)Знайка дорожкой бежит, а ….на печи лежит.

Е)Видно…. по грязной рубахе

7. Самостоятельная работа с самоконтролем.

Составьте текст ( из 6-8 предложений), употребив данные ниже существительные:

(не)знайка; (не)желание; (не)правда, а ложь; (не)уступчивость; (не)хватка времени; (не)друг, а товарищ; (не)внимание.

8. Включение в систему знаний и повторение.

— Что нового вы сегодня узнали, чему учились?

9. Рефлексия учебной деятельности.

Сегодня на уроке я узнал(а)….

Для меня было новым…..

Меня заставило задуматься…

Для меня стало открытием….

— Вернёмся к началу нашего урока. «Не умею не могу, не хочу»- какие мрачные, грустные слова. Давайте попробуем заменить ключевые слова на антонимичные. Что у нас получилось? Умею, могу, хочу – три главных приятеля человека.

Пусть эти приятели будут с вами при выполнении домашнего задания.

10. Домашнее задание (на выбор)

2. Составить карточку соседу из 12-15 слов на изученное правило.

3. Написать сочинение на тему «Плохой характер», используя существительные с НЕ

Конспект урока по русскому языку на тему «Не с именами существительными» (6 класс)

МКОУ ХМР СОШ с. Нялинское

Урок русского языка в 6 классе

Правописание НЕ с именами существительными

Учитель русского языка и литературы

Колмакова Елена Юрьевна

Урок русского языка в 6 классе.

Тема. НЕ с именами существительными.

Предметные: формировать умение использовать правильный способ действия при выборе слитного и раздельного написания не с именами существительными;

Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки действия.

Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования условий написания не с именами существительными

Личностные : Формирование устойчивой мотивации к обучению, навыков анализа, конструирования, проектной работы по алгоритму с перспективой самодиагностики результатов.

Тип урока: Урок усвоения новых знаний.

Методы и формы обучения: методы — исследовательский, активные; фронтальная (беседа), индивидуальная (практическая работа), коллективная (составление «Кластера»).

Оборудование и материалы к уроку : интерактивная доска, презентация, таблицы для заполнения, карточки с заданиями.

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

А слушаем внимательно!

Здравствуйте уважаемые гости и мои дорогие ученики-исследователи!

Да-да, именно исследователи, сегодня на уроке мы будем открывать

тайны написания слов.

— Откройте тетради, запишите дату.

II . Вступительное слово учителя

— У вас на партах лежат слова : гореть, зажигать, сам, другие.

Составьте из них предложение, правильно связывая слова грамматически и по смыслу.

Обсудите в парах и дайте ответ. Использую структуру Тимбилдинг (игра, совместная активная деятельность для достижения общей цели)

«Гореть самому — зажечь других».

— Как вы понимаете это выражение? ( не быть пассивным, а быть активным на уроке, чтобы остальным учащимся это было примером).

Давайте возьмем это предложение девизом нашего урока.

Чтобы научиться хорошо говорить, грамотно писать, нужны прочные знания и умения. Этим мы занимаемся на каждом уроке. Сегодняшний урок — не исключение.

III . Актуализация опорных знаний.

Сл. 3 Фронтальный опрос

С какой частью речи мы с вами работаем на последних уроках русского языка?

Что такое имя существительное? (предмет (кто? что?)

Что нового об имени существительном вы узнали в этом учебном году?

(разноскл., несклон., сущ. общего рода)

1. Разносклоняемые существительные (10 сущ. на – мя. )

2. Нет врем е ни, дым от плам е ни. (в безударном суф. — ен- пишется — е)

3. Род несклоняемых существительных (сущ. иноязычного происхождения)

4. Черн ый кофе (м.р.), коричнев ый кенгуру (м.р.)

5. Несклоняемые существительные (не изменяются по падежам, во всех падежах одна и та же форма)

6. Сидеть за пианино, стоять около пианино . ( такси, пальто, какао) .

7. Существительные общего рода. (сущ., называющие качества людей, относятся

к ж.р., если обозначают лиц ж. пола, и к м.р., если обозначают лиц м. пола)

9. Света – больш ая забияка. Врач Смирнова выписала рецепт.

IV Объяснение нового материала.

1. Исследование языкового материала.

СЛ. 5 Распределите данные слова в две группы:

(Не) годовать, (не) уважать, (не) любить, (не) чувствовать, (не) доумевать, (не) навидеть, ( не) приятель .

— Слова каких частей речи вы написали? ( глаголы )

— Как написали? ( слитно )

— Всегда ли НЕ с глаголами пишется раздельно? ( Нет, не всегда. Пишутся слитно, когда без НЕ не употребляются. Например: негодовать, ненавидеть .)

— Написание какого слова вызвало затруднение? (Имя существительное

2. Определение темы и целей.

— Исходя из всего этого, можете ли вы сформулировать тему урока, о какой орфограмме сегодня пойдёт речь? (НЕ с существительными.)

СЛ. 7 — Запишите тему урока. » Не с именами существительными «.

— Как вы думаете, какие цели мы поставим сегодня на уроке?

СЛ. 8 Цели : научиться правильно писать не с именами существительными,

— учиться различать НЕ как часть корня, приставку, частицу

— разработать алгоритм написания не с существительными

— объяснять условия выбора орфограммы (устно) и обозначать их графически.

3. Введение в тему.

Обратимся к таким существительным: правда, друг, счастье.

— Как правильно их писать с НЕ?

— Чем является НЕ в слове?

— Какой смысл придает этим словам приставка НЕ?

V . Изучение нового материала

Орфографическая задача (проблемная ситуация). Работа в парах.

— Сейчас я предлагаю провести 1 исследование.

СЛ. 10 — У вас на партах такие же таблицы. Для их заполнения нужно выполнить задания.

А так как вы исследователи, то попробуйте сами найти ответ на вопрос «При каком условии НЕ с существительными пишется слитно, а при каком раздельно?»

Послушайте стихотворение Бориса Заходера.

Побывал я однажды в стране,

Где исчезла частица «НЕ».

Посмотрел я вокруг с доумением:

Что за лепое положение?

Но кругом было тихо-тихо,

И во всем была разбериха.

И на взрачной клумбе у будки

Голубые цвели забудки.

Мне навстречу без всякого страха

Шел умытый, причесанный ряха.

А за ряхой по травке свежей

Шел суразный дотепа и вежа.

И навстречу всем утром рано

Улыбалась Царевна Смеяна…

Очень жаль, что только во сне

Есть страна без частицы «НЕ».

— А вы сожалеете о пропаже частицы НЕ в этом стихотворении?

-Что делает стихотворение нелепым? (отсутствие частицы НЕ)

Задание. Выпишите странные слова в первую колонку вместе с частицей НЕ- .

— Как написали слитно или раздельно? Почему?

— Какой вывод можно сделать о написании НЕ — с этими существительными?

— Какой морфемой будет НЕ в данных словах?

НЕ в них — часть корня и приставка.

Здесь происходит утрата исторического корня — ум , в связи с чем и не выделяется приставка недо -.

Слово не обозначает «поглупеть», а скорее обозначает » сомневаться «

Если существительное не употребляется без НЕ, то пишется слитно.

2. Словарная работа.

Фанера — многослойный строительный материал, изготавливаемый путём склеивания слоев древесины (слоев бывает от 3 и более)

Фанера имеет ровную поверхность, мало растрескивается.

Крепкая фанера, дорогая фанера, нужная фанера, необходимая фанера.

Знаете ли вы фразеологизмы с этим словом?

Существует миф : в начале прошлого столетия, французский летчик-изобретатель с фамилией Фаньер, не справился с управлением своего самолета и врезался в Эйфелеву башню. Оттуда и пошло выражение «Пролетел как фан е ра над Парижем «, что означает что-то не получившееся, не достигнутое .

Этот фразеологизм к нам не относится, у нас сегодня все получится, и мы достигнем отличных результатов.

СЛ. 15 — При каком условии НЕ с существительными пишется слитно?

СЛ. 16 Исследование 2

3. Исследование 2. (работа в парах)

1. Подберите к данным словам синонимы с НЕ (в тетради)

Сомнение, беда, глупость.

Слова для справок : нелепость, несчастье, неуверенность.

Рабство, слякоть, ложь.

Слова для справок : неправда, непогода, неволя.

СЛ. 18 Сомнение — неуверенность

— Обратите внимание, как пишутся с НЕ существительными, которые вы подобрали?

Если учесть, что мы подбирали синонимы, то какое правило в написании НЕ с данными словами можно вывести?

Чем является в словах НЕ?

Не здесь является приставкой.

Существительное не употребляется

Существительное с НЕ может быть заменено

синонимом без НЕ

СЛ. 20, 21 Вывод 2.

Если существительное с НЕ может быть заменено

синонимом без НЕ , то существительное с НЕ пишется слитно.

Приставку НЕ — надо отличать от частицы не. Частица не пишется отдельно.

Приставка НЕ- служит не для образования слов, а для отрицания

СЛ. 22, 23 Физминутка «Мишки Гуми» -видео.

— В каком случае частица НЕ пишется с существительными слитно?

СЛ. 24, 25 3. Исследование 3.

— А можно ли написать НЕ с существительными раздельно?

Нужно провести исследование и сделать вывод.

Проанализируйте предложения и сделайте вывод, в каком случае НЕ с существительными пишется раздельно.

Неудача постигла меня. неудача (поражение, провал, крах)

На уроках мне помогает не удача, а упорный труд.

Как вы думаете, что является условием раздельного написания не с существительным?

Существительное не употребляется

Существительное с НЕ может быть заменено

синонимом без НЕ или близким по значению выражением

Есть противопоставление с союзом а.

не удача, а труд

Продолжите предложения и объясните правописание НЕ с существительными.

(Не)удача помогла исследователю, а … опыт (знания).

(Не)друг ты мне, а … враг.

(Не)воля ожидала его, а … заключение.

СЛ. 26 Вывод 3. Не с существительными пишется раздельно, если в предложении есть противопоставление с союзом а .

Работа с учебником на с. 150.

Читаем правило, используя прием ИНСЕРТ.

2. Тест на интерактивной доске.

Рефлексия. Сегодня на уроке.

Учить правило на с. 150.

1. Придумайте сказку на лингвистическую тему «В царстве НЕ».

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

  • Колмакова Елена ЮрьевнаНаписать 4925 09.05.2018

Номер материала: ДБ-1569077

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    09.05.2018 197
    09.05.2018 5063
    27.04.2018 493
    27.04.2018 254
    30.03.2018 269
    29.03.2018 262
    29.03.2018 215
    11.02.2018 276

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Минпросвещения намерено включить проверку иллюстраций в критерии экспертизы учебников

Время чтения: 1 минута

Фальков поручил проверить знания студентов после нерабочих дней

Время чтения: 1 минута

Треть школ и пятая часть детских садов в России являются инклюзивными

Время чтения: 1 минута

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

В Хабаровске утвердили дополнительные школьные каникулы

Время чтения: 1 минута

Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Правописание Не с именами существительным
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Конспект урока русского языка в 6 классе по программе Тростенцовой,Баранова ,Ладыженской.

Скачать:

ВложениеРазмер
Конспект урока43.04 КБ
Презентация к уроку1.32 МБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

ФИО: Пасечник Наталья Васильевна

Место проживания: Саратовская область, Федоровский район, пос. Солнечный

Название учебного заведения: МОУ СОШ п. Солнечный

Дисциплина: русский язык

Учебник, по которому ведется обучение: М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.

Учебник для общеобразовательных учреждений, Москва «Просвещение», 2009г.

Тема: « Правописание Не с существительными », раздел «Морфология и орфография»

Продолжительность урока: 45 минут

Использование информационных технологий: мультимедийный проектор, презентация Microsoft Power Point 2003

Цели урока : познакомить учащихся с условиями выбора слитного и раздельного написания НЕ с существительными; учить различать НЕ как часть корня, приставку, частицу.

Образовательные: познакомить учащихся с условиями выбора слитного и раздельного написания НЕ с существительными; учить различать НЕ как часть корня, приставку, частицу

Воспитательные: формировать ключевые компетенции учащихся. Поддерживать на уроке атмосферу взаимопомощи между учителем и учениками .

Развивающие: развитие речи, совершенствование умственной деятельности (анализ, способность сопоставлять, делать выводы), применять полученные знания на письме

Здоровьесберегающие: профилактика сколиозов, близорукости.

Оборудование: мультимедийная система, слайды, таблицы, карточки.

Слово учителя: ( слайд №2)

Прозвенел опять звонок,

Чтоб позвать нас на урок,

В мир открытий, знаний, света.

Вместе со звонком и я приглашаю вас в новое путешествие в богатый мир русского языка. А вот насколько удачным и интересным будет наш урок, зависит от вашего психологического настроя.

На смайликах , которые лежат на ваших столах, нарисуйте выражение, которое соответствует вашему настроению. ( Слайд №3)

2.Проверка домашнего задания.

3.Подготовка к изучению новой темы.

  • С какой частью речи мы с вами работаем на последних уроках русского языка? (Имя существительное)
  • Что обозначает имя существительное? ( предмет)
  • Какие признаки имеет имя существительное? ( постоянные: род, склонение и непостоянные: число, падеж)
  • Что нового об имени существительном вы узнали в этом учебном году? (разноскл., несклон.,)

2. Игра «Кто зоркий»( Слайд№4)

Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом: звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна…

  • Прочитайте предложение.
  • Найдите орфограммы, которые «спрятались» в этом предложении.
  • Запишите предложение по памяти, затем проверьте себя.
  • Есть ли в этом предложении слова с НЕ?
  • Какое из них является именем существительным? ( неясность) Докажите это.

-Как будет называться тема нашего урока, если мы начали говорить о Не с существительными? ( Правописание Не с именами существительными )

-Что же мы должны решить в ней? (Когда Не пишется слитно, когда раздельно)

-Тема нашего урока правописание НЕ с именами существительными . ( Запись в тетради)

(Сообщение целей урока Слайд №6 )

— Сегодня мы должны с вами повторить и закрепить правописание НЕ с существительными и научиться распознавать, когда НЕ приставка, когда частица, когда часть корня.

— Ребята, а какое слово из предложения относится к нашей теме ?(неясность) (подчеркивание слова неясность )Чем является НЕ в этой слове?

4. Работа по новой теме.

1.Задание на внимание. Игра «ЛОТО». Слайд №7-8

Работа в парах (Каждая пара получает карточку со словами и фишками) По лексическому значению угадать слово, закрыть фишкой. Над существительным – фишкой с буквой «С».


источники:

http://infourok.ru/konspekt-uroka-po-russkomu-yaziku-na-temu-ne-s-imenami-suschestvitelnimi-klass-2989755.html

http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2013/12/10/pravopisanie-ne-s-imenami-sushchestvitelnym