Конспект урока по теме правописание не с существительными 6 класс

урок русского языка «Правописание не с существительными»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Урок русского языка по теме «НЕ с существительными» С презентацией

Скачать:

ВложениеРазмер
ne_s_sushchestvitelnymi_6_klass.docx25.58 КБ
prezentatsiya_ne_s_sushchestvitelnymi.pptx797.27 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Тема: «Правописание НЕ с существительными»

Цель: знать условия выбора слитного или раздельного написания НЕ с существительными, уметь различать НЕ как приставку, частицу, часть корня, доказывать выбор написания, подбирать синонимы с НЕ к словам, анализировать смысл предложений с точки зрения наличия противопоставления.

Обучающие: совершенствование навыков написания слитного написания НЕ с существительными.

  • развитие памяти, внимания, воображения, языковой догадки;
  • развитие логического мышления, умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы, планировать свое высказывание;
  • развитие способностей к самостоятельному труду;
  • развитие познавательного интереса.
  • воспитание культуры общения, речи и поведения;
  • вызвать заинтересованность в получении знаний;
  • пробудить любознательность;
  • побудить учащихся к активности;
  • закрепить уверенность в успехе.

Тип урока: объяснение нового материала

Оборудование: мультипроектор, презентация, учебник, карточки

Ход урока:

Организационный момент.

Здравствуйте ребята. Сядьте все правильно и сложите вместе свои ладошки. Я хочу начать сегодняшний урок с одной очень древней притчи.

«Жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был один человек, завидующий его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И пошёл он на луг, поймал бабочку, посадил её между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу-ка я у мудреца: какая бабочка у меня в руках – живая или мёртвая? Если скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрёт, а если он скажет – мёртвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее». Так всё и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил её между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: «Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший, — живая или мёртвая?» И тогда мудрец ответил: «Всё в твоих руках…»

Всё в ваших руках, ребята. А сейчас потихоньку поднимите свои ладошки кверху и откройте их. У вас с рук сейчас выпорхнула бабочка успеха. И весь урок она будет летать над вами.

  1. Объяснение нового материала.

1. Определение темы и целей урока

  1. (Не)друг поддакивает, а друг спорит.
  2. (Не) заслонишь солнце рукавицей, (не) убьешь молодца (не)былицей.
  3. На сердце ненастье, так и в вёдро дождь.
  4. (Не) смажешь колеса – быстро (не) поедешь.
  5. (Не) работа сушит, а забота.

5. (Не посеешь) – урожай (не) соберешь

6. Лентяю все (не)можется да (не)здоровится.
7. (Не) спеши языком, торопись делом.
8. Правда в огне (не) горит и в воде (не) тонет.

9. У( не)ряхи да (не)пряхи нет и путной рубахи.

Прочитайте пословицы, скажите, как вы понимаете их смысл.

Раскройте скобки перед словами той части речи, написание которой с не вам знакомо. (Повторить правописание не с глаголами)

— Назовите остальные слова с не из пословиц. Определите, к какой части речи они относятся. Это имена существительные. Значит, тема сегодняшнего урока: «Не с существительными».

Давайте сформулируем цели урока, используя опорные слова:

Познакомиться с …. (С правилом написания не с существительными)

Учиться…. ( Правильно писать не с существительными)

Вновь обратимся к пословицам. Назовите существительные с не из 2-й и 3-й пословицы(Небылица, ненастье). Отнимете не у этих существительных.

— Употребляются ли слова небылица и ненастье без не? Объясните, почему вы так считаете?

— В какой пословице ещё есть такое слово?

— Но в русском языке есть ещё и другие слова, которые не употребляются без не . Я вам сейчас расскажу сказку, а вы постараетесь найти эти слова.

Учитель рассказывает (читает) грамматическую сказку Ф.Кривина.

В те сказочные времена, когда все слова свободно употреблялись без «не», жили в одной стране просвещённые люди — вежды. Король у них был Годяй, большой человеколюб, а королева — Ряха, аккуратистка в высшей степени:

Вежды глубоко навидели своего короля Годяя. Да и как было не навидеть короля, когда во всём королевстве сплошная разбериха, постоянные взгоды, поладки и урядицы, — когда всё хорошее может употребляться без «не» и поэтому остаётся хорошим.

Какие слова вы услышали? ( Неряха, негодяй и др.).

Как они пишутся с не ?

В каких же еще случаях не с сущ. пишется слитно? Может ли не с существительными писаться раздельно?

  1. Работа с учебником (стр. 100, орфограмма № 32).

Давайте вместе попробуем составить алгоритм применения правила. (приложение)

  1. Составление алгоритма
  2. Закрепление изученного.
  1. Подберите к словам синонимы, используя слова для справок

Сомнение, болезнь, ложь, беда,

противник, глупость, рабство,

Слова для справок: негодование, непогода,

нездоровье, невнимательность, неправда,

неприятель, несчастье, неволя,

невежливость, неуверенность, нелепость

Выпишите существительные, которые без не не употребляются.

(Не)годование, (не)видимка, (не)внимательность, (не)вежа. (не)вежда, (не)грамотность, (не)доверие, (не)забудка, (не)годяй.

Закончить предложение так, чтобы было противопоставление; как пишется не с данными существительными?

  1. (Не)погода помешала уборке урожая, а …
  2. (Не)счастье помогло исследователю, а …
  3. (Не)приятель обратился ко мне с просьбой, а …
  4. (Не)друг ты мне, а …
  5. (Не)воля ожидала его, а …

4.Тест на первичное усвоение темы «Не с существительными»

А 1. Не с существительным пишется слитно, так как не употребляется без не.

  1. Мешала (не)погода, а другие обстоятельства.
  2. Полная (не)лепица.
  3. Причины (не)успеваемости.

А 2. Не с существительным пишется слитно, так как можно заменить синонимом или близким по значению выражением.

  1. Прилив (не)нависти.
  2. (Не)знание предмета.
  3. Жизнь красна (не)днями, а делами.

А 3. Не с существительным пишется раздельно, так как есть противопоставление с союзом а.

  1. Видно (не)ряху по грязной рубахе.
  2. Говорить (не)правду некрасиво.
  3. Говорить (не)правду, а ложь.

Б. Не с существительными пишется раздельно.

  1. (Не)везение преследовало меня.
  2. (Не)везение, а труд и настойчивость приведут к успехам в знаниях.
  3. (Не)везение преследовало меня, но труд и воля помогли добиться успехов в учении.

В. Не с существительными пишется раздельно.

  1. Учение — красота, а (не)учение — слепота.
  2. Сила с (не)правдою не уживаются.
  3. Ещё (не)зима, но уже выпал первый снег.

(Ключ к тесту «Проверь себя!»)

А 1 — 2; А 2 — 2; А 3 — 3; А4 — 2; А5 – 3

Сформулируйте, пожалуйста, новое знание, которое вы получили сегодня.

Это я, частица НЕ! Хитра, умна, ловка вполне.

Тут может быть она частицей (держат фразу НЕ ДРУГ, А ВРАГ)

А там — в приставку превратиться (НЕДРУГ),

А может к слову прицепиться и навсегда с ним породниться! (НЕРЯХА, НЕУЧ, НЕВЕЖА)

Знай! НЕ всегда частица, если от существительного противопоставлением отделится (НЕ ПРАВДА, А ЛОЖЬ)

НЕ — приставка, если слово синонимом заменим одно на другое (НЕПРАВДА=ЛОЖЬ)

НЕ входит в корень, если слово без неё не имеет смысла никакого, т.е. без НЕ не употребляется! (НЕНАСТЬЕ)

Запомни навсегда, дружок, чтоб без ошибок написать, ты должен правило об употреблении НЕ с существительными знать!

7. Домашнее задание.

  1. Параграф 43, орфограмма № 32.
  2. Стр. 101, упр. 242.
  3. Дополнительное задание: составить словарик существительных, которые не употребляются без НЕ.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

1. (Не)друг поддакивает, а друг спорит. 2. (Не ) заслонишь солнце рукавицей, (не) убьешь молодца ( не) былицей . 3. На сердце ненастье, так и в вёдро дождь. 4. (Не ) смажешь колеса – быстро (не) поедешь. 5. (Не) работа сушит, а забота. 6. (Не посеешь) – урожай (не) соберешь 7. Лентяю все (не)можется да (не)здоровится. 8. (Не) спеши языком, торопись делом. 9. Правда в огне (не) горит и в воде (не) тонет. 10 . У( не) ряхи да (не)пряхи нет и путной рубахи.

Н е с существительными Учитель русского языка и литературы:Юдина Ирина Анатольевна

Цель: знать условия выбора слитного или раздельного написания НЕ с существительными, уметь различать НЕ как приставку, частицу, часть корня, доказывать выбор написания, подбирать синонимы с НЕ к словам, анализировать смысл предложений с точки зрения наличия противопоставления. Задачи: Обучающие: совершенствование навыков написания слитного написания НЕ с существительными. Развивающие: развитие памяти, внимания, воображения, языковой догадки; развитие логического мышления, умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы, планировать свое высказывание; развитие способностей к самостоятельному труду; развитие познавательного интереса. Воспитательные: воспитание культуры общения, речи и поведения; вызвать заинтересованность в получении знаний; пробудить любознательность; побудить учащихся к активности; закрепить уверенность в успехе. Цели урока

Подберите к данным словам синонимы Сомнение, болезнь, ложь, беда, противник, глупость, рабство, слякоть, рассеянность, возмущение, подозрительность Слова для справок: негодование, непогода, нездоровье, невнимательность, неправда, неприятель, несчастье, неволя, невежливость, неуверенность, нелепость

невежа -малообразованный человек невежда -грубый недотёпа — недалёкий в умственном отношении человек .

Задание : Выпишите существительные, которые без не не употребляются . (Не) годование , ( не ) видимка , ( не )внимательность, (не)вежа. (не)вежда, (не)грамотность, (не)доверие, (не) забудка , ( не ) годяй .

Спишите, раскрывая скобки 1.(Не)везение преследовало меня. 2. (Не)везение, а труд и настойчивость приведут к успехам в знаниях. 3. Это была явная (не)правда. 4. (Не)правду, а явную ложь почувствовал он в его ответе.

3. Тест на первичное усвоение темы «Не с существительными« А 1. Не с существительным пишется слитно, так как не употребляется без не. Мешала (не)погода, а другие обстоятельства. Полная (не) лепица . Причины (не)успеваемости . А 2. Не с существительным пишется слитно, так как можно заменить синонимом или близким по значению выражением. Прилив (не) нависти . (Не)знание предмета. Жизнь красна (не)днями, а делами . А 3. Не с существительным пишется раздельно, так как есть противопоставление с союзом а. Видно (не) ряху по грязной рубахе. Говорить (не)правду некрасиво. Говорить (не)правду, а ложь . А4. Не с существительными пишется раздельно. (Не)везение преследовало меня. (Не)везение, а труд и настойчивость приведут к успехам в знаниях. (Не)везение преследовало меня, но труд и воля помогли добиться успехов в учении . А5. Не с существительными пишется раздельно . Учение — красота, а (не)учение — слепота. Сила с (не)правдою не уживаются. Ещё (не)зима, но уже выпал первый снег.

(Ключ к тесту «Проверь себя!») А 1 — 2; А 2 — 2; А 3 — 3; А4 — 2; А5 – 3

Домашнее задание Параграф 43, орфограмма № 32 . Стр. 101, упр. 242. Дополнительное задание: составить словарик существительных, которые не употребляются без НЕ.

Конспект урока по русскому языку на тему «Не с именами существительными» (6 класс)

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

МКОУ ХМР СОШ с. Нялинское

Урок русского языка в 6 классе

Правописание НЕ с именами существительными

Учитель русского языка и литературы

Колмакова Елена Юрьевна

Урок русского языка в 6 классе.

Тема. НЕ с именами существительными.

Предметные: формировать умение использовать правильный способ действия при выборе слитного и раздельного написания не с именами существительными;

Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки действия.

Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования условий написания не с именами существительными

Личностные : Формирование устойчивой мотивации к обучению, навыков анализа, конструирования, проектной работы по алгоритму с перспективой самодиагностики результатов.

Тип урока: Урок усвоения новых знаний.

Методы и формы обучения: методы — исследовательский, активные; фронтальная (беседа), индивидуальная (практическая работа), коллективная (составление «Кластера»).

Оборудование и материалы к уроку : интерактивная доска, презентация, таблицы для заполнения, карточки с заданиями.

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

А слушаем внимательно!

Здравствуйте уважаемые гости и мои дорогие ученики-исследователи!

Да-да, именно исследователи, сегодня на уроке мы будем открывать

тайны написания слов.

— Откройте тетради, запишите дату.

II . Вступительное слово учителя

— У вас на партах лежат слова : гореть, зажигать, сам, другие.

Составьте из них предложение, правильно связывая слова грамматически и по смыслу.

Обсудите в парах и дайте ответ. Использую структуру Тимбилдинг (игра, совместная активная деятельность для достижения общей цели)

«Гореть самому — зажечь других».

— Как вы понимаете это выражение? ( не быть пассивным, а быть активным на уроке, чтобы остальным учащимся это было примером).

Давайте возьмем это предложение девизом нашего урока.

Чтобы научиться хорошо говорить, грамотно писать, нужны прочные знания и умения. Этим мы занимаемся на каждом уроке. Сегодняшний урок — не исключение.

III . Актуализация опорных знаний.

Сл. 3 Фронтальный опрос

С какой частью речи мы с вами работаем на последних уроках русского языка?

Что такое имя существительное? (предмет (кто? что?)

Что нового об имени существительном вы узнали в этом учебном году?

(разноскл., несклон., сущ. общего рода)

1. Разносклоняемые существительные (10 сущ. на – мя. )

2. Нет врем е ни, дым от плам е ни. (в безударном суф. — ен- пишется — е)

3. Род несклоняемых существительных (сущ. иноязычного происхождения)

4. Черн ый кофе (м.р.), коричнев ый кенгуру (м.р.)

5. Несклоняемые существительные (не изменяются по падежам, во всех падежах одна и та же форма)

6. Сидеть за пианино, стоять около пианино . ( такси, пальто, какао) .

7. Существительные общего рода. (сущ., называющие качества людей, относятся

к ж.р., если обозначают лиц ж. пола, и к м.р., если обозначают лиц м. пола)

9. Света – больш ая забияка. Врач Смирнова выписала рецепт.

IV Объяснение нового материала.

1. Исследование языкового материала.

СЛ. 5 Распределите данные слова в две группы:

(Не) годовать, (не) уважать, (не) любить, (не) чувствовать, (не) доумевать, (не) навидеть, ( не) приятель .

— Слова каких частей речи вы написали? ( глаголы )

— Как написали? ( слитно )

— Всегда ли НЕ с глаголами пишется раздельно? ( Нет, не всегда. Пишутся слитно, когда без НЕ не употребляются. Например: негодовать, ненавидеть .)

— Написание какого слова вызвало затруднение? (Имя существительное

2. Определение темы и целей.

— Исходя из всего этого, можете ли вы сформулировать тему урока, о какой орфограмме сегодня пойдёт речь? (НЕ с существительными.)

СЛ. 7 — Запишите тему урока. » Не с именами существительными «.

— Как вы думаете, какие цели мы поставим сегодня на уроке?

СЛ. 8 Цели : научиться правильно писать не с именами существительными,

— учиться различать НЕ как часть корня, приставку, частицу

— разработать алгоритм написания не с существительными

— объяснять условия выбора орфограммы (устно) и обозначать их графически.

3. Введение в тему.

Обратимся к таким существительным: правда, друг, счастье.

— Как правильно их писать с НЕ?

— Чем является НЕ в слове?

— Какой смысл придает этим словам приставка НЕ?

V . Изучение нового материала

Орфографическая задача (проблемная ситуация). Работа в парах.

— Сейчас я предлагаю провести 1 исследование.

СЛ. 10 — У вас на партах такие же таблицы. Для их заполнения нужно выполнить задания.

А так как вы исследователи, то попробуйте сами найти ответ на вопрос «При каком условии НЕ с существительными пишется слитно, а при каком раздельно?»

Послушайте стихотворение Бориса Заходера.

Побывал я однажды в стране,

Где исчезла частица «НЕ».

Посмотрел я вокруг с доумением:

Что за лепое положение?

Но кругом было тихо-тихо,

И во всем была разбериха.

И на взрачной клумбе у будки

Голубые цвели забудки.

Мне навстречу без всякого страха

Шел умытый, причесанный ряха.

А за ряхой по травке свежей

Шел суразный дотепа и вежа.

И навстречу всем утром рано

Улыбалась Царевна Смеяна…

Очень жаль, что только во сне

Есть страна без частицы «НЕ».

— А вы сожалеете о пропаже частицы НЕ в этом стихотворении?

-Что делает стихотворение нелепым? (отсутствие частицы НЕ)

Задание. Выпишите странные слова в первую колонку вместе с частицей НЕ- .

— Как написали слитно или раздельно? Почему?

— Какой вывод можно сделать о написании НЕ — с этими существительными?

— Какой морфемой будет НЕ в данных словах?

НЕ в них — часть корня и приставка.

Здесь происходит утрата исторического корня — ум , в связи с чем и не выделяется приставка недо -.

Слово не обозначает «поглупеть», а скорее обозначает » сомневаться «

Если существительное не употребляется без НЕ, то пишется слитно.

2. Словарная работа.

Фанера — многослойный строительный материал, изготавливаемый путём склеивания слоев древесины (слоев бывает от 3 и более)

Фанера имеет ровную поверхность, мало растрескивается.

Крепкая фанера, дорогая фанера, нужная фанера, необходимая фанера.

Знаете ли вы фразеологизмы с этим словом?

Существует миф : в начале прошлого столетия, французский летчик-изобретатель с фамилией Фаньер, не справился с управлением своего самолета и врезался в Эйфелеву башню. Оттуда и пошло выражение «Пролетел как фан е ра над Парижем «, что означает что-то не получившееся, не достигнутое .

Этот фразеологизм к нам не относится, у нас сегодня все получится, и мы достигнем отличных результатов.

СЛ. 15 — При каком условии НЕ с существительными пишется слитно?

СЛ. 16 Исследование 2

3. Исследование 2. (работа в парах)

1. Подберите к данным словам синонимы с НЕ (в тетради)

Сомнение, беда, глупость.

Слова для справок : нелепость, несчастье, неуверенность.

Рабство, слякоть, ложь.

Слова для справок : неправда, непогода, неволя.

СЛ. 18 Сомнение — неуверенность

— Обратите внимание, как пишутся с НЕ существительными, которые вы подобрали?

Если учесть, что мы подбирали синонимы, то какое правило в написании НЕ с данными словами можно вывести?

Чем является в словах НЕ?

Не здесь является приставкой.

Существительное не употребляется

Существительное с НЕ может быть заменено

синонимом без НЕ

СЛ. 20, 21 Вывод 2.

Если существительное с НЕ может быть заменено

синонимом без НЕ , то существительное с НЕ пишется слитно.

Приставку НЕ — надо отличать от частицы не. Частица не пишется отдельно.

Приставка НЕ- служит не для образования слов, а для отрицания

СЛ. 22, 23 Физминутка «Мишки Гуми» -видео.

— В каком случае частица НЕ пишется с существительными слитно?

СЛ. 24, 25 3. Исследование 3.

— А можно ли написать НЕ с существительными раздельно?

Нужно провести исследование и сделать вывод.

Проанализируйте предложения и сделайте вывод, в каком случае НЕ с существительными пишется раздельно.

Неудача постигла меня. неудача (поражение, провал, крах)

На уроках мне помогает не удача, а упорный труд.

Как вы думаете, что является условием раздельного написания не с существительным?

Существительное не употребляется

Существительное с НЕ может быть заменено

синонимом без НЕ или близким по значению выражением

Есть противопоставление с союзом а.

не удача, а труд

Продолжите предложения и объясните правописание НЕ с существительными.

(Не)удача помогла исследователю, а … опыт (знания).

(Не)друг ты мне, а … враг.

(Не)воля ожидала его, а … заключение.

СЛ. 26 Вывод 3. Не с существительными пишется раздельно, если в предложении есть противопоставление с союзом а .

Работа с учебником на с. 150.

Читаем правило, используя прием ИНСЕРТ.

2. Тест на интерактивной доске.

Рефлексия. Сегодня на уроке.

Учить правило на с. 150.

1. Придумайте сказку на лингвистическую тему «В царстве НЕ».

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

  • Сейчас обучается 337 человек из 61 региона

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 747 человек из 78 регионов

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

  • Сейчас обучается 322 человека из 66 регионов

  • Колмакова Елена ЮрьевнаНаписать 4931 09.05.2018

Номер материала: ДБ-1569077

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    09.05.2018 197
    09.05.2018 5063
    27.04.2018 493
    27.04.2018 254
    30.03.2018 269
    29.03.2018 262
    29.03.2018 215
    11.02.2018 276

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Минобрнауки утвердило перечень олимпиад для школьников на 2021-2022 учебный год

Время чтения: 1 минута

Минобрнауки разрешило вузам переносить плановые каникулы на нерабочие дни

Время чтения: 1 минута

Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул

Время чтения: 1 минута

Школьных охранников предлагают обучать основам психологии

Время чтения: 2 минуты

Стартовал сбор заявок на студенческую олимпиаду «Я — профессионал»

Время чтения: 2 минуты

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Урок русского языка на тему «Правописание НЕ с именами существительными» (6 класс)

Дать представление о правописании НЕ с существительными, способствовать развитию внимания, умения сравнивать, классифицировать, обобщать.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка на тему «Правописание НЕ с именами существительными» (6 класс)»

План – конспект урока по русскому языку

Тип урока: Открытие новых знаний.

Тема урока: «Правописание НЕ с именами существительными»

Оборудование и материалы к уроку: мультимедийный проектор, презентация, карточки.

Планируемые результаты обучения: учатся сравнивать и обобщать, развивают словарный запас и навыки связной речи, совершенствуют орфографические умения и навыки.

УУД, которые формируются на уроке.

Развивать орфографическую зоркость.

Уметь развивать связную речь.

Регулятивные: определять цель учебной деятельности, искать средства её осуществления; осознавать усвоенный материал, качество и уровень усвоения.

Познавательные: синтезировать информацию для ответа, устанавливать аналогии, самостоятельно перерабатывать информацию.

Коммуникативные: умение формулировать сою точку зрения, строить ответ в соответствии с изученной терминологией.

Личностные: формирование навыков самодиагностики.

Организационная структура урока:

1. Мотивация к учебной деятельности.

— Мне приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности. Я чувствую, что вы готовы меня слушать и слышать. Мне хочется вам пожелать, чтобы это радостное и творческое состояние не покидало вас в течение всего урока. Поприветствуем друг друга улыбкой, пожелаем мысленно себе удачи и тихонечко сядем за парты.

Актуализация и проблемное учебное действие.

(не)жил, (не)писал, (не)лепость, (не)лежал, (не)внимательность, (не)был, (не)думал, (не)дело, (не)ряха, (не)хочу, (не)брежность, (не)поседливый, (не)ожиданность, (не)счастье.

— В каких случаях вы уверены в написании НЕ со словом? Запишите. Какие слова вы выписали?( глаголы с НЕ).

3. Выявление места и причины затруднения.

— Какие слова остались? Сможем ли мы сейчас написать их без ошибок?

— Какая орфографическая проблема возникла?

4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

— Ребята, попробуйте сформулировать тему урока.

-Сформулируйте цель нашего урока, опираясь на тему. Можете использовать опорные слова:

+) Я хочу познакомиться с ….;

— Давайте попробуем вместе составить план урока, т. е. чем будем заниматься на уроке(план составляется на доске):

1. Орфографическая проблема

2. Определение темы и цели урока

3. объяснение нового материала

5. Реализация сформированной модели.

— Посмотрите на оставшиеся слова и скажите, есть ли слова, которые не употребляются без НЕ? Назовите их.

— Чем является НЕ в этих словах?

— Как будем писать эти слова с НЕ? А почему?

— Послушайте стихотворение Б. Заходера о таких словах.

Задание: выписать несколько существительных, которые не употребляются без не.

Побывал я однажды в стране,
Где исчезла частица не.
Посмотрел я вокруг с доумением:
Что за лепое положение?

Но кругом было тихо-тихо,
И во всем была разбериха.
И на взрачной клумбе у будки
Голубые цвели забудки.

И погода стояла настная,
И гуляла собака счастная
И, виляя хвостом, уклюже
Пробегала пролазные лужи.

Мне навстречу без всякого страха
Шел умытый, причесанный ряха,
А за ряхой по травке свежей
Шли суразный дотепа и вежа.

А из школы, взявшись под ручки,
Чинным шагом вышли доучки.
И навстречу всем утром рано
Улыбалась царевна Смеяна.

Очень жаль, что только во сне
Есть страна без частицы не.

— Понятно ли содержание? Почему?

— А сейчас вы работаете в парах. Нужно подобрать синонимы с НЕ к словам.

Дается карточка со словами: Горе, беспорядок, болезнь, ложь, грубость, подозрительность, враг, порицание, рабство.

-Давайте проверим, что у вас получилось. Чем будет Не в этих словах?

— Приставка НЕ, как и всякая другая приставка, присоединяясь к словам, придает им новое значение, что мы и видим на примере этого упражнения. С помощью приставки НЕ образуются новые слова с новым лексическим значением.

— Как будем писать НЕ в этом случае?

— Попробуйте образовать слова с приставкой НЕ от слов: дом, стол, рассказ, загадка. Почему нельзя образовать такие слова? Сделайте вывод, как должны писаться такие слова с НЕ.

— Посмотрите на предложение Не счастье, а беда сблизила нас.

— Как вы думаете, почему в этом предложении Не со словом пишется раздельно, ведь можно же сказать – несчастье?

— Правильно, есть есть противопоставление в союзом А.

— Ну а теперь, исходя из выше сказанного, попробуем сформулировать правило написания частицы НЕ с существительными.

6. Первичное закрепление с проговариванием вслух.

Задание 1. Вы видите, что на стенах, на шкафах расположены карточки со словами, вы должны разместить на доске слова в соответствии с пунктами правила и объяснить свой выбор. (Не)настье, (не)доразумение, (не)друг; (не)друг, а враг; (не)знайка, (не)погода, (не)досол, (не)вежливость; (не)вежливость, а грубость; (не)урожай, (не)счастье; (не)счастье, а горе; (не)приятель, (не)нависть, (не)дочет, (не)развитость, (не)доумение, (не)ряха, (не)рушимость; (не)задача, а пример, (не)решительность, (не)брежность; (не)слон, (не)лесть, а правда.

Задание 2. Игра «Третий лишний». Объяснить свой выбор.

(Не)вежа, (не)руг, а враг, (не)настье

(не)поседа, (не)правда, (не)везение, а труд

(не)правда а ложь, (не)воля, а упорство, (не)годование

(не)знайка, (не)воля, (не)друг

(не)приятель, (не)ряха, (не)внимание, а рассеянность

Задание 3. Определите слово по его лексическому значению. Учтите, что слово должно быть на наше правило. Объясните, как оно пишется.

а) Очень обидчивого человека, который не терпит шуток, называют … (недотрога)

б) Того, кому не сидится на месте, называют… (непоседа)

в) Того, кто ничего не знает, называют.. (невежда)

г) Грубый, невоспитанный человек … (невежда)

д) Недоучившийся, мало знающий человек … (недоучка).

— Положительные или отрицательные это черты характера?

— Какого рода все эти существительные?

— Как называются слова невежа и невежда?

Задание 4. Работаем в парах.

Вставьте в пословицу недостающее слово с не. Не забывайте о правильном написании не с существительными. Объясните смысл пословиц.

В)Знайка дорожкой бежит, а ….на печи лежит.

Е)Видно…. по грязной рубахе

7. Самостоятельная работа с самоконтролем.

Составьте текст ( из 6-8 предложений), употребив данные ниже существительные:

(не)знайка; (не)желание; (не)правда, а ложь; (не)уступчивость; (не)хватка времени; (не)друг, а товарищ; (не)внимание.

8. Включение в систему знаний и повторение.

— Что нового вы сегодня узнали, чему учились?

9. Рефлексия учебной деятельности.

Сегодня на уроке я узнал(а)….

Для меня было новым…..

Меня заставило задуматься…

Для меня стало открытием….

— Вернёмся к началу нашего урока. «Не умею не могу, не хочу»- какие мрачные, грустные слова. Давайте попробуем заменить ключевые слова на антонимичные. Что у нас получилось? Умею, могу, хочу – три главных приятеля человека.

Пусть эти приятели будут с вами при выполнении домашнего задания.

10. Домашнее задание (на выбор)

2. Составить карточку соседу из 12-15 слов на изученное правило.

3. Написать сочинение на тему «Плохой характер», используя существительные с НЕ


источники:

http://infourok.ru/konspekt-uroka-po-russkomu-yaziku-na-temu-ne-s-imenami-suschestvitelnimi-klass-2989755.html

http://multiurok.ru/files/urok-russkogo-iazyka-na-temu-pravopisanie-ne-s-ime.html