Конспект урока по теме правописание окончаний

План-конспект урока по русскому языку по теме «Правописание безударных окончаний глаголов»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Подробный план-конспект открытого урока

Скачать:

ВложениеРазмер
konspekt_po_rus.yaz_4_kl.docx22.58 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 4 классе

Тема: Правописание безударных окончаний глаголов

Цель урока: создать условия для правописания безударных окончаний глаголов; способствовать развитию умения определять спряжение глагола Задачи:
— систематизировать знания о правописании безударных окончаний глаголов;

-составить алгоритм правописания безударных окончаний глаголов;

— отрабатывать навык правописания безударных окончаний глаголов;
— учить ставить глагол в неопределенную форму.
— учить безошибочно определять спряжение глагола.

1.Мотивирование к учебной деятельности

Прозвенел опять звонок.

Всех позвал он на урок.

Я рада видеть каждого из вас,

И пусть зима прохладой в окна дышит.

Нам будет здесь уютно, ведь наш класс

Друг друга любит, чувствует и слышит.

-Проверим готовность к уроку

ишь, ит, ут, ют ,ет, ите, ем, им, ат, ешь, ят, ете

— Посмотрите на строку чистописания.

-Что напоминают вам эти соединения? (окончания глаголов)

-На какие две группы их можно разделить(окончания глаголов 1 и 2 спряжения)

-Назовите окончания глаголов 1 спряжения (называют)

-Окончания глаголов 2 спряжения

-1 вариант : выпишите только окончания глаголов 1 спряжения,

2 вариант только окончания глаголов 2 спряжения

3.Постановка учебной задачи

Труд корм…т, а лень порт…т.

— Как называется такое высказывание? (пословица)

— Как вы понимаете значение этой пословицы?

-Чур, сегодня на уроке не лениться, а трудиться. Согласны?

— Пусть это и будет девизом нашего урока.

(Записывают под диктовку девиз)

-Какая орфограмма вам здесь встретилась?( написание -тся и -ться в глаголах).

-Как вы написали эти глаголы? (С мягким знаком)

-Почему? (это начальная форма глагола)

-Проверьте, все ли правильно записали ? (вывешивают девиз)

-Какая еще орфограмма встретилась. (не с глаголами пишется раздельно)

-Вернемся к пословице. В каком месте пропущены буквы ? (в окончаниях глаголов)

— Какие это окончания? Поставьте ударения. (безударные)

— Вы догадались, как будет звучать тема нашего урока?

( «Правописание безударных окончаний глаголов»)

-Какие задачи мы перед собой поставим ?

(Учиться грамотно писать окончания глаголов, безошибочно определять спряжения глаголов)

4.Работа по теме урока.

а) Составление алгоритма

Прочитайте предложение, записанное на доске.

Долго тян…тся зимняя ночь.

-В каком месте пропущена буква?

( в безударном окончании глагола)

-Какую же букву нужно написать Е или И? Как не ошибиться в написании окончания?

-Давайте составим алгоритм написания безударных личных окончаний глаголов.

Но сначала послушайте сказку:

В одном сказочном королевстве, под названием «Грамота», которое находится не за три девять земель, а под самым вашим носом, в учебнике русского языка, жили буквы. Жили они дружно и никогда не ссорились. Особенно дружили буквы Е и И. Да так дружили, что часто даже И разрешала Е стоять вместо себя в словах. Но вот однажды случилась между ними ссора. Очень уж захотелось буквам побывать в школе на уроке, и не где-нибудь, а прямо с доски на класс посмотреть. Вот и решили они попасть в наше предложение .

-Я стану в самый центр предложения, — сказала буква Е.

-Ты уже все решила за меня? — возразила буква И. -Нет уж, на этот раз я тебе место не уступлю, сама буду с доски классом любоваться. Долго спорили буквы, ни одна другой уступить не хотела. Но пришел его величество Глагол и издал указ: «Кто из букв через сказочный лес пройдет и все правила вспомнит, тому и стоять в центре.»

-Ребята, поможем буквам?

-Что необходимо выполнить, чтобы правильно написать безударное окончание глаголов?

(Каждый вопрос-карточка с изображением леса. После ответа карточку переворачивают, появляется запись шага алгоритма)

1. Определить вид глагола. (Ставим вопрос к глаголу. Что делает? – тянется.( глагол несовершенного вида)

2. Найти начальную форму глагола.( Глагол несовершенного вида в начальной форме отвечает на вопрос Что делать? – тянуться. Глагол оканчивается на –уть)

3. По окончанию определить спряжение. ( –уть- 1 спр.)

4.Вспомнить окончание. ( В глаголах 1 спр. пишем окончание –ет)

-Итак, какая буква должна стоять в слове тянется- (Е).

-Молодцы, помирили буквы!

( еще раз читают алгоритм)

б) Работа с предложением

Записывают предложение, обозначают окончание, указывают спряжение.

В предложении подчеркивают основу предложения. Ученик первым выполнивший задание, записывает его у доски.

(Проверка по образцу)

-А теперь потренируемся в написании безударных окончаний глаголов.

-Что это у нас на доске записано, прочитайте.(Читает ученик)

Кто всю ночь по крыше бьёт

И бормоч. т, и поёт,

-Какие же окончания мы напишем в глаголах?(определяем окончания по алгоритму)

-Кто же это всю ночь по крыше бьет и постукивает, и бормочет, и поет, убаюкивает. (дождь)

-Давайте еще раз хором причитаем загадку(читают хором)

-А теперь попробуйте записать загадку по памяти, не глядя на доску

В глаголах обозначьте окончания, укажите спряжение.

(записывают по памяти)

(Выполнивший первым ученик работает с загадкой у доски )

— Какая орфограмма встречается в слове дождь?

(Парная согласная в корне слова. Проверочное слово-дожди)

(Самопроверка и самооценка)

-Ребята, а когда дождь превращается в снег?(зимой) Какое условие для этого необходимо? (должно быть холодно)

-Ударил мороз, и дождинки превратились в снежинки.

-Давайте прогуляемся по первому снегу.

Физминутка (Утром кот принес на лапах первый снег…)

6) Продолжение работы по теме урока

а) Работа в парах (по карточкам)

-В этом году Зима особенно щедра на снег, даже парты вам снежинками усыпала

Очень интересно Зиме узнать, что такое синонимы.

(ответы), а фразеологизмы (ответ)

-Посмотрите на карточки со снежинками. Подберите к глаголам левого столбика синонимы – фразеологизмы из правого столбика, соедините их карандашами.Работаем в парах.

— Вставьте пропущенные буквы , запишите любую пару в тетрадь, обозначьте окончания, укажите спряжения глаголов .

Убега…т заруб…т на носу

Обманыва…т унос…т ноги

Запомн…т вод…т за нос

(Взаимопроверка и взаимооценка.Проверка по образцу)

б)Работа с учебником

-Прочитайте задание. Какие глаголы исключения нас будут интересовать?( 2 спр.)

Приготовьте ладошки. Читаем глаголы, как только попадется глагол-исключение, хлопаем в ладоши.

(дети читают по строке)

2.Самостоятельная работа: стр.139, упр.3

-А теперь потренируемся в образовании личных форм глаголов.

Прочитайте задание. (читает ученик)

-Назовите местоимение 3 лица ед ч.(он, она, оно)

-Выполняем задание самостоятельно по вариантам: Первый вариант работает с глаголами первой строки, второй вариант –второй строки.

-Вернемся к пословице. Запишите ее в тетрадь, вставьте нужные буквы, обозначьте окончания глаголов, укажите спряжения.

(Проверка по эталону)

-Ребята, чем мы сегодня занимались на уроке?

-Был ли вам полезен сегодняшний урок, стало ли легче определять окончания глаголов, используя наш алгоритм? Кому стало легче, поднимите руки.

-Давайте еще раз повторим алгоритм определения личных безударных окончаний глаголов.(хором)

-Какие жанры устного народного творчества мы сегодня упомянули на уроке (пословицы, загадки, сказки)

-Остались ли вы верны нашему девизу , все трудились, а не ленились?

Оцените свою работу на уроке.

9) Оценка учителя

10) Домашнее задание

стр 140.упр 4 (коллективный разбор задания)

План-конспект урока по русскому языку на тему: «Правописание окончаний»

Выполнила учитель русского языка и литературы:

Пусенкова Елена Михайловна, МБОУ СШ №32

Урок русского языка в 10 классе по теме:

«Правописание окончаний и суффиксов имен существительных»

Форма урока: деловая игра «Заседание ученого совета»

Повторить изученные правила на правописание окончаний и суффиксов имен существительных, изучить новые правила (окончания мн.ч род.п., суффиксы ец-иц, еньк-оньк); систематизировать знания учащихся по теме;

Закрепить умения и навыки учащихся в применении данных правил на письме;

Развивать ОУУН: логическое мышление, анализ, систематизация, речевые навыки.

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня у нас состоится заседание ученого совета по теме: «Правописание окончаний и суффиксов существительных»

На ученом совете обсуждаются научные вопросы, ведутся научные споры. Все присутствующие участвуют в обсуждении вопросов на равных правах.

Действующие лица: председатель, докладчик, оппонент, рецензент. (словарная работа)

Я сегодня выступаю в роли председательствующего совета.

К сегодняшнему заседанию готовились докладчики. В роли оппонентов и рецензентов будете выступать вы, активно работая и обсуждая вопросы по теме заседания.

На столах у вас есть рабочие материалы, которые вам помогут в работе.

На доске задание-проблема №1: ночевать в ущельи или в ущелье? Сидеть на ветв… , на ветк…?

Чтобы ответить на данные вопросы, внимательно прослушайте докладчика с сообщением на тему «Правописание падежных окончаний имен существительных». Все внимательно слушают, Рассматривая таблицу 1, готовьтесь оппонировать и рецензировать.(Правило по таблице, решение проблемы с доски, оценка рецензентов

оппоненты задают первый вопрос из заданий)

Задание-проблема №2: пара туфель или пара туфлей? 5 килограммов или 5 килограмм?

Следующий доклад о правописании окончаний существительных в род.п мн.ч.(выступление по таблице, решение проблемы, оценка рецензентов, задания 2,3)

Задание-проблема №3: комочек или комочик? Перебещик или перебежчик? Ключ…м, собач…нка?

Сообщение о правописании суффиксов существительных ( решение проблемы, рецензия, задание 4)

Самостоятельная работа с тестом.

Взаимопроверка теста 1-б , 2-а , 3-а, 4-а, в, 5-а, 6-г

Работа над ошибками теста.

Анализ текста по группам: с т.з стиля, пунктуации, орфографии (при подготовке к анализу пользоваться памяткой)

Итоги урока. Сдаются тесты. Оценки. Благодарю всех за активную плодотворную работу.

Окончания имен существительных 2-го склонения в родительном падеже множественного числа

Окончания -ов, -ев

1. Национальность: калмыков, монголов

2. Плоды: помидоров, баклажанов, но: яблок!

3. Мера веса, площадь: граммов, килограммов, гектаров.

4. С суффиксом –ц(е): оконцев, болотцев, но: блюдец, полотенец!

1. Национальность, если основа оканчивается на –н, -р: болгар, англичан.

2. Войсковые наименования: группа солдат, партизан, гусар.

3. Единицы измерения: ватт, ампер, вольт.

4. Парные предметы: пара валенок, сапог, чулок, погон, но: носков!

5. Средний род: яблок, плеч, мест, колен, ружей

Правописание суффиксов имен существительных

Условия выбора суффикса

Если при склонении гласный выпадает, пиши –ек

После д-т, з-с, ж пиши -чик, после остальных согласных – щик

У сущ м.р. пиши –ец,

У сущ. ж.р. пиши –иц

У сущ. ср.р. пиши –е, если она стоит перед ударным гласным, пиши –и, если она стоит после ударного гласного.

После твердых согласных пиши о, после мягких согласных –е

Исключения: заинька, паинька, баиньки

Смазчик, рассказчик, перебежчик, пильщик

Задания к уроку по теме «Правописание окончаний и суффиксов имен существительных» 10 класс

Одинаково ли склоняются слова любовь (чувство) и Любовь (имя), Мария и Марья? Поставьте данные слова в Р.п. Ответ объясните.

Одинаковы ли окончания в Р.п. у существительных: голов, столов, ковров, коров, ночей, затей?

Поставьте данные слова в Р.п. мн.ч.:

Армяне, таджики, северяне, болгары, цыгане, апельсины, помидоры, килограммы, валенки, места, плечи.

Образуйте новые слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. Объясните правописание образованных слов.

Нога, река, душа, береза, заяц, роща, лужа, орех, кусок, платье.

Выполни задания №557 или № 559 по программе «Фраза».

Все хорошие фотографы и кин_операторы знают что сущ_ствует закон кадра.

Он состоит в том что одна какая (нибудь) часть целого выд_л_(н,нн)ая из остального иску(с,сс)тве(н,нн)о скажем рамкой вид_искателем фотоаппарата колечком (с,з)сдел_(н,нн)ым из пальцев или просто сосредоточ_(н,нн)ым вн_манием воспр_н_ма_(ться, тся) иначе нежели вместе с целым.

Очень наглядно это можно видеть например в Армени_ по дороге из Еревана к озеру Севан. Вы ед_те и справ_ от вас все время находит(ься, тся) голуб_ватая д_лина а за ней бел_снежный шатер Арарата. Вдруг машина ост_навлива_(ться, тся) и вам пр_дла-га_(ться, тся) выйти полюбова(ться, тся) зн_менитой горой.

Но мы же и без того ею любу_емся. Вот она все время справ_ от нас. Нет полюбуйтесь (по)другому.

Оказыва_(ться, тся) около дорог_ сп_циально постро_(н, нн)а отлогая арка и теперь вы вид_те Арарат часть неба и часть д_лины как(бы) вставл_(н, нн)ыми в рамку и впеч_тление от красоты гор усил_ва_(ться, тся) стократ.

Тест по теме «Правописание окончаний и суффиксов имен существительных» 10 класс

1.Укажите ряд, в котором все слова имеют окончание –и:

А)о снегопад…, о радост…, о знамен…, о роял…

Б) к радост…, в санатории…, по географии…. к Мари…

В) в здании…, в алле…, в тетрад…, о здоровь…

2. Укажите ряд, где во всех словах окончание –е:

А) в раздумь…, в ущель…, о Дарь…, в несчасть…

Б) в арми…, с акаци…, о Марь…, в плать…

В)на ветк…, на ветв…, о дом…, в город…

3. Укажите ряд, в котором во всех словах пишется ч:

А) Рассказ…ик, перепис…ик, перебеж…ик

Б) времен…ик, барабан…ик, налад…ик

В) пиль…ик, груз…ик, лет…ик

4. Отметьте слова с буквой о:

5. В каком слове пишется суффикс –иц?

6. В каком слове пишется в суффиксе и?

Конспект урока по теме «Правописание окончаний»

Цели: представить учащимся систематизированные правила написания окончаний склоняемых частей речи (имя существительное, имя прилагательное, причастие); преодолеть прогнозируемые затруднения в правописании падежных окончаний существительных; отработать умения различать окончания существительных, относящихся к разным склонениям; формировать навыки культурной и грамотной речи; воспитывать активное и сознательное отношение к изучению русского языка; воспитывать чувство доброжелательности, целеустремлённости;

Оборудование: тематические таблицы, карточки с заданиями, индивидуальные карточки, листы контроля.

А. Обобщение изученного о склонении имён существительных.

1. Какие правила отражает данная таблица?

(Учащиеся рассказывают о распределении существительных по склонениям и правописании падежных окончаний)

2. Историческая справка о склонениях и падежах в праславянском языке (выступление подготовленного учащегося).

3. Как появилась известная вам таблица?

Задание. Просклоняйте существительные с ударными окончаниями и сделайте вывод.

Р.п. земли, страны глуши

Д.п. земле, стране глуши

П.п. о земле, стране коне, окне глуши

Вывод: в соответствии с морфологическим принципом в безударных окончаниях пишем то, что определили в сильной позиции: о поляне, на яблоне; на ясене, на фестивале; в гавани, на площади.

Исключения: все существительные на –ия (линия, Лия), -ий (гений, кий), -ие (селение, терпение).

В д.п.: к линии, Лии; в п.п.: о линии, Лии, гении, кии, селении, терпении.

Существительные ср.р. на –мя (бремя, время, знамя…) и сущ. м.р. путь – разносклоняемые:

Тв.п.: бременем, временем, знаменем, путём;

Р.п., Д.п., П.п.: бремени, времени, знамени, пути

4. Отработка алгоритма.

Задания. Определите, какую гласную надо писать в окончании.

Возле дорог. по дорог. у деревн. в деревн. на ёлк. на ел. в тетрадк. о тетрад. на площадк. на площад. погоны на кител. ноты на роял. в постельк. на постел. в пустын. на пустош. на лекци. в аудитори. был на лечени.. в санатори…

5. Задание. Запишите существительные в форме предложного падежа.

Суховей, гербарий, галерея, аллея, хвоя, бой, кий, река Бия, дочь Юлия, брошь, улей, иней, поднебесье, сияние, ветошь.

Б. Правописание падежных окончаний прилагательных и причастий.

1. Проанализируйте запись на доске. Есть ли ошибки?

Я была в одном старом городе,

Жестоко раненном городе,

Выжившем, выросшем, помолодевшем,

Новый красивый наряд одевшем.

(Учащиеся убеждаются, что все окончания написаны правильно: в городе (каком?) выжившем, выросшем, помолодевшем, одевшем).

Вывод о приёме проверки падежных окончаний прилагательных и причастий.

2. Задание. Списать текст, обозначив графически орфограмму.

Наступивш.. незаметно летняя ночь окутала усталую землю темнотой и поко..м. Мы сидели на крыльц.. дачн.. домика и искали на небе первую ярко засветивш..ся звезду. Запах белой сирен.. , пышно распустивш..ся в нашем саду, опьянял, а диск полной луны, показавш..ся из-за облачка, рождал мечты.

В. Культура речи.

Задание. О или А в окончании? Записать слова, выделив окончания.

-Полюшко, горлышко, зёрнышко, горюшко, гнёздышко, письмишко.

Вывод: имена сущ. ср.р. – окончание О.

— Зорюшка, долюшка, головушка, судьбишка, мелочишка, травушка, мыслишка, коровушка.

Вывод: имена сущ. ж.р. – окончание А.

— Умишко, городишко, человечишка, соловушка, хлебушко, заводишко, домишко, муравьишка.

Вывод: имена сущ. м.р. одушевлённые – окончание А, неодушевлённые – О.

Г. Рефлексия и подведение итогов.

— Какие знания вы приобрели в ходе изучения темы? Чему научились?

— Какие задания сегодня на уроке вызвали интерес или затруднения?

Оцените работу друг друга (в парах).

Домашнее задание. Составьте связный рассказ о правописании имён существительных, прилагательных, причастий. Запишите план и примеры


источники:

http://infourok.ru/plankonspekt-uroka-po-russkomu-yaziku-na-temu-pravopisanie-okonchaniy-676300.html

http://kopilkaurokov.ru/russkiyyazik/uroki/konspiekt-uroka-po-tiemie-pravopisaniie-okonchanii