План-конспект урока по русскому языку по теме «Правописание безударных окончаний глаголов»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Подробный план-конспект открытого урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_po_rus.yaz_4_kl.docx | 22.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 4 классе
Тема: Правописание безударных окончаний глаголов
Цель урока: создать условия для правописания безударных окончаний глаголов; способствовать развитию умения определять спряжение глагола Задачи:
— систематизировать знания о правописании безударных окончаний глаголов;
-составить алгоритм правописания безударных окончаний глаголов;
— отрабатывать навык правописания безударных окончаний глаголов;
— учить ставить глагол в неопределенную форму.
— учить безошибочно определять спряжение глагола.
1.Мотивирование к учебной деятельности
Прозвенел опять звонок.
Всех позвал он на урок.
Я рада видеть каждого из вас,
И пусть зима прохладой в окна дышит.
Нам будет здесь уютно, ведь наш класс
Друг друга любит, чувствует и слышит.
-Проверим готовность к уроку
ишь, ит, ут, ют ,ет, ите, ем, им, ат, ешь, ят, ете
— Посмотрите на строку чистописания.
-Что напоминают вам эти соединения? (окончания глаголов)
-На какие две группы их можно разделить(окончания глаголов 1 и 2 спряжения)
-Назовите окончания глаголов 1 спряжения (называют)
-Окончания глаголов 2 спряжения
-1 вариант : выпишите только окончания глаголов 1 спряжения,
2 вариант только окончания глаголов 2 спряжения
3.Постановка учебной задачи
Труд корм…т, а лень порт…т.
— Как называется такое высказывание? (пословица)
— Как вы понимаете значение этой пословицы?
-Чур, сегодня на уроке не лениться, а трудиться. Согласны?
— Пусть это и будет девизом нашего урока.
(Записывают под диктовку девиз)
-Какая орфограмма вам здесь встретилась?( написание -тся и -ться в глаголах).
-Как вы написали эти глаголы? (С мягким знаком)
-Почему? (это начальная форма глагола)
-Проверьте, все ли правильно записали ? (вывешивают девиз)
-Какая еще орфограмма встретилась. (не с глаголами пишется раздельно)
-Вернемся к пословице. В каком месте пропущены буквы ? (в окончаниях глаголов)
— Какие это окончания? Поставьте ударения. (безударные)
— Вы догадались, как будет звучать тема нашего урока?
( «Правописание безударных окончаний глаголов»)
-Какие задачи мы перед собой поставим ?
(Учиться грамотно писать окончания глаголов, безошибочно определять спряжения глаголов)
4.Работа по теме урока.
а) Составление алгоритма
Прочитайте предложение, записанное на доске.
Долго тян…тся зимняя ночь.
-В каком месте пропущена буква?
( в безударном окончании глагола)
-Какую же букву нужно написать Е или И? Как не ошибиться в написании окончания?
-Давайте составим алгоритм написания безударных личных окончаний глаголов.
Но сначала послушайте сказку:
В одном сказочном королевстве, под названием «Грамота», которое находится не за три девять земель, а под самым вашим носом, в учебнике русского языка, жили буквы. Жили они дружно и никогда не ссорились. Особенно дружили буквы Е и И. Да так дружили, что часто даже И разрешала Е стоять вместо себя в словах. Но вот однажды случилась между ними ссора. Очень уж захотелось буквам побывать в школе на уроке, и не где-нибудь, а прямо с доски на класс посмотреть. Вот и решили они попасть в наше предложение .
-Я стану в самый центр предложения, — сказала буква Е.
-Ты уже все решила за меня? — возразила буква И. -Нет уж, на этот раз я тебе место не уступлю, сама буду с доски классом любоваться. Долго спорили буквы, ни одна другой уступить не хотела. Но пришел его величество Глагол и издал указ: «Кто из букв через сказочный лес пройдет и все правила вспомнит, тому и стоять в центре.»
-Ребята, поможем буквам?
-Что необходимо выполнить, чтобы правильно написать безударное окончание глаголов?
(Каждый вопрос-карточка с изображением леса. После ответа карточку переворачивают, появляется запись шага алгоритма)
1. Определить вид глагола. (Ставим вопрос к глаголу. Что делает? – тянется.( глагол несовершенного вида)
2. Найти начальную форму глагола.( Глагол несовершенного вида в начальной форме отвечает на вопрос Что делать? – тянуться. Глагол оканчивается на –уть)
3. По окончанию определить спряжение. ( –уть- 1 спр.)
4.Вспомнить окончание. ( В глаголах 1 спр. пишем окончание –ет)
-Итак, какая буква должна стоять в слове тянется- (Е).
-Молодцы, помирили буквы!
( еще раз читают алгоритм)
б) Работа с предложением
Записывают предложение, обозначают окончание, указывают спряжение.
В предложении подчеркивают основу предложения. Ученик первым выполнивший задание, записывает его у доски.
(Проверка по образцу)
-А теперь потренируемся в написании безударных окончаний глаголов.
-Что это у нас на доске записано, прочитайте.(Читает ученик)
Кто всю ночь по крыше бьёт
И бормоч. т, и поёт,
-Какие же окончания мы напишем в глаголах?(определяем окончания по алгоритму)
-Кто же это всю ночь по крыше бьет и постукивает, и бормочет, и поет, убаюкивает. (дождь)
-Давайте еще раз хором причитаем загадку(читают хором)
-А теперь попробуйте записать загадку по памяти, не глядя на доску
В глаголах обозначьте окончания, укажите спряжение.
(записывают по памяти)
(Выполнивший первым ученик работает с загадкой у доски )
— Какая орфограмма встречается в слове дождь?
(Парная согласная в корне слова. Проверочное слово-дожди)
(Самопроверка и самооценка)
-Ребята, а когда дождь превращается в снег?(зимой) Какое условие для этого необходимо? (должно быть холодно)
-Ударил мороз, и дождинки превратились в снежинки.
-Давайте прогуляемся по первому снегу.
Физминутка (Утром кот принес на лапах первый снег…)
6) Продолжение работы по теме урока
а) Работа в парах (по карточкам)
-В этом году Зима особенно щедра на снег, даже парты вам снежинками усыпала
Очень интересно Зиме узнать, что такое синонимы.
(ответы), а фразеологизмы (ответ)
-Посмотрите на карточки со снежинками. Подберите к глаголам левого столбика синонимы – фразеологизмы из правого столбика, соедините их карандашами.Работаем в парах.
— Вставьте пропущенные буквы , запишите любую пару в тетрадь, обозначьте окончания, укажите спряжения глаголов .
Убега…т заруб…т на носу
Обманыва…т унос…т ноги
Запомн…т вод…т за нос
(Взаимопроверка и взаимооценка.Проверка по образцу)
б)Работа с учебником
-Прочитайте задание. Какие глаголы исключения нас будут интересовать?( 2 спр.)
Приготовьте ладошки. Читаем глаголы, как только попадется глагол-исключение, хлопаем в ладоши.
(дети читают по строке)
2.Самостоятельная работа: стр.139, упр.3
-А теперь потренируемся в образовании личных форм глаголов.
Прочитайте задание. (читает ученик)
-Назовите местоимение 3 лица ед ч.(он, она, оно)
-Выполняем задание самостоятельно по вариантам: Первый вариант работает с глаголами первой строки, второй вариант –второй строки.
-Вернемся к пословице. Запишите ее в тетрадь, вставьте нужные буквы, обозначьте окончания глаголов, укажите спряжения.
(Проверка по эталону)
-Ребята, чем мы сегодня занимались на уроке?
-Был ли вам полезен сегодняшний урок, стало ли легче определять окончания глаголов, используя наш алгоритм? Кому стало легче, поднимите руки.
-Давайте еще раз повторим алгоритм определения личных безударных окончаний глаголов.(хором)
-Какие жанры устного народного творчества мы сегодня упомянули на уроке (пословицы, загадки, сказки)
-Остались ли вы верны нашему девизу , все трудились, а не ленились?
Оцените свою работу на уроке.
9) Оценка учителя
10) Домашнее задание
стр 140.упр 4 (коллективный разбор задания)
План-конспект урока по русскому языку на тему: «Правописание окончаний»
Выполнила учитель русского языка и литературы:
Пусенкова Елена Михайловна, МБОУ СШ №32
Урок русского языка в 10 классе по теме:
«Правописание окончаний и суффиксов имен существительных»
Форма урока: деловая игра «Заседание ученого совета»
Повторить изученные правила на правописание окончаний и суффиксов имен существительных, изучить новые правила (окончания мн.ч род.п., суффиксы ец-иц, еньк-оньк); систематизировать знания учащихся по теме;
Закрепить умения и навыки учащихся в применении данных правил на письме;
Развивать ОУУН: логическое мышление, анализ, систематизация, речевые навыки.
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня у нас состоится заседание ученого совета по теме: «Правописание окончаний и суффиксов существительных»
На ученом совете обсуждаются научные вопросы, ведутся научные споры. Все присутствующие участвуют в обсуждении вопросов на равных правах.
Действующие лица: председатель, докладчик, оппонент, рецензент. (словарная работа)
Я сегодня выступаю в роли председательствующего совета.
К сегодняшнему заседанию готовились докладчики. В роли оппонентов и рецензентов будете выступать вы, активно работая и обсуждая вопросы по теме заседания.
На столах у вас есть рабочие материалы, которые вам помогут в работе.
На доске задание-проблема №1: ночевать в ущельи или в ущелье? Сидеть на ветв… , на ветк…?
Чтобы ответить на данные вопросы, внимательно прослушайте докладчика с сообщением на тему «Правописание падежных окончаний имен существительных». Все внимательно слушают, Рассматривая таблицу 1, готовьтесь оппонировать и рецензировать.(Правило по таблице, решение проблемы с доски, оценка рецензентов
оппоненты задают первый вопрос из заданий)
Задание-проблема №2: пара туфель или пара туфлей? 5 килограммов или 5 килограмм?
Следующий доклад о правописании окончаний существительных в род.п мн.ч.(выступление по таблице, решение проблемы, оценка рецензентов, задания 2,3)
Задание-проблема №3: комочек или комочик? Перебещик или перебежчик? Ключ…м, собач…нка?
Сообщение о правописании суффиксов существительных ( решение проблемы, рецензия, задание 4)
Самостоятельная работа с тестом.
Взаимопроверка теста 1-б , 2-а , 3-а, 4-а, в, 5-а, 6-г
Работа над ошибками теста.
Анализ текста по группам: с т.з стиля, пунктуации, орфографии (при подготовке к анализу пользоваться памяткой)
Итоги урока. Сдаются тесты. Оценки. Благодарю всех за активную плодотворную работу.
Окончания имен существительных 2-го склонения в родительном падеже множественного числа
Окончания -ов, -ев
1. Национальность: калмыков, монголов
2. Плоды: помидоров, баклажанов, но: яблок!
3. Мера веса, площадь: граммов, килограммов, гектаров.
4. С суффиксом –ц(е): оконцев, болотцев, но: блюдец, полотенец!
1. Национальность, если основа оканчивается на –н, -р: болгар, англичан.
2. Войсковые наименования: группа солдат, партизан, гусар.
3. Единицы измерения: ватт, ампер, вольт.
4. Парные предметы: пара валенок, сапог, чулок, погон, но: носков!
5. Средний род: яблок, плеч, мест, колен, ружей
Правописание суффиксов имен существительных
Условия выбора суффикса
Если при склонении гласный выпадает, пиши –ек
После д-т, з-с, ж пиши -чик, после остальных согласных – щик
У сущ м.р. пиши –ец,
У сущ. ж.р. пиши –иц
У сущ. ср.р. пиши –е, если она стоит перед ударным гласным, пиши –и, если она стоит после ударного гласного.
После твердых согласных пиши о, после мягких согласных –е
Исключения: заинька, паинька, баиньки
Смазчик, рассказчик, перебежчик, пильщик
Задания к уроку по теме «Правописание окончаний и суффиксов имен существительных» 10 класс
Одинаково ли склоняются слова любовь (чувство) и Любовь (имя), Мария и Марья? Поставьте данные слова в Р.п. Ответ объясните.
Одинаковы ли окончания в Р.п. у существительных: голов, столов, ковров, коров, ночей, затей?
Поставьте данные слова в Р.п. мн.ч.:
Армяне, таджики, северяне, болгары, цыгане, апельсины, помидоры, килограммы, валенки, места, плечи.
Образуйте новые слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. Объясните правописание образованных слов.
Нога, река, душа, береза, заяц, роща, лужа, орех, кусок, платье.
Выполни задания №557 или № 559 по программе «Фраза».
Все хорошие фотографы и кин_операторы знают что сущ_ствует закон кадра.
Он состоит в том что одна какая (нибудь) часть целого выд_л_(н,нн)ая из остального иску(с,сс)тве(н,нн)о скажем рамкой вид_искателем фотоаппарата колечком (с,з)сдел_(н,нн)ым из пальцев или просто сосредоточ_(н,нн)ым вн_манием воспр_н_ма_(ться, тся) иначе нежели вместе с целым.
Очень наглядно это можно видеть например в Армени_ по дороге из Еревана к озеру Севан. Вы ед_те и справ_ от вас все время находит(ься, тся) голуб_ватая д_лина а за ней бел_снежный шатер Арарата. Вдруг машина ост_навлива_(ться, тся) и вам пр_дла-га_(ться, тся) выйти полюбова(ться, тся) зн_менитой горой.
Но мы же и без того ею любу_емся. Вот она все время справ_ от нас. Нет полюбуйтесь (по)другому.
Оказыва_(ться, тся) около дорог_ сп_циально постро_(н, нн)а отлогая арка и теперь вы вид_те Арарат часть неба и часть д_лины как(бы) вставл_(н, нн)ыми в рамку и впеч_тление от красоты гор усил_ва_(ться, тся) стократ.
Тест по теме «Правописание окончаний и суффиксов имен существительных» 10 класс
1.Укажите ряд, в котором все слова имеют окончание –и:
А)о снегопад…, о радост…, о знамен…, о роял…
Б) к радост…, в санатории…, по географии…. к Мари…
В) в здании…, в алле…, в тетрад…, о здоровь…
2. Укажите ряд, где во всех словах окончание –е:
А) в раздумь…, в ущель…, о Дарь…, в несчасть…
Б) в арми…, с акаци…, о Марь…, в плать…
В)на ветк…, на ветв…, о дом…, в город…
3. Укажите ряд, в котором во всех словах пишется ч:
А) Рассказ…ик, перепис…ик, перебеж…ик
Б) времен…ик, барабан…ик, налад…ик
В) пиль…ик, груз…ик, лет…ик
4. Отметьте слова с буквой о:
5. В каком слове пишется суффикс –иц?
6. В каком слове пишется в суффиксе и?
Конспект урока по теме «Правописание окончаний»
Цели: представить учащимся систематизированные правила написания окончаний склоняемых частей речи (имя существительное, имя прилагательное, причастие); преодолеть прогнозируемые затруднения в правописании падежных окончаний существительных; отработать умения различать окончания существительных, относящихся к разным склонениям; формировать навыки культурной и грамотной речи; воспитывать активное и сознательное отношение к изучению русского языка; воспитывать чувство доброжелательности, целеустремлённости;
Оборудование: тематические таблицы, карточки с заданиями, индивидуальные карточки, листы контроля.
А. Обобщение изученного о склонении имён существительных.
1. Какие правила отражает данная таблица?
(Учащиеся рассказывают о распределении существительных по склонениям и правописании падежных окончаний)
2. Историческая справка о склонениях и падежах в праславянском языке (выступление подготовленного учащегося).
3. Как появилась известная вам таблица?
Задание. Просклоняйте существительные с ударными окончаниями и сделайте вывод.
Р.п. земли, страны глуши
Д.п. земле, стране глуши
П.п. о земле, стране коне, окне глуши
Вывод: в соответствии с морфологическим принципом в безударных окончаниях пишем то, что определили в сильной позиции: о поляне, на яблоне; на ясене, на фестивале; в гавани, на площади.
Исключения: все существительные на –ия (линия, Лия), -ий (гений, кий), -ие (селение, терпение).
В д.п.: к линии, Лии; в п.п.: о линии, Лии, гении, кии, селении, терпении.
Существительные ср.р. на –мя (бремя, время, знамя…) и сущ. м.р. путь – разносклоняемые:
Тв.п.: бременем, временем, знаменем, путём;
Р.п., Д.п., П.п.: бремени, времени, знамени, пути
4. Отработка алгоритма.
Задания. Определите, какую гласную надо писать в окончании.
Возле дорог. по дорог. у деревн. в деревн. на ёлк. на ел. в тетрадк. о тетрад. на площадк. на площад. погоны на кител. ноты на роял. в постельк. на постел. в пустын. на пустош. на лекци. в аудитори. был на лечени.. в санатори…
5. Задание. Запишите существительные в форме предложного падежа.
Суховей, гербарий, галерея, аллея, хвоя, бой, кий, река Бия, дочь Юлия, брошь, улей, иней, поднебесье, сияние, ветошь.
Б. Правописание падежных окончаний прилагательных и причастий.
1. Проанализируйте запись на доске. Есть ли ошибки?
Я была в одном старом городе,
Жестоко раненном городе,
Выжившем, выросшем, помолодевшем,
Новый красивый наряд одевшем.
(Учащиеся убеждаются, что все окончания написаны правильно: в городе (каком?) выжившем, выросшем, помолодевшем, одевшем).
Вывод о приёме проверки падежных окончаний прилагательных и причастий.
2. Задание. Списать текст, обозначив графически орфограмму.
Наступивш.. незаметно летняя ночь окутала усталую землю темнотой и поко..м. Мы сидели на крыльц.. дачн.. домика и искали на небе первую ярко засветивш..ся звезду. Запах белой сирен.. , пышно распустивш..ся в нашем саду, опьянял, а диск полной луны, показавш..ся из-за облачка, рождал мечты.
В. Культура речи.
Задание. О или А в окончании? Записать слова, выделив окончания.
-Полюшко, горлышко, зёрнышко, горюшко, гнёздышко, письмишко.
Вывод: имена сущ. ср.р. – окончание О.
— Зорюшка, долюшка, головушка, судьбишка, мелочишка, травушка, мыслишка, коровушка.
Вывод: имена сущ. ж.р. – окончание А.
— Умишко, городишко, человечишка, соловушка, хлебушко, заводишко, домишко, муравьишка.
Вывод: имена сущ. м.р. одушевлённые – окончание А, неодушевлённые – О.
Г. Рефлексия и подведение итогов.
— Какие знания вы приобрели в ходе изучения темы? Чему научились?
— Какие задания сегодня на уроке вызвали интерес или затруднения?
Оцените работу друг друга (в парах).
Домашнее задание. Составьте связный рассказ о правописании имён существительных, прилагательных, причастий. Запишите план и примеры
http://infourok.ru/plankonspekt-uroka-po-russkomu-yaziku-na-temu-pravopisanie-okonchaniy-676300.html
http://kopilkaurokov.ru/russkiyyazik/uroki/konspiekt-uroka-po-tiemie-pravopisaniie-okonchanii