Конспект урока по теме правописание приставок 11 класс

Урок повторения и обобщения. 11 класс. Правописание приставок.
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) на тему

Урок повторения и обобщения материала, изученного в 5-11 классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
urok_11_klass._povtorenie_orfografii._pravopisanie_pristavok.docx20.51 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Тема урока: Повторение орфографии. Правописание приставок

  • повторение основных правил правописания приставок
  • систематизация знаний о правописании приставок
  • совершенствование орфографических умений учащихся
  • развитие навыка самостоятельной работы

Оборудование: раздаточный материал с тестовыми заданиями, возможно использование компьютера, экрана, интерактивной доски

— Выполните задания, постарайтесь сформулировать те правила, которые вам приходится применять (раздаточный материал):

Вставьте буквы. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

  1. пр..успевать, пр..плести, пр..рывание
  2. о..гадать, по..кидывать, на..кусить
  3. и..ношенный, не..говорчивый, ра..жечь
  4. раз..скивая, без..сходный, под..грать

1) д..бела, непр..будный, нед..варить

2) и..гнать, не..гораемый, ра..грызть

3) пр..вращение, пр..глушить, пр..дставить

4) раз..грать, фин..нспектор, с..грать

1) ра..ширить, не..держанность, бе..человечный

2) ос..знавать, н..против, з..головок

3) пр..беречь, пр..обретение, пр..градить

4) пред..юльский, вз..скание, за..скивать

1) по..солнух, о..бросить, пре..писание

2) пр..плясывать, пр..обрёл, пр..брежный

3) во..хождение, бе..культурье, ра..бросать

4) с..гравший, пред..стория, пост..мпрессионизм

1) вз..ерошить, порт..ера, с..естной

2) с..подчинение, раз..чаровать, без..тказный

3) непр..взойдённый, пр..большой, сопр..частность

4) бе..жалостность, в..тревожиться, неи..бежный

Ответы проверяются совместно.

— Что объединяет большинство заданий?

— Какие правила пришлось вспомнить при их выполнении?

— Только ли написание самих приставок эти правила касаются?

— Все ли правила вы вспомнили сразу и легко?

— Какая задача встает перед нами? (Обобщить и систематизировать знания, вспомнить все правила, связанные с приставками и их правописанием)

— Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.

Объявление темы урока и запись ее в тетрадях.

— Все ли пропущенные буквы в словах находятся в приставках?

— Как вам кажется, почему же они были включены в задания? (Их правописание связано с приставками)

— Где именно в слове находились эти буквы? (После приставок)

Орфограммы, связанные с приставками

Буквы после приставок

Ъ или его отсутствие

И-Ы после приставок

Приставки, не изменяющие написание

приставки на З/С

Приставки ПРИ- и ПРЕ-

В таблице оставляется место для примеров (6-7 строк).

Формулирование правил. Составление опорных схем.

Схемы могут быть оформлены в виде презентации, чтобы выводить части на экран по мере их составления.

И-Ы после приставок в корнях

— после приставок, — после приставок,

оканчивающихся на гласный оканчивающихся на

— после приставок: меж-, сверх- согласный

— после иноязычных приставок

(суб-, контр-, пан-, транс- и др.)

Приставки, оканчивающиеся на З/С

перед буквой, перед буквой,

обозначающей звонкий согласный обозначающей глухой согласный

Приставки ПРИ- и ПРЕ-

— приближение, присоединение — «пере»

— расположение вблизи — «очень»

Остальные правила вспоминаются устно, без составления схем. К старшей школе правописание Ъ после приставок известно учащимся хорошо и редко вызывает затруднения. Достаточно просто озвучить правило.

То же касается правописания приставок, правописание которых не подчиняется праилам.

При составлении схемы 2 следует подчеркнуть разницу в правописании приставок на З/С и правописанием приставки С-.

При составлении схемы 3:

— Всегда ли легко можно применить это правило ко всем случаям с ПРИ и ПРЕ? (Нет, в некоторых случаях значение приставки определить сложно)

— Что делать в таком случае? (Обратиться к словарю, стараться запоминать написание таких слов, чтобы избежать ошибок тогда, когда доступа к словарю нет)

Практическое задание к таблице (раздаточный материал):

Вставьте буквы и распределите слова по столбцам таблицы в качестве примеров.

С..гласие, поз..вчера, чере..чур, бе..болезненный, не..держанный, пр..образовать, пр..неприятный, пр..следовать, без..нициативный, вз..скать, по..скать, ра..ширить, не..держанность, бе..человечный, п..дсказывать, нен..глядный, пр..обрёл, пр..слушиваться, пр..образователь, раз..скать, без..сходный, сверх..нтересный, меж..языковой, об..яснение, неот..емлемый, и..коверкать, бе..жизненный, ра..торгнуть, пр..лестная, пр..образовать, пр..митивный, без..дейный, пред..дущий, супер..гра, достопр..мечательность, пр..стол, пр..баутка, квартирос..емщик, фортеп..янный, об..ем, под..грать, меж..нститутский, об..ск, бе..пошлинный, ра..твориться, ди..баланс

Подведение итогов урока:

— Какую задачу мы ставили для себя в начале урока?

— Удалось ли ее достичь?

— Что мы повторили? Была ли информация, забытая вами?

По аналогии с тестовыми заданиями, выполненными в начале урока, составить три-четыре своих задания.

Урок русского языка по теме «Подготовка к ЕГЭ. Орфоэпия. Синтаксис. Правописание приставок». 11-й класс

Класс: 11

Тип урока: Систематизация и повторение изученного.

1. Культуроведческая компетенция: понимание специфики родного языка, освоение норм речевого этикета, способность объяснять значения слов; освоение основных норм русского литературного языка. (Орфоэпическая разминка. А1, А2, А11).

2. Языковая и лингвистические компетенции: обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке. (Синтаксическая разминка А19, А22 – пунктуация при однородных членах предложения).

3. Коммуникативная компетенция: овладение основами культуры устной и письменной речи; умение грамотно и аргументировано объяснять решение лингвистических задач; использование навыков эффективного общения.

Произносить русские звуки с учётом их позиционных изменений; определять места ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении слова в пределах парадигмы; овладевать основными правилами русского литературного произношения. Определять лексическое значение слов, толковать значения русских слов в сопоставлении со значениями слов родного языка;

Иметь представление о распределении заданий ЕГЭ относительно разделов лингвистики (синтаксис и пунктуация); осознавать условия однородности членов предложения, анализировать и характеризовать пунктуацию в предложениях с однородными членами.

Умение строить монологическую речь, аргументировать ответ, использовать корректные формы общения с одноклассниками и учителем. Приобретение навыков успешной речевой презентации.

Формирование и развитие компетенцийОсновные виды учебных действий учащихся

Ход урока

  1. Мотивация. Метафора.

Однажды падишах решил подвергнуть испытанию своих визирей. “О мои подданные! – обратился к ним падишах, — у меня есть для вас трудная задача, и я хотел бы знать, кто сможет решить её”. Он повёл своих подданных в сад, в углу которого была ржавая железная дверь с огромным замком. “Тот, кто может открыть эту дверь, станет моим первым визирем”. – сказал он и отошёл в сторону. Одни придворные только качали головами, другие стали разглядывать замок, третьи начали неуверенно толкать дверь, но они были убеждены, что не смогут открыть её. Один за другим они отходили от двери. Но один визирь внимательно осмотрел дверь, ощупал замок и изо всех сил нажал на дверь. Он толкал её и – о чудо! – она стала поддаваться, появилась сначала узкая щель, а потом дверь стала двигаться всё быстрее и раскрылась. Тогда падишах сказал: “Ты станешь первым визирем, потому что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но веришь в собственные силы”.

Сегодня на уроке мы выполним орфоэпическую разминку, вспомним пунктуацию при однородных членах предложения и подробнее остановимся на правописании приставок.

Таким образом, мы обратимся к следующим заданиям ЕГЭ: А1, 2, 11, 19, 22

Задание: а) прочитайте слова со слайда вслух, грамотно акцентируя ударную гласную;

б) 1 уровень – выписать слова с ударной гласной на последнем слоге;

2 уровень – выписать слова с ударной гласной на втором слоге;

— назовите признаки однородных членов предложения(5);

— назовите разряды союзов, которые могут использоваться в предложении с однородными членами;

— в каких случаях не ставится запятая перед союзом в предложениях с однородными членами;

— начертите схемы постановки запятой в предложениях с повторяющимся союзом И;

Задание для класса: Запишите под диктовку, расставляя, где необходимо, знаки препинания. Укажите синтаксическую роль однородных членов. Письменно (графически, начертите схемы предложений с однородными членами) объясните знаки препинания. Выделите все союзы, которые связывают однородные члены; укажите их вид по значению.

1) Нет без явно усиленного трудолюбия ни талантов ни гениев. (Д.Менделеев)

2) Говорить лучше обдуманно чем быстро. (Т.Мор)

3) Родство познается в час радости и в день печали. (Пословица)

4) Часто неясность происходит столько же от многословия сколько и от излишней краткости.

5) Красота звука нужна не только скрипке но и человеческому голосу. (В.Яхонтов)

6) Кривдой весь свет пройдешь да назад не воротишься. (Пословица)

7) Мудрый человек мужает но не стареет. (В.Гюго)

8) Желание служить общему благу должно непременно быть потребностью души условием личного счастья. (А.Чехов)

9) Ищи в других людях всегда хорошую сторону а не дурную. (Л. Толстой)

10) Искренней дружбе присуще давать советы и выслушивать их. (Цицерон)

11) Грубое и резкое обращение закрывает перед нами все двери и все сердца. (С.Смайле)

12) Дети должны жить в мире красоты игры сказки музыки рисунка фантазии и творчества. (В. Сухомлинский)

13) Пролитого да прожитого не воротишь. (Пословица)

14) Вверяйся да не оглядывайся. (Пословица)

— Какое из высказываний вам понравилось больше всего? Растолкуйте его смысл так, как вы его поняли.

  • Орфография. Правописание приставок.
  • — На какие группы делятся приставки в русском языке?

    — Назовите слова с приставками 1,2,3 группы. От чего зависит их правописание?

    Распределите в две колонки номера слов. Вставьте пропущенные буквы.

    Ответ: приставки на з – 1, 2,3.6,13,14,15,17.

    Соедините стрелками приставки с их значениями:

    Тест. (без последнего слайда).

    V. Самостоятельная работа.

    Задание: Запишите под диктовку словосочетания. Выделите приставки и проверьте правильность их написания.

    Бесчинствующие толпы, искусная подделка, расточать средства, безнаказанные деяния, позднее раскаяние, непредвиденные расходы, восходящее светило, высотное здание, сгореть дотла, здоровенный детина, обсудить диссертацию, беспошлинный ввоз, раздача премий, поздняя расплата, осенняя распродажа, внутренние разборки, подпись директора, розыск преступника, роспись по дереву, разыграть партию, искреннее покаяние, размещение рекламы, предсказание гадалки.

    Задание: поменяйтесь тетрадями друг с другом, проверьте грамотность.

    Слайд последний из презентации – подсказка.

    Конспект урока: «Правописание приставок» 11 класс

    Тема : Типы орфограмм в приставках.

    Цель: закрепить основные понятия и правила, связанные с правописанием приставок; продолжить формирование умения разграничивать изменяемые и неизменяемые приставки, применять правила в письменной речи, обращая внимание на опознавательные признаки орфограмм, продолжить формирование навыков самодиагностики и самокоррекции в индивидуальной и коллективной деятельности; подготовка к ЕГЭ.

    2. Актуализация знаний. Проверочная работа (в тетрадях для контрольных работ)

    Оценивание: 13 – 14б – «5»

    3. Работа над темой урока. (Подготовленные учащиеся).

    С-, В-, НАД-, ПОД-, ПРЕД-, ОТ-, ЗА-, ОТ-,БЕЗ-, ВО-, ВЗО-, ВОЗ, ДО-, НА-, НАД-, НАДО-, О-, ОБ-, ПЕРЕ-, ПО-, ПОД-, ПРО-, СО-, РАЗО-

    + С- (приставки З- не бывает. )

    + ПРА- только в словах со значением «старый», «древний»

    + ПА- только под ударением.

    Зависят от последующей гласной.

    . приставка С- неизменяемая.

    Зависят от значения.

    — неполное действие (приоткрыть);

    — действие, доведённое до конца (придумать);

    — близкое к приставке ДО- (приписывать);

    — усиление действия (приналечь);

    — действие в собственных интересах (принарядиться).

    — очень (прекрасный — очень красивый);

    — близкое к приставке ПЕРЕ- (преодолеть).

    Зависят от контекста.

    прИбывать в город — прЕбывать в городе;

    прИдать вид — прЕдать друга;

    прИзреть сироту — прЕзирать недруга;

    прИдел (в храме) — прЕдел (терпению);

    прИёмник (радиоприёмник) — прЕемник (продолжатель начатого дела, традиций);

    прИвратник (сторож, при вратах) — прЕвратный (неправильный), но: прИврать (немного соврать)

    прИтерпеться (привыкнуть) — прЕтерпевать (пережить);

    прИклонить (ветви) — прЕклоняться (перед кем-то);

    прИступать (к чему-либо) — прЕступать (через что-либо);

    прИтворить (дверь) — прЕтворить (в жизнь);

    прИходящий (приходит) — прЕходящий (непостоянный);

    прИпереть (дверь) — прЕпираться (спорить);

    прИложить (усилие) — непрЕложный, не подлежащий изменению;

    прИстанище (приют) — беспрЕстанно (не переставая);

    прИткнуться (устроиться без удобств)— камень прЕткновения (помеха, затруднения, =фразеологизм)

    прИменьшить (немного)— прЕуменьшить (много, значительно)

    Премьера Пренебрегать Преобразовать Преодолевать

    Зависят от ударения.

    под ударением пишется О, без ударения А: рОсчерк — рассказАть;

    Ъ и разделит. Ь знаки

    1) на стыке приставки и корня перед е,ё,ю,я.

    2) числит. ДВУХ-, ТРЁХ-, ЧЕТЫРЁХ-

    3) после иноязычных приставок: АД- (адъютант)

    1) в корне перед е,ё,ю,я,и

    2) перед суффиксами и окончаниями перед е,ё,ю,я,и

    3) перед –ОН в иноязычных словах.

    1) перед А, О, У, Э, Ы не пишется ъ и ь.

    2) в сложносокращённых словах.

    И – Ы после приставок.

    1) после приставок на гласный: проиграть

    2) после русских приставок на согласную: МЕЖ-, СВЕРХ- : сверхинтересный.

    3) после иноязычных приставок: КОНТР-, ДЕЗ-, ПАН-, СУБ-, ТРАНС-, СУПЕР-: контригра;

    4) в слове взИматъ (слово-исключение пишется согласно произношению).

    5) в сложных словах: мединститут.

    1) после русских приставок на согласный: сыграть.

    Упражнение 1. Запишите. Вставьте пропущенные буквы. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

    1) з..подозрить, нед..выполнить, п..молчать

    2) пр..морский, пр..выкнуть, без пр..крас

    3) и..быточный, во..хождение, ни..вергнуть

    4) по..бросить, о..пилить, о..крыть

    5) пр..мудрый, пр..красный, пр..возмочь

    6) бе..крайний, ни..вергать, чере..чур;

    7) пр..одолевать, пр..даточный, меж..нститутский;

    8) об..скать, под..грать, без..нициативный;

    9) вз..браться, пр..махнуться, п..ложиться;

    10) в..юнок, в..едливый, двух..ярусный.

    11) по..пустить, о..бросить, о..стать;

    12) во..местить, не..добровать, ..дание;

    13) супер..гра, пред..юньский, без..скусный;

    14) пр..брежный, пр..давать (значение), пр..ставить (к стене);

    15) ад..ютант, с..ёжиться, меж..языковой.

    16) вз..скать, по..скать, вз..грать;

    17) чере..чур, бе..болезненный, ра..крошить;

    18) беспр..станно, пр..образование, пр..зидент;

    19) п..полнять, поз..вчера, пр..образ;

    20) по..бородок, по..ставка, по..мастерье.

    5. Подведение итогов. Рефлексия.

    6. Домашнее задание.

    Запишите. Вставьте пропущенные буквы. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

    1) вд_гонку, п_дчеркнуть, под_звать

    2) под_есаул, с_экономить, под_язычный

    3) сверх_зысканно, дез_нфекция, контр_гра

    4) пр_рекаться, пр_дание, пр_бывать (на станцию)

    5) _двинуть, _брошенный, _десь.

    6) под_ячий, интер_ер, д_як

    7) вз_мать, пред_дущий, под_скивает

    1. зАподозрить, недОвыполнить, пОмолчать

    2. прИморский, прИвыкнуть, без прИкрас (не путать с «прекрасный»)

    3. иЗбыточный, воСхождение, ниЗвергнуть

    4. поДбросить, оТпилить, оТкрыть

    5. прЕмудрый, прЕкрасный, прЕвозмочь

    6. беСкрайний, ниЗвергать, череСчур;

    7. прЕодолевать, прИдаточный, межИнститутский;

    8. обЫскать, подЫграть, безЫнициативный;

    9. взОбраться, прОмахнуться; пОложиться

    10. вЬюнок, вЪедливый, двухЪярусный.

    11. поДпустить, оТбросить, оТстать;

    12. воЗместить, неСдобровать, Здание;

    13. суперИгра, предЫюньский, безЫскусный;

    14. прИбрежный, прИдавать (значение), прИставить (к стене);

    15. адЪютант, сЪёжиться, межЪязыковой.

    16. взЫскать, поИскать, взЫграть;

    17. череСчур, беЗболезненный, раСкрошить;

    18. беспрЕстанно, прЕобразование, прЕзидент;

    19. пОполнять, позАвчера, прОобраз;

    20. поДбородок, поДставка, поДмастерье.

    Проверочная работа. 1 вариант.

    1. Запишите слова. Поставьте в них ударения.

    Облегчить, создал, столяр, августовский, надвое.

    2. Распределите слова в три столбика: 1) безударная проверяема гласная в корне; 2) безударная непроверяемая гласная в корне; 3) безударная чередующаяся гласная.

    Прославлять, комфорт, полемический, творец, сжигать, стратегия, заклинать, громыхало.

    3. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

    1) плач..т (малыш), брос..шь 2) волну..щийся, усво..т (ученики)

    3) кудахч..т (курица), прогрева..мое 4) брюзж..щий, запева..т (пионеры)

    5) (меня) тревож..т (мысли), дыш..щий

    Проверочная работа. 2. вариант.

    1. Запишите слова. Поставьте в них ударения.

    Сверлит, поднятый, щавель, сослепу, украинский.

    2. Распределите слова в три столбика: 1) безударная проверяема гласная в корне; 2) безударная непроверяемая гласная в корне; 3) безударная чередующаяся гласная.

    Приоритет, озаряться, водоросли, увековечить, прикроватный, уплотнить, напоминание, велосипед.

    3. Укажите варианты ответов, в которых во всех одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

    1) преобразу..мый, (боец) служ..т 2) дремл..шь, леч..шь

    3) перекин..шь, вычита..мые 4) сломл..нный, (он)разыгрыва..т

    5) (страны) гранич..т, шепч..щий (на ухо)

    Проверочная работа. 3 вариант.

    1. Запишите слова. Поставьте в них ударения.

    Балуясь, начался, средства, обеспечение, черпая.

    2. Распределите слова в три столбика: 1) безударная проверяема гласная в корне; 2) безударная непроверяемая гласная в корне; 3) безударная чередующаяся гласная.

    Выскочка, надерет, формализм, внимательный, спираль, аристократ, финансист, вымокание.

    3. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

    1) колебл..шься, выдел..шь 2) независ..мый, мысл..мый

    3) наруша..мый, предполага..мый 4) невид..мый, непромока..мый

    5) произнос..шь, щипл..шь

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Курс повышения квалификации

    Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

    Курс повышения квалификации

    Дистанционное обучение как современный формат преподавания

    Курс профессиональной переподготовки

    Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

    Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

    также Вы можете выбрать тип материала:

    Общая информация

    Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    Похожие материалы

    Материалы к контрольным урокам русского языка 11 классе.

    Материалы к контрольным урокам русского языка 10 классе.

    Материалы к контрольным урокам русского языка 9 классе.

    Материалы к контрольным урокам русского языка 8 классе.

    Рабочая программа «Русский язык»

    Материалы к контрольным урокам русского языка в 7 классе.

    Материалы к контрольным урокам русского языка в 6 классе.

    Контрольно-измерительные материалы за курс 5 класса.

    Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
    5230700 материалов.

    Вам будут интересны эти курсы:

    Оставьте свой комментарий

    Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

    В школе в Пермском крае произошла стрельба

    Время чтения: 1 минута

    Правительство выделит свыше 231 млрд рублей на выплаты учителям за классное руководство

    Время чтения: 1 минута

    Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул

    Время чтения: 1 минута

    РАО учредит научно-образовательный центр для подготовки научных кадров

    Время чтения: 1 минута

    В России объявлены нерабочие дни с 30 октября по 7 ноября

    Время чтения: 2 минуты

    Минпросвещения объявило конкурс «Учитель-международник»

    Время чтения: 1 минута

    Подарочные сертификаты

    Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

    Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


    источники:

    http://urok.1sept.ru/articles/631635

    http://infourok.ru/konspekt-uroka-pravopisanie-pristavok-11-klass-5269187.html