Конспект урока по теме правописание приставок и суффиксов

Русский язык. 4 класс

Конспект урока

«Русский язык» для «4» класса

Тема урока: Правописание суффиксов и приставок

Цель нашего урока – изучение суффиксов, приставок. Правописание суффиксов и приставок.

На уроке мы научимся работать с орфографическим словарём и приводить примеры слов с заданной орфограммой.

Урок посвящён изучению правописания суффиксов и приставок. В ходе урока учащиеся научаться писать правильно в словах суффиксы -ек, -ик; -ок, различать, в каких словах часть -ик является суффиксом, а в каких – частью корня.

Основные термины и понятия:

«Суффикс» «приставка», «корень слова».

Основная и дополнительная литература:

Канакина В. П. Горецкий В.Г. Русский язык. 4 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. — М.: Просвещение, 2018. – 160 с. + 160 с.

Приставки и суффиксы нужны нам для образования новых слов. Сравните: переходит, уходит, обходит, заходит, входит, выходит. У этих слов разный смысл! Мы можем сделать вывод, что приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов. Чтобы найти в слове приставку, нужно подобрать однокоренное слово без приставки или однокоренное слово с дрогой приставкой. Часть слова, которая стоит перед корнем и будет приставкой. Слово «поджарить». Найдём приставку. Сначала поберём однокоренное слово без приставки. Жарить. Теперь потренируемся подбирать однокоренное слово с приставкой. Пережарить. Пере и Под – приставки.

Поговорим о суффиксах. Суффикс – это тоже значимая часть слова, она тоже служит для образования новых слов, но она стоит после корня. Чтобы найти в слове суффикс, надо подобрать однокоренные слова без суффикса или с другими суффиксами. Часть слова, которая будет стоять после корня перед окончанием, и есть суффикс. Научимся писать слова с суффиксами –ек- и –ик-

Суффикс –ик- пишется тогда, когда при склонении гласный в суффиксе пропадает, а суффикс –ек- если не пропадает. Например: ключик – ключика, замочек — замочка. Суффиксы –ок и –онок пишутся после шипящих под ударением. Например: мышонок, кружок. Но в некоторых словах часть -ик является суффиксом, а в некоторых – частью корня. Чтобы это проверить, нужно подобрать однокоренные слова.

Например: в словах дождик, ежик, зайчик -ик является суффиксом , т. к. мы можем подобрать однокоренные слова (дождь, еж, заяц), а в словах рябчик, зяблик- ик является частью корня, убрать его не получается.

Задания тренировочного модуля:

Каким символом мы выделяем суффикс в слове? Выберете один правильный вариант ответа.

Как много слов вы можете образовать, используя приставки? Добавляйте разные приставки к слову «плыть». Введите ответы с помощью клавиатуры.

НайдиТЕ слова, в которых часть слова –ик является не суффиксов, а частью корня.

Заполните таблицу «Суффиксы –ек и -ик». Вам нужно записать слова с суффиксами –ек и –ик в правильные колонки.

Слова с суффиксом -ек

Слова с суффиксом -ик

Задания контрольного модуля

Самостоятельно подберите слова с приставками в прошедшем времени так, чтобы получились законченные по смыслу предложения.

  1. Мальчик первым ….. к финишу.
  2. Поезд …… через мост.
  3. Девочка в шутку …. усы к изображению.
  4. Машина ….. препятствие.
  5. Кошка …… на шкаф.

Введите текст с помощью клавиатуры. Допишите к словам в скобках нужные по смыслу приставки В-, ПРИ-,С-, НА-, ОТ-.

Моей сестре в подарок можно (мастерить) новую игрушку, например, лошадку. Надо взять старый носок и (бить) его ватой или ещё чем-нибудь мягким. Затем (ставить) внутрь носка палку и крепко (крутить) к ней носок. От старой перчатки надо (резать) два пальца и (шить) их к голове. Затем (клеить) два бумажных кружочка или (шить) две пуговицы, чтобы получились. Из красивой ленты (делать) уздечку. Получится прекрасный подарок!

Напишите слова в два столбика. В первый столбик – слова с приставкой ПОД-, во второй – с приставкой ПО-, в третий – с приставкой ОБ-

Подпилить, подумать, побежать, пообедать, подкрутить, поддержать, подставка, обновить, обмотать, обсуждать.

Спишите слова, дописывая подходящие по смыслу приставки. Запишите с помощью клавиатуры правильные варианты ответов.

Урок русского языка «Правописание приставок и суффиксов»

Урок русского языка в 4 классе, УМК «Школа России»

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка «Правописание приставок и суффиксов»»

Урок русского языка

УМК: «Школа России» автор Канакина В.П., Горецкий В.Г.

Тема: Правописание приставок и суффиксов

Тип урока: Открытие новых знаний

Цель урока: научиться правильному правописанию приставок и суффиксов.

Предметные: -ориентироваться в прочитанном тексте и анализировать его

-объяснять лексическое значение слов;

— научатся передавать содержание текста по коллективно составленному плану, написать изложение по плану.

— оценивать усваиваемое содержание;

— устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

— ориентироваться в учебнике;

— ориентироваться в своей системе знаний;

— находить ответы на вопросы в тексте.

— проводить анализ учебного материала.

— определять и формулировать цель деятельности на уроке;

— проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану;

— высказывать свое предположение на основе учебного материала;

— отличать верно выполненное задание от неверного;

— совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.

— слушать и понимать речь других;

— умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

-владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка

1. Конспект урока по русскому языку

3. Учебник «Русский язык» Канакина В.П., Горецкий В.Г. 4 класс,1 часть.

-Здравствуйте, ребята. Проверьте все ли у вас подготовлено к уроку? Встаньте ровно возле парт. Теперь тихо садитесь на место.

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.

Регулятивные УУД (организовать свое рабочее место под руководством учителя)

Личностные УУД (осознание процесса учебной деятельности)

2. Минутка чистописания

— Ребята, откройте тетради и запишите

Подчеркните удвоенные согласные в словах.

Сегодня мы напишем красиво и правильно букву «б» в соединении с буквой «п»:

На следующей строке пропишите соединение бп до конца строки .

— Чем интересна эта пара букв?

— На следующей строке запишем слова дубки, грибки,

— С чем связаны эти слова?

— А что такое природа?

— Запишем предложение под диктовку.

Жизнь дана на добрые дела.

Как вы понимаете эту фразу?

— Найдите орфограммы в словах, подчеркните

Открывают тетради, записывают

Это парные согласные

Природа это всё, то что нас окружает

Наша жизнь нам дана для того, чтобы мы совершали полезные и добрые дела

3. Словарная работа

Ребята, на следующей строке запишите Словарь и следующие слова.

Найдите в словах орфограммы и подчеркните их.

Словарь: территория, терраса, пассажир, террариум, субботник

4. Актуализация знаний

— Ребята, какие значащие части слова вы знаете?

— Что такое приставка?

— Где стоит приставка в слове?

— Что такое суффикс?

-Где стоит суффикс в слове?

А что мы должны знать, чтобы правильно написать приставки и суффиксы?

Приставка, корень, суффикс, окончание

Часть слова, которая помогает образовывать новые слова

В начале слова, перед корнем

Часть слова, которая помогает образовывать новые слова

(умение выражать свои мысли; умение слушать, говорить)

(анализ объектов с целью выделения признаков)

3. Сообщение темы урока. Определение целей урока

–Ребята, мы с вами вспомнили, какие бывают значащие части слова.

— Как вы думаете чем мы будем заниматься на уроке?

Какая же будет цель нашего урока?

Писать приставки и суффиксы

— Научиться правильно писать писать приставки и суффиксы.

(анализ объектов с целью выделения признаков)

(умение выражать свои мысли; умение слушать, говорить)

4. Закрепление изученного материала.

Посмотрите на доске у меня записаны значимые части слова. Какие из них могут быть корнем? Приставкой? Суффиксом?

Подойдите к доске и выберите, что относится к приставке, корню и суффиксу

Вспомните, что надо знать о правописании приставок и суффиксов?

Верно, если есть правило значит есть и исключение. Так ли это?

Подберите и запишите слова с какими-либо из данных значимых частей слов.

Ребята, откройте учебники на станице 61. Посмотрите на упражнение 101.

Прочитайте слова и определите в каких словах не приставка, а в каких часть корня.

Выпишите слова в которых не приставка.

Давайте проверим правилбность выполнения задания. Для этого выполните взаимопроверку с вашим соседом. Если вы обнаружите ошибку, поставьте галочку, над неправильно выписанным словом.

Проверили? Теперь посмотрите на доску и посмотрите, у всех ли выписаны такие слова?

Назовите слова в которых вы допустили ошибку?

Молодцы! А теперь давайте подберем к каждому слову с приставкой синоним и антоним.

Дети выходят и выбирают.

В-, о-, до-, с-, по-, об-, над-, от-, на-, пере-, про-, при-, за-.

Корень: -бел-, -снеж-, -слон-,-мал-.

Суффикс: -оньк-, -еньк, -н-, -чик-, -ов-, -ев-, -лив-, -очк-, -к-.

Как они пишутся согласно правилу.

Да. Есть приставки и суффиксы которые пишутся только так и не иначе

Снежок, слоник, маленький

Нездоровый, недалеко, невесёлый, небогатый, небольшой, неаккуратный, негромко, неправда.

Проверяют друг друга

Подбирают антонимы и синонимы устно

Коммуникативные УУД (навыки сотрудничества учителя с учениками;

постановка вопросов — инициативное сотрудничество в

поиске и сборе информации)

(умение выражать свои мысли; умение слушать, говорить)

извлечение необходимой информации из задания.

Конспект урока по русскому языку на тему «Правописание приставок и суффиксов» (4 класс)

Конспект урока по русскому языку

Тема: Правописание приставок и суффиксов.

Цели: актуализировать знания о правописании предлогов со словами и написании приставок в словах; развивать умение правильно писать гласные в некоторых суффиксах; воспитывать интерес к урокам русского языка.

Тип урока : комбинированный.

Предметные : -ориентироваться в прочитанном тексте и анализировать его

-объяснять лексическое значение слов;

— научатся передавать содержание текста по коллективно составленному плану, написать изложение по плану.

— оценивать усваиваемое содержание;

— устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

познавательные – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез;

коммуникативные – умение о достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

регулятивные – постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала;

личностные – нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

I . Организационный момент

II . Актуализация знаний

— Составьте из слов предложения и запишите их. Вставьте пропущенные буквы.

Наш, собрал, мета..олома, тонну, кла.. .

На, было, па..ажиров, много, пе..оне.

По, машин, шо..е, двигалась, коло..а.

— Подчеркните орфограмму в словах. Можно ли проверить эту орфограмму?

-Запишите ещё три слова на это правило.

По..скочил, от..шёл, догадл..вый, п..р..прыгнул, клюв..к, Ван..чка, пр..гулка.

— На какие две группы их можно разделить? (Слова с орфограммой в приставке и слова с орфограммой в суффиксе.)

— Для чего нужно уметь определять состав слова? (Состав слова помогает правильно определить орфограмму в слове.)

— Какие орфограммы в приставках вы знаете?

— Какие орфограммы в суффиксах вы знаете?

— Сформулируйте цели урока. (Вспомнить, какие орфограммы встречаются в приставках и суффиксах, научиться распознавать орфограммы в приставках и суффиксах и правильно писать слова с этими видами орфограмм.)

IV . Работа по теме урока

— Рассмотрите таблицу. Какие части слова представлены в каждой группе?

— Какие орфограммы встречаются в приставках, корнях, суффиксах?

— Как различить приставки и предлоги? Что надо знать о правописании предлогов и приставок? (Приставки пишутся с корнем слитно, предлоги пишутся с другими словами раздельно.)

— Что вы знаете о правописании гласных и согласных в приставках типа по-, до-, за-, про-, под-, от-, и т.д.? (Они пишутся всегда одинаково. Их надо запомнить.)

(Чтение слов и анализ состава слов по цепочке. Подбор синонимов и антонимов, работа со словарями. Обращаю внимание учащихся на то, что прилагательные и наречия с приставкой не- можно заменить синонимом этой же части речи: небогатый – бедный, неаккуратный – неряшливый, небольшой – маленький, недалеко – близко и т. д. Самостоятельное выполнение письменных заданий. Взаимопроверка.)

VI . Продолжение работы по теме урока

— Как определить, какой суффикс надо писать в слове- -ик или – ек? (Надо изменить форму слова и посмотреть, что происходит с гласным. Если гласный выпадает, пишется суффикс –ек , а если не выпадает – суффикс –ик. )

— Когда в суффиксе существительного после шипящего пишется о? (Под ударением.)

— Запишите в словарик слово билет, поставьте ударение, подчеркните орфограмму.

— Объясните значение этого слова с помощью толкового словаря.

— Составьте и запишите предложение с этим словом.

VII . Подведение итогов урока

— Правописание, каких значимых частей слова мы сегодня повторили?

— Что надо помнить о правописании приставок? Суффиксов?

— Какое задание сегодня на уроке было самым интересным?


источники:

http://multiurok.ru/index.php/files/urok-russkogho-iazyka-pravopisaniie-pristavok-i-su.html

http://infourok.ru/konspekt-uroka-po-russkomu-yazyku-na-temu-pravopisanie-pristavok-i-suffiksov-4-klass-4655533.html