Русский язык. 4 класс
Конспект урока
«Русский язык» для «4» класса
Тема урока: Правописание суффиксов и приставок
Цель нашего урока – изучение суффиксов, приставок. Правописание суффиксов и приставок.
На уроке мы научимся работать с орфографическим словарём и приводить примеры слов с заданной орфограммой.
Урок посвящён изучению правописания суффиксов и приставок. В ходе урока учащиеся научаться писать правильно в словах суффиксы -ек, -ик; -ок, различать, в каких словах часть -ик является суффиксом, а в каких – частью корня.
Основные термины и понятия:
«Суффикс» «приставка», «корень слова».
Основная и дополнительная литература:
Канакина В. П. Горецкий В.Г. Русский язык. 4 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. — М.: Просвещение, 2018. – 160 с. + 160 с.
Приставки и суффиксы нужны нам для образования новых слов. Сравните: переходит, уходит, обходит, заходит, входит, выходит. У этих слов разный смысл! Мы можем сделать вывод, что приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов. Чтобы найти в слове приставку, нужно подобрать однокоренное слово без приставки или однокоренное слово с дрогой приставкой. Часть слова, которая стоит перед корнем и будет приставкой. Слово «поджарить». Найдём приставку. Сначала поберём однокоренное слово без приставки. Жарить. Теперь потренируемся подбирать однокоренное слово с приставкой. Пережарить. Пере и Под – приставки.
Поговорим о суффиксах. Суффикс – это тоже значимая часть слова, она тоже служит для образования новых слов, но она стоит после корня. Чтобы найти в слове суффикс, надо подобрать однокоренные слова без суффикса или с другими суффиксами. Часть слова, которая будет стоять после корня перед окончанием, и есть суффикс. Научимся писать слова с суффиксами –ек- и –ик-
Суффикс –ик- пишется тогда, когда при склонении гласный в суффиксе пропадает, а суффикс –ек- если не пропадает. Например: ключик – ключика, замочек — замочка. Суффиксы –ок и –онок пишутся после шипящих под ударением. Например: мышонок, кружок. Но в некоторых словах часть -ик является суффиксом, а в некоторых – частью корня. Чтобы это проверить, нужно подобрать однокоренные слова.
Например: в словах дождик, ежик, зайчик -ик является суффиксом , т. к. мы можем подобрать однокоренные слова (дождь, еж, заяц), а в словах рябчик, зяблик- ик является частью корня, убрать его не получается.
Задания тренировочного модуля:
Каким символом мы выделяем суффикс в слове? Выберете один правильный вариант ответа.
Как много слов вы можете образовать, используя приставки? Добавляйте разные приставки к слову «плыть». Введите ответы с помощью клавиатуры.
НайдиТЕ слова, в которых часть слова –ик является не суффиксов, а частью корня.
Заполните таблицу «Суффиксы –ек и -ик». Вам нужно записать слова с суффиксами –ек и –ик в правильные колонки.
Слова с суффиксом -ек
Слова с суффиксом -ик
Задания контрольного модуля
Самостоятельно подберите слова с приставками в прошедшем времени так, чтобы получились законченные по смыслу предложения.
- Мальчик первым ….. к финишу.
- Поезд …… через мост.
- Девочка в шутку …. усы к изображению.
- Машина ….. препятствие.
- Кошка …… на шкаф.
Введите текст с помощью клавиатуры. Допишите к словам в скобках нужные по смыслу приставки В-, ПРИ-,С-, НА-, ОТ-.
Моей сестре в подарок можно (мастерить) новую игрушку, например, лошадку. Надо взять старый носок и (бить) его ватой или ещё чем-нибудь мягким. Затем (ставить) внутрь носка палку и крепко (крутить) к ней носок. От старой перчатки надо (резать) два пальца и (шить) их к голове. Затем (клеить) два бумажных кружочка или (шить) две пуговицы, чтобы получились. Из красивой ленты (делать) уздечку. Получится прекрасный подарок!
Напишите слова в два столбика. В первый столбик – слова с приставкой ПОД-, во второй – с приставкой ПО-, в третий – с приставкой ОБ-
Подпилить, подумать, побежать, пообедать, подкрутить, поддержать, подставка, обновить, обмотать, обсуждать.
Спишите слова, дописывая подходящие по смыслу приставки. Запишите с помощью клавиатуры правильные варианты ответов.
Урок русского языка «Правописание приставок и суффиксов»
Урок русского языка в 4 классе, УМК «Школа России»
Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка «Правописание приставок и суффиксов»»
Урок русского языка
УМК: «Школа России» автор Канакина В.П., Горецкий В.Г.
Тема: Правописание приставок и суффиксов
Тип урока: Открытие новых знаний
Цель урока: научиться правильному правописанию приставок и суффиксов.
Предметные: -ориентироваться в прочитанном тексте и анализировать его
-объяснять лексическое значение слов;
— научатся передавать содержание текста по коллективно составленному плану, написать изложение по плану.
— оценивать усваиваемое содержание;
— устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
— ориентироваться в учебнике;
— ориентироваться в своей системе знаний;
— находить ответы на вопросы в тексте.
— проводить анализ учебного материала.
— определять и формулировать цель деятельности на уроке;
— проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану;
— высказывать свое предположение на основе учебного материала;
— отличать верно выполненное задание от неверного;
— совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.
— слушать и понимать речь других;
— умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
-владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка
1. Конспект урока по русскому языку
3. Учебник «Русский язык» Канакина В.П., Горецкий В.Г. 4 класс,1 часть.
-Здравствуйте, ребята. Проверьте все ли у вас подготовлено к уроку? Встаньте ровно возле парт. Теперь тихо садитесь на место.
Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.
Регулятивные УУД (организовать свое рабочее место под руководством учителя)
Личностные УУД (осознание процесса учебной деятельности)
2. Минутка чистописания
— Ребята, откройте тетради и запишите
Подчеркните удвоенные согласные в словах.
Сегодня мы напишем красиво и правильно букву «б» в соединении с буквой «п»:
На следующей строке пропишите соединение бп до конца строки .
— Чем интересна эта пара букв?
— На следующей строке запишем слова дубки, грибки,
— С чем связаны эти слова?
— А что такое природа?
— Запишем предложение под диктовку.
Жизнь дана на добрые дела.
Как вы понимаете эту фразу?
— Найдите орфограммы в словах, подчеркните
Открывают тетради, записывают
Это парные согласные
Природа это всё, то что нас окружает
Наша жизнь нам дана для того, чтобы мы совершали полезные и добрые дела
3. Словарная работа
Ребята, на следующей строке запишите Словарь и следующие слова.
Найдите в словах орфограммы и подчеркните их.
Словарь: территория, терраса, пассажир, террариум, субботник
4. Актуализация знаний
— Ребята, какие значащие части слова вы знаете?
— Что такое приставка?
— Где стоит приставка в слове?
— Что такое суффикс?
-Где стоит суффикс в слове?
А что мы должны знать, чтобы правильно написать приставки и суффиксы?
Приставка, корень, суффикс, окончание
Часть слова, которая помогает образовывать новые слова
В начале слова, перед корнем
Часть слова, которая помогает образовывать новые слова
(умение выражать свои мысли; умение слушать, говорить)
(анализ объектов с целью выделения признаков)
3. Сообщение темы урока. Определение целей урока
–Ребята, мы с вами вспомнили, какие бывают значащие части слова.
— Как вы думаете чем мы будем заниматься на уроке?
Какая же будет цель нашего урока?
Писать приставки и суффиксы
— Научиться правильно писать писать приставки и суффиксы.
(анализ объектов с целью выделения признаков)
(умение выражать свои мысли; умение слушать, говорить)
4. Закрепление изученного материала.
Посмотрите на доске у меня записаны значимые части слова. Какие из них могут быть корнем? Приставкой? Суффиксом?
Подойдите к доске и выберите, что относится к приставке, корню и суффиксу
Вспомните, что надо знать о правописании приставок и суффиксов?
Верно, если есть правило значит есть и исключение. Так ли это?
Подберите и запишите слова с какими-либо из данных значимых частей слов.
Ребята, откройте учебники на станице 61. Посмотрите на упражнение 101.
Прочитайте слова и определите в каких словах не приставка, а в каких часть корня.
Выпишите слова в которых не приставка.
Давайте проверим правилбность выполнения задания. Для этого выполните взаимопроверку с вашим соседом. Если вы обнаружите ошибку, поставьте галочку, над неправильно выписанным словом.
Проверили? Теперь посмотрите на доску и посмотрите, у всех ли выписаны такие слова?
Назовите слова в которых вы допустили ошибку?
Молодцы! А теперь давайте подберем к каждому слову с приставкой синоним и антоним.
Дети выходят и выбирают.
В-, о-, до-, с-, по-, об-, над-, от-, на-, пере-, про-, при-, за-.
Корень: -бел-, -снеж-, -слон-,-мал-.
Суффикс: -оньк-, -еньк, -н-, -чик-, -ов-, -ев-, -лив-, -очк-, -к-.
Как они пишутся согласно правилу.
Да. Есть приставки и суффиксы которые пишутся только так и не иначе
Снежок, слоник, маленький
Нездоровый, недалеко, невесёлый, небогатый, небольшой, неаккуратный, негромко, неправда.
Проверяют друг друга
Подбирают антонимы и синонимы устно
Коммуникативные УУД (навыки сотрудничества учителя с учениками;
постановка вопросов — инициативное сотрудничество в
поиске и сборе информации)
(умение выражать свои мысли; умение слушать, говорить)
извлечение необходимой информации из задания.
Конспект урока по русскому языку на тему «Правописание приставок и суффиксов» (4 класс)
Конспект урока по русскому языку
Тема: Правописание приставок и суффиксов.
Цели: актуализировать знания о правописании предлогов со словами и написании приставок в словах; развивать умение правильно писать гласные в некоторых суффиксах; воспитывать интерес к урокам русского языка.
Тип урока : комбинированный.
Предметные : -ориентироваться в прочитанном тексте и анализировать его
-объяснять лексическое значение слов;
— научатся передавать содержание текста по коллективно составленному плану, написать изложение по плану.
— оценивать усваиваемое содержание;
— устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
познавательные – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез;
коммуникативные – умение о достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
регулятивные – постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала;
личностные – нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
I . Организационный момент
II . Актуализация знаний
— Составьте из слов предложения и запишите их. Вставьте пропущенные буквы.
Наш, собрал, мета..олома, тонну, кла.. .
На, было, па..ажиров, много, пе..оне.
По, машин, шо..е, двигалась, коло..а.
— Подчеркните орфограмму в словах. Можно ли проверить эту орфограмму?
-Запишите ещё три слова на это правило.
По..скочил, от..шёл, догадл..вый, п..р..прыгнул, клюв..к, Ван..чка, пр..гулка.
— На какие две группы их можно разделить? (Слова с орфограммой в приставке и слова с орфограммой в суффиксе.)
— Для чего нужно уметь определять состав слова? (Состав слова помогает правильно определить орфограмму в слове.)
— Какие орфограммы в приставках вы знаете?
— Какие орфограммы в суффиксах вы знаете?
— Сформулируйте цели урока. (Вспомнить, какие орфограммы встречаются в приставках и суффиксах, научиться распознавать орфограммы в приставках и суффиксах и правильно писать слова с этими видами орфограмм.)
IV . Работа по теме урока
— Рассмотрите таблицу. Какие части слова представлены в каждой группе?
— Какие орфограммы встречаются в приставках, корнях, суффиксах?
— Как различить приставки и предлоги? Что надо знать о правописании предлогов и приставок? (Приставки пишутся с корнем слитно, предлоги пишутся с другими словами раздельно.)
— Что вы знаете о правописании гласных и согласных в приставках типа по-, до-, за-, про-, под-, от-, и т.д.? (Они пишутся всегда одинаково. Их надо запомнить.)
(Чтение слов и анализ состава слов по цепочке. Подбор синонимов и антонимов, работа со словарями. Обращаю внимание учащихся на то, что прилагательные и наречия с приставкой не- можно заменить синонимом этой же части речи: небогатый – бедный, неаккуратный – неряшливый, небольшой – маленький, недалеко – близко и т. д. Самостоятельное выполнение письменных заданий. Взаимопроверка.)
VI . Продолжение работы по теме урока
— Как определить, какой суффикс надо писать в слове- -ик или – ек? (Надо изменить форму слова и посмотреть, что происходит с гласным. Если гласный выпадает, пишется суффикс –ек , а если не выпадает – суффикс –ик. )
— Когда в суффиксе существительного после шипящего пишется о? (Под ударением.)
— Запишите в словарик слово билет, поставьте ударение, подчеркните орфограмму.
— Объясните значение этого слова с помощью толкового словаря.
— Составьте и запишите предложение с этим словом.
VII . Подведение итогов урока
— Правописание, каких значимых частей слова мы сегодня повторили?
— Что надо помнить о правописании приставок? Суффиксов?
— Какое задание сегодня на уроке было самым интересным?
http://multiurok.ru/index.php/files/urok-russkogho-iazyka-pravopisaniie-pristavok-i-su.html
http://infourok.ru/konspekt-uroka-po-russkomu-yazyku-na-temu-pravopisanie-pristavok-i-suffiksov-4-klass-4655533.html