Конспект урока по теме правописание суффиксов

План-конспект по русскому языку на тему «Правописание суффиксов имен существительных».
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) по теме

Тема «Правописание суффиксов имен существительных» является актуальной. Каждый учащийся должен соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации. Знание правила — это путь к орфографической грамотности студентов. В настоящее время уровень орфографической грамотности резко снизился.

Место занятия в системе уроков.

На изучение темы «Правописание суффиксов имен существительных» отводится по программе 2 часа. Первый урок- объяснение нового материала, предполагающий изучение правила написание суффиксов имен существительных и первичное его закрепление; второй урок — закрепление знаний по теме.

Тема «Правописание суффиксов имен существительных» связана с последующей темой «Сложные существительные». Поэтому изучение одного орфографического правила является фундаментом для изучения другого. Эта тема актуальна, так как даёт возможность повышать орфографическую грамотность студентов.

Скачать:

ВложениеРазмер
pravopisanie_suffiksov_sushchestvitelnykh.docx232.64 КБ
Опорный Конспект239 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Тема «Правописание суффиксов имен существительных» является актуальной. Каждый учащийся должен соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации. Знание правила — это путь к орфографической грамотности студентов. В настоящее время уровень орфографической грамотности резко снизился.

Место занятия в системе уроков .

На изучение темы «Правописание суффиксов имен существительных» отводится по программе 2 часа. Первый урок- объяснение нового материала, предполагающий изучение правила написание суффиксов имен существительных и первичное его закрепление; второй урок — закрепление знаний по теме.

Тема «Правописание суффиксов имен существительных» связана с последующей темой «Сложные существительные». Поэтому изучение одного орфографического правила является фундаментом для изучения другого. Эта тема актуальна, так как даёт возможность повышать орфографическую грамотность студентов.

Цель урока : формирование орфографических умений и навыков по теме урока .

— научить способу применять правило написания суффиксов –чик-, -щик-, –ок, -ек-, -оньк, -еньк-, -онок , –ец-, -иц- , -оньк, -еньк — существительных;

— закрепить навык правописания суффиксов –ик — и -ек-.

-способствовать развитию памяти и логического мышления,

-развивать способность определять значение суффиксов имен существительных.

— воспитывать интерес к русскому языку,

— воспитывать самостоятельность и внимание учащихся.

Учащиеся должны знать: понятие имени существительного как самостоятельной части речи (определение, характеристика).

Учащиеся должны уметь: делать морфемный разбор существительных, объяснять правописание падежных окончаний имен существительных .

Открытый урок проводится в группе 420-421. Студенты этой группы- слабослышащие.

Используемые педагогические технологии : технология обучения с помощью опорных конспектов ( автор Шаталов В.Ф.) + элементы личностно — ориентированного обучения.

Т ехнология обучения с помощью опорных конспектов выбрана как основная, поскольку:

— изучение теории на уроке: объяснение с помощью наглядности (опорного конспекта) с вовлечением в объяснение учащихся;

— индивидуальная работа учащихся со своими конспектами;

— фронтальное закрепление по блокам конспекта;

— самостоятельная работа дома: опорный конспект «плюс» учебник «плюс» конспект урока.

Опорные конспекты (наглядные схемы, таблицы, в которых закодирован учебный материал) используются как опора для объяснения нового материала, закрепления изученного, повторения ранее пройденного.

Тип урока : объяснение нового материала.

Оборудование : компьютеры, проектор, экран, учебник, таблица «Суффиксы имен существительных», опорный конспект, раздаточный материал для учащихся с заданием на закрепление новой темы.

На протяжении всего мероприятия идет презентация, выполненная в программе PowerPoint . Использование презентации способствует развитию образного мышления.

Формы работы учащихся : фронтальная; самостоятельная.

1.Организационный момент — 2 мин.

Подготовка уч-ся к работе на уроке; создание атмосферы доброжелательности, снятие эмоционального напряжения, чувства тревожности; организация внимания и внутренней готовности. Воспитание сознательной дисциплины, организованности.

2.Актуализация знаний – 8 мин.

Нетрадиционная форма вступления способствует возникновению познавательной мотивации, пробуждение интереса к знакомой части речи. Репродуктивный метод позволяет повторить теоретический материал, даёт возможность проверить знания учащихся по данной теме, подготовить их к последующей работе.

Повторение изученного материала.

  1. Дать характеристику имени существительному как самостоятельной части речи.
  2. Падежи, правописания падежных окончаний имен существительных.

Дописать окончания существительных, определить падеж.

на свежем воздух… (П.П) принести сестр… (Д.П)

вижу лис… (В.П ) горжусь побед… (Т.П.)

гостить в Подмосковь… (П.П) нет гост… (Р.П.)

3.Изучение нового материала — 15 минут.

Из каких частей состоит слово. Понятие суффикс.

Правописание суф. –Чик-, -щик- (работа с таблицей и на доске)

Запомните, суффикс –чик пишется в существительных, основа которых оканчивается на д,т, з, с, ж. Например. Вкладчик, автоматчик, перебежчик, разносчик.

Суффикс -щик пишется в существительных, основа которых оканчивается не на дт, зс, ж ,то есть во всех остальных случаях. Например. Фонарщик, каменщик, барабанщик, дрессировщик.

Правописание суф. –ок, -ек, -оньк, -еньк, -онок, примеры

В суффиксах существительных –ок, -ек, -оньк, -еньк, -онок после шипящих и ц под ударением пишем букву о, согласно произношению. В безударном положении в этих суффиксах после шипящих мы будем писать е.

Например. Звоночек Крючок, Собачонка , доченька

Правописание суф. –ец, -иц, примеры

суффикс -ец пишется в существительных мужского рода.

Например. Красавец, братец, морозец.

А суффикс -иц пишется в существительных женского рода.

Например. Красавица, метелица.

В среднем роде выбор суффикса -ец или -иц зависит от ударения. Если ударение падает на окончание, то в слове среднего рода пишем суффикс -ец.

А если ударение предшествует суффиксу, то мы пишем суффикс –иц – креслице.

Правописание суф. -оньк, -еньк, примеры

суффикс -оньк пишется в существительных после твердых согласных.

Например. Березонька, Лизонька, лисонька.

А вот суффикс -еньк мы пишем только после мягких согласных и после шипящих.

Например: Валенька, тученька.

Запомните три исключения из этого правила – заинька, паинька, баиньки.

4.Закрепление нового материала — 10 минут. Первичное закрепление и обобщение нового материала проводится фронтальным опросом, что позволяет принять участие в беседе каждому обучающемуся.

Работа с раздаточным материалом способствует закреплению умений и навыков по новому материалу, формирование умения осмысливать значение суффиксов, дифференцировать их, сознательно употреблять на письме.

5.Подведение итогов — 5 минут.

Выявление и уточнение результатов деятельности на уроке. Выставление оценок.

Над какой орфографической проблемой мы сегодня работали? Как мы ее решили? Для чего надо знать значения суффиксов? Какую роль играют в языке суффиксы?

Информация о домашнем задании.

Домашнее задание носит развивающий характер, кроме того, учитывая особенности группы, ребята получают дифференцированное задание- возможность выбора задания по желанию и по степени сложности.

Приложение № 1. Карточки- задания.

Задание: От данных глаголов образуйте существительные с суффиксами

-чик и –щик . Например : учет- учет чик

Пилить, отгадывать, собирать, раздать, добыть.

Задание: Существительные с суффиксами -ец и -иц- распределите в три колонки по их роду(мужской род, женский род, средний род). В существительных среднего рода поставьте ударение и подчеркните суффиксы.

Прыгать через луж и цы, интересный рассказ е ц, слабое здоровь и це, небольшое поместь и це, новое бель е цо, свежий хлеб е ц, детская книж и ца, нажитый капитал е ц, легкое пальт е цо, любимое создань и це, ползущая гусен и ца, бравый гварде е ц, перехитрить хитр е ца, зеленая луков и ца, умел е ц на все руки.

Конспект урока по теме «Правописание суффиксов в словах»

Тема урока: Орфограммы в суффиксах слов.

Цель: формировать понятия о значениях суффикса –НИК в словах и его правописании.

Задачи: 1) формировать понятие о значении суффикса –НИК — в словах.

2) формировать умение сравнивать, обобщать, делать выводы , умение работать самостоятельно

3) воспитывать самоконтроль.

Тип урока: «открытие нового знания»

— анализировать, сравнивать, делать выводы, обобщать, извлекать и преобразовывать информацию из одной формы в другую;

— адекватно понимать содержание прочитанного текста, выделять главную информацию, основную мысль

воспринимать речь учителя, выражать положительное отношение к процессу познания.

—желание совершенствовать свои знания, участвовать в творческом деле.

высказывать и аргументировать свою точку зрения.

слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

договариваться о совместной деятельности, работать в парах, группах, оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

высказывать предположения на основе наблюдений, аргументировать свою точку зрения,

формулировать вопрос (проблему) урока и его цель,

искать пути решения проблемы,

осуществлять познавательную и личностную рефлексию

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Оборудование: учебник, тетрадь, компьютер.

1.Мотивация на учебную деятельность

— Ребята, проверим, готовы ли вы к уроку?

— Скажите, зачем мы изучаем грамматику,

Зачем нужна грамматика?

Чтоб грамотно писать.

Чтоб грубые ошибки

В письме не допускать,

Чтоб с детства знали дети

И каждый ученик,

Что лучше всех на свете

Его родной язык!

А) Орфографическая пятиминутка по подготовке к ВПР.

—Прочитайте предложение на доске.

Утренний туман поднялся колечком с лесной полянки. Проказник – ветер распушил зелёные листочки на дереве.

—Найдите слово, где звуков больше, чем букв.

—Где букв больше, чем звуков

—Назови из второго предложения все имена существительные.

—Дай характеристику одному из них.

—Найди существительные, которые подходят к схеме

—Спиши второе предложение и подчеркни главные члены предложения, укажи части речи.

Проверяют наличие учебных предметов.

Отвечают на вопрос учителя.

—Проказник – ветер, листочки, на дереве

Ветер – Что?, сущ., м.р.,ед.ч.,2 скл, Им.п и т.д.

—Листочки, полянки, колечком

—Списывают, подчёркивают, называют

Личностные — воспринимать речь учителя, выражать положительное отношение к процессу познания.

Регулятивные – принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

Коммуникативные – уметь излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения;

2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

—Назовите суффикс в слове листочки

—Найдите суффикс в слове проказник

—Какую часть в слове называют суффиксом?

—Можете ли ответить, а что может называть, обозначать в словах суффикс -НИК?

—Часть слова, которая стоит после суффикса и служит для образования слов с новым значением.

Регулятивные – принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

3.Постановка учебной задачи. Целеполагание.

—Значит, сегодня на уроке, с какой частью слова будем работать?

—Как будет звучать тема урока?

—Сегодня будем учиться распознавать, какое значение имеет суффикс –НИК- в словах и как он всегда пишется

—Правило в суффиксах слов

—Значение суффиксов в словах, его правописание

Регулятивные — формулировать вопрос (проблему) урока и его цель,

4.Построение проекта выхода из затруднений. Открытие нового знания.

Чайник, мошенник, ельник

—Что объединяет все эти слова?

—А если посмотреть на состав слова?

— А какое значение имеет суффикс в этих словах?

—Прочитайте правило на странице 78.

—Что обозначает каждое слово?

—У них одинаковый суффикс –НИК

—Мы не можем сейчас узнать, мы не знаем

Чайник —ёмкость, мошенник -лицо мужского рода, ельник –территорию, место

Познавательные — понимать содержание прочитанного текста, выделять главную информацию, основную мысль

—Выполнить упражнение 77, страница 78

—Найдите слова, которые называет территорию, пространство или место (фронтально)

—Что обозначает слово – ледник? Прочитайте в Толковом словаре

—Выписывают и разбирают слова по . составу цепочкой около доски

Ледник –(Толковый словарь с.173) природное скопление больших масс льда в горных и полярных областях.

Регулятиные — искать пути решения проблемы,

Познавательные- значение слова.

Физминутка — проводит физорг класса

6.Самостоятельная работа с самопроверкой.

Теперь самостоятельно выпишите слова из упражнения 77 .

Работаем в парах – выпишите слова — лица мужского рода

—Взаимопроверка работы в парах.

Индивидуально около доски (слабоуспевающие вместе с консультантами) слова, которые обозначают ёмкость, вместилище чего – либо и разберите по составу, пользуясь памяткой разбора слов (проверяет учитель)

—Какое слово у нас осталось?

—Что оно обозначает?

Вывод: назовите все значения суффикса –НИК.

—Как всегда пишется этот суффикс?

—Проказник, дворник, лыжник, разбойник, путник, десантник.

—Чайник, багажник, бумажник, коровник

—пишется всегда с буквой И

Коммуникативные – уметь излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения;

договариваться о совместной деятельности, работать в парах,

Регулятивные – принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения

7.Включение новых знаний в систему знаний и повторение.

—Выполним упражнение 35, страница 39 из тетради для самостоятельной работы

— Поднимите руки. Кто уже понял, в каких случаях употребляется суффикс – НИК? А кому нужно ещё потренироваться?

Выполним задание по рядам

1ряд – выписывают слова — место

2 ряд – выписывают слова — лиц мужского пола

3 ряд – растения

Индивидуально -1 ученик около доски (слабоуспевающий + консультант) емкость

— Проверим правильность выполнения задания.

—Спишите последнее предложение. Разберите его по членам и частям речи.

Вывод: Какое значение имеет суффикс -НИК?

Читают текст по цепочке, называют пропущенную букву, если допускают ошибку, комментируют.

Учащиеся прочитывают выписанные слова по группам.

Шутник-затейник, сапожник, дворник

Можжевельник, репейник, крыжовник.

Алаев А. – по членам предложения

Куликова С. – по частям речи (слабоуспевающие)

Значения суффикса –ник

Первое –называют территорию, пространство или место.

Второе – емкость, вместилище.

Четвертое – лица мужского рода

Коммуникативные – уметь излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения;

Личностные – осознавать свои возможности в учении, способы адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении.

Дз. 78 упражнение, страница 79 (объясняю Д/З), выучить правило на странице 78.

—Записывают в дневник

Личностные — желание совершенствовать свои знания.

Оцените свою работу на уроке.

  • Мне понравилось …
  • Я был рад, когда …
  • Я буду помнить о том …
  • Я злился, потому …
  • Я научился…

Личностные – осознавать свои возможности в учении, способы адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении.

Регулятивные осуществлять познавательную и личностную рефлексию

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Похожие материалы

Рабочая программа по мокшанскому языку для 4 класса (по новым учебникам)

Рабочая программа по мокшанскому языку во 2 классе (обновлённая)

Презентация к уроку по родному (аварскому) языку на тему: «Фразеологизмы» (9 класс)

Разработка урока по родному (аварскому) языку на тему: «Фразеологизмы» (9 класс)

Презентация к уроку по родному (аварскому) языку на тему: «Числительные» (6 класс)

Разработка урока по родному (аварскому) языку на тему: «Числительные» (6 класс)

Итоговая контрольная работа по родному языку (русскому), 8 класс

Итоговое тестирование по родному языку (русскому), 5 класс

Не нашли то что искали?

Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5224412 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Минобрнауки разрешило вузам переносить плановые каникулы на нерабочие дни

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах

Время чтения: 1 минута

Московские школьники могут уйти на каникулы с 25 октября

Время чтения: 1 минута

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения разрешило школам вводить каникулы до 30 октября

Время чтения: 1 минута

В московском метро появились наклейки для потерявшихся детей

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Разработка урока русского языка «Правописание суффиксов имен существительных и прилагательных» с использованием опорных схем-конспектов Ю.С. Меженко

Цели: повторение темы “Правописание суффиксов имен существительных и прилагательных”; закрепление навыков правописания –н– и –нн– в суффиксах сущ. и прил.; рассмотреть трудные вопросы правописания разных суффиксов имен существительных и прилагательных;
  • развивитие логического мышления;
  • воспитание бережного отношения к языку.

Оборудование: магнитофон, аудиокассета, ОСК, карточки для индивидуальных заданий, учебник, памятки всех видов разбора.

Ход урока

I. Организационный момент

Минутка эмоциональной разгрузки (звучит спокойная классическая музыка (“Вальс цветов”)).

Учитель: Представьте, что наступает весна, солнышко пригревает, растаял снег, растут цветы… С этим весенним настроением мы и начинаем урок.

II. Зарядка для ума

а) Устная (по вопросам).

– Какие разделы русского языка вы знаете? (Фонетика – “фонема” звук; лексика – значение слова; фразеология – устойчивые сочетания слов; морфемика и словообразование – состав слова и словообразование; морфология – части речи; синтаксис – с/с, предложения, текст; пунктуация – знаки препинания.)

– Что они изучают? Без какого раздела нельзя обойтись почти в каждом выше перечисленном? (Орфография.)

– С чем это связано? (Мы изучаем произношение и написание, значение слова и написание, состав слова, словообразование ин…)

Вывод: никак не обойтись без ОРФОГРАФИИ – системы правил на разные темы.

б) например:

  • карточка + толковый словарь + словарь иностранных слов. Язык, посредник, поработить.

– Какая общая мысль объединяет эти высказывания?

  • Придорожный
    Дорожный дорога
  • I. Про синюю (птицу) – какую?
    II. Н.ф (синяя птица)., ед.ч., ж. р., В.п., качеств.
    III. Про птицу (какую) синюю
  • Язык – лучший посредник для установления дружбы и согласия.
  • I. Для ума – сущ.,
    II Н.ф.– ум, пост.-м.р., 2 скл., неод., нариц., непост. – ед.ч, Р.п.
    III. Зарядка какая? Для ума (не зависит от глагола).
  • При каких написаниях мы вынуждены были обратиться к орфографии?
    маяк – сл.сл., язык – сл.сл., посредник – посредника, поработить, придорожный, (ларечек – ларечка), про синюю (какую?), зарядка для ума…

Вывод: практически в каждом разделе мы обращаемся к орфографии.

в) мгновенная проверка знаний на орфограмму “Правописание приставок – пре-при”. (заготовка на листочках, подписать, указать справа тему).

III. Сообщение темы и целей занятия. Запись темы в тетради

IV. Подача теоретического материала преподавателем по ОСК

а) о – ё после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных.

В суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных после шипящих и под ударением пишется о, без ударения е.

б) Суффиксы -щик- (-чик-), -ек-, -ик-

В суффиксах существительных – -щик- (-чик-) после букв д, т, з, с, ж пишется буква ч. В остальных случаях пишется буква щ.

Суффикс -ек- пишется в том случае, если при изменении слова гласная е выпадает. В противном случае пишем суффикс -нк-.

в) -нн- в суффиксах прилагательных пишется:

– на стыке образующей основы и суффикса -н-;

– в прилагательных, образованных от существительных, с помощью суффиксов -онн- и -енн- (исключения: свиной, ветреный (день), но ветряной (двигатель));

-н- пишется в прилагательных:

– в суффиксах -ан-, -ян- (исключения: стеклянный, оловянный, деревянный);

– в суффиксе -ин-.

в) -нн- и -н- в суффиксах прилагательных (блок левый и правый).

г) Степени сравнения качественных прилагательных.

Простая сравнительная степень образуется путем прибавления к основе начальной форме прилагательных суффиксов ее- (-ей-) и -е- (левая часть).

Простая форма превосходной степени образуется путем прибавления к основе н.ф. прил. суффикса ейш- (-айш-).

V. Первичное воспроизведение теоретического материала по ОСК

VI. Чтение правил по учебнику

(а – с.87; б – с. 99, 101; в – с. 112-113). Соотнесение их с опорными схемами – конспектами

VII. Первичное закрепление и частичное воспроизведение ОСК.

VIII. Практическая работа по группам.

1) На доске записано предложение:

Моще (н, нн) ая дорого прорезала по дли (н, нн) е деревню и вильнув вправо ушла по деревя(н,нн)о– му мосту через (не) широкую, но быструю речку. (В. Богомолов).

Задание для 1 группы: выполнить синтаксический разбор предложения, расставить знаки препинания.

Задание для 2 группы: Объяснить пропущенные орфограммы, подобрать по 3 примера на каждую.

2) После проверки заданий повторяем еще раз правописание -н- и -нн- в суффиксах прилагательных по учебнику (с. 112-113) и ОСК.

3) Дополнительная информация.

– в кратких прилагательных пишется столько же н, сколько и в полных:

воспитанная девушка – девушка воспитанна.

– необходимо запомнить: масляный (для масла, на масле, из масла): масляная лампа, масляный насос, масляное пятно, масляная краска; но масленый (запачканный, пропитанный, смазанный маслом): масленые руки, масляная каша, масленые глаза, масленая неделя.

-н- и -нн- в им. существительных определяется теми же правилами, что и в полных прилагательных: осинник (корень оканчивается на -н-, суффикс начинается с -н-), нефтяник (суффикс -ян-).

С -н- или -нн- пишутся существительные, образованные от соответствующих основ: конопляник, песчаник, гостиница, дружинник, именинник, малинник, конница, лиственница.

Необходимо запомнить: приданое, бесприданница, воспитанник, избранник, священник, ставленник, утопленник, вареник, мороженое, мученик, труженик, ученик.

IX. Отработка умений и навыков

1). Упр. 194 – с комментированием.

2). Цифровой диктант.

а) Отметьте номера существительных, в которых пишется -н-:

1) берестян. ик, 2) великомучен. ик, 3) вишен. ик, 4) воспитан. ик, 5) задолжен. ость, 6) злоумышлен. ик, 7) избран. ик, 8) измен. ик, 9)коноплян. ик, 10) копчен. ости, 11) листвен. ица, 12) осин. ик, 13) мадонн. а, 14) мошен. ичество, 15) маслен. ица, 16) наклон. ость, 17) одновремен. ость, 18) подлин. ик, 19) ольшан. ик, 20) племян. ик.

Ответы: 1, 2, 9, 10, 15, 19.

б) Отметьте случаи написания -нн- в прилагательных:

1) безветрен. ый день, 2) бульон. ый кубик, 3) ворон. ой конь, 4) глинян. ый горшок, 5) грачин. ое гнездо, 6) диван. ая подушка, 7) искусствен. ый шелк, 8) картин. ая галерея, 9) лекарствен. ое растение, 10) овчин. ый полушубок, 11) почтен. ый старик, 12) свин. ые ножки, 13) смешан. ый соус, 14) солян. ая кислота, 15) струн. ый квартет, 16) таможен. ый досмотр, 17) телефон. ый разговор, 18) тыквен. ая каша, 19) экзаменацион. ая работа, 20) бедствен. ый.

Ответы: 1, 2, 6-11, 13, 15-20.

3). Карточки для индивидуальной работы.

– Образуйте от приведенных существительных прилагательные с суффиксами:

  • -н-весна, дерзновение, мгновение, обыкновение, окно, пламя, семя, телефон, имя, истина.
  • -ан- (-ян-)соль, стекло, шерсть, глина, песок, серебро, дрова, рожь, лед.
  • -ин-– воробей, голубь, гусь, змея, лошадь, орел, осел, соболь, соловей, утка, ястреб.
  • -енн-болезнь, бритва, единство, жатва, клятва, листва, мужество, обед, родство.
  • -онн-авиация, дивизия, комиссия, оппозиция, фракция, дискуссия, реакция.

X. Подведение итогов, обобщение

XI. Дифференцированное домашнее задание

Выучить ОСК и правила на с. 87, 99, 101, 112-113 учебника.

Работа по вариантам: слабым – упр. 199, сильным – составить словарный диктант по теме “Правописание суффиксов -чик- (-щик-), -отж-, -от-, -ость-, -ин-, -изн- в существительных” (50 слов).


источники:

http://infourok.ru/konspekt-uroka-po-teme-pravopisanie-suffiksov-v-slovah-5199321.html

http://urok.1sept.ru/articles/561569