Конспект урока по теме сказуемое

Урок русского языка в 8 классе на тему: «Виды сказуемого и способы его выражения»
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

Урок русского языка в 8 классе на тему: «Виды сказуемого и способы его выражения».

Скачать:

ВложениеРазмер
vidy_skazuemogo_i_sposoby_ego_vyrazheniya.docx60.24 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Урок в 8 классе на тему: «Виды сказуемого и способы его выражения».

Тип урока : обобщение и систематизация знаний.

Цель : обобщить и систематизировать знания по теме «Виды сказуемого и способы его выражения».

  1. Обобщить и систематизировать знания о типах сказуемого и способах его выражения;
  2. Развить у учащихся критическое мышление, положительные мотивации к изучению русского языка;
  3. Воспитать уважительное отношение к русскому языку.

Методы и приёмы: словесный, наглядный, практический, исследовательский, частично-поисковый, приёмы развития критического мышления: кластер, верные-неверные утверждения.

Технологии: здоровьесберегающие технологии , развитие критического мышления, информационно-коммуникативные технологии, личностно-ориентированный подход.

Оборудование : проектор, экран, компьютер, раздаточный материал.

Присутствующие: администрация, учителя русского языка и литературы.

I.Организация начала урока.

-Добрый день, ребята! Я очень рада вас видеть. Желаю вам и себе хорошего настроения на уроке.

Вы находитесь в группах по три человека. У каждого из вас есть оценочный лист. Подпишите его.

СЛАЙД 1 Число, тема урока. Оформление записи в тетради.

— Сегодня у нас обобщающий урок по теме « Виды сказуемого и способы его выражения ».

— Когда-то римский философ Сенека сказал: «Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным». Поэтому я хотела бы узнать, а вы знаете, куда держите путь? (Нам предстоит сдать региональный экзамен).

-Мы продолжаем готовиться к региональному экзамену.

— Что изучает синтаксис? (Строение и грамматическое значение словосочетаний и предложений).

— Что называется сказуемым? ( Сказуемое – главный член предложения, обозначающий признак подлежащего (действие, состояние, свойство) и отвечающий на вопросы: что делает предмет речи? Что с ним делается? Каков он? Кто он такой? Что он такое?).

СЛАЙД №2 демонстрируются цели урока для учащихся. (1 мин.)

Целеполагание совместно с учащимися.

Учитель: Отталкиваясь от темы, сформулируйте цель урока.

— Сегодня на уроке мы должны закрепить знания о видах сказуемого, способах его выражения.

— Совершенствовать умение безошибочно находить в предложении грамматическую основу.

— Уметь определять виды сказуемого.

— Отработать задание А3, связанное с данной темой.

III. Работа с эпиграфом. Обращает их внимание на эпиграф к уроку

Как ни говори, а родной язык всегда останется родным. Когда хочешь говорить по душе, ни одного французского слова в голову нейдёт.

— Как вы понимаете смысл эпиграфа?

— Почему ни одно иноязычное слово не идет в голову, когда русский человек говорит от души?

— Какие чувства испытывал Л.Н. Толстой к родному языку?

— А вам знакомы эти чувства?

Отвечают на вопросы:

— Родной язык дорог человеку, потому что это часть его культуры, истории; часть жизни.

— Искренние чувства и мысли способен выразить только родной язык. Он сам является частью человеческой души.

— Любовь к русскому языку.

— Каждый русский человек гордится «великим и могучим» родным языком!

— А знания, полученные на уроке помогут совершенствовать речь.

IV. Лингвистическая разминка

1)Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова

  1. более смелее ( НЕЛЬЗЯ соединять формы превосходной и сравнительной степени, а также простые и составные формы обеих степеней сравнения) смелый, смелее
  2. согласно условиям
  3. килограмм яблок
  4. трое друзей

2) В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная в корне слова?

  1. уб..рать, в..сенний
  2. п..лоска, д..ревянный
  3. изл..жение, приг..реть
  4. бл..стеть, разр..дить (морковь)

3) В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?
1) пр..пятствие, пр..ключение, пр..усадебный

2) ра..реженный, не..деланный, ра..мышлять

3) пр..ломление, пр..высить, пр..увеличенный

4) обе..печенный, ..жиженный (газ), не..дешний

4) В каком ряду в обоих случаях на месте пропуска пишется о ?
1) испеч..т пирог, белый зайч..нок 2) кислый крыж..вник, ж..лтая блузка
3) ш..л по дороге, горький ш..колад
4) городские трущ..бы, умный мальч..нка

— Молодцы! Вы прекрасно справились с заданием.

СЛАЙД №5 Ответы: 1- 1; 2 – 2; 3-3; 4-4.

Критерии: 4-4б, 3-3Б, 2 – 2б, 1- 1Б.

У доски: Заменить словосочетания, построенные на основе одного из трёх типов подчинительной связи, синонимичным словосочетанием. Напишите получившееся словосочетание, указать тип связи.

исполнять с точностью —

КЛАСС: Определите вид подчинительной связи в словосочетаниях.

1группа : громкий шорох — с, горячо спорить — п, совершить прыжок -у, спросил её -у, говорить громко — п, ночёвка в лесу- у.

2 группа : моя профессия — с, желанный гость — с, нарушение правил — у, три товарища — у, надо подумать -п, ягоды крыжовника –у.

3 группа: рисовать карандашом -у, два часа — у, светит ярче – п, , ясным утром -с, замеченный им — у, говори тише –п.

Взаимопроверка по ключу (СЛАЙД № 6) Выставление оценок (СЛАЙД №7)

Нет ошибок –«5», 1 ошибка – «4», 2-3 ошибки – «3» 4 и больше ошибок – «2»

V.Орфоэпическая разминка (класс)

СЛАЙД № 8. Проставить ударения (ударения ставят в тетради, а проверяют в презентации слайд №6)

тОрты, свЁкла, звонИт, включИт, квартАл, договОр

каталОг, намЕрение, обеспЕчение, экспЕрт, оптОвый, принЯть

началсЯ, ободрИть, пломбировАть, фенОмен, ходАтайство, Яслей.

Критерии: Нет ошибок –«5», 1 ошибка – «4», 2-3 ошибки – «3» 4 и больше ошибок – «2»

VI. Работа над темой урока.

  1. Для начала вспомним некоторые теоретические сведения о главных членах предложения.

«Заполни пропуски» СЛАЙД № 9

Перед вами текст с пропусками. Вам нужно заполнить пропуски таким образом, чтобы получились верные утверждения.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

… и … — это грамматическая основа предложения.

По строению грамматической основы предложения делятся на … и … .

Грамматическая основа двусоставных предложений состоит из … .

Грамматическая основа односоставных предложений состоит из … .

Подлежащее – это … член предложения, который обозначает … и отвечает на вопросы … или … .

Сказуемое – это … член предложения, который обозначает …и отвечает на вопросы … .

2. Заполняют пропуски в тексте. СЛАЙД №10.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Подлежащее и сказуемое — это грамматическая основа предложения.

По строению грамматической основы предложения делятся на односоставны е и двусоставные .

Грамматическая основа двусоставных предложений состоит из подлежащего и сказуемого .

Грамматическая основа односоставных предложений состоит из одного главного члена (подлежащего или сказуемого) .

Подлежащее – это главный член предложения, который обозначает предмет речи и отвечает на вопросы кто? или что?

Сказуемое – это главный член предложения, который обозначает, что говорится о предмете речи , и отвечает на вопросы что делает предмет? что с ним происходит? каков он? что он такое? кто он такой?

  1. Повторение. Что такое сказуемое СЛАЙД № 11

— Понаблюдаем. Найдите сказуемые в данных предложениях и по типам сказуемых разбейте данные предложения на группы. СЛАЙД №11.

Наступила зима. Мой папа был агрономом. Вскоре стали появляться листочки на деревьях. Ученики пошли в школу. Весной лес очень хорош. Миша решил выучить стихотворение вместо песни.

— Сколько групп сказуемых у вас получилось ?

— В каких предложениях сказуемое состоит только из одного глагола?

-В каких предложениях сказуемое состоит из двух глаголов?

-В каких предложениях сказуемое состоит из именных частей речи?

СЛАЙД № 12 ПРОВЕРКА:

  1. зима. Ученики пошли в школу. ПГС
  1. Вскоре стали появляться листочки на деревьях. Миша решил выучить стихотворение вместо песни. СГС
  2. Мой папа был агрономом . Весной лес очень хорош . СИС

Задание 4. Составить схемы из карточек «Виды сказуемых», рассказать о каждом из сказуемых. Удоски.

ПГС = глагол в форме одного из наклонений Маша

СГС = вспомогательное слово + инфинитив Катя

СИС = глагол-связка + именная часть Надя

КЛАСС: Подчеркнуть сказуемое. Соотнести предложения с типом сказуемого.

A. Вечернее молоко выпито. 1. ПГС

Б. Между тем княжна Мери перестала петь. 2. СГС

B. Иван стал подниматься по лестнице на трибуну. 3. СИС

Г. Долго будет моросить дождь.

Д. Бопре в отечестве своем был парикмахером.

СЛАЙД № 15. ПРОВЕРКА:

А Б В Г Д (3 2 2 1 3)

Нет ошибок –«5», 1 ошибка – «4», 2-3 ошибки – «3» 4 и больше ошибок – «2»

Задание 5. Дифференцированное задание.

СЛАЙД №18. . Замените простые глагольные сказуемые составными глагольными.

а) Деревья пожелтели. (Деревья начали желтеть.)

б) Собрание начнется в назначенный срок. ( должно начаться)

в) Учитель поможет ребятам в решении трудных задач. ( должен помочь)

г) Сыновья помогают матери в домашних делах. ( рады помочь)

д) Она водит машину. ( умеет водить)

е) Сыновья навестили своих родителей. ( смогут навестить.)

Исправить ошибки в именной части составного именного сказуемого. Выделить основу предложений.

Проверка СЛАЙД № 19

1.Одно из замечательных произведений А. С. Пушкина является повесть «Капитанская дочка». 2. Воздух становится чистый, морозный. 3. Погода стояла очень хорошей. 4. Две ели кажутся несчастные среди такой компании берёз. 5. Наш сосед по купе оказался военный.

VII. Работа с микротекстом. СЛАЙД №20.

— Предлагаю вам для работы микротекст. Прочитайте его и выполните задания к тексту.

  1. Не стану описывать нашего похода и окончания войны. 2) Скажу коротко, что бедствие доходило до крайности. 3) Мы проходили через селения, разоренные бунтовщиками, и поневоле отбирали у бедных жителей то, что успели они спасти. 4) Правление было всюду прекращено, помещики укрывались по лесам.

(А.С. Пушкин. «Капитанская дочка»)

  1. Укажите стиль речи текста. (художественный).
  2. Укажите тип речи. (повествование).
  3. Простым предложением является:

А 1,2. Б 2,3. В 1. Г 3,4

  1. Причастный оборот есть в предложении:

А 2. Б 2,3. В 3. Г 4

  1. Составное именное сказуемое присутствует в предложении (предложениях):

А 1. Б 2. В 3. Г 4

  1. Простое глагольное сказуемое присутствует в предложении (предложениях):

А 4. Б 2,3, 4. В 1, 2. Г 2.

  1. Сказуемое в 1 предложении является:

А простым глагольным

Б составным именным

В составным глагольным

  1. Из предложений 1-4 выпишите слово с чередующейся гласной в корне.
  2. Из предложений 1-4 выпишите слово, написание в котором определяется правилом: «В суффиксах кратких причастий пишется одна буква Н».
  3. Определите количество грамматических основ в предложении 3.

СЛАЙД № 21. ПРОВЕРКА:

1 – художественный; 2 – повествование; 3 – В; 4 – В; 5 – Г; 6 – Б; 7 – В; 8 – отбирали; 9 – прекращено; 10 – 2.

Нет ошибок –«5», 1-2 ошибки – «4», 3-4 ошибки – «3» 5 и больше ошибок – «2»

VIII. Лингвистическая задача.

— Как вы думаете? Что главнее, подлежащее или сказуемое в предложении?

Языковой анализ стихотворения И.А. Бунина.

— Предлагаю вам для анализа стихотворение И.А. Бунина.

  • Вам всем известно его имя. Родился он в 1870 г. в Воронеже, детство прошло на хуторе Бутырки и в деревне Орловской губернии, а умер он в большой бедности и полузабвении в 1953 г. в Париже. Стихотворение написано в 1889 году, когда Бунину едва исполнилось 19 лет.

Не видно птиц. Покорно чахнет Лес, опустевший и больной. Грибы сошли , но крепко пахнет В оврагах сыростью грибной.

Глушь стала ниже и светлее, В кустах свалялася трава, И, под дождем осенним тлея, Чернеет темная листва

А в поле ветер. День холодный Угрюм и свеж – и целый день Скитаться стал я по степи свободной, Вдали от сёл и деревень.

И, убаюкан шагом конным, С отрадной грустью внемлю я, Как ветер звоном однотонным Гудит – поет в стволы ружья.

  • Какова тема и основная мысль стихотворения?

Тема : одна из прогулок описана в стихотворении «Не видно птиц. Покорно чахнет…», которое словно бы переносит читателей в мир живой природы, представленные без прикрас.

Основная мысль : У него есть время не только подумать о своей будущей жизни, но и почувствовать единение с природой, неприветливость и мрачность которой автора ничуть не смущают.

  • Что вы можете сказать о настроении лирического героя?

Совпадает ли оно с вашим восприятием содержания? (ученики отвечают. Учитель обобщает.)

— Описание природы в стихотворениях И.А. Бунина побуждают нас более внимательно всмотреться в окружающую жизнь и самого себя! И в этом стихотворении унылая пора осени созвучна грустным размышлениям человека: ведь снова часть жизни канула в вечность, а впереди зима и долгие ожидания весны.

Стихотворение словно бы переносит читателей в мир живой природы, представленные без прикрас. Бунин отмечает, что глубокой осенью лес «покорно чахнет», наделяя его такими эпитетами, как «больной» и «опустевший». Автор не восторгается его красотой, цепко подмечая каждую мелочь, которая лишь добавляет новые штрихи к унылой и безрадостной картине. Это и свалявшаяся трава, и черные подгнившие листья деревьев, припудренные первыми заморозками, и грибная сырость, которая наполняет осенний воздух. Также поэт отмечает, что день «угрюм и свеж», и кругом «не видно птиц», что свидетельствует о приближающейся зиме. Однако природные метаморфозы нисколько не угнетают Бунина, который мечтает об одиночестве, поэтому целый день скитается «в степи свободной, вдали от сел и деревень».

У него есть время не только подумать о своей будущей жизни, но и почувствовать единение с природой, неприветливость и мрачность которой автора ничуть не смущают. Наоборот, вид умирающего леса настраивает Бунина на философский лад:

С отрадной грустью внемлю я

— В стихотворении есть слова «чахнет». Его значение? (сохнуть) Скитаться? (странствовать без цели, вести бродячий образ жизни).

— Вернемся к исходному тексту.

  • Соотнесите поэтический текст с языковым материалом, который мы исследовали.
  • Задания группам (каждая группа приводит примеры в соответствии со своими заданиями).

1 группа : Приведите примеры простого глагольного сказуемого; (лес чахнет, грибы сошли, пахнет, свалялася трава, чернеет листва, я внемлю, ветер гудит-поёт)

2 группа: составного глагольного сказуемого; (Скитаться стал я)

3 группа : составного именного сказуемого. (Не видно, Глушь стала ниже и светлее, День угрюм и свеж)

— Подумайте, какова роль их в тексте?

Гудит-поёт – завывание ветра

День угрюм и свеж, не видно птиц – свидетельство приближающейся зимы

(Все виды сказуемого играют изобразительно-выразительную роль; помогают развить творческие способности и художественный вкус; развивают интерес к поэзии; учат правильно употреблять разные формы сказуемого в речи).

— А теперь отгадайте загадки.

а) Дышит, растет, а ходить не может. (Растение)

б) Накормишь – живет, напоишь – умрет. (Огонь).

в) Из избы иду – пляшут, в избу идут – плачут (Ведра)

г) И сияет, и блестит, никому оно не льстит, а любому правду скажет, все как есть ему покажет. (Зеркало)

е) Ползет, ползет, иголки везет (Ёж)

ж) Возле печки греется, без водички моется (Кошка)

-В какой части загадки находится подлежащее? (в отгадке)

-Какова его роль? (Оно только называет предмет речи)

-Что дает главную информацию о предмете речи, как он действует. (сказуемое)

Значит, сказуемое более важный член предложения.

Запишите несколько глаголов.

-Выясним смысловое значение глаголов, что может рассказать сказуемое о предмете речи.

Вошла – спокойно появилась;

Вбежала – торопилась что-то увидеть, узнать;

Впорхнула – такое действие могла совершить легкая, изящная девушка;

Вплыть – это может сделать только полная женщина;

Пробралась – хотела войти незаметно;

Протиснулась – в помещении было много народу.

Вывод. Вот видите, сколько может рассказать сказуемое о подлежащем.

Есть такое высказывание » Сказуемое — это рельсы, по которым движется мысль.” Как вы его понимаете? (В сказуемом выражается вся суть предложения.)

VIII. Подведение итогов. Рефлексия.

— Какие сведения мы повторили на уроке?

Чтобы узнать, достигнута ли цель, поставленная нами в начале урока, и спланировать дальнейшую работу, прошу оценить свои знания и умения по теме «Виды сказуемого и способы его выражения»:

(поставьте + или — , подчеркните или допишите ответ)

  • Я уверен, что знаю данную тему и смогу выполнить задания по ней.
  • Мне кажется, что я знаю эту тему и смогу выполнить задания по ней.
  • Мне кажется, что я не знаю эту тему и не смогу выполнить задания по ней.
  • Что вызвало наибольшую трудность?
  • Над чем ещё нужно поработать?

IX. СЛАЙД № 22. Домашнее задание : напишите небольшое сочинение-рассуждение на лингвистическую тему: » Сказуемое – это рельсы, по которым движется мысль” . Вспомнить композицию сочинения-рассуждения. П.14, Новиков Д., Чейпеш Д., Гаврилов А. – упр. 81.

Тема урока: «Виды сказуемых». 8-й класс

Класс: 8

Тип урока – урок изучения нового.

Вид урока – комбинированный.

Цели урока:

  • обобщение сведений о сказуемом, знакомых учащимся по курсу V-VII классов;
  • ознакомление с разными типами сказуемых;
  • формирование умений: находить сказуемое, определять форму сказуемого;

Оборудование: компьютер, проектор, таблицы, схемы.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Постановка целей урока (приложение, слайд№2)

3. Проверка домашнего задания.

4. Словарная работа (слайд№3).

Не путайте слова:

5. Составьте с одной из пар слов предложение и разберите это предложение по членам предложения на доске.

На основе записанного предложения ответьте на следующие вопросы

6. Повторение пройденного (слайд№4):

Что такое предложение?

На какие группы делятся члены предложения?

Назовите главные члены предложения.

На какие вопросы отвечает подлежащее?

Чем может быть выражено подлежащее?

7. Предложения для анализа (слайд№5):

Урок должен начаться вовремя.

Начало урока – это активное повторение.

Трое учеников будут отвечать у доски.

Большинство учеников внимательно слушают учителя.

Подчеркните главные члены предложения.

8. Изучение нового материала.

Мы видим, что сказуемое может быть выражено как одним словом, так и несколькими.

Сегодня на уроке мы с вами ознакомимся с различными видами сказуемых (слайд№6)

Простое глагольное

Составное глагольное

Составное именноеВыражается глаголом в форме одного из наклоненийВспомогательный глагол или краткое прилагательное + инфинитивВспомогательный глагол + именная частьОтвечает на вопрос

Что делает?
Что делал?
Что будет делать?Отвечает на вопрос

Что делает?
Что делал?
Что будет делать?Отвечает на вопрос

Что такое предмет?
Кто такой предмет?
Какой предмет?
Каков предмет?

9. Обратите внимание на вопросы.

Простое и составное глагольные сказуемые отвечают на глагольные вопросы, следовательно, выражены они глаголами. Обратите внимание на название: простое, значит, состоит из одного глагола, составное – из двух глаголов: вспомогательного и глагола в начальной форме.

Составное именное имеет в своём составе вспомогательный глагол и именную часть.

10. Ознакомьтесь с таблицей видов сказуемых (слайды№7-9)

1. Простое глагольное

2. Составное глагольное

3. Составное именное

выражается глаголом в форме одного из наклонений

Но могут быть и такие случаи…

  1. Оба глагола имеют одинаковую форму, но один указывает на форму, другой на действие (Пойду погуляю в саду).
  2. Глагол+ взять и (Он взял да и ушёл совсем).
  3. Усиление значения (Ждём не дождёмся весны).
  4. Неопределённая форма сочетается с личной того же глагола с частичкой не (Он сам работать не работает).
  5. Сожержит оборот для выражения длительности или интенсивности действия (Он только и делает, что читает).
  6. Повторение глагола для обозначения длительности действия (Еду, еду в чистом поле).
  7. Повторение глагола с частичкой так (Спел так спел).
  8. Глагол дополнен частичкой знай, знай себе (А он знай себе посмеивается).
  9. Глагол + частичка было (Он было задумался)
  10. Сложное будущее время глагола несов. вида (буду радоваться).
  11. Глагол с частичками ДА, НУ, ЖЕ. (Сделал же ты это).
  12. Фразеологический оборот (Он стоял столбом).

вспомогательный глагол или краткое прилагательное + инфинитив

Вспомогательный глагол – выражает грамматическое значение сказуемого.

Неопределённая форма глагола – выражает основное смысловое значение глагола.

(1. Ученики хотят учиться.
2.Я буду рад встретить тебя)

вспомогательный глагол + именная часть

Именная часть может быть выражена:

  1. Существ., прилаг., числит., местоим., прич.
  2. Кратким прилаг ., и прич.
  3. Сравн. степенью прилаг.
  4. Наречием

Вспомогательные глаголы.

  1. Протекание действия: начал, стал, пустился, кончил, бросил, перестал, пытался, осмелился, посмел, умел, мог(Я начал спускаться).
  2. Желание, возможность: обещал, собирался, обязался, намеревался, желал, хотел, старался, стремился, решил, вздумал, продолжал, взялся (Он решил путешествовать)
  3. Фразеологический оборотне имею намерения вредить вам).
  1. Глагол со значением движения, положения в пространстве: приехать, прийти, вернуться, стоять, сидеть
    (Она сидела задумчивая).
  2. Глаголы стать, становиться, делаться, казаться, являться, считаться, называться
    (Девочка казалась весёлой).
  3. Вспомогательный глагол:быть в наст. вр. отсутствует (нулевая связка), появляется в прош. вр. и в буд. вр.
    (Молодой человек весёлый.
    Молодой человек был весел)
  4. Обороты типа:
    Хотел стать пожарным. Может быть мужем.
  5. Неделимое словосочетание (Море стало чернее ночи).

11. Рассмотрим алгоритм определения вида сказуемого (слайд№10).

1. Задать вопрос. Определить сказуемое.

а) Продюсер может не согласится с этим сценарием.

Продюсер может что сделать? – может не согласится.

б) Режиссёр казался расстроенным.

Режиссёр что делал? – казался расстроенным

2. Посмотреть на состав сказуемого

а) глагол + Н.Ф. глагола = С.Г.С.

б) глагол + причастие = С.И.С.

12. Попробуем определить вид сказуемого (слайд№11-12):

13. Определим вместе третье лишнее предложение (слайд№13):

  1. Мартышка вздумала трудиться.
  2. Воздух, резко подувший с севера, становился чистым, морозным.
  3. Червонец был запачкан и в пыли.

14. Ещё одна попытка (слайд№14):

  1. Шли два приятеля вечернею порой.
  2. Герои решили разобраться.
  3. Множество людей вышли было на улицу.

15. Закрепление изученного.

Самостоятельно определите лишнее предложение (слайд№15-17) :

  1. 1. Наш сосед по номеру оказался профессором.
  2. 2.Состав, загнанный в тупик, начали разгружать.
  3. 3. Улыбнувшись, она продолжила петь.
  1. Команда будет выступать на соседнем поле.
  2. Шестью восемь – сорок восемь.
  3. Солнце было красное и большое.
  1. Что стоишь, качаясь, тонкая рябина?
  2. Восточная половина неба была залита нежно-алым цветом.
  3. Поставь рябиновую ветвь на стол в стакане.

16. Проверим, правильно ли у вас получилось (слайд№18).

17. Подведение итогов. Домашнее задание (слайд№19).

Составить или найти в литературе примеры предложений с разными видами сказуемых.

Конспект урока «Сказуемое. Простое глагольное сказуемое».

Цели урока:

1. Углубить и расширить понятие о сказуемом, его признаках; научить учащихся разграничивать лексическое и грамматическое значения в сказуемом; показать способы выражения этих значений в простых глагольных сказуемых.

2.Развивать умения находить сказуемое, простое глагольное сказуемое в предложении, определять лексическое и грамматическое значения сказуемого;

закрепить сведения по синтаксису простого и сложного предложений; познакомиться с простым глагольным сказуемым; формировать умение находить в предложении сказуемое и отличать типы сказуемых.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока «Сказуемое. Простое глагольное сказуемое».»

Урок русского языка в 8 классе.

Тема урока: «Сказуемое. Простое глагольное сказуемое».

1. Углубить и расширить понятие о сказуемом, его признаках; научить учащихся разграничивать лексическое и грамматическое значения в сказуемом; показать способы выражения этих значений в простых глагольных сказуемых.

2.Развивать умения находить сказуемое, простое глагольное сказуемое в предложении, определять лексическое и грамматическое значения сказуемого;

закрепить сведения по синтаксису простого и сложного предложений; познакомиться с простым глагольным сказуемым; формировать умение находить в предложении сказуемое и отличать типы сказуемых.

личностные: установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом;

регулятивные: целеполагание, как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; прогнозирование результата и уровня усвоения знаний, коррекция способов действия;

познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, ориентация в синтаксической структуре языка и усвоение правил строения предложения, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

Тип урока: урок формирования новых знаний.

1 .Организационный этап.

2. Актуализация знаний.

3. Постановка учебной задачи.

4. Изучение нового материала.

6. Закрепление изученного материала

7. Итоги урока (рефлексия деятельности)

8.Информация о домашнем задании

Организационный этап (мотивация к учебной деятельности).

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

— Вы начать урок готовы?

— Будем думать, рассуждать и друг другу помогать. Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.

Актуализация знаний учащихся.

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

— Ребята, на прошлом уроке мы говорили с вами о подлежащем и способах его выражения. Предлагаю начать этот урок с синтаксического разбора предложения.

Верхом на буром коне выступал Чумбулат впереди своего народа.

— Ребята, кто такой Чумбулат? (Марийский богатырь)

— Каких богатырей вы еще знаете? Назовите.

— Какими качествами обладают богатыри?

Выполните полный синтаксический разбор предложения. (Повест., невоскл., прост., двусост., распр.)

— Что такое подлежащее?

— Какими частями речи может быть выражено подлежащее?

— А какие еще способы выражения подлежащего вы знаете?

III. Постановка учебной задачи.

Цель этапа: Обсуждая затруднения, выдвигают предположения о теме урока. Запись учащимися темы урока.

— Какой член предложения соотносится с подлежащим по смыслу и

— Попробуйте самостоятельно дать определение сказуемого, ответив на три моих вопроса:

1. Каким членом предложения является сказуемое?

2. Какое значение имеет сказуемое?

3. Чем оно выражается?

(Сказуемое – это главный член предложения, обозначающий действие, признак, свойство предмета. Сказуемое может быть выражено глаголом, кратким прилагательным, существительным.)

— Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? Сформулируйте тему.

— Каковы цели урока?

— Мы с вами сегодня на уроке будем говорить о сказуемом, о его видах, узнаем, что такое глагольное сказуемое и научимся его находить в предложении.

— Запишите тему урока. «Сказуемое. Простое глагольное сказуемое».

IV. Изучение нового материала (проблемное объяснение нового знания).

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления, что такое ПГС, глаголами, в какой форме оно может быть выражено, на какие группы делятся сказуемые.

— Итак, сказуемое – это главный член предложения, который обозначает действие, состояние или признак предмета. Сказуемое соотносится с подлежащим по смыслу и грамматически.

— Сейчас проведем небольшое исследование и выясним, на какие две группы делятся сказуемые.

— Запишите предложения. Выделите грамматическую основу.

Я люблю Россию до боли сердечной и даже не могу помыслить себя где-либо, кроме России. (Салтыков-Щедрин)

— Чем отличаются сказуемые в этих предложениях?

— Подумайте, в каком слове выражено лексическое значение сказуемого, а в каком грамматическое значение.

— Чем выражено первое сказуемое в первом предложении? (люблю)

— Каково грамматическое значение этого глагола (время, число, наклонение)? (наст. вр., ед. ч., изъявит.накл.)

— Лексическое значение этого слова? (проявление чувств)

— Определите второе сказуемое в этом же предложении. (Не могу помыслить)

— В каком из этих слов заключено лексическое значение, а в каком грамматическое? (Основное лексическое значение выражается глаголом-инфинитивом «помыслить», а глагол «не могу» обозначает не возможность этого действия и выражает грамматическое значение — изъявительное наклонение, настоящее время, единственное число.)

В чем отличие двух сказуемых друг от друга?

— На какие две группы можно разделить сказуемые данных предложений? По какому признаку? (На сказуемые, состоящие из одного слова, в котором заключено грамматическое значение и лексическое значение сказуемого, и на сказуемые, состоящие из двух слов, при этом грамматическое значение и лексическое значение заключено в разных словах).

— Итак, по строению сказуемые можно разделить на две группы – простые и составные.

— На этом уроке мы рассмотрим, чем может быть выражено простое глагольное сказуемое.

Перед вами предложения:

1. Наступило утро.

2. Наступает утро.

3. Наступит утро.

4. Наступило бы утро.

5. Полюбуйтесь на природу ранним утром!

Прочитайте первое, второе и третье предложения. Выделите в них сказуемое. Уточните, какой формой глагола выражены сказуемые. (Сказуемые имеют формы изъявительного наклонения прошедшего, настоящего и будущего времени.)

Прочитайте четвертое предложение. Выделите в нем сказуемое. Установите, чем оно выражено. (Глаголом в условном наклонении).

Выделите сказуемое в пятом предложении. (Глаголом в повелительном наклонении).

Обобщим свои наблюдения и сделаем вывод. Страницы 48, 49, параграфы18, 19 (схема, правило).

— Каким количеством слов выражается лексическое и грамматическое значение в простом глагольном сказуемом?

— Скажите, глаголами, в какой форме выражается простое глагольное сказуемое?

Цель этапа: пауза, релаксация

Раз – мы встали, потянулись,

Два – нагнулись, разогнулись.

Три –в ладоши три хлопка.

На четыре – руки шире

Пять – руками помахать

Шесть – на место сесть опять

Цель этапа: закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления обучающихся; провести коррекцию.

Выполнение упражнения 95.

VII. Итоги урока (рефлексия деятельности)

Цель этапа: осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Итак, урок подходит к концу. Достигли ли мы цели урока?

Сегодня на уроке я узнал (а) новое (что)………….

Сегодня на уроке я научился (лась)………

Урок дал мне для жизни……….

Оцените свою работу на уроке.

Молодцы! Я очень рада, что нам удалось это сделать.

VIII. Информация о домашнем задании. Параграфы 18-19, упр. 98 (работа со словарем).


источники:

http://urok.1sept.ru/articles/617535

http://multiurok.ru/files/konspekt-uroka-skazuemoe-prostoe-glagolnoe-skazuem.html