Урок русского языка, «Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения».
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме
Аннотация: Урок русского языка, 2-й класс. УМК «Школа России» по теме:
«Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения».
Ключевые слова: Подлежащее, сказуемое, члены предложения, тесты, конспект урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок русского языка «Подлежащее и сказуемое». | 30.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Варяникова Виктория Анатольевна, учитель начальных классов
МБОУ « Средняя общеобразовательная школа №8» г. Елизово, Камчатского края.
Тема: «Предложение. Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения».
Цель: Научить распознавать предложение. Выделять главные члены предложения.
- Формировать умение распознавать предложения и оформлять их на письме, находить и обозначать главные члены предложения.
- Совершенствовать навыки каллиграфического письма.
Эмоциональный настрой на урок.
— Узнайте по описанию, о каком времени года я сейчас говорю.
Тает снег, бегут ручьи.
Когда это бывает? ( весной )- Как догадались? – Какие слова помогли?
— Какие еще времена года знаете?
На 1 строке каллиграфически написано слово весна
— Прочитайте, как пишется правильно слово весна .
— Выделите первый звук в этом слове.
— Дайте характеристику этому звуку. (Согласный, мягкий, звонкий, парный)
— Сейчас повторим правильное написание строчной буквы В .
-Пропишем в месте со мной в воздухе.
-Пропишите в тетради самостоятельно.
— Сравните с образцом.
— Подчеркните самую правильную букву, которая у вас получилась.
3. Определение темы урока.
Запись на доске:
Пришла теплая. (весна зима)
— Я утверждаю, что это предложение.
— Кто согласен с моим утверждением, поднимите руку.
— Почему вы считаете, что это не предложение? (не хватает слова)
— Выберите слово и закончите предложение. ( весна )
— Почему выбрали это слово? (оно подходит по смыслу, зима — нет)
Птицы вьют гнезда.
— Что называется главными членами предложения? ( Это подлежащее и сказуемое)
— На какие вопросы отвечает подлежащее?
— Задайте вопрос к слову птицы . ( Кто?)
— Задайте вопрос к слову гнезда (Что?)
— Какое из этих слов будет являться подлежащим? (птицы )
— Назовите сказуемое ( вьют )
— Кто из вас догадался, чему мы будем сегодня учиться на уроке? (составлять предложение, выделять главные члены)
— Тема нашего урока: «Предложение» — открываю
— Что такое предложение? – Что вы знаете о предложении?
( В предложении о ком либо или о чём либо говориться, все слова в предложении связаны между собой по смыслу, оно выражает законченную мысль)
— Как отделяется одно предложение от другого? (1-е слово записываем с большой буквы, в конце предложения ставится точка или ? или ! знак)
Установка. Проверьте, все ли слова списали правильно.
— Если допущена ошибка, исправьте.
— Вспомним все, что знаем о подлежащем и сказуемом
(подлежащее указывает о ком или о чем говорится в предложении, отвечает на вопрос Кто? или ЧТО? Подчеркивается 1 чертой. Сказуемое и обозначает то, что в предложении говорится о подлежащем и отвечает на вопрос Что делает? Обозначается 2 чертами)
Главные члены предложения- подлежащее и сказуемое. Они выражают в предложении главную мысль.
— Назовите главные члены во 2 предложении, подчеркните.
4. Работа по карточкам в парах.
— Сейчас будем работать в парах. На парте карточки.
— Из слов составьте предложение и проговорите его друг другу.
цветут душистые ландыши зима
( Дети проговаривают друг другу)
1. Какое слово лишнее? ( Зима )
— Почему? ( оно не подходит по смыслу) зимой не цветут ландыши.
2. Какое предложение составили? ( Цветут душистые ландыши )
— Докажите, что это предложение.
( В предложении о ком либо или о чем либо говориться, все слова в предложении связаны между собой по смыслу, оно выражает законченную мысль)
— Прочитайте предложение. (открываю на доске)
— Слова с какими орфограммами вам встретились? (в слове цв е тут – безударный гласный е – проверочное слово? – цвет , в слове ду ши стые, ланды ши — жи-ши пишу с буквой и .)
— Назовите главные члены.
— Спишите это предложение, подчеркните главные члены.
— Поднимите руку, у кого так.
5. Давайте вспомним цель нашего урока. ( Составлять предложение, выделять главные члены предложения)
На доске запись:
— Можно ли эту запись назвать предложением? (нет )
— Почему? ( в нем нет смысла, не хватает слова)
— Журчат Что? ручьи ( вставляю слово)
— Каким членом предложения будет являться?
— Назовите сказуемое ( журчат )
— Запишите предложение самостоятельно, выделите главные члены.
— Что можно сказать об этом предложении? ( Оно состоит только из главных членов)
— Как называются такие предложения? ( нераспространенные )
— Можем или мы его распространить, сделать больше, длиннее, красивее?
( на деревьях, в голубом небе, перелётные птцы ) – работа в парах
— Проговорите друг другу.
— Какое у вас получилось предложение? А у вас? и т. д.
7. Первичное закрепление.
Над, летают, поляной, бабочки.
— Можно ли эту запись назвать предложением? (нет)
— Почему? (записаны отдельные слова)
— Составьте из слов предложение, не пропустив ни одного слова.
– Какое предложение получилось?
Над поляной летают бабочки.
— Назовите подлежащее и сказуемое.
— Запишите предложение, подчеркните главные члены.
— Прочитайте предложения, которые записали в тетради.
— Что заметили, можно ли эти предложения назвать это текстом?
— Почему? ( Все предложения связаны между собой по смыслу)
— Озаглавьте. ( Весна, пришла весна )
— Кто запомнил и может повторить цель нашего урока?
— Кто из вас научился распознавать предложение?
( В предложении о ком либо или о чем либо говорится, все слова в предложении связаны между собой по смыслу, оно выражает законченную мысль.)
8. Предлагаю вам выполнить тест.
— Перед вами карточки.
— Обведите кружком ту цифру, которой, по вашему мнению, обозначено предложение.
— Поднимите руку, кто справился?
— Сколько предложений вы нашли? ( 4 )
— Проверьте. (На доске тест, где правильно обозначены предложения)
— Подумайте, какое предложение подходит к нашему рассказу?
— Почему? ( Оно о весне)
— Запишите это предложение, проговаривая его по слогам.
-Проверьте правильность написания.
- Скоро зашумят.
- Школьники сажают сосны.
- Весна, лес, море.
- Ярко светит весеннее солнышко.
- Мальчик удивился.
- Быстрые реки.
— Какую цель мы поставили в начале урока? ( составлять предложение, выделять главные члены)
— Как вы считаете, достигли ли мы цели?
— Что помогло достичь цели урока? ( ставили вопросы, сравнивали, составляли, изменяли , дополняли, распространяли)
— Сегодня на уроке я научился. — составлять предложение, узнавать его.
Русский язык. 2 класс
Конспект урока
Русский язык. 2 класс.
Урок 15. Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения.
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
1) Как называются главные члены предложения.
2)Алгоритм выделения в предложении подлежащего и сказуемого.
Подлежащее–главный член предложения, который обозначает, о ком или о чём говорится в предложении.
Сказуемое — главный член предложения, который обозначает, что говорится о подлежащем.
Основная и дополнительная литература по теме урока
- Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018. – С. 32-34.
- Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018. – С. 32-33.
Открытые электронные ресурсы по теме урока
- Канакина В. П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. Ссылка для скачивания: http://catalog.prosv.ru/attachment/ca950bac-d794-11e0-acba-001018890642.iso
Теоретический материал для самостоятельного изучения.
Вы уже знаете, что члены предложения делятся на 2 вида.
Главные и второстепенные.
Главные члены предложения в свою очередь делятся еще на 2 типа.
Выясним, на какие.
В конце весны прилетают стрижи.
О ком или о чём говорится в этом предложении?
В предложении говорится о стрижах.
Это главный член предложения.
Главный член предложения, который обозначает, о ком или о чём говорится в предложении, называется подлежащим.
Подлежащее в предложении подчеркивается одной чертой.
И отвечает на вопросы кто? Или что?
Какое действие выполняют стрижи?
Главный член предложения, который обозначает, что говорится о подлежащем, называется — сказуемым.
Сказуемое отвечает на вопросы: что сделал? Что делал? Что сделает? Что делает? И т.д.
Стрижи что делают? Прилетают.
В предложении сказуемое подчёркивается двумя чертами.
Попробуй подчеркнуть самостоятельно.
Подлежащее и сказуемое – это главные члены. Они составляют грамматическую основу. Иногда бывает сложно определить подлежащее.
Так как на вопрос «что?» также может отвечать и второстепенный член.
Дождь залил огород.
Какое из этих слов является подлежащим?
Если сложно найти подлежащее, то находим сначала сказуемое.
Какое действие выполняется в предложении?
Это – сказуемое. Подчеркиваем его двумя чертами.
Что выполняет действие – залил? Дождь.
Значит дождь – это подлежащее. Подлежащее может стоять в любом месте предложения и употребляется без предлога.
Главные члены предложения
Второстепенные члены предложения
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание. Подлежащее и сказуемое.
Выделите подлежащее и сказуемое.
Подсказка: подлежащее подчёркивается одной чертой, сказуемое – двумя.
Дятел сидит на сосне. Белка таскает шишки в дупло. А вот по полянке пробежала лисица.
Задание. Основа предложения.
Выделите цветом только те предложения, в которых правильно подчёркнута основа.
Подсказка: основа предложения – это главные члены предложения.
Конспект урока «Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения» (2 класс)
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Куровская средняя общеобразовательная школа №6»
Конспект урока по русскому языку
«Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения»
Урок «открытия» нового знания
2019-2020 учебный год
Цели и задачи урока.
Учебный предмет : русский язык
УМК : «Школа России»
Тема урока: Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения.
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Цели: познакомить обучающихся с терминами «подлежащее и сказуемое»; находить подлежащее и сказуемое в предложении.
1) познакомить с признаками главных членов предложения: подлежащего и сказуемого;
2) формировать умение различать подлежащее и сказуемое, соотносить подлежащее и сказуемое с основой предложения, находить подлежащее и сказуемое в предложении;
1) развивать умение формулировать и сохранять в памяти познавательную учебную задачу урока,
осуществлять ее решение под руководством учителя;
2)развивать умения сравнивать, анализировать, обобщать, видеть цель, добиваться результата;
3) развивать умение оценивать результаты своей деятельности
Воспитывающие : воспитывать уважительное отношение друг к другу, навыки сотрудничества
1) формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
2)развитие навыков сотрудничества с учителем и одноклассниками в процессе совместной деятельности
Предметные: обучающийся узнает, что такое подлежащее и сказуемое; научится различать подлежащее и сказуемое, находить их в предложениях;
Познавательные : обучающийся научится выделять учебную задачу самостоятельно и под руководством учителя, работать с информацией в учебнике, работать с моделями; осуществлять сравнение, анализ, обобщать, выдвигать гипотезы, рассуждать.
Регулятивные: обучающийся научится удерживать учебную задачу, составлять план действий, осуществлять контроль и взаимоконтроль.
Коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, допускать возможность существования разных точек зрения.
Оборудование : учебник «Русский язык» 2 класс, компьютер, проектор, интерактивная доска, карточки.
Этапы урока и хронометраж:
1. Мотивация – 0,5 мин.
2. Чистописание – 5 мин.
3. Постановка новой учебной задачи – 10 мин.
4. Открытие нового знания – 11 мин.
5. Физкультминутка – 0,5 мин.
6. Закрепление – 6 мин.
7. Рефлексия – 6 мин.
8. Подведение итогов – 6 мин.
— Доброе утро! Присаживайтесь. Начинаем урок русского языка.
Если хочешь много знать,
Значит, грамотно писать
Откройте тетрадь, запишите число, Классная работа.
Сели правильно, положили тетрадь с наклоном. Проверить посадку и наклон тетради.
— Начинаем минутку чистописания. Скажите, какие согласные звуки образуют пары? ([б] – [п], [г] – [к], [д] – [т], [з] – [с], [в] — [ф], [ж] — [ш], [г’] — [к’], [б’] — [п’], [в’] — [ф’], [з’] — [с’], [д’] — [т’]).
А сейчас мы пропишем первую пару в слиянии заглавных и строчных букв (Б б
3. Самоопределение к деятельности.
— Сегодня к нам в гости пришёл Буратино (изображение сказочного героя прикреплено на доске), но не с пустыми руками, а с заданиями для вас. Попробуете их выполнить?
На доске записаны предложения:
Пришла осень. Птицы не поют. Они улетели в тёплые края.
— Какой общей темой объединены все эти предложения, записанные на доске? (Осень).
— Прочитайте первое предложение (спрашиваю ученика(цу). О чём говорится в этом предложении? (Об осени).
— Что говорится об осени? (Она пришла).
— Слова «осень пришла» — это основа предложения.
(Аналогично разбираются оставшиеся предложения).
— У каждого главного члена предложения есть своё название. Чтобы отгадать их название, разгадайте шифр, который представлен на доске. Первая цифра показывает номер строки, а вторая – номер столбца.
Первое слово: 1-1, 1-3, 1-4, 2-5, 1-2, 1-7, 2-7, 2-2, 1-2, 1-2 (подлежащее).
Второе слово: 2-1, 2-3, 1-6, 1-5, 2-4, 1-2, 2-6, 1-3, 1-2 (сказуемое).
— Итак, кто догадался, какая сегодня тема урока? (ответы учеников).
— Какую задачу вы поставите себе на уроке? (находить подлежащее и сказуемое в предложении). Если не отвечают, то помогать.
— Запомните, ребята, подлежащее и сказуемое составляют основу предложения.
5. Работа по теме урока.
— Откройте учебник на с. 32. Проверим, правильно ли вы определили тему урока? (тему читает ученик(ца).
— Выполним упр. 35 с. 32. В тетради записываем Упражнение 35. Прочитайте задание (читает 1 ученик/ученица). Скажите, что нужно сделать в этом упражнении? (Сказать, к какому предложению подходит каждая схема).
— Какие предложения подходят к первой схеме? (Птицы летят. Дети играют.)
— Обоснуйте своё мнение (Слова «птицы» и «дети» отвечают на вопрос кто? Это одушевленные предметы, слова «летят» и «играют» отвечают на вопрос что делают? И обозначают действия предметов.
— Какие предложения подходят ко второй схеме? (Ветер дует. Дождь льёт.)
— Докажите (Слова «ветер» и «дождь» отвечают на вопрос что? Это неодушевленные предметы, слова «дует» и «льёт» отвечают на вопрос что делает? И обозначают действия предметов.
— Эти слова – основа предложения? (да, так как они являются подлежащим и сказуемым).
— Прочитайте правило на с. 32 (читает 1 ученик/ученица). Скажите, что такое подлежащее?
— Прочитайте правило на с. 33 (читает другой ученик/ученица). Скажите, что такое сказуемое?
— Самостоятельно прочитайте последнее задание упр. 35 с. 33 (читают про себя). Как вы поняли, что нужно сделать? (Списать любое предложение, подчеркнуть одной чертой подлежащее, второй чертой сказуемое).
— Первый вариант списывает первое предложение (Ветер дует). Прочитайте его (читает ученик (ца). Этот обучающийся идет с книгой к доске и записывает его, подчеркивая подлежащее и сказуемое.
— Второй вариант списывает второе предложение (Птицы летят). Прочитайте его (читает ученик (ца). Этот обучающийся идет с книгой к доске и записывает его, подчеркивая подлежащее и сказуемое.
— Проверяем. Верно ли записано первое предложение и определены подлежащее и сказуемое? Верно ли записано второе предложение и определены подлежащее и сказуемое?
А сейчас мы с вами, дети,
Улетаем на ракете.
На носки поднимись,
А потом руки вниз,
Раз, два, три, четыре –
Вот летит ракета ввысь!
7. Закрепление изученного материала.
— Выполним упр. 36 с. 33. Прочитайте стихотворение (читает 1 ученик/ученица).
— О чём это стихотворение? (О дожде).
— Ребята, все ли слова вам понятны?
— Что означает выражение «банный день»? (День, когда люди моются, ходят в баню). Ребята, раньше люди не ходили каждый день мыться. Это происходило 1 раз в неделю (обычно по пятницам). И этот день назывался банным.
— Как можно озаглавить текст? (Банный день).
— Спишите два первых предложения. Найдите в них подлежащее и сказуемое.
— Для начала прочитаем первое предложение (читает ученик (ца). Все ли нашли это предложение? Покажите пальцем в книге.
— Прочитаем второе предложение (читает ученик (ца). Все ли нашли это предложение?
— Разберём первое предложение у доски (вызывается ученик (ца).
— Второе предложение вы списываете и подчеркиваете главные члены предложения самостоятельно.
Проверка (ученик с места читает).
Детям раздаются карточки с текстом.
Задание: найди и подчеркни подлежащее и сказуемое.
Наступила золотая осень. Деревья оделись в праздничный наряд. Дует холодный ветер. В воздухе кружатся листья.
Проверка задания (4 ученика читают предложения и называют подлежащее и сказуемое).
Самооценка (оцени себя с помощью сигнальных карточек):
— Красный цвет – без помощи учителя я не могу найти подлежащее и сказуемое в предложении.
— Жёлтый цвет – я ещё не совсем понял, как находить подлежащее и сказуемое.
— Зелёный цвет – я уже понял, как находить подлежащее и сказуемое.
9. Подведение итогов урока.
— Что нового вы сегодня узнали о предложении? (Главные члены предложения называются подлежащим и сказуемым).
— Что такое подлежащее?
— Что такое сказуемое?
— Итак, за работу на уроке оценки получают следующие: …
— А теперь откроем дневники и запишем домашнее задание на следующий урок (четверг, 2 урок).
Домашнее задание на доске: с. 34 упр. 38. Выучить правило с. 32-33.
http://resh.edu.ru/subject/lesson/3509/conspect/
http://infourok.ru/konspekt-uroka-podlezhashee-i-skazuemoe-glavnye-chleny-predlozheniya-2-klass-4104511.html