Конспект урока подлежащее сказуемое

Урок русского языка, «Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения».
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Аннотация: Урок русского языка, 2-й класс. УМК «Школа России» по теме:

«Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения».

Ключевые слова: Подлежащее, сказуемое, члены предложения, тесты, конспект урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Урок русского языка «Подлежащее и сказуемое».30.59 КБ

Предварительный просмотр:

Варяникова Виктория Анатольевна, учитель начальных классов

МБОУ « Средняя общеобразовательная школа №8» г. Елизово, Камчатского края.

Тема: «Предложение. Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения».

Цель: Научить распознавать предложение. Выделять главные члены предложения.

  1. Формировать умение распознавать предложения и оформлять их на письме, находить и обозначать главные члены предложения.
  2. Совершенствовать навыки каллиграфического письма.

Эмоциональный настрой на урок.

— Узнайте по описанию, о каком времени года я сейчас говорю.

Тает снег, бегут ручьи.

Когда это бывает? ( весной )- Как догадались? – Какие слова помогли?

— Какие еще времена года знаете?

На 1 строке каллиграфически написано слово весна

— Прочитайте, как пишется правильно слово весна .

— Выделите первый звук в этом слове.

— Дайте характеристику этому звуку. (Согласный, мягкий, звонкий, парный)

— Сейчас повторим правильное написание строчной буквы В .

-Пропишем в месте со мной в воздухе.

-Пропишите в тетради самостоятельно.

— Сравните с образцом.

— Подчеркните самую правильную букву, которая у вас получилась.

3. Определение темы урока.

Запись на доске:

Пришла теплая. (весна зима)

— Я утверждаю, что это предложение.

— Кто согласен с моим утверждением, поднимите руку.

— Почему вы считаете, что это не предложение? (не хватает слова)

— Выберите слово и закончите предложение. ( весна )

— Почему выбрали это слово? (оно подходит по смыслу, зима — нет)

Птицы вьют гнезда.

— Что называется главными членами предложения? ( Это подлежащее и сказуемое)

— На какие вопросы отвечает подлежащее?

— Задайте вопрос к слову птицы . ( Кто?)

— Задайте вопрос к слову гнезда (Что?)

— Какое из этих слов будет являться подлежащим? (птицы )

— Назовите сказуемое ( вьют )

— Кто из вас догадался, чему мы будем сегодня учиться на уроке? (составлять предложение, выделять главные члены)

— Тема нашего урока: «Предложение» — открываю

— Что такое предложение? – Что вы знаете о предложении?

( В предложении о ком либо или о чём либо говориться, все слова в предложении связаны между собой по смыслу, оно выражает законченную мысль)

— Как отделяется одно предложение от другого? (1-е слово записываем с большой буквы, в конце предложения ставится точка или ? или ! знак)

Установка. Проверьте, все ли слова списали правильно.

— Если допущена ошибка, исправьте.

— Вспомним все, что знаем о подлежащем и сказуемом

(подлежащее указывает о ком или о чем говорится в предложении, отвечает на вопрос Кто? или ЧТО? Подчеркивается 1 чертой. Сказуемое и обозначает то, что в предложении говорится о подлежащем и отвечает на вопрос Что делает? Обозначается 2 чертами)

Главные члены предложения- подлежащее и сказуемое. Они выражают в предложении главную мысль.

— Назовите главные члены во 2 предложении, подчеркните.

4. Работа по карточкам в парах.

— Сейчас будем работать в парах. На парте карточки.

— Из слов составьте предложение и проговорите его друг другу.

цветут душистые ландыши зима

( Дети проговаривают друг другу)

1. Какое слово лишнее? ( Зима )

— Почему? ( оно не подходит по смыслу) зимой не цветут ландыши.

2. Какое предложение составили? ( Цветут душистые ландыши )

— Докажите, что это предложение.

( В предложении о ком либо или о чем либо говориться, все слова в предложении связаны между собой по смыслу, оно выражает законченную мысль)

— Прочитайте предложение. (открываю на доске)

— Слова с какими орфограммами вам встретились? (в слове цв е тут – безударный гласный е – проверочное слово? – цвет , в слове ду ши стые, ланды ши — жи-ши пишу с буквой и .)

— Назовите главные члены.

— Спишите это предложение, подчеркните главные члены.

— Поднимите руку, у кого так.

5. Давайте вспомним цель нашего урока. ( Составлять предложение, выделять главные члены предложения)

На доске запись:

— Можно ли эту запись назвать предложением? (нет )

— Почему? ( в нем нет смысла, не хватает слова)

— Журчат Что? ручьи ( вставляю слово)

— Каким членом предложения будет являться?

— Назовите сказуемое ( журчат )

— Запишите предложение самостоятельно, выделите главные члены.

— Что можно сказать об этом предложении? ( Оно состоит только из главных членов)

— Как называются такие предложения? ( нераспространенные )

— Можем или мы его распространить, сделать больше, длиннее, красивее?

( на деревьях, в голубом небе, перелётные птцы ) – работа в парах

— Проговорите друг другу.

— Какое у вас получилось предложение? А у вас? и т. д.

7. Первичное закрепление.

Над, летают, поляной, бабочки.

— Можно ли эту запись назвать предложением? (нет)

— Почему? (записаны отдельные слова)

— Составьте из слов предложение, не пропустив ни одного слова.

– Какое предложение получилось?

Над поляной летают бабочки.

— Назовите подлежащее и сказуемое.

— Запишите предложение, подчеркните главные члены.

— Прочитайте предложения, которые записали в тетради.

— Что заметили, можно ли эти предложения назвать это текстом?

— Почему? ( Все предложения связаны между собой по смыслу)

— Озаглавьте. ( Весна, пришла весна )

— Кто запомнил и может повторить цель нашего урока?

— Кто из вас научился распознавать предложение?

( В предложении о ком либо или о чем либо говорится, все слова в предложении связаны между собой по смыслу, оно выражает законченную мысль.)

8. Предлагаю вам выполнить тест.

— Перед вами карточки.

— Обведите кружком ту цифру, которой, по вашему мнению, обозначено предложение.

— Поднимите руку, кто справился?

— Сколько предложений вы нашли? ( 4 )

— Проверьте. (На доске тест, где правильно обозначены предложения)

— Подумайте, какое предложение подходит к нашему рассказу?

— Почему? ( Оно о весне)

— Запишите это предложение, проговаривая его по слогам.

-Проверьте правильность написания.

  1. Скоро зашумят.
  2. Школьники сажают сосны.
  3. Весна, лес, море.
  4. Ярко светит весеннее солнышко.
  5. Мальчик удивился.
  6. Быстрые реки.

— Какую цель мы поставили в начале урока? ( составлять предложение, выделять главные члены)

— Как вы считаете, достигли ли мы цели?

— Что помогло достичь цели урока? ( ставили вопросы, сравнивали, составляли, изменяли , дополняли, распространяли)

— Сегодня на уроке я научился. — составлять предложение, узнавать его.

Русский язык. 2 класс

Конспект урока

Русский язык. 2 класс.

Урок 15. Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения.

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

1) Как называются главные члены предложения.

2)Алгоритм выделения в предложении подлежащего и сказуемого.

Подлежащее–главный член предложения, который обозначает, о ком или о чём говорится в предложении.

Сказуемое — главный член предложения, который обозначает, что говорится о подлежащем.

Основная и дополнительная литература по теме урока

  1. Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018. – С. 32-34.
  2. Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018. – С. 32-33.

Открытые электронные ресурсы по теме урока

  1. Канакина В. П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. Ссылка для скачивания: http://catalog.prosv.ru/attachment/ca950bac-d794-11e0-acba-001018890642.iso

Теоретический материал для самостоятельного изучения.

Вы уже знаете, что члены предложения делятся на 2 вида.

Главные и второстепенные.

Главные члены предложения в свою очередь делятся еще на 2 типа.

Выясним, на какие.

В конце весны прилетают стрижи.

О ком или о чём говорится в этом предложении?

В предложении говорится о стрижах.

Это главный член предложения.

Главный член предложения, который обозначает, о ком или о чём говорится в предложении, называется подлежащим.

Подлежащее в предложении подчеркивается одной чертой.

И отвечает на вопросы кто? Или что?

Какое действие выполняют стрижи?

Главный член предложения, который обозначает, что говорится о подлежащем, называется — сказуемым.

Сказуемое отвечает на вопросы: что сделал? Что делал? Что сделает? Что делает? И т.д.

Стрижи что делают? Прилетают.

В предложении сказуемое подчёркивается двумя чертами.

Попробуй подчеркнуть самостоятельно.

Подлежащее и сказуемое – это главные члены. Они составляют грамматическую основу. Иногда бывает сложно определить подлежащее.

Так как на вопрос «что?» также может отвечать и второстепенный член.

Дождь залил огород.

Какое из этих слов является подлежащим?

Если сложно найти подлежащее, то находим сначала сказуемое.

Какое действие выполняется в предложении?

Это – сказуемое. Подчеркиваем его двумя чертами.

Что выполняет действие – залил? Дождь.

Значит дождь – это подлежащее. Подлежащее может стоять в любом месте предложения и употребляется без предлога.

Главные члены предложения

Второстепенные члены предложения

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание. Подлежащее и сказуемое.

Выделите подлежащее и сказуемое.

Подсказка: подлежащее подчёркивается одной чертой, сказуемое – двумя.

Дятел сидит на сосне. Белка таскает шишки в дупло. А вот по полянке пробежала лисица.

Задание. Основа предложения.

Выделите цветом только те предложения, в которых правильно подчёркнута основа.

Подсказка: основа предложения – это главные члены предложения.

Конспект урока «Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения» (2 класс)

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Куровская средняя общеобразовательная школа №6»

Конспект урока по русскому языку

«Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения»

Урок «открытия» нового знания

2019-2020 учебный год

Цели и задачи урока.

Учебный предмет : русский язык

УМК : «Школа России»

Тема урока: Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения.

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Цели: познакомить обучающихся с терминами «подлежащее и сказуемое»; находить подлежащее и сказуемое в предложении.

1) познакомить с признаками главных членов предложения: подлежащего и сказуемого;

2) формировать умение различать подлежащее и сказуемое, соотносить подлежащее и сказуемое с основой предложения, находить подлежащее и сказуемое в предложении;

1) развивать умение формулировать и сохранять в памяти познавательную учебную задачу урока,

осуществлять ее решение под руководством учителя;

2)развивать умения сравнивать, анализировать, обобщать, видеть цель, добиваться результата;

3) развивать умение оценивать результаты своей деятельности

Воспитывающие : воспитывать уважительное отношение друг к другу, навыки сотрудничества

1) формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

2)развитие навыков сотрудничества с учителем и одноклассниками в процессе совместной деятельности

Предметные: обучающийся узнает, что такое подлежащее и сказуемое; научится различать подлежащее и сказуемое, находить их в предложениях;

Познавательные : обучающийся научится выделять учебную задачу самостоятельно и под руководством учителя, работать с информацией в учебнике, работать с моделями; осуществлять сравнение, анализ, обобщать, выдвигать гипотезы, рассуждать.

Регулятивные: обучающийся научится удерживать учебную задачу, составлять план действий, осуществлять контроль и взаимоконтроль.

Коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, допускать возможность существования разных точек зрения.

Оборудование : учебник «Русский язык» 2 класс, компьютер, проектор, интерактивная доска, карточки.

Этапы урока и хронометраж:

1. Мотивация – 0,5 мин.

2. Чистописание – 5 мин.

3. Постановка новой учебной задачи – 10 мин.

4. Открытие нового знания – 11 мин.

5. Физкультминутка – 0,5 мин.

6. Закрепление – 6 мин.

7. Рефлексия – 6 мин.

8. Подведение итогов – 6 мин.

— Доброе утро! Присаживайтесь. Начинаем урок русского языка.

Если хочешь много знать,

Значит, грамотно писать

Откройте тетрадь, запишите число, Классная работа.

Сели правильно, положили тетрадь с наклоном. Проверить посадку и наклон тетради.

— Начинаем минутку чистописания. Скажите, какие согласные звуки образуют пары? ([б] – [п], [г] – [к], [д] – [т], [з] – [с], [в] — [ф], [ж] — [ш], [г’] — [к’], [б’] — [п’], [в’] — [ф’], [з’] — [с’], [д’] — [т’]).

А сейчас мы пропишем первую пару в слиянии заглавных и строчных букв (Б б

3. Самоопределение к деятельности.

— Сегодня к нам в гости пришёл Буратино (изображение сказочного героя прикреплено на доске), но не с пустыми руками, а с заданиями для вас. Попробуете их выполнить?

На доске записаны предложения:

Пришла осень. Птицы не поют. Они улетели в тёплые края.

— Какой общей темой объединены все эти предложения, записанные на доске? (Осень).

— Прочитайте первое предложение (спрашиваю ученика(цу). О чём говорится в этом предложении? (Об осени).

— Что говорится об осени? (Она пришла).

— Слова «осень пришла» — это основа предложения.

(Аналогично разбираются оставшиеся предложения).

— У каждого главного члена предложения есть своё название. Чтобы отгадать их название, разгадайте шифр, который представлен на доске. Первая цифра показывает номер строки, а вторая – номер столбца.

Первое слово: 1-1, 1-3, 1-4, 2-5, 1-2, 1-7, 2-7, 2-2, 1-2, 1-2 (подлежащее).

Второе слово: 2-1, 2-3, 1-6, 1-5, 2-4, 1-2, 2-6, 1-3, 1-2 (сказуемое).

— Итак, кто догадался, какая сегодня тема урока? (ответы учеников).

— Какую задачу вы поставите себе на уроке? (находить подлежащее и сказуемое в предложении). Если не отвечают, то помогать.

— Запомните, ребята, подлежащее и сказуемое составляют основу предложения.

5. Работа по теме урока.

— Откройте учебник на с. 32. Проверим, правильно ли вы определили тему урока? (тему читает ученик(ца).

— Выполним упр. 35 с. 32. В тетради записываем Упражнение 35. Прочитайте задание (читает 1 ученик/ученица). Скажите, что нужно сделать в этом упражнении? (Сказать, к какому предложению подходит каждая схема).

— Какие предложения подходят к первой схеме? (Птицы летят. Дети играют.)

— Обоснуйте своё мнение (Слова «птицы» и «дети» отвечают на вопрос кто? Это одушевленные предметы, слова «летят» и «играют» отвечают на вопрос что делают? И обозначают действия предметов.

— Какие предложения подходят ко второй схеме? (Ветер дует. Дождь льёт.)

— Докажите (Слова «ветер» и «дождь» отвечают на вопрос что? Это неодушевленные предметы, слова «дует» и «льёт» отвечают на вопрос что делает? И обозначают действия предметов.

— Эти слова – основа предложения? (да, так как они являются подлежащим и сказуемым).

— Прочитайте правило на с. 32 (читает 1 ученик/ученица). Скажите, что такое подлежащее?

— Прочитайте правило на с. 33 (читает другой ученик/ученица). Скажите, что такое сказуемое?

— Самостоятельно прочитайте последнее задание упр. 35 с. 33 (читают про себя). Как вы поняли, что нужно сделать? (Списать любое предложение, подчеркнуть одной чертой подлежащее, второй чертой сказуемое).

— Первый вариант списывает первое предложение (Ветер дует). Прочитайте его (читает ученик (ца). Этот обучающийся идет с книгой к доске и записывает его, подчеркивая подлежащее и сказуемое.

— Второй вариант списывает второе предложение (Птицы летят). Прочитайте его (читает ученик (ца). Этот обучающийся идет с книгой к доске и записывает его, подчеркивая подлежащее и сказуемое.

— Проверяем. Верно ли записано первое предложение и определены подлежащее и сказуемое? Верно ли записано второе предложение и определены подлежащее и сказуемое?

А сейчас мы с вами, дети,

Улетаем на ракете.

На носки поднимись,

А потом руки вниз,

Раз, два, три, четыре –

Вот летит ракета ввысь!

7. Закрепление изученного материала.

— Выполним упр. 36 с. 33. Прочитайте стихотворение (читает 1 ученик/ученица).

— О чём это стихотворение? (О дожде).

— Ребята, все ли слова вам понятны?

— Что означает выражение «банный день»? (День, когда люди моются, ходят в баню). Ребята, раньше люди не ходили каждый день мыться. Это происходило 1 раз в неделю (обычно по пятницам). И этот день назывался банным.

— Как можно озаглавить текст? (Банный день).

— Спишите два первых предложения. Найдите в них подлежащее и сказуемое.

— Для начала прочитаем первое предложение (читает ученик (ца). Все ли нашли это предложение? Покажите пальцем в книге.

— Прочитаем второе предложение (читает ученик (ца). Все ли нашли это предложение?

— Разберём первое предложение у доски (вызывается ученик (ца).

— Второе предложение вы списываете и подчеркиваете главные члены предложения самостоятельно.

Проверка (ученик с места читает).

Детям раздаются карточки с текстом.

Задание: найди и подчеркни подлежащее и сказуемое.

Наступила золотая осень. Деревья оделись в праздничный наряд. Дует холодный ветер. В воздухе кружатся листья.

Проверка задания (4 ученика читают предложения и называют подлежащее и сказуемое).

Самооценка (оцени себя с помощью сигнальных карточек):

— Красный цвет – без помощи учителя я не могу найти подлежащее и сказуемое в предложении.

— Жёлтый цвет – я ещё не совсем понял, как находить подлежащее и сказуемое.

— Зелёный цвет – я уже понял, как находить подлежащее и сказуемое.

9. Подведение итогов урока.

— Что нового вы сегодня узнали о предложении? (Главные члены предложения называются подлежащим и сказуемым).

— Что такое подлежащее?

— Что такое сказуемое?

— Итак, за работу на уроке оценки получают следующие: …

— А теперь откроем дневники и запишем домашнее задание на следующий урок (четверг, 2 урок).

Домашнее задание на доске: с. 34 упр. 38. Выучить правило с. 32-33.


источники:

http://resh.edu.ru/subject/lesson/3509/conspect/

http://infourok.ru/konspekt-uroka-podlezhashee-i-skazuemoe-glavnye-chleny-predlozheniya-2-klass-4104511.html