Конспект урока правописание безударных личных окончаний

Урок русского языка в 4-м классе. Тема: «Правописание безударных личных окончаний глаголов»
план-конспект урока по русскому языку

Урок русского языка в 4-м классе.

Тема: «Правописание безударных личных окончаний глаголов»

Скачать:

ВложениеРазмер
Урок русского языка в 4-м классе. Тема: «Правописание безударных личных окончаний глаголов»51.48 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 4-м классе.

Тема: «Правописание безударных личных окончаний глаголов»

Тип урока: Систематизация и обобщение знаний

Вид урока: Урок закрепления

учитель начальных классов Воронина С.А.

Цель: отработка правописания безударных личных окончаний глаголов.

  • закрепить правописание личных окончаний глаголов;
  • развивать орфографическую зоркость;
  • дать представление о разноспрягаемых глаголах и особой форме окончаний некоторых глаголов;
  • развивать связную речь учащихся;
  • воспитывать внимательное отношение к слову, к людям.

Универсальные учебные действия:

Личностные: Освоение личностного смысла учения;

Регулятивные: Определять цель задания, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать;

Определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; планировать свою работу;

Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты по теме «Глагол»

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;

Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);

Аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений;

Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Предвидеть последствия коллективных решений .

  • учебник В.П.Канакина, В.Г. Горецкий «Русский язык» 4 класс
  • мультимедиа.
  • проблемное обучение;
  • иформационно-коммуникационное;
  • частично-поисковый;
  • практический;
  • наблюдение, сравнение, анализ;
  • словесный.

— Ребята! Вы готовы к уроку?

Я очень хочу, чтобы урок получился интересным, познавательным, чтобы мы повторили и закрепили то, что уже умеем, а также узнали много нового и интересного.

Повторим правила работы на уроке? (хором)

— я буду внимательным.

— Я буду размышлять.

— я буду старателен и догадлив.

— я буду терпеливо выслушивать мнение других.

На доске : «Не хлебом единым живет человек».

В руках у учителя гномик.

– Добрым гномиком написано на доске предложение. Прочитайте его. Подумайте и скажите, в чём связь между смыслом этого предложения и гномиком.

– Человеку для жизни кроме хлеба нужна пища для души (книги, картины, музыка, молитва).

– У каждого человека существует свой внутренний мир – душа, которую надо питать добром. Чтобы рос в ней добрый гномик, надо совершать добрые поступки. (Притча о добром и злом гномиках.)

– Запишите это предложение и подчеркните его основу.

– Какой частью речи выражено сказуемое?

– Продолжите определение: глагол – это…

– … самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета или его состояние и отвечает на вопросы «Что делать?», «Что сделать?».

На доске (слайде 1):

Живешь, помога..шь, люб..шь, благодаришь, дыш..шь, любу..шься, свет..шь, терп..шь.

– Что объединяет эти слова?

– Глаголы в форме 2 лица, единственного числа.

– Какое слово лишнее и почему?

– На какую орфограмму пропущены буквы?

– Безударная гласная в личных окончаниях глаголов.

– Сформулируйте тему урока.

– Правописание безударных гласных в личных окончаниях глаголов.

– Вспомните алгоритм написания данной орфограммы.

У каждого ученика – алгоритм (он же на слайде 2):.

Безударные личные окончания глаголов.

  1. Ставим глагол в неопределённую форму.
  2. Глаголы – исключения:

Гнать
Держать
Дышать
Зависеть
Слышать
Видеть
Обидеть
Терпеть
Вертеть
Ненавидеть
Смотреть
2 спр.- -и-, -а-(-я-)

  1. Не является исключением:
  2. -ИТЬ – 2 спр. -и-, -а-(-я-)
  3. НЕ -ИТЬ – 1 спр. – -е-, -у-(-ю-)

– Вставьте пропущенные орфограммы.

– Разделите глаголы на 4 группы.

– глаголы с ударным личным окончанием

– глаголы 1спр. с безударным личным окончанием

– глаголы 2спр. с безударным личным окончанием.

2.Упражнения в выборе безударной гласной в личных окончаниях глаголов.

-Сегодня на уроке мы продолжим закрепление правописания безударных личных окончаний глаголов.

– На столе карточки, на которых написаны глаголы :

– Какие гласные буквы надо написать в личных окончаниях глаголов?

— Вставьте безударную гласную. Выделите окончание:

1. Жела_м, смотр..шь.

5. Игра..м, барабан..т.

Если я называю глаголы I спряжения, то дети приседают.

Если я называю глаголы II спряжения, дети поднимают руки вверх

4.Систематизация знаний о глаголе

Работа в группах.

Работа с карточкой

Сейчас каждый из вас будет работать по карточке.

Познакомьтесь с ней.

1. Часть речи, которая обозначает действие … и отвечает на вопросы…называется …

2.Не с глаголами пишется …

3. Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопросы…

4. Глаголы в неопределённой форме имеют суффиксы ….

5. Глаголы изменяются в прошедшем времени и …, в ед. ч. – по…, в нас. и буд. времени глаголы изменяются по .

6.В предложении глагол является ….

7. Спряжение – это …

-Для чего вам эта такая работа?

Объединитесь в пары и обсудите результаты своей работы.

Информацию, с которой не согласны, помечайте знаком “?”

— Проверим вашу работу.

– У А.С. Пушкина в стихотворении «Пророк» (тот, кто предсказывает, предвещает что-то) есть такие строки:

И Бога глас ко мне воззвал:
«Восстань пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей.
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».

Это стихотворение вы будете изучать в старших классах. А сейчас скажите, что значит здесь слово «глагол»?

– Глагол – любое слово, побуждающее к действию, доброму или злому.

-Значит, словом (глаголом) можно ранить или даже убить душу, а можно воскресить, вылечить её. Слово наполнено силой, которая исходит из нашего ума через сердце. Поэтому к слову следует относиться очень осторожно, обдуманно. Сегодня я хочу подарить вам золотые правила, благодаря которым фонарик доброго гномика будет гореть ярче.

Для каждой группы карточки с текстом (он же на слайде 4):

  1. «Думай, что говоришь» . Взвесь в уме то слово, которое находится на кончике твоего языка. Подумай, как следует, а потом говори.
  2. «Не говори того, чего не думаешь». Не лукавь, не криви душой. Лучше промолчать, чем сказать неправду.
  3. «Не всё, что думаешь, говори». Правильно оцени собеседника, его душевное состояние. Готов ли он сегодня услышать те слова, которые мирно лягут на его душу через 3 дня? Принесёт ли ему пользу то, что ты намереваешься сказать? Не подведёшь ли кого, не выдаёшь ли чужую тайну своим неосторожным словом?

– Найдите глаголы в форме 2, 3 лица, единственного числа.

– Говоришь, находится, не думаешь, намереваешься, не подведёшь, не выдаёшь.

– Какие орфограммы встретились в этих словах?

– безударные личные окончания глаголов

– правописание частицы НЕ с глаголом

– «ь» после шипящих

Каждая группа объясняет 1 орфограмму.

5. Упражнение «График».
-Надо определить спряжение. Для этого выполнить упражнение «График».
(Детям раздаются листочки с системой координат)

Учитель:
— Я читаю слова по вариантам, а вы ставите точку на графике.

1.В.
смотрит
строишь
едем
думает
красит
бегаешь
чертит
сияет
ругает
зеленеет

2.В.
вертят
рубишь
мокнет
откроет
возит
бреет
схватит
плавает
делает
оденут

Учитель:
-Соедините точки по линейке. Обменяйтесь листочками и проверьте графики. Если вы правильно определили спряжение глагола, то график должен выглядеть так:

— Нужно ли проверять эти окончания? Почему?

— А какие личные окончания нужно проверять?

— Как это сделать?

Дети воспроизводят на доске алгоритм действий:

  1. Поставлю слово в неопределённую форму.
  2. Посмотрю, на что оканчивается слово в неопределённой форме?
  3. Определю спряжение.
  4. Выберу нужную букву.

6.Физкультминутка. Глаголы 1 спр. – встаём, 2 спр. – приседаем, исключения – хлопаем в ладоши.

– Подберите синоним к слову глаголить .

-Образуйте от него глагол.

– Подберите синонимы. Какая группа больше?

На слайде 5 записаны некоторые из этих синонимов: глаголить, говорить, повествовать, молвить, баять, сказывать, сообщить, рассказать, побеседовать, пустословить.

– На какие 2 группы можно разделить эти глаголы?

– Совершенного вида – несовершенного вида.

– 1 спряжения – 2 спряжения.

– Образуйте от глагола рассказывать имя существительное.

– Вспомните предложение, с которого мы начали наш урок. Гномик предлагает вам составить рассказ из глаголов, с помощью которых вы объединились в группы. Главная мысль — «Не хлебом единым живёт человек».

Живёт человек на свете, идёт по жизненному пути, веселится, творит добро. Береги, человек, свои добрые чувства, благодари людей, сделавших добро тебе.

Чтобы радоваться жизни, надо чаще улыбаться, любоваться красотой окружающего нас мира, спасать попавших в беду и помогать им.

Мне нравится, когда светит солнце. Его тепло утешит меня, когда грустно. Поэты прославили светило в своих стихах и научили меня любить его.

Я ненавижу лень, гоню её. Видишь трудно – терпи. Нельзя от лени зависеть. Надо держать себя в руках.

Каждая группа читает свой рассказ и прикрепляет его на доске.

Не позволяй душе лениться.
Чтоб воду в ступе не толочь,
Душа обязана трудиться
И день, и ночь,
И день, и ночь.
(Н.А. Заболоцкий)

– А теперь давайте подведём итог нашего урока.

Что нового вы узнали на уроке?

– С помощью красных стикеров отметьте те задания, которые вызвали у вас наибольшие затруднения, а с помощью зелёных – наиболее интересные.

Учащиеся прикрепляют стикеры на листах с выполненными заданиями, прикреплёнными на доске.

– На обратной стороне своей карточки (с глаголом) оцени свою работу на уроке (или поставить отметку, или написать словами) и подпиши её.

Рефлексия: Со всеми поставленными задачами справились на уроке?

Оцените работу вашей пары . ВАЗА

Работали хорошо –красный кружок

Были небольшие затруднения – зеленый кружок

Не всё всегда получалось – синий кружок

Д/з. Напишите эссе о роли глагола в русском языке

Я пришёл из школы,
Я учу глаголы,
Мне их выучить – пустяк!
У меня свой метод!
Применяется он так,
Новый метод этот:
Кричать – кричу,
Вертеть – верчу,
Двигать – двигаю,
Прыгать – прыгаю.
Я и прыгал! Я и двигал!
Я и топал! Я и пел!
Пел, пока у нас в прихожей
Вдруг звонок не зазвенел! …
Открываю, наш сосед
(он живёт под нами)
Не причёсан, не одет –
В тапках и пижаме.
Он кричит: “Прошу прощенья!
Это что – землетрясенье?
Или, может быть, слоны
Надо мной поселены?”
– Уважаемый сосед,
Никого в квартире нет.
Я пришёл из школы
И учу глаголы… (В. Воскобойников)

Конспект урока «Правописание глаголов с безударным личным окончанием»

Открытый урок: ТЕМА: «Безударное личное окончание глагола » 4 класс

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока «Правописание глаголов с безударным личным окончанием»»

МОБУ Тыгдинской СОШ

русского языка в 4»А» классе по теме:

«ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАГОЛОВ С БЕЗУДАРНЫМИ ЛИЧНЫМИ ОКОНЧАНИЯМИ»

Учитель начальных классов

I. Организационный момент

— Доброе утро, ребята. Садитесь.

Сегодня у нас на уроке много гостей. Как нужно принимать гостей?

Да, быть к ним внимательным, уметь занять интересной беседой, игрой. Я думаю, что вы всё сделаете для того, чтобы наши гости остались довольны вашим тёплым приёмом.

Я рада видеть каждого из вас,

И пусть весна прохладой в окна дышит.

Нам будет здесь уютно, ведь наш класс

Друг друга любит, чувствует и слышит.

II. Актуализация знаний

А сейчас угадайте, о чём сегодня пойдёт речь на уроке.

Интересная часть речи
В русском языке живёт.
Кто что делает, расскажет:
Чертит, пишет иль поёт,

Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит –
Все расскажет нам … (глагол!)

— Правильно, речь пойдёт о глаголе.

1. ФРОНТАЛЬНЫЙ ОПРОС.

Ответьте на вопросы:

— Что такое глагол?

-Что обозначает глагол?

— На какие вопросы отвечает?

Мы знаем о глаголе уже немало, однако, не все. Глагол – это самая сложная по составу форм часть речи русского языка. И сегодня мы приведем в систему известные нам знания и закрепим наши умения. Желаю вам хорошей творческой работы на уроке.

А сейчас внимание на экран. Задание называется «Продолжи фразу». Внимательно прочитайте все неоконченные предложения, подумайте и дайте ответ.

2. Приём «Продолжи фразу».

а) Глаголы изменяются по (временам, лицам, числам), а в прошедшем времени (по родам)

б) Не с глаголами пишется (отдельно)
в) Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопросы (что делать?, что сделать?)
г) Глаголы в неопределённой форме имеют суффиксы (ть, ти,чь)

д) В предложении глагол является (сказуемым).
е) Спряжение – это (изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени).

Откройте тетради, запишите дату.

ЧИСТОПИСАНИЕ (на доске)

— А сейчас внимание на доску.

ем ешь ете ет ут ют

им ишь ите ит ат ят

Что это за соединения?

Как называются эти окончания? (Личные)

– Почему? (Глаголы изменяются по лицам.)

Прочитайте фразеологизм. Не ударить в грязь лицом.

– Как понимаете его значение? (Сделать всё наилучшим образом.)

Запишите этот фразеологизм.

– Применим это выражение к сегодняшнему уроку и постараемся не ударить в грязь лицом.

В каких случаях пишутся окончания 1 строки? (когда глагол 1 спр. )

А второй? ( когда глагол 2 спр)

Девочки записывают окончания 1 спряжения, а мальчики – 2 спряжения.

– Когда в написании окончаний глаголов можно ошибиться? (Когда они безударные.)

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СПРЯЖЕНИЯ ГЛАГОЛА

Как определяется спряжение глаголов с безударными окончаниями?

(ПРОВЕРКА ПО СЛАЙДУ )

— В какой форме дан глагол в нашем фразеологизме? (Ударить – неопр. )

Определите спряжение. (2-е).

Проспрягайте устно этот глагол. Окончания проговаривайте чётко.

1 лицо – я ударю, мы ударим.

Отвечает …. 2 лицо – ты ударишь, вы ударите

Отвечает … 3 лицо – он ударит, они ударят

Какие орфограммы вы можете определить в словах данного фразеологизма?

III. Самоопределение к деятельности

— Создать проблемную ситуацию, которая спровоцирует обучающихся на решение проблемы . (Запись на доске)

— Прочитайте предложения, называя пропущенные окончания глаголов.

Звенят весёлые ручейки. Уже цветёт подснежник-хохлатка. Берёза распускает свои клейкие листочки.

(Для создания воображаемой картины на столе стоит веточка березы и включаю декоративный фонтан с подсветкой!)

— А если глагол распускает я напишу с окончанием –ит? Кто из нас будет прав?

— Почему окончание глагола в третьем предложении вызывает затруднение?

(Оно безударное. В безударном положении звук слышится нечетко и можно допустить ошибку.)

— Сформулируйте задачи урока.

(Научиться определять безударные личные окончания глаголов. Научиться их писать без ошибок.)

IV. Углубление открытого знания

Игра «Исключи лишнее слово»

— Давайте поиграем. На ваших карточках дан ряд глаголов. Вы должны найти лишнее слово и объяснить почему оно лишнее. Это слово запишете в тетрадь.

— Пишем, вяжем, стираем, дружим .

— Строим, клеим, отвечаем, говорим.

— Молчат, посеют, думают, живут.

— Читать, делать, лететь, накрыл, петь.

— Брить, стелить, ненавидеть, слышать, строить, гнать.

Учащиеся работают в парах.

— Дружим (т.к. это глагол II спряжения, а остальные – I).

— Отвечаем (т.к. это глагол I спр., а остальные – II) .

— Посеют – будущее время, а остальные глаголы в настоящем времени.

— Накрыл (т.к. это глагол прошедшего времени)

— Все глаголы – исключения, кроме глагола строить.

V. Работа по теме урока.

Наблюдение над языковым материалом.

Работа по учебнику (упражне-

Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников.

– Прочитайте стихотворение Н. Заболоцкого.

– Найдите глаголы с ударными окончаниями.
Какой гласный звук вы слышите в окончании?

– Объясните написание личных окончаний в других глаголах. Спишите, вставляя пропущенные буквы

Выводят языковые закономерности, лежащие в основе изучаемого понятия или правила.

Делают вывод: в личных окончаниях глаголов после шипящих под ударением произносится звук [о], а обозначается этот звук буквой «ё».

Списывают, вставляя пропущенные буквы.

Славно ласточка щебечет (I спр.),

Ловко крыльями стрижет (I спр.),

Всем ветрам она перечит (II спр.),

Но и силы бережет (I спр.).

Реет (I спр.) верхом, реет (I спр.) низом,

Догоняет (I спр.) комара

И в избушке под карнизом

Отдыхает (I спр.)до утра.

Выполняют разбор слова по составу:

Физминутка «Веселая зарядка»

VII. Продолжение работы по теме урока. Работа по учебнику (упражнение 206)

Спишите, вставляя пропущенные буквы

Списывают, вставляя пропущенные буквы.

Зацвела ива. Каждый ивовый барашек – пуховый желтый цыпленок: сидит и светится. Пальцем тронешь – пожелтеет палец. Щелкнешь – золотой дымок запарит. Понюхаешь – мед.

Выполняют морфологический разбор слова.

Понюхаешь – гл., что сделаешь?, нач. ф. – понюхать, совершенный вид, I спряжение, будущее время, 2-е лицо, ед. ч., сказуемое

Работа с пословицами.

Замените в пословицах глаголы 2-го лица множественного числа глаголами 2-го лица единственного числа. Объясните их смысл.

За двумя зайцами погонитесь – ни одного не поймаете.

Руки с полки не протянете, так и ложки с полки не достанете.

За чужим погонитесь – свое потеряете.

Педагог проводит графический диктант.

– Если вы согласны с высказыванием, то поставьте знак «+». Если не согласны, то знак «–».

1. Все три глагола имеют неопределенную форму: гореть, учить, лечит.

2. В слове листа..шь безударная гласная И.

3. Все данные слова – глаголы-исключения: гнать, держать, писать, дышать.

4. Спряжение – это изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени.

5. Глагол встречаете – 1-го лица.

6. Окончания глаголов 2-го лица единственного числа -ешь, -ишь.

7. Во множественном лице глаголы 2-го лица имеют окончание -ут, -ют.

8. Все данные глаголы I спряжения: мечтает, учит, стирает.

9. Безударные личные окончания глаголов мы можем проверить по неопределенной форме или глаголами 3-го лица множественного числа.

10. Лицо и число глаголов можно определить по местоимениям.

Учащиеся выполняют графический диктант.

Конспект урока на тему «Правописание безударных личных окончаний глаголов»

Программа: «Школа России»

Предмет : Русский язык

Тип урока: урок открытия нового знания

Тема урока: « Правописание безударных личных окончаний глаголов»

Цель урока: научить определять правильное написание безударных личных окончаний глаголов

Задачи (планируемые результаты)

уметь отличать глаголы первого спряжения от глаголов второго спряжения;

уметь определять безударные личные окончания глаголов;

совершенствовать знания о постановке глагола в неопределенную форму;

развитие логического мышления учащихся;

совершенствовать умения каллиграфического письма;

совершенствовать знания о характеристике звуков;

уметь выполнять упражнения, применяя изученное правило;

совершенствовать знания о спряжении глагола.

умение сотрудничать в совместном решении проблемы;

осознать границы своего знания и незнания;

у меть проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; работать по коллективно составленному плану (алгоритму); искать пути решения задач; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; высказывать своё предположение ( регулятивные УУД).

Уметь включаться в урок, во взаимодействие с учителем; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; слушать и понимать речь других; осуществлять совместную двигательную деятельность в группе; уметь работать в паре ( коммуникативные УУД).

уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (познавательные УУД).

Образовательные (цифровые) ресурсы: компьютер, проектор, презентация, учебники, карточки с заданиями.

Личностные, метапредметные (универсальные учебные действия)

— Возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу. Нам сегодня на уроке русского языка предстоит вместе преодолеть много трудностей. Не забудьте оказывать друг другу помощь. Как вы думаете, нужно ли вам изучать русский язык? ( Да).

— Почему? ( Для того, что бы быть грамотными, уметь правильно говорить и писать).

— Проверьте у себя на столах наличие учебника, тетради, ручки и простого карандаша, а в голове – знаний. Это все нам очень пригодится сегодня на уроке.

— уметь включаться в урок, во взаимодействие с учителем ( коммуникативные УУД)

— уметь высказывать свое предположение (регулятивные УУД)

Проверка домашнего задания

— Что вам было задано в качестве домашнего задания? (Упражнение 160, страница 111 в учебнике).

— Все ли справились с выполнением этого задания? Или у кого-то возникли трудности? (Да/Нет).

— На какие две группы вы распределили глаголы? (Глаголы первого спряжения и глаголы второго спряжения).

-Какое местоимение имеет 3-е лицо, единственное число? (Он).

— Давайте проверим правильность выполнения этого упражнения.

(Он) прячет рубит

(Учитель спрашивает по одному из учеников на каждое спряжение).

— Какой вывод мы можем сделать после выполнения этого упражнения? Что нужно сделать, чтобы проверить личное окончание глагола? ( Чтобы проверить личное окончание глагола нужно глагол поставить в неопределенную форму и определить его спряжение).

2. Минутка чистописания

На доске запись:

— Дайте характеристику звуку, обозначенному буквой Н. (Согласный, звонкий, сонорный, может быть твердым и мягким).

— Какую закономерность в строке вы заметили? ( Количество строчных букв н с каждым разом увеличивается, а после н заглавной в алфавитном порядке пишутся буквы).

— Запишите, продолжив закономерность.

Прочитайте пословицу и объясните ее смысл. (Слайд 1)

(Учащиеся высказывают свои мнения).

— Запишите, комментируя и подчеркивая орфограммы. ( Не – это частица, садись – глагол, поэтому, пишется раздельно; садись: ударение падает на второй слог, первую безударную гласную проверяем однокоренным словом посадка; свои: ударение падает на второй слог, подбираем проверочное слово – свой).

-Что такое глагол? (Часть речи, которая отвечает на вопросы что делать? И что сделать? И обозначает действие предмета).

— Что такое спряжение? (Изменение глагола по лицам и числам).

— Какие спряжения глаголов вы знаете? (Первое и второе).

— Давайте вспомним какие окончания имеют глаголы первого спряжения? (С буквой –е- и в 3-ем л. мн.ч. –ут (-ют)).

— А какие второго? ( С буквой –и- и в 3-ем л. мн.ч. –ат (-ят)).

— уметь отличать глаголы первого спряжения от глаголов второго спряжения;

-совершенствовать знания о спряжении глагола;

— совершенствовать знания о характеристике звуков;

— совершенствовать умения каллиграфического письма;

— развитие логического мышления учащихся;

— уметь высказывать своё предположение ( регулятивные УУД)

— уметь строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

уметь слушать и понимать речь других ( коммуникативные УУД)

III. Знакомство с новым материалом

— Давайте выполним упражнение 163 на странице 112. Прочитайте задание. (Один из учеников читает задание).

(Ученики по очереди отгадывают загадки)

— На какие две группы мы разделим глаголы? (Первого и второго спряжения).

(Один ученик записывает глаголы первого спряжения на обратной стороне доски, а второй – второго спряжения, остальные ученики работают в тетради).

— Все ли готовы? (Да).

(Учитель слушает комментарии, стоящих у доски и делает поправки).

— Сравните записанное у вас в тетрадях, с записью на доске, поставьте себе оценку.

— Какое правило вы вспомнили, чтобы правильно написать безударные окончания глаголов? ( Чтобы правильно написать безударное окончание глагола нужно поставить глагол в неопределенную форму и определить спряжение.)

— Кому было трудно?

— Какова же тема нашего сегодняшнего урока? ( Правописание безударных окончаний глаголов).

— Какую цель урока мы можем перед собой поставить? ( Научится определять правильное написание безударных личных окончаний глаголов).

— Давайте проверим, так ли это. На слайде написана цель нашего урока. Давайте вместе ее прочитаем хором. (Слайд 3)

— Чтобы такие задания у вас не вызывали затруднений, в учебнике у нас дана памятка на странице 114. Давайте вместе ее прочитаем.

(Один из учеников читает памятку на странице 114).

— Что нужно сделать, чтобы правильно написать безударное окончание глагола? ( Поставить глагол в неопределенную форму; определить спряжение; проверить спряжение по форме 3-го лица множественного числа; определить окончание данного глагола).

— Вам нужно выучить этот алгоритм действий, чтобы писать грамотно писать глаголы с безударными окончаниями.

— развитие логического мышления учащихся;

— уметь определять безударные личные окончания глаголов;

— совершенствовать знания о спряжении глагола;

— совершенствовать знания о постановке глагола в неопределенную форму.

— уметь сотрудничать в совместном решении проблемы;

— осознать границы своего знания и незнания

— уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; — уметь работать по коллективно составленному плану (алгоритму);

— уметь высказывать своё предположение ( регулятивные УУД)

— уметь строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

уметь слушать и понимать речь других ( коммуникативные УУД)

— уметь ориентироваться в своей системе знаний:отличать новое от уже известного с помощью учителя;

— уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; (познавательные УУД)

IV . Закрепление учебного материала

А теперь попробуем применить новые знания на практике. Давайте выполним упражнение 166 на странице 115, используя памятку на странице 114.

(Ученики самостоятельно выполняют задания).

— Возникли ли у вас трудности при выполнении этого задания? (Нет)

— Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте. На слайде (Слайд 4) написано, как правильно выполнять это задание. Если в тетради вашего соседа по парте нет ни одной ошибки, то поставьте ему оценку «5», есть одна или две ошибки – оценку «4», если 3 ошибки – оценку «3» и если больше трех ошибок, то оценку «2».

(Ученики оценивают работу друг друга).

— Посмотрите на оценки, которые вам поставили ваши одноклассники. Поднимите руки те, кто получил оценку «5»(«4», «3», «2»). Даже если вам поставили сейчас плохую оценку, не расстраивайтесь, вы еще будет тренироваться и у вас обязательно все получится.

— уметь выполнять упражнения, используя изученное правило;

— уметь работать по коллективно составленному плану (алгоритму);

— уметь высказывать своё предположение;

— уметь строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

— уметь слушать и понимать речь других ( коммуникативные УУД)

— уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (познавательные УУД)

— уметь проводить оценку других и самооценку (личностные УУД)

Выполнение движений, которые показывает учитель под музыку.

уметьосуществлять совместную двигательную деятельность в группе ( коммуникативные УУД)

Теперь давайте поиграем в игру. Она называется «Кто быстрее». Играть вы будете в парах.

(Учитель раздает каждой паре карточку с заданием)

Смотр…т вид…т терп…т

Стро…т топ…т клее…т

Посад…т пол…т слыш…шь

Заплач…т пиш…шь кол…т

Мокн…т сохн…т пляш…т

Верт…т терп…т пил…т

Утон…т спряч…т посад….м

Каждой паре я раздала карточки, на которых написаны глаголы, но у них пропущены окончания. Вам необходимо вставить пропущенные буквы, определить спряжение, но помните, что глаголы, которые у вас получатся должны стоять в единственном числе. Та пара, которая быстрее справится с заданием поднимает руку.

(Ученики выполняют задание. Та пара, которая справилась быстрее комментирует выбор буквы в окончании).

— Давайте еще раз вспомним, глаголы с каким окончанием относятся к первому (второму) спряжению? Что нужно сделать, чтобы правильно написать безударное окончание глагола?

— А чтобы вспомнить глаголы-исключения, у меня для вас есть еще одно задание. Вы также должны работать в паре. Сейчас я раздам вам карточки, на которых написано стихотворение с недописанными строчками, вам необходимо подставить в пропущенное место один из глаголов-исключений, чтобы получилась рифма и глагол подходил по смыслу, а потом мы вместе проверим.

(Ученики выполняют задание).

— Кто хочет прочитать стихотворение, которое у него получилось? (Два-три ученика читают свое стихотворение).

— Вы большие молодцы! Это стихотворение должно звучать так (Слайд 6). Прочитайте еще раз его. (Один из учеников читает).

— уметь выполнять упражнения, применяя изученное правило;

— уметь определять спряжение глагола;

— уметь определять правильное написание личных безударных окончаний глагола.

— поиск самоошибок (личностные УУД)

— уметь искать пути решения задач;

— уметь высказывать своё предположение ( регулятивные УУД)

— уметь строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

уметь слушать и понимать речь других;

— уметь работать в паре ( коммуникативные УУД)

уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

— уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (познавательные УУД)

V . Подведение итогов урока.

Что нового узнали сегодня?

( Что нужно определять для правильного написания безударного окончания глагола).

Зачем нужно это знать?

( Чтобы не допускать ошибок при написании глаголов с личными безударными окончаниями).

Я прошу вас дома повторить ещё раз все то, что мы прошли сегодня на уроке, так как это нам очень пригодится в работе на следующих уроках русского языка.

— уметь строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

уметь слушать и понимать речь других ( коммуникативные УУД)

На слайде (Слайд 5) написано начало фразы, а вы должны ее дополнить.

Сегодня я узнал .

Для меня самым трудным было.

Сегодня на уроке мне было.

Для меня самым интересным было.

— уметь строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

— уметь слушать и понимать речь других ( коммуникативные УУД)

Оценка своей работы на уроке

Хорошо ли мы потрудились на уроке?

Много ли упражнений выполнили?

Да, действительно, мы многому сегодня научились и хорошо потрудились.

— у меть проводить самооценкуна основе критерия успешности учебной деятельности (личностные УУД)

— уметь строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

— уметь слушать и понимать речь других ( коммуникативные УУД)

— В качестве домашнего задания вы будете выполнять упражнение 165 на странице 115 в учебнике. Прочитайте задание к этому упражнению. Всем ли понятно как его выполнять?

— А также не забывайте про памятку, которую нужно выучить наизусть.


источники:

http://multiurok.ru/files/konspiekt-uroka-pravopisaniie-ghlagholov-s-biezuda.html

http://infourok.ru/konspekt-uroka-na-temu-pravopisanie-bezudarnih-lichnih-okonchaniy-glagolov-3582678.html