Конспект урока правописание безударных окончаний имен существительных в единственном числе

Методическая разработка урока по русскому языку на тему: Правописание безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

УМК «Школа России»

Скачать:

ВложениеРазмер
konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku_pravopisanie_bezudarnyh_padezhnyh_okonchaniy_imyon_sushchestvitelnyh_edinstvennogo_chisla.docx94.1 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку

УМК «Школа России»

Тема: Правописание безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа.

  • формирование способов действий при написании безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа.
  • развивать навык правописания безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе;
  • устанавливать наличие в именах существительных безударного падежного окончания и определять способ его проверки;
  • анализировать разные способы проверки безударного падежного окончания и выбирать нужный способ проверки при написании слова;
  • систематизировать знания о грамматических признаках имен существительных;
  • закрепить теоретические знания по теме «Склонение имён существительных»;
  • развивать умение обосновывать выбор гласных в окончании существительных;
  • развивать и обогащать устную и письменную речь учащихся;
  • создать условия для воспитания трудолюбия, усидчивости;
  • воспитывать культуру речи.

— Сегодня к нам на урок пришли гости, давайте их поприветствуем.

— Откройте тетради и запишите дату и слова «Классная работа».

  1. Актуализация опорных знаний.

— Прежде чем узнать тему нашего сегодняшнего урока, ответим на вопросы:

  1. Какая часть речи называется именем существительным? (имя существительное — это часть речи, которая обозначает предметы, вещи, события, явления и отвечает на вопрос кто? что?)
  2. Как изменяется имя существительное? (по числам и падежам).
  3. Сколько падежей в русском языке? Назовите их с вопросами. (6, именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, винительный).
  1. Как называется изменение существительных по падежам? (склонением).
  2. Сколько склонений имеют имена существительные? (3 склонения)
  3. Какие существительные относятся к 1 склонению? 2? 3? Приведите примеры.

  1. Как определить склонение имен существительных? (нужно поставить имя существительное в начальную форму – И.п. ед. ч. По роду и окончанию определить склонение).

— Вы догадались, о какой части речи будем говорить на уроке? (об имени существительном).

ΙΙΙ. Постановка учебной цели, определение темы урока.

На слайде появляются две группы слов: Слайд 3.

ИЗ ЗЕМЛ__ ИЗ ИЗБУШК__

ПО ВОД___ ПО КОМНАТ___

НА СТЕН__ НА УЛИЦ___

— Прочитайте слова в столбиках. Какое задание нужно выполнить?

– Как вы думаете, в словах какого столбика могут возникнуть затруднения при определении окончаний.? (в словах второго столбика).

— Что вы знаете об окончаниях существительные одного и того же склонения в одном и том же падеже? (Одинаковые, ударные и безударные)

— Какое окончание вызывает трудность при написании? (Безударное).

— При изменении существительных по падежам трудность вызывает правописание безударных окончаний.

— Сегодня на уроке мы узнаем, как правильно писать безударные падежные окончания имён существительных в единственном числе.

IV. Работа над новым материалом.

— Откройте учебник на странице 102.

— Прочитайте название темы нашего сегодняшнего урока. Слайд 4.

— Тема нашего урока «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа».

Конспект урока русского языка «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Урок русского языка в 4 классе. УМК «ШКОЛА РОССИИ»

Учитель начальных классов МБОУ БГО СОШ № 3 Трушникова Татьяна Вячеславовна

Тема: Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе.

Цель: организовать исследовательскую деятельность учащихся по закреплению знаний по теме: «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе»

отработать последовательность действий при написании безударных падежных окончаний имён существительных и применение данных действий на практике, посредством выполнения различных упражнений,

продолжить формирование умения ставить падежные и смысловые вопросы в словосочетаниях от главного слова к зависимому, определять склонение, число, падеж существительных, объяснять написание их окончаний.

Развивать мышление, наблюдательность, внимание, память, умение оценивать свои результаты и результаты одноклассников, действовать самостоятельно и уверенно.

Развивать каллиграфию и аккуратность.

Развивать коммуникативные умения учащихся.

Воспитывать мотив учения, положительное отношение к знаниям.

Воспитывать в детях чувство взаимопомощи, прививать любовь к родному языку.

Расширять кругозор детей.

— Устанавливать значимость познавательной деятельности, оценивать усвоение содержания материала;
формировать способность к самооценке , оцениванию жизненных ситуаций и своего отношения к процессу обучения

— Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь работать по алгоритму; проводить контроль в форме самопроверки и взаимопроверки; давать самооценку; корректировать и дополнять план своего действия в соответствии с поставленной задачей.

-Сотрудничать в поиске и сборе информации, оценивать действия партнёра, ;уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в группе и паре, учится учитывать позицию собеседника формулировать собственное мнение и позицию.

— Уметь формулировать познавательные цели, анализировать объекты, проводить классификацию по различным критериям; обобщать в виде правила; ориентироваться в своей системе знаний

— находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и знания..

— Уметь использовать в речи речевые единицы,

— Уметь сравнивать разные формы имен существительных;

— Знать правописание окончаний имен существительных

Тип урока: урок рефлексии

Методы обучения: словесный, наглядный, частично — поисковый, практический.

Приемы : самостоятельная работа, индивидуальная и парная работа.

Конспект урока по русскому языку «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа»

Цель: развивать навыки правописания безударных падежных окончаний имён существительных.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа»»

Тема: «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных

Цель: : развивать навыки правописания безударных падежных окончаний имён существительных.

Задачи: 1Развивать логику мышления в работе по алгоритму «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных».

2.Развивать орфографическую зоркость.

3.Продолжить работу по обогащению словарного запаса детей.

4.Развивать умение пользоваться справочной литературой.(Фразеологическим словарём).

5.Воспитывать умение работать в группе, навыков работы в паре.

6.Воспитывать общечеловеческие качества: уважение, терпение, наблюдение.

Оборудование: Карточки для работы в группах, для индивидуальной работы в парах, учебник, ноутбук, проектор, колонки, компьютерная презентация.

Мотивирование учащихся (2 мин.)

Цель: создание эмоционального фона урока

Здравствуйте! – скажем руками. (Рядом стоящие дети обмениваются рукопожатиями)

Здравствуйте! – скажем глазами. (Здороваются мимикой)

Здравствуйте! – скажем ртом:

Станет радостней кругом. (Все улыбаются)

— Ребята, сегодня у нас гости. Повернитесь к ним лицом. Посмотрите, какие они доброжелательные. Давайте улыбнёмся и мысленно пожелаем всем отдохнуть на нашем уроке.

Бывают чувства у людей?

У рыбок, птичек и зверей?

Влияет без сомненья

На всех нас настроение.

— Садитесь на места, начинаем наш урок.

2. Актуализация знаний учащихся.

– С какой частью речи работали на последних уроках?

– Что такое имя существительное?

– Назовите постоянные признаки имён существительных.

– Как могут изменяться имена существительные?

– Определите все признаки имени существительного: и постоянные, и непостоянные.

без кисти ж.р., 3 скл., Р.п., ед.ч.

по каплям ж.р., 1 скл., Д.п., мн.ч.

с неба ср.р., 2 скл., Р.п., ед.ч.

о речке ж.р., 1скл., П.п., ед.ч.

на колос м.р., 2 скл., В.п., ед.ч.

над лесами м.р., 2 скл., Тв.п., мн.ч.

с мышью ж.р., 3 скл., Тв.п., ед.ч.

Цель: организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для проблемного изложения нового материала.

Открыли тетради! Записываем: число, классная работа. (Орфографическое проговаривание учеником).

[рибата бэгают па спартивнай плащатки и бут мачикам па дащатай стэнки]

– Что записано на доске? Что такое транскрипция?

– Какая орфограмма встретилась чаще всего?

Комментированное письмо по 1 слову с места.

Цель: создать условия для возникновения у учащихся понимания недостаточности знаний и стремление их получить.

Ребята бегают по спортивной площадке и бьют мячиком по дощатой стенке .

(самооценивание в листах самооценки)

3.Определение темы. Постановка цели урока.

– Какая орфограмма встретилась чаще всего в записанном предложении? Как вы думаете

какая тема сегодняшнего урока?

– Какую цель и задачи поставим перед собой?

Тема: Безударные окончания имён существительных.

Цель: научиться правильно писать безударные окончания имён существительных. Задачи: Поупражняться в правописании безударных окончаний имён существительных.

Знать алгоритм правильного написания безударного окончания существительного.

Упражняться в определении склонения и падежа имён существительных.

– Как определить безударное падежное окончание имени существительного?

Давайте повторим это правило по алгоритму, с которым вы уже знакомы. Подумайте, с чего начать и что главное будет в вашем алгоритме.

1) а) Определяем склонение существительного;

б) Определяем падеж существительного;

в) Выбираем соответствующее окончание.

2) а) Определяем склонение существительного;

б) Определяем падеж существительного;

в) вспоминаю ударное окончание слова-помощника, пишу его.

-О каких словах-помощниках идёт речь?

(оценивание себя по этой работе в листе самооценки)

Работа в группах.

Сегодня мы работаем в группах. Соблюдайте правила дружной работы, уважайте друг друга

Каждая группа получает карточку с инструкцией. Работа в группах.

Задание для 1группы.

Гореть на работе Волк в овечьей шкуре На седьмом небе

Мороз по коже Клевать носом Буря в стакане воды

Объясните их лексические значения (можно пользоваться словарем).

Найдите имена существительные с безударными падежными окончаниями.

Докажите правильность ответа.

Задание для 2 группы.

Гореть на работ.. Волк в овечьей шкур.. На седьмом неб..

Мороз по кож.. Клевать нос..м Буря в стакан.. воды

Определите у данных существительных род, падеж, число.

Подумайте, почему разные окончания?

Докажите правильность ответа.

Задание для 3 группы.

Соедини слова левого столбика с фразеологизмами правого столбика

Мало Стоять поперек дорог(…)

Не давать свободы Капля в мор(…)

Мешать гладить по головк(. )

Хвалить Держать на привяз(…)

Вставьте пропущенные окончания. Докажи правильность ответа, указав склонение, падеж.

Проверка 3-й группы на слайде

Письмо по памяти:

-Переверните карточку. Запишите любые два фразеологизма на память.

-Проверьте себя. (самооценивание в листе самооценки)

ОЦЕНИВАНИЕ работы группы. (1 учащийся от группы)

6. Физминутка ( музыкальная: танцы «Стирка» и «Слонёнок»)

Гордился Родин. сидел на берёз., салат из морков., вышел из чащ., приехал к бабушк.

Заметка о молодёж., добавить сол., построиться на площад., лежать в кроват , подойти к двер..

Стояли у тропинк. подошел к проруб. кружились в воздух. прыгал по полянк.

2.Проверка УСТНО по цепочке. Сигналы карточками «+», «-«.

3. Встаньте те , кто допустил одну ошибку. Две ошибки. Без ошибок.

(самооценивание в листах и на полях тетради)

– Вернёмся к тем задачам, которые мы поставили перед собой в первой половине урока. Как вы считаете, мы справились с этими задачами или нет?

Игра «Получи пять»

Учащиеся записывают верные падежные окончания имен существительных по три в строчку.

Дать по шапке. Как в аптеке. Как в сказке.

Мороз по коже. Без памяти. Держать на привязи.

Держать в черном теле. Ходить по струнке. Гладить по головке.

Танцевать от печки. Стать поперек дороги. Гореть на работе.

Быть на седьмом небе. Семь пятниц на неделе. На дороге не валяется.

-Соедини непрерывной ломаной линией окончания «е».

-Если у вас получилась «5», то вы молодцы! Если «5» не получилась -будем учиться на протяжении следующих уроков. (самооценивание по шкале, в листе самооценки)

– Оцените свою работу на уроке, используя фразеологизмы, которые перед вами на слайде Запишите в свою тетрадь подходящие утверждения:

1. Я переливал из пустого в порожнее.

2. Я устал и вышел из себя.

3. Я работал, не покладая рук.

4. Я устал, но взял себя в руки.

5. Я смотрел на работу класса в оба глаза.

– Зачитайте. Объясните. (НЕСКОЛЬКО учеников)

– Вспомните урок, своё место в нём. Оцените знания, умения, которые вы получили на уроке, и прикрепите свою фишку на тот уровень, которого вы достигли. ( на доске магнитами)

«я пока затрудняюсь в выборе окончания»

«я хорошо понял, но нужна ещё тренировка»


источники:

http://infourok.ru/konspekt-uroka-russkogo-yazika-pravopisanie-bezudarnih-padezhnih-okonchaniy-imen-suschestvitelnih-v-edinstvennom-chisle-1144315.html

http://kopilkaurokov.ru/russkiyyazik/uroki/konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-pravopisaniie-biezudarnykh-padiezhnykh-okonchanii-imion-sushchiestvitiel-nykh-iedinstviennogho-chisla