Методическая разработка урока по русскому языку на тему: Правописание безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
УМК «Школа России»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku_pravopisanie_bezudarnyh_padezhnyh_okonchaniy_imyon_sushchestvitelnyh_edinstvennogo_chisla.docx | 94.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку
УМК «Школа России»
Тема: Правописание безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа.
- формирование способов действий при написании безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа.
- развивать навык правописания безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе;
- устанавливать наличие в именах существительных безударного падежного окончания и определять способ его проверки;
- анализировать разные способы проверки безударного падежного окончания и выбирать нужный способ проверки при написании слова;
- систематизировать знания о грамматических признаках имен существительных;
- закрепить теоретические знания по теме «Склонение имён существительных»;
- развивать умение обосновывать выбор гласных в окончании существительных;
- развивать и обогащать устную и письменную речь учащихся;
- создать условия для воспитания трудолюбия, усидчивости;
- воспитывать культуру речи.
— Сегодня к нам на урок пришли гости, давайте их поприветствуем.
— Откройте тетради и запишите дату и слова «Классная работа».
- Актуализация опорных знаний.
— Прежде чем узнать тему нашего сегодняшнего урока, ответим на вопросы:
- Какая часть речи называется именем существительным? (имя существительное — это часть речи, которая обозначает предметы, вещи, события, явления и отвечает на вопрос кто? что?)
- Как изменяется имя существительное? (по числам и падежам).
- Сколько падежей в русском языке? Назовите их с вопросами. (6, именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, винительный).
- Как называется изменение существительных по падежам? (склонением).
- Сколько склонений имеют имена существительные? (3 склонения)
- Какие существительные относятся к 1 склонению? 2? 3? Приведите примеры.
- Как определить склонение имен существительных? (нужно поставить имя существительное в начальную форму – И.п. ед. ч. По роду и окончанию определить склонение).
— Вы догадались, о какой части речи будем говорить на уроке? (об имени существительном).
ΙΙΙ. Постановка учебной цели, определение темы урока.
На слайде появляются две группы слов: Слайд 3.
ИЗ ЗЕМЛ__ ИЗ ИЗБУШК__
ПО ВОД___ ПО КОМНАТ___
НА СТЕН__ НА УЛИЦ___
— Прочитайте слова в столбиках. Какое задание нужно выполнить?
– Как вы думаете, в словах какого столбика могут возникнуть затруднения при определении окончаний.? (в словах второго столбика).
— Что вы знаете об окончаниях существительные одного и того же склонения в одном и том же падеже? (Одинаковые, ударные и безударные)
— Какое окончание вызывает трудность при написании? (Безударное).
— При изменении существительных по падежам трудность вызывает правописание безударных окончаний.
— Сегодня на уроке мы узнаем, как правильно писать безударные падежные окончания имён существительных в единственном числе.
IV. Работа над новым материалом.
— Откройте учебник на странице 102.
— Прочитайте название темы нашего сегодняшнего урока. Слайд 4.
— Тема нашего урока «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа».
Конспект урока русского языка «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Урок русского языка в 4 классе. УМК «ШКОЛА РОССИИ»
Учитель начальных классов МБОУ БГО СОШ № 3 Трушникова Татьяна Вячеславовна
Тема: Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе.
Цель: организовать исследовательскую деятельность учащихся по закреплению знаний по теме: «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе»
отработать последовательность действий при написании безударных падежных окончаний имён существительных и применение данных действий на практике, посредством выполнения различных упражнений,
продолжить формирование умения ставить падежные и смысловые вопросы в словосочетаниях от главного слова к зависимому, определять склонение, число, падеж существительных, объяснять написание их окончаний.
Развивать мышление, наблюдательность, внимание, память, умение оценивать свои результаты и результаты одноклассников, действовать самостоятельно и уверенно.
Развивать каллиграфию и аккуратность.
Развивать коммуникативные умения учащихся.
Воспитывать мотив учения, положительное отношение к знаниям.
Воспитывать в детях чувство взаимопомощи, прививать любовь к родному языку.
Расширять кругозор детей.
— Устанавливать значимость познавательной деятельности, оценивать усвоение содержания материала;
формировать способность к самооценке , оцениванию жизненных ситуаций и своего отношения к процессу обучения
— Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь работать по алгоритму; проводить контроль в форме самопроверки и взаимопроверки; давать самооценку; корректировать и дополнять план своего действия в соответствии с поставленной задачей.
-Сотрудничать в поиске и сборе информации, оценивать действия партнёра, ;уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в группе и паре, учится учитывать позицию собеседника формулировать собственное мнение и позицию.
— Уметь формулировать познавательные цели, анализировать объекты, проводить классификацию по различным критериям; обобщать в виде правила; ориентироваться в своей системе знаний
— находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и знания..
— Уметь использовать в речи речевые единицы,
— Уметь сравнивать разные формы имен существительных;
— Знать правописание окончаний имен существительных
Тип урока: урок рефлексии
Методы обучения: словесный, наглядный, частично — поисковый, практический.
Приемы : самостоятельная работа, индивидуальная и парная работа.
Конспект урока по русскому языку «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа»
Цель: развивать навыки правописания безударных падежных окончаний имён существительных.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа»»
Тема: «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных
Цель: : развивать навыки правописания безударных падежных окончаний имён существительных.
Задачи: 1Развивать логику мышления в работе по алгоритму «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных».
2.Развивать орфографическую зоркость.
3.Продолжить работу по обогащению словарного запаса детей.
4.Развивать умение пользоваться справочной литературой.(Фразеологическим словарём).
5.Воспитывать умение работать в группе, навыков работы в паре.
6.Воспитывать общечеловеческие качества: уважение, терпение, наблюдение.
Оборудование: Карточки для работы в группах, для индивидуальной работы в парах, учебник, ноутбук, проектор, колонки, компьютерная презентация.
Мотивирование учащихся (2 мин.)
Цель: создание эмоционального фона урока
Здравствуйте! – скажем руками. (Рядом стоящие дети обмениваются рукопожатиями)
Здравствуйте! – скажем глазами. (Здороваются мимикой)
Здравствуйте! – скажем ртом:
Станет радостней кругом. (Все улыбаются)
— Ребята, сегодня у нас гости. Повернитесь к ним лицом. Посмотрите, какие они доброжелательные. Давайте улыбнёмся и мысленно пожелаем всем отдохнуть на нашем уроке.
Бывают чувства у людей?
У рыбок, птичек и зверей?
Влияет без сомненья
На всех нас настроение.
— Садитесь на места, начинаем наш урок.
2. Актуализация знаний учащихся.
– С какой частью речи работали на последних уроках?
– Что такое имя существительное?
– Назовите постоянные признаки имён существительных.
– Как могут изменяться имена существительные?
– Определите все признаки имени существительного: и постоянные, и непостоянные.
без кисти ж.р., 3 скл., Р.п., ед.ч.
по каплям ж.р., 1 скл., Д.п., мн.ч.
с неба ср.р., 2 скл., Р.п., ед.ч.
о речке ж.р., 1скл., П.п., ед.ч.
на колос м.р., 2 скл., В.п., ед.ч.
над лесами м.р., 2 скл., Тв.п., мн.ч.
с мышью ж.р., 3 скл., Тв.п., ед.ч.
Цель: организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для проблемного изложения нового материала.
Открыли тетради! Записываем: число, классная работа. (Орфографическое проговаривание учеником).
[рибата бэгают па спартивнай плащатки и бут мачикам па дащатай стэнки]
– Что записано на доске? Что такое транскрипция?
– Какая орфограмма встретилась чаще всего?
Комментированное письмо по 1 слову с места.
Цель: создать условия для возникновения у учащихся понимания недостаточности знаний и стремление их получить.
Ребята бегают по спортивной площадке и бьют мячиком по дощатой стенке .
(самооценивание в листах самооценки)
3.Определение темы. Постановка цели урока.
– Какая орфограмма встретилась чаще всего в записанном предложении? Как вы думаете
какая тема сегодняшнего урока?
– Какую цель и задачи поставим перед собой?
Тема: Безударные окончания имён существительных.
Цель: научиться правильно писать безударные окончания имён существительных. Задачи: Поупражняться в правописании безударных окончаний имён существительных.
Знать алгоритм правильного написания безударного окончания существительного.
Упражняться в определении склонения и падежа имён существительных.
– Как определить безударное падежное окончание имени существительного?
Давайте повторим это правило по алгоритму, с которым вы уже знакомы. Подумайте, с чего начать и что главное будет в вашем алгоритме.
1) а) Определяем склонение существительного;
б) Определяем падеж существительного;
в) Выбираем соответствующее окончание.
2) а) Определяем склонение существительного;
б) Определяем падеж существительного;
в) вспоминаю ударное окончание слова-помощника, пишу его.
-О каких словах-помощниках идёт речь?
(оценивание себя по этой работе в листе самооценки)
Работа в группах.
Сегодня мы работаем в группах. Соблюдайте правила дружной работы, уважайте друг друга
Каждая группа получает карточку с инструкцией. Работа в группах.
Задание для 1группы.
Гореть на работе Волк в овечьей шкуре На седьмом небе
Мороз по коже Клевать носом Буря в стакане воды
Объясните их лексические значения (можно пользоваться словарем).
Найдите имена существительные с безударными падежными окончаниями.
Докажите правильность ответа.
Задание для 2 группы.
Гореть на работ.. Волк в овечьей шкур.. На седьмом неб..
Мороз по кож.. Клевать нос..м Буря в стакан.. воды
Определите у данных существительных род, падеж, число.
Подумайте, почему разные окончания?
Докажите правильность ответа.
Задание для 3 группы.
Соедини слова левого столбика с фразеологизмами правого столбика
Мало Стоять поперек дорог(…)
Не давать свободы Капля в мор(…)
Мешать гладить по головк(. )
Хвалить Держать на привяз(…)
Вставьте пропущенные окончания. Докажи правильность ответа, указав склонение, падеж.
Проверка 3-й группы на слайде
Письмо по памяти:
-Переверните карточку. Запишите любые два фразеологизма на память.
-Проверьте себя. (самооценивание в листе самооценки)
ОЦЕНИВАНИЕ работы группы. (1 учащийся от группы)
6. Физминутка ( музыкальная: танцы «Стирка» и «Слонёнок»)
Гордился Родин. сидел на берёз., салат из морков., вышел из чащ., приехал к бабушк.
Заметка о молодёж., добавить сол., построиться на площад., лежать в кроват , подойти к двер..
Стояли у тропинк. подошел к проруб. кружились в воздух. прыгал по полянк.
2.Проверка УСТНО по цепочке. Сигналы карточками «+», «-«.
3. Встаньте те , кто допустил одну ошибку. Две ошибки. Без ошибок.
(самооценивание в листах и на полях тетради)
– Вернёмся к тем задачам, которые мы поставили перед собой в первой половине урока. Как вы считаете, мы справились с этими задачами или нет?
Игра «Получи пять»
Учащиеся записывают верные падежные окончания имен существительных по три в строчку.
Дать по шапке. Как в аптеке. Как в сказке.
Мороз по коже. Без памяти. Держать на привязи.
Держать в черном теле. Ходить по струнке. Гладить по головке.
Танцевать от печки. Стать поперек дороги. Гореть на работе.
Быть на седьмом небе. Семь пятниц на неделе. На дороге не валяется.
-Соедини непрерывной ломаной линией окончания «е».
-Если у вас получилась «5», то вы молодцы! Если «5» не получилась -будем учиться на протяжении следующих уроков. (самооценивание по шкале, в листе самооценки)
– Оцените свою работу на уроке, используя фразеологизмы, которые перед вами на слайде Запишите в свою тетрадь подходящие утверждения:
1. Я переливал из пустого в порожнее.
2. Я устал и вышел из себя.
3. Я работал, не покладая рук.
4. Я устал, но взял себя в руки.
5. Я смотрел на работу класса в оба глаза.
– Зачитайте. Объясните. (НЕСКОЛЬКО учеников)
– Вспомните урок, своё место в нём. Оцените знания, умения, которые вы получили на уроке, и прикрепите свою фишку на тот уровень, которого вы достигли. ( на доске магнитами)
«я пока затрудняюсь в выборе окончания»
«я хорошо понял, но нужна ещё тренировка»
http://infourok.ru/konspekt-uroka-russkogo-yazika-pravopisanie-bezudarnih-padezhnih-okonchaniy-imen-suschestvitelnih-v-edinstvennom-chisle-1144315.html
http://kopilkaurokov.ru/russkiyyazik/uroki/konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-pravopisaniie-biezudarnykh-padiezhnykh-okonchanii-imion-sushchiestvitiel-nykh-iedinstviennogho-chisla