Конспект урока правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах

Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Скачать:

ВложениеРазмер
tema1.docx18.5 КБ
kopiya_zima_6.ppt305.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема : Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах.

Цель : 1.Отрабатывать умение правильно писать безударные падежные окончания имён существительных; систематизировать знания о существенных признаках родительного, дательного, предложного падежей; обогащать словарный запас детей;

2. развивать умение различать существительные родительного, дательного, предложного падежей ; развивать орфографическую зоркость, внимание, память, наблюдательность, любознательность, силу воли, речь детей;

3. воспитывать интерес к русскому языку, уважительные отношения друг к другу.

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; смысловое чтение; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; построение логической цепи рассуждений; доказательство;

Коммуникативные: инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра;

Регулятивные: постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня условия материала;

Личностные: нравственно- этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Оборудование : презентация, карточки, презентация- тренажёр.

— Проверьте готовность к уроку.

— Запланировано много, сможем ли справиться, посмотрим. А чтобы успеть как можно больше, работать нужно быстро, старательно, дружно!

2.Минутка чистописания. Самоопределение к деятельности.

— Какое время года хозяйничает сейчас на земле?

— Какие ассоциации вызывает это слово? Что представляете? Слайд 1.

Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл – и вот сама

Идет волшебница зима.

— Кому принадлежат эти строки?

— С кем поэт ассоциирует зиму? Как он ее называет?(Волшебницей.)

-Действительно, в зимнюю пору происходит много сказочного, волшебного. И самый волшебный праздник – Новый год.

-Назовите первую букву слова волшебница.

— Какие звуки обозначает буква «в»? Что можете о них рассказать?

-Назовите слоги, в которых буква в обозначает мягкий согласный звук.

-Назовите слоги, в которых буква в обозначает твердый согласный звук.

-Напишите красиво эти слоги.

В в ви вя ву ве вы Слайд 2

-Прочитайте предложение. Слайд 3.

К высокой ели на заснеженном пригорке убегает от лисички пушистый зайчик.

-Что напоминает предложение?

-Напишите красиво, порадуйте зиму.

-Какие орфограммы встретились?

-Назовите существительные с безударными окончаниями требующие проверки.

-Объясните, как проверить безударное падежное окончание у имени существительного в родительном, дательном, предложном падежах?

-Сформулируйте тему урока. Слайд 4

3.Работа по теме.

1)-Давайте вспомним, какие окончания существительные 1, 2, 3 склонения имеют в родительном, дательном и предложном падежах? Слайд 5

*Работа по таблице.

2) Правописание безударных окончаний имен существительных.

*С комментирование у доски.

-Запишем словосочетания и объясним написание безударных окончаний имен существительных.

-Что такое словосочетание?

Оседает на шапк. выехали из деревн. ходили по льдин. звенит в лазур.. , летали в неб.. .

-Вставьте окончания, объясняя написание по алгоритму:

Стояли у тропинк. подошел к лошад. кружились в воздух. прыгал по

полянк.. , висели на ёлк.. . Слайд 6

Упр.234 стр.124(выборочное списывание)

-Выписать существительные с безударным окончанием, которое нужно

проверить.(По лазури, в морщине, в пустыне.)

Валенки у Вареньки сохнут на завалинке. Слайд 7.

Что это за предложение?

-Какое непонятное слово встретилось в предложении?

-Где можно узнать значение слова?

-В каких словах было трудно написать окончание? Почему?

— Какие написали окончания в этих словах? Почему?

-Что надо знать, чтобы правильно писать безударные окончания имен сущ.?

-А если забыли какие окончания и в каком падеже нужно писать, как быть в

таком случае?(Подставить существительное с ударным окончанием.)

Упр.236 стр.125(работа в группах)

— Как вы себя чувствовали на уроке?

-Над чем вам каждому надо ещё поработать, где возникают трудности?

-Как думаете, все ли узнали о написании безударных падежных окончаний

-Нас еще ожидает много интересного.

— Подведем итог нашего урока. Слайд 12.

— Как различать родительный, дательный, предложный падеж?

Конспект открытого урока «Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах» 4 класс

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Конспект открытого урока «Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах»

Цель: формирование образовательных компетенций ( информационных, коммуникативных, рефлексивных) учащихся 4 класса в предметной области русский язык по теме «Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах».

— Проверьте готовность к уроку.

— Запланировано много, сможем ли справиться, посмотрим. А чтобы успеть как можно больше, работать нужно быстро, старательно, дружно!

2. Актуализация знаний

1. Минутка чистописания

-На минутке чистописания мы будем писать букву Мм .

-Какой звук обозначает эта буква? Дайте характеристику этого звука.

-Запишите буквы и буквосочетания, соблюдая последовательность. Следите за высотой и правильностью соединения букв.

Мм Мм мм млм мол мсм амо

Мама солнце любовь радость счастье покой

-Какое задание можно придумать к этим словам? (Определить склонения.)

-Определите склонения имён существительных с помощью сигнальных карточек.

-Дайте характеристику предложения. Разберите предложение по членам. Определите падежи имён существительных. Покажите сигнальными карточками.

2.Слова под диктовку : зима, зимний, зимушка, зимы, зимовать.

— Разберите слова по составу.
Состав слова:
зим — корень,
ова, ть — суффиксы,
нет окончания ,
зимова — основа слова.

Примечание: ть является формообразующим суффиксом и не входит в основу слова.

— Найдите и подчеркните лишнее слово. Объясните свой выбор.

— Оцените свою работу.

Учитель: — Что необходимо знать, чтобы грамотно написать безударное окончание существительного?

Ученики: — Склонение существительных.

— Вопросы падежей. На парте карточки, вспомним и заполним.

А теперь просклоняйте слова иголка и платьице, выделите окончания (2 человека у доски, остальные в тетрадях.

Учитель: — что вы заметили? В каких падежах надо проверять окончания существительных?

Ученики: — Когда окончание находится в безударной позиции, -е или -и, в Р.,Д.,П. падежах.

Учитель: — ребята, вам предлагается заполнить таблицу.

(Дети самостоятельно заполняют таблицу)

Учитель: — Почему в таблице приведены не все падежи?

Ученики: -Только в этих падежах есть окончания е, и , здесь можно допустить ошибку.

Учитель: — в тетради просклоняйте существительные ( 1 группа — ель, 2 группа — туя. 3 группа – кедр,4 группа- дерево), выделите и проверьте окончания в Р, Д, П. падежах по таблицам.

Какой вывод мы можем сделать после проделанной работы?

1 скл. Д.п 1 скл. Р .п

2 скл. П.п е-и 3 скл. Все падежи

4. Работа по теме

Правописание безударных окончаний имен существительных.

*С комментирование у доски.

-Запишем словосочетания и объясним написание безударных окончаний имен существительных.

-Что такое словосочетание?

Оседает на шапк. выехали из деревн. ходили по льдин. звенит в лазур.. , летали в неб.. .

-Вставьте окончания, объясняя написание по алгоритму:

Стояли у тропинк. подошел к лошад. кружились в воздух. прыгал по

полянк.. , висели на ёлк.. .

2. Прочитайте текст. (…)

— Вам необходимо списать текст, обозначить склонение и падеж им.сущ. с пропущенными окончаниями и ,пользуясь памяткой, правильно написать эти окончания.

Манеж осветился лучик…м прожектора. Циркач, окутанный яркой накидк…й, начал представление. Он позвал на манеж кошку с собак…й. Они ловко работали с мячик…м и скакалк…й. Циркач угостил их рыб…й и сахар…м. Под купол…м цирка выступали акробаты. Зрители с радость… хлопали артистам. Они с честь… справились со своей задач…й. (Спишите текст, вставь пропущенные буквы, обозначая склонение и падеж этих имен существительных.)

1скл. приседаете, 2 скл. хлопаете,3скл. руки вверх

Конь, земля, сын, дочь, Алла, солнце, отец, дача, мышь, окно, печь, платье, парта, ручка, тишь, сын, книга, тетрадь, день, печенье.

6. Самостоятельная работа

Дифференцированная работа в группах по карточкам.

Мы в вечном, неоплатном долгу перед матерью. Давайте будем проявлять больше забот_, внимани_,сочувстви_ к мамам. Будем помогать им по дом_. Ведь наши мамы берут на себя двойную работу, чтобы мы могли хорошо учиться, отдыхать.

-Прочитайте текст (на доске).

-О чём этот текст?

-Выполните задания к тексту. Его вы найдёте на красных листочках на ваших столах.

Допишите подходящие по смыслу имена существительные. Определите склонение и падеж.

Любимой (кому?) ________________________

Подошла (к чему?) ________________________

Портрет (чей? кого?) ______________________

Встретил (кого?) __________________________

Попросила (_____?) _______________________

Спишите, вставляя пропущенные окончания. Укажи склонение и падеж существительных.

Выпишите выделенные имена существительные, вставив пропущенные окончания. Определите склонение.

– На какие вопросы отвечают существительные в родительном падеже?

-На какие вопросы отвечает существительные в дательном падеже?

— Какие предлоги относятся к существительным в родительном падеже? (от, до из, без, у, для, около, с, вокруг)

— Какие предлоги относятся к существительным в дательном падеже? (к, по)

– Какие окончания имеют существительные 1 склонения в родительном падеже?

– Какие окончания имеют существительные 1 склонения в дательном падеже?

-Какие окончания имеют существительные 2 склонения в родительном падеже? Дательном?

– Какие окончания имеют существительные 3 склонения в родительном падеже? Дательном?

— Каким членом предложения являются существительные в родительном и дательном падежах (второстепенным членом). Запишите в таблице .

-Еще раз внимательно посмотрите на таблицу. Сделаем вывод.

– По каким признакам различаются родительный и дательный падежи?

(Родительный и дательный падежи различаются: падежными вопросами, предлогами, окончаниями существительных 1-го и 2-го склонения)

— В каком склонении родительного и дательного падежах одинаковые окончания? (в 3 склонении).

-Что ещё общего? (вт. чл. предложения).

-Понравился ли вам урок?

-Что нового узнали сегодня на уроке?

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

-Для чего вам нужны эти знания?

-Спасибо за урок!

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

  • Джалилова Шарипат МагомедовнаНаписать 2301 20.02.2019

Номер материала: ДБ-458301

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    20.02.2019 110
    20.02.2019 129
    20.02.2019 368
    20.02.2019 401
    20.02.2019 126
    18.02.2019 253
    18.02.2019 152
    17.02.2019 279

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Минобразования Кузбасса рекомендовало техникумам и школам уйти на каникулы до 7 ноября

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения объявило конкурс «Учитель-международник»

Время чтения: 1 минута

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Минобрнауки утвердило перечень олимпиад для школьников на 2021-2022 учебный год

Время чтения: 1 минута

Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул

Время чтения: 1 минута

Более половины родителей не состоят в родительских чатах

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

План- конспект открытого урока «Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах»

Обобщить знания о случаях написания безударного окончания имени существительного;тренировать в написании безударных окончаний; развивать орфографическую зоркость; продолжать работу по развитию памяти, речи, мышления, развивать интерес к предмету.

Просмотр содержимого документа
«План- конспект открытого урока «Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах»»

Урок русского языка. 4 класс.

Тема: «Правописание безударных окончаний имен существительных во всех

Цель урока: обобщить знания о случаях написания безударного окончания имени

тренировать в написании безударных окончаний;

развивать орфографическую зоркость;

продолжать работу по развитию памяти, речи, мышления,

развивать интерес к предмету;

воспитывать дисциплинированность, усидчивость, внимательность.

Образовательные: закрепление знаний о склонении, падежах имен существитель-

ных, формирование знаний о написании падежных окончаний имен существи-

Воспитательные: воспитание дружескоговзаимодействия обучающихся в груп-

пах, умения слушать собеседника, владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умений искать и находить компромиссы, отстаивать свою точку зрения, быть способным к сотрудничеству.

Развивающие: развитие речи обучающихся, логического образного мышления,

находчивости, сообразительности, умения анализировать и логично рассуждать.

Формирование универсальных учебных действий.

Демонстрационные таблицы «Падежи», «Склонение существительных», «Падежные окончания имен существительных»

Карточки для групповой работы

Карточками для работы в парах.

Русский язык. 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций.

В 2 ч. Ч.1 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий – 6-у изд. – М.: Просвещение, 2016.

–Ребята, сегодня на уроке у нас гости. Давайте поприветствуем гостей. Я надеюсь,

что вы покажете гостям, как вы умеете работать.

–Ребята, а может у кого из вас есть особые пожелания друг для друга?

— Я желаю, чтобы у вас, ребята, было хорошее рабочее настроение.

— Я хочу, чтобы у каждого всё получилось.

— Хочу, чтобы все были внимательны, слушали учителя и ребят-одноклассников.

— Ребята, я желаю, чтобы все справились с заданиями.

– Ребята, я присоединяюсь ко всем пожеланиям, верю в вас и знаю – у вас всё

– Сегодня проведём урок немного необычно – в виде презентации, она поможет

нам наиболее глубже повторить и ещё раз закрепить материал пройденной темы.

– Чтоб урок у нас прошёл замечательно, я предлагаю вам работать под девизом:

– Как вы это понимаете?

– Итак, включаемся в работу. За урок нам много надо успеть сделать, поэтому

Тетрадь с наклоном положу,

Ручку правильно держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

– Запишите число, классная работа.

– Ребята, поднимите руку, кто из вас любит осень? Зиму? Весну? Лето?

– Сегодня за один урок мы побываем с вами во всех временах года. Вы готовы

отправиться в гости к временам года? (Да).

II. Актуализация знаний

1. Минутка чистописания

– Посмотрите на слайд (осенний коллаж) и скажите, в какое же время года мы

– Правильно. Осенью часто идет дождь. Слайд (капелька) .

–В каких буквах мы можем встретить элементы, похожие на капельку? (з, д, у)

– Как называется этот элемент буквы? (петелька)

– Как правильно записать петлю? (до середины строки и пересекается на линии)

– Молодцы, запишите буквы, записанные на доске. Не забывайте о наклоне тетрад-

ки и правиле посадки при письме (Дети записывают).

2. Словарная работа

– Осенью созревает урожай на грядках. Давайте соберем его в корзину. А для этого

выполним словарную работу. На следующей строке записали:

– Овощи выращивать – это большая работа. Вот нам надо сначала разгадать загадки.

На жарком солнышке подсох

И рвется из стручков …

Что за скрип? Что за хруст?

Это что еще за куст?

Как же быть без хруста,

Что копали из земли,

Что в золе мы испекли,

Кто играет с нами в прятки

На осенней дачной грядке?

Спрятался под листиком Хитрец

Вкусный, красный, но не сладкий.

Зреет на садовой грядке,

В сказках, помнишь, с давних пор

Все зовут его: «Синьор»!

Ребята записывают слова в тетрадь.

Во время проверки ученик читает слово, называет орфограммы и на экране

высвечивается словарное слово. Всего словарных слов пять.

– Какое слово лишнее и почему? (Лишнее слово капуста, т.к. все слова 2 скл, ка-

На слайде только список слов.

Проверка по слайду (склонения слов) – комментирует ученик

– Для чего нужно знать склонение слов? (Чтобы правильно записывать окончания

– Мы выполнили все задания, собрали урожай и теперь отправляемся дальше .

III.Сообщение темы и задач урока.

– В каком времени года мы оказались? (Это зима)(Дети видят зимний коллаж и

должны определить, что это зима)

–Чтобы в зимний мороз не замёрзли, мы поиграем в игру «Бегущая минутка».

За 1 минуту надо ответить на максимальное количество вопросов. Итак, начинаем!

Изменяемая часть слова … (окончание).

Часть речи, обозначающая предмет … (существительное).

Слова женского и мужского родов с окончаниями -а, -я относятся … (к 1 склонению).

Постоянный признак имён существительных… (род).

Часть речи, отвечающая в начальной форме на вопросы: кто?, что? … (существительное).

К 3 склонению относятся имена существительные … (женского рода с нулевым окончанием).

Имена существительные бывают … (одушевлённые и неодушевлённые).

Ко 2 склонению относятся … (слова мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончанием -о, -е).

Имена существительные изменяются по … (по числам и по падежам).

Сколько падежей в русском языке? … (шесть).

–Молодцы! Справились с заданием!

– Из всего сказанного я хотела бы выделить слова: (на доске появляются слова).

– Давайте попробуем сформулировать тему нашего урока.

Тема:«Правописание безударных падежных окончаний имен существительных»

– Значит, наша задача на этом уроке заключается в том, чтобы:

1. Показать умеем ли мы определять склонение, род, падеж имён существительных.

2. Научились ли мы вставлять нужное падежное окончание имён существительных.

– Давайте вспомним, что надо сделать, чтобы правильно написать безударное окон-

чание имени существительного. Слайд

IV. Работа по теме.

– Я предлагаю проверить, умеете ли вы пользоваться своими знаниями.

– Продолжим «зимнюю» тему и составим текст «За что дети любят зиму?»

– В какие игры играет зимой детвора?

– На чём можно кататься зимой?

– Что можно лепить из снега?

– Где можно играть детям в зимние игры?

– Почему опасно играть на проезжей части дороги?

Много весёлых забав у детворы зимой. Можно кататься на санках, лыжах, коньках.

В дни оттепели ребята строят снежные крепости, играют в снежки, лепят снегови-

ков и зверушек из липкого снега. В зимние игры дети играют на катке, на горке, на

детской площадке, в парке, в лесу.

На мостовой опасно играть потому, что может сбить машина.

— Запишитевыделенное предложение с комментированием.

Работа в группах

Над каждым словом надписать часть речи.

Выполнить синтаксический разбор.

В парке – морфологический разбор

К слову зима придумать однокоренные слова и одно из этих слов разобрать по

Выполнить фонетический разбор слова дети.

(Слайд используется для введения в игровую ситуацию)

– Зимой холодно, давайте немножко согреемся и поиграем.

Я буду называть имена существительные.

Если имя существительное относится к 1-му склонению, вы хлопаете в ладоши;
если имя существительное относится ко 2-му склонению, то приседаете;
если имя существительное относится к 3-му склонению, то прыгаете на месте.

Слова для физкультминутки:Лошадка (1), берег (2), молодость (3), ученик (2),

парта (1), старость (3), степь (3), морковь (3), свёкла (1), огурец (2), велосипед(2),

осень (3), лето (2), весна (1), зима (1), снежинка (1), метель (3).

VI. Обобщение материала.

1.Работа в парах.

– Весной принято наводить порядок. Вот и в наших словах во время зимней вьюги

некоторые буквы рассыпались. Надо вставить их на место. Вместе наводить поря-

док веселее. Работаете в паре по рядам на карточках.

(Слайд используется для введения в игровую ситуацию)

2. Работа с учебником.

– Мы потренировались в написании падежных окончаний существительных, рабо-

тая в парах, а теперь поработайте самостоятельно по учебнику.

– Откройте учебник на стр. 127, упр. 239.

Смеяться от радости(3 скл.,Р.п.), рисовать в тетради(3скл., П.п.), подъехать к де-

ревне (1скл., Д.п.), написать тете Ире (1скл., Д.п.), закричать от боли (3скл., Р. п.),

побывать в Сибири (3скл., П. п.), работать за компьютером (2скл., Т. п.), приехать

к бабушке Сони (1скл., Д.п.), идти по тропинке (1скл., Д.п.).

VII. Закрепление материала.

– Молодцы. Трудные были задания, но мы с ними справились. А мы отправляемся

дальше. В каком времени года мы оказались? (Лето.)

– Лето. Пора каникул, отдыха, веселья и игр. И сейчас мы с вами поплаваем по

реке. Но, к сожалению, во время плавания письмо упало в реку и смыло несколько

слов из письма. Их надо восстановить (задание выполняется устно). Дополните

предложения подходящими по смыслу существительными, чтобы получился связ-

ный рассказ. Озаглавь.

Брат меня и маму катал на ___________ по тихой реке. Он ловко работал ______.

На воде тихо качались белые __________, желтые _________.Берега реки утопа-

ют в __________. Хорошо летом на реке!

Проверка: ученик называет слово, которое надо вставить и какое окончание надо

VIII. Итог урока

В первом склонении,
Помню даже во сне,
В предложном и дательном
Пишется ….(е)

И во втором склонении
В предложном падеже
Пишу я без сомнения,
Окончание…(е)

А в третьем склонении,
Не ошибись, смотри,
В родительном, дательном,
Даже в предложном
Всегда я пишу
Окончание …(и)

XIII. Домашнее задание

– Откройте учебники на странице 127 упражнение 241.

– Прочитайте задание. Что нужно сделать? (Списать, вставляя пропущенные буквы)

IX. Завершение урока

– Давайте изобразим шкалу успеха. Покажите, насколько вы сегодня:

а) были успешны на уроке и чувствовали себя комфортно;


источники:

http://infourok.ru/konspekt-otkritogo-uroka-pravopisanie-bezudarnih-okonchaniy-imen-suschestvitelnih-vo-vseh-padezhah-klass-3603503.html

http://multiurok.ru/index.php/files/plan-konspekt-otkrytogo-uroka-pravopisanie-bezudar.html