Конспект урока правописание безударных падежных окончаний существительных 4 класс

Урок по русскому языку. в 4 классе.Тема: «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

закрепляем знаний о склонении, падежах имен существительных, формируем знание о написании падежных окончаний имен существительных.

Скачать:

ВложениеРазмер
urok.docx32.51 КБ
chast_1.pptx954.47 КБ
chast_2.pptx2.58 МБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 4 классе на тему: Тема: «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных». По программе «Школа России»

Цель урока: обобщить знания о случаях написания безударного окончания имени

тренировать в написании безударных окончаний;

развивать орфографическую зоркость;

продолжать работу по развитию памяти, речи, мышления,

развивать интерес к предмету;

воспитывать дисциплинированность, усидчивость, внимательность.

Образовательные: закрепление знаний о склонении, падежах имен существительных, формирование знаний о написании падежных окончаний имен существительных.

Воспитательные: воспитание дружеского взаимодействия обучающихся в группах, умения слушать собеседника, владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умений искать и находить компромиссы, отстаивать свою точку зрения, быть способным к сотрудничеству.

Развивающие: развитие речи обучающихся, логического образного мышления, находчивости, сообразительности, умения анализировать и логично рассуждать.

  • Формирование универсальных учебных действий.
  1. Мультимедийный проектор
  2. Экран
  3. Презентация
  4. Демонстрационные таблицы «Падежи», «Склонение существительных», «Падежные окончания имен существительных»
  5. Карточки для индивидуальной работы
  6. Карточками — закладки.
  7. Русский язык. 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч.1 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий – 6-у изд. – М.: Просвещение, 2016.

– Ребята, сегодня я проведу у вас урок. Зовут меня Валерия Алексеевна. Я надеюсь, что мы с вами плодотворно поработаем.

Ребята, я хочу пожелать вам хорошего настроения, грамотного письма, чтобы у каждого всё получилось.

Ребята, а может у кого из вас есть особые пожелания друг для друга?

ДОП ВОПРОС А может быть гости нам что-то пожелают.

– Ребята, верю в вас и знаю – у вас всё получится.

– Чтоб урок у нас прошёл замечательно, я предлагаю вам работать под девизом:

– Как вы это понимаете?

– Итак, включаемся в работу. За урок нам много надо успеть сделать, поэтому

– Запишите число, классная работа.

О ди нн адцатое д е к а бря.

Кла сс ная р а бота.

– Ребята, поднимите руку, кто из вас любит осень? Зиму? Весну? Лето?

– Сегодня за один урок мы побываем с вами во всех временах года. Вы готовы отправиться в гости к временам года?

1 ученик — Я желаю, чтобы у вас, ребята, было хорошее рабочее настроение.

2 ученик — Хочу, чтобы все были внимательны, слушали учителя и ребят-одноклассников.

3 ученик — Я желаю, чтобы все справились с заданиями.

Урок русского языка в 4 классе «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных»

Мария Шмаль
Урок русского языка в 4 классе «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных»

Тема: ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ПАДЕЖНЫХ ОКОНЧАНИЙ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

Тип урока: Обобщение и систематизация знаний

Создать условия для формирования навыка правописания безударных окончаний имён существительных во всех падежах; способствовать развитию орфографической зоркости; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке

Планируемые предметные результаты:

Научатся правильно писать безударные падежные окончания имён существительных; определять падеж и склонение имён существительных; выделять падежные окончания;

— Устанавливать значимость познавательной деятельности, оценивать усвоение содержания материала;

формировать способность к самооценке, оцениванию жизненных ситуаций и своего отношения к процессу обучения

— Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь работать по алгоритму; проводить контроль в форме самопроверки и взаимопроверки; давать самооценку; корректировать и дополнять план своего действия в соответствии с поставленной задачей.

-Сотрудничать в поиске и сборе информации, оценивать действия партнёра; уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в группе и паре, учится учитывать позицию собеседника формулировать собственное мнение и позицию.

— Уметь формулировать познавательные цели, анализировать объекты, проводить классификацию по различным критериям; обобщать в виде правила; ориентироваться в своей системе знаний; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и знания.

Ход урока:

Долгожданный дан звонок –

Начинается урок.

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Чтобы гости дорогие,

Захотели вновь прийти!

Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы совершим с вами увлекательное путешествие. А куда – догадайтесь сами.

В этом доме 100 рябин, 100 берёз и 100 осин.

Итак, отправляемся в путешествие не по страницам учебника, а в зимний лес.

Прежде чем войти в лес по лесной тропинке, необходимо подготовиться к путешествию.

— Откройте тетради, запишите число, классная работа.

(формулирование темы урока).

— Ребята, что мы можем увидеть в лесу на снегу? (Следы.)

— Закройте глаза, откройте. Вот мы с вами и в лесу. Посмотрите, как здесь красиво! (слайд 2)

— Что вам напомнили эти следы? (Окончания существительных (слайд 3)

— Скажите, чему же будет посвящена тема урока? (Имени сущ.)

— Какая основная задача, которая стоит перед вами?

Правильно, ребята. Сегодня на уроке мы закрепим знания о правописании безударных падежных окончаний существительных единственного числа.

-Вот мы очутились на лесной поляне, где нас встречает красавица-ель. (слайд 4)

Делаем остановку. Я предлагаю украсить ёлочку снежинками, но для этого вам необходимо правильно ответить на вопросы. Один отвечает, остальные внимательно слушают.

И если ошибка – сигналите красными огоньками (сигнальные карточки)

Повторение об имени существительном. (слайд 5)

1. Дайте определение имени существительному.

2. Как изменяются имена существительные?

3. Что такое склонение?

4. Сколько склонений у существительных?

5. Какие существительные относятся к 1 склонению? Ко 2 склонению?

— Молодцы, ребята! Посмотрите, какой красивой стала наша ёлочка!

— А знаете ли вы, что самые большие снежинки были зарегистрированы во время снегопада над Саксонией 4 декабря 1892 г. Их диаметр достигал 12 см (слайд 7)

Словарно – орфографическая работа

— Путешествуем дальше. А вот и первый лесной житель. Отгадайте – он бывает белый и бурый. (Медведь (слайд 8)

Он вас просит выполнить несколько заданий.

Первое задание. Просклонять существительные разных склонений, называя окончания (Вьюга, буран, метель)

Второе задание. Запишите под диктовку слова в три столбика, распределяя по склонениям. (Лошадка, календарь, берег, огурец, молодость, вьюга, пальто, метель, снежинка, осень, мебель)

(самопроверка по ключу)

— Послушайте, кто-то к нам спешит.

Этот зверь живет в лесу. Шерсть у него рыжая, хвост пушистый, мордочка длинная. Зверь этот хитрый. (Лиса.) (слайд 10)

— Лисичка приготовила для вас задания и просит вас их выполнить.

Первое задание называется «Найди ошибку» (слайд 11)

Как прекрасен зимний лес! Диревья все в серебре. Всё вокруг покрыто пушистым снегам. В лесу очень тихо. Спит медведь в берлоги. На вершини высокой сосны затаилась белочка. А вот и заяц в белой шубки. Он спрятался около еле. (проверка у доски цепочкой)

Физкультминутка (12, 13, 14, 15)

Момент пришёл для игр и шутки, точнее, для физкультминутки.

Мы заходим с вами в лес

(Дети маршируют на месте,

Сколько здесь вокруг чудес!

(Удивились, развели руками)

Сколько ёлочек зелёных,

Столько выполним наклонов.

Сколько здесь у нас игрушек,

Столько сделаем прыжков.

(Раз, два, три, четыре, пять, шесть)

Вперёд из — за куста

Смотрит хитрая лиса.

Мы лису обхитрим,

На носочках убежим. (Бег на носочках)

Всё вокруг мы рассмотрели

И тихонечко все сели.

Упражнение в определении окончаний существительных (слайд 16)

Работа в группах (Вставьте пропущенные безударные падежные окончания)

Прочитайте задание. Что надо сделать? (Вставить безударные падежные окончания)

Для этого давайте вспомним алгоритм проверки безударного падежного окончания имён существительных.

1. Определи падеж.

2. Определи склонение.

3. Вспомни окончание имени существительного этого склонения в нужном падеже.

Написал в тетрад. ,

играл на площадк.,

подбежал к пристан.,

видны на скатерт. .

Прочитайте предложение. Помогите лисе, потому что она сомневается в выборе букв. (слайд 17)

(В)воздухе медленно кружылись снижынки.

— Какой части речи не хватает в этом предложении. (Прил.)Я предлагаю написать:

В воздухе медленно кружились снежные снежинки. (речевая ошибка)

(В предложении есть речевая ошибка – снежные снежинки.)

Правильно, ребята. Подберите прилагательные к слову «снежинки». (Пушистые, резные, холодные,)

Выполните синтаксический разбор данного предложения.

(Дети выполняют задание +индивидуальная работа — у доски работают два человека: морфологический разбор слова «в воздухе» — сильный ученик, разбор по составу «снежинки» — слабый.)

Проверка: синтаксический разбор – (слайд 13);

разбор по составу – сигнальные карточки;

морфологический разбор – в воздухе

Отправляемся дальше. Посмотрите, кто это там в сугробе.Давайте с ним познакомимся:

Летом у него шерсть серая, а зимой белая, уши длинные, а хвост короткий.

Зверек этот пугливый. (Заяц.) (слайд 18)

Зайчик предлагает поиграть в игру «Бегущие минутки». (слайд 19)

За 1 минуту надо ответить на максимальное количество вопросов.

1. Изменяемая часть слова….(окончание)

2. Часть речи, обозначающая предмет…. (существительное)

3. Слова женского и мужского родов с окончаниями –а, -я относятся… (к 1 склонению)

4. Имена существительные бывают….(одуш. и неодуш.)

5. Главные члены предложения….(подлежащее и сказуемое)

6. Сколько падежей в русском языке? (6 падежей)

7. Второстепенные члены предложения (определение, дополнение, обстоятельство)

8. К 3 склонению относятся имена существительные….(женского рода с нулевым окончанием)

Упражнение в определении падежей существительных

Следующее задание. Из данных слов составьте предложения. Запишите. падежи существительных. (Слайд 20)

Проверь. (Слайд 21)

Определите падежи существительных. (Взаимопроверка)

И снова в путь. Ой, кто это воет? (Слайд 22)

Думаю, если мы выполним задания правильно, то волк нас не тронет.

Самостоятельная работа (Поставь существительное в данный падеж)

Ветка (Р. п, ладонь (П. П, стакан (Т. п.)

Следующее задание. (слайд 24) Выборочная работа.

1 группа. Найдите и запишите имена существительные с окончанием — е.

2 группа. Найдите и запишите имена существительные с окончанием — и.

(Написал в тетрад., играл на площадк., подбежал к пристан., найти на дорог., пошёл по троп.)

— Поднимите руки, кто выполнил работу без ошибки. Молодцы!

Подведение итогов урока.

— Вот и подошло к концу наше путешествие по зимнему лесу.

— А как нужно себя вести в лесу?

— Какие задания вам больше всего понравились?

— Что мы должны запомнить?

— Послушайте, что вы слышите? (Ручей.) (слайд 25)

— Откуда он здесь? (Родник.)

Рефлексия под звук ручья

— Кому было на уроке всё понятно, со всеми заданиями справлялись уверенно, поднимите ёлочку красного цвета.

— Если вы затруднялись при выполнении заданий, чувствовали себя неуверенно, поднимите ёлочку зелёного цвета.

— Кому на уроке работать было очень трудно, с заданием не справлялись, поднимите ёлочку синего цвета.

— Покажите свои ёлочки. Молодцы!

— В благодарность за хорошую работу на уроке ёлочка приготовила для вас подарки. (слайд 26)

(Учитель раздаёт детям шишки, украшенные блёсками)

— Берегите лес, ребята, он для человека приносит много пользы.

Урок закончен.

Конспект урока русского языка в 4 классе «Три склонения имен существительных» Конспект урока русского языка В 4 классе «Б» Тема урока: Три склонения имен существительных. Цель урока: Научить различать склонения имен.

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме «Правописание приставок» Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Чиликарская основная общеобразовательная школа» Хивский район. Республика Дагестан.

Презентация к уроку русского языка в 3 классе «Правописание безударных гласных в корне слова проверяемых ударением» Презентация к уроку русского языка в 3 классе по теме «Правописание безударных гласных в корне слова проверяемых ударением». В гости пришли.

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе «Правописание приставок и предлогов» ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК И ПРЕДЛОГОВ Педагогические цели Способствовать развитию умений распознавать приставки и предлоги, находить их в тексте,.

Конспект урока «Правописание безударных личных окончаний глаголов I и II спряжений» Цель урока: научить распознавать спряжение глаголов по неопределённой форме и правильно писать безударные окончания. Задачи: 1. Упражняться.

Урок русского языка во 2 классе «Глагол» Тема. Глагол. Задачи урока: 1. Образовательные: конкретизация полученных знаний о глаголе. • учить детей сопоставлять вопрос, на который.

Урок русского языка в 3 классе «Глагол» Тема. Глагол. Задачи урока: 1. Образовательные: конкретизация полученных знаний о глаголе. • учить детей сопоставлять вопрос, на который.

Урок русского языка в третьем классе «Род имен существительных» ТЕМА: Род имен существительных. ЦЕЛЬ: Создать условия для знакомства учащихся с родом имен существительных. ЗАДАЧИ: 1. Создать условия.

Урок русского языка в 1 классе «Обучение письму. Строчная и заглавная буквы Е, е» Тема: Строчная и заглавная буквы Е, е Цель: планируется, что к окончанию урока учащиеся успешно выполнят тест-игру, позволяющий определить.

Урок русского языка в 1 классе «Ударение. Ударные и безударные слоги» Открытый урок по русскому языку Тема урока: Ударение. Ударные и безударные слоги. Красота слова и души. Цель: организовать деятельность.

Конспект урока по русскому языку «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных» (закрепление) 4 класс

Урок – Русский язык.

УМК – «Школа России», 4 класс

Тема урока – Правописание безударных падежных окончаний имен существительных во всех падежах.

Цель урока : выработка умений самостоятельно применять написание безударных падежных окончаний имен существительных.

Тип урока – комплексное применение знаний.

Личностные – развитие интереса к изучению языка.

Регулятивные – вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные – построение логической цепи рассуждения, доказательство.

Коммуникативные – инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками, контроль, коррекция и оценка действий одноклассников.

– Итак, какова цель всех наших уроков русского языка?

2. Эмоциональный настрой.

— Ребята, что вы ждёте от урока? (Узнать что-то новое, интересное)

— А я жду от вас грамотных ответов, активности на уроке.

3. Словарная работа.

У.- Сегодня у нас будет немного необычная работа со словарными словами. Я буду вам читать предложение, а вы замените каждое предложение, одним словом и напишите. Обозначьте склонение.

1. Инструмент для копания земли с длинной рукояткой и широким плоским отточенным концом. (Лопата.)

2. Надпись на письме, посылке и т. п. с указанием получателя и его местожительства. (Адрес.)

3. Городской электрический вагон (Трамвай.)

4. Человек, совершающий поездку на каком-либо виде транспорта. (Пассажир.)

5. Крупный населенный пункт, в котором обычно есть фабрики и заводы. (Город.)

6. Учреждение, в котором выдаются книги для временного пользования. (Библиотека.)

7. Плод яблони. (Яблоко.)

(Проверка по цепочке.)

4.Работа по теме.

1)Минутка чистописания. Самоопределение к деятельности.

По узкой дорожк_ по широкой площад_ ехал я на лощад_. А потом у маленькой речк_ ехал я на овечк _.

-Списать, вставить пропущенные буквы. (Один ученик у доски)

— В какой части слова будем решать орфографические задачи?

— Кто расскажет алгоритм действия правописания падежных окончаний имён существительных?

2) Физкультминутка. Я называю имена существительные, вы , когда услышите существительное 1скл. – поднимаете руки вверх, 2 скл. – в стороны, а 3 скл. – приседаете. Начали: страна, полотенце, дядя, печь, конь, радость, урок, работа.

3)Работа по группам.

Итак, мы вспомнили все способы проверки, теперь приступаем к закреплению учебных действий. Работать будем в группах . Какие правила во время такой работы нужно соблюдать. (Рабочая дисциплина, в обсуждении участвуют все члены группы, окончательные решения принимаются коллегиально, подчинение требованиям руководителя группы.)

— Откройте конверт, который лежит на столе у каждой группы. Обсудите в группе пути решения поставленной задачи и сделайте соответствующие записи в тетрадях. На работу – 6 минут.

1 группа. Спишите существительные, раскрыв скобки, поставьте их в нужную форму. Выделите окончания у этих существительных и определите падеж, склонение . Составьте по одному предложению с данными словами, распределив их между членами группы.

к (речка), на (верхушка), с (обложка), без (радость), в (автобус), о (бабушка), в (деревня), для (поездка),по (дорога)

2 группа . Расположите словосочетания в порядке следования падежей. Вставьте пропущенные буквы, укажите склонение и падеж существительных.

Играл на дудочк. подошёл к осин. смастерил для бабушк. увидал мыш. шёл рощ..й, прелестное дитя.

3 группа. Распределите существительные на 3 группы по склонениям, вставьте окончания, укажите падеж.

На ветк. сердце дочер…, по тропинк. на окошк. по огород. у черёмух. на западе пустын.

– Давайте проверим вашу работу. Отвечает представитель от группы (дети отвечают, ученики из других групп исправляют или дополняют ответы, все тут же сравнивают свою работу с ответам и т. д.)

5) У. — В конце урока Напишем мини-сочинение на тему «Зима».

— Посмотрите на доску, пусть каждый выберет вариант по своим силам:

Пишу сам(а). На доске картина «Зима».

Прошу маленькую помощь. В синем конверте слова — помощники: день, мороз, небо, земля, снег, лес, деревья, зима.

Прошу большую помощь.

В красном конверте карточки:

Пришла…………… зима. Стоят…………. морозы. Земля покрылась……… снегом. Стоит…………. лес. Деревья украшены …………. узорами инея. В снег спрятались……… елочки. Мороз сковал …………….. Жители давно приготовились к зиме.

— Перед вами пьедестал. Поставьте, пожалуйста, себя на одно из этих мест по тому признаку, как вы сегодня на уроке работали, как вы себя чувствовали.

— Оказывается, это не просто места, первое, второе, третье, а склонения. Напишите в тетради слово того склонения, которое вы выбрали. Дайте соседу по парте проверить, правильно ли вы подобрали слово.

— Подведем итог нашего урока.

— Как различать родительный, дательный, предложный падеж?

— Можно ли только по вопросу где ?

— Назовите вопросы и предлоги род. падежа.

-Назовите вопросы и предлоги дат. падежа.

-Назовите вопросы и предлоги пр. падежа.

— Для чего нужно различать эти падежи?

8) Домашнее задание . Упражнение 239

По узкой дорожк_ по широкой площад_ ехал я на лощад_. А потом у маленькой речк_ ехал я на овечк _.

1 группа. Спишите существительные, раскрыв скобки, поставьте их в нужную форму. Выделите окончания у этих существительных и определите падеж, склонение . Составьте по одному предложению с данными словами, распределив их между членами группы.

к (речка), на (верхушка), с (обложка), без (радость), в (автобус), о (бабушка), в (деревня), для (поездка),по (дорога)

2 группа . Расположите словосочетания в порядке следования падежей. Вставьте пропущенные буквы, укажите склонение и падеж существительных.

Играл на дудочк. подошёл к осин. смастерил для бабушк. увидал мыш. шёл рощ..й, прелестное дитя.

3 группа. Распределите существительные на 3 группы по склонениям, вставьте окончания, укажите падеж.

На ветк. сердце дочер…, по тропинк. на окошк. по огород. у черёмух. на западе пустын.

день, мороз, небо, земля, снег, лес, деревья, зима.

день, мороз, небо, земля, снег, лес, деревья, зима.

день, мороз, небо, земля, снег, лес, деревья, зима.

день, мороз, небо, земля, снег, лес, деревья, зима.

день, мороз, небо, земля, снег, лес, деревья, зима.

день, мороз, небо, земля, снег, лес, деревья, зима.

день, мороз, небо, земля, снег, лес, деревья, зима.

день, мороз, небо, земля, снег, лес, деревья, зима.

Пришла…………… зима. Стоят…………. морозы. Земля покрылась……… снегом. Стоит…………. лес. Деревья украшены …………. узорами инея. В снег спрятались……… елочки. Мороз сковал …………….. Жители давно приготовились к зиме.

Пришла…………… зима. Стоят…………. морозы. Земля покрылась……… снегом. Стоит…………. лес. Деревья украшены …………. узорами инея. В снег спрятались……… елочки. Мороз сковал …………….. Жители давно приготовились к зиме.

Пришла…………… зима. Стоят…………. морозы. Земля покрылась……… снегом. Стоит…………. лес. Деревья украшены …………. узорами инея. В снег спрятались……… елочки. Мороз сковал …………….. Жители давно приготовились к зиме.

Пришла…………… зима. Стоят…………. морозы. Земля покрылась……… снегом. Стоит…………. лес. Деревья украшены …………. узорами инея. В снег спрятались……… елочки. Мороз сковал …………….. Жители давно приготовились к зиме.

Пришла…………… зима. Стоят…………. морозы. Земля покрылась……… снегом. Стоит…………. лес. Деревья украшены …………. узорами инея. В снег спрятались……… елочки. Мороз сковал …………….. Жители давно приготовились к зиме.


источники:

http://www.maam.ru/detskijsad/urok-ruskogo-jazyka-v-4-klase-uchitel-shmal-marija-jakovlevna.html

http://infourok.ru/konspekt-uroka-po-russkomu-yaziku-pravopisanie-bezudarnih-padezhnih-okonchaniy-imen-suschestvitelnih-zakreplenie-klass-1431645.html