Конспект урока правописание ча of чу щу

План-конспект урока на тему;»Правописание слов с сочетаниями ча — ща, чу -щу.»
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Скачать:

ВложениеРазмер
8_urok.odt22.22 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА:Правописание слов с сочетаниями ча-ща ,чу-щу.

— р азвивать умение писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн; развивать речь и интерес к учёбе;

— обобщить знания учащихся о правописании гласных после шипящих согласных звуков;

— способствовать развитию орфографической зоркости учащихся.

Универсальные учебные действия:

Личностные : понимать учебную задачу и искать пути её решения, применяя правила правописания;

— общеучебные: уметь применять правила правописания слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу,

— информационные: поиск информации с помощью электронного пособия.

Коммуникативные: сотрудничество, умение распределить работу в группе; взаимопроверка.

Регулятивные : самоконтроль, контроль товарищей.

I.Мотивация к учебной деятельности

Прозвенел звонок для нас,

Все зашли спокойно в класс

Встали все у парт красиво,

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу, класс наш хоть куда!

Мы начнем урок друзья.

II.Постановка цели урока. Актуализация ранее изученного.

— Ребята, посмотрите, что это у нас с вами лежит? (письмо)

-Давайте, посмотрим от кого это письмо? ( От Незнайки)

Ребята, Незнайка просит нас помочь ему выполнить задание.

Задание: Какие буквы спрятались в конверте? ( в конверте Щ, Ч, Ж, Ш.)

— Какие это буквы и звуки? (согласные буквы и шипящие звуки)

Молодцы! Ребята, а в конверте еще, что- то есть. Давайте, посмотрим? Да, это же сказка. А какая, мы сейчас узнаем.

Учитель зачитывает грамматическую сказку « Как поссорились шипящие с некоторыми гласными буквами»

Жили-были на свете шипящие Ж, Ш,Ч ,Щ, а неподалёку жили гласные У,Ю,Ы,И,А,Я. Жили очень дружно. И вот однажды решили буквы поиграть в прятки. Выпало водить шипящим, остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать начнут. Шипящие во все щели заглянули, хорошо ищут, шуршат кругом – нашли уже многих. Но вот только ни как не могут найти три гласные Ы, Ю,Я. Искали- искали, с ног сбились, до вечера проискали. И вот спотыкаясь, обиженные, усталые, голодные, решили домой пойти спать. Дело было уже вечером. Проходят мимо соседнего домика и видят, что Ы,Ю,Я как ни в чем не бывало сидят, смеются, чай с пряниками пьют. Обиделись шипящие – с тех пор у них и дружба врозь. Никогда не стоят они вместе, а только так….

— Ребята, с какими гласными дружат шипящие? ( а,и,у)

— А какие сочетания вы знаете шипящих с этими гласными? ( жи-ши,ча-ща,чу-щу)

-Сегодня на уроке мы будет с вами закреплять написание словосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Ребята, какое сегодня число? 27 апреля.

— Как запишем классная работа?

— Открыли рабочие тетради на странице 14, записываем число классная работа.

— Итак, как мы пишем жи-ши, ча-ща,чу-щу?

« Только с И пишите Ши!»

Им ответили ежи:

« Только с И пишите Жи»

« Буква У нужна, а ну-ка»

« Ты стихи читай почаще,

Там волшебные слова:

Ча и Ща пишите с А!

— Ребята сейчас мы с вами будем отгадывать загадки и отгадки будем записывать в тетрадь с комментированием, выделяя известные нам орфограммы.

Лапшу крошит. (ножик)

  1. Стоят старики над водой

Качают бородой (камыши)

Рта нет, а скажу:

Когда встать (часы)

Очень кислая она.

В щи она годится (щавель)

На ниточке сборен (чулок)

  1. В речке хвостиком виляет

Зубами рыбешек, пугает (щука)

— Что объединяет все эти загадки?

— Какие шипящие согласные звуки встречаются в этих словах?

— Ребята, а сейчас мы с вами немножко отдохнем.

Утром бабочка проснулась-

Раз — росой она умылась,

Два – изящно покружилась.

Три – нагнулась и присела.

На четыре — полетела.

III .Обобщение и систематизация знаний учащихся

Задание на развитие речи.

Из данных слов составить и записать предложения, выделить орфограммы.

Весёлый, душистый, сторожит, чижик, ландыш.

( Весёлый чижик сторожит душистые ландыши).

Работа в группах.

Раздаются разноуровневые карточки.

Проверяются они через документ – камеру . Проверяют ученики других групп.

Найди и исправь ошибки.

Чудеса, шыны, лечю, чашка, лыжы, площадка, щюка, малыши, чючело, пружина, пушистый.

Найдите и обведите слова только с сочетаниями ЖИ — ШИ.

Школа, жил, крыши, жук, пружина, жарко, машина, шишка, шашки,

моржи, этажи, шалаши, ложка, крыжовник.

Вставьте в слова пропущенные буквы.

Ч…лки, ч…лан, стуч…, крич…у.

Тащ…, ворч…., молч…. ищ….

Найдите лишнее слово, объясните почему оно лишнее.

Вершина, лужи, тишина, душистый, весна, ландыш.

Спиши, вставляя пропущенные буквы.

В ч..ще пищ..т галч..та. Для борщ… нужна св1кла. Щ…ку я тащ…- тащ…, но никак не вытащ….

Проверка выполнения упражнения с объяснением орфограмм.

5. Подведение итогов.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок обобщения знаний проведен на методической неделе, получил высокую оценку коллег.

План-конспект урока по русскому языку.

План- конспект урока.

2 кл. русский язык.

Предмет: РУССКИЙ ЯЗЫККласс: 3Тема: ПРАВОПИСАНИЕ ПРОВЕРЯЕМЫХ СОГЛАСНЫХ БУКВ В КОРНЕ СЛОВА.Тип урока: закрепление материала.Технологии и методики: проблемные т.

Предмет: РУССКИЙ ЯЗЫК Класс: 3 Тема: ПРАВОПИСАНИЕ ПРОВЕРЯЕМЫХ СОГЛАСНЫХ БУКВ В КОРНЕ СЛОВА. Тип урока: закрепление материала. Технологии и методики: проблемные те.

Урок русского языка во 2-м классе. Тема: «Правописание сочетаний ча, ща, чу, щу»

Цели и задачи урока:

1. Развивающие:

  • Формирование интеллектуальных умений (анализа, сравнения, классификации, поиска);
  • Развитие самостоятельности и творческого начала в умственной деятельности;
  • Развитие орфографической зоркости;
  • Формирование интеллектуальных чувств (новизны, любознательности).

2. Обучающие:

  • Учить правописанию сочетаний ча, ща, чу, щу;
  • Закреплять полученные навыки при выполнении различных видов работ;
  • Обогащать словарный запас учащихся;
  • Обучать навыкам словарно орфографической работы;
  • Знакомить с творчеством русских поэтов-классиков;
  • Учить создавать проекты;
  • Обучать навыкам выразительного чтения.

3. Воспитывающие:

  • Формирование умений осуществлять само-и-взаимоконтроль;
  • Развитие культуры речи;
  • Воспитание патриотических чувств.

Оборудование: тетради учащихся, , ручки, линейки, карандаши, карточки с заданиями, листы формата А-3 с групповыми проектами ребят, выполненными на чтении, доска, мел, магниты, компьютер, проектор, CD-проигрыватель.

Ход урока

1. Организационный момент.

1) Рабочий и психологический настрой.

— Ребята у нас на уроке сегодня гости. Давайте покажем, как мы выросли, чему научились в школе за это время.

2) Речевая разминка.

ча чо че чу чи
ща що ще щу щи— 1 строку читаем чётко, отрывисто;
— 2 строку читаем нараспев;
— 1 строку читаем громко;
— 2 строку читаем тихо;
— 1 строку читаем, повышая голос;
— 2 строку читаем , понижая голос.

3) Каллиграфическая минутка.

— Назовите сочетания с нижним соединением букв? (Ча, чо, ща, що);
— С верхним соединением букв? (че, чу, чи, ще, щу, щи);
— Запишите эти строчки, подчеркните нижние соединения букв.

2. Актуализация опорных знаний.

1) Выделение и характеристика звуков.

— Работа со звуками и буквами;
— Какие звуки в разминке мы повторяли чаще всего? (ч , ) (щ , );
— Охарактеризуйте эти звуки. (Ч, щ – согласные глухие мягкие);
— Знаем ли мы какие орфограммы существуют с этими согласными?
— Какие гласные пишутся в этих сочетаниях? (- В сочетаниях ча, ща пишется буква а, в сочетаниях чу, щу пишется буква у);
— Почему?
— А теперь соединим все наши знания и попробуем сформулировать общий вывод.

— Давайте проверим, правильно ли мы сформулировали вывод.
— Поработаем с учебником. Откройте учебник на странице 41 и прочитайте вывод.

2) Работа с учебником.

Кто-то из детей читает правило вслух.

— Правильно мы сформулировали?

3) Постановка темы и целей урока.

Я переворачиваю карточки с орфограммами на доске.

И появляется слайд №1 Приложение 1.

— Прочитайте тему урока.

3. Формирование знаний, умений, навыков.

1) Работа на карточках.

— А сейчас читаем, пишем, запоминаем.
— У вас на столе лежат синие карточки. Приложение 2. Карточка 1.

Возьмите и прочитайте задание. (Прочитайте, вставьте пропущенные буквы).

— Прочитайте стихотворение про себя.
— Кто прочтёт это стихотворение вслух?
— Поработаем над значением слова чугун, которое здесь встретилось.

Кто может объяснить его значение? (Чугун – это первая выплавка железа из руды, так называемый чёрный металл. А так же чугуном называют горшок из чугуна для приготовления пищи в русской печи).

2) Самостоятельная работа на карточках.
3) Индивидуальная работа у доски со словами ворчун, чудак.

— Поменяйтесь карточками, проверьте задание друг у друга, глядя на следующий слайд.

Дети проверяют друг у друга. И меняются карточками обратно.

— У кого сосед по парте ошибок не нашёл? Молодцы!
— С какими орфограммами поработали? (Чу и щу)

5) Проверка работающих с карточками у доски.
6) Работа в тетрадях.

— А вы составьте и запишите предложения с другими словами с орфограммами чу и щу.

Дети составляют и записывают предложения. А я прохожу и раздаю карточки и маски для игры. Приложение 2. Карточка 3.

7) Проверка работы.

Прикрепляю солнышки к карточкам на доске «чу» «щу».

4. Физкультминутка.

— Встали, отправляемся в путешествие.

Вошли в вагоны поезда:

-У-у-у!
— И вагончики повёз:
— Чах, чах, чу, чу, чу – сто вагонов я тащу!
— Чах, чах, чу, чу, чу – далеко я укачу!

— Посмотрите, кто едет с нами в поезде? Выходите гости , занимайте места у вагонов.

Выходят 4 пары с розовыми карточками, надевают маски и встают у своих вагонов.

— Я зайчиха, со мной едут мои детёныши. Как их назвать? (Зайчата)

— Найдите нужную карточку.
— Какая орфограмма в этом слове?

— Я белка, со мной едут…(Детёнышей белки зовут бельчата)

— Найдите нужную карточку.
— Какая орфограмма в этом слове?

— Я крольчиха, и взяла с собой …(Детёнышей крольчихи зовут крольчата)

— Найдите нужную карточку.
— Какая орфограмма в этом слове?

— Я волчица, со мной едут …(А с волчицей едут волчата)

— Найдите нужную карточку.
— Какая орфограмма в этом слове?

9) Работа в тетрадях.

— Запишите эти слова в тетрадь, выделите орфограмму.

— Какое сочетание мы повторили? (Сочетание «ча»)

Я прикрепляю солнышко.

5. Физкультминутка.

— Встали, выходим из вагона. Помашите рукой вслед уходящему поезду.

6. Практическое применение.

1) Работа с поэтическим произведением.

— Какой пейзаж мы увидели за окнами, прокатившись на нашем поезде? (Мы увидели осенний пейзаж)
— Осень – красивое время года, которое всегда вдохновляло и художников, и музыкантов, и поэтов.

— Перед вами репродукция картины Исаака Ильича Левитана “Осень”.
— Прочтите отрывок из стихотворения Алексея Плещеева.

Читает выразительно один из учеников.

Миновало лето,
Осень наступила.
На полях и в рощах
Пусто и уныло.

— Какое настроение вызывает у вас эта картина и стихотворение. (Стихотворение и картина вызывает грустное настроение).

— И у нас на доске не хватает одного солнышка, чтобы пейзаж стал солнечным, ярким, и настроение поднялось.

— Спишите этот отрывок в тетрадь, найдите слово с изучаемой сегодня орфограммой и подчеркните её. А работать вы будете под музыку Петра Ильича Чайковского “Октябрь” из цикла “Времена года”.

2) Работа в тетрадях.

Дети выполняют работу, списывая отрывок с жёлтых карточек.

— Какую орфограмму вы нашли? В каком слове?
— Молодцы!
— Я прикрепляю солнышко к ща, и появляется слайд с солнечным пейзажем.

7. Практическое применение. Работа в группах.

1) Интеграция с литературным чтением.

— На уроке литературного чтения вы оформили листы с отрывками из стихотворений, где встречаются орфограммы ча, ща, чу, щу. А сейчас мы послушаем, какие отрывки вы выписали. Кто автор стихотворения, как называется и какие слова с нужными орфограммами вы нашли? (Дети читают свои отрывки).

8. Подведение итога.

— Чему вы научились на уроке?
— Молодцы!
— Мне очень помогли сегодня…(перечислить активных ребят), а ещё Алексей Плещеев, Исаак Ильич Левитан, Пётр Ильич Чайковский.

9. Подача домашнего задания.

— Сколько солнышек светит у нас в классе? (4)
— И 4 ряда. 1 ряд – ваше солнышко хором (чу);

2 ряд – ваше солнышко хором (щу);
1 ряд – ваше солнышко хором (ча);
1 ряд – ваше солнышко хором (ща).

— Вспомнить и записать слова, на нужную орфограмму.

Конспект урока «Правописание ча-ща, чу-щу»

Урок русского языка в 1 классе «Правописание сочетаний ча –ща, чу — щу»

Тема урока: Правописание сочетаний ча-ща, чу-щу.

Цел ь : создать условия для закрепления знани й учащихся о написании слов с сочетаниями чу-щу, ча-ща .

Содействовать формированию у учащихся знани й о правописании ча – ща, чу – щу.

Способствовать развитию умений писать слова с сочетаниями ча-ща, чу-щу;

С оздать условия для формирования устойчивого орфографического навыка грамотного письма.

Воспитывать любовь и интерес к русскому языку.

Воспитывать чувство коллективизма и взаимопомощи, культуру поведения при работе в паре , группе.

Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений.

Предметные: учащиеся анализируют звучащие слова с сочетаниями ча-ща, чу-щу; используют правило правописания сочетаний ча-ща, чу-щу в практической деятельности; пиш у т слова с сочетаниями ча-ща, чу-щу без ошибок.

Метапредметные (универсальные учебные действия):

Познавательные УУД учащиеся овладевают логическими действиями сравнения, анализа и синтеза, обобщения; строят рассуждения.

Регулятивные УУД – принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности, осуществляют поиск средств их достижения; планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Коммуникативные УУД – соблюдают требования к культуре речи, слуша ю т и понима ю т речь других , стро я т краткое устное высказывание по теме , высказыва ю т свои предположения .

Личностны е : принимают и осваивают социальную роль обучающегося, уясняют мотивы учебной деятельности и понимают личностный смысл учения, провод я т самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности

Оборудование: компьютер , мультимедийный проектор, интерактивная доска , учебник «Русский язык» Поляковой А.В. (Москва: Просвещение, 2011)

— картинки «Солнышко», «Тучка»

— карточки с пословицами для работы в группах,

— карточки для индивидуальной работы .

I . Организационный момент. Мотивация и стимулирование деятельности учащихся. Мобилизующий этап.

Пора поскорее
Начать нам урок.

— Улыбнитесь друг другу , пожмите руки, пожелайте успешной работы.

— Ребята, кто уверен, что справится со всеми заданиями на уроке без ошибок, поднимите «Солнышко», кто не совсем уверен в своих силах поднимите «Т уч к у » (отметить на доске количество солнышек и туче к ).

— Девизом нашего урока будут следующие слова. Прочитайте их. Слайд 1.

Ум и сердце в работу вложи.

Каждой минутой своей дорожи!

II . Актуализация знаний.

— Скажите, есть в нашем девизе орфограммы, с правописанием которых мы работали вчера? (Правописание сочетаний жи-ши).

— Какое правило запомнили? (Жи-ши пиши с буквой и).

Что домой не опоздает.

При луне, как при свече,

Подползает к букве… (Ч) (че)

— Что вы знаете о букве Ч? (Обозначает звук ч´. Он согласный, глухой, мягкий, непарный, шипящий.)

Щуке в речке каждый день

Щёткой зубы чистить лень.

Позвала к себе леща —

От леща осталась… ( Щ ) (ща) .

— Что вы знаете о букве щ а ? ( У буквы щ а есть звук щ´, который согласный, глухой, мягкий, непарный, шипящий. )

Разминка для пальчиков. Подготовка руки к письму.

— Откроем тетради, запишем число : 24 апреля. (Пока пишут число учитель записывает на доске Чч Щщ Чч Щщ )

— В спомним красивое и правильное написание заглавных и строчных букв Ч ч, Щ щ. Слайд ы 2 3. (проговорить написание)

— Пропишем эти буквы, соблюдая закономерность:

III.Формулирование темы урока, постановка цели.

— Ребята, посмотрите на доску. Слайд ы 4-5 (Ребусы)

— Какое задание можете предложить? (Разгадать ребусы.)

— Попробуем их разгадать. (Чашка, щука.)

— Что можете сказать о написании этих слов? (В этих словах есть сочетания ча и щу, а мы знаем, что ча пишется с буквой а, щу пишется с буквой у.)

— С как ими букв ами не дружат буквы ч и щ? (Эти буквы не дружат с буквами ю и я, потому что с ними никогда не пишутся.)

— Какая же тем а нашего урока? ( Правописание слов с сочетаниями ча – ща, чу – щу. ) Слайд 6.

— Как ую цел ь мы можем поставить перед собой? (На учиться правильно писать слова с сочетаниями ча-ща, чу-щу. )

— Для чего нам нужна эта тема? (Чтобы грамотно писать.)

Прочитайте в учебнике на с.65 правило. Верно ли мы рассуждали?

IV . Применение знаний и умений . Работа в парах.

Слайд 7 (картинки животных: волка, зайца, галки, сороки, белки.)

— Кто изображён на картинках? (Животные.)

— Вспомни те , как зовут детёнышей этих животных? (Волчата, зайчата, галчата, бельчата, сорочата.)

— Работая в паре, посовещайтесь и разбейте эти слова на группы.

— На какие группы у вас получилось разбить слова? (Детёныши зверей и детёныши птиц.)

— Продолжая работать в паре, выпишите слова по группам. Договоритесь: о дин ученик из пары выписывает названия детёнышей птиц, другой детёнышей зверей. (2 ученика работают у доски).

— Что общего у всех слов? (Все слова во множественном числе.)

— Какое задание предложите выполнить с этими словами? (Подчеркнуть сочетания ча . )

— Подчеркните эту орфограмму.

— Проверьте свою работу по эталону. Слайд 8 .

Сигналами светофора оцени те работу своей пары . ( Зелёный – всё верно, жёлтый – есть ошибка, красный – требуется помощь.)

— Составьте предложение с любым из слов. Запишем его на доске.

Составление слов с сочетаниями.

— Ребята, что можно сделать с этими слогами? (Составить слова).

— Используя сочетания ча-ща, чу-щу составьте и запишите слова.

— Нарисуйте «солнышко», если всё составлено правильно.

А сейчас все дружно встали

И немного отдохнём.

— Если я назову слово с сочетаниями ча-ща, чу-щу, надо стоя поднять руки вверх. Если в слове нет сочетания – присесть.

Мочалка, ракета, чудо, прищепка, щука, задача, лимон, щенок, роща, черепаха, чаща. Потянулись. Вдох-выдох. (Смена рабочих мест.)

VI. Творческое применение знаний и умений.

Работа в группах.

Работа над развитием речи — составление пословиц из частей.

— Ребята, сейчас работаем по группам. У каждой группы есть конверт. Достаньте содержимое. Как думаете, что это?
( На полосках разных цветов, написаны части пословиц).

— Как думаете, какое задание вы выполните? (Собрать пословицы)

— Соберите пословицы, наклейте их на листок. Вставьте пропущенные буквы.

Сам погибай, а товарищ… выруч…й.

Делу – время, а потехе – ч…с.

Ласковое слово гнев укрощ…ет.

Родная земля – мать, ч…жая – мачеха.

Грибы ищ…т, по лесу рыщ…т.

— Как вы понимаете эти пословицы? Объясните! (Объясняют)

— Какие знакомые орфограммы встретились в пословицах? (ча-ща, чу-щу)

— Проверьте. Слайд 11. Какие группы справились без ошибок?

— Чтоб никогда не ошибаться

И знать, как правильно писать.

Сейчас начнём тренироваться –

Ошибки будем исправлять!

— Наша игра называется «Редактор». Вы будете в роли редактора газеты, которому принесли проверить какую-либо информацию, прежде чем напечатать её в газете. Ваша задача – найти и исправить ошибки. (Задания – на листочках.)

Щука, щявель, чюдеса, тащу, чюжой, щюпальца, чяйник, чайка, передачя, чашка, учюсь, чудак, стучю, роща, чясы, ворчюн, ищу.

— Сколько слов с ошибками исправили? (10)

— Проверьте. Самопроверка (Светофор) Слайд 12.

— Какая цель была перед нами в начале урока? (Научиться писать слова с сочетаниями ча – ща, чу – щу.)

— Достигли мы цели?

— Предлагаю дополнить предложения. Слайд 13.

ЧА – ЩА пиши с буквой …

ЧУ – ЩУ пиши с буквой …

Продолжите фразу: Слайд 14.

— Мне было интересно…

— Оцените свои собственные результаты за урок с помощью Тучки и Солнышка. Если всё у вас получилось – поднимите Солнышко, если есть ещё небольшие проблемы – Тучку. (Отметить сколько тучек стало)


источники:

http://urok.1sept.ru/articles/564498

http://infourok.ru/konspekt-uroka-pravopisanie-chascha-chuschu-477169.html