Тема. Правописание сочетаний ча — ща.
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему
Цель: создать условия для формирования знаний об особенностях звуков [ч’], [щ’] как всегда мягких, развития навыка правописания слов с сочетаниями чу—щу, ча—ща в сильной позиции (под ударением); способствовать развитию памяти, речи, мышления, воспитанию прилежности, культуры учебного труда.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word_36.docx | 18.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема. Правописание сочетаний ча — ща.
Цель: создать условия для формирования знаний об особенностях звуков [ч’], [щ’] как всегда мягких, развития навыка правописания слов с сочетаниями чу-щу, ча-ща в сильной позиции (под ударением); способствовать развитию памяти, речи, мышления, воспитанию прилежности, культуры учебного труда.
Предметные: научатся различать только твёрдые и только мягкие согласные звуки, писать слова с сочетаниями чу-щу, ча-ща, жи-ши в сильной позиции (под ударением), определять ударный слог.
Метапредметные: познавательные — анализируют изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков; коммуникативные — принимают участие в работе парами, ориентируясь на общепринятые правила сотрудничества.
Личностные: проявляют положительное отношение к школе и учебной деятельности.
I. Организованный момент урока.
Прежде чем за парту сесть,
Посмотри, на ней всё есть?
Учебник, ручка и тетрадь
В учёбе будут помогать!
II. Мобилизирующий этап урока.
— Назовите прыжки зайчика из домика в домик, которые напомнят вам известные правила правописания. Зайчик может прыгать только наискосок.
— Из домика с буквой Ж в домик с буквой Ш, из него в домик с буквой И.
Правило: ЖИ — ШИ пиши с буквой И.
— Из домика Ч в домик с буквой Щ, из него в домик с буквой У.
Правило: ЧУ — ЩУ пишу с буквой У.
— Молодцы. Я думаю эти правила вы будете помнить всегда.
III. Минутка чистописания.
— Но чтобы начать работать, надо подготовить наши ручки. Разминаем ручки, произнося скороговорку.
Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке.
— Поочерёдно ставятся ладони ребром, кулачки трутся друг о друга, захватывает ладонь правой руки пальцы левой, и наоборот.
— А сейчас положите правильно тетради, возьмите ручки. Запишите число, классная работа.
Какие буквы будем прописывать, вы узнаете, когда выполните следующие задания.
— Назовите противоположные по смыслу слова и найдите в них общее.
— Итак, что общего во всех этих словах?
— Начинаются на букву ч. Значит первая буква — ч.
— Какая буква лишняя? Д, М, П, Щ, Х.
— Лишняя буква щ. Так как она обозначает всегда мягкий согласный звук.
— Из каких элементов состоит строчная буква ч?
— Прямая наклонная линия с закруглением вправо. А на что похож этот элемент?……(на начало 7).
— Из каких элементов состоит строчная буква щ?
— Три наклонные прямые с закруглением вправо и маленькая петелька.
— Теперь пропишите эти буквы в своих тетрадях, соблюдая закономерность. / ч /// щ / ч ///……
— Молодцы. Красивые буквы у вас получились.
IV. Сообщение темы урока.
— В словах найдите спрятанные слова. Запишите новые слова, объясните их правописание. ЗАКРУ ЖИЛИ СЬ, МА ШИНА , Б ЕЖИ Т, ЧАЙ КА, КА МЫШИ , П УШИ СТЫЙ.
(Жили, шина, ежи, чай, мыши, уши).
— Какое слово лишнее в этом ряду? Почему?
— Лишнее слово ЧАЙ, т.к. остальные слова на правописание слогов ЖИ-ШИ, а в этом слове другое правило.
— Какое правило встретилось в слове ЧАЙ?
— Слоги ЧА, ЩА пиши с гласной буквой А.
— А, может быть вы догадались, какая тема будет на уроке?
— Молодцы! Сегодня мы работаем над темой «Написание слов с буквосочетаниями ЧА, ЩА». На уроке мы будем писать слова и предложения на изучаемое правило.
V. Изучение нового материала.
Жили — были Ча и Ща —
Очень честные друзья:
Ча и Ща всем признавались,
Что только с буквой А писались.
Девочка Яна к ним в гости пришла,
Буковку Я с собой принесла.
Вместо А — Я она написала
(Правила нашего она не читала).
Стало грустно вдруг друзьям.
Почему, понятно вам?
А Яна двойки получает.
Почему? – сама не знает.
А вы, ребята, знаете? (Яна неправильно писала слоги ЧА и ЩА.)
— Ребята, а что вы знаете про эти буквы?
— Какие звуки они обозначают? (Эти буквы всегда обозначают мягкие согласные звуки.)
— Да, ребята, так как они всегда мягкие, то не требуют дополнительного смягчения. Поэтому они пишутся с буквой А.
Ча и ща, ча и ща —
Роща, чаща и свеча,
Пища, туча, саранча —
С буквой А и ча, и ща!
— Повторите правило, которое вам рассказали друзья ча и ща.
— Вспомните, какие слова повторялись в стихотворении? Объясните их значение.
— Роща, туча, свеча, чаща, пища, саранча. (Объяснение значения слов с помощью учителя. Запись слов на доске и в тетради).
— А теперь пора нам отдохнуть и сделать разминку.
— Я читаю вам слово. Если в нём сочетание ча, то вы делаете прыжок с хлопком, если ща, то вы приседаете.
Часы, чайка, чайник, встреча, пища, чаща, туча, добыча, роща.
VI. Закрепление темы урока.
1. Составление предложений из слов.
На доске два столбика слов:
— Ребята, какие буквы пропущены? Какое правило написания надо вспомнить?
— Подберите слова, подходящие по смыслу из второго столбика так, чтобы получились предложения.
Запишите эти предложения. Но перед этим вспомним правило оформления предложений на письме.
— Предложение начинаем писать с заглавной буквы, в конце ставится точка.
— А сейчас подчеркните слова, которые отвечают на вопрос « Кто?» — одной чертой, а слова, которые отвечают на вопрос «Что делают?» — двумя чертами.
— А кто знает, как называются эти члены предложения?
2. Распределение слов на группы по общим признакам.
Пища, чаща, роща, куча, саранча, туча, дача, гуща, свеча.
— На какие две группы можно распределить данные слова?
— Слова с сочетаниями ча — в один столбик, а с сочетаниями ща — в другой.
— Как пишутся буквосочетания ча — ща.
— Над каким правилом мы сегодня работали?
Если встретишь ЧА и ЩА, не спеши,
С буквой А всегда пиши.
— Какие слова с этим правилом нам встречались? (Роща, туча, саранча, пища, свеча, задача, чай.)
— А что ещё вы узнали на уроке?
— Если вы считаете, что на уроке вам было интересно и вы всё поняли, то выберете красный цветок. Если вы испытывали какую-то трудность в выполнении задания, то выберите синий цветок. Ну, а если вам было очень сложно выполнять задания, то бежевый.
Конспект по русскому языку первый класс «Буквосочетания Жи-Ши, Ча-Ща»
Кристина Прохорова
Конспект по русскому языку первый класс «Буквосочетания Жи-Ши, Ча-Ща»
Тема: буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Цели: 1. Повторить изученные словарные слова, изучить новое словарное слово, повторить правописание буквосочетаний чк, чн, чт, формировать умение правильно писать слова с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.
2. Развивать память, речь, мышление.
3. Воспитывать интерес к истории языка.
Тип урока: комбинированный
Форма урока: традиционная
Оборудование: предметные картинки, карточки с буквосочетаниями ЧК, ЧН, ЧТ, с буквосочетаниями ЧУ-ЩУ,ЧА-ЩА,ЖИ-ШИ, с загадками, кроссворды.
Литература: 1. Русский язык. 1 класс: учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – 6-е изд. – М. : Просвещение, 2015.
2. Ситникова Т. Н., Яценко И. Ф., Васильева Н. Ю. Поурочные разработки по русскому языку. 1 класс М. : ВАКО, 2013.
Ход урока
II. Минутка чистописания
— Сегодня мы будем прописывать на уроке буквы жи.
III. Словарная работа.
— Я буду показывать вам предметные картинки, а вы будете записывать слова.
Заяц, корова, машина, ребята, тетрадь, молоко.
-Проверим словарные слова.
IV. Актуализация знаний
— Как пишутся буквосочетания чк, чн, чт?
— Отгадайте загадки. Запишите слова – отгадки. Подчеркните буквосочетания чк, чн,чт.
— На месте весёлый дом,
С круглым маленьким окном.
Чтоб уснули дети,
Дом качает ветер.
На крыльце поёт отец –
Он и летчик, и певец. (Скворечник)
— Провели под потолок
Загорелся огонек. (Ласточка)
— Это тесный – тесный дом
Сто сестричек жмутся в нём.
И любая из сестёр
Может вспыхнуть, как костёр. (Спички)
— Проверим, что вы записали.
Чижи. ужи, ежи, стрижи,
Жирафы, мыши и моржи,
Шиповник, шины, камыши.
Машины и карандаши.
Все сочетания жи и ши
Ты только с буквой и пиши.
Ча и ща, ча и ща –
роща, чаща и свеча.
Пища, туча, саранча –
С буквой А и ча и ща.
Сочетанья чу и щу
Пишем только с буквой У!
— Кто может назвать тему урока (Буквосочетания чу-щу, ча-ща, жи-ши)
— Откройте учебник на странице 115. Найдём упражнение 1.
— Прочитайте слова про себя.
кувшин перчатки чувство
машина мочалка чудо
моржи прощание щука
чижи обещание щупальца
— Какую «работу» выполняют буквы и, а, у в буквосочетаниях, а какую не выполняют?
— Почему надо запомнить написание гласных в этих буквосочетаниях?
— На странице 115 прочитаем, на что нужно обратить внимание.
— Почему в буквосочетаниях жи-ши пишется буква и? В ча-ща буква а? В
чу–щу буква у?
— Прочитаем правило на странице 116.
-Повторим правило. Приведите свои примеры.
— Найдите на странице 116 упражнение 3.
— Посмотрите на рисунки. Назовите предметы. (Ужи, шишка, шина, ежи)
— Произнесите гласный звук, который есть во всех словах. ([ы])
— А какой буквой его нужно обозначить на письме? (Буквой и)
— Напишите слова, подчеркните орфограмму.
— Прочитаем страничку для любознательных.
Давным – давно в древнерусском языке шипящие согласные звуки [ж,], [ш], [ч,] были только мягкими. И конечно, в сочетаниях жи и ши употреблялась буква и.
Прошло много лет. Звуки [ж] и [ш] отвердели и стали произноситься в словах как твёрдые согласные. Но буквосочетания жи и ши сохранились
до наших дней такими, какими ты видишь их на страницах учебника. Запомни их написание.
— Итак, почему жи-ши пишется с буквой и? Ребята, видите, как много тайн в русском языке. Некоторые из них мы с вами будем раскрывать на уроках.
— На странице 117 найдите упражнение 4.
— Все ли слова вам понятны?
— Запишем только те слова, которые будут являться ответами на вопросы.
— Что самое дорогое для человека? (Жизнь)
— Кто ездит в машине (Пассажир)
— Какой бывает аромат (Душистый)
— Как называют человека, живущего в городе или деревне (Житель)
— Что надо сделать с человеком, если он грустный (Смешить)
— Что падает зимой на землю (Снежинки)
— Какую орфограмму вы подчеркнули в словах?
— Повторим правило о буквосочетаниях жи-ши, ча-ща, чу-щу.
VI. Словарная работа
Маленькие домики по
Мальчиков и девочек
домики везут. (Машина)
— Запишите в словарик слово машина.
— Назовите ударный слог.
— Какую букву нужно запомнить?
— Придумайте предложение с этим словом, запишите его. (Машина едет по дороге)
— Откройте учебник на странице 118, найдите упражнение 7.
— Выберите из этих слов те, которые будут являться ответом на следующие вопросы. Запишите слова. Подчеркните орфограмму.
— Что бывает берёзовой. (Роща)
— Что решают на уроках математики? (Задачу)
— Что надо делать, если тебя обидели (Прощать)
— Что носят зимой на руках? (Перчатки)
— Что нужно делать, если вы совершили плохой поступок (Обещать)
— Какие буквосочетания мы сегодня изучили? Повторим правило. Приведите свои примеры.
VIII. Итог урока
IX. Домашняя работа
с. 118 упр. 6 ТПО №1,2. Решить кроссворд.
Конспект урока по русскому языку во 2 классе «Части текста» по УМК «Школа России» Урок 7, Части текста Тема урока: «Части теста» Тип урока: «Изучение нового материала» Цель урока: научиться выделять в тексте начало, основную.
Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе «Устойчивые сочетания слов» ]Тема «Устойчивые сочетания слов» Цель: создать условия для открытия детьми новых знаний по теме урока Тип урока: урок открытия новых знаний.
Конспект урока по русскому языку во 2 классе «Как мы используем алфавит?» по УМК «Школа России» Конспект урока по русскому языку. Тема: «Как мы используем алфавит?» Цель: повторить порядок букв в алфавите, названия букв. Планируемые.
Конспект урока по русскому языку «Ударение» во 2 классе Аннотация 1. Предмет: Русский язык 2. Класс: 2 класс 3. Тема урока: «Ударение» 4. Цель урока: создать условия для осмысления словообразующей.
Конспект урока по русскому языку «Фразеологизмы» в 4 классе Тема: «Фразеологизмы» Цель: обеспечить условия для формирования у учащихся представления об устойчивых выражениях, дать понятие фразеологизма;.
Конспект урока по русскому языку «Правописание приставок» во 2 классе Конспект урока по русскому языку во 2 «В» классе (программа для детей с тяжелыми нарушениями речи и детей с трудностями в обучении 3 класса).
Конспект урока по русскому языку «Все падежи» в 3 классе УМК «Школа России» 1. Орг. момент. 2. Самоопределение к деятельности. Минутка чистописания на доске слоги де жи па Ребята, какое слово можно составить из записанных.
Конспект урока по русскому языку в 3 классе «Не с глаголом» по программе «Перспектива» Тема: «Не с глаголом» Цели: формировать умение письма частицы не с глаголом. Предметные результаты: познакомить учащихся с правописанием.
Конспект зачётного урока по русскому языку в 3 классе по УМК «Школа России». Обучающее изложение Конспект зачётного урока по русскому языку в 3 классе. Тема: обучающее изложение. Умк: «школа россии» Рыбакова Алёна Андреевна Тема урока:.
Технологическая карта урока по русскому языку во 2 классе «Сочинение «Первый снег» ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Предмет Русский язык Класс 2 класс Тема Сочинение по результатам собственных наблюдений и воспоминаний «Первый.
Урок письма в 1 классе по теме: «Правило ча-ща, чу-щу»
Цели:
- закреплять правило написания слов с сочетаниями ча – ща в словах;
- упражнять детей в написании слов со всеми изученными буквами;
- повторять знания детей о звуках и буквах, правил оформления на письме предложений;
- развивать наблюдательность, речь;
- воспитывать положительное отношение к чувствам скромности и отрицательное — к хвастливости и зазнайству.
рисунки-портреты Незнайки и Мальвины, демонстрационные карточки ( ), плакаты с заданиями ( ), д/игра “Поезд” ( ), папка почёта “Красиво писать – красоту творить”.
1. Организационный момент.
— Ребята, обозначим в тетрадях дату на средине строки.
(В это время должны поднять руки те дети, которые не получили тетради)
— И верно, ваши тетради очень понравились Мальвине. (Открывает её портрет) Она их положила в папочку почёта, которая называется “Красиво писать – красоту творить”.
— Писать нужно всегда аккуратно, красиво, а главное – разборчиво: выполняя верно написания букв и их соединений, соблюдая единое расстояние между буквами и словами. Писать всегда нужно с уважением к тем, кто будет читать ваше письмо.
— А кто читает то, что вы написали? (Мамы, папы, бабушки, учительница, товарищи по классу.)
— А главное: уважать нужно самих себя и свой труд. Значит, как будем писать? (Красиво, аккуратно и разборчиво.) И будем учиться писать грамотно, без ошибок.
— Спасибо вам, ребята, за красоту и порядок в ваших тетрадях. (Учитель вручает под аплодисменты товарищей лучшие тетради ученикам)
Все дети записывают в тетрадях дату.
2. Повторение знаний о звуках и буквах.
Задание 1. Нужно преобразовать буквы, написанные на доске мелом, в другие буквы с помощью:
У доски работают два ученика. ( )
Задание 2. А в это время (фронтально) проводится игра “Угадайка”.
Дети узнают букву и её называют (например, “Это буква “А” прописная.”, “Это буква “в” строчная”). ( ).
Задание 3. Что лишнее? (Запись на доске).
а) р ,с, А, ш, И, О; (Лишняя буква “ш” — она печатная.)
б) е, ё, и, ю, я; (Лишняя буква “и” — она не обозначает 2 звука.)
в) д, м, п, щ, х; (Лишняя буква “щ” — она обозначает всегда мягкий согласный звук.)
— А какие буквы ещё обозначают всегда мягкие согласные звуки? (Буквы “ч” и “й”.)
3. Сообщение цели урока.
Он не знает ничего!
Вы все знаете его.
Мне ответьте без утайки.
Как зовут его?
Учитель помещает на доску портрет Незнайки.
— Незнайка записал буквы: Ч, Щ, Й. Он говорит, что они обозначают всегда мягкие согласные звуки и глухие. Вы с ним согласны? В чём он ошибся? (Буква “й” обозначает не глухой согласный звук.)
Учитель стирает букву “й”.
— Сегодня на уроке мы будем упражняться в более красивом написании букв “ч” и “щ” в словах.. А также познакомимся с новым правилом написания трудных слов – значит, будем богаче в знаниях о русском языке.
4. Каллиграфическая минутка.
-Произнесём звуки, которые обозначаются этими буквами: .
-Чья это песенка? (Паровоза.)
Дети встают “паровозиком”, двигаются по классу и поют:
Вот поезд наш едет,
Колёса стучат,
А в поезде нашем
Ребята сидят.
Чу-чу-чу-чу-чу-чу —
Бежит паровоз,
Далёко, далёко
Ребят он повёз.
6. Сообщение знаний о написании сочетаний ча-ща, чу-щу.
Сказка. ( В. Волина “Русский язык в рассказах, сказках, стихах”, стр.122-123.)
Жили-были на свете шипящие Ч и Щ, а неподалёку жили гласные У, Ю, А, Я. Жили дружно. И вот однажды решили буквы поиграть в прятки. Выпало водить шипящим. Остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать будут. Шипящие во все щели заглянули, хорошо ищут, шуршат кругом – нашли уже некоторых. Вот только никак не могут найти гласные Ю и Я. Искали- искали, с ног сбились, — до вечера проискали. И вот, спотыкаясь, обиженные, усталые, голодные, решили пойти домой. Проходят мимо соседнего домика и видят, что Ю и Я, как ни в чём не бывало, сидят, смеются, телевизор смотрят, чай пьют с пряниками. Обиделись шипящие, с тех пор у них и дружба врозь. Никогда не стоят они вместе, а только так: чу-щу, ча-ща.
— Так об этом говорится в сказке. А вы, ребята, как думаете, почему не нужно после букв Ч и Щ ставить буквы Ю и Я? (Буквы Ч и Щ обозначают всегда мягкие согласные звуки. И нет необходимости их смягчать гласными Я и Ю.)
На наборное полотно выставляются пары слогов:
Дети проговаривается хором правило:
“ЧА-ЩА – пиши с буквой А.
“ЧУ-ЩУ – пиши с буквой У.”
7. Закрепление правила. Выполнение упражнений.
На доске слова с пропущенными буквами:
Ч..ща, чищ… , щ…ка, ч…до.
Дети объясняют, какую букву нужно вставить, при этом проговаривается правило.
Учитель вписывает цветным мелом нужную букву.
— Проговорим слова ещё раз и спишем их в тетрадь. Подчеркнём сочетания ча-ща, чу-щу.
Упражнение 2. Работа над деформированным предложением.
Загадка.
Я захожу во все заливы,
Ищу какой-нибудь поживы.
— Какое ошибкоопасное место встретилось в слове щука?
— Слово щука приехало к нам на поезде и просит составить с ним предложение.
(В пруду щука ловит леща.)
Учитель ставит вагончики в нужном порядке.
— Какие правила нужно вспомнить, прежде, чем записать это предложение?
(Дети повторяют правила заглавной буквы в начале предложения, раздельного написания слов друг от друга в предложении и правило написания щу и ща.)
— Проговорим предложение и запишем его на следующей строчке в тетрадь.
Упражнение 3. Д/ игра “Отремонтируй слово”. ( )
Слова спокойно жили в книжке,
Но книжку вдруг прогрызли мышки.
Из слов буквы откусили
К себе в норку утащили.
— Спишите, вставляя пропущенные буквы.
а) Работают с комментированием у доски.
б) Индивидуальная проверка написанного в тетрадях.
— Отгадайте, кто это?
В огороде Тит стоит,
Ничего не говорит,
Сам с грядок не берёт
И воронам не даёт.
— Встанем дружно, ребята, и изобразим огородное чучело – пугало.
(Дети импровизируют. Интересные образы чучел у ребят отметить.)
— Ребята, тише-тише! Незнайка что-то нам хочет сказать.
Учитель за Незнайку говорит:
-О! Я всё запомнил! Я всё теперь знаю! Я грамотнее вас стал! Я вам написал записку:
— Дети, какое правило не запомнил Незнайка? (Слова в предложении пишутся отдельно друг от друга.)
— Прочитаем. Сколько здесь слов? Произнесём это предложение, отхлопывая каждое произнесённое слово. Какое слово первое? Какое второе? Последнее?
— Составим схему этого предложения.
Один из учеников выполняет на доске схему: |____ ____ _____ ____ .
— Запишите предложение, сверяя его со схемой.
— Незнайке очень стыдно за хвастовство и зазнайство. Он извиняется перед вами, пригласил нас на чаепитие. ( )
— Какие слова приготовил он вам? Составим и запишем, проговаривая. О чём будем помнить, записывая эти слова? (ЧА пиши с буквой А.)
Упражнение 6 на внимание.
Учитель произносит предложение:
Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая.
— Какие слова с ча услышали? Назовите их. Какое правило нужно употребить, чтобы грамотно написать эти слова?
Упражнение 7. Самостоятельная работа.
— Составьте по плакату ( ) слова и запишите их.
— Проверим друг друга в парах.
— Что нового узнали сегодня на уроке? (Дети повторяют хором изученные правила.)
-А что, ребята, вы положили в сердце? (Стыдно хвастаться и зазнаваться. А также нужно быть благодарными за помощь)
http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-po-ruskomu-jazyku-pervyi-klas-bukvosochetanija-zhi-shi-cha-scha.html
http://urok.1sept.ru/articles/213186