Конспект урока правописание частей речи

Конспект урока по русскому языку для 4-го класса на тему: «Изменение и правописание частей речи»
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме

Конспект подходит для проведения уроков русского языка в 4 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
konspekt_russkii_4.odt13.19 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку для 4-го класса на тему: «Изменение и правописание частей речи»

  1. для презентации — компьютер, проектор, экран
  2. презентация
  3. учебник «Русский язык», автор Л. Я. Желтовская, 4 класс, часть 2.

Цели и задачи урока:

  1. Повторение, обобщение и систематизация сведений об изменении разных частей речи.
  2. Установление общих и разных форм частей речи.
  3. Обогащение словарного запаса учащихся.
  4. Работать над развитием речи учащихся.

Постановка цели урока.

— Сегодня мы с вами обобщим и систематизируем знания об изменении частей речи.

1. Узнавание частей речи по вопросу.

— Как вы думаете, можно ли «узнать» часть речи по внешним признакам?

— Откройте учебник с. 99, упр. 241. Прочитайте.

Бармаглот
Варкалось. Хливкие шорьки
Пырялись по наве.
И хрюкатали зелюки,
Как мюмзики в мове.

— Вы поняли, о чем речь в этом стихотворении?

— А можно ли определить, какой частью речи являются написанные слова?

— Как ? Давайте определим?

— Дома попробуйте «перевести» стихотворение со сказочного языка на русский или попробуйте составить свое четверостишье, используя такие же части речи.

2. Повторение об изменении частей речи. Составление таблицы.

— Какие значимые части речи встретились нам в стихотворении?

— Все ли изученные части речи изменяются по числам ? А по родам?

— Слова какой части речи можно изменить по временам? По лицам?

— Какие части речи изменяются по падежам?

— Слова каких частей речи можно отнести к склоняемым ? А к спрягаемым?

— Откройте учебник на с. 100, упр. 242. Доскажите предложения-

Просклонять слово — значит изменить его по : .

Проспрягать слово — значит изменить его по : .

3. Работа над развитием речи.

— Прочитайте загадку из упр. 243. О чем речь?

— Запишите загадку и отгадку, дополняя окончания частей речи.

— От чего зависит выбор формы зависимых слов в словосочетаниях и предложениях ?

— Давайте вспомним цвета радуги, вспомнив фразу об охотнике.

(«Каждый охотник желает знать, где сидит фазан»).

— Что вы можете сказать об этих словах? Что у них общего?

— Закройте глаза, представьте самую красивую радугу или вспомните радугу, которую вы видели.

Попробуйте руками показать, какая огромная она была.

5. Составление предложений из слов, данных в упражнении.

— Люди всегда любовались радугой, наблюдали за ней и даже составили народные приметы, связанные с погодой.

А сейчас попробуйте и вы составить эти приметы, используя слова, упражнения 245.

1. Утренняя, дождливая, предвещает, погода, радуга.

2. Предвещает, погода, вечерняя, радуга, хорошая.

3. Высокая, к, радуга, крутая, ветер.

4. Радуга, пологая, и, дождь, к, низкая.

— Проверка по предложениям.

— Запишите народные приметы в тетрадь.

6. Работа над развитием речи. Слова-антонимы.

— Вспомните, какие слова мы называем антонимами?

(Слова, противоположные по смыслу).

— Найдите в предложениях слова-антонимы. Проверка.

— Укажите над антонимами род и падеж.

4. Подведение итогов урока и домашнее задание.

— Знания об изменении каких частей речи мы с вами сегодня систематизировали?

(Имя существительное, имя прилагательное и глагол; о значимых частях речи)

— Дома, на основе обобщенных знаний выполните упражнение 241.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Этот урок знакомит учащихся с существенными признаками наречий и их ролью в нашей речи.

Тип урока: Урок развитие умений.Цель как деятельность учеников:ЛР: развитие умений производить разбор глагола как часть речи в соответствии с заданным порядком.ЛР: овладение навыков культуры устной ре.

Проект урока по русскому языку во 2 «А» классе.Тема: «Имя прилагательное, как часть речи. Словосочетание. Синонимы и антонимы»Программа: УМК «Занков», А.В. Полякова.

Урок по теме: «Правописание слов с удвоенными согласными» для учителей, работающих по программе «Школа России» по ФГОС.

Тип урока: изучение нового материалаЦели деятельности учителя: обратить внимание детей на наличие общих грамматических свойств у слов каждой части речи; показать роль слов каждой части речи в словесно.

Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС. В основе лежит системно- деятельностный подход, который опирается на принцип сотрудничества, делового партнерства учителя и учащихся.

Методическая разработка «Анализ урока по русскому языку » в 4 классе по теме «Изменение имен прилагательнх по падежам» включает в себя.

Разработка урока по русскому языку в 9–11-х классах на тему: «Правописание окончаний слов различных частей речи»

Тема урока: Правописание окончаний слов различных частей речи

Цели урока:

  • Повторить и систематизировать полученный в предыдущих классах разрознённый материал по правописанию окончаний существительных, прилагательных, причастий, глаголов.
  • Развивать творческое языковое мышление в применении алгоритмов выбора нужного окончания слова.
  • Закрепить навык быстрого и правильного решения задачи по выбору нужного окончания слова.

Задачи урока:

  • Изучить в системе правописание окончаний существительных, прилагательных, причастий и глаголов.
  • Тренировать навыки контроля над письмом и удержания внимания через слух, зрение, пишущую руку.
  • Тренировать память через систему специально подобранных примеров.

Оборудование урока:

  • Интерактивная доска. (Дополнительно перед каждым учеником могут располагаться монитор, клавиатура и графический планшет).
  • Распечатки сводного учебного материала по правописанию окончаний слов.
  • Необходимый для работы текстовый материал и используемые учителем учебники.
  • Как вариант также могут быть применены интерактивные задания, специально подготовленные учителем или взятые с сайта
  • «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»: http://school-collection.edu.ru/

Содержание урока:

I. Вступительное слово учителя

Организация русских слов – морфемная. Следовательно, собрав правила правописания слов в единый блок и распределив их по морфемам, мы существенно облегчим их изучение для последующего правильного и безошибочного написания любых слов. Нельзя забывать при этом о порядке изучения материала. Алгоритм рассуждения над той или иной проблемой – великая вещь!
Итак, в слове всего пять позиций, где может быть допущена орфографическая ошибка: приставка, корень, суффикс, окончание и стык приставки с корнем.

Начнём с окончаний слов. Перед Вами свод всех правил, касающихся окончаний имён существительных, имён прилагательных, причастий, глаголов (числительные и их окончания, а также местоимения будут рассмотрены отдельно).

II. Изучение нового материала

На экран интерактивной доски выводится сводный изучаемый материал. Учитель даёт краткие пояснения того, что видят учащиеся. Далее изучение нового материала проводится по трём блокам, из которых состоит сводный материал: «Окончания имён существительных», «Окончания имён прилагательных и причастий» и «Окончания глаголов».

I-й БЛОК ПРАВИЛ: ОКОНЧАНИЯ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

1 скл.
сущ. м. и ж. р.
на -а/-я

2 скл.
сущ. м. р. без оконч.,
сущ. ср. р. на -о/-е

3 скл.
сущ.ж. р.
на Р.

Д.

П.

сущ. на -ий
(солярий)

сущ. на -ие
(здание)

сущ. на -ия
(армия)Р.

Д.

П.

Примечание: существительные на -мя и слово путь в Р., Д . и П. имеют -И.

Упражнения к I-му блоку

1. Перепишите, раскрывая скобки. Укажите склонение существительных и их падеж.

Идти по (дорога), играть на (рояль), мечтать об (осуществление) (идея), работать на (строительство) (дорога), путешествовать по (Сибирь), драться на (дуэль), приехать к (дочь), побывать на (стройка), участвовать в (экспедиция), рассказать о (путешествие) по (Кубань), находиться в (веденье), замереть в (восхищение), встретиться на (конференция), спорить о (поэзия), побывать в (Астрахань), выступать на (сессия), подготовиться к (жатва).

2. Вставьте нужное окончание.

1. В юност.. Вальгану пришлось присутствовать при внезапном раскрыт.. таланта. (Т.Н.) 2. Слух о поражени.. шёл по долин.. со зловещей быстротой. (Ф.) 3. Он [партизан] сидел на площад.. возле дорог. уставившись в землю мутными глазами и в слепом отчаяни.. слал патрон за патроном в белёсую утреннюю мглу. (Ф.) 4. Море ловит стрелы молний и в своей пучин.. гасит. (М.Г.) 5. Самое лучшее в вашем положени.. – бежать отсюда. Но, к сожалению, это бесполезно.. . Вам остаётся одно: успокоиться на мысл. что ваше пребывание здесь необходимо. (Ч.) 6. Покорно мне воображенье в изображень.. серых глаз. В моём тверском уединень.. я горько вспоминаю Вас. (Ахм.). 7. В отличи.. от ферментов витамины являются низкомолекулярными веществами.

II-й БЛОК ПРАВИЛ: ОКОНЧАНИЯ ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ И ПРИЧАСТИЙ

Пояснение к блоку

Окончания качественных и относительных прилагательных и причастий совпадают с окончанием вопроса какой?, поставленного от определяемого слова: Он [Ромашов] шёл теперь вдоль свекловичного (какого?) поля. Низкая толстая ботва пестрела путаными белыми и чёрными (какими?) пятнами под ногами (Купр.); Поднимающееся (какое?) солнце освещало поля. Искл.: безударные окончания мужского рода именительного и винительного падежей: (какой?) дремучий лес, скромный вид, стелющийся туман.
Окончания притяжательных прилагательных на -ий, ,-ье, -ья, -ьи совпадают с окончаниями вопроса чей?, поставленного от определяемого слова: птичьи (чьи?) песни, гул ребячьих (чьих?) голосов, помещичья (чья?) усадьба. Искл.: окончания мужского рода именительного и винительного падежей: (чей?) охотничий нож, вижу помещичий дом.

Упражнения ко II-му блоку

3. Вставьте пропущенные буквы. Окончания прилагательных и причастий проверяйте вопросами.

Он [Назанский] стоял теперь перед Ромашовым и глядел ему прямо в лицо, но по мечтательн.. выражению его глаз и по неопределённ.. улыбке, блуждавш.. вокруг его губ, было заметно, что он не видит своего собеседника.. . Золот.. волосы падали крупн.. цельн.. локонами вокруг его высок. чист.. лба; густ. четырёхугольн.. формы, рыж. небольш.. борода лежала правильн.. волнами, точно нагофрирован. и вся его массивн.. и изящн.. голова, с обнажённ.. шеей благородн.. рисунка, была похожа на голову одного из тех греческ.. героев или мудрецов, великолепн.. бюсты котор.. Ромашов видел где-то на гравюрах. Ясн. чуть-чуть влажн.. голуб.. глаза смотрели оживлённо, умно и кротко. Даже цвет этого красив. правильн.. лица поражал сво.. ровн. нежн. розов.. тоном. (А.И. Куприн.)

4. Перепишите, раскрывая скобки. Окончания притяжательных прилагательных проверяйте вопросом.

Плыть на (рыбачий) лодке, надеть (лисий) шубу, подойти к (помещичий) усадьбе, идти по (волчьи и лисьи) следам, слушать (птичий) пение, увидеть (заячий) следы.

III-й БЛОК ПРАВИЛ: ОКОНЧАНИЯ ГЛАГОЛОВ

Под ударением в окончаниях глаголов настоящего и будущего времени пиши то, что слышишь.
Безударные личные окончания форм настоящего и будущего времени глаголов зависят от спряжения.
Например, нам нужно определить окончание в глаголе 2-го лица пиш..шь (-ешь или —ишь ?).

Алгоритм нахождения правильного безударного личного окончания глагола по его спряжению:

1. Поставь глагол в неопределённую форму (что делать?) (например, писать).
2. Выдели последние три буквы в найденной неопределённой форме глагола (писать).
3. Сопоставь эти три буквы со следующим правилом о спряжениях глагола:
«Ко II-му спряжению относятся все глаголы, оканчивающиеся в неопределённой форме на -ить, кроме глаголов: брить, стелить;
7 глаголов на -еть: смотреть, видеть, ненавидеть, терпеть, обидеть вертеть, зависеть;
4 глагола на -ать: слышать, дышать, гнать, держать.
Все остальные глаголы (на что бы они не оканчивались в неопределённой форме) относятся к I-му спряжению».

(В нашем примере глагол писать оканчивается на -ать. Этот глагол не входит в группу исключения на -ать для II-го спряжения. Следовательно, он относится к I-му спряжению.)

4. Выбери нужное окончание по нижеприведённой таблице в соответствии со следующей схемой:

Примечание: окончания в 1-м лице ед. ч. не вызывают сложностей в написании.
Во 2-м лице единственного числа в I-м спряжении надо писать окончание -ешь.
Получаем результат –

Упражнения к III-му блоку

5. Определите спряжение данных глаголов. Укажите формы 2-го лица единственного числа и 3-го лица множественного числа.

Образец. Строить (И) – строишь, строят.

Сеять, ознакомить, веять, гнать, стелить, ненавидеть, слышать, колоть, таять.

6. Вставьте пропущенные буквы. Укажите спряжения глаголов.
1. Плещ..шь ты, куда захоч..шь, ты морские камни точ..шь, топ..шь берег ты земли, подымаешь корабли. 2. Князь у синя моря ход..т, с синя моря глаз не свод..т. 3. Люди из моря выход..т и себе дозором брод..т! 4. Свет наш солнышко! Ты ход..шь круглый год по небу, свод..шь зиму с тёплою весной, всех нас вид..шь под собой. Аль откаж..шь мне в ответе? 5. Ветер, ветер! Ты могуч, ты гоня..шь стаи туч, ты волну..шь сине море, всюду ве..шь на просторе, не бо..шься ничего, кроме Бога одного. (АС. Пушкин.)

7. Образуйте от данных глаголов формы прошедшего, настоящего или будущего времени. Укажите спряжение.

Образец. Видеть (II) – видел, видит.

Ненавидеть, сеять, строить, обидеть, веять, клеить, таять, зависеть, значить, душить, надеяться.

III. Закрепление изученного материала

Диктант (с последующей самопроверкой)

1. Ты знаешь, я томлюсь в неволе, о смерти Господа моля. Но всё мне памятна до боли тверская скудная земля. (Ахм.) 2. В безлюдье улиц, в феерическом и мертвенном свете обычные дома приобретали торжественность и пышность. (Г.Н.) 3. Жук заметался в отчаянии. (Пауст.) .) 4. Я посвящаю эту книгу России. (Пауст.) 5. Гаврилу охватила волна воспоминаний о своей деревеньке, сбегавшей по крутой горе вниз к речке, скрытой в роще. (М.Г.) 6. В отличие от таких исторических деятелей, как Наполеон, Александр, которые стремятся к славе, власти, Кутузов в изображении Толстого чужд мечтам о величии, способен понять простого человека. 7. Грибники медленно щли от берёзы к берёзе, от осины к ели. 8. Лесное хозяйство находится в веденье егеря. 9. Из окон низеньких белых домов кое-где струился туманными прямыми полосами свет и длинными косяками ложился на жёлто-бурую блестящую землю. (Купр.) 10. Шестой урок в этот день был настоящей пыткой для новичков. (Купр.) 11. В мужичьих голосах не чувствовалось злобы. (Ф.) 12. Человек в барсучьей папахе уставился на путёвку. (Ф.) 13. Мы жили в доме, доставшемся нам от матери. 14. И долго ещё раскрасневшиеся юноши и девушки не выпускали Петра Максимовича и просили, чтобы он рассказал ещё что-нибудь о лесах. (Пауст.) 15. Туристы любовались водопадом, искрящимся на солнце. 16. В посёлке, растянувшемся вдоль моря, жили рыбаки. 17. Повезут, так поедем, а не повезут, хоть поспим до утра. 18. Синцов сказал, что он, действительно, ищет какую-нибудь часть. 19. Снег быстро тает на солнце. 20. В очках он видит хорошо. 21. Больной тяжело дышит. 22. Где строишь, там и роешь. (Посл.) 23. Пашню пашут – руками не машут. (Посл.) 24. Вы пишете с ошибками. 25. Вам это только кажется. 26. Больному неможется. 27. Весной невольно улыбаешься солнцу и свету. 28. Потерянного времени не воротишь.

IV. Домашнее задание

Изученный теоретический материал знать. Раздать заранее приготовленный и напечатанный на бумаге текстовый материал с пропущенными окончаниями разных частей речи. (Можно использовать дискеты или флешки, если позволяет оборудование класса и наличие компьютеров или доступ к ним в домах учащихся). Нужно вставить окончания и объяснить устно и графически своё решение.
Как вариант подобрать по учебнику упражнения или часть их в определённой пропорции с аналогичными заданиями и поручить ознакомиться с соответствующими изученной теме параграфами учебника, сравнив с приведённым здесь материалом.
Устно дать ответ на вопрос: какой из предлагаемых способов освоения правильного написания окончаний слов представляется Вам более приемлемым и лёгким?

P.S. В качестве домашнего задания можно творчески использовать следующий материал.

1. Вальган уже не говорил о велич.. жизн.. и смерт.. . (Г.Н.) 2. Так жила Тина, замерев в ожидан.. и по-прежнему веря в торжество справедливост.. . (Г.Н.) 3. Бахирев вдруг остро позавидовал красот. юност. беспечност. лёгкост.. походк. стройност.. тела. Что-то незнакомое и небывалое чудилось ему в самостоятельност. лёгкост.. и спокойств.. этой женщин.. . Всё женское, копившееся годами, вдруг вырвалось, расцвело, раскрылось в дрож.. тенистых ресниц, в блеск.. глаз, в новом изгиб.. приоткрытых губ. (Г.Н.) 4. Генерал представлял себе, как в скором времен.. будет сидеть в Имперской канцеляр.. в Берлин.. на совещан.. . (Пауст) ) 5. Ольга Ивановна сидела за перегородкой на кроват.. и, перебирая пальцами свои прекрасные льняные волосы, воображала себя то в гостиной, то в спальн. то в кабинет.. мужа. (Ч.)
6. Приезд Морозки нарушил душевн.. равновесие, установивш..ся в Мечике под влиянием ровн. безмятежн.. жизни в госпитале. (Ф.) 7. Вальган говорил о провале месячн.. плана, случивш..мся на заводе впервые за десятилетие. (Г.Н.) 8. Кареглазый поднялся с гибкостью разогнувш..ся лозы и заговорил быстро, громко, негодующе. (Г.Н.) 9. Очнулся он [Морозка] от дробн.. конск. топота, внезапно вырвавш..ся из-за бугра. (Ф.) 10. Он [Мечик], задыхаясь, свалился за перв.. попавш..ся кустом. (Ф.) 11. На покрививш..ся стогу уныло, по-сиротски примостилась ворона и молчала. (Ф.) 12. Вечером первого октября Климович сидел у себя в штабе бригады, в избе, снаружи покосивш..ся и грязн. а внутри дочиста выскобленн.. . (Сим.) 13. Ровн.. мягк.. свет струился по опавш.. листве, и яблони, отсвеченн.. по краям, стояли в нём странн.. и золот.. . (Ф.)
14. Дирекция наход..тся на втором этаже. 15. Снег быстро та..т на солнце. 16. Стел..тся туман. 17. Спортсмены стро..тся в шеренги. 18. Удача завис..т от многого. 19. Пёс громко ла..т. 20. В очках он вид..т хорошо. 21. Хищник чу..т добычу. 22. Больной тяжело дыш..т. 23. Футболисты бор..тся за звание чемпионов. 24. Где стро..шь, там и ро..шь. (Посл.) 25. Пашню паш..т – руками не маш..т. (Посл.) 26. Вы пи?ш..те с ошибками. 27. Выберите покупку. Когда выбер..те, выпишите чек. 28. Вам это только каж..тся. 29. Больному немож..тся. 30. Весной невольно улыба..шся солнцу и свету. 31. Когда выраст..те, наверное, вспомн..те мои слова. 32. Снег та..т на солнце. 33. Потерянного времени не ворот..шь. 34. Когда выпиш..те из текста определения, сверьте с таблицей. 35. Когда выполн..те все приведённые здесь упражнения, науч..тесь быстро и правильно писать окончания слов.

Русский язык. 10 класс

Конспект урока

Тема: Морфология и орфография

Перечень рассматриваемых вопрососв

  • правописание -Н- и -НН- в различных частях речи;
  • слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи;
  • правописание отрицательных местоимений и наречий;
  • правописание НЕ и НИ;
  • правописание служебных слов;
  • слитное, дефисное, раздельное написание слов различных частей речи.
  • Орфограмма – правильное написание по соответствую-щему правилу или по традиции.
  • Орфографическое правило – инструкция, в которой указываются условия выбора правильных написаний (ор-фограмм) в словах.

Власенков А. И. Русский язык. 10—11 классы: учеб. для обще-образоват. учреждений: базовый уровень / А. И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. — М.: Просвещение, 2016 г. – 88 с.

Проверка написания слов Gramota — URL:http://gramota.ru/ (дата обращения – 30.11.2018);

Сайт о культуре письменной речи Gramma – URL: http://gramma.ru/RUS/?id=4.0(дата обращения – 30.11.2018);

Розенталь Д. Э. Справочник по правописанию и стили-стике – URL: http://rosental-book.ru/ (дата обращения – 30.11.2018).

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Правописание Н и НН в суффиксах слов

Для соблюдение орфографических норм необходимо найти опознавательные признаки орфограммы и применить орфографическое правило.

Повторим несколько трудных орфографических правил. Начнём с правописания Н и НН в суффиксах разных частей речи: прилагательных, причастий, наречий, существительных.

Первый шаг – определить часть речи и способ образования слова. От первого шага зависит выбор орфографического правила.

Если орфограмма находится в суффиксе прилагательного, образованного от существительного, то нужно вспомнить, в каких суффиксах пишется Н, в каких – НН.

а) в суффиксах -енн-: производственный, соломенный; -онн-: ревизионный, революционный;

б) на стыке основы, оканчивающейся на Н, и суффикса Н: именной, сонный.

Н пишется в суффиксе -ин-: змеиный, лебединый; и в суффиксах -ан- (-ян-): песчаный, серебряный.

Исключения: стеклянный, оловянный, деревянный.

В кратких прилагательных пишется столько же Н, сколько и в полных: юна – юная, пустынна – пустынная.

В русском языке есть первообра́зные прилагательные, которые ни от каких слов не образованы. В них нет суффиксов. Их правописание нужно запомнить.

Это прилагательные багряный, пряный, пьяный, рдяный, румяный, зелёный, юный, свиной, они пишутся с одним Н.

Следует различать прилагательное масляный (для масла, из масла, на масле), например: масляный выключатель, масляная лампа, масляный насос, масляное пятно, масляная краска; и прилагательное масленый (запачканный, пропитанный, смазанный маслом), например: масленые руки, масленая каша, масленый блин; в переносном значении: масленые глаза; также: масленая неделя – масленица.

Следует различать прилагательное ветреный (с ветром): ветреный день, ветреный человек; прилагательное ветряной (приводимый в движение ветром): ветряной двигатель; и прилагательное ветряный: ветряная оспа.

Слово безветренный пишется с НН.

В существительных пишется столько же Н, сколько и в прилагательных, от которых они образованы: конопляник, нефтяник, песчаник, гостиница; родственник, лиственница.

НН пишется в существительных, которые образованы от других существительных с основой, оканчивающейся на Н: дружин-ник (дружина), именин-ник (именины), малин-ник (малина), мошен-ник (мошна), осин-ник (осина)

Если прилагательное образовано от глагола или слово является причастием, действует другое правило.

НН пишется в страдательных причастиях прошедшего времени:
1) если причастия образованы от приставочных глаголов: вычитанная рукопись, наклеенная картинка, покрашенный забор, пройденный путь, просмотренный фильм;

2) если причастия имеют при себе зависимое слово: недавно кошенный луг, три года тому назад писанная картина, крашенная маляром крыша, мощенная булыжником дорога;

3) если причастия образованы от бесприставочных глаголов совершенного вида: брошенный (бросить), данный (дать), казнённый (казнить), купленный (купить), лишённый (лишить).

В отглагольных прилагательных с суффиксами -ова-, -ева- тоже пишутся НН: балованный, маринованный, организованный, малёванный.

Н пишется в отглагольных прилагательных:
1) если прилагательные образованы от глаголов несовершенного вида (не имеющих приставок, не содержащих суффиксов -ованн-, -ёванн-): белёный дом (белить — глагол несовершенного вида), бешеная собака, варёный картофель, воронёная сталь, калёный штык, сушёная ягода;

2) если прилагательные не имеют при себе зависимого слова: крашеный пол (но: крашенный масляной краской пол), гружёная баржа (но: гружённая песком баржа).
В кратких страдательных причастиях, в отличие от полных, пишется Н, в кратких отглагольных прилагательных, как и в отыменных, пишется НН:
поле засеяно пшеницей, сыновья были капризны и избалованны; статья написана; девушка была музыкальна и начитанна; население было взволновано сообщением по радио; море сегодня взволнованно.

В наречиях, образованных от причастий и отглагольных прилагательных, пишется столько н, сколько их было в производящей основе: организованно входить (организованный), путано отвечать (путаный), удивлённо смотреть (удивлённый).

Правописание НЕ с разными частями речи

Переходим к повторению правописания частицы НЕ с разными частями речи. Выбор написания здесь тоже зависит от правильного определения части речи.

Слово любой части речи пишется слитно с НЕ, если не употребляется без НЕ: неряха, невзрачный, небрежно, ненавидящий, невзлюбить.

С существительными, прилагательными и наречиями на –о частица НЕ пишется слитно, если слово можно заменить близким по значению: несчастье (горе), нехороший (плохой), недалеко (близко).

Если при прилагательных и наречиях есть наречия степени качества, то они с НЕ пишутся слитно: очень неглупый, почти неприметный.

Раздельно с НЕ пишутся существительные, прилагательные и наречия, если при них есть противопоставление с союзом А: не друг, а враг; не глубок, а мелок; не громко, а тихо. Если при прилагательных и наречиях есть зависимые слова далеко, вовсе, ничуть, отнюдь, то они пишутся раздельно с НЕ: ничуть не весело; вовсе не страшный.

С краткими прилагательными частица НЕ пишется так же, как с полными.

Для полных причастий условием раздельного написания с НЕ является наличие противопоставления: не прочитанная, а пролистанная рукопись; и зависимых слов: ещё не просохшая трава.

Краткие причастия с НЕ пишутся раздельно: хлеба не скошены, задача не решена.

С глаголами и деепричастиями, с числительными, с прилагательными и наречиями в сравнительной степени НЕ пишется раздельно: не иметь, не мигая, не один, не старше.

НЕ и НИ в отрицательных местоимениях и наречиях

В отрицательных местоимениях и наречиях под ударением пишется НЕ, без ударения НИ: некого, нечего, несколько, не с кем, незачем, негде, никого, ничего, нисколько, ни с кем, никак, нигде.

Следует различать словосочетания не кто иной, как; не что иное, как; никто иной, ничто иное. Сочетания не кто иной, как; не что иное, как употребляются в предложениях, где нет другого отрицания. Частица НЕ в этих сочетаниях пишется отдельно, так как не входит в состав местоимения и после неё возможна перестановка слов: не иной кто, как. Эти сочетания имеют значение частиц именно, только и потому не являются членами предложения: Это был не кто иной, как наш бочар Вавила (Толстой).

Сочетания никто иной, ничто иное употребляются в предложениях, где обычно уже есть отрицание. НИ входит в состав местоимения, которое может быть или подлежащим, или дополнением: Никто иной, кроме вас, этого не сделает. Он ничем иным не интересуется.

Во всех четырёх сочетаниях вместо слова иной может употребляться местоимений другой.

Правописание производных предлогов

Повторим правописание производных предлогов. Их необходимо отличать от существительных с непроизводными предлогами.

Производные предлоги в течение, в продолжение имеют временно́е значение. На конце предлогов пишется Е.

Между предлогом В и существительным течении можно поставить прилагательное: в медленном течении реки.

Предлог насчёт синонимичен предлогу о: договориться насчёт встречи – договориться о встрече. Между предлогом на и существительным счёт можно поставить местоимение: на свой счёт.

Предлог вслед нужно отличать от предлога в с существительным след: вслед за мной шёл охотник, охотник шёл след в след.

В таблице представлен далеко не полный перечень производных предлогов, правописание которых нужно запомнить. Для распознавания производных предлогов и омонимичных слов требуется смысловой анализ примеров.

Аналогичную работу нужно проделать, чтобы разграничить написание союзов и омонимичных слов других частей речи.

В предложении Что бы почитать, чтобы не скучать? омонимичными являются местоимение с частицей и союз. Частицу бы в первом случае можно переместить: что почитать бы. Союз чтобы можно заменить союзом для того чтобы.

Общая закономерность такова: союзы пишутся слитно, а омонимичные с ними местоимения и наречия с предлогами и частицами – раздельно: Он много работал, зато добился своей цели. Спасибо вам за то, что вовремя предупредили об опасности.

Союз можно заменить другим союзом: Я тоже там был. – И я там был.

Проанализируем ещё несколько примеров.

Цветы завяли, оттого что было жарко. От того перекрёстка до моего подъезда двести метров. Союз заменяем другим союзом. Между предлогом и местоимением вставляем слово.

Слитное, дефисное, раздельное написание наречий

Повторим слитное, дефисное, раздельное написание наречий.

С дефисом пишутся

наречия, образованные из сочетания полных прилагательных или притяжательных местоимений, оканчивающихся на -ому, -ему, -ки, -ски, -ьи, и предлога по, перешедшего в приставку: по-доброму, по-вашему, по-немецки, по-английски, по-вдовьи, по-медвежьи.
Через дефис пишутся наречия, образованные от порядковых числительных с помощью приставки в- (во-): во-первых, во-вторых, в-третьих, в-пятых. По аналогии с этими наречиями пишется через дефис наречие впоследних.

Через дефис пишутся наречия, образованные повторением одного и того же слова: вот-вот, давно-давно, еле-еле, точь-в-точь, чуть-чуть; так же пишутся наречия, образованные повторением того же слова, осложнённого приставкой или суффиксом: видимо-невидимо, всего-навсего, как-никак, крепко-накрепко, мало-помалу, перво-наперво, мало-мальски; образованные путём сочетания синонимических слов: с бухты-барахты, нежданно-негаданно, не сегодня-завтра, тихо-смирно, худо-бедно.
Через дефис пишутся неопределённые наречия, имеющие в своем составе приставку кое- или суффиксы -либо, -нибудь, -то: кое-как, куда-либо, где-нибудь, когда-то.

Раздельно пишутся наречия, образованные из сочетаний существительных с предлогами, если предлог оканчивается на согласную, а существительное начинается с гласной: в обмен, в обнимку, в обрез, в обтяжку, в обхват, в одиночку, в отместку, в отрыве, в убыток, в угоду, в упор, в охапку, без оглядки, без отказа, без удержу, без устали.

Раздельно пишутся наречия, образованные от существительных с предлогами, если существительные сохранили некоторые падежные формы (две и более): в потёмках — потёмки, в тупик — в тупике (оказаться), за границей — за границу, из-за границы, на ощупь — ощупью, на память — по памяти, на совесть — по совести.

Раздельно также пишутся наречные сочетания, в которых существительные имеют переносное значение: ругать за глаза (заочно), ударить в сердцах (сгоряча, в гневе), стоять на часах (в карауле), быть в бегах (скрываться), быть на побегушках (выполнять мелкие поручения).

Раздельно пишутся наречные сочетания, состоящие из двух одинаковых существительных с предлогом между ними: бок о бок, дверь в дверь, с глазу на глаз, тютелька в тютельку.
Если в наречных беспредложных сочетаниях одно из существительных стоит в именительном падеже, а другое в творительном, то такие сочетания пишутся раздельно: дело делом, дурак дураком, честь честью.

Раздельно пишутся наречные сочетания с предлогами без, в, во, до, за, на, от, по, под, с:
без ведома, без зазрения совести, без разбору, в диковинку, в заключение, в меру, в насмешку, во всеоружии, во избежание,
до востребования, до завтра, до упаду,
за полночь, за границей, за глаза, на авось, на бегу, на глаз, на измор, на память, на убой, от мала до велика, от силы по дешёвке, по очереди, по совести, под боком, под вечер, под конец, с боку на бок, с виду, с глазу на глаз.

Наречие пишется слитно, если в его составе есть ныне не употребляющиеся существительные: впросак, наобум, насмарку, всмятку, испокон.

Наречие пишется слитно, если представляет собой сочетание «Предлог + существительное со значением пространства и времени»: низ, верх, перёд, зад, высь, даль, глубь, ширь, начало, век.

Слитно пишутся наречия на -ую с приставками в-, на-, за-: вплотную, наудалую, зачастую. Исключения: в открытую, на боковую, на попятную.

Слитно пишутся наречия, образованные из сочетания предлогов с краткими прилагательными: наглухо, сгоряча, набело, заживо.

Слитно пишутся наречия, образованные сочетанием предлогов в, на с собирательными числительными: вдвое, натрое.

Слитно пишутся наречия, образованные из предлога и местоимения: вовсю, почему, поэтому, затем.

При написании наречий рекомендуется обращаться к орфографическим словарям.

Задание 1. Н или НН?

Размеша(н, нн)ые краски, сви(н, нн)ые окорока, оловя(н, нн)ый, туристы размеще(н, нн)ы, кожа(н, нн)ый портфель, рассея(н, нн)ый мальчик, румя(н, нн)ый, безветре(н, нн)ый день, бесце(н, нн)ая вещь, выкраше (н, нн)ые лавки, поляна освеще(н, нн)а, тка(н, нн)ый узор, комиссия образова(н, нн)а, некраше(н, нн)ая ткань, писа(н, нн)ая красавица, тетрадь исписа(н, нн)а, ветря(н, нн)ой двигатель, нечая(н, нн)ая ошибка, серебря(н, нн)ый, подли(н, нн)ый, совреме(н, нн)ый, квалифицирова(н, нн)ый, каме(н, нн)ый, рья(н, нн)ый, пря(н, нн)ый , племе(н, нн)ой, гости(н, нн)ый двор, революцио(н, нн)ый, болезне(н, нн)о вялый вид, послеобеде(н, нн)ый сон, свежемороже(н, нн)ое мясо, свежезамороже(н, нн)ые фрукты, самотка(н, нн)ый ковер, малоноше(н, нн)ый пиджак, высокохудожестве(н, нн)ый вкус, долгожда(н, нн)ый новорождё(н, нн)ый, малоезже(н, нн)ый путь, новоявле(н, нн)ое учреждение, узковедомстве(н, нн)ые интересы, обществе(н, нн)о полезный труд.

Размеша(н, нн)ые краски, сви(н, нн)ые окорока, оловя(н, нн)ый, туристы размеще(н, нн)ы, кожа(н, нн)ый портфель, рассея(н, нн)ый мальчик, румя(н, нн)ый, безветре(н, нн)ый день, бесце(н, нн)ая вещь, выкраше (н, нн)ые лавки, поляна освеще(н, нн)а, тка(н, нн)ый узор, комиссия образова(н, нн)а, некраше(н, нн)ая ткань, писа(н, нн)ая красавица, тетрадь исписа(н, нн)а, ветря(н, нн)ой двигатель, нечая(н, нн)ая ошибка, серебря(н, нн)ый, подли(н, нн)ый, совреме(н, нн)ый, квалифицирова(н, нн)ый, каме(н, нн)ый, рья(н, нн)ый, пря(н, нн)ый , племе(н, нн)ой, гости(н, нн)ый двор, революцио(н, нн)ый, болезне(н, нн)о вялый вид, послеобеде(н, нн)ый сон, свежемороже(н, нн)ое мясо, свежезамороже(н, нн)ые фрукты, самотка(н, нн)ый ковер, малоноше(н, нн)ый пиджак, высокохудожестве(н, нн)ый вкус, долгожда(н, нн)ый новорождё(н, нн)ый, малоезже(н, нн)ый путь, новоявле(н, нн)ое учреждение, узковедомстве(н, нн)ые интересы, обществе(н, нн)о полезный труд.

Задание 2. НЕ или НИ?

Н(е, и)чего сказать, умная головушка!

Произошло н(е, и)что непредвиденное.

Он н(е, и)кому не отказывал.

Николушке торопиться было н(е, и)куда.

Останавливаться было н(е, и)где.

Но он н(е, и)чего не давал.

Н(е, и) на кого не обращай внимания.

Н(е, и) из чего было зажечь огня.

Конь н(е, и)как не хотел успокоиться.

Ветерок н(е, и)сколько не мешал нам.

Нам уже н(е, и)за кем смотреть.

Он н(е, и) о чём не разговаривал с ней.

Н(е, и)кто иной лучше этого не сделает.

Н(е, и)откуда не плыли облака.

Она н(е, и)когда не испытывала ничего подобного.

Смерть н(е, и)кого не могла поразить.

Н(е, и)кто не поднялся на его призыв.

Это было н(е, и) что иное, как озеро.

Так мы и ушли н(е, и) с чем.

Этот человек н(е, и)где не пропадёт.

Здесь н(е, и)когда жила девушка.

Мне н(е, и)кого не жаль.

Пришёл н(е, и) кто иной, как отец.

В Обломовке н(е, и)где жить.

Обломов сидел, н(е, и)куда не глядя.

Н(е, и)когда разговаривать!

Ждать помощи н(е, и)от кого.

Он волновался, как н(е, и)когда.

Он н(е, и)откуда не бежал.

Н(е, и)куда я не поеду.

Яблоку упасть н(е, и)где.

Они н(е, и)когда не говорили друг другу «ты».

Н(е, и)где не мерцал огонек.

Н(е, и)кому приходить ко мне.

Не слышно н(е, и)какого звука.

Мне н(е, и)куда идти.

Н(е, и)кого так не знаешь, как самого себя.

Для выполнения задания необходимо вспомнить правила правописания НЕ и НИ. Правильный ответ.

Н(е, и)чего сказать, умная головушка!

Произошло н(е, и)что непредвиденное.

Он н(е, и)кому не отказывал.

Николушке торопиться было н(е, и)куда.

Останавливаться было н(е, и)где.

Но он н(е, и)чего не давал.

Н(е, и) на кого не обращай внимания.

Н(е, и) из чего было зажечь огня.

Конь н(е, и)как не хотел успокоиться.

Ветерок н(е, и)сколько не мешал нам.

Нам уже н(е, и)за кем смотреть.

Он н(е, и) о чём не разговаривал с ней.

Н(е, и)кто иной лучше этого не сделает.

Н(е, и)откуда не плыли облака.

Она н(е, и)когда не испытывала ничего подобного.

Смерть н(е, и)кого не могла поразить.

Н(е, и)кто не поднялся на его призыв.

Это было н(е, и) что иное, как озеро.

Так мы и ушли н(е, и) с чем.

Этот человек н(е, и)где не пропадёт.

Здесь н(е, и)когда жила девушка.

Мне н(е, и)кого не жаль.

Пришёл н(е, и) кто иной, как отец.

В Обломовке н(е, и)где жить.

Обломов сидел, н(е, и)куда не глядя.

Н(е, и)когда разговаривать!

Ждать помощи н(е, и)от кого.

Он волновался, как н(е, и)когда.

Он н(е, и)откуда не бежал.

Н(е, и)куда я не поеду.

Яблоку упасть н(е, и)где.

Они н(е, и)когда не говорили друг другу «ты».

Н(е, и)где не мерцал огонек.

Н(е, и)кому приходить ко мне.

Не слышно н(е, и)какого звука.

Мне н(е, и)куда идти.

Н(е, и)кого так не знаешь, как самого себя.


источники:

http://urok.1sept.ru/articles/565451

http://resh.edu.ru/subject/lesson/3545/conspect/