Конспект урока правописание числительного

Конспект урока русского языка в 10 классе на тему «Правописание имен числительных».

Урок русского языка в 10 классе №39 от 29.01.2020 г.

Тема: Правописание имен числительных.

— научить правильному употреблению числительных в устной речи и развивать навыки правописания имен числительных.

-повторить изученные сведения об имени числительном (общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая функция);

-отрабатывать умения оценивать речь с точки зрения соблюдения основных морфологических норм числительных, правильно употреблять числительные в устной речи;

-продолжить работу по формированию навыков правильного написания числительных.

-воспитывать внимание к слову;

-содействовать воспитанию культуры общения через работу в парах, группах; воспитывать кооперативные компетенции учащихся;

-развивать познавательные интересы и познавательную активность учащихся.

-развивать логическое мышление учащихся,

-развивать умение ставить задачи, находить пути их решения и анализировать результаты, делать выводы;

-способствовать развитию устной монологической речи, внимания к собственной речи и речи окружающих, совершенствовать культуру речи учащихся.

знать разряды числительных, склонение и правописание числительных, нормы сочетаемости собирательных числительных, употребление числительных в именах собственных.

уметь правильно употреблять числительные в устной речи и на письме.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: компьютер, презентация, раздаточный материал с заданиями, карточки для групповой работы, учебник (Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. ), эпиграф к уроку: «Числа — и есть тот бог, который правит миром». (Пифагор).

-Проверьте, пожалуйста, ребята, готовность рабочих мест. Сегодня на уроке нам предстоит поработать с достаточно сложным и разнообразным материалом, вы будете работать в парах, в группах, поэтому я призываю быть вас предельно внимательными, собранными, активными, культурными в общении.

II . Вступительное слово учителя и постановка цели и задач урока

-Прочитайте выразительно эпиграф к уроку: «Числа — и есть тот бог, который правит миром». (Пифагор).

-Как вы понимаете это высказывание Пифагора? Согласны ли вы с ним?

(В жизни мы очень часто сталкиваемся с числами).

— Цифры окружают нас всюду. Мы привыкли их видеть в столбцах газет и журналов, слышать о них по телевидению, они буквально управляют нашей жизнью.

-Как вы думаете, о какой части речи мы с вами будем сегодня вести речь на уроке? Обоснуйте ваш ответ.

(Имя числительное, так как это часть речи, которая обозначает число, количество предметов, порядок их при счете).

-Приведите примеры числительных.

— Числа в нашей жизни встречаются на каждом шагу.

Прочитайте, пожалуйста, предложения, записанные на доске (дети читают «птичьим базаром», учитель пока не исправляет неправильные варианты).

Если из 2791,5 вычесть 1456,2 то останется 1335,3.

989-тысячный житель города появился на свет в роддоме 1 января 2013 года.

-Легко вам выполнить это задание?

Вы убедились, что употребление имен числительных в устной речи вызывает большие трудности.

-На ваш взгляд, чем мы с вами будем сегодня заниматься на уроке? Над чем будем работать? Попытайтесь сформулировать задачи нашего занятия.

(Выслушиваются ответы-предположения учащихся).

-Кто-то из великих сказал: “Хочешь понравиться – умей владеть родным языком”. Сегодня на уроке вы будете, опираясь на изученные сведения об имени числительном, учиться грамотно употреблять имена числительные в речи, соблюдая морфологические нормы, и правильно писать числительные. Тема нашего урока – «Имена числительные в устной и письменной речи» (записывают тему в тетрадь).

III .Актуализация знаний и проверка уровня владения базовыми умениями по данной теме у учащихся.

Что вы знаете о числительных?

Какие правила нужно знать, чтобы правильно употреблять имя числительное?

Следует выучить несколько простых правил, которые регулируют правописание имен числительных.

1. У числительных «ПЯТЬ» – «ДЕВЯТНАДЦАТЬ», а также «ДВАДЦАТЬ» и «ТРИДЦАТЬ» Ь пишется на конце, а у числительных «ПЯТЬДЕСЯТ» – «ВОСЕМЬДЕСЯТ» и «ПЯТЬСОТ» – «ДЕВЯТЬСОТ» – в середине слова.

2. Числительные «ДЕВЯНОСТО» и «СТО» имеют окончание О в именительном и винительном падежах, а в остальных падежах – окончание А. (ИСТРАТИТЬ СТО РУБЛЕЙ, НЕ ХВАТАЕТ СТА РУБЛЕЙ). Числительное «СОРОК» в именительном и винительном падежах имеет нулевое окончание, а в остальных падежах – окончание А. ( ЕМУ НЕТ И СОРОКА ЛЕТ). В именительном и винительном падежах числительное «ДВЕСТИ» имеет окончание И, а числительные «ТРИСТА» и «ЧЕТЫРЕСТА» – окончание А. (СУЩЕСТВУЕТ УЖЕ ТРИСТА ЛЕТ).

3. Сложные числительные (и количественные, и порядковые), состоящие из двух основ, пишутся слитно (ШЕСТНАДЦАТЬ, ШЕСТНАДЦАТЫЙ, ДЕВЯТЬСОТ, ДЕВЯТИСОТЫЙ).

4. Составные числительные пишутся раздельно, имея столько слов, сколько в числе значащих цифр, не считая нулей (ПЯТЬСОТ ДВАДЦАТЬ ТРИ. ПЯТЬСОТ ДВАДЦАТЬ ТРЕТИЙ). Однако порядковые числительные, оканчивающиеся на -ТЫСЯЧНЫЙ, -МИЛЛИОННЫЙ, -МИЛЛИАРДНЫЙ пишутся слитно (СТОТЫСЯЧНЫЙ, ДВУХСОТТРИДЦАТИПЯТИМИЛЛИАРДНЫЙ).

5. Дробные числительные пишутся раздельно (ТРИ ПЯТЫХ, ТРИ ЦЕЛЫХ И ОДНА ВТОРАЯ), но числительные ДВУХСПОЛОВИННЫЙ, ТРЕХСПОЛОВИННЫЙ, ЧЕТЫРЕХСПОЛОВИННЫЙ пишутся слитно. Числительное ПОЛТОРА и ПОЛТОРАСТА имеют лишь две падежные формы: ПОЛТОРА (ПОЛТОРЫ в ж. Р.), ПОЛТОРАСТА для именительного и винительного падежа и ПОЛУТОРА, ПОЛУТОРАСТА для всех остальных падежей без родовых различий.

6. B составных количественных числительных склоняются все образующие их слова (ДВЕСТИ ПЯТЬДЕСЯТ ШЕСТЬ – ДВУХСОТ ПЯТИДЕСЯТИ ШЕСТИ, ДВУМЯСТАМИ ПЯТЬЮДЕСЯТЬЮ ШЕСТЬЮ), При склонении дробных числительных также изменяются обе части (ТРИ ПЯТЫХ – ТРЕХ ПЯТЫХ – ТРЕМ ПЯТЫМ – ТРЕМЯ ПЯТЫМИ – О ТРЕХ ПЯТЫХ).

7. НО при склонении составного порядкового числительного изменяется только окончание последней составной части (ДВЕСТИ ПЯТЬДЕСЯТ ШЕСТОЙ – ДВЕСТИ ПЯТЬДЕСЯТ ШЕСТОГО – ДВЕСТИ ПЯТЬДЕСЯТ ШЕСТЫМ).

8. Слово ТЫСЯЧА склоняется, как существительное женского рода на -А; слова МИЛЛИОН и МИЛЛИАРД склоняются, как существительные мужского рода с основой на согласный.

9. Обратите внимание: числительные ОБА (м. и ср. р.) и ОБЕ (ж. р.) склоняются по-разному: у числительного ОБА основой для склонения является ОБОJ- (ОБОИХ, ОБОИМ, ОБОИМИ), а у числительного ОБЕ основа ОБЕJ- (ОБЕИХ, ОБЕИМ, ОБЕИМИ).

10. Обратите внимание: при смешанном числе существительным управляет дробь, и оно употребляется в родительном падеже единственного числа: 1 2/3 м (ОДНА ЦЕЛАЯ И ДВЕ ТРЕТЬИХ МЕТРА).

IV . Закрепление знаний, развитие умений и навыков.

Выполнение упражнения из учебника (упр.283 ( I )): запишите числительные в творительном падеже (1285 экземпляров книг, 1 1 ∕2 , 8 котят, 37 экскурсантов)

(3 человека работают у доски. По ходу выполнения задания проговаривается алгоритм выполнения: определить разряд числительного, вспомнить особенности склонения числительного данного разряда, правильно произнести и написать числительное в нужном падеже).

-Перед вами несколько предложений, в которых пропущены числительные. Вам нужно вставить одно из предложенных числительных, не забывая при этом изменить окончания у существительных.

(Предложения записаны в раздаточном материале.

Задание выполняется устно с объяснением и привлечением таблицы сочетаемости-несочетаемости собирательных числительных с именами существительными)

Насыпь возводилась с помощью (двоих, двух) бульдозер….

(Шесть, шестеро) девушек поступили на курсы секретарей.

Недоставало (четыре, четверо) нож.. и (три, трое) щипц.. .

(Четверо, четыре) сут.. продолжалась метель.

По (оба, обе) сторонам улицы устроены газоны.

Город расположен на (оба, обе) берегах реки.

У (оба, обе) сестёр были одинаковые платья.

Мы гордились (оба, обе) братьями.

-А теперь решите такую лингвистическую задачу с 22 сутками. Все обстоит благополучно, пока перед нами сочетания 20 (двадцать) суток, 21 (двадцать одни) сутки. Но стоит добавить еще одни сутки, и мы окажемся в трудном положении. Как же сочетать числительное 22 и существительное “сутки”?

(При соединении составного числительного, оканчивающегося на два, три, четыре, с существительными, имеющими только формы множественного числа (сутки, сани, ножницы), возникает синтаксическая несочетаеместь: нельзя сказать ни “двадцать два суток”, ни “двадцать две сутки”, ни “двадцать двое суток”. В подобных случаях, в зависимости от контекста, проводится или лексическая правка (замена слова, вставка другого слова), или грамматическая перестройка предложения (замена одной конструкции другой). Например: вместо “22 суток” можно сказать: двадцать два дня (если текст не связан с терминологическим употреблением слова сутки, например в истории болезни), в течение двадцати двух суток и т. п. Ср. в деловом стиле: двадцать две штуки ножниц; приобрести сани в количестве двадцати двух штук).

V . Рефлексия. Подведение итога урока. Выставление оценок.

Итак, урок подошёл к концу, подведём итоги.

-Что сегодня повторили?

-Какое исследование и зачем проводили?

-Чему учились, выполняя задания?

(Правильно употреблять числительные в устной речи, правильно писать числительные, видеть, слышать и уметь исправлять грамматические ошибки, связанные с нарушением морфологических норм числительных).

— Для чего вам необходимы эти умения? Где эти знания можете применить?

VI . Домашнее задание.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

План-конспект урока русского языка «Правописание числительных» 9 класс
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)

Урок русского языка в 9 классе по теме «Правописание числительных».

Познакомить обучающихся с правилом правописания числительных, формировать умение применять его при написании числительных;

коррекция и развитие мыслительных операций, речевой деятельности через работу в группах, парах, развитие коммуникативных умений и навыков, обогащение словаря;

воспитание положительной мотивации к учению, культуры речи и взаимоотношений.

Скачать:

ВложениеРазмер
План-конспект урока русского языка для обучающихся 9 класса с легкой умственной отсталостью по теме «Правописание числительных»43.5 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока русского языка

специальная (коррекционная) школа

Тема. Правописание числительных.

Задачи . Познакомить обучающихся с правилом правописания числительных,

формировать умение применять его при написании числительных;

коррекция и развитие мыслительных операций, речевой деятельности через работу в группах, парах, развитие коммуникативных умений и навыков, обогащение словаря;

воспитание положительной мотивации к учению, культуры речи и взаимоотношений.

1. Организационный момент.

Объявление темы и задач урока.

2 .Актуализация знаний.

2.1 .Работа в группах. Повторение знаний об имени числительном.

Обучающиеся работают в 4 группах.

Задание: распределить слова – карточки на 3 группы (сущ., прил., числ.)

— На какие 3 группы распределили слова? Обоснуйте свой выбор.

-Что можете сказать о числительных в ваших группах?

1 гр. – количественные числ.

2 гр. – порядковые

3 гр. – состоящие из одного или нескольких слов

4 гр. – числительные с пропущенным Ь

-Почему? Как вы думаете? (обучающиеся определяют тему урока)

2.2. Разгадать ребусы

Р1а по2л сес3ца 40а 100лица

-Что общего в этих словах?

-Вызывает ли трудность написание этих числительных?

-А как вы напишите числительное шест?надцат?

-Чтобы научиться правильно писать числительные, мы должны разрешить данную проблему.

3. Работа по теме урока.

3.1 .Работа в группах («Учимся вместе»)

Обучающиеся работают в 4 группах.

Каждый член группы получает инд. карточку с заданием, на выполнение которого отводится 5-7 минут. По окончанию работы каждый в своей группе рассказывает свою часть задания, начиная с первого обучающегося.

Вопросы: Какие числительные пишутся с ь на конце?

: Какие числительные пишутся с ь в середине?

Вывод оформляют в виде таблицы в тетрадях и на доске.

1 обучающийся – у доски, заполняет таблицу, оречевляя свои действия

Читают правило на стр.180.

4.1. Выполнение упр.248 стр. 179. (4 группа – 1 часть)

4.2 .Работа в парах.

У каждой пары инд. карточка (правописание числительных)

4.3 .Работа со скороговоркой

У четырех черепах по четыре черепашонка. (записана разным шрифтом, разными по высоте и цвету буквами)

Проговаривают друг другу в парах.

— Сколько взрослых черепах? (4) Запишите.

— Сколько у них детенышей? (16) Запишите

— Сколько всего черепах? (20) Запишите

Обратить внимание на написание числительного шестнадцать (вернуться к началу урока)

Запомните простое правило правописания числительных с Ь: в числительных может быть только один Ь. Если он есть в середине, то его нет в конце, и наоборот

4.4 .Индивидуальные карточки – тест (поставь знак +, где нужно писать Ь)

— Что нового для себя узнали?

Гр.1-2 – доп. задание: подобрать загадки, пословицы с числительными.

1.Запиши числа от 5 до 20 и 30

2.Сверь записанные числа с записью в рамке на стр. 179

3.Сделай вывод, где пишется Ь в этих числительных.

1.Запиши числа от 50 до 80

2.Сверь записанные числа с записью в рамке на стр. 180

3.Сделай вывод, где пишется Ь в этих числительных.

1.Запиши числа от 500 до 900

2.Сверь записанные числа с записью в рамке на стр.180

3.Сделай вывод, где пишется Ь в этих числительных.

Поставь, где нужно Ь. Соедини словосочетания по смыслу, соединив их стрелочкой:

Сем? секунд в минуте

Двенад?цат? пальцев на одной руке

Пят? — это половина тысячи

Шест?десят? дней в неделе

Пят?сот? месяцев в году

Поставь, где нужно Ь. Соедини словосочетания по смыслу, соединив их стрелочкой:

Правописание числительных. 6-й класс

Класс: 6

Цели:

Основные виды учебной деятельности: формирование у обучающихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого материала: коллективная работа, индивидуальная работа, работа в парах, группах – выполнение практических заданий).

Планируемые предметные результаты: научиться правильно писать числительные, определять их разряды, морфологические признаки, синтаксическую роль.

Универсальные учебные действия:

  • Познавательные: уметь применять теоретические знания при выполнении практических заданий.
  • Регулятивные: уметь характеризовать числительные по структуре, определять количество слов в сложном и составном числительном, употреблять Ь в числительных.
  • Коммуникативные: уметь правильно произносить числительные, находить ошибки и исправлять их.
  • Личностные результаты: формировать навыки познавательного интереса, мотивацию к самообразованию.

Ход урока

1. Отгадайте загадки.

1) У семерых братьев по одной сестрице. Много ли сестёр?

2) Шли столбцом: сын с отцом да дед с внуком. Сколько их?

3) Шли две матери с дочерью да бабушка с внучкой, нашли полтора пирога. Помногу ль досталось?

4) Что с козлом после шести лет бывает?

5) Один льёт, другой пьёт, третий зеленеет да растёт.

6) Сто один брат, все в один ряд вместе связаны стоят.

7) У двух матерей по пяти сыновей, одно имя всем.

8) Четыре братца под одним шатром стоят.

9) Два стоят, два лежат, пятый ходит, шестой водит, седьмой песенки поёт.

10) Шесть ног, две головы, один хвост –что это такое?

— Загадки нам подсказали тему сегодняшнего урока. Назовите её.

Учитывая, что мы всё уже знаем о числительном, определите цель нашего урока?

1. Разминка.

1) Индивидуальная работа по вариантам.

Определите, из скольких слов состоят данные числительные. Охарактеризуйте числительные по структуре:

Вариант 1

заданияответы
(два) (дцать) (пять)Два, составное
(семь) (десят)Одно, сложное
(сорок) (первый)Два, составное
(три) (тысячи) (восемь)Три, составное
(один) (миллион) (сто)Три, составное
(четыре)(миллиарда) (семь) (десят) (тысяч)Четыре, составное
(девять) (сот) (восем) (на) (дцатый)Два, составное
(тысяча) (три) (ста) (восемь) (десят)Три, составное
(сто) (шесть) (миллионов) (три) (на) (дцатый)Четыре, составное
(четыре) (ста) (три) (дцать) (пятый)Три, составное

Вариант 2

заданияответы
(три) (ста) (два) (дцать) (шестой)три, составное
(восемь) (на) (дцать) (тысяч) (семь) (десят) (один)четыре, составное
(три) (миллиона) (двух) (сотый)три, составное
(семь) (на) (дцать)(тысяч) (два) (дцать)Три, составное
(сто) (три) (дцать) (шестой)Три, составное
(девять)(сот) (пят) (на) (дцатый)два, составное
(два) (дцать) (один) (миллиард)три, составное
(пять) (тысяч) (девять) (сот)Три, составное
(шесть) (десят)одно, сложное
(восемь) (тысяч) (шести) (сотый)Три, составное

2. Работа в парах.

Определите, сколько слов включают сложные и составные числительные, обозначающие данные числа. Запишите их.

1291327
70642
172052 000 408
9049
1 200 003120

3. Работа в группах.

1. Определите, сколько слов в количественных и соответствующих им порядковых числительных. Запишите.

31; 11; 200: 91; 100 009; 500 000 000; 21 100; 320 000 000; 16; 5000.

Самопроверка. (2/2, 1/1, 1/1, 2/2, 3/3, 2/1, 4/4, 3/1, 1/1,2/1)

2. Физкультминутка. Эстафета “Передай мелок”. Три человека, по одному с каждого ряда, выбегают к доске и записывают, сколько раз должна быть употреблена буква ь в числительном, обозначающем данные числа:

217, 15, 39, 18, 351, 5019, 402, 9379, 40 003, 11 556, 6527, 689, 930 712, 1 300 004, 865 742, 16, 5 678 974, 2 401 040,8 537 614, 924 321.

(запись на доске: 1,1,2,1,1,2,0,3,0,4, 4,3,4,0,4,1,6,0,6,2).

3. Повторение и обобщение знаний по употреблению числительных в речи.

— Проклоняйте словосочетания с количественными числительными.

1. Девятьсот пятьдесят семь тонн.

2. Четыреста пятнадцать гектаров.

3. Двести шестьдесят восемь яблок.

— Исправьте ошибки:

  • Пять от двадцати составляет одна четвёртую.
  • Сто от шестнадцати составляет одна шестую.
  • Если двадцать разделить на тридцать, то будет два третьих.
  • Трое зайцев сидят под кустом.
  • У кузницы стояло две дрожки и трое телег.
  • Деревня расположилась по обеим берегам реки.
  • Обоим подругам были вручены ценные подарки.
  • Увидеть сто двадцать четыре пловца, двадцать четыре пловца, четыре пловца.

4. Интересное о числительном. Выступают учащиеся, которые выполняли индивидуальное задание. Они рассказывают интересные истории, связанные с числительными. Материал можно найти в Интернете и в лингвистических пособиях.

5. Физкультминутка (музыкальное сопровождение)

6. Работа с текстом.

1. Прочитайте текст, чётко проговаривая числительные. Определите стиль и тип речи.

В 2014 году мы отметили юбилей – ровно 60 лет назад 6 января 1954 года была образована Белгородская область путём выделения из Курской и Воронежской областей.

Область расположена на юго-западных и южных склонах среднерусской возвышенности в бассейнах рек Днепра и Дона. Большие расстояния отделяют область от морей и океанов: до Чёрного моря около 600 км, до Балтийского – 1000 км, до Атлантического и Северного Ледовитого океанов– более 2000 км. Через территорию области проходят важнейшие железнодорожные и автомобильные магистрали государственного значения. В числе главных трасс: Москва-Симферополь, Харьков-Саратов, Белгород-Воронеж. Авиатранспорт связывает Белгород с 15 аэропортами стран СНГ. В 1995 году Белгородский аэропорт получил статус международного.

Земельные угодья области составляют более 2 700 000 гектаров, на долю черноземов приходится 77% земельной площади.

Богата область и полезными ископаемыми. Это не только железные руды, но и мел, глина, мергель, песок. В перспективе возможна добыча бокситов, фосфоритов.

В состав Белгородской области входят 21 район, 6 городов областного подчинения: Белгород, Алексеевка, Валуйки, Старый Оскол, Губкин, Шебекино, 4 города районного подчинения: Грайворон, Новый Оскол, Короча, Строитель; 20 посёлков городского типа, 1592 сельских населённых пункта, 333 сельских округа.

2. Объясните написание прописной буквы в данном тексте.

3. Спишите последний абзац и подчеркните числительные как члены предложения.

4. Выпишите одно порядковое числительное и разберите его морфологически.

5. Объясните постановку знаков препинания в предпоследнем абзаце.

6. Числительные какого разряда здесь отсутствуют?

7. Определите падеж числительного в предложении “Авиатранспорт связывает Белгород с 15 аэропортами стран СНГ”.

7. Подведение итогов и рефлексия.

— Какой части речи мы сегодня уделяли внимание?

— Что вы нового узнали?

— Что повторили и закрепили?

Рефлексия.

(В корзине лежат кружочки трёх цветов: красный — плохо усвоил, жёлтый — надо ещё потренироваться, зелёный – усвоил хорошо. Учащиеся, выходя из класса, выбирают кружок и кладут его в прозрачный ящик).

8. На дом: каждой группе подготовить по одному интересному сообщению о числительном.

Параграф 34, упр. 345. Задание 3 изменить: записать имена известных спортсменов Белгородской области, имена олимпийских чемпионов.


источники:

http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2020/01/03/plan-konspekt-uroka-russkogo-yazyka-pravopisanie

http://urok.1sept.ru/articles/661848