Конспект урока правописание чк чн чт

Тема: Правописание сочетаний чк, чн, чт, щн, нч.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
urok_russkogoyazyka_otpravit.docx20.23 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Русский язык.

УМК: Школа России Учебник. 2-й класс. В. П. Канакина, В.Г. Горецкий

Тип урока: урок развития умений

Подготовила и провела учитель начальных классов Бондаренко Ирина Васильевна

Тема: Правописание сочетаний чк, чн, чт, щн, нч.

Цели: обобщить знания о правописании слов с сочетаниями ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ и умение определять орфограмму в слове; правильно произносить слова с этими буквосочетаниями, развивать мышление, речь

Планируемые результаты: учащиеся научатся писать в словах сочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ; обосновывать написание слов с этой орфограммой; различать мягкие согласные, после которых пишется или не пишется мягкий знак; правильно произносить слова с этими буквосочетаниями, развивать мышление, речь : находить в чужой и собственной работе орфографические ошибки.

I. Мотивация к учебной деятельности.

-Каждый урок мы открываем тайны русского языка. Хотите и сегодня открыть новую тайну?

II. .Минутка чистописания.

-Для минутки чистописания мы выберем букву. А какую, вы определите, прослушав скороговорку. Какой звук больше всего выделяется, какой буквой ее обозначают.

Червяк чинил свой чемодан,

Потом, бурча, чинил диван . (Звук [ч], буква — ч)

III. Определение темы урока

— .Прочитайте пословицы. — Когда так говорят?

Пл. хой друг в деле не п…мощник.

На св…ей улочке и курочка хр…бра.

— Вставьте пропущенные буквы. Какие знакомые орфограммы нам встретились?

— Что вам известно о правописании сочетаний ЧК? Дайте характеристику звуку, обозначенного буквой ч.

-Как вы думаете, существуют ли в русском языке другие сочетания, кроме ЧК и ЧН, которые пишутся без ь?

— Найдите в тексте букву, обозначающую непарный шипящий мягкий согласный звук.

-Нужно ли дополнительно обозначать его мягкость?

-Тогда какое правило мы можем вывести, исходя из наших наблюдений? (Дети выводят правило: сочетания ЩН ,как и ЧК, ЧН, пишутся без мягкого знак

–Какую цель вам надо перед собой поставить? (Учиться писать слова с сочетаниями -чк- —чн, -щн.)

● Шла по полю черепаха (идём пальчиками)

● И дрожала вся от страха (руки в кулачок, кулачки дрожат)

● Кусь, кусь, кусь! Кусь, кусь, кусь! (большой и указательный пальцы «кусаются»)

● Никого я не боюсь! (отрицание — указательным пальцем

V Работа по теме урока

1.Игра: Кто больше запомнит слов.

-С этим заданием вы справитесь в парах.

-Для начала вспомним правила работы в парах (работаем дружно, не мешая другим. После выполнения работы вместе поднимаем руки.)

– Прочитайте несколько раз, запомните и расскажите соседу эти слова.

Кто быстрее всех читает
И слова запоминает:

мечта, свечка, белочка,
хищник, кончик, стрелочка,
гонщик, птенчик, Зиночка,
сборщик и корзиночка.

– Назовите друг другу эти слова. Проверьте себя.– Кто больше запомнил слов?

— Какие сочетания пишутся без ь?

-Правильно ли мы сделали вывод, что , кроме буквосочетаний ЧК и ЧН, существуют и другие буквосочетания?

-Как надо писать буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч? Чи таем правило в учебнике на с.5.

2. Самостоятельная работа с самопроверкой.

– А теперь напишем выборочный диктант.

– Скажите, пожалуйста, каких зимующих птиц вы знаете? К нам в гости прилетела одна из них.

– Я вам прочитаю стихотворение. Вы из этого стихотворения выпишите слова с сочетаниями — чк-.

(Один ученик работает у доски.)

Прилетела к нам синичка
Села прямо под окном.
Эту маленькую птичку
С нетерпением мы ждем.
И чтоб ей полегче стало,
Ведь исчезли червячки,
Для нее кусочки сала
Мы повесим на сучки

–Мы тоже повесили кормушки птицам. А кто не забывает подкармливать птиц?

– Проверка по табличке правописание -чк-. Какие слова вы записали? (Синичка, птичку, червячки, кусочки, сучки.)

4.Работа по учебнику упр.7с.6.

— Отвечаем на вопросы после упражнения.

— Выполните упражнение самостоятельно. Взаимопроверка.

VI Закрепление по теме урока . Работа над орфоэпией.

.1. -Сочетание чн очень интересное. Очень часто слова конечно, нарочно, скучно люди произносят с -чн-, хотя правильное произношение этих слов с -шн-. .Я предлагаю вам попробовать правильно произносить эти слова на примере одного из стихотворений,

(Стихотворение на слайде) Дети произносят вместе с учителем.

Я, конечно, не нарочно
Затолкал кота в буфет.
И, конечно, не нарочно
Съел я килограмм конфет.
И, конечно, не нарочно
Вазу мамину разбил
И уж вовсе не нарочно
На ковёр кисель пролил…
Просто было очень скучно…
Но теперь- то я послушный

2. Упр.8 с.6. Работа с орфоэпическим словарём на странице 133 учебника. Отработка правильного произношения. Работа в паре.

VII Рефлексия учебной деятельности на уроке

-Как вы думаете, справились мы с очередной тайной нашего родного языка?

-Как называется орфограмма, с которой мы познакомились? Что мы о ней узнали?

-Что вам понравилось больше всего на уроке?

-Кто доволен своей работой.

VIII .Домашнее задание

– Напишите по 2 слова с изученными сочетаниями.

Конспект урока «Правописание чк, чн»

ТЕМА: « Правописание сочетаний чк, чн, щн, чт» »

ЦЕЛЬ: развивать навыки правописания слов с сочетаниями ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ; учить определять орфограмму в слове; развивать мышление.

Основные задачи урока:

— уточнить знания об обозначении мягкости согласного звука перед согласным;

— развивать умение определять способы обозначения мягкости согласных на письме, орфографическую зоркость, внимание, речь обучающихся, их творческие способности.

— воспитывать самостоятельность, умение работать в парах, бережное отношение к природе.

Тип урока : Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Форма проведения урока: Урок — открытие

Оборудование: презентация, листочки с заданиями, прзентация.

личностные: самоопределение, смыслообразование;

познавательные: работа с информацией, выполнение логических операций;

регулятивные: управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность;

коммуникативные : речевая деятельность, навыки сотрудничества;

Используемые технологии: системно-деятельностный (работа в парах), частично-поисковый метод (работа с информацией); информационно-коммуникативные технологии (работа с учебным пособием на компьютере).

Формы работы: практическая работа.

1. Организационный момент

Начинаем мы урок.

— Садитесь, посмотрите всё ли у вас готово к уроку?

2. Актуализация знаний

а) Минутка чистописания.

Каждый урок мы начинаем с минутки чистописания. Для того, чтобы красиво и правильно написать, сделаем физминутку для рук.

(Этот пальчик в лес пошёл,

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик жарить стал.

Этот пальчик всё и съел-

Оттого и потолстел.)

Откроем тетрадь, запишем число, классная работа. О какой букве идет речь?

Горячо мне как в свече,

Причитает буква …(ч).

На минутке чистописания пишем букву ч.

-Назовите эту букву звуком. Дайте характеристику этому звуку. (согласный, всегда мягкий, глухой, шипящий). Запомните, звук ч всегда мягкий, это пригодится в нашей дальнейшей работе.

Напишите по образцу.

А какие правила нужно помнить, чтобы написать слова с этой буквой? (ча,чу).

Оцените свою работу и на полях нарисуйте красный или синий кружок.

3. Самоопределение к деятельности

— На какие три группы можно разделить слова?

Бол… кол…цо ноч… ной

лос… кон…ки хищ…ный

ден… пал. то кон…чик

— Назовите согласные звуки перед пропущенной буквой.

— Что вы о них можете сказать? ( это мягкие согласные )

— Как обозначается на письме мягкость согласных? ( буквами И, Е, Ё, Ю, Я и мягким знаком)

— Как обозначите мягкость согласного в первом столбике? ( мягким знаком )

— Во втором столбике? ( мягким знаком )

— Что общего в написании орфограммы в первом и во втором столбике?

( мягкий знак обозначает мягкость согласного, но в первом столбике – в конце слова, а во втором – в середине слова )

— Назовите звуки перед пропущенной орфограммой в третьем столбике.

— Что вы можете сказать о них? ( это тоже мягкие согласные )

— какую букву поставим для обозначения мягкости согласных в третьем столбике? ( никакую букву ставить не будем )

— -какой же можно сделать вывод? Нужен ли ь в сочетании чк, если звук ч всегда мягкий?

-какова же тема нашего урока?

Тема нашего урока «Правописание сочетаний чк,чн»

-какие задачи поставим перед собой?

Учиться писать слова с сочетаниями чк,чн;

Развивать устную и письменную речь.

4. Работа по теме урока

а) Устная работа

( доске прикреплены иллюстрации из сказок)

Задание Я вам прочитаю слова сказочных героев, а вы отгадай кто их говорит, назовите слова, которые относятся к теме урока. Соотнесите слова с иллюстрацией на доске.

Я вам новое яичко снесу!

Пойдут клочки по закоулочкам.

Ваша мама пришла, молочка принесла.

Кто в теремочке живёт?

Молочная река, кисельные берега, спрячь меня.

Жучка за внучку, внучка за бабку.

А лисички взяли спички.

Сама лягу на лавочку, хвостик под лавочку, курочку под печку.

Кто все сказки узнал, все слова правильно нашёл ставит себе, ставит себе красный кружочек, кто допустил ошибки- синий.

б) Работа в парах.

Какие русские народные сказки вы знаете, где главным действующим героем является лиса?

Вспомним сказку «Лисичка со скалочкой».

Шла лисичка по дорожке. Нашла скалочку. Постучалась в избу. Её впустили. Легла лисичка-сестричка на лавочку. Скалочку спрятала под печку.

А теперь запишите ответы на вопросы, употребляя в них слова с сочетаниями чк, чн, сочетания чк, чн подчеркните.

Что нашла лисичка?

Где она легла спать?

Куда лисичка спрятала скалочку?

Проверка по образцу. У кого нет ни одной ошибки, на полях рисуете красный кружок, у кого есть ошибки- синий.

“ Бывает – не бывает”

Веточка съела девочку (садимся)

Леночка взяла скалочку (руки вверх, голову вниз)

Сказочный домик из шоколада

Я, думаю, что вы после отдыха, ребята, можете работать самостоятельно.

У вас у всех на столе лежат карточки на них написано правило, которое нужно знать всем.

Послушайте это правило и запомните

Читают наизусть дети

Точный, скучный и мучной,

Вечный, сочный и речной,

Кочки, бочки, точки,

Дочки и сыночки,

Есть в словах ЧК, ЧН.

Знаем точно: в тех словах

Мы не пишем мягкий знак.

Места нет для смельчака.

Мягкий знак не нужен там,

Это сразу ясно нам!

Вывод: в сочетаниях ЧК, ЧН,ЧТ – ь знак не пишется.

5. Работа над правильным произношением слов.

— Мы учились писать слова с сочетаниями чн, чк,чт, а теперь поучимся говорить правильно.

Очень часто слова конечно, нарочно, скучно, яичница люди произносят неверно ску[ч , ]но, а нужно ску[ш]но.

— Давайте все вместе прочитаем слова хором правильно, заменив звук

— Какое сочетание в этих словах?

— Как оно пишется?

6. Закрепление изученного материала

1. Упражнения в написании слов с изученной орфограммой.

Отгадайте загадки, запишите слова-отгадки

Заскучали без водицы.

Дядя, длинный и худой,

Носит воду бородой,

И сестрицы вместе с ним нарисуют дом и дым.

Что это у Галочки?

Ниточка на палочке.

В деревянном домике

Уж такие добряки

Раздают всем огоньки.

На ветках плотные комочки,

В них не дремлют клейкие листочки.

Отгадайте, что за птичка:

Беленькая с живота,

Хвост раздвинут в два хвоста.

С именем вкусным,

Не бывает грустным,

Смотрит весело вокруг,

Он Незнайке лучший друг.

7. Подведение итогов урока.

— Чему мы учились сегодня на уроке?

-У вас на столе листочки с домиками. Найдите ошибки в рисунках.

Исправьте эти ошибки. Работу вложите в тетрадь. ( Домик с тремя

окошками: чк , чн , ь . )

— Вывод. ( Мягкий знак не может жить в одном доме с чк и чн! )

8. Домашнее задание.

— Выучить правописание сочетаний чк,чн в словах.

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

  • Луткова Марина ВалерьевнаНаписать 2640 16.01.2019

Номер материала: ДБ-371302

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    16.01.2019 64
    16.01.2019 97
    16.01.2019 171
    16.01.2019 1229
    16.01.2019 145
    16.01.2019 104
    16.01.2019 114
    16.01.2019 278

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

В России объявлены нерабочие дни с 30 октября по 7 ноября

Время чтения: 2 минуты

Голикова предложила объявить выходные с 30 октября по 7 ноября

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах

Время чтения: 1 минута

Путин поручил создать 21,5 тыс. новых учебных мест в школах Дальнего Востока

Время чтения: 2 минуты

В Тульской области вводят школьные каникулы c 25 октября по 7 ноября

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Урок русского языка в 1-м классе по теме «Правописание сочетаний -чк- и -чн-«

Цели:

  • помочь детям усвоить, что [ ч’] всегда мягкий, поэтому его мягкость не нужно обозначать;
  • формирование умения правильно писать сочетания чк, чн;
  • развивать внимание, наблюдательность, речь:
  • воспитывать интерес к родному языку.

Оборудование: портрет Красной Шапочки, карточки, ребусы.

Ход урока

1. Организационный момент.

— Подтянитесь, улыбнитесь и тихонечко садитесь.

Урок русского языка. Сегодня у нас в гостях.

Угадайте кто? “Бабушка девочку очень любила. Шапочку красную ей подарила, девочка имя забыла своё. Ну, отгадайте, как звали её?” (Красная Шапочка)

— А кто автор этой сказки? (Шарль Перро — Французский сказочник).

— Кр. Шапочка пришла не с пустыми руками. Она принесла задание для вас.

Но прежде, чем выполнить 1 — ое задание откройте тетради, запишите число, классная работа.

3. Минутка чистописания. Повторение пройденного.

— Кр. Шапочка просит угадать букву (показать детям верхнюю часть прописной и строчной Ч, ч)

— Назовите эту букву звуком. Дайте характеристику звука.

Хорошенько запомните звук [ ч’] всегда мягкий — это нам понадобится в дальнейшей работе.

— Напишите букву Чч по образцу.

— А какие правила мы должны помнить при написании слов с этой буквой? (ча, чу)

Запишите эти сочетания.

А сейчас очень внимательно слушаем:

Сочетанья Ча и Ща пишем только с буквой. а! в словах пища и свеча, туча, дача, саранча.

— Какие слова запомнили с сочетанием Ча?

— Запишем: Туча, дача. (показ на доске) Пишем. как я. Безотрывно.

— Подчеркните сочетания Ча.

В сочетаньях Чу и Щу
Пишем только букву. У!

Чулки, чудо и чугун, чудак, щука и ворчун.

— Какие слова запомнили с сочетанием Чу?

— Как понимаете слово чудо? (Сверхъестественное, удивляющее своей необычностью.)

— А кто такой чудак? Кого так называют? (Человек со странностями, чудной человек.)

— Запишем эти слова. Подчеркните Чу.

4. Сообщение темы урока. Объяснение нового материала.

— Кр. Шапочка не случайно пришла к нам именно сегодня. А кто знает почему её так назвали?

В слове шапочка и скрыта тема нашего урока.

Она связана с сочетанием той буквы, которую писали на чистописании.

— Итак, кто догадался? (ЧК)

— Да, сегодня на уроке будем учиться правильно писать буквосочетания ЧК и ЧН.

А как правильно? Эту проблему нам и предстоит разрешить.

ЧКЧН
печкапечник
ёлочкаёлочные
удочкасочный

— Прочитайте хором слова из первого столбика, из второго столбика.

— Печка — что это? (Предмет Комнатная или кухонная печь.)

— Печник — кто это? (Мастер по кладке и ремонту печей.)

— Ёлочка — то же что и ель.

— Ёлочные — (Ёлочные украшения, ёлочные игрушки.)

— Удочка — (Рыболовная снасть, гибкая длинная палка.) Для чего нужна?

— Сочный — Как вы понимаете значение слова? (Обильный соком.) Что может быть сочным?

(Арбуз, помидор и т.д.)

— Какой звук обозначен выделенной буквой? [ ч’]

— Какой это звук? (Согласный, мягкий.)

— Есть ли у [ ч’] парный согласный по твёрдости? (Нет.)

— Нужно ли обозначать мягкость этого согласного? (Нет.) Почему? (Он всегда мягкий.)

— Как написаны сочетания ЧК, ЧН в словах? (Без ь знака.)

— Кто может вывести сам правило из наших наблюдений?

Вывод: Звук [ ч’] всегда мягкий, поэтому на письме его мягкость не обозначается.

Сочетания ЧК, ЧН пишутся без ь знака!

На доске: Кочка, речной. Так что же значит правильное написание буквосочетания?

(Это значит, что ЧК и ЧН пишем без ь!)

— Прочитайте слова на доске. Объясните значение слов. Запишите эти слова.

Выделите сочетания ЧК, ЧН.

— Какую проблему мы решали? (Проблему правильного написания ЧК, ЧН.)

1. А сейчас КР. Шапочка предлагает составить и записать сочетание слов, изменив слово в скобках по образцу.

Образец: Быстрая (река) речка.

— С каким сочетанием будут слова? (ЧК) Как напишем? (без ь)

— Работаем по рядам, слова в скобках не пишем. Помните: когда мы пишем, мы думаем!

1 ряд2 ряд3 ряд
Рыжие (белки.)Хитрая(лисица.) Маленькая (собака.)

— Проверим, выделяя все орфограммы. Самопроверка.

Физминутка (проводит дежурный)

2. Следующее задание Кр. Шапочки: выбрать из текста слова с сочетаниями ЧК и ЧН.

(текст у каждого ученика на карточках)

Прилетела к нам синичка,
Села прямо под окном.
Эту маленькую птичку
С нетерпением мы ждём.
И чтоб ей полегче стало,
Ведь исчезли червячки,
Для неё кусочки сало
Мы повесим на сучки.

— Прочитайте. О ком этот текст?

— О чём говорится в тексте?

— Когда мы должны помочь птицам? (Зимой) Верно, но и весной не мешает подкормить птиц. Хоть уже кое-где и стаял снег, но червячков ещё нет, а семена, плоды уже съедены.

— Выберете из текста слова сочетаниями. Назовите эти слова.

— На какое правило эти слова? (ЧК)

— А на какое правило нет слов в этом тексте? (ЧН)

— Эти слова вы составите сами, выполнив следующее задание.

3. Как можно сказать, используя сочетание ЧН?

Герои сказок? (сказочные герои)

Хлеб из пшеницы? (пшеничный хлеб)

Бюро для справок? (справочное бюро)

Станция, где хранятся лодки? (лодочная станция)

— Как же на письме будем писать буквосочетание ЧК и ЧН?

4. Конструирование слов.

На доске: два столбика слов.

— Прочитайте слова. В 1 столбике скажите ласково, во 2 столбике назовите слова, которые

отвечают на вопрос какой? Запишем на доске и в тетрадь.

12
Туча -…(тучка)дача -…(дачный)
Река -…(речка)рука -…(ручной)
Ночь -…(ночка)лодка -…(лодочный)
Рука -…(ручка)ночь -…(ночной)
Дочь -…(дочка)мука -…(мучной)
— С каким сочетанием записали
слова? (ЧК) Как? (без ь)
— Какие буквосочетания написали в словах? (ЧН)
Как написали? Проверьте

Проверьте. Выделите сочетания ЧК.

На всю жизнь запомните какие сочетания пишутся без ь знака!

5. Ребусы.

У Кр. Шапочки есть очень близкая подруга. Отгадайте её имя:

“Появилась девочка в чашечке цветка,
И была та девочка чуть больше ноготка.
В ореховой скорлупке девочка спала.
Вот какая девочка, как она мила.
Кто читал такую книжку,
Знает девочку-малышку. (Дюймовочка)

— Какое правило можно увидеть в именах любимых сказочных героев? (ЧК, ЧН)

— Как напишем эти сочетания?

— Кто автор сказки”Дюймовочка”? (Г.Х.Андерсен — сказочник из Дании.)

— Дюймовочка передала вам задание: разгадать ребусы.

(Зашифрованы слова: грибочки, ласточка, бабочка.)

— Какое сочетание в этих словах? Как на письме пишем? Почему?

(Записать слова, разобрать их орфографически.)

6. Итог урока.

— Что будем помнить всегда о буквосочетаниях ЧК и ЧН?

— Вы сегодня замечательно работали. Молодцы!

— А Красная Шапочка дарит вам на память стихотворение, чтобы правило о ЧК и ЧН вы помнили всегда: и в сказке, и в жизни!

— Прочитайте хором стихотворение:

Добрый сказочник весной
Нянчил дочку в час ночной.
Спи дочурочка в тиши,
Мягкий знак тут не пиши!


источники:

http://infourok.ru/konspekt-uroka-pravopisanie-chk-chn-3516512.html

http://urok.1sept.ru/articles/414561