Урок по русскому языку на тему: «Правописание глаголов».
Тема урока: «Правописание глаголов».
Тип урока: урок закрепления знаний и умений.
Цель урока: организация деятельности обучающихся по закреплению написания глаголов.
Просмотр содержимого документа
«Урок по русскому языку на тему: «Правописание глаголов».»
Конспект урока русского языка
Тема урока: «Правописание глаголов».
Тип урока: урок закрепления знаний и умений.
Цель урока: организация деятельности обучающихся по закреплению написания глаголов.
Образовательные: способствовать продуктивному осуществлению познавательной деятельности по формированию знаний и умений обучающихся о правописании глаголов, формированию умения применять эти знания в практических упражнениях.
Развивающие: способствовать развитию речи; умения применять ранее полученные знания, развитию мышления, памяти, воображения, орфографической и пунктуационной грамотности; развитию умения правильно писать глаголы; расширению кругозора обучающихся.
Воспитательные: способствовать воспитанию позитивного отношения к предмету; интереса к русскому языку посредством соблюдения литературно – языковых норм, уважения к другим, осознанию ценности совместной работы; формирование положительной мотивации к учению посредством использования занимательного материала; бережное отношение к родному слову посредством работы над соблюдением основных норм правильности речи; формирование жизненно необходимых качеств: усидчивости, аккуратности, самостоятельности, работоспособности, внимательности, воли, способности к сотрудничеству, ответственность за продукты собственной деятельности.
Здоровьесберегающие: соблюдение СанПиН, гигиенических условий в кабинете, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, применение на уроке ТСО и ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами.
Личностные: умение ценить и принимать следующие базовые ценности: совместный труд, терпение, уважение к мнению одноклассников; умение актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы, осознавать ценность совместной работы, проявлять интерес к русскому языку; осознавать богатство русского языка, его величие и многогранность.
Формирование познавательных универсальных учебных действий: умение ориентироваться в учебнике; извлекать информацию, представленную в разных формах, находить закономерности используя ранее приобретенные знания; умение строить логическую цепочку рассуждений, умение выдвигать гипотезы и обосновывать их, осуществлять анализ, синтез, сравнение, устанавливать причинно — следственные связи, владеть общим приемом решения орфографических задач.
Формирование регулятивных универсальных учебных действий: умение выполнять учебные действия в сотрудничестве с учителем и другими обучающимися: ставить цель, составлять план работы, осуществлять оценку результативности; умение самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знакомом учебном материале; осуществлять самоанализ, анализ, самоконтроль, взаимоконтроль, самооценку, взаимооценку учебной деятельности.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: умение слушать и понимать других, вступать в диалог; следовать инструкциям, отвечать на вопросы; умение адекватно реагировать на замечания учителя, участвовать в диалоге при обсуждении изучаемого материала, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Предметные: умение правильно писать глаголы; осознанно выстраивать речевое высказывание в устной форме и оформлять его письменно, соблюдать нормы речевого этикета и правила устного общения; выражать собственное мнение, аргументировать его с учетом ситуации общения; умение использовать правила орфографии и пунктуации в письменной речи.
Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, работа в паре.
Основные образовательные ресурсы: компьютер, проектор, мультимедийная презентация, учебник «Русский язык» 4 класс, часть 1, С.В. Иванов, раздаточный материал.
Конспект урока русского языка по теме: «Правописание глаголов»
Выбранный для просмотра документ правописание глаголов.doc
«Правописание глаголов».
Цель: совершенствовать умение в правописании глаголов.
Закрепить умение определять спряжения глаголов с безударными личными окончаниями.
Закрепить умение писать частицу НЕ с глаголами.
Закрепить умение писать мягкий знак после шипящих в глаголах.
Закрепить умения в правописании –ться и – тся в глаголах.
Закрепить умение писать буквы О- Ё после шипящих в окончаниях глаголов.
Развивать мыслительные операции.
Развивать психические процессы (внимание, восприятие, память).
Развивать орфографическую зоркость.
Развивать связную устную и письменную речь.
Развивать навыки самоорганизации, самоанализа, саморегуляции, самоооценки.
Воспитывать умение работать в коллективе.
Тип урока: систематизация и обобщение знаний.
Методы: проблемный, исследовательский, наглядный, словесный, самостоятельная работа.
Формы работы: фронтальная, групповая, парная.
Средства обучения: учебник «Русский язык» 4кл, часть1 (автор Иванов С.В.и др.), карточки для групповой работы, презентация.
Ход урока
1. Орг. момент.
— Ребята! закройте глазки.… Представьте, что у вас в руках зажжённая свеча. Сделайте глубокий вдох и тихо-тихо выдохните так, чтобы не загасить пламя тоненькой струйкой воздуха. Ещё раз вдохните и резко одним выходом погасите свечу. А теперь наберите побольше воздуха в лёгкие и сдуйте все преграды и сложности на своём пути! Молодцы! Откройте глазки и тихо займите свои места.
Я рада, что вы готовы к уроку. Я очень хочу, чтобы сегодня наш урок получился интересным, познавательным, чтобы мы повторили и закрепили то, что уже знаем и умеем.
— На уроке вы будете самостоятельно контролировать свою работу на рабочих листах, используя условные знаки. В конце урока с помощью их вы сможете оценить уровень своих знаний и умений по теме урока. СЛАЙД 2
«V» — ответил по просьбе учителя, но ответ неправильный
«W» — ответил по просьбе учителя, ответ правильный
«+ » — ответил по своей инициативе, но ответ неправильный
«!» — ответил по своей инициативе, ответ правильный
2. Актуализация знаний (дети самостоятельно по на водящим вопросам определяют тему урока)
Учитель:— Отгадайте загадку: СЛАЙД
-Дима читает, а мы слушаем и готовим ответ.
Что без меня предметы?
Лишь названья,
Но я приду — всё в действие придёт:
Летит ракета, люди строят зданья.
Цветут сады,
И рожь в полях растёт.
(О какой части речи говорится в загадке? (о глаголе) СЛАЙД щелчок
— Почему вы так решили? (т.к. глагол обозначает действие, отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ?)
— А ещё что обозначает глагол? (состояние, например: спать, ждать, замёрзнуть, думать)
— Посмотрите на доску и прочитайте слова: СЛАЙД
Куса[ца]; куса[ица]; стереч(?); (не)кусает; умни[ца]; рису[иш].
— Какое слово лишнее? (умница)
— Почему? (это имя существительное, а остальные слова- глаголы) Докажите.
— Какие орфограммы вы увидели?
( Правописание –ться, -тся в глаголах, правопис. безуд. оконч. глаголов, правопис. НЕ с глаголами, мягк. знак после шипящих в глаголах)
— Какие известные нам орфограммы глагола не назвали?
Буквы о- ё после шипящих в окончаниях глаголов.
— Сформулируйте тему урока. (правописание глаголов) СЛАЙД
— Правильно, сегодня на уроке мы будем совершенствовать свои навыки в правописании глаголов.
— Сформулируйте задачи нашего урока: СЛАЙД
Повторить…… (правописание глаголов)
Учиться …. (правильно писать глаголы)
Развивать… (мышление, внимание, память, орфографическую зоркость )
3. Систематизация и обобщение знаний и умений.
— Расскажите всё, что вы знаете о глаголе.
Дополните предложение: СЛАЙД
1.Глагол- это …(часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать)
В понедельник я стирала
Чашки в пятницу помыла,
Пол во вторник подметала,
А в субботу торт купила,
В среду я пекла калач,
Всех подружек в воскресенье
Весь четверг искала мяч.
Позвала на день рожденья.
— Скажите, какие глаголы встретились в тексте.
— Докажите, что это глаголы.
— С какой же буквы начинаем писать слово «глагол»?
— Пишем полстроки прописную буку и полстроки строчную.
— Какие сочетания с данной буквой на встретились в слове глагол?
Выпишите глаголы, раскрывая скобки. (самост. работа)
(по)тропинке, (по)прыгать, (на)ливать, (по)гладить, (по)дорожке, (на)звать, (про)бежка, (в)ней, (по)говорить, (по)бежать
Взаимопроверка в парах
— Поменяйтесь тетрадями. Проверьте работы друг друга.
— Поднимите руку, у кого нет ни одной ошибки.
— Поднимите руку, у кого одна ошибка.
— Какой частью слова являются слова ПО, НА? (приставка)
( начальную форму и личную форму .)
ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ
— Отгадайте загадку: СЛАЙД
Его рискуешь проглотить вместе с чем – нибудь вкусным,
За него тянут, вынуждая что – то сказать,
На нём вертится то, что вот – вот вспомнишь, Его держат за зубами, чтобы не сказать лишнего.
Самостоятельная работа. ( 2уч. у доски)
Запишите глаголы в два столбика:
1- начальная форма глагола;2- личная форма глагола.
— Саша запишет нам в левый столбик глаголы н.формы, а Карина в правый столб. – глаголы в личной форме.
— Ребята, посмотрите, правильно ли записала слова в первый столбик Саша?
— Правильно ли записал во второй столбик слова Карина?
( совершенного и несовершенного вида).СЛАЙД
-Я называю глагол, если он сов. вида, вы приседаете, несов. вида- подпрыгиваете.
Писать, верить, убрать, написать, петь, убирать, вылететь, поверить, лететь, запеть.
( С.в.- убрать, написать, вылететь, поверить, запеть;- приседание
Н.в.- писать, верить, петь, лететь)- прыжки
— Как определяли вид глагола?
4. Систематизация и обобщение знаний и умений.
Р абота в парах.
— Выполняя предыдущие задания, все орфограммы глаголов мы назвали? (нет)
— Работая в парах, мы вспомним не названные правила.
По дорожке шли, шли,
Много камешков нашли.
Присели, собрали
И дальше пошли.
Каждая пара выполняет задания за компьютером, через 5 минут проверяем.
5. Проверка работы
— Прошу рассказать о своей работе по плану:
1. Какая орфограмма встретилась в задании.
2. Как выполняли задание.
— Пока одна группа отвечает у доски, все остальные ребята внимательно слушают и проверяют выполнение работы.
(не)бояться, (не)грустить, (не)годовать, (не)любить, (не)навидеть, (не)теряться, (не)годиться, (не)понимать, (не)доумевать
Частица НЕ с гл. пишется раздельно, кроме слов, кот. без не не употребляются.
Сделайте буквенную запись.
Кури[ца], улыба[ца], ули[ца], учи[ца],верте[ца], умни[ца], пени[ца], верте[ца], балова[ца], умыва[ца]
Правописание – тся, — ться
Вставьте пропущенные буквы.
Печ…т, стриж…т, береж…м, стереж…т, обожж…т
Под ударением в окончаниях глаголов после шипящих пишется буква ё.
Например: стрижём, печём.
Буква о в окончаниях глаголов не пишется.
4 группа. Мягкий знак после шипящих в глаголах СЛАЙД
Раскрывая скобки, оставьте только глаголы.
— Почему не взяли слова горяч, ключ, меч, камыш, речь, дремуч?
Вставьте пропущенные буквы.
Дремл…шь, пиш…шь, относ…шь, смотр…шь, проход…м, черт…шь, бега…шь, дума…шь.
Правопис. безуд. оконч. глаголов
— Что помогло вам написать правильно окончание глаголов? (спряжение)
— Про какие глаголы мы должны помнить всегда?
— Давайте вспомним алгоритм, который помогает нам правильно написать безударные окончания глаголов. СЛАЙД
— Сделаем вывод, над какими изученными орфограммами мы сегодня работали?
Работа по учебнику с.131 упр.2 ( самост. работа)
6 VII . Рефлексия. СЛАЙД 16
Я прошу вас проанализировать свои записи на рабочих листах и рассказать, интересно ли вам было на уроке, комфортно ли вы чувствовали себя, понравилось ли работать в парах, довольны ли вы своей работой. Для ответа можете использовать клише или дать другой ответ.
На уроке я работал …
Своей работой на уроке я …
Урок для меня показался …
— Я рада, что у вас хорошее настроение, что урок для вас был интересным
Спасибо ВСЕМ, вы хорошо потрудились.
7.Задание на дом
По выбору:
С. 132 упр. 4 *
Правописание личных окончаний глаголов
Орфограмма : правописание личных окончаний глаголов. Личные окончания глаголов — окончания форм настоящего и простого будущего времен глагола, а также глаголов в повелительном наклонении. Написание личных окончаний глаголов в формах настоящего и простого будущего времен различается в зависимости от типа спряжения глаголов:
Подробнее о правилах спряжения глаголов читайте в конспекте «Спряжение глаголов».
Алгоритм определения окончания глаголов
1 этап. Чтобы определить спряжение глагола, надо узнать, ударным или безударным является его личное окончание. Существует два способа:
- Поставить глагол в третье лицо единственного числа (он, она, оно) и посмотреть, какая гласная отчетливо слышится. Если отчетливо слышится гласная буква Ё , это глагол I спряжения: плыть — плывёт, пить — пьёт . Если отчетливо слышится гласная буква И , то это глагол II спряжения: лететь — летит .
- Поставить глагол в третье лицо множественного числа (они) и посмотреть, какая гласная отчетливо слышится. Если слышится -УТ, -ЮТ, это глагол I спряжения: плыть — плывут . Если слышится -АТ, -ЯТ, то это глагол II спряжения: лететь — летят.
- Если оба способа не помогли, то перед нами глагол с безударным личным окончанием, переходим ко 2-му этапу.
2 этап. Если глагол оказался с безударным личным окончанием, то его спряжение определяется по инфинитиву. При определении инфинитива: вид глагола не менять, -СЯ не отбрасывать, приставку ВЫ- отбросить! Исключить разноспрягаемые глаголы: ХОТЕТЬ, БЕЖАТЬ, а также особо спрягаемые ДАТЬ, ЕСТЬ (впрочем последние и не должны попасть на этот этап, так как у них ударные окончания)
- II спряжение: глаголы, оканчивающиеся в начальной форме на -ИТЬ (кроме глаголов БРИТЬ, СТЕЛИТЬ, ЗИЖДИТЬСЯ — они относятся к I спряжению ), а также глаголы-исключения ГНАТЬ, ДЕРЖАТЬ, ДЫШАТЬ, ЗАВИСЕТЬ, НЕНАВИДЕТЬ и ОБИДЕТЬ, а еще ТЕРПЕТЬ, ВЕРТЕТЬ, СЛЫШАТЬ, ВИДЕТЬ и СМОТРЕТЬ (включая все глаголы, образованные от глаголов-исключений).
- I спряжение: все остальные глаголы, а также глаголы-исключения БРИТЬ, СТЕЛИТЬ, ЗИЖДИТЬСЯ.
http://infourok.ru/konspekt-uroka-russkogo-yazika-po-teme-pravopisanie-glagolov-565597.html
http://uchitel.pro/%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%BB%D0%B8%D1%87%D0%BD%D1%8B%D1%85-%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%87%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B9-%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D0%B3%D0%BE/