Конспект урока правописание глагола 9 класс

Урок русского языка по теме «Глагол. Правописание глаголов. Повторение»
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)

Цель урока- систематизировать полученные в 5-9 классах знания о глаголе как части речи, закрепить орфографические навыки правописания глаголов, подгогтовиться к ОГЭ и ЕГЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
glagol.doc50.5 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 9 классе по теме

«Глагол. Правописание глаголов. Повторение»

Цель: обобщить и систематизировать материал о глаголе как части речи; закрепить орфографический навык обучающихся в правописании глаголов; содействовать подготовке ОГЭ, развить творческие способности подростков, умение анализировать полученный материал и применять его на практике; воспитать в обучающихся духовно-нравственные качества.

Оборудование: учебник, карточки с заданиями, распечатка тестов, толковые словари, презентация в программе PowerPoint, компьютер, мультимедийный проектор, экран.

1. Организационный момент.

2. Словарная работа.

Задание: Списать слова, вставить пропущенные буквы, объяснить их лексическое значение. (слайды 3,4)

Граммофон, деликатес, иван-да-марья, компостировать, иммигрантский, грейпфрут, дуршлаг, эссенция, меч-рыба, импресарио, компрометировать, конфетти, недооценить, расческа, транскрипция, транскрибировать, целлофан, либретто, дирижабль, конферансье, мансарда.

( При определении лексического значения слов использовать словари

  • Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова;
  • Толковый словарь русского языка под редакцией Д.Н. Ушакова.

При толковании слов конферансье, мансарда использовать аудиословарь Интернет-портала ГРАМОТА.РУ «Русский устный» http://www.gramota.ru/slovari/radiosafonova/#Г )

3. Повторение и систематизация изученного

Задание: 1)Подчеркнуть в словарной работе глаголы, назвать их морфологические признаки.

2)Чтение стихотворения Анатолия Чепурова «Давайте поклоняться доброте» (слайд 5)

«Давайте поклоняться доброте…»

На кладбище военном, на плите,

Я прочитал и в жизнь унёс когда-то.

И лучевой строкой в моем труде

Вдруг стала эта заповедь солдата:

«Давайте поклоняться доброте…»

Давайте с думой жить о доброте!

Вся в голубой и звездной красоте,

Земля добра. Она дарит нас хлебом,

Живой водой и деревом в цвету.

Под этим вечно неспокойным небом

Давайте воевать за доброту!

— Что хотел сказать автор своим произведением?

— Чему учит вас это стихотворение?

3) Выписать глаголы, определить морфологические признаки глаголов.

Делается вывод, называются постоянные и непостоянные морфологические признаки глагола .

4. Самостоятельная работа.

Задание: Произвести морфологический разбор глагола ( каждый ученик работает по карточке)

5. Повторение темы «Личные окончания глаголов»

Задание: Записать словосочетания, определить спряжение, выделить окончания глаголов. (слайды 6,7)

Едете в поезде, борются с вредителями, никогда не обидишь малыша, чуть дремлется, пробираешься по равнине, сеют рожь, варите суп, пишешь в тетради, определяешь спряжение, видишь свои недостатки, ругаешь лентяя.

Вывод: 1.Чтобы правильно написать личное окончание глагола, нужно определить спряжение. (слайды 8,9)

6. Индивидуальная работа.

Задание: Образуйте от данных глаголов формы 3л.ед. и мн.числа настоящего или будущего времени. Поставьте ударение, укажите вид глагола и спряжение. Обозначьте окончание. (слайды 10, 11)

Гнать, гонять, выгружать, выгрузить, заправить, заправлять, ответить, отвечать, проверить, проверять, обидеть, обижать, бросить.

7. Повторение темы «Правописание глаголов в форме 2 л. ед.ч., мн.ч. повелительного и изъявительного наклонения».

Задание: Записать предложения. Объяснить написание буквы Е и И. Глаголы в повелительном наклонении подчеркнуть одной чертой, в изъявительном — двумя. (слайды 12-14)

  1. Выскаж..те всё, что вы дума..те об этом деле. Если вы всё выскаж..те, то стан..те спокойнее. 2 )Прыгн..те на лыжах с этого трамплина. Когда вы прыгн..те, почувствуете большое удовольствие. 3)Выпиш..те из текста определения. После того как вы их выпиш..те, выбер..те из них наиболее яркие эпитеты. 4) Выруч..те меня и на этот раз. Если выруч..те, я буду вам премного обязан.

2л. мн.ч. повелительного и изъявительного наклонения

1 спряжение

Конспект урока письма и развития речи в 9 классе по теме «Правописание частицы не с глаголами»

Конспект урока письма и развития речи по теме «Правописание частицы не с глаголами»

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока письма и развития речи в 9 классе по теме «Правописание частицы не с глаголами»»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

урока письма и развития речи

«Правописание частицы НЕ с глаголами»

Разработала учитель письма и развития речи

Громадина Татьяна Анатольевна

Тип урока: изучение нового материала.

Цель: формирование навыка раздельного написания отрицательной частицы НЕ с глаголами.

— научить изменять значение глагола при помощи отрицательной частицы НЕ;

— научить раздельному написанию глаголов с частицей НЕ;

— формировать умение видеть орфограмму «Правописание частицы не с глаголами».

— корригировать и развивать познавательную деятельность обучающихся через формирование зрительного восприятия;

— корригировать и развивать память, наблюдательность, внимание;

— обогащать словарный запас обучающихся.

— воспитывать культуру устной и письменной речи;

— воспитывать положительную мотивацию к учению, интерес к предмету;

— воспитывать умение слушать и слышать, уметь работать в коллективе (группе);

— воспитывать духовно – нравственные качества личности посредством пословиц.

Методы обучения: словесный, наглядный, проблемный, частично-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Русский язык. 9 класс: учебник для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида / Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская. -9-е изд. – М.: Просвещение, 2016;

— Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. Русский язык. Рабочая тетрадь № 4.Глагол. Учебное пособие для 5-9 классов общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. – М.: Прсвещение, 2017;

— раздаточный материал (картоки с разноуровневым зданием);

— презентация по теме урока;

— проектор, ноутбук, экран.

1. Организационный момент.

Мотивация к учебной деятельности

Цель: обеспечить готовность к уроку, снятие напряженности

Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно!

Развитие речи обучающихся

Какое сегодня число?

Это какой месяц зимы?

В тетради записываем число, классная работа.

Сегодня на уроке письма и развития речи мы с вами продолжим исследовать слова.

Обучающиеся устно отвечают на вопросы учителя.

Обучающиеся записывают число, классная работа

Чтобы наш урок прошел успешно нужно быть активными, внимательными, помогать друг другу. И девизом нашего урока станет выражение, которые мы с вами прочитаем все вместе:

Не стыдно не знать, стыдно не учиться.

Обучающиеся вместе с учителем читают девиз урока.

2. Актуализация знаний

Цель: подготовка к изучению новой темы, систематизация знания обучающихся о частях речи

А теперь прочитайте девиз урока «про себя». Найдите слова, обозначающие дейсвие.

Как называются данные слова?

Давайте вспомним, что мы знаем о глаголе?

Обучающиеся читаю девиз «про себя». Один обучающийся (по желанию) устно называет слова, обозначающие действия

Опрос обучающихся по ранее изученным темам

Что обозначает глагол?

На какие вопросы отвечает глагол?

Как изменяется глагол?

Обучающиеся называют известные им признаки глагола: что обозначает, на какие вопросы он отвечает, изменение глагола по временам

3. Проблемная ситуация. Выявление места и причины затруднения.

Прочитайте вариант пословиц:

1) Плюй в колодец – пригодится воды напиться.

2) Откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.

Как вы думаете к хорошим или плохим поступкам они нас побуждают?

Давайте вспомним, как правильно звучат эти пословицы?

Какое значение глаголам придает частица НЕ?

Запишите данные пословицы в тетрадь.

У нас возникло затруднение, как правильно написать глаголы «не плюй» и «не откладывай»

Как вы думаете, почему возникло затруднение?

Читает хорошо читающий обучающийся.

Ответы обучающихся (спрашиваются обучающиеся проявляющие слабую познавательную активность на уроке)

Ответы обучающихся (по желанию)

1) Не плюй в колодец – пригодится воды напиться.

2) Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.

Ответы обучающихся (частица НЕ придает глаголам отрицательное значение)

Вопрос от обучающихся как писать глаголы с НЕ: слитно или раздельно?

Обучающиеся предлагают варианты записи.

Потому что мы не знаем, как пишется НЕ с глаголами

4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

Цель: организация постановки цели урока; определение средств

Какую цель мы с вами поставим?

Что мы для этого должны сделать?

Откроем учебники на с. 124.

Скажите дано правило в учебнике?

Прослушайте стихотворение В. Агафонова

Глаголу нравится читать,

Играть, работать и мечтать!

Глаголу очень нравится

Всё делать очень живо.

Частица не – красавица,

Но как она ленива!

Она не ходит, не сидит,

Не шьёт, не жнёт и не кипит,

Книг не читает, не поёт,

Другим работать не даёт.

Глагол же, не любя безделья,

С частицей пишется раздельно!

Скажите, какой вывод вы сделали?

Узнать, как пишется частица НЕ с глаголами.

Прочитать правило в учебнике или узнать правило от учителя.

Нет, правило в учебнике не дано. Правило мы должны узнать от учителя.

Частица НЕ с глаголами пишется раздельно.

5. Открытие новых знаний.

Цель: зафиксировать новое знание в речи и знаках; организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения

— Теперь, когда затруднение устранено, запишите пословицы в тетрадь, сравните с образцом.

У доски работаеют двое обучающихся, записывают пословицы.

На основе данного упражнения дополним правило в учебнике:

Частица не придает действию отрицательное значение.

Частица не с глаголами пишется раздельно.

Читают и дополняют правило обучающиеся со слобой учебной мотивацией.

На основе выполненного задания давайте сформулируем тему нашего урока «Правописание НЕ с глаголами» (тема записывается в тетрадь)

Обучающиеся предлагают варианты, которые корректируются учителем

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Цель: усвоение нового способа действий с проговариванием во внешней речи.

Для закрепления правила «правописание частицы не с глаголами» сделаем упражнение 162 с.125.

Выручить, помочь, жаловаться, обманывать, струсить, посочувствовать, хвастать, обижаться, защищать, сплетничать, грубить, доверять, стараться, подружиться, скандалить, ухаживать, жадничать, прощать, насмехаться.

Что характеризуют данные глаголы?

Определите их общее значение.

Скажите, какие глаголы характеризуют плохие поступки людей?

Давайте назовем их с противоположным значением, подставляя частицу не.

Как изменился смысл глагола, когда перед ним появилась частица НЕ?

Скажите, как пишется частица НЕ с глаголами?

Запиши глаголы таким образом, чтобы они все характеризовали положительные поступки.

Обучающиеся записывают в тетради: Упражнение 162.

Ответы обучающихся: действия, поступки.

Глагол приобрел значение отрицания.

Частица НЕ с глаголами пишется раздельно.

Вот мы и узнали, какую роль выполняет частица НЕ и как она пишется с глаголами. Впереди нас ждут новые открытия, а сейчас я предлагаю вам отдохнуть.

Я называю глаголы с частицей не, а вы выполняете действия наоборот.

Не качайтесь, не кружитесь, не топчитесь,

Не тянитесь, не шагайте,

Не приседайте, не моргайте, не улыбайтесь,

Не шепчите и не спите.

А теперь все просыпайтесь

И за дело принимайтесь.

8. Первичное закрепление. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель: отрабатывание умения правильно писать не с глаголами.

Обучающимся выдаются карточки с разноуровневыми заданиями.

Задание. Восстановите пословицы, добавив, где необходимо частицу НЕ. Подчеркните глаголы со значением отрицания.

Задание дифференцировано по уровням:

1-й уровень: обучающиеся самостоятельно находят место, где необходимо добавить частицу НЕ, подчеркивают глаголы со значением отрицания;

2-й уровень: в задании указывается, что частицу НЕ необходимо подставить к глаголу и подчеркнуть глаголы со значением отрицания;

3-й уровень: пословицы написаны правильно, необходимо подчеркунуть глаголы со значением отрицания.

1. С ложью правда дружит.

2. Без труда вытащишь и рыбку из пруда.

3. Правда в огне горит и в воде тонет.

4. Под лежачий камень вода течет.

5. Кашу маслом испортишь.

Задание выполняется самостоятельно.

По окончании выполнения задания обучающиеся сравнивают свой вариант с эталоном.

Конспект урока по русскому языку в 9 классе на тему «Правописание Ь в глаголах 2-го лица ед.ч. «

Тема урока: «Правописание мягкого знака (ь) в глаголах 2 лица единственного числа

Предмет: чтение , класс: 9, учитель Насырова Файруза Биктимировна.

Цель: выработка навыка орфографически правильного написания мягкого знака в глаголах 2 лица единственного числа.

Образовательные : повторить правописание Ь после шипящих в глаголах 2 лица единственного числа, неопределенной формы и у существительных.

Развивающие: развитие жизненных компетенций обучающихся.

Коррекционные : коррекция связной устной речи и логики мышления, пополнение и обогащение активного словарного запаса, развитие внимания и памяти.

Воспитательные : расширение кругозора обучающихся, воспитание толерантности .

Тип урока : урок обобщения и систематизации знаний обучающихся.

Продолжительность урока : 40 минут.

Оборудование : мультимедийное оборудование, учебник, карточки .

Используемые технологии : здоровьесберегающие, традиционные, информационно-компьютерные технологии, технологии уровневой дифференциации, критического мышления и кейс-технологии.

I . Организационный момент

Приветствие детей, мотивация учебной деятельности

— Здравствуйте. Давайте улыбнемся друг другу. Я рада видеть ваши улыбки, думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом

Чтение предложений по инструкции учителя.

— В конце предложений ставится ? знак. Эти предложения вопросительные. Их нужно читать с интонацией вопроса.

— Мальчик Ваня получил письмо от зарубежного друга Джона. Обратите внимание на знаки препинания в конце предложений. Какие это предложения по цели высказывания? С какой интонацией нужно читать вопросительные предложения? Прочитайте письмо.

Как ты жить? Ходить ли ты в школу? Как ты учиться? Чем заниматься в свободное время? Когда ты приехать ко мне в гости? Уметь ли ты плавать? Я живу на берегу океана.

— Джон неправильно использовал глаголы.

— Ваня прочитал письмо и удивился его оформлению. Что его удивило?

— Как правильно оформить предложения?

Обучающиеся высказывают свои мнения. Дискуссия показывает, что они умеют устно сформулировать предложения.

Глагол – это часть речи, которая обозначает действие, состояние и отвечает на вопросы что делать? что сделать?

Постановка задачи и вопроса:

— Правильно. Вы смогли сформулировать предложения. Давайте объясним Джону, как грамотно написать письмо.

Для этого вспомните, какую часть речи мы начали недавно изучать?

— Дайте определение глагола.

II . Повторение изученного материала

Открывают тетради, записывают число.

Откройте тетради, запишите дату, классная работа.

Читают стихотворение, отвечают на вопрос.

— Прочитайте стихотворение и назовите дерево, которое поэт называет «родным». Почему?

Деревьев разных не сочтешь –

Одно другого краше.

Но где ты дерево найдешь

Родней берёзки нашей! (В. Алексеев.)

Находят глаголы и выписывают в тетрадь

— Найдите глаголы и выпишите их.

Вызвать одного ученика к доске.

— К глаголам подставляем местоимения.

Определяют лицо и число глаголов, выделяют личные окончания глаголов 2 лица единственного числа, задают вопрос к глаголам.

— Ь знак после шипящих.

— Вспомните, как определяем лицо и число глаголов?

Определите лицо и число глаголов.

В каком лице и числе глаголы не сочтёшь, найдёшь?

Назовите и выделите личные окончания глаголов 2 лица единственного числа.

На какой вопрос отвечают глаголы 2 лица единственного числа?

Определите общее в написании личных окончаний глаголов.

10 слайд. (таблица «Лицо и число личных местоимений»)

Записывают в тетрадях тему урока.

2. Определение темы урока:

— Правильно. Запишите тему урока «Правописание мягкого знака в глаголах 2 лица единственного числа».

Работают с учебником.

-В глаголах 2 лица единственного числа после шипящих пишется мягкий знак.

3. Работа с учебником : выполнение упражнения 167 на стр. 128.

— Ознакомьтесь с заданием, всё стихотворение выписывать не будем, а выпишем только глаголы, выделим личные окончания, укажем лицо и число.

Что общего в правописании данных глаголов вы можете отметить?

Самостоятельно выполняют задание.

— Потому что это тоже глаголы 2 лица единственного числа.

4. Выполнение задания по карточке: поставить глаголы в форму 2 лица единственного числа, распределяя в 2 столбика: прославиться, любоваться, жить, скучать, погостить, расставаться.

Почему во 2 столбике, где глаголы с возвратным значением, тоже пишется Ь?

Учитель контролирует выполнение задания обучающимися.

Самостоятельно читают правило.

Читают правило хором.

5. Работа над правилом:

— Сформулируйте правило написания личных окончаний глаголов 2 лица единственного числа , используя учебник на стр. 128.

— Физминутка будет не простая. Слушаем команду, запоминаем их и показываем движениями. Будьте внимательны.

Ты встаешь со стула. Осматриваешь пространство вокруг себя, поворачиваешь голову вправо-влево. Медленно поднимаешься на носочках и пытаешься достать до потолка. Но, увы… ты снова возвращаешься на свое место.

III . Закрепление учебного материала

Называют глаголы по памяти.

— Глаголы написаны с ошибками.

— В глаголах 2 лица единственного числа после шипящих пишем ь знак.

— С помощью каких глаголов подавались команды? Назовите их.

Посмотрите на экран.

Что необычного в этих словах?

Какая ошибка? Какое правило здесь действует?

Встаёш, осматриваеш, поворачиваеш, поднимаешся, пытаешся, возвращаешся.

Записывают глаголы, комментируют написание с помощью правила.

— Запишем их в тетрадь с комментированием правила.

— 1 группа – это пословицы о труде, 2 – начатое дело надо доводить до конца.

— Прочитайте, сгруппируйте пословицы попарно в зависимости от смысла.

Спишите, замените множественное число глаголов единственным. Подчеркните ь знак в глаголах.

Без труда не вытащите рыбку из пруда. Много захотите – последнее потеряете. За двумя зайцами погонитесь – ни одного не поймаете. Станете лениться – будете с сумой волочиться.

а) самостоятельная работа.

Вспомним известные нам случаи написания ь знака после шипящих на конце слова. Вставьте ь знак, где он необходим, где не нужен — поставьте прочерк.

б) проверка теста.

Делают вывод, читают хором.

— Чтобы не ошибиться в написании ь знака после шипящих, надо знать, какой частью речи выражено слово.

Ь знак не пишется

1.У сущ-ных .ж.р. (3 склонения)

1.У сущ-ных .м.р. (2 склонения)

2.У глаголов неопределенной формы на -чь

2. 1.У сущ-ных мн.числа в Р.п.

3. У глаголов 2 лица ед. числа

Один из учеников предварительно работает со словарем и на уроке дает объяснение значения слова.

То же самое, что вылечить, например: исцелять больного; переносное: время исцелять душевные раны

исцелитель — тот, кто исцелил.

а) При выполнении последнего задания вам было предложено поработать со словом «исцелишь». Итак, «исцелять» , выписываем слово с красной строки.

б) орфографическая работа над словом (постановка ударения, выделение трудной орфограммы, деление слова для переноса).

в) заучивание правописания слова (составление словосочетания, предложения).

III . Заключительная часть

Записывают в дневниках д/задание.

1.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

— Написать письмо Джону, используя глаголы 2 лица единственного числа настоящего и будущего времени. Дополнить письмо описанием родного края.

Отвечают на вопросы.

— Что нового узнали на уроке? Как пишутся глаголы 2 лица единственного числа?

3. Выставление оценок.

— Спасибо за работу!

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

  • Насырова Файруза БиктимировнаНаписать 612 18.10.2018

Номер материала: ДБ-157309

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    18.10.2018 466
    18.10.2018 182
    18.10.2018 305
    18.10.2018 621
    18.10.2018 355
    18.10.2018 103
    18.10.2018 1881
    18.10.2018 90

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

РАО учредит научно-образовательный центр для подготовки научных кадров

Время чтения: 1 минута

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах

Время чтения: 1 минута

Российские школьники завоевали две золотые медали на Международной олимпиаде по математике

Время чтения: 1 минута

ВШЭ перейдет на удаленку до конца года

Время чтения: 1 минута

В России объявлены нерабочие дни с 30 октября по 7 ноября

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


источники:

http://multiurok.ru/files/konspekt-uroka-pisma-i-razvitiia-rechi-v-9-klasse.html

http://infourok.ru/konspekt-uroka-po-russkomu-yaziku-v-klasse-na-temu-pravopisanie-v-glagolah-go-lica-edch-3302528.html