Конспект урока правописание глагола с частицей не

Конспект урока «Правописание «не» с глаголами»

Конспект соответствует нормам ФГОС. Прописаны все универсальные учебные действия обучающихся. В ходе данного урока чередуется парная, группавая, индивидуальная и фронтальная работы.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока «Правописание «не» с глаголами»»

Предмет: Русский язык

Тип урока: изучение нового материала.

Тема: «Правописание не с глаголами »

УМК: « Школа России»

Формы организации деятельности обучающихся: работа в парах, индивидуальная, фронтальная.

Оборудование: электронные ресурсы, учебник «Русский язык» 3 класс, автор В.П.Канакина, В.Г.Горецкий УМК «Школа России», мультимедийный проектор, мультимедийная презентация к уроку, рабочая тетрадь на печатной основе, карточки с заданиями.

Цель урока: познакомить с правилом написания частицы не- с глаголами; способствовать формированию умения писать частицу не- раздельно с глаголами; создать условия для развития речи, ; формировать орфографическую зоркость , мышление, внимание.

Предметные ууд: способствовать усвоению формулировки правила, формировать орфографическую зоркость, уметь решать орфографические задачи и осуществлять орфографический самоконтроль; формировать умения решать графико-каллиграфические задачи, вырабатывать интонационные навыки обучающихся, уточнять и активизировать словарь обучающихся; воспитывать активное отношение к приобретенным знаниям на уроке;

Личностные ууд: проявлять эстетические чувства: доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.

Регулятивные ууд: уметь прогнозировать результат и уровень усвоения знаний;

Познавательные ууд: общеучебные — использовать пословицы для решения учебной задачи; логические- устанавливать причинно- следственные связи, анализировать пословицы;

Коммуникативные ууд:уметь слушать и понимать других и вступать в диалог; оформлять свои мысли.

Организую и проверяю готовность обучающихся к уроку.

Ну-ка проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте

Все ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

-Теперь записываем число и классная работа в тетради.

( Ждёт, когда напишут, при этом следит за осанкой, за положением тетради)

Проверяют своё рабочее место, привожу в рабочее состояние мультимедийный проектор.

Найдите одинаковый звук в словах гора, гайка, берега, снегири

Какая буква обозначает этот звук на письме

Спишите с доски, продолжив закономерность Гг // Ггг // Ггг//

2.Актуализация опорных знаний.

— Над какой темой мы работали на предыдущих уроках? /глаголом/

— Что вы знаете о глаголе? Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?

— Что еще вы знаете о глаголе? Глаголы изменяются по временам: могут быть прошедшего, настоящего и будущего времени.

— На какие вопросы отвечают глаголы прошедшего времени?

Что делал? что сделал? что делала? что сделала? что делали? что сделали?

— На какие вопросы отвечают глаголы настоящего времени? Что делает? что делают?

— На какие вопросы отвечают глаголы будущего времени? Что сделает? что сделают? что будет делать? что будут делать?

— Как еще могут изменяться глаголы? По числам. Они могут быть единственного и множественного числа.

3. Постановка проблемы, темы урока.

— Ребята посмотрите на доске записаны слова: стол, зима, любил, писал, класс, веселый.

-Назовите слова которые являются глаголами (любил, писал).

-придайте словам отрицательный смысл (не любил, не писал).

-Что помогло глаголу получить отрицательный смысл? (Слово не.)
-Ребята, маленькое слово не называется частицей.
Какую роль в речи играет частица НЕ? (Придает отрицательный смысл словам.)
-Как написать частицу НЕ с глаголом?
-Вы можете сразу сказать, как пишется частица НЕ с глаголами?

-Как вы думаете, есть ли в русском языке такое правило — правописание частицы НЕ с глаголами?
-Ребята, такое правило есть, и с ним мы сегодня познакомимся.
-Так какая же тема нашего урока? (Правописание частицы не с глаголами.)слайд № 1.

-Ребята, в русском языке, как обычно, есть исключения, и с такими глаголами мы сегодня тоже познакомимся.

4.Работа по теме урока.

Ребята посмотрите у вас на партах

лежат пословицы, я их случайно рассыпала, помогите мне их собрать. Слайд № 2.

1)Работа с пословицами в парах:

Кто не работает,

и рыбку из пруда.

Без труда не вытащишь

Проверка. Слайд № 3
Кто не работает, тот не ест.
С ложью правда не дружит.
Лень добра не делает.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда .
— Ребята, посмотрите внимательно, в отрицательном значении как будем писать частицу НЕ с глаголами? (Раздельно.)

-Выпишите глаголы с частицей НЕ в тетрадь.
К доске выходят записывать ученики по цепочке, с комментированием.
Проверка.
-Какие глаголы вы выписали?
-Ребята, сделайте вывод, как пишется частица НЕ с глаголами? (Раздельно.)
-Давайте сравним наши ответы с правилом в учебнике.
Сравнение с правилом в учебнике на с. 150 (внизу).
-Какое новое правило о правописание глаголов вы узнали?
-Давайте сделаем вывод хором, как пишутся глаголы с частицей НЕ? Хоровое говорение.

Частица НЕ с глаголами пишется раздельно.

2) Работа над сказкой.

-Послушайте сказку, ответьте на вопрос, какие глаголы с НЕ запомнили?

Итак, слушаем внимательно.

СИЛА ЛЮБВИ
Сказка
Гордую и упрямую частицу Не полюбил благородный Глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Не постоянно перечила Глаголу. Он говорил: «Люблю», а она ему: «Не люблю». Он признавался: «Верю», а она – «Не верю». Частица Не никогда не подходила к Глаголу близко и писалась от него только отдельно. Однако Глагол был постоянным в своих чувствах. Вот однажды Не и говорит ему: «Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь». Вздохнул печально Глагол и отправился скитаться по словарям да учебникам. Когда же возвратился к своей любимой, она, как обычно, отскочила от него с криком: «Негодую!», «Ненавижу!». И вдруг замерла от неожиданности: на этот раз Глагол остался с ней рядом. Так он доказал, что в некоторых случаях действительно жить без нее не может.
Какие глаголы с НЕ запомнили? ( не люблю, не верю, не подходила, не может, ненавидеть, негодовать).

-Что вы заметили? (Что глаголы ненавидеть, негодовать пишутся слитно.)
-Ребята, как же пишется НЕ в этих глаголах? (Предположения детей.)
-А почему? Можете ли вы предположить? (Не имеют смысла без НЕ.)
-Давайте уберём НЕ и попробуем прочитать.
-Я говорю так, я вас годую? Или навижу? (Нет.)
-Я вам говорю: я вас люблю, ценю, уважаю.
-Глаголы ненавидеть, негодовать являются словами-исключениями, также являются словами исключениями слова неволить, недоумевать. Слайд № 5.

5. Физкультминутка. Слайд № 6.

А теперь, ребята встали!

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперёд, назад.

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели- вновь за дело.

-Упражнение для глаз.

Растираем ладошки, накрыли глаза. Подержали немного, опустили. Еще раз повторили.

-Ловим глазами шарики.

6.Первичное закрепление изученного материала.

Работа по учебнику.

Стр.150 упр.403.Прочитай стихотворение И.Горюновой. Вспомни, как ты ведешь себя в гостях. Что ты хочешь взять из этого текста себе на заметку? Выпиши глаголы с частицей не.

-Задание. Спишите предложения. Раскройте скобки. Поставьте ударение в глаголах с не.

У нас (не)было времени пойти в кино. В этом городе я раньше (не)жила. Сергей и Валя (не) были на экскурсии в музее.

8.Рефлексия:
— Вспомним все, о чём мы говорили на уроке.
-Что такое глагол? (Часть речи)
-Что обозначает глагол?(Действие предмета)
-На какие вопросы отвечает глагол? (Что делать? Что сделать?)
-Чем в предложении является глагол? (В предложении глагол чаще всего бывает сказуемым.)
-Назовите время глаголов. (Настоящее, прошедшее и будущее время)
-Назовите число глагола. (Единственное и множественное число)
-Как пишется частица НЕ с глаголами?
Не выучил – не делай,
Не знаешь – не спеши.
С глаголами отдельно
Частицу «не» пиши!
-Было ли вам интересно на уроке, когда, назовите моменты.
— Объявление отметок за работу на уроке, словесная оценка активности каждого ученика.
-Спасибо за урок!

9.Домашние задание. стр. 125 упр.227. Спиши, вставь пропущенные буквы. Подчеркни глаголы с не. Слайд № 7.

Спасибо за работу! Молодцы! Слайд № 8.

правописание частицы не с глаголами
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Главная цель школы заключается в эффективной передаче ценного и актуального опыта, накопленного предыдущими поколениями, так, чтобы ученики смогли качественно овладеть им.

На данном уроке используется презентация. Их применение даёт возможность использовать многообразные формы предъявления материала, что оживляет урок и дает возможность более эффективного запоминания материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
ne_s_glagolami.docx46.83 КБ
ne_s_glagolami.pptx430.6 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5 классе

Иванова Татьяна Сергеевна

Государственное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №2 «Образовательный центр» с. Большая Черниговка Самарской области

Учитель русского языка и литературы

Урок русского языка в 5 классе.

Тема: Не с глаголами.

Цели: познакомить учащихся с правилом написания не с глаголами;

помочь учащимся выработать последовательность действий при выборе слитного и раздельного написания не с глаголами;

формирование положительной мотивации изучения родного языка, развивать интерес к слову.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: урок-исследование.

Оборудование: компьютер, презентация, раздаточный материал.

— выучить и научиться применять правило;

-повторить и углубить знания по теме глагол;

— развивать познавательную активность на уроке;

— формировать орфографическую и пунктуационную грамотность;

Методы и приемы использования ИКТ:

— Цель применения средств ИКТ: повышение мотивации учащихся, активизация познавательной деятельности учащихся, оптимизация труда учителя.

— Формы взаимодействия учащихся с электронным образовательным ресурсом: условно-пассивные, активные, деятельностные, частично-поисковые.

I. Организационный момент.

Прозвенел звонок и смолк

Посмотрите, все ль в порядке:

Книжки, ручки и тетрадки.

— Ребята, сегодня мы с вами продолжаем разговор о глаголе, о его правописании и орфограммах.

II. Проверка домашнего задания

— Было ли что-то вам непонятно при выполнении домашнего упражнения? (Если вопросов нет, то продолжаем работу с классом)

III. Проверка пройденного материала.

— Давайте обобщим наши знания о глаголе. Расскажите о глаголе, используя опорные слова:

1. Глагол — это часть речи, которая обозначает … и отвечает на вопросы … .

2. Под словами «действие предмета» мы понимаем действия, которые обозначают … .

3. Глаголы изменяются по …

По лицам и числам глаголы изменяются в … времени, а в прошедшем — по … 4.В предложении глагол бывает … и образует с подлежащим … .

Не забудьте привести примеры.

— Для чего нам нужно знать правило? (Для того, чтобы уметь отличать глагол от других частей речи)

— А сейчас, чтобы вспомнить правописание глаголов, мы с вами поиграем. Игра эта орфографическая и называется «Третий лишний». Вы должны в ряду слов найти лишнее по какому-либо признаку и записать его в тетрадь.

1)Удивляться, сомневаться, Поднимается.

2)Ночь, Прилечь , дочь.

3) Рисуешь , тушь, рожь.

4)Недоумение, ненависть, Негодовать.

5)Не хочу, не могу, Недомогаю.

(Самопроверка зелёной ручкой. Проверяем задание, объясняем орфограммы .)

IV. Объяснение нового материала.

— У нас появилась какая-то странная табличка.

(Дети читают на слайде правила)

ломайте ветки деревьев!

ловите бабочек и других насекомых!

уничтожайте пауков, лягушек и жаб!

разоряйте гнезда птиц!

берите лесных животных домой!

— Ребята, а вы согласны с этими правилами, или, может быть, в них чего-то недостает? ( Здесь везде надо добавить не !)

— Вы совершенно правы!

ломайте ветки деревьев!

ловите бабочек и других насекомых!

уничтожайте пауков, лягушек и жаб!

разоряйте гнезда птиц!

берите лесных животных домой!

-Какую орфограмму вы видите? ( НЕ с глаголами.)

— Как напишите не с глаголами? (Раздельно.)

— Как вы относитесь к людям, которые нарушают эти правила?

— У меня тоже негативное отношения к людям, наносящим вред природе. Но ведь природа может ответить на человеческие злодеяния.

На слайде появляется предложение: «(Не)сдобровать людям, уничтожающим природу: она ответит им тем же».

— Спишите это предложение, раскройте скобки.

— Как вы написали не с глаголом? (Раздельно.)

— Так над чем нам нужно сегодня поработать? Сформулируйте тему урока. ( НЕ с глаголами.)

— Итак, в ваши тетради запишите тему нашего урока: «НЕ с глаголами».

Отрицательная частица НЕ по-разному выражает отрицание. Она придаёт отрицательное значение всему предложению:

Не цвести цветам поздней осенью.

Или отдельному слову:

Семеро одного не ждут.

— Какие задачи мы должны сегодня решить? (выучить правило написания НЕ с глаголами, глаголы-исключения, уметь применять это правило; отработать правописание слов — исключений)

Не выучил, не делай,

Не знаешь, не спеши.

С глаголами отдельно

Частицу НЕ пиши.

НЕ с глаголами пиши раздельно.

Например: не ходил, не знал.

Только помни об исключениях:

— Посмотрите на стихотворение. Как пишутся глаголы с частицей не ? (Раздельно)

— Как вы думаете, почему с глаголами ненавидел и негодовал частица не пишется слитно?

Если дети не догадаются, подвести их к ответу:

— Уберите не , прочитайте оставшееся слово. Что оно обозначает?

— Все ли слова вам понятны? Где мы можем посмотреть лексическое значение слов? ( В толковом словаре.)

— Давайте посмотрим значение некоторых слов.

Недоумевать — это значит сомневаться, удивляться.

Негодовать — это значит выражать неудовольствие.

Неистовствовать — это значит злиться, беситься.

Неволить — это значит заставлять, не считаясь с желанием другого.

Неймёт – не схватывает, не берёт.

Недомогать – чувствовать себя плохо, болеть.

— Кстати, слова, к которым присоединилось Не, исчезли из языка. Например, когда-то в языке были слова с таким значением: «годовати» — позволять, быть довольным, «навидеть» — охотно смотрет

Давайте посмотрим, что говорится в учебнике по нашей теме (стр.231, п.107).

Прочитайте правило про себя. Обратите внимание на обозначение орфограммы.

— Обратитесь к лингвистической статье. Изучите её и выпишите глаголы, которые без НЕ не употребляются.

Слитное или раздельное написание частицы НЕ с глаголами.

Частица НЕ с глаголами пишется раздельно.

Например: не учишь, не говорить, не будешь молчать, не играл бы.

Исключение: частица НЕ пишется слитно с глаголами, которые не употребляются без НЕ.

Потчевать велено, а неволить грех. (Пословица)

Кто кого обидит, тот того и ненавидит . (Пословица)

Плохо можется, коли н ездоровится . (Пословица)

Видит око, да зуб неймёт . (Пословица)

Кого ни послушаешь, все на что-то негодуют , жалуются. (М.Салтыков-Щедрин)

Невзлюбил он своего земляка смолоду за удачливость (В.Попов)

Сестры в госпитале часто менялись. Главврач недолюбливал женский персонал. ( А.Лебеденко)

Отец… стал сильно недомогать . (М.Салтыков-Щедрин)

Она сама втайне недоумевала и дивилась, каким образом она попала сюда. (А.Тургенев.)

Буря положительно неистовствовала весь день; по улицам снег, сдуваемый с крыш, так и носило столбом. ( Николай II)

— Какие слова вы выписали?

Что нового увидели в этом правиле? (Что есть глаголы, которые с не пишутся слитно).

— По этому поводу я прочитаю вам Грамматическую сказку, которая называется «Сила любви».

Грамматическая сказка «Сила любви»

Гордую и упрямую частицу Не полюбил благородный Глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Он говорил: «Люблю», а она ему: «Не люблю». Он признавался: «Верю», а она ему: «Не верю».

Частица Не никогда не подходила к глаголу близко и писалась от него только отдельно. Однако Глагол был постоянным в своих чувствах. Вот однажды Не и говорит ему: «Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь».

Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по словарям и учебникам. Когда же он возвратился к своей любимой, она, как обычно, отскочила от него с криком: «Негодую! Ненавижу!» И вдруг замерла от неожиданности, оказавшись в объятиях Глагола. Так Глагол доказал, что в некоторых случаях не только он, но и сама частица Не жить друг без друга не могут. (По Ф. Кривину)

— Для того чтобы выяснить, почему же в некоторых случаях частица не пишется слитно с глаголами, мы решим лингвистическую задачу . Сопоставьте (устно) примеры.

Неприятель взял город в осаду.

Не приятели это были, а враги.

— Чем является не в первом предложении и чем – во втором? ( Приставкой, частицей).

— Чем же будет Не в словах Ненавидеть, негодовать, недоумевать?

( Не является частью корня. Без неё эти слова не употребляются. Не в таких словах пишется слитно. Правописание этих слов нужно запоминать.)

V. Тренировочные упражнения.

— Чтобы выращивать цветы, строить дома или получать в школе хорошие отметки, нужно приложить много усилий. Приложите усилия при выполнении следующего задания:

(не)бояться, (не)грустить, (не)годовать, (не)любить, (не)взлюбить, (не)теряться, (не)здоровиться, (не)годиться, (не)понимать, (не)доумевать, (не)поздороваться, (не)сочувствовать, (не)знать.

— Что можно сделать с этими глаголами? ( Записать в два столбика, раскрывая скобки.)

— Следующее задание вы будете выполнять самостоятельно. У каждого на столе лежит нетбук. В разделе орфографический экзамен откройте упражнение 90. (Учебно-методический комплекс «Академия младшего школьника».

— Все справились с заданием. Отложите свои нетбуки. Они нам понадобятся четь позже. Теперь работаем в группах.

Работа в группах.

— Я вам приготовила пословицы, но чтобы их прочесть, нам необходимо поработать реставраторами. Что делают реставраторы? ( Реставрируют, восстанавливают предметы искусства.)

— Слова какой части речи мы должны восстановить? (Глаголы)

— Работая в группах, восстановите пословицы.

Не стыдно (не) ……, стыдно (не) …….

Кто (не) …….спрашивать, узнает многое.

— О чём первая и вторая пословицы? Как вы их понимаете? (е сли человек что-то хочет узнать или чего-то не знает, это не стыдно, главное, чтобы было желание учиться, узнавать. А если он не стремится узнать, то таким и останется, то есть будет мало знать и понимать.)

— А пословицу «Не говори «гоп», пока не перепрыгнешь» используют, когда человек что-то делает и хвалится: «Я лучше всех сделаю то-то. », а потом получается, что он не справился с заданием.

— С красной строки, через запятую, выпишите глаголы с частицей не . Помните, как она пишется.

— Какие глаголы вы выписали? Как написали частицу не ?

— А теперь слушайте меня и выполняйте движения вслед за мной!

Вы не можете не встать, (встали)

И никто не будет спать. (поморгали)

Не услышим мы не звука, (к уху руку приставили)

И ни шороха, ни стука. (к другому уху)

Вы не можете не повернуться (повернулись)

И друг к другу стать лицом.

Вы не можете не улыбнуться (улыбнулись)

И не подразните языком (приставить палец к губам)

Нет ни одного здесь хмурого лица? (оглядываются)

Нет ни шепота. Лишь тишина.

Вы не можете стоять. (сели)

И нельзя ни спеть, ни закричать,

И не закроете вы уши,

Чтоб меня совсем не слушать.

— А сейчас закрепим полученные знания. Нужно раскрыть скобки. (Выполняется по цепочке.)

(Не) учавствовал в игре, (не) находил ответа, (не) навидел предателей, больному опять (не) здоровилось, (не) любил шумных компаний, неприятель (не) годовал, (не) был давно в гостях, учитель (не) доумевал, (не) нуждался в помощи, (не) взлюбить падчерицу, (не) мог уехать, знакомый (не) здоровается, ураган (не) истовствовал.

— Чтобы лучше запомнить правописание глаголов, которые с не пишутся слитно, выполним упражнение в учебнике (с.232, упр.614).

Алгоритм «Не с глаголами»

— Обобщим всё сказанное о правописании Не с глаголами в виде алгоритма.

1)Посмотри, употребляется ли глагол без Не ?

Пиши раздельно пиши Слитно

(не буду, не могу, не хочу) (ненавидеть, негодовать)

VI. Закрепление изученного материала.

— Сейчас проведём словарный диктант с сигнальными карточками (слитно — синяя карточка, раздельно — белая). Используйте алгоритм.

Не суди о человеке по наружности, не бросили товарища в беде, не стану мешать, недоумевать по поводу ответа, не хочу ссориться, негодовать из-за опоздания, не могу прийти, ураган неистовствует, не были на экскурсии, недомогать всю неделю.

Вывод: как справились, кому надо подучить правило.

— У нас есть еще одно задание для самостоятельной работы на нетбуках. В разделе орфографический экзамен упражнение 164. Здесь задание усложняется. Кроме изучаемой орфограммы нужно вспомнить еще и другие.

— Перед вами лежат листочки, в которых есть упражнения на закрепление сегодняшней темы. Посмотрите на первое упражнение.
1 упражнение.

Подумай, перед какими глаголами должна стоять отрицательная частица НЕ. Впиши её в пословицы. В скобках запиши, о чём пословицы: о жадности, о болтливости, об обмане, о трудолюбии. ( показано на доске)
Кто сегодня …обманет, тому завтра …поверят.(———————————-)
Кто труда … боится, того лень …сторонится. (————————————)
Конь вырвется …воротишь, слово вырвется …догонишь. (———————)
За двумя зайцами …погонишься, ни одного… поймаешь. (———————)
— Какое из этих качеств положительное? ( трудолюбие). Ещё какие положительные качества характера вы знаете? Есть такое качество, как ДОБРОСОВЕСТНОСТЬ. Добросовестно ли вы выполняете правила поведения в школе? А какие правила существуют в школе? Назовите их, употребляя глаголы с частицей НЕ.

— А как их можно обобщить? (НЕ НАРУШАЙ ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ШКОЛЕ.)

2 упражнение. (самостоятельно)

Каждое выражение замени глаголом с отрицательной частицей НЕ.

1. Не вешать голову – не унывать.

3 упражнение . (самостоятельно)

Прочитай текст. Вставь подходящие по смыслу глаголы, которые не

употребляются без частицы НЕ.

Футбольная команда 5 класса в полном сборе. До начала матча осталось 2-3 минуты, а вратаря Игоря всё нет и нет. « ЧТО с ним случилось?» — ———————————- защита. « Сорвать решающий матч! Как можно?» — —————————— капитан. « ——————————— я таких!»- открыто заявляет нападающий. « А может Игорь заболел. Ему всю неделю ——————————————-» — пытается защитить своего друга болельщик Олег.
Слова для вставок: (не)годовать, (не)навидеть, (не)здоровится, (не)доумевать.
— А теперь поменяйтесь листочками и проверьте работы друг друга.
VIII. Итог урока:

— О какой части речи говорили на уроке?

— Какие новые сведения о глаголе вы получили?

— Как пишется частица НЕ с глаголом?

IX. Домашнее задание.

— Выучить правило – не с глаголами;

— упражнение 615 или 617 (на выбор);

— подобрать и записать загадки, в содержание которых встречается не с глаголами (по желанию).

X. Выставление оценок.

— Молодцы! Работали сегодня очень хорошо. Оценки за урок:

— Напутствие: «Ребята! Надо дружить с грамматикой. Учить правила, и если не лениться, можно всему научиться». УСПЕХОВ В УЧЁБЕ!

1. Русский язык. Поурочные планы к учебнику Т.А. Ладыженской, М.Т.Баранова: «Русский язык» 5 класс. Автор-составитель : Г.А. Богданова. Москва «Просвещение» 2011 г.

2. Русский язык. Учебник для 5 класса. Авторы: Т.А.Ладыженская

М.Т.Баранов. Москва. «Просвещение» 2011 г.

3. Учебно-методический комплекс «Академия младшего школьника»

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

«Правописание частицы НЕ с глаголами» Урок русского языка в 5 классе

Прозвенел звонок и смолк Начинается урок. Посмотрите, все ль в порядке: Книжки, ручки и тетрадки.

Расскажите о глаголе, используя опорные слова 1. Глагол — это часть речи, которая обозначает … и отвечает на вопросы … . 2. Под словами «действие предмета» мы понимаем действия, которые обозначают … . 3. Глаголы изменяются по … По лицам и числам глаголы изменяются в … времени, а в прошедшем — по … . 4.В предложении глагол бывает … и образует с подлежащим … . Не забудьте привести примеры.

«Третий лишний». 1) Удивляться, сомневаться, поднимается. 2) Ночь, прилечь, дочь. 3) Рисуешь, тушь, рожь. 4) Недоумение, ненависть, негодовать. 5) Не хочу, не могу, недомогаю

не срывайте цветы! ломайте ветки деревьев! ловите бабочек и других насекомых! уничтожайте пауков, лягушек и жаб! разоряйте гнезда птиц! берите лесных животных домой!

Не сдобровать людям, уничтожающим природу: она ответит им тем же. ) (

«Правописание частицы НЕ с глаголами»

Знать: правило написания НЕ с глаголами, глаголы-исключения . Уметь: применять это правило; отработать правописание слов — исключений

Не выучил, не делай. Не знаешь, не спеши. С глаголами отдельно Частицу НЕ пиши! Не с глаголами пиши раздельно. Например: не ходил, не знал. Только помни об исключениях: Ненавидел, негодовал.

Словарно-орфографическая работа Недоумевать — сомневаться, колебаться по поводу невозможности понять, в чём дело. Негодовать- испытывать возмущение, к райнее недовольство . Неистовствовать — безудержно буйствовать. Неволить — принуждать что-то сделать против желания. Неймет- не схватывает, не берет. Недомогать — болеть. Ненавидеть — испытывать ненависть. Это интересно : слова, к которым присоединилось Не, Исчезли из языка. Например, когда-то в языке были слова с таким значением: « годовати » — позволять, быть довольным, « навидеть » — охотно смотреть.

Работа с учебником Посмотрим, что говорится в учебнике по нашей теме 1) Прочитайте правило про себя. Обратите внимание на обозначение орфограммы. 2) Что нового увидели в этом правиле?

Слитное или раздельное написание частицы НЕ с глаголами. Частица НЕ с глаголами пишется раздельно . Например: не учишь, не говорить, не будешь молчать, не играл бы. Исключение : частица НЕ пишется слитно с глаголами, которые не употребляются без НЕ. Например: Потчевать велено, а неволить грех. (Пословица) Кто кого обидит, тот того и ненавидит . (Пословица) Плохо можется, коли н ездоровится . (Пословица) Видит око, да зуб неймёт . (Пословица) Кого ни послушаешь, все на что-то негодуют , жалуются. (М.Салтыков-Щедрин) Невзлюбил он своего земляка смолоду за удачливость (В.Попов) Сестры в госпитале часто менялись. Главврач недолюбливал женский персонал. ( А.Лебеденко ) Отец… стал сильно недомогать . (М.Салтыков-Щедрин) Она сама втайне недоумевала и дивилась, каким образом она попала сюда. (А.Тургенев.) Буря положительно неистовствовала весь день; по улицам снег, сдуваемый с крыш, так и носило столбом. ( Николай II)

Грамматическая сказка «Сила любви» Гордую и упрямую частицу Не полюбил благородный Глагол . Трудной и печальной была эта любовь. Он говорил:«Люблю», а она ему: «Не люблю». Он признавался: «Верю», а она ему: «Не верю». Частица Не никогда не подходила к Глаголу близко и писалась от него только отдельно. Однако Глагол был постоянным в своих чувствах. Вот однажды Не и говорит ему: «Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь». Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по словарям и учебникам. Когда же он возвратился к своей любимой, она, как обычно, отскочила от него с криком: «Негодую! Ненавижу!» И вдруг замерла от неожиданности, оказавшись в объятиях Глагола . Так Глагол доказал, что в некоторых случаях не только он, но и сама частица Не жить друг без друга не могут. (По Ф. Кривину)

СРАВНИ: Неприятель взял город в осаду. Не приятели это были, а враги.

(не)бояться, (не)грустить, (не) годовать , ( не )любить, (не) взлюбить , ( не )теряться, (не)здороваться, (не)годиться, (не)понимать, (не) доумевать , ( не )поздороваться, (не)сочувствовать, (не)знать.

Не бояться, не грустить, не любить, не теряться, не годиться, не понимать, не поздороваться, не сочувствовать, не знать. Негодовать, Невзлюбить, нездоровиться, Недоумевать

Работаем с нетбуками . Орфографический экзамен Упражнение 90

Не стыдно (не) ……, стыдно (не) ……. Не стыдно не знать, стыдно не спросить. Кто (не) …….спрашивать, узнает многое. Кто не боится спрашивать, узнает многое. (Не)……. «гоп», пока (не) ……. Не говори «гоп», пока не перепрыгнешь.

Физкультминутка Вы не можете не встать, (встали) И никто не будет спать. (поморгали) Не услышим мы не звука, (к уху руку приставили) И ни шороха, ни стука. (к другому уху) Вы не можете не повернуться (повернулись) И друг к другу стать лицом. Вы не можете не улыбнуться (улыбнулись) И не подразните языком (приставить палец к губам) Нет ни одного здесь хмурого лица? (оглядываются) Нет ни шепота. Лишь тишина. Вы не можете стоять. (сели) И нельзя ни спеть, ни закричать, И не закроете вы уши, Чтоб меня совсем не слушать.

(Не) учавствовал в игре, (не) находил ответа, (не) навидел предателей, больному опять (не) здоровилось, (не) любил шумных компаний, неприятель (не) годовал , (не) был давно в гостях, учитель (не) доумевал , (не) нуждался в помощи, (не) взлюбить падчерицу, (не) мог уехать, знакомый (не) здоровается, ураган (не) истовствовал . Не учавствовал в игре, не находил ответа, ненавидел предателей, больному опять нездоровилось, не любил шумных компаний, Неприятель негодовал, не был давно в гостях, учитель недоумевал, не нуждался в помощи, невзлюбить падчерицу, не мог уехать, знакомый не здоровается, ураган неистовствовал.

Работаем с упр. учебника

Алгоритм «Не с глаголами» Смотрю , употребляется ли глагол без Не ? Да Нет раздельно слитно

Орфографический экзамен Упражнение 164

— О какой части речи говорили на уроке? — Какие новые сведения о глаголе вы получили? — Как пишется частица НЕ с глаголом?

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ — Выучить правило – не с глаголами; — упражнение 615 или 617 (на выбор); — подобрать и записать загадки, в содержание которых встречается не с глаголами (по желанию).

1 . Русский язык. Поурочные планы к учебнику Т.А. Ладыженской , М.Т.Баранова: «Русский язык» 5 класс. Автор-составитель : Г.А. Богданова. Москва «Просвещение» 2011 г. 2. Русский язык. Учебник для 5 класса. Авторы: Т.А.Ладыженская М.Т.Баранов. Москва. «Просвещение» 2011 г. 3 . Учебно-методический комплекс «Академия младшего школьника» 4. http://www.testsoch.com 5. http:// ucoz . ru 6 . http:// ped-kopilka.ru 7 . http://www.uchportal.ru Литература:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок письма и развития речи в 8 классе в коррекционной школе VIII вида. Урок построен с учетом знаний индивидуальных особенностей детей. Для запоминания нового материала требуются многократные повт.

Презентация к уроку письма и развития речи в 8 классе в коррекционной школе VIII вида. Применение интерактивной доски, мультимедийной презентации при подаче нового материала дает возможность учащимс.

Цель: расширить знания детей о служебных частях речи; познакомить с отрицательной частицей не, правописанием этой частицы с .

Данный урок был разработан по новым стандартам ФГОС. В соответствии с ФГОС на уроке формируются четыре вида универсальных учебных действий: личностные, коммуникативные, познавательные, но особенно — Р.

Урок письма и развития речи в 8 классе на тему «Правописание частицы не с глаголами».

Урок русского языка по теме «Правописание частицы НЕ с глаголами». 7-й класс.

Конспект урока русского языка » Правописание частицы НЕ с глаголами»

Открытый урок русского языка по программе «Школа России» (2 класс, ФГОС)

Тема: Правописание частицы не с глаголами

Цель: Создание условий для усвоения детьми новых знаний по теме урока.

Познакомить с правилом написания частицы НЕ с глаголами.

Формировать умение раздельно писать частицу НЕ с глаголом.

Способствовать развитию речи, орфографической зоркости, мышления, внимания.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной, индивидуальной работе, работе в паре, группе

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД : умение определять и сохранять учебную задачу урока; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Познавательные УУД : умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Формы организации познавательной деятельности:

Оборудование урока: учебник В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого «Русский язык 2 класс», индивидуальные карточки с ребусами для учащихся, компьютер, мультимедийный проектор, презентация.

Универсальные учебные действия

Мотивация к учебной деятельности

Долгожданный дан звонок,

Проверяют готовность, настраиваются на урок

Регулятивные: волевая саморегуляция.

Личностные : действие самоопределения, смыслообразования.

планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

2. Актуализация знаний

А) Запись даты, классная работа

Отгадайте загадку и вы узнаете, какую букву будем писать: (слайд 1)

Она под крышами ж..вет,
Гнездо своё из глины в..ет,
Высоко в облаках л..тает,
Мошек на лету поедает,
В черном фраке лапочка,
А зовется .

— Назовите первый звук в слове « ласточка» ( л)

-Дайте характеристику этому звуку

Зпишите аккуратно букву Лл.

В)- Что такое фрак ?

— выпишите из текста слова с пропущенными буквами, объясните орфограммы

— на какие вопросы отвечают данные слова?

— какой частью речи являются?

Г) систематизируем свои знания о глаголе

Задание: с помощью разрезных листочков собрать все сведения о глаголе и вы отразите в виде плана. Будьте внимательны. Там есть сведения о других частях речи. Ничего не перепутайте.

пиджак короткий спереди, с длинными узкими фалдами (полами) сзади (Дане – рельефный рисунок)

( согласный, твёрдый, звонкий, на письме обозначается буквой

Работа со словарём

Фрак -(пиджак короткий спереди, с длинными узкими фалдами (полами) сзади (Дане – рельефный рисунок)


источники:

http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2015/09/20/pravopisanie-chastitsy-ne-s-glagolami

http://infourok.ru/konspekt-uroka-russkogo-yazika-pravopisanie-chastici-ne-s-glagolami-3646501.html