Конспект урока правописание гласных и согласных в корне слова

Разработка урока 4 класс «Правописание гласных и согласных в корне слова».
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Правописание гласных и согласных в корне слова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Правописание гласных и согласных в корне слова.25.72 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по русскому языку 4 класс УМК «Перспектива».

Тема: Правописание гласных и согласных в корне слова.

Отработка правописания орфограмм корня (безударный гласный, парный сомнительный согласный, непроизносимый согласный).

развитие логического мышления;

развитие умения формулировать и проговаривать свои мысли.

воспитание любви и интереса к родному языку.

показать как выбор безударного гласного в корне может повлиять на значение слова;

отрабатывать навык постановки знаков препинания в предложениях;

отрабатывать навык выделения словосочетания из предложений.

находить в словах орфограммы и объяснять их, применять нужный алгоритм для проверки;

выдвигать гипотезы и их обосновывать.

учиться критично относиться к собственному мнению;

уметь слушать и слышать, извлекать пользу из опыта одноклассников;

сотрудничать при работе в паре, группе;

проявлять интерес и уважение к разным точкам зрения.

осознавать роль языка в речи и жизни людей;

владеть способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций.

  1. Мотивация к учебной деятельности.

« Скорей за работу,

Возьмёмся мы дружно .

И будьте внимательны –

— Я надеюсь, что сегодня на уроке вы будете все активны и внимательны.

Ребята, я предлагаю вам сейчас выполнить письмо с комментированием.

— как вы думаете, какая будет ваша задача? (увидеть и объяснить орфограммы).

— Запишите словосочетания в строчку.

Поздний гость, звёздная дорожка, лесистая местность, степное животное, грустная сказка.

4. Самоопределение к деятельности,

— Как вы думаете, что объединяет данные орфограммы? (они в корне)

— Кто может назвать тему урока?

— Значит, сегодня мы будем работать с корневыми орфограммами.

— Тема урока «Правописание гласных и согласных в корне».

На доску тему: « Правописание гласных и согласных в корне».

— Скажите, эти слова можно разделить на группы? На какие группы можно разделить данные корневые орфограммы?

парный сомнительный согласный).

— Именно с этими орфограммами мы будем работать на уроке.

-Предлагаю посмотреть на доску и выбрать цель на урок.

  1. Закрепление правописания орфограмм корня.
  2. Закрепление знаний об изменении существительных по родам . ( убрать после выбора правильной цели, на другой карточке написать)

— Обоснуйте свой выбор.

На доску цели: РАСПЕЧАТАТЬ.

— Я вам предлагаю выполнить первое задание.

— Объясните правописание безударных гласных в корне в предложениях одного цвета.

  1. Охотник поласкал свою собаку.

Папа полоскал бельё.

  1. Спишите второе предложение.

Спешите на цирковое представление.

  1. Брат развивает свою силу.

Ветер развевает флаг.

— Какую роль может сыграть выбор безударного гласного в слове?

(изменить лексическое значение слова)

— Самостоятельно запишите в тетрадь по два словосочетания с одинаково звучащими словами ( омонимы )

I ряд из первой пары предложений

II ряд из второй пары предложений

III ряд из третьей пары предложений

I ряд (поласкал собаку, полоскал бельё)

II ряд (спишите предложение, спешите на представление)

III ряд (развивает силу, развевает флаг)

  1. Работа в группах. КРОССВОРД.

— Предлагаю поработать в группах и разгадать кроссворд, в котором кроме безударного гласного встречается еще одна орфограмма, а какая, вы узнаете сами.

— Договоритесь о том, кто будет отвечать.

— Объясните орфограммы, которые вы увидели в словах.

  1. Физминутка. (Гимнастка для глаз)

— Сядьте так как вам удобно. Ваша задача правильно понять задание, которое я вам предложу.

  1. Работа в парах С ТЕКСТОМ.

— Я предлагаю вас поработать в парах с текстом, в котором встретятся простые предложения, предложения с однородными членами и сложные предложения. Кроме этого, к словам с непроизносимым согласным и безударным гласным добавятся слова с парным сомнительным согласным.

— Посмотрите, пожалуйста, на текст, как вы думаете, какую работу можно выполнить с текстом?

— Расставьте знаки препинания.

— Договоритесь о том, кто будет отвечать.

Я часто брожу в лесу по узкой дорожке наблюдаю чудесную картину.

Лёгкие снежинки тихо падают на землю. Мягкий снег одел в пушистые рукавицы деревья кусты. Гигантские ветви нависают над сугробами а пни стоят в снежных шапках.

— Какие знаки препинания вы поставили и почему?

— Что знаете о простом предложении с однородными членами?

— Что знаете о сложном предложении?

  1. Самостоятельная работа в тетради по карточкам.

— Самостоятельно спишите текст, дополните текст тремя предложениями, подчеркните орфограммы.

Конспект урока по русскому языку «Правописание гласных и согласных в корне слова».

Предмет: Русский язык Класс: 4

урока:30 Дата: 12.10.2018г.

Тема: Правописание гласных и согласных в корне слова.

Цель: совершенствовать умения проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корнях слов, правильно произносить и писать слова с удвоенными согласными.

предметные — развивать умение находить изученные орфограммы в корне слов и в приставке;

— развивать умение проверять и объяснять написание слов с изученными орфограммами в приставке и корне;

— развивать умение запоминать слова с удвоенными согласными. метапредметные — развивать речь, орфографическую зоркость, внимание; умение ставить и решать учебную задачу на этапе обобщения изученного материала, отрабатывать каллиграфию письма; воспитывать толерантность, чувство взаимопомощи, умение общаться.

Планируемый результат обучения: познавательные УУД – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; умение решать учебную задачу, моделировать ситуацию, используя алгоритм; умение оценивать результат своей деятельности и деятельности членов группы; умение анализировать слова в предложении и классифицировать их по сходным признакам .

коммуникативные УУД — развитие связной речи при передаче информации на основных этапах урока, умение использовать полученные знания при аргументации ответа; развитие навыков общения в паре и группе;

регулятивные УУД – развитие умения планировать свою деятельность ; выделение и осознание уже полученных знаний и нового, неизученного; умение обсуждать возникшую проблему, используя личные знания;

личностные УУД – нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей; учить общению внутри группы, позитивному отношению к окружающим.

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.

I. Мотивация к учебной деятельности.

1.Проверка готовности к уроку

— Здравствуйте, ребята! Начинаем урок русского языка. Надеюсь, все готовы к уроку!

I I. Актуализация опорных знаний

-Какое время года наступило?

-Какие осенние месяцы вы знаете?

-Какие изменения происходят осенью в природе?

(Перелётные птицы улетают на юг. Пожелтели листья. Дни стали короче, а ночи длиннее.)

I I I. Формирование новых знаний и умений

Картина Левитан «Золотая осень»

— Посмотрите на доску. Какое время года на картине? (На картине осень)

— Что вы видите? (Деревья)

-Какого цвета листья? (Красные, желтые, оранжевые)

— Нравится картина? (Да)

— Какие слова можно подобрать к этой картине?

Ос…нь, со..нце, грус..но, бере…ки, п…ля, р…ка.

— Какие буквы пропущены? Почему?

— Попробуем восстановить пропущенные буквы. (Ответ детей)

— Давайте проверим ваши ответы

Вывод: Мы вспомнили правописание таких слов. Теперь вспомним правила.

1.Чтобы правильно написать слово с безударным гласным в корне (а, о, и, е, я) нужно изменить слово так, чтобы безударный стал ударным (пятерка – пять, моряк — море)

— Знакомо правило? (да)

2. Чтобы правильно написать слово с глухим или звонким согласным в корне, нужно изменить слово так, чтобы после согласного стоял гласный: поезд – поезда, мягкий – мягок.

Чтобы правильно написать слово с непроизносимым согласным в корне, нужно подобрать однокоренное слово, в котором этот согласный произносится отчетливо: звездный – звезда.

В словах чудесный, опасный непроизносимого согласного нет. Проверочные слова: чудеса, опасен.

— Откройте тетради. Запишем число.

Для красивого и правильного письма напишем слово желтый.

-В слове жёлтый после буквы ж слышится звук о, но пишется буква ё. Проверочное слово – желтеть, пожелтел.

I V. Закрепление знаний и умений.

— Откройте книги, страница 57, упражнение 90.

1. Прочитайте текст про себя. Подумайте, какие буквы пропущены и подготовьтесь к выразительному чтению текста.

2. Беседа с учениками.

-Какие слова помогли это определить?

-Какие слова не знаете?

3. Словарная работа

4. Какие противоположные по смыслу слова вы встретили?

-А теперь этот текст прочитает …….. .

-Какие буквы вы вставили? Давайте вместе проверим.

В…сна – весна, ос…нь — осень, з…лёная – зелёная, тр…винка – травинка, цв…ты – цветы, со…нце – солнце, х…лодный – холодный, т…шина — тишина.

-Какое слово нужно подобрать, чтобы правильно написать слово?

(устно подбирают проверочные слова)

-Теперь откройте тетради и спишите текст, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните пропущенные буквы, которые вы вставили.

5. Упражнение 91 (стр.57). А теперь проверим, как вы усвоили новый материал.

тяжёлый лёгкий честный

почтовый скользкий поздний

воздушный отгадка звёздный

позвонил улыбка известный

-Подберите проверочное слово.

— Теперь на доске по цепочке напишем словарный диктант. (К доске выходит …….)

Осень, тишина, жёлтый, солнце, холодный, поздний.

(При допущении ошибки, подбираем проверочные слова) -Какое слово нужно подобрать?

— Давайте проверим, правильно ли написали?

Упражнение 93 (стр. 58)

-Прочитайте стихотворение про себя.

-О чём говорится в стихотворении? (об осени)

-Найдите слова, правописание которых нужно проверить.

V. Итог урока Рефлексия

-Мы разобрали, как нужно написать трудные слова в данном упражнении, на следующем уроке нужно будет написать это стихотворение по памяти.

А теперь откройте дневники и напишите домашнее задание.

-Что мы сегодня делали на уроке? (подбирали проверочные слова)

-С какой темой познакомились? (Правописание гласных и согласных в корне слова)

3. Оценка знаний учащихся

-Сегодня на уроке ….. принимали активное участие, им я поставлю «5».

Конспект урока русского языка Правописание гласных и согласных в корне слова

Конспект урока по теме Правописание гласных и согласных в корне слова

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка Правописание гласных и согласных в корне слова»

Предмет: русский язык.

Тема: «Правописание гласных и согласных в корне слова».

— обобщить знания о правописании безударных гласных, парных согласных, непроизносимых согласных в корне слова;

— повторить правописание словарных слов.

Проверка рабочего места.

Запись в тетрадях: дата и «Классная работа».

-Сегодня повторим написание сочетания оло.

— В каких словах встречается это сочетание?

-Запишите 1 слово на выбор.

-Голова, соловей, колос и т.д.

На доске иллюстрации с изображением коровы, собаки, медведя и зайца.

-Посмотрите на иллюстрации и запишите названия животных в алфавитном порядке.

— На какие 2 группы можно разделить этих животных?

— Заяц, медведь и многие другие жители леса часто являются героями русских народных сказок. Какие еще дикие животные часто встречаются в сказках?

— Отгадайте название сказки: в названии и имени главного героя встречается сочетание оло, персонажи: волк, лиса, заяц, медведь.

— Дикие: медведи и заяц. Домашние: собака и корова.

IV. Постановка темы и цели урока.

V. Работа по теме урока.

а) Работа над словарными словами.

б) Работа над словами с парными согласными в корне слова.

в) Работа над словами с безударной гласной в корне слова.

Пришли сегодня на урок

Герои сказки «Колобок».

Все настроились! Внимание!

Заяц, волк, медведь, лиса – все эти слова содержат орфограммы в корне слова. Мы заканчиваем изучение раздела «Правописание гласных и согласных в корне слова» и сегодня на уроке повторяем эту тему.

-Вспомним, что орфограммы делятся на проверяемые и непроверяемые. Как называем слова с непроверяемыми орфограммами?

-Какие правила корня вы знаете?

— Какая же цель нашего урока?

Колобок сбежал с окошка,

Деда с бабой огорчил,

Покатился по дорожке

В лапы к Зайцу угодил.

-Хитрый Заяцприготовил для нас задание. Назовите орфограмму в слове Заяц?

-Как называем слова с непроверяемыми орфограммами?

-Поможем Колобку убежать от Зайца, решив кроссворд со словарными словами.

(Работа в парах.) Кроссворд в приложении 2.

— Проверьте, верно ли вы решили кроссворд. СЛАЙД 6.

— Ключевое слово в кроссворде – до свидания. Крикнул Колобок Зайцу и покатился дальше.

Вот навстречу серый Волк.

В Колобках он знает толк.

-Какая орфограмма прячется в слове Волк?

— Как проверить парный согласный в корне слова?

— Подберите проверочное слово.

-Волк придумал задание, связанное со своей орфограммой.

-Соберите пословицы из слов.

(Скоро ска(з,с)ка сказывается, да не скоро дело делается.

Терпение и тру(д,т) все перетрут.

Сла(д,т)ка яго(д,т)ка, да ни(з,с)ко растет.)

-Как вы понимаете их смысл?

-Что объединяет все эти пословицы?

-Запишите, раскрывая скобки и вставляя нужную букву.

— Проверьте: СЛАЙД 9.

Не попал он Волку в лапы,

Вдруг навстречу Косолапый.

-Какая орфограмма в слове Косолапый?

— Подберите проверочное слово.

— Задание Косолапого – выбрать слова, для которых будет являться проверочным слово лес,а для каких слово лис.


источники:

http://infourok.ru/konspekt-uroka-po-russkomu-yaziku-pravopisanie-glasnih-i-soglasnih-v-korne-slova-3329540.html

http://multiurok.ru/files/konspekt-uroka-russkogo-iazyka-pravopisanie-glasny.html