Разработка урока 4 класс «Правописание гласных и согласных в корне слова».
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Правописание гласных и согласных в корне слова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Правописание гласных и согласных в корне слова. | 25.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по русскому языку 4 класс УМК «Перспектива».
Тема: Правописание гласных и согласных в корне слова.
Отработка правописания орфограмм корня (безударный гласный, парный сомнительный согласный, непроизносимый согласный).
развитие логического мышления;
развитие умения формулировать и проговаривать свои мысли.
воспитание любви и интереса к родному языку.
показать как выбор безударного гласного в корне может повлиять на значение слова;
отрабатывать навык постановки знаков препинания в предложениях;
отрабатывать навык выделения словосочетания из предложений.
находить в словах орфограммы и объяснять их, применять нужный алгоритм для проверки;
выдвигать гипотезы и их обосновывать.
учиться критично относиться к собственному мнению;
уметь слушать и слышать, извлекать пользу из опыта одноклассников;
сотрудничать при работе в паре, группе;
проявлять интерес и уважение к разным точкам зрения.
осознавать роль языка в речи и жизни людей;
владеть способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций.
- Мотивация к учебной деятельности.
« Скорей за работу,
Возьмёмся мы дружно .
И будьте внимательны –
— Я надеюсь, что сегодня на уроке вы будете все активны и внимательны.
Ребята, я предлагаю вам сейчас выполнить письмо с комментированием.
— как вы думаете, какая будет ваша задача? (увидеть и объяснить орфограммы).
— Запишите словосочетания в строчку.
Поздний гость, звёздная дорожка, лесистая местность, степное животное, грустная сказка.
4. Самоопределение к деятельности,
— Как вы думаете, что объединяет данные орфограммы? (они в корне)
— Кто может назвать тему урока?
— Значит, сегодня мы будем работать с корневыми орфограммами.
— Тема урока «Правописание гласных и согласных в корне».
На доску тему: « Правописание гласных и согласных в корне».
— Скажите, эти слова можно разделить на группы? На какие группы можно разделить данные корневые орфограммы?
парный сомнительный согласный).
— Именно с этими орфограммами мы будем работать на уроке.
-Предлагаю посмотреть на доску и выбрать цель на урок.
- Закрепление правописания орфограмм корня.
- Закрепление знаний об изменении существительных по родам . ( убрать после выбора правильной цели, на другой карточке написать)
— Обоснуйте свой выбор.
На доску цели: РАСПЕЧАТАТЬ.
— Я вам предлагаю выполнить первое задание.
— Объясните правописание безударных гласных в корне в предложениях одного цвета.
- Охотник поласкал свою собаку.
Папа полоскал бельё.
- Спишите второе предложение.
Спешите на цирковое представление.
- Брат развивает свою силу.
Ветер развевает флаг.
— Какую роль может сыграть выбор безударного гласного в слове?
(изменить лексическое значение слова)
— Самостоятельно запишите в тетрадь по два словосочетания с одинаково звучащими словами ( омонимы )
I ряд из первой пары предложений
II ряд из второй пары предложений
III ряд из третьей пары предложений
I ряд (поласкал собаку, полоскал бельё)
II ряд (спишите предложение, спешите на представление)
III ряд (развивает силу, развевает флаг)
- Работа в группах. КРОССВОРД.
— Предлагаю поработать в группах и разгадать кроссворд, в котором кроме безударного гласного встречается еще одна орфограмма, а какая, вы узнаете сами.
— Договоритесь о том, кто будет отвечать.
— Объясните орфограммы, которые вы увидели в словах.
- Физминутка. (Гимнастка для глаз)
— Сядьте так как вам удобно. Ваша задача правильно понять задание, которое я вам предложу.
- Работа в парах С ТЕКСТОМ.
— Я предлагаю вас поработать в парах с текстом, в котором встретятся простые предложения, предложения с однородными членами и сложные предложения. Кроме этого, к словам с непроизносимым согласным и безударным гласным добавятся слова с парным сомнительным согласным.
— Посмотрите, пожалуйста, на текст, как вы думаете, какую работу можно выполнить с текстом?
— Расставьте знаки препинания.
— Договоритесь о том, кто будет отвечать.
Я часто брожу в лесу по узкой дорожке наблюдаю чудесную картину.
Лёгкие снежинки тихо падают на землю. Мягкий снег одел в пушистые рукавицы деревья кусты. Гигантские ветви нависают над сугробами а пни стоят в снежных шапках.
— Какие знаки препинания вы поставили и почему?
— Что знаете о простом предложении с однородными членами?
— Что знаете о сложном предложении?
- Самостоятельная работа в тетради по карточкам.
— Самостоятельно спишите текст, дополните текст тремя предложениями, подчеркните орфограммы.
Конспект урока по русскому языку «Правописание гласных и согласных в корне слова».
Предмет: Русский язык Класс: 4
№ урока:30 Дата: 12.10.2018г.
Тема: Правописание гласных и согласных в корне слова.
Цель: совершенствовать умения проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корнях слов, правильно произносить и писать слова с удвоенными согласными.
предметные — развивать умение находить изученные орфограммы в корне слов и в приставке;
— развивать умение проверять и объяснять написание слов с изученными орфограммами в приставке и корне;
— развивать умение запоминать слова с удвоенными согласными. метапредметные — развивать речь, орфографическую зоркость, внимание; умение ставить и решать учебную задачу на этапе обобщения изученного материала, отрабатывать каллиграфию письма; воспитывать толерантность, чувство взаимопомощи, умение общаться.
Планируемый результат обучения: познавательные УУД – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; умение решать учебную задачу, моделировать ситуацию, используя алгоритм; умение оценивать результат своей деятельности и деятельности членов группы; умение анализировать слова в предложении и классифицировать их по сходным признакам .
коммуникативные УУД — развитие связной речи при передаче информации на основных этапах урока, умение использовать полученные знания при аргументации ответа; развитие навыков общения в паре и группе;
регулятивные УУД – развитие умения планировать свою деятельность ; выделение и осознание уже полученных знаний и нового, неизученного; умение обсуждать возникшую проблему, используя личные знания;
личностные УУД – нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей; учить общению внутри группы, позитивному отношению к окружающим.
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.
I. Мотивация к учебной деятельности.
1.Проверка готовности к уроку
— Здравствуйте, ребята! Начинаем урок русского языка. Надеюсь, все готовы к уроку!
I I. Актуализация опорных знаний
-Какое время года наступило?
-Какие осенние месяцы вы знаете?
-Какие изменения происходят осенью в природе?
(Перелётные птицы улетают на юг. Пожелтели листья. Дни стали короче, а ночи длиннее.)
I I I. Формирование новых знаний и умений
Картина Левитан «Золотая осень»
— Посмотрите на доску. Какое время года на картине? (На картине осень)
— Что вы видите? (Деревья)
-Какого цвета листья? (Красные, желтые, оранжевые)
— Нравится картина? (Да)
— Какие слова можно подобрать к этой картине?
Ос…нь, со..нце, грус..но, бере…ки, п…ля, р…ка.
— Какие буквы пропущены? Почему?
— Попробуем восстановить пропущенные буквы. (Ответ детей)
— Давайте проверим ваши ответы
Вывод: Мы вспомнили правописание таких слов. Теперь вспомним правила.
1.Чтобы правильно написать слово с безударным гласным в корне (а, о, и, е, я) нужно изменить слово так, чтобы безударный стал ударным (пятерка – пять, моряк — море)
— Знакомо правило? (да)
2. Чтобы правильно написать слово с глухим или звонким согласным в корне, нужно изменить слово так, чтобы после согласного стоял гласный: поезд – поезда, мягкий – мягок.
Чтобы правильно написать слово с непроизносимым согласным в корне, нужно подобрать однокоренное слово, в котором этот согласный произносится отчетливо: звездный – звезда.
В словах чудесный, опасный непроизносимого согласного нет. Проверочные слова: чудеса, опасен.
— Откройте тетради. Запишем число.
Для красивого и правильного письма напишем слово желтый.
-В слове жёлтый после буквы ж слышится звук о, но пишется буква ё. Проверочное слово – желтеть, пожелтел.
I V. Закрепление знаний и умений.
— Откройте книги, страница 57, упражнение 90.
1. Прочитайте текст про себя. Подумайте, какие буквы пропущены и подготовьтесь к выразительному чтению текста.
2. Беседа с учениками.
-Какие слова помогли это определить?
-Какие слова не знаете?
3. Словарная работа
4. Какие противоположные по смыслу слова вы встретили?
-А теперь этот текст прочитает …….. .
-Какие буквы вы вставили? Давайте вместе проверим.
В…сна – весна, ос…нь — осень, з…лёная – зелёная, тр…винка – травинка, цв…ты – цветы, со…нце – солнце, х…лодный – холодный, т…шина — тишина.
-Какое слово нужно подобрать, чтобы правильно написать слово?
(устно подбирают проверочные слова)
-Теперь откройте тетради и спишите текст, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните пропущенные буквы, которые вы вставили.
5. Упражнение 91 (стр.57). А теперь проверим, как вы усвоили новый материал.
тяжёлый лёгкий честный
почтовый скользкий поздний
воздушный отгадка звёздный
позвонил улыбка известный
-Подберите проверочное слово.
— Теперь на доске по цепочке напишем словарный диктант. (К доске выходит …….)
Осень, тишина, жёлтый, солнце, холодный, поздний.
(При допущении ошибки, подбираем проверочные слова) -Какое слово нужно подобрать?
— Давайте проверим, правильно ли написали?
Упражнение 93 (стр. 58)
-Прочитайте стихотворение про себя.
-О чём говорится в стихотворении? (об осени)
-Найдите слова, правописание которых нужно проверить.
V. Итог урока Рефлексия
-Мы разобрали, как нужно написать трудные слова в данном упражнении, на следующем уроке нужно будет написать это стихотворение по памяти.
А теперь откройте дневники и напишите домашнее задание.
-Что мы сегодня делали на уроке? (подбирали проверочные слова)
-С какой темой познакомились? (Правописание гласных и согласных в корне слова)
3. Оценка знаний учащихся
-Сегодня на уроке ….. принимали активное участие, им я поставлю «5».
Конспект урока русского языка Правописание гласных и согласных в корне слова
Конспект урока по теме Правописание гласных и согласных в корне слова
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка Правописание гласных и согласных в корне слова»
Предмет: русский язык.
Тема: «Правописание гласных и согласных в корне слова».
— обобщить знания о правописании безударных гласных, парных согласных, непроизносимых согласных в корне слова;
— повторить правописание словарных слов.
Проверка рабочего места.
Запись в тетрадях: дата и «Классная работа».
-Сегодня повторим написание сочетания оло.
— В каких словах встречается это сочетание?
-Запишите 1 слово на выбор.
-Голова, соловей, колос и т.д.
На доске иллюстрации с изображением коровы, собаки, медведя и зайца.
-Посмотрите на иллюстрации и запишите названия животных в алфавитном порядке.
— На какие 2 группы можно разделить этих животных?
— Заяц, медведь и многие другие жители леса часто являются героями русских народных сказок. Какие еще дикие животные часто встречаются в сказках?
— Отгадайте название сказки: в названии и имени главного героя встречается сочетание оло, персонажи: волк, лиса, заяц, медведь.
— Дикие: медведи и заяц. Домашние: собака и корова.
IV. Постановка темы и цели урока.
V. Работа по теме урока.
а) Работа над словарными словами.
б) Работа над словами с парными согласными в корне слова.
в) Работа над словами с безударной гласной в корне слова.
Пришли сегодня на урок
Герои сказки «Колобок».
Все настроились! Внимание!
—Заяц, волк, медведь, лиса – все эти слова содержат орфограммы в корне слова. Мы заканчиваем изучение раздела «Правописание гласных и согласных в корне слова» и сегодня на уроке повторяем эту тему.
-Вспомним, что орфограммы делятся на проверяемые и непроверяемые. Как называем слова с непроверяемыми орфограммами?
-Какие правила корня вы знаете?
— Какая же цель нашего урока?
Колобок сбежал с окошка,
Деда с бабой огорчил,
Покатился по дорожке
В лапы к Зайцу угодил.
-Хитрый Заяцприготовил для нас задание. Назовите орфограмму в слове Заяц?
-Как называем слова с непроверяемыми орфограммами?
-Поможем Колобку убежать от Зайца, решив кроссворд со словарными словами.
(Работа в парах.) Кроссворд в приложении 2.
— Проверьте, верно ли вы решили кроссворд. СЛАЙД 6.
— Ключевое слово в кроссворде – до свидания. Крикнул Колобок Зайцу и покатился дальше.
Вот навстречу серый Волк.
В Колобках он знает толк.
-Какая орфограмма прячется в слове Волк?
— Как проверить парный согласный в корне слова?
— Подберите проверочное слово.
-Волк придумал задание, связанное со своей орфограммой.
-Соберите пословицы из слов.
(Скоро ска(з,с)ка сказывается, да не скоро дело делается.
Терпение и тру(д,т) все перетрут.
Сла(д,т)ка яго(д,т)ка, да ни(з,с)ко растет.)
-Как вы понимаете их смысл?
-Что объединяет все эти пословицы?
-Запишите, раскрывая скобки и вставляя нужную букву.
— Проверьте: СЛАЙД 9.
Не попал он Волку в лапы,
Вдруг навстречу Косолапый.
-Какая орфограмма в слове Косолапый?
— Подберите проверочное слово.
— Задание Косолапого – выбрать слова, для которых будет являться проверочным слово лес,а для каких слово лис.
http://infourok.ru/konspekt-uroka-po-russkomu-yaziku-pravopisanie-glasnih-i-soglasnih-v-korne-slova-3329540.html
http://multiurok.ru/files/konspekt-uroka-russkogo-iazyka-pravopisanie-glasny.html