Конспект урока правописание гласных конце наречий

Конспект урока по русскому языку на тему » Правописание гласных на конце наречий»

Урок по русскому языку по теме

«Правописание гласных на конце наречий»

Хацкова Наталья Алексеевна, учитель начальных классов

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Педагогические задачи: Создать условия для изучения правописания гласных на конце наречий, совершенствовать умения различать наречия и приводить примеры, способствовать развитию орфографической зоркости, содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке.

Планируемые предметные результаты: освоение знаний о наречии как части речи, об отличительных признаках этой части речи. Развитие умения учащихся составлять алгоритм решения орфографической задачи – строгую логическую последовательность действий.

Метапредметные УУД: формирование умения работать с информацией, ясно и чётко излагать свою точку зрения, доказывать её, связно выражать свои мысли, давать полные аргументированные ответы. Развитие исследовательских умений учащихся.

Личностные УУД: формирование уважения к иному мнению, к иной точке зрения, развитие самостоятельности. Содействие развитию у детей умений общаться в коллективе, работать в паре.

Оборудование: Учебник « Русский язык» С.В.Иванов 4 класс. Карточки для индивидуальной работы. Интерактивная доска.

Организационная структура урока

I. Организационный момент

Все сумели мы собраться,
За работу дружно взяться.
Будем думать, рассуждать,
Можем мы урок начать.

II. Актуализация опорных знаний. Чистописание

Работа в тетрадях.

— Запишем число, классная работа.

1. — Как всегда урок мы начнём с минутки чистописания, на которой повторим правописание строчных букв а и о и элементы соединения этих букв.

Прописать каллиграфические соединения по образцу.
На доске: ао оа на за до

Девиз минутки чистописания: «Красиво писать – красоту творить!»

Нет большей грубости, чем прерывать другого во время его выступления. (Джон Локк)

— Прочитайте высказывание Джона Локка про себя, вслух.

— Объясните смысл высказывания.

— Вы с этим высказыванием согласны?

— Запишите в тетрадь.

2. — Послушайте стихотворение юной поэтессы Эли Куклиной и подумайте, какие слова привлекли её внимание.

Наш язык и скромен и богат.

В каждом слове скрыт чудесный клад.

Слово «высоко» произнеси –

И представишь сразу неба синь.

Ты скажи: «Кругом бело»!

И увидишь зимнее село.

Если скажешь слово ты «темно»-

Сразу вечер поглядит в окно.

Если скажешь «ароматно» ты-

Сразу вспомнишь ландыша цветы.

Ну а если скажешь ты «красиво» —

Пред тобою сразу вся Россия!

— И так, какие же слова привлекли внимание девочки? (Появляется стихотворение с выделенными наречиями)

Исследуем эти слова, что их объединяет?

— Как вы думаете над какой частью речи мы сегодня продолжим работать и чем будем заниматься? (Будем говорить о наречии и повторять всё, что мы уже знаем о нём).

Повторение о наречии.

— Расскажите всё, что знаете о наречии?

в предложении может быть …

может быть связано с …

(Наречие – это неизменяемая самостоятельная часть речи, которая обозначает признак действия, отвечает на вопросы где? куда? когда? откуда? почему? зачем? как? и в предложении является обстоятельством.

— Как понять неизменяемая? ( не склоняется и не спрягается)

— Ребята, как вы считаете, всё ли вы узнали о наречиях?

( — Нет, мы только начали с ними знакомиться.

— Готовы узнать что – то ещё о наречии?

III. Открытие новых знаний.

Рубрика «Давайте подумаем» и проведём исследование.

(работают в парах)

— Слова какой части речи записаны на доске?

— Как они образованы?

— Что объединяет все наречия, записанные в первом столбике?

— Что объединяет все наречия, записанные во втором столбике?

— На какой вопрос вам предстоит ответить?

— Вы можете сейчас ответить на этот вопрос?

— Какова же тема нашего урока?

— Правописание гласных на конце наречий.

( Наречия. Образованы приставочно – суффиксальным способом. В состав наречий входит суффикс –о. В состав наречий входит суффикс – а. В каких случаях на конце наречий пишется буква «О», а в каких буква «а». Правила написания гласных на конце наречий. )

Попробуем сформулировать цель урока:

Познакомить с правописанием … (наречий с приставками)

Узнать, в каких случаях пишется … (суффикс –о , а в каких случаях суффикс – а)

Учиться правильно писать гласные на конце наречий с … ( приставками)

— Сегодня на уроке вы побываете в роли исследователей

Работа предстоит сложная. У нас всё получится, если будем работать сообща, помогать друг другу и ответственно относиться к выполняемой работе.

— Какие у вас есть предположения?

( В наречиях с приставками : в- на- за- пишется буква – о, а с приставками: из- до- с- пишется буква – а.

— Как проверить верно ли ваше предположение?

Рубрика « Тайна языка», уч. стр. 68

IV. Первичное закрепление нового знания.

Выполнение упражнения под руководством учителя.

Издавна, сначала, дочерна, затемно, задолго.

Уч. стр. 68 Упр. 1.

Работа в паре. От чего зависит правописание гласных О А на конце наречий.

— Проверка по эталону на доске

Уч. стр. 68 Упр. 2 (дополнительно)

( Записываем, продолжая столбики)

Затемно, издавна, сначала, досыта, задолго, дочерна, запросто

Уч. стр. 68 Упр. 3

Насухо, досуха, дочиста, начисто, слева, налево, справа, направо

— Самооценка. Оцените свою работу:

Кто не допустил ошибок, поставьте «+» (на полях)

Кто немного сомневался, « — / +»

Кто допустил ошибки « ? » (нужно ещё потренироваться)

Влево наклонись, вправо наклонись,
Вниз опустись – вверх поднимись,
А теперь чуть-чуть попрыгай:
Влево, вправо повернись
И тихонечко садись.

— Назовите наречия, которые помогли вам отдохнуть.

VI. Закрепление нового материала.

— Прочитать отрывок из стихотворения «Точный адрес».

Мы живем недалеко.
Нас найти совсем легко.
Сперва направо вы пойдете,
Потом налево повернете,
И прямо тут же за углом
Семиэтажный будет дом.
Но только мы живем не в нем:
(И. Иртеньев)

— Выписать наречия, объяснить орфограммы.

(недалеко, легко, сперва, направо, налево, прямо,)

— Представьте себе: вы приглашаете к себе в гости друзей. Запишите 2-3 предложения, объясняя им, как найти ваш дом. Кроме наречий, которые встречаются в стихотворении И. Иртеньева, можете использовать следующие: справ-, слев-, рядом, напротив, поблизости, впереди, сначал-. Постарайтесь точнее передать адрес. М Горький писал о наречии: «Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной. образной, выразительной»

VII. Самостоятельная работа.

— Проговорите пропущенные орфограммы и запишите текст:

В лесу еще свеж… и сыр… от утренней росы. Мокрые ветки то слев…, то справ… ложатся на плечи. Снача… нужно повернуть направ…, и через двадцать шагов будет родник. Но нужн… быть внимательным: здесь водятся гадюки. Правда, людей они не трогают, боятся. Но ногой лучш… на неё не наступать. Интереснее издалек… наблюдать, как изредк… поглядывает на тебя серо-зелёная гадючка. Угрожающ… прошипит что-то на своём гадючьем языке и быстр: скроется в зарослях.

VIII. Рефлексия учебной деятельности.

Наш урок подошёл к концу.

— С каким орфографическим правилом вы сегодня на уроке познакомились?

— Какой вывод вы сделали?

— Где можно использовать эти знания?

— Выполните тестовые задания, проверьте правильность выполнения по эталону.

1. Укажите ряд, в котором во всех наречиях на месте пропусков пишется буква «а»

а) занов…, насух…
б) досыта, слева
в) справ…, влев…
г) издалек…, запрост…

2. Укажите ряд, в котором во всех наречиях на месте пропусков пишется буква «о»

а) задолг…, сначал…
б) начерн…, дочист…
в) засветло, направо
г) издавн…, слев…

3. Укажите ряд, в котором во всех наречиях на месте пропусков пишется буква «о»

а) изредк…, начист…
б) ещ…, дотл…
в) свежо, задолго
г) горяч…, снов…

Проверка по эталону.
Самооценка.

А сейчас узнаем не зря ли мы провели время на уроке.

— Вам, ребята, предлагается выразить ваше отношение к уроку…

На уроке мне было… ,
потому что….

хорошо, ужасно, интересно, скучно, страшно, сначала,

сегодня, правильно, когда-нибудь, навечно, навсегда, отлично, бесполезно

X. Домашнее задание:

уч. стр.68, правило наизусть

выписать из словарика наречия

составьте стихотворение на рифму

Спасибо за урок.

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс повышения квалификации

Новые методы и технологии преподавания в начальной школе по ФГОС

Урок по русскому языку по теме

«Правописание гласных на конце наречий»

Хацкова Наталья Алексеевна, учитель начальных классов

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Педагогические задачи: Создать условия для изучения правописания гласных на конце наречий, совершенствовать умения различать наречия и приводить примеры, способствовать развитию орфографической зоркости, содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке.

Планируемые предметные результаты: освоение знаний о наречии как части речи, об отличительных признаках этой части речи. Развитие умения учащихся составлять алгоритм решения орфографической задачи – строгую логическую последовательность действий.

Метапредметные УУД: формирование умения работать с информацией, ясно и чётко излагать свою точку зрения, доказывать её, связно выражать свои мысли, давать полные аргументированные ответы. Развитие исследовательских умений учащихся.

Личностные УУД: формирование уважения к иному мнению, к иной точке зрения, развитие самостоятельности. Содействие развитию у детей умений общаться в коллективе, работать в паре.

Оборудование: Учебник « Русский язык» С.В.Иванов 4 класс. Карточки для индивидуальной работы. Интерактивная доска.

Организационная структура урока

I. Организационный момент

Все сумели мы собраться,
За работу дружно взяться.
Будем думать, рассуждать,
Можем мы урок начать.

II. Актуализация опорных знаний. Чистописание

Работа в тетрадях.

— Запишем число, классная работа.

1. — Как всегда урок мы начнём с минутки чистописания, на которой повторим правописание строчных букв а и о и элементы соединения этих букв.

Прописать каллиграфические соединения по образцу.
На доске: ао оа на за до

Девиз минутки чистописания: «Красиво писать – красоту творить!»

Нет большей грубости, чем прерывать другого во время его выступления. (Джон Локк)

— Прочитайте высказывание Джона Локка про себя, вслух.

— Объясните смысл высказывания.

— Вы с этим высказыванием согласны?

— Запишите в тетрадь.

2. — Послушайте стихотворение юной поэтессы Эли Куклиной и подумайте, какие слова привлекли её внимание.

Наш язык и скромен и богат.

В каждом слове скрыт чудесный клад.

Слово «высоко» произнеси –

И представишь сразу неба синь.

Ты скажи: «Кругом бело»!

И увидишь зимнее село.

Если скажешь слово ты «темно»-

Сразу вечер поглядит в окно.

Если скажешь «ароматно» ты-

Сразу вспомнишь ландыша цветы.

Ну а если скажешь ты «красиво» —

Пред тобою сразу вся Россия!

— И так, какие же слова привлекли внимание девочки? (Появляется стихотворение с выделенными наречиями)

Исследуем эти слова, что их объединяет?

— Как вы думаете над какой частью речи мы сегодня продолжим работать и чем будем заниматься? (Будем говорить о наречии и повторять всё, что мы уже знаем о нём).

Повторение о наречии.

— Расскажите всё, что знаете о наречии?

в предложении может быть …

может быть связано с …

(Наречие – это неизменяемая самостоятельная часть речи, которая обозначает признак действия, отвечает на вопросы где? куда? когда? откуда? почему? зачем? как? и в предложении является обстоятельством.

— Как понять неизменяемая? ( не склоняется и не спрягается)

— Ребята, как вы считаете, всё ли вы узнали о наречиях?

( — Нет, мы только начали с ними знакомиться.

— Готовы узнать что – то ещё о наречии?

III. Открытие новых знаний.

Рубрика «Давайте подумаем» и проведём исследование.

(работают в парах)

— Слова какой части речи записаны на доске?

— Как они образованы?

— Что объединяет все наречия, записанные в первом столбике?

— Что объединяет все наречия, записанные во втором столбике?

— На какой вопрос вам предстоит ответить?

— Вы можете сейчас ответить на этот вопрос?

— Какова же тема нашего урока?

— Правописание гласных на конце наречий.

( Наречия. Образованы приставочно – суффиксальным способом. В состав наречий входит суффикс –о. В состав наречий входит суффикс – а. В каких случаях на конце наречий пишется буква «О», а в каких буква «а». Правила написания гласных на конце наречий. )

Попробуем сформулировать цель урока:

  • 1.Познакомить с правописанием … (наречий с приставками)
  • 2.Узнать, в каких случаях пишется … (суффикс –о , а в каких случаях суффикс – а)
  • 3.Учиться правильно писать гласные на конце наречий с … ( приставками)
  • — Сегодня на уроке вы побываете в роли исследователей
  • Работа предстоит сложная. У нас всё получится, если будем работать сообща, помогать друг другу и ответственно относиться к выполняемой работе.
  • — Какие у вас есть предположения?
  • ( В наречиях с приставками : в- на- за- пишется буква – о, а с приставками: из- до- с- пишется буква – а.
  • — Как проверить верно ли ваше предположение?
  • Рубрика « Тайна языка», уч. стр. 68

IV. Первичное закрепление нового знания.

  • 1.Выполнение упражнения под руководством учителя.
  • (Проговаривается правило)
  • Издавна, сначала, дочерна, затемно, задолго.
  • 2.Уч. стр. 68 Упр. 1.
  • Работа в паре. От чего зависит правописание гласных О А на конце наречий.
  • ( Выделите приставки)
  • — Проверка по эталону на доске
  • изредка запросто
  • засветло начерно
  • досыта вправо
  • заново снова
  • 3.Уч. стр. 68 Упр. 2 (дополнительно)
  • ( Записываем, продолжая столбики)
  • Затемно, издавна, сначала, досыта, задолго, дочерна, запросто
  • 4.Уч. стр. 68 Упр. 3
  • Насухо, досуха, дочиста, начисто, слева, налево, справа, направо
  • — Самооценка. Оцените свою работу:
  • Кто не допустил ошибок, поставьте «+» (на полях)
  • Кто немного сомневался, « — / +»
  • Кто допустил ошибки « ? » (нужно ещё потренироваться)

Влево наклонись, вправо наклонись,
Вниз опустись – вверх поднимись,
А теперь чуть-чуть попрыгай:
Влево, вправо повернись
И тихонечко садись.

— Назовите наречия, которые помогли вам отдохнуть.

VI. Закрепление нового материала.

— Прочитать отрывок из стихотворения «Точный адрес».

Мы живем недалеко.
Нас найти совсем легко.
Сперва направо вы пойдете,
Потом налево повернете,
И прямо тут же за углом
Семиэтажный будет дом.
Но только мы живем не в нем:
(И. Иртеньев)

— Выписать наречия, объяснить орфограммы.

(недалеко, легко, сперва, направо, налево, прямо,)

— Представьте себе: вы приглашаете к себе в гости друзей. Запишите 2-3 предложения, объясняя им, как найти ваш дом. Кроме наречий, которые встречаются в стихотворении И. Иртеньева, можете использовать следующие: справ-, слев-, рядом, напротив, поблизости, впереди, сначал-. Постарайтесь точнее передать адрес. М Горький писал о наречии: «Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной. образной, выразительной»

VII. Самостоятельная работа.

— Проговорите пропущенные орфограммы и запишите текст:

В лесу еще свеж… и сыр… от утренней росы. Мокрые ветки то слев…, то справ… ложатся на плечи. Снача… нужно повернуть направ…, и через двадцать шагов будет родник. Но нужн… быть внимательным: здесь водятся гадюки. Правда, людей они не трогают, боятся. Но ногой лучш… на неё не наступать. Интереснее издалек… наблюдать, как изредк… поглядывает на тебя серо-зелёная гадючка. Угрожающ… прошипит что-то на своём гадючьем языке и быстр: скроется в зарослях.

VIII. Рефлексия учебной деятельности.

Наш урок подошёл к концу.

— С каким орфографическим правилом вы сегодня на уроке познакомились?

— Какой вывод вы сделали?

— Где можно использовать эти знания?

— Выполните тестовые задания, проверьте правильность выполнения по эталону.

1. Укажите ряд, в котором во всех наречиях на месте пропусков пишется буква «а»

а) занов…, насух…
б) досыта, слева
в) справ…, влев…
г) издалек…, запрост…

2. Укажите ряд, в котором во всех наречиях на месте пропусков пишется буква «о»

а) задолг…, сначал…
б) начерн…, дочист…
в) засветло, направо
г) издавн…, слев…

3. Укажите ряд, в котором во всех наречиях на месте пропусков пишется буква «о»

а) изредк…, начист…
б) ещ…, дотл…
в) свежо, задолго
г) горяч…, снов…

Проверка по эталону.
Самооценка.

А сейчас узнаем не зря ли мы провели время на уроке.

— Вам, ребята, предлагается выразить ваше отношение к уроку…

На уроке мне было… ,
потому что….

хорошо, ужасно, интересно, скучно, страшно, сначала,

сегодня, правильно, когда-нибудь, навечно, навсегда, отлично, бесполезно

Тема урока: «Правописание гласных на конце наречий»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Цель урока:

Формирование навыка правописания гласных на конце наречий.

Задачи:

образовательные:

· Уточнение представления детей о наречии;

· Знакомство с правописанием суффиксов –а и –о в наречиях;

· Усвоение правила написания букв О А на конце наречий с приставками ИЗ-, ДО-, С-, В-, НА-, ЗА-;

· Формирование орфографической зоркости.

развивающие:

· Развитие умения сопоставлять, выделять существенные признаки, по которым можно применять правила правописания гласных на конце наречий, навык самостоятельной работы.

воспитательные:

· Воспитание интереса к родному языку.

Оборудование: Учебник «Русский язык», тетради, ручки, компьютер, экран, мультимедийная презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
konspekt-uroka-po-teme-glasnye-na-kontse-narechiy.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

«Правописание гласных на конце наречий»

Формирование навыка правописания гласных на конце наречий.

  • Уточнение представления детей о наречии;
  • Знакомство с правописанием суффиксов –а и –о в наречиях;
  • Усвоение правила написания букв О А на конце наречий с приставками ИЗ-, ДО-, С-, В-, НА-, ЗА-;
  • Формирование орфографической зоркости.
  • Развитие умения сопоставлять, выделять существенные признаки, по которым можно применять правила правописания гласных на конце наречий, навык самостоятельной работы.
  • Воспитание интереса к родному языку.

Оборудование : Учебник «Русский язык», тетради, ручки, компьютер, экран, мультимедийная презентация.

  1. 1. Орг.момент

С добрым утром начат день,

Первым делом гоним лень.

На уроке не зевать,

Думать, слушать и писать. Слайд 2

Дети готовятся к уроку.

  1. 2.Актуализация опорных знаний

1. Словарная работа. Работа с карточками. Из трёх слов выбрать слово, в котором имеется данная орфограмма. Слайд 3

Удвоенная согласная НН

Оди_адцать две_адцать три_адцать

Удвоенная согласная ЛЛ Слайд 4

Га_ерея э_ектричество ко_ектив

Непроверяемая безударная гласная Е в корне слова Слайд 5

Д_алог б_седа ин_ц_атива

Непроверяемая безударная гласная А в корне слова Слайд 6

_ттенок _ктивный _рнамент

Проверяемая парная согласная Ш в корне слова Слайд 7

Экипа_ пейза_ фини_

2. Обобщение знаний. Слайд 8

— Какую большую тему изучаем?

Сегодня мы раскроем ещё один секрет блока «Правописание».

Повторим некоторые сведения, которые понадобятся для изучения новой темы.

— Что такое наречие? Слайд 9

— Образовать наречия от прилагательных, назвать орфограмму в суффиксе. Слайд 10

— Как образовались эти наречия?

— С помощью, каких суффиксов образуются наречия?

У наречий много секретов, но кое-какие из них вы сможете разгадать и сейчас. Они помогут вам избежать ошибок при письме.

Дети на листочках пишут только правильные ответы:

— Наречие — неизменяемая часть речи, отвечает на вопросы ГДЕ? КОГДА? КУДА? ОТКУДА? обозначает признак действия, признак признака.

быстро (безударная гласная О в суффиксе)

тихо (безударная гласная О в суффиксе)

горячо (ударная гласная О после шипящей Ч в суффиксе)

певуче (безударная гласная О после шипящей Ч в суффиксе)

справа, направо, вправо

— Наречия могут образовываться от прилагательных с помощью приставок и суффиксов.

— Многие наречия образуются от прилагательных с помощью суффиксов -О, -Е.

3. Изучение нового материала.

На экране: слева, докрасна, затемно, издавна, начисто, вправо. Слайд 11

— Прочитайте слова, записанные на доске . К какой части речи относятся эти слова?

— Подумайте, пожалуйста, на какие 2 группы можно разделить эти наречия? Запишите в тетради.

— Объясните своё решение.

— Выделите эти суффиксы в словах.

— Выделите приставки в каждой группе. Что вы заметили?

— Сформулируйте правило написания суффиксов наречий

— Есть два «волшебных» слова: НАВЗАО и ДОСИЗА , которые помогают запомнить, что в наречиях с приставками НА-, В-, ЗА- пишется на конце О, а в наречиях с приставками ДО-, С-, ИЗ- пишется на конце А.

— Обратите внимание, что в данном случае наречие ведёт себя точно так же, как существительное среднего рода с предлогами. Вот и попробуй подставлять вместо наречий проверочное существительное

(например, окно) с тем же предлогом, что и приставка в наречии:

Упражнение 1 учебника стр.62. Вставь суффиксы -а или -о . Подчеркни исключения .

— У одних наречий на конце суффикс -а , а у других – суффикс -о .

(Дети в тетрадях выделяют суффиксы)

— Наречия с суффиксом -а имеют приставки: с- , до- , из- ( ис- ).
– Наречия с суффиксом -о имеют приставки: за- , на- , в- .

— В наречиях, образованных от прилагательных с помощью приставок и суффиксов, после приставок в-, на-, за- пишется суффикс -о, а после приставок с-, из-, до- пишется суффикс -а.

Влево, налево, слева, справа, направо, вправо, досыта. насухо, досуха, запросто, слегка, снова, запросто, изредка, сначала, накрепко, затемно, дословно , задолго , заново, засветло, дочиста, издавна, наглухо .

Влево наклонись, вправо наклонись,
Вниз опустись – вверх поднимись,
А теперь чуть-чуть попрыгай:
Влево, вправо повернись
И тихонечко садись.

Откройте учебник на стр.62. Прочитайте задание к упражнению 2. Это упражнение вы делаете самостоятельно. При выполнении помните о правописании суффиксов -а и -о на конце наречий. Выполняйте задание.

— Один ученик выполняет задание у доски (выписывает только слова, в которых пропущена орфограмма и доказывает правильность своего выбора), а остальные выполняют упражнение в тетрадях.

Проверка: ученик у доски показывает выполнение задания, остальные – проверяют и сравнивают свои работы с его.

6. Творческая работа.

— Прочитать отрывок из стихотворения «Точный адрес». Слайд 16

Мы живем недалеко.
Нас найти совсем легко.
Сперва направо вы пойдете,
Потом налево повернете,
И прямо тут же за углом
Семиэтажный будет дом.
Но только мы живем не в нем:
(И. Иртеньев)

— Выписать наречия, объяснить орфограммы.

— Представьте себе: вы приглашаете к себе в гости друзей. Запишите 2-3 предложения, объясняя им, как найти ваш дом. Кроме наречий, которые встречаются в стихотворении И. Иртеньева, можете использовать следующие: справ-, слев-, рядом, напротив, поблизости, впереди, сначал-

План-конспект урока русского языка в 5-м классе. Тема: «Правописание гласных на конце наречий»

Цели: Обеспечить условия для:

  1. закрепления навыка правописания наиболее употребительных наречий с приставками;
  2. усвоения учащимися правила написания суффиксов ô и â на конце наречий с приставками;
  3. развития орфографической зоркости и речи учащихся, обогащения их словарного запаса, правильного употребления наречий;
  4. воспитания культуры общения и поведения, умения высказываться самим и умения слушать и слышать других.

Оборудование:

  • Русский язык: Практика.5 класс: пособие для общеобразовательных учреждений/ А.Ю.Купалова, А.П. Еремеева, Г.К.Лидман-Орлова и др.; Под ред.А.Ю.Купаловой.-М.:Дрофа, 2005.
  • записи на доске,
  • орфографический словарь,
  • таблица для тренировки зрения,
  • песочные часы на 1мин. и 5мин.,
  • аудиомагнитофон, аудиокассета «Музыка для релаксации»,
  • книга Александровой «Занимательная грамматика»

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

2. Зрительная гимнастика и пальчиковая гимнастика.

«Быстрое моргание», «Разогретые ладони», упражнение «Пианино»

3. Словарно-лексическая работа.

Книги – корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой груз от поколения к поколению.

— Прочтите записанное на доске высказывание Фрэнсиса Бэкона, английского учёного — философа. Как вы его понимаете? (Дети высказывают свои мнения).

— Найдите орфограммы. (Безударные гласные, в корне и суффиксе, проверяемые и непроверяемые ударением, парные согласные).

— Запишите это высказывание каллиграфически и без ошибок в тетрадь.

— Найдите наречие в этом предложении. Вспомните, что обозначает наречие? На какие вопросы отвечает? Изменяются ли наречия? ( Дети вспоминают материал 4 класса).

4. Постановка темы и цели урока.

— Сегодня на уроке мы закрепим умение писать гласные на конце наречий. (Записи символами на доске).

— А какие гласные мы можем написать на концах наречий? (Суффикс ô, е или â). Как узнать, какой именно суффикс писать? (Предположения детей)

5. Новый материал

1. Вы заметили, как много наречий заканчивается на о и е? Но есть и наречия, оканчивающиеся на –а, а для них существуют свои правила. Разобраться, что писать на конце наречий, поможет рассказ из «Занимательного русского языка» Галины Владимировны Александровой. ( Читаю рассказ детям вслух).

Навзао и досиза

Навзао и досиза! Кричит Витя Захаров, влетая в класс.- Навзао и досиза! Замечательная штука!

Витины друзья-пятиклассники с удивлением смотрят на возбуждённого Витю.

-Что ты там ещё придумал? – спрашивает у него соседка по парте Вера.

— Это не я придумал. В журнале «Миша» я прочитал советы мудреца. Этот мудрец советует заучить два «волшебных» слова – навзао и досиза. Они помогают запомнить, что в наречиях с приставками НА-, В-, ЗА- пишется на конце буква О (навзао), а в наречиях с приставками ДО-, С-, ИЗ- на конце пишется буква А (досиза). Ведь ловко придумано?

— Да, придумано неплохо, — говорит Вера, — да только опоздал ты со своим мудрецом. Нам вчера на занятии кружка учитель сообщил более простой способ проверки гласных на конце наречий. Достаточно взять существительное окно с таким предлогом, как приставка у наречия, и сразу определишь, О или А надо писать в конце, например: налево – на окно, засветло – за окно, издавна – из окна. Видишь, как просто получается?

-Да, этот приём, пожалуй, будет получше, — согласился Витя.

2. Какие способы запоминания наречий предложил Витя? (Показываю записи на плакате) Почему Вера не воспользовалась ими? (Ответы детей)

6. Закрепление.

  1. Работа по карточкам. Ребята образовывают наречия при помощи приставок и дописывают суффикс -а или –о, применяя приёмы проверки. Работа в парах.

— Читайте по одному слову от пары. Договоримся не повторять одни и те же слова. Сначала читаем слова с суффиксом ô,

нáчистозáпростозáсветло
нáчернонáправозáтемно
впрáвонадóлгозáново
задóлгонáново

Все ли слова прочитали? Слово наново употребляется не в литературном языке, а в разговорном стиле. Как вы это понимаете? (Объясняют, как понимают, так как стили речи ещё не изучены).

Слова с суффиксом â

спростá (разг. стиль)дочернá
снóваúзредка
дóсытадосветлá
дотемнá

7. Физминутка. Пальминг. (Звучит негромкая, спокойная музыка)

Ставим ладошки на уровне груди, растираем их друг о друга, складываем лодочкой. Глядя в лодочку, скажем глазам добрые слова, скажем им «спасибо» за то, что они хорошо работают, помогают нам. Закрываем глаза, накладываем на них лодочку и немного посидим в таком положении. Опускаем руки, а глаза не открываем. Представьте, что вы находитесь посреди пшеничного поля. Веет лёгкий тёплый ветерок и золотые колосья покачиваются от него, шепчут свою песенку. Вы видите каждое зернышко в колоске. Вдруг вы заметили ярко-синий василёк, а на его зелёном листике сидит красная божья коровка. Вот она распустила крылья и полетела вдаль, в голубое небо. И вы видите, как широко – широко простирается поле, как сливается золото с голубизной неба… Откройте глаза.

8. Продолжение работы.

  1. Упражнение 124 6 3 минуты.
  2. Проверка: вставили наречия наскоро, направо, назло, справа, затемно. Объясняется их правописание.
  3. Упражнение 128 6. А здесь может и не быть приставок. Какой суффикс будете писать? (-о).От каких прилагательных образуются наречия? Помните об этом, чтобы не получилось слов колбасно, конфетно, тетрадно и т.д.
  4. Проверка.

9. Итог урока.

  1. От чего зависит написание букв ô и â в конце наречий?
  2. В наречиях с какими приставками пишется суффикс ô? â? Как себя проверить? От каких прилагательных образуются наречия? При помощи суффикса â? ô? Какие способы проверки написания наречий вы запомнили? Какой использовали сегодня на уроке? А если ни один из этих способов не поможет? (Нужно посмотреть в орфографическом словаре)

10. Домашнее задание

Стр.46, упр.131 (записать загадку, разгадать её, указать наречия) или 132 ( составить словарный диктант из наречий с суффиксами –о и –а) по выбору.


источники:

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2019/01/31/tema-uroka-pravopisanie-glasnyh-na-kontse-narechiy

http://urok.1sept.ru/articles/562675