Конспект урока правописание гласных приставках

«Правописание гласных и согласных в приставках».
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме: «Правописание гласных и согласных в приставках»

Скачать:

ВложениеРазмер
pravopisanie_glasnyh_i_soglasnyh_v_pristavkah.doc61.5 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5 классе по теме: «Правописание гласных и согласных в приставках».

Цели : дать понятие о неизменяемых и изменяемых приставках; учить обнаруживать орфограммы в приставках, проверять гласные и согласные в приставках; формировать мотивацию к познавательной деятельности.

Планируемые результаты : учащиеся научаться различать изменяемые и неизменяемые приставки; находить и проверять орфограммы в приставках; применять правила написания гласных и согласных в приставках.

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.
  1. Назовите слова из домашнего упражнения 432, которые в составе имеют:
  1. ∩^□: трактористы, синеватая, сарафанчике, шерстяным
  2. ¬∩□: привозим, вносишь, уходит
  3. ¬∩^□: сварщик, безлунная
  4. ∩^^□: парашютистка
  5. ∩□ : тихая
  1. Самостоятельная работа.

Морфемный анализ слова:

Радость, перевозчик, вносишь, подбежать, синеватый, пришкольный.

(дети сверяют с эталоном – запись на доске)

  1. Самоопределение к деятельности.

(Играют три команды по рядам: 1- приставка, 2 – корень, 3 суффикс)

  1. Запишите любое слово, обозначив ту часть слова, с которой работает команда.

Обозначьте в словах приставки.

Ситуация: что мы знаем о правописании данных приставок?

(Данные приставки неизменяемые)

Нам известно, что многие гласные и согласные в корнях слов можно проверить, поставив их в сильные позиции: гласные – под ударение, согласные – перед гласными или сонорными согласными.

Можно ли проверить правописание приставок? Все зависит от того, изменяемые приставки или неизменяемые. Большинство приставок, кроме приставок на –з, -с и приставок пре-, при-, пишутся одинаково независимо от их произношения, и их правописание можно проверить:

Надколоть – надорвать, надрубить;

Подпилить – подождать, поднимать; п`одпол;

Промахнуться пр`омах и т.д.

  1. Чтение теоретического материала учебника (п. 82, стр.28)

Обратим внимание на приставку с- . Перед звонким согласным слышится [з], перед глухим — [с]. Вспомним, что по законам русской фонетики последующий звук влияет на предыдущий. Это касается парных согласных по звонкости/ глухости и твердости/ мягкости. Сонорные же не меняют качества предыдущего звонкого или глухого согласного звука, поэтому проверить правописание лучше всего именно сонорным согласным.

Одинаковое написание приставок не подразумевает отмены вариантов морфемы: приставки над-, под-, с-, в-, об-, пред-, от- имеют варианты (беглые гласные): надо-, подо-, со-, во-, обо-, предо-, ото- (надорвать, подождать, сорвать, войти, обогнуть, предоставить, отогнать).

  1. Составление таблицы приставок с беглыми гласными (на доске и в тетрадях).

Рассмотрите примеры и решите, в каких случаях употребляются варианты приставок с гласной. ( Гласная на конце приставок появляется, если за ней следуют два согласных )

  1. Закрепление изученного материала.
  1. Упр.433 – комментированное письмо. (выполняют по цепочке)
  1. Упр.435 – выполнение заданий (самостоятельная работа, взаимопроверка)
  1. Выполнение тренировочных упражнений.

Сделать, сгноить, спросить, здание, надписать, отдохнуть, сбить, отбить, подслушать, содействовать, перетянуть, вперед , сохранить, пожнет, согнуть.

  • Как называют явление, когда согласный звук уподобляется последующему, меняясь на звонкий? (озвончение)
  • Приведите примеры слов из словарного диктанта, где в приставке произошло озвончение. (слова с озвончением выделены жирным шрифтом)
  • В каких словах в приставке произошло оглушение? (в подчеркнутых словах)
  • Выборочный диктант
  1. Рифмограмма.

Запомни: З приставки не бывает.

Сбить, сбор, сберечь пиши с приставкой С.

З пишем в тех словах, что корень начинают:

Ни зги, здоровье, здание и здесь !

Ни зги – ничего не видно. О происхождении этого выражения и конкретно слова зга спорят до сих пор. Одни ученые считают, что оно произошло от слова стезя , то есть дорога: так темно, что и дороги не видно. Другие, что зга произошло от згра – искра, то есть на видно искры, света – зги Божьей на видно. Третьи предполагают, что зга образовалось от стега (стегать) – прут, хлыст. То есть на видно даже хлыста в руке, который нужно поднести к глазам. Четвертые утверждают, что зга – это мелкая деталь на колокольчике лошади в упряжи.

Кто из них прав, мы не рассудим, однако точно должны знать, что это слово пишут через букву З.

(По материалам Интернета и этимологических словарей)

  1. Выпишите слова с неизменяемыми приставками.

Я нашел удивительную берестяную трубочку. Когда человек вырежет себе кусок бересты на березе, остальная береста около пореза начинает свертываться в трубочку. Трубочка высыхает.

Сегодня мне захотелось посмотреть, нет ли чего в такой трубочке.

И вот в первой же трубочке я нашел хороший орех. Я с трудом вытолкнул его. Вокруг березы не было орешника.

«Наверное, белка его туда спрятала, делая зимние свои припасы», подумал я.

(по Д. Мамину-Сибиряку)

Записать слова в два столбика:

  1. приставки, не изменяющимися на письме;
  2. без приставок.

Наслаждение, роскошный, заменить, работа, отблеск, вьюга, портфель, покрывало, подберезовик, подушка, доставить, доска, облака, обжарить, доклад, кормить, мудрость, мокрый, вымокнуть.

— Как можно проверить гласные и согласные в приставках?

(Надколоть – над о рвать, над р убить);

Упр. 436 (доп. — В какой пословице есть антонимы? К какой части речи они относятся?)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правописание гласных и согласных в приставках.

Цель урока: Повторить основные правила правописания приставок,совершенствовать орфографические умения, развивать навыки самостоятельной работы; развивать языков.

«Приставучая» морфема// Правописание гласных и согласных в приставках.

Презентация для 5 класса по теме: «Приставучая» морфема// Правописание гласных и согласных в приставках.

Кроссворд «Пробелы в тексте» к уроку русского языка в 5 классе «Правописание гласных и согласных в приставках» (HotPotatoes 6)

Кроссворд «Пробелы» составлен по тексту М. М. Пришвина «Дятел» с использованием программы HotPotatoes 6.

Правописание гласных и согласных в приставках 5 класс

Правописание гласных и согласных в приставках 5 класс
Урок русского языка в 5 классе по теме: «Правописание гласных и согласных в приставках».

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме: «Правописание гласных и согласных в приставках».

Конспект урока русского языка в 4 классе «Правописание гласных и согласных в приставках»

конспект урока по ФГОС, с УУД, учебник 4 кл. по системе Л.В. Занкова.

Конспект урока «Правописание гласных и согласных в приставках»

Тема: Правописание гласных согласных в приставках

формирование орфографического навыка правописания приставок с опорой на знание того, что приставки сохраняют одинаковое написание, независимо от произношения;

тренировка умения образовывать новые слова с помощью приставок;

графическое обозначение их на письме.

развитие самостоятельности получения знания;

развитие мыслительных операций: анализа, наблюдения;

развитие познавательных и творческих способностей.

• воспитательные: воспитание интереса и любви к родному языку, родным традициям

Тип: урок изучения нового материала.

– Здравствуйте, ребята! Мы все любим праздники, уже прошли Новый год, Рождество, а впереди нас ждет еще один из самых любимых праздников.

Просмотр фрагмента мультфильма «Смешарики»

– Вы, конечно, поняли, какой это праздник (масленица)

– Верно. Ребята, а вы можете представить себе масленицу без блинов и сжигания чучела? (нет)

– А почему нет? (это традиция)

2.Введение в тему

– В нашей стране много традиций, много традиций, наверняка, и в ваших семьях. Оказывается, что есть традиции и в языке. Сегодня мы с вами поговорим о традиционных неизменяемых приставках. Откроем тетради, запишем число, классная работа и тему урока «Неизменяемые приставки».

Запись числа, темы

– Как вы считаете, какова цель нашего урока? Что мы сегодня должны сделать? (ответы учеников)

– А помните ли вы, что такое приставка? (ответ)

– Давайте проверим, умеете ли вы находить приставки в словах.

Упражнение 1 слайд 1

На экране деформированный текст.

Прочитай. Найди лишнее слово. Обоснуй свой выбор.

Д…бежать, д…брый, д…ехать;

П…лоска, п…дъезд, п…днять;

Пре…ставить, пре…горье, пре…мет.

– Как вы думаете, можно ли ошибиться в написании этих приставок? Почему? (ответ)

Устная работа по упражнению(объяснение правописания).

Вывод: данные приставки всегда пишутся одинаково.

Чтение правила на стр 28 учебника. Выполнение упр 433.

– Перед вами листочки с предложениями. Ваша задача составить текст из данных предложений, работая в парах.

Проверка текста. Слайд 3

– Наша с вами задача: научиться видеть слова с неизменяемыми приставками. Все приставки, которые вы увидите в тексте, – неизменяемые. Вам необходимо найти слова с неизменяемыми приставками и выписать только приставки.

Главная участница Масленицы — большая соломенная кукла по имени Масленица.

Ее наряжали в платье, на голову повязывали платок, а ноги обували в лапти. Куклу усаживали на сани и везли в гору с песнями…

В сани садился молодой парень, на него навешивали разные погремушки, колокольчики. Перед ним ставили сундук с пирогами, рыбой, яйцами, блинами.

Сани под смех и шутки односельчан проезжали по всей деревне, а потом отправлялись в соседнее село.

Веселье продолжалось до вечера, а в конце праздника сжигали чучело–Масленицу.

По одному предложению читают, находят слова с приставками, выписывают приставки.

По-, у-, на-, про-, от-, с-

– С каждой из приставок составить по три слова: 1 существит., 1 прилагательное и 1 глагол.

1 вариант: приставка по-

2 вариант: приставка у-

3 вариант: приставка на-

4 вариант: приставка про-

5 вариант: приставка от-

6 вариант: приставка с-

– Но прежде чем приступить к работе, давайте вспомним, на какие вопросы отвечает имя существительное? (имя прилагательное? Глагол?) Опрос детей

Вы, наверное, устали. Проведем зарядку.

Встали. выпрямили спину. Повернули голову вправо, потом влево. Опустили голову вниз, потом откинули назад. Вытянули руки вперед, подняли вверх, опустили. Повернулись друг к другу и улыбнулись.

— Догадались, ребята, почему именно эти слова взяты для зарядки?

Упражнение 4. Слайд 4

– Вашему вниманию представлены слова в транскрипции. Ваша задача расшифровать фонетическую запись, соблюдая законы орфографии.

Сбрить, здание, здоровье, сдать, здесь.

– Почему произносим одинаково, а пишем по-разному. Почему несоответствие транскрипции и написания? (происходит озвончение)

– Это одна из самых сложных орфограмм. Как бы звонко не звучала приставка с- перед звонкими согласными, будем помнить, что это традиционная неизменяемая приставка и пишется она всегда одинаково. Слова здесь, здание, здоровье не противоречат правилу правописания приставки с-, а просто не относятся к этому правилу.

— Давайте проверим насколько хорошо вы усвоили материал урока и проведем небольшую проверочною работу. Я буду диктовать вам слова, ваша задача записать только приставки. Если в диктуемом слове нет приставки – ставьте прочерк.

Слова для диктанта: Подпилить, влить, оборвать, здание, надписать, собрать, сдать, здесь.

– Обменяйтесь листочками и проверьте правильность выполнения по образцу на доске.

– У кого нет ошибок? Одна? две? Посмотрите, какие вы молодцы, большинство выполнили работу на отлично. И пусть это будет вашей традицией: на каждом уроке получать лишь отлично.

— Наш урок подходит к концу:

1.Что вы повторили на уроке?

-Спасибо за работу. Урок окончен. Можете быть свободны.

Домашнее задание: Придумать небольшой текст о семейных традициях, употребив слова с неизменяемыми приставками. Упр. 434*

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

  • Борисова Алина АнатольевнаНаписать 1008 21.03.2016

Номер материала: ДВ-544850

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    21.03.2016 1239
    21.03.2016 4493
    21.03.2016 813
    21.03.2016 13612
    21.03.2016 1097
    21.03.2016 370
    21.03.2016 384

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

В России объявлены нерабочие дни с 30 октября по 7 ноября

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах

Время чтения: 1 минута

Минобрнауки намерено ввести углубленное изучение климата в вузах

Время чтения: 1 минута

В России появился стандарт сбора цифрового следа в образовании

Время чтения: 2 минуты

В Госдуме предложили установить предельно допустимые цены за обучение в вузах

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Конспект урока «Правописание гласных в приставках»

На уроке учащиеся обобщат знания детей о приставке как части слова, её словообразовательной роли и написании.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока «Правописание гласных в приставках»»

Конспект урока русского языка в 3 В классе.

Учитель: Спиридонова Наталья Викторовна

Тема урока. Правописание гласных в приставках (закрепление)

Цель: обобщить знания детей о приставке как части слова, её словообразовательной роли и написании.

Познавательные: повторить знания учащихся о приставке и её роли в слове; углубить представление о данной морфеме через наблюдение за словами с разными значениями действий

Практические: определить уровень сформированности умений видеть приставки в существительных и глаголах, определять их значение; совершенствовать умение толковать значение слов, образованных с помощью приставок; учить выделять приставку в слове.

Общепредметные: воспитывать внимание к слову в процессе чтения текста; дифференцировать задания с учётом темпов усвоения учащимися сведений по морфемике, словообразованию; учить переключать внимание посредством смены видов деятельности.

Воспитательные: воспитывать интерес к русскому языку, чувство коллективизма и индивидуальности уч-ся, взаимопомощи.

Литература: учебник русского языка 3 класса четырёхлетней нач. шк:. В 2ч. Часть 2/Л.Я. Желтовская,- 2-е изд., дораб. – М.:АСТ: Астрель, 2013. – 142; программа, методические рекомендации, тематическое планирование / Л.Я. Желтовская — М:АСТ: Астрель, 2015 – 94.

Оборудование: компьютер, проектор, листы самооценки, тетради, учебник русского языка, сигнальные карточки


источники:

http://infourok.ru/konspekt-uroka-pravopisanie-glasnih-i-soglasnih-v-pristavkah-971209.html

http://multiurok.ru/index.php/files/konspekt-uroka-pravopisanie-glasnykh-v-pristavkakh.html