Конспект урока правописание гласных в корне слова

Конспект урока русского языка на тему «Правописание безударных гласных в корне слова.» 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Педагогическая цель: Создать условия для актуализации знаний учащихся о способах проверки безударной гласной в корне слова;
Методы урока: наглядно-индивидуальный, словесно-дедуктивный,, практически-индивидуальный, проблемно-диалогический.бствовать развитию умения находить безударную гласную в корне слова.

Скачать:

ВложениеРазмер
moy_ot_urok.docx37.08 КБ

Предварительный просмотр:

Ф.И.О. педагога: Измайлова Равиля Фатеховна

Номинация: предметный урок в начальной школе

Предмет: русский язык

Тип урока: Решение учебной задачи

Тема. Правописание безударных гласных в корне слова.

Педагогическая цель: Создать условия для актуализации знаний учащихся о способах проверки безударной гласной в корне слова;
способствовать развитию умения находить безударную гласную в корне слова.

Образовательная: Отрабатывать умение подбирать проверочные слова для слов с безударными гласными в корне, развивать творческое мышление

Развивающая: Развивать умения выдвигать предположения, сравнивать, обобщать,

использовать в работе полученные знания.

Воспитательная: Воспитывать уважение друг к другу, интерес к изучению русского языка.

-способствовать сохранению здоровья ребенка через проведение динамической паузы и создание санитарно-гигиенических условий.

Предметные: Овладевают изучаемыми нормами русского языка,

основами грамотного письма; подбирают однокоренные
слова и формы одного и того же слова с целью проверки написания слова; решать учебные и практические задачи – правильно писать безударные гласные в корне слова

Личностные: формировать мотивацию к обучению, целенаправленной познавательной деятельности

Регулятивные УУД : овладевают способами решения учебной задачи, выбирают один из них для решения учебной
задачи, учитывают правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения ,формировать умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

Познавательные УУД: уметь анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков, обработка информации, установление аналогий.

Коммуникативные УУД: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.

Оборудование: .ЭОРы, презентация, карточки, алгоритмы ,схемы.

Методы урока: наглядно-индивидуальный, словесно-дедуктивный,, практически-индивидуальный, проблемно-диалогический.

I. Мотивирование к учебной
деятельности
(организационный момент)

— Сегодня у нас много гостей, как гостеприимные хозяева, вначале окажем им внимание.
II. Приветствие гостей.

Мы рады приветствовать вас в классе нашем

Возможно, есть классы и лучше и краше.

Но пусть в нашем классе вам будет светло,

Пусть будет уютно и очень легко!

Поручено нам вас сегодня встречать,

Начн ѐ м же урок, не будем зря время терять.

— Спасибо, ребята! Будем надеяться, что настроение у наших гостей улучшилось, и они с удовольствием отдохнут в нашем классе и порадуются нашим успехам.

III. Психологический настрой.

— Садитесь. Я рада видеть вас. Пусть этот день принесёт вам радость общения.

— Сегодня ребята мы побываем в гостях у Мудрой Совы. Она приглашает нас в лес. — Итак, начнём свой путь с Дороги Чистописания.

— Откройте тетради, запишите число, классная работа (слайд 4)

— А сейчас минутка чистописания.

Нос, носовой, носить, переносица

— Скажите, что объединяет эти слова?

— Какое слово лишнее и почему? (слайд 5 )

А теперь красиво каллиграфическим почерком пишем только однокоренные родственные слова.

V. Словарная работа. Вот мы подошли к Озеру Словарных Слов.

— Сова приготовила для вас задание. Запишите под диктовку в тетрадь слова:

М О РОЗ, ЗА Я Ц, УЛ И ЦА, Р А БОТА, СЕВ Е Р, О БЕД. (слайд 5)

Поставьте ударение в каждом слове и подчеркните букву, которую надо запомнить.

-А теперь обменяйтесь тетрадями и проверьте работу своего соседа-одноклассника. (исправления выполнить карандашом)

Теперь оценим вашу работу. Покажите сигнальными карточками: зеленая – не сделал ни одной ошибки, желтая – допустил 1-2 ошибки, красная карточка – говорит о том, что вы не поняли предмет. Поднимите подходящую.

— Как называются слова, которые мы записали? Почему эти слова называются словарными?

VI. Постановка проблемы урока.

— Сова рассказала мне историю, она произошла с её друзьями – Сашей и Денисом. Послушайте её.

«Саша написал своему другу Денису записку : «Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем».

Денис записку прочитал и пообещал прийти. Собрались ребята после уроков.

— Мяч будет, — сказал товарищам Саша – Денис принесёт. Пришёл Денис, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч. Ребята расстроились, что не смогут поиграть в футбол».

— Почему так получилось?

— Какое правило не знал Саша?

— Как правильно записать это слово?

с м…чом – м я ч – с м я чом (слайд 7)

— Исходя из этой проблемы, назовите тему нашего урока?

(Правописание безударной гласной в корне слова.)

— Какую цель мы поставим перед собой?

(учиться писать слова с безударной гласной в корне слова)

VII. Актуализация знаний

Ребята, мы добрались до Долины Безударных Гласных. И вот опять у нас впереди новое испытание

Сколько гласных букв в русском языке ?Назовите их

Сколько гласных звуков?(А, О, И. Ы. У. Э) .

О гласных звуках принято сказать , что они стоят в сильной и слабой позиции .

Звуки , которые в сильной позиции как называются? (Ударные). Они слышатся четко и ясно.

А звуки в слабой позиции? (Безударные). Они слышатся нечетко).

Мы пришли в дом Мудрой Совы, Она спрашивает

-Какие гласные в корне слова надо проверять?

Давайте, выберем какие безударные гласные требуют проверки.

а, и, е, ё, о, у, ы, э, ю, я (А, О, Е. И. Я)

Буквы Ё. Э ,Ю. У, Ы не требуют проверки.

Буква Ё всегда находится ударным в слове, а в выборе остальных буквы не ошибетесь, даже если звуки находятся в безударной позиции.

Экран, пюре, кусты, рыбак

VIII. Усвоение новых знаний (воспроизведение) и способов действий .

— Я вам предлагаю ответить на вопросы: (слайд8)

Что

Где надо проверять?

Мудрая Сова спрашивает: Все ли безударные гласные проверяются ударением? (нет непроверяемые безударные гласные нужно запомнить)

IX. Работа над темой урока

— А теперь, давайте составим алгоритм проверки безударной гласной, которым будем пользоваться в дальнейшем.

— Например, слово ЗИМА

— Сначала прочитаем слово.

— Затем — поставим ударение.

— Далее — выделим корень

— Потом определим безударную гласную.

— И подберём проверочное слово.

 Определи безударную гласную.

 Подбери проверочное слово. (слайд 9)

X. Первичное закрепление.

Мы с вами открыли способ проверки безударной гласной в корне слова, что мы будем теперь делать? (Мы должны потренироваться в выполнении заданий на новый алгоритм)

— Выпо лните в учебниках упражнение 194 (первый абзац) на странице 104 . ( Ученики выполняют данное задание у доски, проговаривая выведенный алгоритм правописания безударной гласной в корне слова) (10 слайд)

(Двор, дворник) дворы, (стрелы, стрелка) стрела, (травы, травка) трава, (холм, холмик) холмы, (жар, жаркий) жара, (свечи, свечка) свеча.

(Пчёлы, пчёлка) пчела, ( гнёзда, гнёздышко) гнездо, ( чиж, чижик) чижи, (дождь, дождик) дожди, (шкаф, шкафчик) шкафы

— Молодцы, ребята! С этим заданием вы тоже справились. И мы продолжаем наше путешествие.

XI. Физкультминутка. (Слайд 11)

— Что-то сова устала. Да и мы тоже. Давайте проведём физкультминутку.

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся, покажем –

Как крылья сложат назад

2. Работа с карточками

— Следующее задание Совы потребует от вас не только знание алгоритма, но и внимания.

— Возьмите свои карточки. На карточках 2тестовых задания. Вам необходимо из четырех представленных ответов, найти правильный. Желаю удачи!

А. В каком варианте допущена ошибка в подборе проверочного слова?

1) тяжелый – тЯжесть 3) столовая — стОлик

2) похвала – хвАлить 4) гостиница – гОсть

В) В каком слове допущена ошибка?

1) морской 3) посодить

2) письмо 4) страна

3.Игра «Четвёртый лишний»

Вы все знаете игру «Третий лишний». Я предлагаю вам сыграть в игру «Четвёртый лишний». Твоя задача – найти лишнее слово, а оставшиеся слова записать так: сначала проверочное, а затем слова, которые надо проверять. .

— водитель, водичка, водный, водяной

— носилки, носик, носит, носильщик (13 слайд)

Сделайте вывод. ( Однокоренные родственные слова имеют не только общий корень, но и общее лексическое значение)

4.Работа в парах. Работа по учебнику. Выборочное списывание. (стр. 125, упр. 196)

А теперь задание посложнее, поэтому будем работать в парах.

Прочитаем задание. Обсудите с соседом по парте значение слов, какие безударные гласные надо вставить в слова и почему.

Перед тем, как подобрать проверочное слово, надо внимательно прочитать слово, понять его смысл в предложении.

Проводится выборочное списывание (по рядам). Проверяем.

Отварить – в а рит Слезал –лез увидал – в и д

Отворить –затв о р Слизал – л и жет увядал – зав я л

. Вывод: Перед тем как подобрать проверочное слово, надо внимательно прочитать слово, понять его смысл в предложении.

Конспект урока «Правописание безударных гласных в корне слова»

Русский язык 2 класс

Тема: «Правописание безударных гласных в корне слова»

Цель урока: Создать условия учащимся для изучения и освоения правила правописания безударных гласных в корне слова .

1) сформировать представление об алгоритме написания безударной гласной;

2) формировать умение самостоятельно применять алгоритм написания безударной гласной в корне слова.

— сформировать умение различать слова с безударными гласными в слове;

— подбирать проверочные слова к словам с безударными гласными;

— составить алгоритм действий при выборе безударной гласной

— расширить словарный запас учащихся

Универсальные учебные действия (УУД)

— осознание алгоритма учебного действия;

— способность к самооценке на основе критерия успешность учебной деятельности

— освоение умения принимать и сохранять учебную цель и задачи;

— планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства её осуществления;

— формирование умения контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя ответственность, проявлять инициативность и самостоятельность;

— вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, высказывать своё предположение.

— освоение умения подбирать проверочные слова к словам с безударной гласной;

— формирование умения использовать логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации, установление аналогий, отнесения к известным понятиям.

— формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем;

— принимать на себя ответственность за результат своих действий;

— наблюдать за действиями партнёра, находить неточности и корректировать их.

Этап мотивации к учебной деятельности.

Сегодняшний урок русского языка мне хочется начать с пословицы.

Каждый день жизни прибавляет нам частичку мудрости.

– Как понимаете значение пословицы?

– Как вы думаете можно ли сразу родиться мудрым?

Сразу родиться мудрым нельзя, потому что для того, чтобы стать мудрым нужно очень много знать, обладать жизненным опытом, стать взрослым, а вы еще молоды, вам предстоит многое узнать и многому научиться.

– К этой пословице мы вернемся в конце урока и выясним, в чем вы стали умнее и мудрее за этот урок.

— Как вы думаете: Что сегодня будет на уроке? Д

– Какие качества вам понадобятся, чтобы на уроке узнать что-то новое, сделать свое маленькое открытие?

— Молодцы! Давайте пожелаем друг другу удачи в открытии новых знаний о написании слов.

3.Знакомство с оценочным листом.

У вас на столах лежат оценочные листы, в которых вы будите оценивать свою работу. Зачем нам это нужно?

— С чего начнем работу на уроке?

(С повторения необходимых знаний)

2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуальных затруднений в пробном действии

— Чему мы учились на прошлом уроке ? (ставить ударение)

— Какова роль ударения в русском языке? (правильное употребление слов, влияет на лексическое значение )

— что значит слабая позиция звука? А сильная позиция звука?

— Ударение удивительная вещь в языке, у него есть еще одна функция и это нам предстоит выяснить.

(На доске записаны буквы: а, о, и, е, я.)

-Ребята, прочитайте, какие буквы записаны на доске.

— Что вы можете о них рассказать?

(Это буквы гласные, образуют слог, могут быть ударными и безударными)

Но это еще не все, они в языке особенные. Почему? Попробуем провести исследование этих букв, а пока запишите их красиво и правильно.

Т . традь, м.рской, п.нал , Р.ссия, зап.вал, з.мля.

— Что общего у всех этих слов? (поставьте ударение, что заметили?)

(Это слова с безударной гласной, )

-на какие группы можно разбить эти слова?

(К первой группе можно отнести слова с непроверяемой безударной гласной словарные слова.)

Ко второй группе можно отнести слова с проверяемой безударной гласной )

Запишите 1 группу «Словарные слова поставьте ударение и подчеркните безударную гласную.

Сверьте с образцом. Оцените свою работу

-Почему они попали в словарик? Д

— перейдем во 2 группу: запишите слова, вставляя букву.

— проверяем по эталону.

— Кто допустил ошибку?

— Почему в этих словах вы допустили ошибки?

( буквы стоят в слабой позиции, звук и буква не совпадают, мы не знаем как правильно их писать что делать..)

-Кто смог вставить пропущенные буквы в слова?

— Кто может доказать каким правилом вы воспользовались?

(Я не могу обосновать свой выбор) Что вам помогло справится с заданием? Д

3.Выявление места и причины затруднения.

-Какое задание вы должны были выполнить?

(Мы должны были вставить пропущенные буквы в слова)

— В чем было наше затруднение?

(Мы не смогли правильно вставить пропущенные буквы в слова; не смогли обосновать каким правилом нужно воспользоваться)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

-Какую цель мы поставим перед собой?

Узнать правило и алгоритм написания безударной гласной в слове.

— Сформулируйте тему урока. (правописание безударных гласных)

5. составление плана действий:

Предлагаю составить план действий над затруднением: Д

Попробовать самим найти выход из затруднения

Сверить наши выводы с учебником.

Учиться применять знания в практических действиях.

6 Реализация построенного проекта.

Предлагаю исследовать слова и выяснить, как ведут себя безударные гласные в словах:

гора – гара врачи –врачи лиса –лиса леса — лиса мячи -мичи

-Поставим ударение. Обратите внимание, какими буквами обозначаются безударные гласные звуки, которые произносятся одинаково.

Д : они могут обозначаться одинаковыми и разными.

— А какие звуки заменяют друг друга в слабой позиции и создают ошибкоопасные места?

Д : а-о е-и и-я (Появляются карточки с этими буквами)

Итак, почему звуки этих букв особенные? Д

— Как разобраться когда какую букву необходимо писать. Что нам поможет?

-Сейчас я предлагаю вам поработать в группах.

Ваша задача найти сообща способ написания безударной гласной в слове .

Алгоритм своих действий попробуйте сформулировать, опираясь на предложенный вам текст.

1. план открытия нового знания;

2. карточку с заданием:

3.Клише для вывода:

1. Безударную гласную надо _________________.

2. Чтобы проверить _______________________ гласную, надо ________________ слово или подобрать ____________________ слово так, чтобы безударный звук стал ___________.

3. Обозначение орфограммы: )

Учитель организует представление результатов.

— Как проверить свое открытие?

(Нужно посмотреть в учебнике) СД диск И.И

-Молодцы! Давайте составим алгоритм действий, чтобы правильно написать безударную гласную в корне. Какой шаг будет первым?

На доске шаги алгоритма в неправильном порядке:

— Измени слово или подбери однокоренное слово так, чтобы безударная гласная стала ударной.

— Напиши слово, вставь букву.

Дети вспоминают свои действия и ставят шаги в нужной последовательности.

— Смогли ли вы преодолеть свое затруднение? (Да)

— Чему вы научились? (Правильно писать безударную гласную в слове)

— Давайте вернемся к нашему пробному действию. Теперь вы сможете правильно вставить пропущенные буквы и обосновать свой ответ?

(Да можем, у нас есть алгоритм проверки — эталон)

— Какой следующий шаг на уроке?

(Научиться применять новый алгоритм)

Физминутка по выбору учащихся.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Дети вставляют нужную букву, обосновывая свой ответ.

2) – Поработаем вместе, применяя наш алгоритм на практике.

На доске четыре слова и у детей на партах карточка №2:

— Два слова разбираем вместе, два слова работа в парах.

— Мы поработали вместе, в парах, повторив, как проверить безударную гласную в слове. Какой следующий шаг нужно сделать?

— С какой целью мы будем работать самостоятельно?

(Чтобы выяснить, могу ли я сам пользоваться данным алгоритмом)

7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

— Теперь самостоятельно выполните следующее задание. Вставьте пропущенные буквы.

Детям предлагается карточка № 3:

Учащиеся самостоятельно выполняют работу с последующей проверкой.

Самопроверка проводится по образцу. Если слово написано верно ставят +, если допущена ошибка знак ?

— У кого возникло затруднение при выполнении задания? В чем причина затруднения?

— Каким алгоритмом вы должны были воспользоваться?

— Сделайте вывод. (Нужно еще потренироваться)

— У кого задание не вызвало затруднения?

— Сделайте вывод. (Я понял алгоритм проверки безударной гласной)

8. Включение в систему знаний.

— Что нужно сделать, чтобы правильно написать безударную гласную в слове?

— Давайте потренируемся в написании безударной гласной в слове.

Учащиеся получают карточку№4. По очереди доказывают написание букв.

Вставьте пропущенные буквы.

И т…чёт себе, т…чёт.

б) В л…су ст…ит тесовый дом, а в нём ж…вёт в…сёлый гном.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

К концу урока вы стали мудрее? Чему вы научились?

Какова была тема урока?

-Какую цель вы перед собой ставили?

(Узнать правило и алгоритм написания безударной гласной в корне слова)

— Удалось ли достичь цели? Докажите.

(Да. Мы знаем, что надо делать, чтобы проверить безударную гласную в корне слова)

— Я предлагаю вам оценить свою работу. Кто доволен своим результатам?

— У кого осталось затруднения? Что необходимо сделать? А надо ещё тренироваться?

Стр 96 правило прочитать. Стр 93 № 141

-Спасибо всем за урок!

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс повышения квалификации

Новые методы и технологии преподавания в начальной школе по ФГОС

  • Ефименко Елена АлександровнаНаписать 2110 06.11.2017

Номер материала: ДБ-831373

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    06.11.2017 902
    06.11.2017 216
    06.11.2017 223
    06.11.2017 185
    06.11.2017 295
    06.11.2017 178
    06.11.2017 207
    06.11.2017 193

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Минобрнауки намерено ввести углубленное изучение климата в вузах

Время чтения: 1 минута

Каникулы для школьников в Орловской области продлят до 15 ноября

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах

Время чтения: 1 минута

В России пройдет конференция «Исследования, улучшающие образование»

Время чтения: 2 минуты

В России объявлены нерабочие дни с 30 октября по 7 ноября

Время чтения: 2 минуты

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Конспект урока «Правописание гласных в корнях слов»

Использование технологии проблемного обучения

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока «Правописание гласных в корнях слов»»

Конспект урока русского языка в 10 классе ( урок повторительно-обобщающий ).

Правописание гласных в корнях слов

— знать условия выбора проверяемых гласных в в корне слова;

— Знать обязательный минимум слов с непроверяемыми безударными гласными;

— знать классификацию чередующихся корней и условия выбора гласных в них4

— Уметь различать проверяемые и чередующиеся гласные в корне слова;

— уметь правильно писать слова с орфограммами в корне;

— воспитывать любовь к родному языку;

— развивать речь, мышление, логику.

Оборудование: презентация, учебник, карточки.

Организационный момент. ( проверка готовности к уроку и приветствие).

Здравствуйте, ребята. Садитесь. Урок русского языка.

Жизнь пронесётся, как одно мгновенье,
Её цени, в ней черпай наслажденье.
Как проведёшь её, так и пройдёт.
Не забывай: она твоё творенье.

2. Возникновение мотивации.

— Сегодняшний урок мне хочется начать с чтения притчи. В ней содержится народная мудрость. Давайте её прочтём..

Путешественник увидел трех рабочих, которые толкали тяжело нагруженные тачки, и спросил каждого, что он делает.

Первый ответил: «Толкаю эту тяжелую тачку, будь она проклята».

Второй сказал: «Зарабатываю на хлеб для своей семьи».

Третий гордо произнес: «Я строю прекрасный храм».

— Расскажите об отношении каждого рабочего к своему труду и о том, как каждый из них чувствует себя в жизни.

(Первый рабочий несчастен, т.к. для него труд – каторга; второй – спокоен, т.к. он трудится ради своей семьи (в его ответе – спокойное достоинство);

третий горд и счастлив, т.к. служит прекрасной цели.)

3. Актуализация знаний.

— Прочитайте эпиграф и подумайте, к чему призывает Омар Хайям

-Каким образом связана притча и высказывание? (без труда в жизни ничего не добиться)

— Всё в жизни зависит от нас, от нашего трудолюбия, от того, как мы достигаем поставленных целей

Я очень надеюсь, что сегодня мы будем работать в полную силу и наш совместный труд принесёт нам новые знания. Тему нашего урока попробуем определить после орфографической работы.

Работать вы будете в индивидуальных рабочих картах, в которых прописаны все этапы нашей работы и критерии оценивания каждого этапа. Подпишите листы. Также на столах находятся карточки, если вы быстро будите выполнять все задания, вы работаете в них, а в конце урока сдаёте вместе с картами.

Запишем небольшой орфографический диктант.

Пленительный, заря , слагаемое, равнина, согрешить, очарование, канонада, загореть, аромат, забирать, касательная, оптимист

Выделите корни, поставьте ударение

4. Определение темы и целей урока.

— Какие орфограммы встретились у нас в тесте?

— Как проверить безударную гласную в корне слова?

— Каково правописание непроверяемых гласных?

— Как верно написать слова с чередующейся гласной в корне?

— Попробуйте определить, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

-Какова наша тема? Запишем ее в тетради. (Правописание гласных в корнях слов).

5. Решение проблемы

— Определим план нашей работы, для этого составьте опорную схему, которая может нам помочь при рассмотрении данной орфограммы?

Безударные гласные в корне

– Можно ли найти общий принцип написания букв в корнях? (вывод делают уч-ся)

6. Безударные гласные корня

-Начнём повторение с безударных проверяемых гласных в корне слова.

-Одной чертой подчеркните слова с проверяемой безударной гласной в корне слова Пленительный (плен), согрешить (грех), очарование (чары)

— Что нужно сделать, чтобы не ошибиться в правописании безударной гласной в корне слова?

Безударные гласные корня проверяются ударением, т.е. в неударяемом слоге пишется та же гласная, что и в соответствующем ударяемом слоге однокоренного слова.

-Закрепим данную орфограмму, выполнив тест

1. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

прил..гать прик..снуться к..ламбур

2.Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

изб..рательный пер..одический предпол..гать

3.Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

забл..стал р..стение скр..пучий

4. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

оз..рило водор..сли зап..раются

5. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

выт..раться р..шение бл..стеть

Проверим тестовую работу. За каждый правильный ответ вы получаете 1 балл. Максимальное количество 5 б. Занесли в шкалу оценок. Мы систематизировали наши знания о правописании проверяемых безударных гласных . НО

7. Непроверяемые безударные гласные корня

В русском языке существует много слов, корневые гласные у которых нельзя проверить ударением. Написание таких слов определяется по орфографическому словарю.
Сюда включаются как исконно русские, так и заимствованные слова. Вот некоторые из них: Абориген, антагонизм, бадминтон, бифштекс, бриолин, вестибюль, винегрет, волынка, диапазон, деликатес, дирижабль, демагог, иждивение, инициатива, кабала, криминология, кобура, макулатура, наваждение, обаяние, оказия, оптимизм, панорама, привилегия, палисадник, смятение, туннель

-Попробуйте проверить безударную гласную в корне слова. Значение всех слов вам понятны

-Запишите 5 слов, значение которых вам непонятны. Домашнее задание: из толкового словаря выписать в свой словарик значение этих слов.

-В нашей работе найдите слова , правописание которых надо запомнить, подчеркните волнистой линией.

8. Корни с чередующимися гласными.

9. Создание проблемной ситуации.

Воспользуйтесь отработанным алгоритмом проверки безударных гласных ударением:

И проверим гласную в корне заря

Отработанный прием не дает результатов: на заданный вопрос получается два ответа. ——Какой же выход найти? (надо знать правило)

— Вспомним правописание корней с чередованием

Оцените свою работу до 5 баллов

-От чего может зависеть правописание корней с чередованием.

— Как появились корни с чередованием в русском языке, расскажет Алина

2. Одни из чередующихся корней возникли в результате влияния старославянского языка (например, корни рос-, ровн- являются русскими, а раст-, равн- старославянскими), другие отражают старое распределение глаголов по видам (глаголы несовершенного вида на -ать имели в корне а, а глаголы совершенного вида на -ить имели в корне о: излагатьизложить). Поскольку в древнерусском языке безударные гласные произносились почти так же, как и ударные (в корне слов росла, уложить, загорать на месте буквы о произносился звук [о], а не [а]), то и проблемы разграничения на письме этих вариантов корней не было. Основное правило об употреблении этих гласных в корне («в безударном слоге пиши ту же букву, которая выступает под ударением») нельзя распространять на правописание чередующихся корней».

Откроем учебник п.20 стр 65 , прочитаем теорию, дополним таблицу корнями с чередованием, которые не встретились в орфографическом диктанте. Работаем в парах, можете обсудить спорные моменты. Слова- исключения также заносим в таблицу.

Выбор гласной зависит от ударения

Выбор гласной зависит от последующих букв и сочетаний букв

Выбор гласной зависит от суффикса А, стоящего за корнем

Выбор гласной зависит от значения корня

-ГОР- — -ГАР-, в безуд. положении О. Искл.: выгарки, изгарь, пригарь.

-ЛАГ- — ЛОЖ-, перед Г – А, перед Ж-О. Искл.: полог.

-БЕР- — БИР-, -ДЕР- — -ДИР,

-ЧЕТ- — -ЧИТ-, в корне пишется И, если за корнем стоит суффикс А. Искл . : сочетать, сочетание.

-МАК- — «погружать в жидкость.

-МОК- — «пропускать жидкость»

— КЛОН- — -КЛАН-, в безуд. положении О.

-РАСТ_ — РАЩ- — РОС-, перед СТ-А, перед Щ-А, перед С-О. Искл.: росток, ростовщик, Ростов, Ростислав, отрасль.

-КОС- — -КАС-, в корне пишется А, если после корня стоит суффикс А.

-РАВН- -«равный, одинаковый, наравне».

-РОВН- — «Ровный, прямой, гладкий».

-ТВОР- — -ТВАР-, в безуд. положении О. Искл. : утварь.

— СКАК- _ -СКОЧ-_, перед К-А, перед Ч-О. Искл.: скачок, скачу.

-ПЛОВ- — только в словах пловец, пловчиха,

-ПЛЫВ-, только в слове плывуны. В остальных слу-чаях пишется А.

-ЗОР- — -ЗАР-, в безуд. положении А. Искл.: зоревать.

Расскажите о правописании корней с чередованием, которые нам сегодня не встречались.

10. Закрепление повторенного материала.

Закрепим данный материал, выполнив графический диктант

Я читаю слова и словосочетания, ваша задача определить слово в котором находится корень с чередующейся гласной и вписать в лист ответа только гласные буквы: а/о, е/и.

замирать от счастья

поравняться с прохожим

10. заниматься в секции

— Возьмите работу соседа. Выполним взаимопроверку. За каждый правильный ответ 1 б – максимально-10 баллов

Отметим получившийся результат в листе самоанализа.

11. Рефлексия учебной деятельности

– Какие затруднения мы испытали? Правописание слов с ошибками, объясните своему соседу.

-Мы обобщили и систематизировали знания о правописании корней. Давайте вернёмся к притче , которую читали в начале урока.

— Найдите слова с орфограммами, которые мы повторили на уроке. Докажите свою точку зрения. Объясните расстановку знаков препинания.

Путешественник увидел трех рабочих, которые толкали тяжело нагруженные тачки, и спросил каждого, что он делает.

Первый ответил: «Толкаю эту тяжелую тачку, будь она проклята».

Третий гордо произнес: «Я строю прекрасный храм».

12 Домашнее задание. Параграф 19-20, упр.104, выучить таблицу, записать из толкового словаря значение 5 слов

— О каких орфограммах мы сегодня говорили на уроке?

— Какими правилами мы пользуемся при выборе гласных в корне?


источники:

http://infourok.ru/konspekt-uroka-pravopisanie-bezudarnih-glasnih-v-korne-slova-2253312.html

http://multiurok.ru/files/konspekt-uroka-pravopisanie-glasnykh-v-korniakh-sl.html