Конспект урока правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных
Урок русского языка в 5 классе «Правописание гласных падежных в окончаниях существительных в единственном числе» план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Конспект урока изучения нового материала. Содержит элементы повторения изученного ранее материала, подводит обучабщихся к самостоятельному выводу по изучакмой теме. Урок сопровождается мультимедийной презентацией.
Скачать:
Вложение
Размер
pravopisanie.doc
46 КБ
Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?
Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.
Бесплатно, онлайн, 40 минут
Предварительный просмотр:
Тема: Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе.
повторить, систематизировать знания учащихся по теме «Склонение имен существительных»;
формировать умение распределять имена существительные по склонениям;
формировать умение правильно писать падежные окончания существительных;
развить внимание и память учащихся;
развить умение анализировать, рассуждать, делать вывод;
воспитать интерес к урокам русского языка, любовь к слову.
Оборудование: презентация по теме урока.
Организационный момент, вступительное слово учителя.
Прозвенел опять звонок,
Начинаем наш урок.
На себя вы посмотрите:
Вы по-разному сидите.
Если сжали кулачок,
Если руки на замок,
Значит, вы напряжены,
Безразличны и скучны.
Кулачки вы разожмите
И ладошки покажите.
Вот теперь готов наш класс.
В добрый путь и в добрый час!
Сегодня мы продолжим наше путешествие по сказочной стране Морфологии и городу Существителенску и вспомним, что такое склонение, будем учиться правильно писать падежные окончания существительных. Тема важная и нужная. Записываем число и тему урока.
Актуализация ранее полученных знаний.
Беседа с классом
Что такое склонение?
Сколько склонений вы знаете?
Каким образом слова объединяются в склонения?
Ответ на последний вопрос можно найти в сказке.
Прослушивание лингвистической сказки.
В городе Существителенске жили-были вельможи Существительные. Они говорили, что им подчиняются все, а они – никому. Но однажды в городе появился богатырь Склонение, который стал наводить там порядок. Королю Морфу это понравилось, и он решил назначить Склонение губернатором города. Склонение смело принялся за дело: Существителенск был разделен на три больших района. Губернатору помогали падежи, окончания и род. В первом районе поселились существительные женского и мужского рода с окончаниями –а, -я; во втором районе – существительные среднего рода с окончаниями –о, -е и существительные мужского рода с нулевым окончанием: в третьем районе – существительные женского рода с нулевым окончанием. Вход в каждый район охраняет слово, которое помогает всем жителям района изменяться одинаково: земля (1 скл.), стол (2 скл.), степь (3 скл.).
Сделайте вывод о том, на каком основании мы относим существительное к тому или иному склонению.
Послушаем продолжение сказки.
После расселения по разным районам существительные живут дружно, но иногда случаются неприятности: порой окончания и падежи проявляют коварство и пытаются запутать бедных жителей города. «Вредные» падежи – родительный, дательный и предложный. Но на помощь всегда приходят «волшебные» слова «земля», «стол», «степь»
Задание: просклонять опорные слова «земля», «стол», «степь». Три ученика выполняют у доски, остальные – в тетради.
Урок-практикум «Правописание гласных Е–И в падежных окончаниях существительных». 5-й класс
Класс: 5
Ключевые слова: гласные Е-И в падежных окончаниях существительных
Презентация к уроку
Загрузить презентацию (921 кБ)
Цели урока:
образовательная: закрепить навык написания гласных Е–И в падежных окончаниях существительных в единственном числе, продолжить совершенствовать навык определять окончания существительных на -ий, -ия, -ие в единственном числе;
развивающая: развивать познавательные интересы учащихся; продолжить развивать навык анализа языкового материала, обобщать, делать выводы;
воспитательная: продолжить формирование коммуникативных навыков и навыков словесного оценивания.
Методы работы: словесный, наглядный, практический, метод самостоятельной работы, метод контроля, взаимоконтроля и самоконтроля (обратная связь).
Тип урока: урок-практикум.
Формы организации учебной деятельности учащихся: общеклассная, фронтальная, дифференцированная, парная.
Учебно-методическое обеспечение:
учебник: русский язык. 5 класс. Ладыженская Т.А. и др. Программа: М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского (Программно-методические материалы: Русский язык 5-9 класс/ Сост. Л.И.Рыбченкова. – М.: Дрофа, 2010.
Время реализации урока: 45 минут.
Необходимое оборудование и материалы для урока — мультимедийный проектор и экран, сигнальные карточки, перфокарты.
План проведения урока (занятия):
Этапы урока
Временная реализация
Формулировка темы через проблемную ситуацию, постановка целей урока.
Дифференцированное задание по группам.
Работа с сигнальными карточками.
Давайте отдохнем. Загадки.
Заключительное слово учителя. Домашнее задание.
Ход урока
I. Организационный момент
1. Приветствие класса.
— Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста. Сегодня мы с вами приветствуем не только друг друга, но и наших гостей.
2. Эмоциональная разминка.
Я предлагаю девизом нашего урока сделать слова «Всё в наших руках». Ведь от нашей совместной работы зависит результат всего урока. (слайд ….)
3. Зарядка для успешности.
Пожелайте себе успехов и скажите: «Я буду внимательным! Буду думать, думать, думать! Буду сосредоточенно размышлять! Буду догадлив, старателен!»
4. Формулировка темы, определение целей урока.
5. Создание проблемной ситуации.
В преддверии предстоящего праздника 8 Марта можно представить такую ситуацию: вы пришли домой и увидели на столе большой красивый пакет с запиской «Подарок бабушки», а может, «Подарок бабушке»?
Прокомментируйте смысл записки в зависимости от выбора гласной в окончании.
Какое же окончание нужно написать в слове бабушк. Что для этого нужно сделать? (Нужно определить склонение и падеж слова, вспомнить какое окончание пишется в данном случае. Если подарок кому бабушке — 1 склонение, дательный падеж, значит пишем букву Е; если подарок от кого бабушки — 1 склонение, родительный падеж, значит пишем букву И).
От выбора гласной в окончании существительного может измениться смысл высказывания. Значит, очень важно правильно выбрать гласную в падежных окончаниях существительных.
6. Формулировка темы урока.
Какой же будет тема нашего урока? О чем пойдет разговор?
Тема сегодняшнего урока «Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе» (записывают тему в тетрадь). (слайд)
— КАКОВА ЦЕЛЬ урока? Чему вы сегодня должны научиться? (Продолжить тренироваться в правописании безударных падежных окончаний имён существительных).
— А как вы думаете, а для чего нам необходимо продолжить работу над этой орфограммой?
— Что мы должны уметь. (На практике применять свои знания).
Учитель. Нам действительно сегодня нам предстоит обобщить и закрепить знания о склонении существительных и закрепить навык выбора гласных Е – И в окончаниях имён существительных в единственном числе. (слайд)
Итак, цель вы определили для себя сами, в конце урока проверим: достигли ли вы поставленных целей.
Отрабатывать навык правильного выбора гласной Е или И в падежных окончаниях существительных мы будем на разнообразном материале. В процессе работы с текстом, выполняя занимательные задания; работая в парах…… Вы узнаете интересное о лексическом значении слов и как состав слова помогает узнать лексическое значение слова.
III.Этап обобщения и систематизации знаний
Переходим к основному этапу работы.
Что нужно знать, чтобы определить, какая буква пишется в окончании имени существительного? (Склонение и падеж существительного).
Для чего нужно уметь определять склонение и падеж? (Чтобы правильно писать безударные окончания существительных.)
Какие особые группы существительных мы узнали? (Существительные на -ия, -ие, -ий).
В чём их особенность? (Окончание — И в предложном и дательном падежах).
Нам необходимо повторить правила выбора орфограммы в падежных окончаниях существительных единственного числа.
Вспомните алгоритм, т.е. последовательность действий для правильного выбора гласных Е или И в падежных окончаниях существительных.
В процессе ответов – слайды! Полный слайд
Алгоритм рассуждения по выбору гласной в окончании
А) поставить существительное в именительный падеж;
Б) определить склонение существительного;
В) поставить вопрос к существительному и определить падеж;
Г) вспомнить падежное окончание существительного.
— Хорошо ли вы помните, какие гласные пишутся в падежных окончаниях существительных разных склонений?
IV. Грамматическая задача
Для закрепления навыка рассуждения по выбору гласной в окончании существительного решим грамматическую задачу.
Объясните различие в написании окончаний существительных
Быть на площадкЕ и на площадИ;
нежиться в кроваткЕ и в кроватИ;
ошибка в тетрадкЕ и тетрадИ;
подойти к МарьЕ и к МариИ.
V. Комплексный анализ текста
Мы продолжаем формировать навык работы с текстом.
1. Выразительное ЧТЕНИЕ ТЕКСТА (учащийся)
2. Дополнительные задания
Озаглавьте текст.
Определите его основную мысль.
Определите тип речи текста.
Почему автор считает, что любопытство уродливо, а любознательность – достоинство?
(Чтобы ответить на этот вопрос, нужно различать значения слов любопытство и любознательность).
Как состав слов любопытство и любознательность помогает различить их смысл?
Какое из этих слов характеризует человека положительно. А какое отрицательно?
3. Чтение задания
Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и объясняя орфограммы. На партах перед учениками лежат листочки с этим текстом. О любопытств… сорок знает каждый. Человек же с его интересом к познанию жизн… более склонен к любознательност…. Первое уродливо. Второе заст…вляет бит..ся мысль, уча(?)ствует в формировани… личност….
VI. Физкультминутка
V. «Ошибка, я тебя вижу!». Работа в парах
Исправить ошибки в тексте
— Где очки у тети Вале? У нее очки пропали! Ищет бедная старушка на подушке, на кадушке, в духовки, в кладовке, в старом лукошки, в миски у кошке. Искала и в беседке, спросила у соседки…, а они на самом деле у нее на лбу сидели!
Ученики читают только те, в которых есть ошибки.
Работа с ними поможет вам закрепить навык выбора гласной в падежных окончаниях существительных.
Туристы расположились в палаткЕ (1 скл; П.п) около берёзовой рощИ (1 скл; Р.п) .
Перед вами лежат карточки-задания. Работа с ними поможет вам закрепить навык выбора гласной в падежных окончаниях существительных.
(самопроверка)
поднимите руку, кто выполнил работу без ошибок, кто допустил 1 ошибку.
Проверка (Слайд)
1) В строчках есть «лишнее» слово? а) О дорог…, о стран…, около речк…, о ноч… б) На почт…, на остановк…, на крыш…, около дорог… в) В санатори…, о восстани…, о заведени…, на опушк…
Раскройте скобки, поставив существительные в нужном падеже:
писать (к кому?) к… Наталья, Наталия, Юлия, Гриша, Григорий.
Работа с сигнальными карточками. Е или И?
На лошадк…
На лошад…
О волнени…
На берёз…
В сопротивлени…
По астрономи…
О развлечени…
Об ударени…
Конспект урока по русскому языку в 5 классе на тему: » Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе».
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
27.02.16год. Русский язык. 5 класс.
Тема: «Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе».
Цель: выработать правило правописания безударных падежных окончаний имён существительных.
Задачи: познакомить учащихся со вторым способом определения правописания безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа, развивать логику мышления в работе по алгоритму «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных», развивать орфографическую зоркость, продолжить работу по обогащению словарного запаса детей, развивать умение пользоваться справочной литературой.(Фразеологическим словарём), воспитывать умение работать в группе, навыков работы в паре, воспитывать общечеловеческие качества: уважение, терпение, наблюдение.
Личностные: проявлять познавательный интерес к новым знаниям
Метапредметные: выполнять учебное задание в соответствии с целью, определять значимость речи в общении и обосновывать своё суждение формулировать понятные для партнёра высказывания; согласовывать позиции и находить общее решение.
Предметные: осваивать содержание изучаемой орфограммы и алгоритм её использования. Применять при письме данное орфографическое правило.
Оборудование: карточки для работы в группах, для индивидуальной работы, учебник, ноутбук, проектор, презентация.
Прозвенел звонок веселый,
Он позвал нас на урок.
Все задания сегодня
Выполняться будут в срок.
2. Актуализация знаний учащихся.
-Фронтальная работа с учащимися.
-Прочитайте слова на доске:
1 вариант 2 вариант
По травке Из вишни
-Определите части речи. Найдите и подчеркните безударные гласные, определите, в какой части слова они находятся.
Проверка учащихся у доски.
Вывод: Безударные гласные могут находиться во всех частях слова и необходимо знать правила их написания
-Как написать безударные гласные в суффиксе? В приставке? В корне? В окончании?
-Какая орфограмма была новой для нас?
-Кто сможет сформулировать тему урока?
-Чем являются эти словосочетания?
-Кто из вас сможет объяснить лексическое значение фразеологизмов?
-Если затрудняетесь, где можно посмотреть?
-Какое окончание вы выберете?
-В каком из имён существительных было легко определить окончание? В каком трудно? Почему?
-Какую же букву напишем в окончании «е» или «и»? Почему?
-Вы знаете один из способов проверки безударных окончаний имён существительных?
-Кто из вас знает, как ещё можно определить написание безударных окончаний имени существительного?
-Кто сможет сформулировать задачу урока?
а)Работа в группах.
-Для того чтобы решить эту задачу, необходимо разделиться на три группы.
Каждая группа получает карточку с инструкцией.
Гладить по шерсти.
Объясните их лексические значения (можно пользоваться словарем).
Найдите имена существительные с безударными падежными окончаниями.
Определите у данных существительных род, падеж, число.
Подумайте, почему разные окончания?
Докажите правильность ответа.
Задание для 2 группы.
Промок до нитки.
Гореть на работе .
Объясните их лексические значения (можно пользоваться словарем).
Найдите имена существительные с безударными падежными окончаниями.
Определите у данных существительных род, падеж, число.
Подумайте, почему разные окончания?
Докажите правильность ответа.
Задание для 3 группы.
2.Сравните падежные окончания имен существительных всех трех склонений.
3.Заполните таблицу ( окончания существительных в падежах)
В каких падежах имена существительные имеют одинаковые окончания?
Отчёт первой и второй групп о работе.
-Что надо знать, чтобы верно написать безударное падежное окончание в имени существительном?
-Какие же способы проверки падежных окончаний имён существительных?
-Откройте учебник, страница 113, упражнение 207.
-Сравните наш вывод с выводом учебника.
Вывод: Вы сами смогли сформулировать второй способ определения написания безударных падежных окончаний имён существительных.
Отчёт третьей группы о работе.
-Какое же окончание запишем во фразеологизме «ушки на макушк(е,и)»
Умение – в знани…, знание – в учеб…, учеба – в жизн…, жизнь – в борьбе.
Не в деньгах счастье, а в согласи… .
В хорошем сочетани… каждая буква – золото.
Кошк…– игрушки, мышк… – слезки.
Хорошо птичк… в золотой клетк…, но того лучше на зеленой ветк…
Задание на отметку «3» (Быстров К, Калугин П)
Вставить окончание, определить склонение имени существительного, указать падеж:
Качается на простор…(…), свисает с ветк…(…), на лапах ел…(…), отъехали от площад…(…), слетел с крыш…(…), подошел к кроват…(…), шел по дорог…(…), лежал на скатерт…(…)
Задание на отметки “4 и 5”. (Головко Р, Фофонова Я, Рыбенцев Н, Черников Д, Кравцова Я)
О фильм…, по галере…, без стенк…, на растени…, в путешестви…, без совест…, по традици…, на концерт…, в иллюстраци…, при землетрясени…, у почк…, к почт…, на облак…, по проволок…, в ведомост…, в поговорк…, в пламен…, о тоннел…, на местност…
Мы ходили в лес.
Сколько там чудес!
Посмотрели вправо, влево.
Наклонились и присели.
Заниматься тихо сели.
6.Закрепление материала. (работа в паре по формированию умения и навыка).
а)Работа с презентацией.
б)Будем тренироваться в написании безударных падежных окончаний имён существительных.
Соедини слова левого столбика с фразеологизмами правого столбика
Игра «Получи пять». Учащиеся записывают верные падежные окончания имен существительных в три столбика.
-Соедини непрерывной ломаной линией окончания «е».
-Если у вас получилась «5», то вы молодцы! Если «5» не получилась -будем учиться на протяжении следующих уроков.
-Какая задача стояла перед нами?
-Говорят: «конец — делу венец», и мне хочется верить, что сегодняшний урок не только увлек вас, но и показал как интересно изучать русский язык, как много в нем тайн, как много неожиданного в каждом слове, если в него пристально вглядеться!