Конспект урока правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных

Урок русского языка в 5 классе «Правописание гласных падежных в окончаниях существительных в единственном числе»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Конспект урока изучения нового материала. Содержит элементы повторения изученного ранее материала, подводит обучабщихся к самостоятельному выводу по изучакмой теме. Урок сопровождается мультимедийной презентацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
pravopisanie.doc46 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Тема: Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе.

  • повторить, систематизировать знания учащихся по теме «Склонение имен существительных»;
  • формировать умение распределять имена существительные по склонениям;
  • формировать умение правильно писать падежные окончания существительных;
  • развить внимание и память учащихся;
  • развить умение анализировать, рассуждать, делать вывод;
  • воспитать интерес к урокам русского языка, любовь к слову.

Оборудование: презентация по теме урока.

  1. Организационный момент, вступительное слово учителя.

Прозвенел опять звонок,

Начинаем наш урок.

На себя вы посмотрите:

Вы по-разному сидите.

Если сжали кулачок,

Если руки на замок,

Значит, вы напряжены,

Безразличны и скучны.

Кулачки вы разожмите

И ладошки покажите.

Вот теперь готов наш класс.

В добрый путь и в добрый час!

Сегодня мы продолжим наше путешествие по сказочной стране Морфологии и городу Существителенску и вспомним, что такое склонение, будем учиться правильно писать падежные окончания существительных. Тема важная и нужная. Записываем число и тему урока.

  1. Актуализация ранее полученных знаний.
  1. Беседа с классом
  • Что такое склонение?
  • Сколько склонений вы знаете?
  • Каким образом слова объединяются в склонения?

Ответ на последний вопрос можно найти в сказке.

  1. Прослушивание лингвистической сказки.

В городе Существителенске жили-были вельможи Существительные. Они говорили, что им подчиняются все, а они – никому. Но однажды в городе появился богатырь Склонение, который стал наводить там порядок. Королю Морфу это понравилось, и он решил назначить Склонение губернатором города. Склонение смело принялся за дело: Существителенск был разделен на три больших района. Губернатору помогали падежи, окончания и род. В первом районе поселились существительные женского и мужского рода с окончаниями –а, -я; во втором районе – существительные среднего рода с окончаниями –о, -е и существительные мужского рода с нулевым окончанием: в третьем районе – существительные женского рода с нулевым окончанием. Вход в каждый район охраняет слово, которое помогает всем жителям района изменяться одинаково: земля (1 скл.), стол (2 скл.), степь (3 скл.).

  • Сделайте вывод о том, на каком основании мы относим существительное к тому или иному склонению.

Послушаем продолжение сказки.

После расселения по разным районам существительные живут дружно, но иногда случаются неприятности: порой окончания и падежи проявляют коварство и пытаются запутать бедных жителей города. «Вредные» падежи – родительный, дательный и предложный. Но на помощь всегда приходят «волшебные» слова «земля», «стол», «степь»

  1. Задание: просклонять опорные слова «земля», «стол», «степь». Три ученика выполняют у доски, остальные – в тетради.

Урок-практикум «Правописание гласных Е–И в падежных окончаниях существительных». 5-й класс

Класс: 5

Ключевые слова: гласные Е-И в падежных окончаниях существительных

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (921 кБ)

Цели урока:

  • образовательная: закрепить навык написания гласных Е–И в падежных окончаниях существительных в единственном числе, продолжить совершенствовать навык определять окончания существительных на -ий, -ия, -ие в единственном числе;
  • развивающая: развивать познавательные интересы учащихся; продолжить развивать навык анализа языкового материала, обобщать, делать выводы;
  • воспитательная: продолжить формирование коммуникативных навыков и навыков словесного оценивания.

Методы работы: словесный, наглядный, практический, метод самостоятельной работы, метод контроля, взаимоконтроля и самоконтроля (обратная связь).

Тип урока: урок-практикум.

Формы организации учебной деятельности учащихся: общеклассная, фронтальная, дифференцированная, парная.

Учебно-методическое обеспечение:

  1. учебник: русский язык. 5 класс. Ладыженская Т.А. и др. Программа: М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского (Программно-методические материалы: Русский язык 5-9 класс/ Сост. Л.И.Рыбченкова. – М.: Дрофа, 2010.

Время реализации урока: 45 минут.

Необходимое оборудование и материалы для урока — мультимедийный проектор и экран, сигнальные карточки, перфокарты.

План проведения урока (занятия):

Временная реализация

Формулировка темы через проблемную ситуацию, постановка целей урока.

Дифференцированное задание по группам.

Работа с сигнальными карточками.

Давайте отдохнем. Загадки.

Заключительное слово учителя.
Домашнее задание.

Ход урока

I. Организационный момент

1. Приветствие класса.

— Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста. Сегодня мы с вами приветствуем не только друг друга, но и наших гостей.

2. Эмоциональная разминка.

Я предлагаю девизом нашего урока сделать слова «Всё в наших руках». Ведь от нашей совместной работы зависит результат всего урока. (слайд ….)

3. Зарядка для успешности.

Пожелайте себе успехов и скажите: «Я буду внимательным! Буду думать, думать, думать! Буду сосредоточенно размышлять! Буду догадлив, старателен!»

4. Формулировка темы, определение целей урока.

5. Создание проблемной ситуации.

В преддверии предстоящего праздника 8 Марта можно представить такую ситуацию: вы пришли домой и увидели на столе большой красивый пакет с запиской «Подарок бабушки», а может, «Подарок бабушке»?

Прокомментируйте смысл записки в зависимости от выбора гласной в окончании.

Какое же окончание нужно написать в слове бабушк. Что для этого нужно сделать? (Нужно определить склонение и падеж слова, вспомнить какое окончание пишется в данном случае. Если подарок кому бабушке — 1 склонение, дательный падеж, значит пишем букву Е; если подарок от кого бабушки — 1 склонение, родительный падеж, значит пишем букву И).

От выбора гласной в окончании существительного может измениться смысл высказывания. Значит, очень важно правильно выбрать гласную в падежных окончаниях существительных.

6. Формулировка темы урока.

Какой же будет тема нашего урока? О чем пойдет разговор?

Тема сегодняшнего урока «Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе» (записывают тему в тетрадь). (слайд)

— КАКОВА ЦЕЛЬ урока? Чему вы сегодня должны научиться? (Продолжить тренироваться в правописании безударных падежных окончаний имён существительных).

— А как вы думаете, а для чего нам необходимо продолжить работу над этой орфограммой?

— Что мы должны уметь. (На практике применять свои знания).

Учитель. Нам действительно сегодня нам предстоит обобщить и закрепить знания о склонении существительных и закрепить навык выбора гласных Е – И в окончаниях имён существительных в единственном числе. (слайд)

Итак, цель вы определили для себя сами, в конце урока проверим: достигли ли вы поставленных целей.

  • Отрабатывать навык правильного выбора гласной Е или И в падежных окончаниях существительных мы будем на разнообразном материале. В процессе работы с текстом, выполняя занимательные задания; работая в парах…… Вы узнаете интересное о лексическом значении слов и как состав слова помогает узнать лексическое значение слова.

III. Этап обобщения и систематизации знаний

Переходим к основному этапу работы.

  • Что нужно знать, чтобы определить, какая буква пишется в окончании имени существительного? (Склонение и падеж существительного).
  • Для чего нужно уметь определять склонение и падеж? (Чтобы правильно писать безударные окончания существительных.)
  • Какие особые группы существительных мы узнали? (Существительные на -ия, -ие, -ий).
  • В чём их особенность? (Окончание — И в предложном и дательном падежах).
  • Нам необходимо повторить правила выбора орфограммы в падежных окончаниях существительных единственного числа.

Вспомните алгоритм, т.е. последовательность действий для правильного выбора гласных Е или И в падежных окончаниях существительных.

В процессе ответов – слайды! Полный слайд

Алгоритм рассуждения по выбору гласной в окончании

А) поставить существительное в именительный падеж;

Б) определить склонение существительного;

В) поставить вопрос к существительному и определить падеж;

Г) вспомнить падежное окончание существительного.

— Хорошо ли вы помните, какие гласные пишутся в падежных окончаниях существительных разных склонений?

IV. Грамматическая задача

Для закрепления навыка рассуждения по выбору гласной в окончании существительного решим грамматическую задачу.

Объясните различие в написании окончаний существительных

  • Быть на площадкЕ и на площадИ;
  • нежиться в кроваткЕ и в кроватИ;
  • ошибка в тетрадкЕ и тетрадИ;
  • подойти к МарьЕ и к МариИ.

V. Комплексный анализ текста

Мы продолжаем формировать навык работы с текстом.

1. Выразительное ЧТЕНИЕ ТЕКСТА (учащийся)

2. Дополнительные задания

  • Озаглавьте текст.
  • Определите его основную мысль.
  • Определите тип речи текста.
  • Почему автор считает, что любопытство уродливо, а любознательность – достоинство?

(Чтобы ответить на этот вопрос, нужно различать значения слов любопытство и любознательность).

  • Как состав слов любопытство и любознательность помогает различить их смысл?
  • Какое из этих слов характеризует человека положительно. А какое отрицательно?

3. Чтение задания

Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и объясняя орфограммы. На партах перед учениками лежат листочки с этим текстом.
О любопытств… сорок знает каждый. Человек же с его интересом к познанию жизн… более склонен к любознательност…. Первое уродливо. Второе заст…вляет бит..ся мысль, уча(?)ствует в формировани… личност….

VI. Физкультминутка

V. «Ошибка, я тебя вижу!». Работа в парах

Исправить ошибки в тексте

— Где очки у тети Вале? У нее очки пропали! Ищет бедная старушка на подушке, на кадушке, в духовки, в кладовке, в старом лукошки, в миски у кошке. Искала и в беседке, спросила у соседки…, а они на самом деле у нее на лбу сидели!

Ученики читают только те, в которых есть ошибки.

Работа с ними поможет вам закрепить навык выбора гласной в падежных окончаниях существительных.

Туристы расположились в палаткЕ (1 скл; П.п) около берёзовой рощИ (1 скл; Р.п) .

Перед вами лежат карточки-задания. Работа с ними поможет вам закрепить навык выбора гласной в падежных окончаниях существительных.

(самопроверка)

поднимите руку, кто выполнил работу без ошибок, кто допустил 1 ошибку.

Проверка (Слайд)

1) В строчках есть «лишнее» слово?
а) О дорог…, о стран…, около речк…, о ноч…
б) На почт…, на остановк…, на крыш…, около дорог…
в) В санатори…, о восстани…, о заведени…, на опушк…

Раскройте скобки, поставив существительные в нужном падеже:

писать (к кому?) к… Наталья, Наталия, Юлия, Гриша, Григорий.

Работа с сигнальными карточками. Е или И?

  • На лошадк…
  • На лошад…
  • О волнени…
  • На берёз…
  • В сопротивлени…
  • По астрономи…
  • О развлечени…
  • Об ударени…

Конспект урока по русскому языку в 5 классе на тему: » Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе».

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

27.02.16год. Русский язык. 5 класс.

Тема: «Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе».

Цель: выработать правило правописания безударных падежных окончаний имён существительных.

Задачи: познакомить учащихся со вторым способом определения правописания безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа, развивать логику мышления в работе по алгоритму «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных», развивать орфографическую зоркость, продолжить работу по обогащению словарного запаса детей, развивать умение пользоваться справочной литературой.(Фразеологическим словарём), воспитывать умение работать в группе, навыков работы в паре, воспитывать общечеловеческие качества: уважение, терпение, наблюдение.

Личностные: проявлять познавательный интерес к новым знаниям

Метапредметные: выполнять учебное задание в соответствии с целью, определять значимость речи в общении и обосновывать своё суждение формулировать понятные для партнёра высказывания; согласовывать позиции и находить общее решение.

Предметные: осваивать содержание изучаемой орфограммы и алгоритм её использования. Применять при письме данное орфографическое правило.

Оборудование: карточки для работы в группах, для индивидуальной работы, учебник, ноутбук, проектор, презентация.

Прозвенел звонок веселый,

Он позвал нас на урок.

Все задания сегодня

Выполняться будут в срок.

2. Актуализация знаний учащихся.

-Фронтальная работа с учащимися.

-Прочитайте слова на доске:

1 вариант 2 вариант

По травке Из вишни

-Определите части речи. Найдите и подчеркните безударные гласные, определите, в какой части слова они находятся.

Проверка учащихся у доски.

Вывод: Безударные гласные могут находиться во всех частях слова и необходимо знать правила их написания

-Как написать безударные гласные в суффиксе? В приставке? В корне? В окончании?

-Какая орфограмма была новой для нас?

-Кто сможет сформулировать тему урока?

-Чем являются эти словосочетания?

-Кто из вас сможет объяснить лексическое значение фразеологизмов?

-Если затрудняетесь, где можно посмотреть?

-Какое окончание вы выберете?

-В каком из имён существительных было легко определить окончание? В каком трудно? Почему?

-Какую же букву напишем в окончании «е» или «и»? Почему?

-Вы знаете один из способов проверки безударных окончаний имён существительных?

-Кто из вас знает, как ещё можно определить написание безударных окончаний имени существительного?

-Кто сможет сформулировать задачу урока?

а)Работа в группах.

-Для того чтобы решить эту задачу, необходимо разделиться на три группы.

Каждая группа получает карточку с инструкцией.

Гладить по шерсти.

Объясните их лексические значения (можно пользоваться словарем).

Найдите имена существительные с безударными падежными окончаниями.

Определите у данных существительных род, падеж, число.

Подумайте, почему разные окончания?

Докажите правильность ответа.

Задание для 2 группы.

Промок до нитки.

Гореть на работе .

Объясните их лексические значения (можно пользоваться словарем).

Найдите имена существительные с безударными падежными окончаниями.

Определите у данных существительных род, падеж, число.

Подумайте, почему разные окончания?

Докажите правильность ответа.

Задание для 3 группы.

2.Сравните падежные окончания имен существительных всех трех склонений.

3.Заполните таблицу ( окончания существительных в падежах)

В каких падежах имена существительные имеют одинаковые окончания?

Отчёт первой и второй групп о работе.

-Что надо знать, чтобы верно написать безударное падежное окончание в имени существительном?

-Какие же способы проверки падежных окончаний имён существительных?

-Откройте учебник, страница 113, упражнение 207.

-Сравните наш вывод с выводом учебника.

Вывод: Вы сами смогли сформулировать второй способ определения написания безударных падежных окончаний имён существительных.

Отчёт третьей группы о работе.

-Какое же окончание запишем во фразеологизме «ушки на макушк(е,и)»

б)Работа по учебнику.

Упражнение 535 – комментированное письмо. Фофонов Вадим

Упражнение 540- комментированное письмо. Чуркина Светлана.

Упражнение 542 – комментированное письмо. Вечкилев Николай

в)Работа по карточкам.

Задание на отметку “3”. (Толстухин Н, Щиров С, Сафронийчук Н, Каныгина Д, Макухин С)

Карточка. Вставьте пропущенные буквы.

Умение – в знани…, знание – в учеб…, учеба – в жизн…, жизнь – в борьбе.

Не в деньгах счастье, а в согласи… .

В хорошем сочетани… каждая буква – золото.

Кошк…– игрушки, мышк… – слезки.

Хорошо птичк… в золотой клетк…, но того лучше на зеленой ветк…

Задание на отметку «3» (Быстров К, Калугин П)

Вставить окончание, определить склонение имени существительного, указать падеж:

Качается на простор…(…), свисает с ветк…(…), на лапах ел…(…), отъехали от площад…(…), слетел с крыш…(…), подошел к кроват…(…), шел по дорог…(…), лежал на скатерт…(…)

Задание на отметки “4 и 5”. (Головко Р, Фофонова Я, Рыбенцев Н, Черников Д, Кравцова Я)

Карточка. Вставьте пропущенные буквы, выделите окончания, определите падеж.

О фильм…, по галере…, без стенк…, на растени…, в путешестви…, без совест…, по традици…, на концерт…, в иллюстраци…, при землетрясени…, у почк…, к почт…, на облак…, по проволок…, в ведомост…, в поговорк…, в пламен…, о тоннел…, на местност…

Мы ходили в лес.

Сколько там чудес!

Посмотрели вправо, влево.

Наклонились и присели.

Заниматься тихо сели.

6.Закрепление материала. (работа в паре по формированию умения и навыка).

а)Работа с презентацией.

б)Будем тренироваться в написании безударных падежных окончаний имён существительных.

Соедини слова левого столбика с фразеологизмами правого столбика

Мало Стоять поперек дорог(…)

Не давать свободы Капля в мор(…)

Хвалить Держать на привяз(…)

Вставьте пропущенные окончания. Докажи правильность ответа, указав склонение, падеж.

Игра «Получи пять». Учащиеся записывают верные падежные окончания имен существительных в три столбика.

-Соедини непрерывной ломаной линией окончания «е».

-Если у вас получилась «5», то вы молодцы! Если «5» не получилась -будем учиться на протяжении следующих уроков.

-Какая задача стояла перед нами?

-Говорят: «конец — делу венец», и мне хочется верить, что сегодняшний урок не только увлек вас, но и показал как интересно изучать русский язык, как много в нем тайн, как много неожиданного в каждом слове, если в него пристально вглядеться!


источники:

http://urok.1sept.ru/articles/676359

http://infourok.ru/konspekt-uroka-po-russkomu-yaziku-v-klasse-na-temu-pravopisanie-glasnih-v-padezhnih-okonchaniyah-suschestvitelnih-v-edinstvennom-1653609.html

Этапы урока