Урок русского языка в 5 классе «Правописание гласных падежных в окончаниях существительных в единственном числе»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Конспект урока изучения нового материала. Содержит элементы повторения изученного ранее материала, подводит обучабщихся к самостоятельному выводу по изучакмой теме. Урок сопровождается мультимедийной презентацией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravopisanie.doc | 46 КБ |
Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?
Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.
Бесплатно, онлайн, 40 минут
Предварительный просмотр:
Тема: Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе.
- повторить, систематизировать знания учащихся по теме «Склонение имен существительных»;
- формировать умение распределять имена существительные по склонениям;
- формировать умение правильно писать падежные окончания существительных;
- развить внимание и память учащихся;
- развить умение анализировать, рассуждать, делать вывод;
- воспитать интерес к урокам русского языка, любовь к слову.
Оборудование: презентация по теме урока.
- Организационный момент, вступительное слово учителя.
Прозвенел опять звонок,
Начинаем наш урок.
На себя вы посмотрите:
Вы по-разному сидите.
Если сжали кулачок,
Если руки на замок,
Значит, вы напряжены,
Безразличны и скучны.
Кулачки вы разожмите
И ладошки покажите.
Вот теперь готов наш класс.
В добрый путь и в добрый час!
Сегодня мы продолжим наше путешествие по сказочной стране Морфологии и городу Существителенску и вспомним, что такое склонение, будем учиться правильно писать падежные окончания существительных. Тема важная и нужная. Записываем число и тему урока.
- Актуализация ранее полученных знаний.
- Беседа с классом
- Что такое склонение?
- Сколько склонений вы знаете?
- Каким образом слова объединяются в склонения?
Ответ на последний вопрос можно найти в сказке.
- Прослушивание лингвистической сказки.
В городе Существителенске жили-были вельможи Существительные. Они говорили, что им подчиняются все, а они – никому. Но однажды в городе появился богатырь Склонение, который стал наводить там порядок. Королю Морфу это понравилось, и он решил назначить Склонение губернатором города. Склонение смело принялся за дело: Существителенск был разделен на три больших района. Губернатору помогали падежи, окончания и род. В первом районе поселились существительные женского и мужского рода с окончаниями –а, -я; во втором районе – существительные среднего рода с окончаниями –о, -е и существительные мужского рода с нулевым окончанием: в третьем районе – существительные женского рода с нулевым окончанием. Вход в каждый район охраняет слово, которое помогает всем жителям района изменяться одинаково: земля (1 скл.), стол (2 скл.), степь (3 скл.).
- Сделайте вывод о том, на каком основании мы относим существительное к тому или иному склонению.
Послушаем продолжение сказки.
После расселения по разным районам существительные живут дружно, но иногда случаются неприятности: порой окончания и падежи проявляют коварство и пытаются запутать бедных жителей города. «Вредные» падежи – родительный, дательный и предложный. Но на помощь всегда приходят «волшебные» слова «земля», «стол», «степь»
- Задание: просклонять опорные слова «земля», «стол», «степь». Три ученика выполняют у доски, остальные – в тетради.
Конспект урока правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе 5 кл
5 класс.
Тип урока: урок изучения нового материала
Форма урока: урок-исследование
Цели урока:
1) научить правильному написанию падежных окончаний имён существительных в единственном числе; 2) научить выделять ключевые признаки орфограммы, составлять алгоритм действий и применять его; 3) уметь графически обозначать условия выбора правильных написаний; 4) совершенствовать орфографические навыки учащихся; 5) формировать языковую, лингвистическую, культуроведческую и коммуникативную компетенции; 6) формировать навыки исследовательской и коллективной работы.
Оборудование: компьютер, презентация №9, медиапроектор, экран (интерактивная доска), учебники для 5 класса (авторы: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.).
Ход урока
Организационный момент
Актуализация знаний
— Мы знаем о падежах, склонении. Скажите, можно ли ошибиться в написании падежного окончания существительного? (предполагаемый ответ: можно)
— А какие буквы мы можем спутать?(-е и -и)
— Сегодня мы научимся писать правильно падежные окончания большинства существительных, причём сами найдёте опасные падежи, составите таблицу, а главное, составите алгоритм для правильного написания окончания. А потом мы вместе его проработаем и закрепим.
Тема нашего урока: «Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе» (слайд 1).
Проверка домашнего задания
— Давайте повторим то, что узнали на прошлых уроках. Вставьте пропущенные слова: (слайд 2):
В русском языке … падежей (6)
Изменение слова по падежам называется … (склонением)
При склонении в слове изменяется обычно только …(окончание)
При склонении слова изменяется его … значение (грамматическое значение)
В русском языке … типа склонения (3)
Изучение нового материала
Постановка проблемного вопроса:
— Посмотрите на диалог двух учеников (слайд 3):
— У меня в тетрад и 12 листов.
— А в моей тетрадк е – 24 листа.
— Почему дети написали разные окончания? Как вы думаете, от чего это зависит? (от типа склонения и падежа)
— Сейчас вы займётесь исследованием и выясните, как правильно писать падежные окончания существительных и что для этого нужно знать.
Работа в группах
— Работать будете в группах, поэтому вспомним правила работы:
Внимание! Оцениваются ответы и культура работы группы. Все члены группы получают одинаковую оценку. Учитель может выбрать любого из группы для ответа на любой вопрос. Члены группы могут дополнять ответ. Будь уверен в себе. Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. Ответственность за конечный результат несёт каждый.
Задание № 1: просклоняйте по 2 слова с ударным окончанием каждого типа склонения: луна, земля (1 скл.), конь, окно (2 скл.), печь, степь (3 скл.) (слайд 4).
Задание № 2: в тетради составьте таблицу окончаний (обратите внимание на вариативность – и –ы)
Падеж | 1 скл. | 2 скл. | 3 скл. |
Р.п. | -и (-ы) | — | -и |
Д.п. | -е | — | -и |
П.п. | -е | -е | -и |
Опорные слова | луна, земля | конь, окно | печь, степь |
Проверка – таблица на экране (слайд 5).
Дополнительный вопрос: почему в таблице именно эти падежи?
Какой вывод вы можете сделать: когда пишется в падежных окончаниях -е, а когда -и?
Задание №3: просклоняйте существительные на -ия, -ий, -ие: армия, санаторий, произведение (слайд 6).
Обратите внимание на окончания в родительном, дательном и предложном падежах. Какой вывод вы можете сделать? (слайд 6)
Задание № 4: — составьте алгоритм правильного написания падежного окончания существительного: 1 группа – полный алгоритм, 2 группа – с использованием слов-подсказок, т.е. слов с ударным окончанием (после обсуждения в группе к доске выходят по представителю от каждой группы и записывают 2 варианта алгоритма).
1. поставить слово в н.ф.
2. определить склонение
3. определить падеж
4. по таблице определить окончание
5. написать правильную букву.
1. поставить слово в н.ф.
2. определить склонение
3. подобрать опорное слово
4.поставить опорное слово в тот же падеж
5. написать окончание, как в опорном слове
— Молодцы! Вы настоящие исследователи! А теперь соберем воедино оба составленных алгоритма и получим алгоритм, которым и будем пользоваться сегодня на уроке (слайд 7).
Попробуйте рассказать правило по данному алгоритму.
Первичное закрепление
— упр. 530
Физкультурная минутка
Закрепление материала. Формирование знаний, умений и навыков
— Объяснительный диктант .
Вдоль дороги, около оранжереи, запах полыни, из поездки по Америке, первенство в соревновании, быть на лекции, по тропинке к станции, книги по истории, говорить о воспитании, спустился на парашюте, в огромно здании.
Подведение итогов урока
— Карточка по теме «Правописание гласных в падежных окончаниях существительных» (Приложение 4).
Выставление оценок
-Как вы оцениваете вашу работу в группе?
Домашнее задание (слайд 8)
КАРТОЧКА
по теме «Правописание гласных в падежных окончаниях существительных»
Задание: вставьте пропущенные буквы в окончаниях существительных.
Это лето мы с товарищ .. м провели у моей бабушк .. в деревн .. . Деревня расположилась далеко от станц .. , на берегу узкой, но глубокой речк .. .
По утрам мы бегали к речк.. купаться. Разбежишься и ныряешь с берега прямо в воду. Во все стороны расходятся круги, летят брызги. Утки в испуг.. отплывают в камыш. Здесь они ждут, когда мы перестанем плескаться, возиться в вод.. .
Если на неб.. нет туч, мы ложимся на песок и с наслаждением греемся на солнце. После купан .. залезаем в густые заросл.. малины. Они растут у самой кромк .. воды.
Осенью мы расскажем ребятам о нашем беззаботном отдых .. .
Урок-практикум «Правописание гласных Е–И в падежных окончаниях существительных». 5-й класс
Класс: 5
Ключевые слова: гласные Е-И в падежных окончаниях существительных
Презентация к уроку
Загрузить презентацию (921 кБ)
Цели урока:
- образовательная: закрепить навык написания гласных Е–И в падежных окончаниях существительных в единственном числе, продолжить совершенствовать навык определять окончания существительных на -ий, -ия, -ие в единственном числе;
- развивающая: развивать познавательные интересы учащихся; продолжить развивать навык анализа языкового материала, обобщать, делать выводы;
- воспитательная: продолжить формирование коммуникативных навыков и навыков словесного оценивания.
Методы работы: словесный, наглядный, практический, метод самостоятельной работы, метод контроля, взаимоконтроля и самоконтроля (обратная связь).
Тип урока: урок-практикум.
Формы организации учебной деятельности учащихся: общеклассная, фронтальная, дифференцированная, парная.
Учебно-методическое обеспечение:
- учебник: русский язык. 5 класс. Ладыженская Т.А. и др. Программа: М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского (Программно-методические материалы: Русский язык 5-9 класс/ Сост. Л.И.Рыбченкова. – М.: Дрофа, 2010.
Время реализации урока: 45 минут.
Необходимое оборудование и материалы для урока — мультимедийный проектор и экран, сигнальные карточки, перфокарты.
План проведения урока (занятия):
Этапы урока |