Конспект урока правописание и ы после ц 5 класс

Конспект урока: «Правописание ы – и после ц»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Цель: 1. Обучающая цель: 1)создать условия для знакомства с новым опознавательным признаком – наличием [ц] перед гласным, с правописанием ы – и после ц; 2) учить правильно обозначать орфограмму; 3) повторить правописание о – ё после шипящих в корне слова, безударных гласных корня, окончаний существительных, приставок на з – с, пунктуацию в сложносочиненном предложении; 4) пропедевтически познакомить с правописанием –онн- в прилагательных; 5) расширить лексический запас учащихся.

2. Развивающая цель: содействовать развитию внимания, памяти, логического мышления, умения сравнивать, классифицировать, обобщать; повторить сведения по фонетике, орфоэпии, морфемике, морфологии, орфографии.

3. Воспитывающая цель: вызвать интерес к урокам русского языка.

Оборудование: цветные полоски, сигнальные карточки ы – и; карточки для самопроверки; плакат с алгоритмом, проектор.

Скачать:

ВложениеРазмер
urok_russkogo_yazyka_v_5_klasse.doc60.5 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5 классе

Тема: «Правописание ы – и после ц »

Цель: 1. Обучающая цель: 1)создать условия для знакомства с новым опознавательным признаком – наличием [ц] перед гласным, с правописанием ы – и после ц; 2) учить правильно обозначать орфограмму; 3) повторить правописание о – ё после шипящих в корне слова, безударных гласных корня, окончаний существительных, приставок на з – с, пунктуацию в сложносочиненном предложении; 4) пропедевтически познакомить с правописанием –онн- в прилагательных; 5) расширить лексический запас учащихся.

2. Развивающая цель: содействовать развитию внимания, памяти, логического мышления, умения сравнивать, классифицировать, обобщать; повторить сведения по фонетике, орфоэпии, морфемике, морфологии, орфографии.

3. Воспитывающая цель: вызвать интерес к урокам русского языка.

Оборудование: цветные полоски, сигнальные карточки ы – и; карточки для самопроверки; плакат с алгоритмом, проектор.

Х о д у р о к а.

Звенит звонок веселый,

Зовет нас на урок.

Такой порядок в школе

Не забывай, дружок.

Все у парты ровно встали,

Тихо сели за свой стол,

Психологический настрой на работу

— Ребята, чтобы нам эффективно потрудиться на данном уроке, необходимо настроиться на работу. Закройте глаза. Сейчас я буду говорить вам неоконченные предложения, а вы будете их продолжать.

— На уроке наши глазки внимательно смотрят и все ( видят ).

— Ушки внимательно слушают и все ( слышат ).

— Голова хорошо ( думает).

— Посмотрите на доску. Там написан эпиграф к нашему уроку. Давайте его хором прочтем.

«Не стыдно не знать,

Стыдно не учиться.»

— Как вы понимаете данное высказывание?

— Вы с ним согласны?

— Так давайте сегодняшний наш урок мы проведем под этим девизом.

Перед вами на столах лежат цветные полоски: красная, синяя, зелёная.

Посмотрите на них внимательно и выберите ту, которой соответствует ваше эмоциональное настроение именно сейчас. Красный цвет – вы полны энергии, готовы активно работать. Зелёныё цвет – вы спокойны. Синий цвет – вы испытываете чувство тревоги, беспокойства.

— Итак, не будем терять время и перейдем к работе. Запишем сегодняшнее число, «Классная работа». К доске пойдет один ученик для работы по карточке.

— В каком слове есть согласный глухой непарный, твердый непарный звук

1) щебет, 2) циркуль, 3) живее, 4) чугун (циркуль — [ц]).

— Этот звук особый, он будет сегодня гостем нашего урока.

— В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук:

1) стОляр, 2) красИвее, 3) звОнит, 4) дОговор.

— Укажите слово, соответствующее схеме:

1) переплетчик, 2) загорала, 3) выносливость, 4) пришкольный.

— В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква:

1) изл…жение, предл…жение, изл…гать, сл…гаемое

2) крыж…вник, ш…рох, ш…в, капюш…н

3) выр..сти, отр…сль, зар…сли, выр…щивать

  1. Проверка домашнего задания

Проводится работа аналогичная домашней.

  1. Буквы з – с на конце приставок:
  1. Выделить грамматическую основу, начертить схему предложения

Полил сильный дождь, и земля быстро намокла.

( Самопроверка по ключу, выставление оценок )

  1. Опрос работающего у доски по карточке

К а р т о ч к а

Вставить пропущенные буквы и объяснить правописание.

С…дел на ж…рдочк…, р…сток крыж…вника, ш…рох, ш…пот, ра…ч…тливый, беч…вка, ж…лтый.

Объясняется лексическое значение слов:

Бечёвка – тонкая верёвка.

Бечева – прочная толстая верёвка, канат.

Бечевая тяга ( в старину) – передвижение судна бечевой, которую тянули по берегу люди или лошади.

  1. Изучение нового материала.

Создание проблемной ситуации

— Переходим к изучению новой орфографической темы. Для этого обратимся к материалу для наблюдений и определим тему урока.

Учитель произносит слова (материал для наблюдения на доске пока закрыт):

— Какие звуки слышатся во всех словах? ([цы]).

— А посмотрите как написано (открывается материал для наблюдения).

— Почему? Наша задача разобраться, когда после ц нужно писать ы, а когда – и. Какова же тема нашего урока? Сформулируйте её.

— «Правописание ы – и после ц».

Учитель записывает тему урока на доске, дети – в тетрадях.

Чтобы узнать, когда после ц пишется ы, а когда – и, для этого прослушайте и заполните табличку:

цы ци

— Диктант в стихах. Приготовьтесь писать и будьте внимательны: в диктанте много слов с буквой ц, и вы должны определить, что писать: ци или цы. Готовы? Диктую.

Цыплёнок в цирке выступал,

Играл он на цимбалах,

На мотоцикле разъезжал,

И цифр он знал немало.

Он из цилиндра доставал

Морковь и огурцы

И только он одно не знал,

Где пишут ци и цы.

— Вот так цыплёнок не знал. А вы знаете?

— По правилам грамматики в именах существительных после ц пишется и…

— Кроме трёх случаев, когда пишется ы:

1) в окончаниях слов: синицы, птицы

2) в суффиксе –ын: сестрицын, курицын.

— Значит, и цыплёнок пишется через ы.

— Потому что цыплёнок – курицын сын.

— Цыплёнок, действительно, пишется через ы, но совсем не потому. Просто цыплёнок одно из тех четырёх слов, которые надо запомнить:

Цыган, цыплёнок, цыпочки, цыц (цыкнуть).

Во всех этих словах пишется ы после ц. Запомнили? А чтоб не забыли, я вам расскажу маленькое стихотворение, в которое входят все эти четыре слова

Цыган цыплёнка увидал,

Заиграл на скрипочке,

А цыплёнок услыхал –

Станцевал на цыпочках .

— А где ещё одно слово?

Цыц, ребята, не шуметь,

А то цыган собьётся,

Перестанет скрипка петь, наш урок сорвётся.

— Ну что, цыплята, вам всё понятно?

Прозвучал для вас, ребята,

Наш урок про ци и цы,

Кто не понял, те цыплята,

Кто запомнил, молодцы!

  1. Закрепление изученного
  1. Устный орфографический разбор.

Дети объясняют правописание слов, написанных на доске, пользуясь алгоритмом.

Учитель графически обозначает орфограмму.

Делегация, санкт-петербуржцы, циферблат, птицын хвост, смуглолицый, цыкнуть, репетиция, операционная.

  1. Предупредительное осложненное списывание.

Вставить пропущенные буквы в слова, записанные на доске.

Рац..я, цариц..но зеркальце, афганц. ц..гейка, ц..клон, ц..ганский, мультипликац..ионный фильм, взять под уздц…

Учащиеся по очереди выходят к доске, сначала объясняют правописание каждого слова, пользуясь алгоритмом, потом вставляют пропущенную букву. Все пишут в тетрадях.

(Через проектор учитель высвечивает и объясняет лексическое значение слов: рация, цигейка, циклон.)

  1. Предупредительный распределительный словарно-смысловой диктант.

Узнать слова по лексическому значению и записать в два столбика.

(Перед записью учащиеся показывают сигнальную карточку и – ы)

  1. Точная выдержка из произведения. (Цитата)
  2. Коренной переворот в жизни общества. (Революция)
  3. Встать на кончики пальцев. (На цыпочки)
  4. Род перчаток с отделением только для большого пальца. (Рукавицы)
  5. Человек, наблюдающий за порядком на улице. (Милиционер)
  6. Систематизированное собрание каких-либо предметов. (Коллекция)
  1. Словарная работа (знакомство с новым словом)

Порядок работы со словом:

  1. Учащиеся находят слово в орфографическом словаре.
  2. Слово проговаривается 2 раза орфографически.
  3. Учитель записывает слово на доске.
  4. Учащиеся записывают слово в тетради, подчеркивают орфограммы.
  5. Записывается лексическое значение слова.
  6. Сообщается этимология слова, называются «дальние родственники». (Коллега, коллектив)
  7. Подбираются однокоренные слова. (Коллекционный, коллекционировать, коллекционер)

Посреди площадки в сквере росли акации. В город приехала делегация шахтёров. Циркуль – помощник человека с глубокой древности и до наших дней. Мы давно собирались всей семьёй пойти в цирк.

— Что повторили сегодня?

— Что нового узнали на уроке?

— Какой этап урока показался самым интересным?

— Что было трудно?

* Выберите из карточек ту, которой соответствует ваше эмоциональное настроение именно сейчас.

Урок по русскому языку для 5 класса «Буквы и-ы после ц»

Разработка урока русского языка в 5 классе по учебнику авторы: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова, И.И.Кулибаба, Н.В.Ладыженская

Тема урока «Правописание Ы – И после Ц»

1. Обучающая цель: 1) дать понятие о правописании букв ы-и после ц;

2) формировать умения определять условия выбора гласных ы-и после ц в корнях, в словах на –ция, суффиксах и окончаниях; знать слова-исключения;

3) повторить правописание о – ё после шипящих в корне слова, безударных гласных корня;

4) расширить лексический запас учащихся.

2. Развивающая цель: развивать внимание, память, логическое мышление, умение сравнивать, классифицировать, обобщать.

3. Воспитывающая цель: вызвать интерес к урокам русского языка.

Оборудование: текст стихотворения, дифференцированные карточки, рабочие тетради, ноутбук, компьютерная презентация, карточки

I. Организационный момент

– Здравствуйте, ребята! Садитес ь.

Я рада видеть каждого из вас,

И пусть весна прохладой в окна дышит,

Нам будет здесь уютно,

Друг друга любит, чувствует и слышит.

Сегодня мы продолжим работу, и узнаем к концу урока , кто самый внимательный, находчивый, активный на уроке.

Выполни тест. В каких словах допущена ошибка?

а) жолтый; д) жокей

б) решотка е) шорох

в) чёрный ж) крыжовник

г) жёнглёр з) шопот

Объясни значение слов: жонглёр, жокей.

а) жёлтый; д) чёрточка

б) решётка е) шорох

в) чёрный ж) крыжовник

г) жонглёр з) шёпот

Жокей – профессиональный наездник на скачках, бегах.

Жонглёр – актер цирка, который искусно подбрасывает несколько предметов.

I I I. Объяснение нового материала

– Сегодня мы будем изучать новую орфографическую тему, познакомимся с новым для вас правилом. Обратимся к материалу для наблюдений и определим тему урока. ( Материал для наблюдений на доске пока закрыт).

Делега ция танцы
Цифра львицын
цыплёнок

– Какие звуки слышатся во всех этих словах? Дайте характеристику согласному звуку. (ц) Этот звук сегодня – гость нашего урока. А вот и слово, в котором живёт этот звук. (Открываю материал для наблюдений) Посмотрите, как написано на доске. (Цы и ци)
– Почему же так? Наша задача – разобраться, когда после ц нужно писать Ы, а когда – И. Какова же тема нашего урок? Помогите сформулировать ее.
«Правописание ы-и после ц ».

– Чтобы узнать, когда после ц пишется ы , а когда – и , продолжим наши наблюдения. Прочитайте выразительно стихотворение.

Цыплёнок в цирке выступал,
Играл он на цимбалах,
На мотоцикле разъезжал,
И цифр он знал немало.
Он из цилиндра доставал
Морковь и огурцы
И только одного не знал,
Где пишут ЦИ, где ЦЫ.

– К какому стилю относится этот текст?
– Назовите слова с Ы и И после ц (Цыпленок, цирк, цимбалы, мотоцикл, цифр, огурцы) .
– Цыпленок не знал, где пишутся ЦЫ, где ЦИ. А вы знаете? Сейчас мы и обратимся к правилу на стр. 182 нашего учебника. Прочитайте правило. (Дети читают правило вслух).
– Когда же после Ц пишется Ы, а когда И?
– Запишем в тетради примеры слов, когда пишется Ы:

1) В окончаниях слов: птицы, огурцы, синицы .
2) Второй случай, когда пишется Ы – в суффиксе ЫН: сестрицын, лисицын, волчицын .
3) В корнях слов-исключений пишется Ы: цыган, цыплёнок, цыкнуть, на цыпочках, цыц, цып-цып . Эти слова нужно запомнить.

– А чтобы вы не забыли, я прочитаю вам ещё одно стихотворение, в которое входят все эти слова. Запишите эти слова из стихотворения в тетрадь.

Цыган цыплёнка увидал,
Заиграл на скрипочке,
А цыплёнок услыхал –
Станцевал на цыпочках.

Цыц, ребята, не шуметь,
А то цыган собьётся,
Перестанет скрипка петь,
Наш урок сорвётся.

– Ну что, цыплята, вам всё понятно? (Да)

Прозвучал для вас, ребята,
Наш урок про ЦИ и ЦЫ.
Кто не понял, те цыплята,
Кто запомнил, молодцы!

– Прочитайте слова, которые выписали. (Цыган, цыплёнок, на цыпочках, цыц, цыкнуть (прикрикнуть) .
– Цыган на цыпочках цыплёнку цыкнул «цыц» – формула общеизвестная.
– А когда же пишем после ц И?
– В корнях слов: цирк, цифра и др.
– В словах на — ция : лекция, секция, коллекция и др. Эти слова оканчиваются на -ция, а окончание Я, а ЦИ – входит в состав корня.
Правило, которое мы сегодня изучаем, сложное, правило-инструкция, поэтому нам необходимо составить алгоритм, схему рассуждения (плакат перед учащимися).

Правописание Ы-И после Ц

III. Закрепление изученного. ВСТАВЬ БУКВУ: И или Ы?

Буквы И-Ы после Ц. Русский язык. 5 класс. Конспект урока

Название учебно-методического комплекса или иных пособий издательства «ДРОФА», использованных при подготовке конспекта: Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И.Капинос и др.; под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. -17-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 286.

Класс: 5.

Тип урока: комбинированный

Цели учителя: помочь учащимся усвоить орфограмму «Буквы и-ы после ц», указать, что наличие звука ц является «сигналом» орфограммы; развивать орфографическую зоркость, речевой слух у учащихся. Навыки графического обозначения данной орфограммы; совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки учащихся.

Цели учащихся: научиться распознавать изученную орфограмму в тексте; уметь применять изученное правило на практике.

Задачи:

Познавательные: перерабатывать информацию для получения необходимого результата:

  • выстраивать логическую цепь рассуждений,
  • относить объекты к известным понятиям.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде схемы-опоры.

Коммуникативные: доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной речи,
  • отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее,

Договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща:

  • организовать учебное взаимодействие в группе,
  • ставить вопросы и искать ответы.

Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности: учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.

Личностные:

  • положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения,
  • следование в поведении моральным и этическим нормам.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Повторение. Работа над ошибками

– Комментированное письмо. Ученик работает у доски, проговаривая все орфограммы.

Косит – (косить), разбудить, расписание, слагать, сложить, рожь, мощный, жизнь, ширь, вырасти, выросла, росток, цирк, шов, чёрный, объяснение, семья, съемка.

– Фонетический разбор слова «съемка». Ученик работает у доски.

Съемка – 2 слога.

[с] – согласный, твердый, глухой;

[j’] – согласный, мягкий, звонкий;

[о] – гласный, ударный;

[м] – согласный, твердый, звонкий;

[к] – согласный, твердый, глухой;

[а] – гласный, безударный.

6 букв, 6 звуков.

– Составьте предложение с любым словом. Ученик работает у доски.

Пример: На арене цирка выступали жонглеры.

– Выполните синтаксический разбор данного предложения.


источники:

http://infourok.ru/material.html?mid=60287

http://rosuchebnik.ru/material/bukvy-i-y-posle-c-russkiy-yazyk-5-klass-konspekt-uroka1221/