Конспект урока: «Правописание ы – и после ц»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Цель: 1. Обучающая цель: 1)создать условия для знакомства с новым опознавательным признаком – наличием [ц] перед гласным, с правописанием ы – и после ц; 2) учить правильно обозначать орфограмму; 3) повторить правописание о – ё после шипящих в корне слова, безударных гласных корня, окончаний существительных, приставок на з – с, пунктуацию в сложносочиненном предложении; 4) пропедевтически познакомить с правописанием –онн- в прилагательных; 5) расширить лексический запас учащихся.
2. Развивающая цель: содействовать развитию внимания, памяти, логического мышления, умения сравнивать, классифицировать, обобщать; повторить сведения по фонетике, орфоэпии, морфемике, морфологии, орфографии.
3. Воспитывающая цель: вызвать интерес к урокам русского языка.
Оборудование: цветные полоски, сигнальные карточки ы – и; карточки для самопроверки; плакат с алгоритмом, проектор.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_5_klasse.doc | 60.5 КБ |
Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?
Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.
Бесплатно, онлайн, 40 минут
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 5 классе
Тема: «Правописание ы – и после ц »
Цель: 1. Обучающая цель: 1)создать условия для знакомства с новым опознавательным признаком – наличием [ц] перед гласным, с правописанием ы – и после ц; 2) учить правильно обозначать орфограмму; 3) повторить правописание о – ё после шипящих в корне слова, безударных гласных корня, окончаний существительных, приставок на з – с, пунктуацию в сложносочиненном предложении; 4) пропедевтически познакомить с правописанием –онн- в прилагательных; 5) расширить лексический запас учащихся.
2. Развивающая цель: содействовать развитию внимания, памяти, логического мышления, умения сравнивать, классифицировать, обобщать; повторить сведения по фонетике, орфоэпии, морфемике, морфологии, орфографии.
3. Воспитывающая цель: вызвать интерес к урокам русского языка.
Оборудование: цветные полоски, сигнальные карточки ы – и; карточки для самопроверки; плакат с алгоритмом, проектор.
Х о д у р о к а.
Звенит звонок веселый,
Зовет нас на урок.
Такой порядок в школе
Не забывай, дружок.
Все у парты ровно встали,
Тихо сели за свой стол,
Психологический настрой на работу
— Ребята, чтобы нам эффективно потрудиться на данном уроке, необходимо настроиться на работу. Закройте глаза. Сейчас я буду говорить вам неоконченные предложения, а вы будете их продолжать.
— На уроке наши глазки внимательно смотрят и все ( видят ).
— Ушки внимательно слушают и все ( слышат ).
— Голова хорошо ( думает).
— Посмотрите на доску. Там написан эпиграф к нашему уроку. Давайте его хором прочтем.
«Не стыдно не знать,
Стыдно не учиться.»
— Как вы понимаете данное высказывание?
— Вы с ним согласны?
— Так давайте сегодняшний наш урок мы проведем под этим девизом.
Перед вами на столах лежат цветные полоски: красная, синяя, зелёная.
Посмотрите на них внимательно и выберите ту, которой соответствует ваше эмоциональное настроение именно сейчас. Красный цвет – вы полны энергии, готовы активно работать. Зелёныё цвет – вы спокойны. Синий цвет – вы испытываете чувство тревоги, беспокойства.
— Итак, не будем терять время и перейдем к работе. Запишем сегодняшнее число, «Классная работа». К доске пойдет один ученик для работы по карточке.
— В каком слове есть согласный глухой непарный, твердый непарный звук
1) щебет, 2) циркуль, 3) живее, 4) чугун (циркуль — [ц]).
— Этот звук особый, он будет сегодня гостем нашего урока.
— В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук:
1) стОляр, 2) красИвее, 3) звОнит, 4) дОговор.
— Укажите слово, соответствующее схеме:
1) переплетчик, 2) загорала, 3) выносливость, 4) пришкольный.
— В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква:
1) изл…жение, предл…жение, изл…гать, сл…гаемое
2) крыж…вник, ш…рох, ш…в, капюш…н
3) выр..сти, отр…сль, зар…сли, выр…щивать
- Проверка домашнего задания
Проводится работа аналогичная домашней.
- Буквы з – с на конце приставок:
- Выделить грамматическую основу, начертить схему предложения
Полил сильный дождь, и земля быстро намокла.
( Самопроверка по ключу, выставление оценок )
- Опрос работающего у доски по карточке
К а р т о ч к а
Вставить пропущенные буквы и объяснить правописание.
С…дел на ж…рдочк…, р…сток крыж…вника, ш…рох, ш…пот, ра…ч…тливый, беч…вка, ж…лтый.
Объясняется лексическое значение слов:
Бечёвка – тонкая верёвка.
Бечева – прочная толстая верёвка, канат.
Бечевая тяга ( в старину) – передвижение судна бечевой, которую тянули по берегу люди или лошади.
- Изучение нового материала.
Создание проблемной ситуации
— Переходим к изучению новой орфографической темы. Для этого обратимся к материалу для наблюдений и определим тему урока.
Учитель произносит слова (материал для наблюдения на доске пока закрыт):
— Какие звуки слышатся во всех словах? ([цы]).
— А посмотрите как написано (открывается материал для наблюдения).
— Почему? Наша задача разобраться, когда после ц нужно писать ы, а когда – и. Какова же тема нашего урока? Сформулируйте её.
— «Правописание ы – и после ц».
Учитель записывает тему урока на доске, дети – в тетрадях.
Чтобы узнать, когда после ц пишется ы, а когда – и, для этого прослушайте и заполните табличку:
цы ци
— Диктант в стихах. Приготовьтесь писать и будьте внимательны: в диктанте много слов с буквой ц, и вы должны определить, что писать: ци или цы. Готовы? Диктую.
Цыплёнок в цирке выступал,
Играл он на цимбалах,
На мотоцикле разъезжал,
И цифр он знал немало.
Он из цилиндра доставал
Морковь и огурцы
И только он одно не знал,
Где пишут ци и цы.
— Вот так цыплёнок не знал. А вы знаете?
— По правилам грамматики в именах существительных после ц пишется и…
— Кроме трёх случаев, когда пишется ы:
1) в окончаниях слов: синицы, птицы
2) в суффиксе –ын: сестрицын, курицын.
— Значит, и цыплёнок пишется через ы.
— Потому что цыплёнок – курицын сын.
— Цыплёнок, действительно, пишется через ы, но совсем не потому. Просто цыплёнок одно из тех четырёх слов, которые надо запомнить:
Цыган, цыплёнок, цыпочки, цыц (цыкнуть).
Во всех этих словах пишется ы после ц. Запомнили? А чтоб не забыли, я вам расскажу маленькое стихотворение, в которое входят все эти четыре слова
Цыган цыплёнка увидал,
Заиграл на скрипочке,
А цыплёнок услыхал –
Станцевал на цыпочках .
— А где ещё одно слово?
Цыц, ребята, не шуметь,
А то цыган собьётся,
Перестанет скрипка петь, наш урок сорвётся.
— Ну что, цыплята, вам всё понятно?
Прозвучал для вас, ребята,
Наш урок про ци и цы,
Кто не понял, те цыплята,
Кто запомнил, молодцы!
- Закрепление изученного
- Устный орфографический разбор.
Дети объясняют правописание слов, написанных на доске, пользуясь алгоритмом.
Учитель графически обозначает орфограмму.
Делегация, санкт-петербуржцы, циферблат, птицын хвост, смуглолицый, цыкнуть, репетиция, операционная.
- Предупредительное осложненное списывание.
Вставить пропущенные буквы в слова, записанные на доске.
Рац..я, цариц..но зеркальце, афганц. ц..гейка, ц..клон, ц..ганский, мультипликац..ионный фильм, взять под уздц…
Учащиеся по очереди выходят к доске, сначала объясняют правописание каждого слова, пользуясь алгоритмом, потом вставляют пропущенную букву. Все пишут в тетрадях.
(Через проектор учитель высвечивает и объясняет лексическое значение слов: рация, цигейка, циклон.)
- Предупредительный распределительный словарно-смысловой диктант.
Узнать слова по лексическому значению и записать в два столбика.
(Перед записью учащиеся показывают сигнальную карточку и – ы)
- Точная выдержка из произведения. (Цитата)
- Коренной переворот в жизни общества. (Революция)
- Встать на кончики пальцев. (На цыпочки)
- Род перчаток с отделением только для большого пальца. (Рукавицы)
- Человек, наблюдающий за порядком на улице. (Милиционер)
- Систематизированное собрание каких-либо предметов. (Коллекция)
- Словарная работа (знакомство с новым словом)
Порядок работы со словом:
- Учащиеся находят слово в орфографическом словаре.
- Слово проговаривается 2 раза орфографически.
- Учитель записывает слово на доске.
- Учащиеся записывают слово в тетради, подчеркивают орфограммы.
- Записывается лексическое значение слова.
- Сообщается этимология слова, называются «дальние родственники». (Коллега, коллектив)
- Подбираются однокоренные слова. (Коллекционный, коллекционировать, коллекционер)
Посреди площадки в сквере росли акации. В город приехала делегация шахтёров. Циркуль – помощник человека с глубокой древности и до наших дней. Мы давно собирались всей семьёй пойти в цирк.
— Что повторили сегодня?
— Что нового узнали на уроке?
— Какой этап урока показался самым интересным?
— Что было трудно?
* Выберите из карточек ту, которой соответствует ваше эмоциональное настроение именно сейчас.
Урок по русскому языку для 5 класса «Буквы и-ы после ц»
Разработка урока русского языка в 5 классе по учебнику авторы: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова, И.И.Кулибаба, Н.В.Ладыженская
Тема урока «Правописание Ы – И после Ц»
1. Обучающая цель: 1) дать понятие о правописании букв ы-и после ц;
2) формировать умения определять условия выбора гласных ы-и после ц в корнях, в словах на –ция, суффиксах и окончаниях; знать слова-исключения;
3) повторить правописание о – ё после шипящих в корне слова, безударных гласных корня;
4) расширить лексический запас учащихся.
2. Развивающая цель: развивать внимание, память, логическое мышление, умение сравнивать, классифицировать, обобщать.
3. Воспитывающая цель: вызвать интерес к урокам русского языка.
Оборудование: текст стихотворения, дифференцированные карточки, рабочие тетради, ноутбук, компьютерная презентация, карточки
I. Организационный момент
– Здравствуйте, ребята! Садитес ь.
Я рада видеть каждого из вас,
И пусть весна прохладой в окна дышит,
Нам будет здесь уютно,
Друг друга любит, чувствует и слышит.
Сегодня мы продолжим работу, и узнаем к концу урока , кто самый внимательный, находчивый, активный на уроке.
Выполни тест. В каких словах допущена ошибка?
а) жолтый; д) жокей
б) решотка е) шорох
в) чёрный ж) крыжовник
г) жёнглёр з) шопот
Объясни значение слов: жонглёр, жокей.
а) жёлтый; д) чёрточка
б) решётка е) шорох
в) чёрный ж) крыжовник
г) жонглёр з) шёпот
Жокей – профессиональный наездник на скачках, бегах.
Жонглёр – актер цирка, который искусно подбрасывает несколько предметов.
I I I. Объяснение нового материала
– Сегодня мы будем изучать новую орфографическую тему, познакомимся с новым для вас правилом. Обратимся к материалу для наблюдений и определим тему урока. ( Материал для наблюдений на доске пока закрыт).
Делега ция танцы
Цифра львицын
цыплёнок
– Какие звуки слышатся во всех этих словах? Дайте характеристику согласному звуку. (ц) Этот звук сегодня – гость нашего урока. А вот и слово, в котором живёт этот звук. (Открываю материал для наблюдений) Посмотрите, как написано на доске. (Цы и ци)
– Почему же так? Наша задача – разобраться, когда после ц нужно писать Ы, а когда – И. Какова же тема нашего урок? Помогите сформулировать ее.
«Правописание ы-и после ц ».
– Чтобы узнать, когда после ц пишется ы , а когда – и , продолжим наши наблюдения. Прочитайте выразительно стихотворение.
Цыплёнок в цирке выступал,
Играл он на цимбалах,
На мотоцикле разъезжал,
И цифр он знал немало.
Он из цилиндра доставал
Морковь и огурцы
И только одного не знал,
Где пишут ЦИ, где ЦЫ.
– К какому стилю относится этот текст?
– Назовите слова с Ы и И после ц (Цыпленок, цирк, цимбалы, мотоцикл, цифр, огурцы) .
– Цыпленок не знал, где пишутся ЦЫ, где ЦИ. А вы знаете? Сейчас мы и обратимся к правилу на стр. 182 нашего учебника. Прочитайте правило. (Дети читают правило вслух).
– Когда же после Ц пишется Ы, а когда И?
– Запишем в тетради примеры слов, когда пишется Ы:
1) В окончаниях слов: птицы, огурцы, синицы .
2) Второй случай, когда пишется Ы – в суффиксе ЫН: сестрицын, лисицын, волчицын .
3) В корнях слов-исключений пишется Ы: цыган, цыплёнок, цыкнуть, на цыпочках, цыц, цып-цып . Эти слова нужно запомнить.
– А чтобы вы не забыли, я прочитаю вам ещё одно стихотворение, в которое входят все эти слова. Запишите эти слова из стихотворения в тетрадь.
Цыган цыплёнка увидал,
Заиграл на скрипочке,
А цыплёнок услыхал –
Станцевал на цыпочках.
Цыц, ребята, не шуметь,
А то цыган собьётся,
Перестанет скрипка петь,
Наш урок сорвётся.
– Ну что, цыплята, вам всё понятно? (Да)
Прозвучал для вас, ребята,
Наш урок про ЦИ и ЦЫ.
Кто не понял, те цыплята,
Кто запомнил, молодцы!
– Прочитайте слова, которые выписали. (Цыган, цыплёнок, на цыпочках, цыц, цыкнуть (прикрикнуть) .
– Цыган на цыпочках цыплёнку цыкнул «цыц» – формула общеизвестная.
– А когда же пишем после ц И?
– В корнях слов: цирк, цифра и др.
– В словах на — ция : лекция, секция, коллекция и др. Эти слова оканчиваются на -ция, а окончание Я, а ЦИ – входит в состав корня.
Правило, которое мы сегодня изучаем, сложное, правило-инструкция, поэтому нам необходимо составить алгоритм, схему рассуждения (плакат перед учащимися).
Правописание Ы-И после Ц
III. Закрепление изученного. ВСТАВЬ БУКВУ: И или Ы?
Буквы И-Ы после Ц. Русский язык. 5 класс. Конспект урока
Название учебно-методического комплекса или иных пособий издательства «ДРОФА», использованных при подготовке конспекта: Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И.Капинос и др.; под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. -17-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 286.
Класс: 5.
Тип урока: комбинированный
Цели учителя: помочь учащимся усвоить орфограмму «Буквы и-ы после ц», указать, что наличие звука ц является «сигналом» орфограммы; развивать орфографическую зоркость, речевой слух у учащихся. Навыки графического обозначения данной орфограммы; совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки учащихся.
Цели учащихся: научиться распознавать изученную орфограмму в тексте; уметь применять изученное правило на практике.
Задачи:
Познавательные: перерабатывать информацию для получения необходимого результата:
- выстраивать логическую цепь рассуждений,
- относить объекты к известным понятиям.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде схемы-опоры.
Коммуникативные: доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи:
- оформлять свои мысли в устной и письменной речи,
- отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее,
Договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща:
- организовать учебное взаимодействие в группе,
- ставить вопросы и искать ответы.
Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности: учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.
Личностные:
- положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения,
- следование в поведении моральным и этическим нормам.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Повторение. Работа над ошибками
– Комментированное письмо. Ученик работает у доски, проговаривая все орфограммы.
Косит – (косить), разбудить, расписание, слагать, сложить, рожь, мощный, жизнь, ширь, вырасти, выросла, росток, цирк, шов, чёрный, объяснение, семья, съемка.
– Фонетический разбор слова «съемка». Ученик работает у доски.
Съемка – 2 слога.
[с] – согласный, твердый, глухой;
[j’] – согласный, мягкий, звонкий;
[о] – гласный, ударный;
[м] – согласный, твердый, звонкий;
[к] – согласный, твердый, глухой;
[а] – гласный, безударный.
6 букв, 6 звуков.
– Составьте предложение с любым словом. Ученик работает у доски.
Пример: На арене цирка выступали жонглеры.
– Выполните синтаксический разбор данного предложения.
http://infourok.ru/material.html?mid=60287
http://rosuchebnik.ru/material/bukvy-i-y-posle-c-russkiy-yazyk-5-klass-konspekt-uroka1221/