Конспект урока правописание имен существительных

Конспект урока правописание имен существительных

В настоящем конспекте рассматриваются орфограммы 1, 2, 3.
К конспектам остальных орфограмм можно перейти по ссылкам ниже.

1. Правописание существительных в родительном падеже множественного числа

Существительные женского рода на -ия, -ья и среднего рода на -ие, -ье имеют в род. п. мн. ч. на конце основы -ий;
в род. п. мн. ч. существительных на -ня после -ен, не пишется ь, если перед -ня стоит согласная;
в род. п. мн. ч. существительных с основой на шипящую не пишется ь.

Запомните написание окончаний некоторых существительных в родительном падеже множественного числа.

башкиры — башкир: болгар, туркмен, бурят, цыган, осетин;
числа — чисел: кресел, брёвен, полотен, рёбер, ядер, денег, свадеб;
киргизы — киргизов: казаков, казахов, узбеков, таджиков, французов, якутов;
болотца — болотцев: кружевцев, копытцев, корытцев;
ремешки — ремешков: носков;
валенки — валенок: сапог, чулок, ботинок;
лимоны — лимонов: апельсинов, баклажанов, мандаринов, помидоров, томатов, бананов;
вольты — вольт: ампер, микрон, аршин;
окошки — окошек: зёрнышек, пёрышек;
брызги — брызг: брюк, бус, каникул;
потёмки — потёмок: носилок, салазок;
войска — войск: яблок, груш;
одеяльца — одеялец: полотенец, блюдец;
ставни — ставен: басен, песен, домен;
ступни — ступней: западней, ноздрей;
кегля — кеглей: саклей, распрей;
вафли — вафель: туфель, оглобель;
будни — будней: клещей, яслей;
дрожжи — дрожжей: людей, отрубей, саней.

Открытый урок по русскому языку по теме «Правописание имен существительных» в 6 классе национальной школы
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Данный урок разработан в режиме технологии КСО. Разработка содержит план занятия с приложением (алгоритмы работы, карточки с заданиями и т.д.).

Скачать:

ВложениеРазмер
pravopisanie_imen_sushchestvitelnyh_arinova_d.h._g.pavlodar_kenzhekolskaya_sosh.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

Правописание имен существительных . 6 класс.

Аринова Динара Холдаровна

г.Павлодар, Кенжекольская СОШ

  1. изучение правописания имен существительных;
  2. развивать общие умения коммуникации, навыки коллективного труда, нормы социальной жизни;
  3. воспитывать чувство уважения к чужому мнению, доброжелательность и уважение друг к другу, самостоятельность, ответственность за результат.

Оборудование : презентация с темой занятия, фрагмент мультфильма «В стране невыученных уроков», карточки ВОЗ, тренажа, контрольные вопросы, тест, карточки с домашним заданием.

Тип урока : комбинированный.

Формы работы : индивидуальная, парная, групповая.

Организационный момент. Приветствие учителя.

Ребята, мы продолжаем тренироваться в умении правильно применять полученные знания на практике. Каждый из вас уже знает несколько орфограмм. Но на наших уроках мы учимся не только орфографическим правилам, но и умению говорить так, чтобы тебя поняли, объяснять, слушать с пониманием, задать вежливо вопрос, если что-то непонятно.

1. Над каким модулем мы работаем?

2. Какие орфограммы изучаем?

3. Какую цель поставим перед собой на урок?

Цель: изучить правила правописания имен существительных и научиться применять знания на практике.

Знакомит с планом работы

Командиры получают табло учета. Учащиеся получают

2. Получение новых знаний и закрепление.

Работа по методике «Взаимообмен заданиями».

Продолжим работать по методике ВОЗ. Кто напомнит, как нужно работать по данной методике?

Каждый ученик выполняет задания своей карточки. Затем происходит взаимообмен.

Пары сменного состава.

Возврат в группу

Если учащийся закончил, то он возвращается в сводный отряд. Если в группе есть еще один свободный учащийся, то они работают по методике «Взаимотренаж». Если в отряде никого нет, то он изучает теорет. материал.

Учащиеся под музыку выполняют зарядку.

Карточки ВТ, табло учёта заполняют в процессе выполнения карточек.

Пары сменного состава.

Учащиеся записывают в тетрадь слова, в которых были допущены ошибки.

Просмотр фрагмента мультфильма.

Ребята, чтобы легче усвоить правописание суффиксов существительных –ек, -ик посмотрим отрывок мультфильма.

Просматривают фрагмент мультфильма «В стране невыученных уроков».

Организация работы в малых группах.

Ответы на контрольные вопросы.

Командир опрашивает учащихся по контрольным вопросам, затем группа отвечает учителю.

Выполняют самостоятельно. Обмениваются тетрадями и проверяют.

Выставляют оценки в табло учета.

В паре постоянного состава.

Какую цель вы сформулировали в начале урока?

Удалось ли приблизиться к ней?

Что было для вас наиболее трудным, непонятным сегодня?

С каким типом заданий не справились? Почему?

Учащиеся анализируют, что получилось и что не получилось.

Пишут ответы на листочках.

Учащиеся, получившие отметку «5» и «4», берут на дом карточку №1, остальные берут карточку под номером 2.

1. Работа по методике ВОЗ (работа в паре, обмен заданиями).

3. Контрольные вопросы (ответить в группе, сдать учителю).

4. Выполнение теста (взаимопроверка).

5. Домашнее задание

ВОЗ-1. Буквы Ч и Щ в суффиксе – ЧИК-ЩИК.

1. Вставь пропущенную букву:

Выдели корень. Посмотри, оканчивается ли он на Д- Т, З-С.

А) Если оканчивается на Д-Т, З-С, пиши –ЧИК-

Б) если не Д-Т, З-С, пиши –ЩИК.

Объезд..ик, прокат..ик, груз..ик, разнос..ик, перебез..ик, съем..ик, обой..ик, смаз..ик, аппарат..ик, формов..ик, камен..ик.

2. Вставь пропущенную букву :

Буфет..ик, сортиров..ик, аппарат..ик, прессов..ик, бакен..ик, рассказ..ик, воз..ик, эксковатор..ик, формов..к, лет..ик.

ВОЗ-2. Гласные в суффиксах–ЕК, -ИК существительных.

1. Е или И ? Вставь нужную букву.

  1. Поставь существительное в родительном падеже и посмотри, выпадает ли гласный в суффиксе:

А) если гласный выпадает, то пиши в суффиксе Е.

Б) если не выпадает, то пиши в суффиксе И.

Сыноч..к, мяч..к, замоч..к, нос..к, карандаш..к, ореш..к, пузыреч..к, василеч..к, ларч..к, мальч..к, пальч..к, подароч..к, ключ..к.

2. Е или И ? Вставь нужную букву.

Стол..к, зайч..к,чайнич..к, самоварч..к, ореш..к, кирпич..к, огонеч..к, дружоч..к, колобоч..к, кружоч..к, стульч..к.

ВОЗ-3. Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных.

1. Вставь пропущенные буквы :

  1. Выдели суффикс. Поставь ударение.

А) если ударение на суффикс, то пиши после шипящей О.

Б) если нет, пиши после шипящей Е.

Снеж..к, горош..к, луж..к, руч..нка, зайч..нок, крош..чка, кош..чка, доч..нька, сыноч..к, внуч..к, пирож..к.

2. Вставь пропущенные буквы:

Пастуш..к, посош..к, червяч..к, душ..нка, рубаш..чка, подуш..чка, собач..нка, кусоч..к, бельч..нок, книж..нка .

ВОЗ-4. Гласные О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных

  1. Спиши, вставляя пропущенные буквы.
  1. Выдели окончание.
  2. Поставь ударение.
  3. Если окончание ударное, пиши О
  4. если окончание безударное, пиши Е

Врач.м, товарищ.м, малыш.м, задач.й, гараж.м, границ.й, кирпич.м, улиц.й, молодц.м, пальц.м

  1. Спиши, вставляя нужное окончание.

Камыш.м, полотенц.м, удальц.м, столиц.й, свеч.й, сердц.м, этаж.м, с поклаж.й, марш.м, зайц.м.

ВОЗ – 5. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных.

  1. Спиши, вставляя пропущенные буквы.

Определи, к какому склонению относится слово.

  1. если слово относится к 1 склонению, проверь его по окончанию слов стена, земля
  2. если слово относится ко второму склонению, проверь его по окончанию слов слон, конь
  3. если слово относится к 3 склонению, проверь его по окончанию слова степь

К свобод., на лошад., в дом., о мам., для передач., по правд., о честност., по совест., о дружб., о любв.

2. Спиши, вставляя нужную букву.

На стол., в тетрад., о молодёж., на окн., по земл., на рук., у подруг., в передач., на урок., в жизн.

ВОЗ – 6. Суффиксы имен существительных.

  1. Образуй от данных слов имена существительные мужского рода при помощи суффиксов –тель, -ник, -ист, -чик :

Выдели основу слова (основа – это часть слова без окончания). Например : писать – писа- основа слова

К основе добавь подходящий по смыслу суффикс мужского рода.

Например: писа + тель = писатель.

.Писать, выключать, водить, танк, двор, охрана, водопровод, вагон.

  1. Образуй от данных слов имена существительные мужского рода при помощи суффиксов –тель, -ник, -ист, -чик.

Обогревать, связь, грабить, скот, помощь, пулемет.

Конспект урока по русскому языку в 10 классе на тему:»Правописание имен существительных».

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку в 10 классе на тему:»Правописание имен существительных».»

Конспект урока № 35 в 10 классе по русскому языку от 15.01.2020 г.

Тема урока: Правописание имен существительных. Словарный диктант №1.

изучение правописания имен существительных;

развивать общие умения коммуникации, навыки коллективного труда, нормы социальной жизни;

воспитывать чувство уважения к чужому мнению, доброжелательность и уважение друг к другу, самостоятельность, ответственность за результат.

Оборудование: фрагмент мультфильма «В стране невыученных уроков», карточки ВОЗ, тренажа, контрольные вопросы, тест, карточки с домашним заданием.

Тип урока: комбинированный.

Знать: правила написания суффиксов существительных, словарные слова.

Уметь: применять на практике полученные знания.

Организационный момент. Приветствие учителя.

Ребята, мы продолжаем тренироваться в умении правильно применять полученные знания на практике. Каждый из вас уже знает несколько орфограмм. Но на наших уроках мы учимся не только орфографическим правилам, но и умению говорить так, чтобы тебя поняли, объяснять, слушать с пониманием, задать вежливо вопрос, если что-то непонятно.

1. Над каким модулем мы работаем?

2. Какие орфограммы изучаем?

3. Какую цель поставим перед собой на урок?

Цель: изучить правила правописания имен существительных и научиться применять знания на практике.

2 (непроизносимые и сомнительные согласные)

Рекламное агентство, аспирантская ставка, безжалостный преступник, безучастный взгляд, безыскусный рассказ, бескорыстная помощь, беспристрастный судья, бессловесная тварь, бессовестный торгаш, бесстрастное повествование, бесчинствовать на улицах, блеснуть в воде, високосный год, впрыснуть лекарство, всечасно заявлять, гнилостный запах болот, декадентское направление, добросовестный помощник, должностное преступление, дощатый пол, закоснелый ретроград, захолустное место, злостный неплательщик, интеллигентский взгляд, кандидатский минимум, комендантский час, крупитчатый пирог, ландшафтный дизайн, милая наперсница, прийти в неистовство, объездчик путей, ударить в отместку, парламентский вестник, постные блюда, каллиграфический почерк, претендент на руку, создавать прецедент, редкостный мерзавец, участвовать в туристском походе, шествовать по площади, подавать яства, сводчатый потолок, сумасшедший ровесник, словесная перепалка.

2. Получение новых знаний и закрепление.

Работа по методике «Взаимообмен заданиями».

Продолжим работать по методике ВОЗ. Кто напомнит, как нужно работать по данной методике?

Каждый ученик выполняет задания своей карточки. Затем происходит взаимообмен.


источники:

http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2013/05/20/otkrytyy-urok-po-russkomu-yazyku-po-teme-pravopisanie-imen

http://multiurok.ru/files/konspekt-uroka-po-russkomu-iazyku-v-10-klasse-na-2.html