Конспект урока правописание иуа после шипящих 5 класс

Конспект урока по теме: «Буквы и, у, а после шипящих»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Урок изучения нового материала

Скачать:

ВложениеРазмер
tema_uroka.doc47.5 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

урока по русскому языку

Каширина Оксана Викторовна

учитель русского языка и литературы

Тема урока: «Правописание букв и, у, а после шипящих»

Цель урока: формировать навык правильного написания слов с этой орфограммой и слов-исключений.

  1. обучающая: познакомить с правилом написания и, у, а после шипящих;
  2. развивающая: способствовать овладению культурой устной речи, формировать умение высказывать собственные суждения и аргументировать свою точку зрения; развивать навык пользования орфографическим словарем;
  3. воспитательная: воспитание навыков самостоятельной деятельности, навыков работы в группе.
  1. Проверка домашнего задания. Орфографический диктант по упр. 49, объяснение орфограмм.

Легкие крылья, звенят счастливо, мелькают радостно, перья на грудках, сладкий мед.

Спишите слова. Вставьте пропущенные буквы. Лишнее слово подчеркните.

Влас..ный, вя..кий, гиган..ский, со..нце.

Спишите слова. Вставьте пропущенные буквы. Лишнее слово подчеркните.

Гря..ка, у..кий, ненас..ный, сугро.. .

  1. Работа по теме урока.
  1. Чтение стихотворения, записанного на доске.

Жили два медвежонка в чащобе глухой.

И один был хороший, другой был плохой,

И хороший твердил свое: «Дважды один»,

А плохой все немытый ходил.

Найти в тексте всегда твердые и всегда мягкие шипящие согласные и записать их

в [ ]. Подчеркнуть всегда твердые согласные одной чертой, а всегда мягкие – двумя. (Всегда твердые — [ж], [ш], [ц]; всегда мягкие — [ч], [щ]).

  1. Знакомство с орфограммой №5 и правилом на стр. 22. запись в грамматическую тетрадь слов жюри, брошюра, парашют. Выяснение их значения по толковому словарю учебника. (стр.301) составление и запись предложений с этими словами.

Брошюра- брошь- игла (франц.)

Жюри-жюри-клятва, присяга на верность.

Парашют-пара- против (греч.)

шют- падение (франц.)

Брошюра- небольшая книжка, где листы скреплены металлическими скрепками.

Жюри- собрание судей (в спорте, конкурсах)

Парашют- устройство для спуска по воздуху в виде купола со стропами, изготовлено из высококачественного шелка.

Составить со словами предложения, подчеркнуть орфограммы

Чудный, навещу, хороши, ежик, роща, лыжи, карандашик, ощупать, журчит, чужой, сшить, чаща.

Обозначить графически ту морфему, в которой есть орфограмма №5.

1. Списать стихотворение, вставить пропущенные буквы, орфограмму №5 обозначить.

Садись на камень под сосну,

Лесную слушай тиш..ну.

Ж..рчит, л..печет ручеек

О том, что путь д..лек, д..лек.

Упала ш..шка, скрипнул сук,

Ж..жжит, ж..жжит т..желый жук.

2. Упр.50. Записать слова, распределяя их в три столбика: слова с и после шипящих (ши), слова с у после шипящих (щу), слова с а после шипящих (ча).

3. Чтение сказки.

Жили-были на свете шипящие Ж, Ш, Ч, Щ, а неподалеку жили гласные У, Ю, Ы, И, А, Я. Жили очень дружно. И вот однажды решили буквы поиграть в прятки. Выпало водить шипящим, остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать будут. Но шипящие во все щели заглянули, хорошо ищут, шуршат кругом – нашли уже многих. Вот только никак не могут найти три гласные Ы, Ю, Я. Искали, искали, с ног сбились, до вечера проискали. И вот обиженные, усталые, голодные, спотыкаясь, решили пойти домой спать. Дело было уже вечером. Проходят мимо соседнего домика и видят, что Ы, Ю, Я как ни в чем не бывало сидят, смеются, телевизор смотрят, чай пьют с пряниками. Обиделись шипящие – с тех пор у них и дружба врозь. Никогда не стоят они вместе, и после Ж, Ш, Ч, Щ пишутся И, У, А.

( Книга «Занимательная грамматика», составители Е.Г.Бурлак, И.Н.Прокопенко, Донецк, ПКФ «БАО», 1997г., стр.45)

— Какую орфограмму вы услышали в сказке?

Вид орфограммы в корне

Буквы и, у, а после шипящих

Учащиеся должны заполнить таблицу примерами.

V. Подведение итогов.

— С какой новой орфограммой вы сегодня познакомились?

— Расскажите о правописании букв и, у, а после шипящих.

— С какими орфограммами вам ещё пришлось работать в течение урока?

VI. Домашнее задание. Выучить правило на странице 22, выполнить упражнение №53

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок разработан для учащихся 5 класса.

Урок по теме «Буквы О-Ё после шипящих » представляет собой урок повторения и знакомства с новым материалом на основе уже изученного материала.Постороен в виде путешествия, с применением современных пе.

Цель урока:1.Обучающая. Закрепление навыка правописания о-ё после шипящих в корнях слов.2.Развивающая. Развитие орфографической зоркости, навыков грамотного письма, развитие устной и письменной .

Подробный конспект урока русского языка в 5 классе.Учебник Т.А. Ладыженской.

Ознакомление учащихся с правописанием гласных после шипящих: ча-ща, чу-щу, жи-ши.Формирование орфографических знаний, умений и навыков на основе развития орфографической зоркости.

Этот урок был проведен в кожуунном МО учителей русского языка и литературы.

Представленный конспект урока предназначен для учеников 7 класса. Данный материал разработан к учебнику под ред. М.М. Разумовской и др. Главная задача урока: изучить правописание суффиксов нареч.

Урок русского языка в 5 классе «Правописание А,У,И после шипящих».

урок повторения и закрепления правописания гласных и, у, а после шипящих

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 5 классе «Правописание А,У,И после шипящих».»

РЯ 5 кл. Дата_______________

Тема урока: Буквы И, У, А после шипящих

Цель урока: повтор правила правописания гласных букв после шипящих согласных, знакомство со словами-исключениями.

Обучающая: учить правильно писать слова с изученной орфограммой и обозначать ее графически.

развивать навык работы с гласными и, у, а после шипящих, различать безударные гласные проверяемые и непроверяемые.

— развивать внимание, память, логическое мышление, умение сравнивать, классифицировать, обобщать.

вызвать интерес к урокам русского языка, стремление к совершенствованию своей речевой практики.

Универсальные учебные действия (УУД):

Предметные: Выделять корень слова, ставить ударение, подбирать однокоренные слова, пользоваться орфографическим словарём, развивать навык работы с с гласными и, у, а после шипящих, различать безударные гласные проверяемые и непроверяемые.

Регулятивные:принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу

обучения, адекватно воспринимать оценки учителя, товарищей.

Познавательные:владеть основами смыслового чтения текста,

подводить языковой факт под понятия разного уровня обобщения.

Коммуникативные:задавать вопросы, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.

Личностные: Проявление активности во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Организационный момент (2 мин)

Мотивация к учебной деятельности.

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

Приветствие учащихся. Проверить готовность к уроку. Провести работу по эмоциональному и психологическому настрою учащихся на урок.

Он пойдет ребятам впрок.

Много предстоит узнать.

Постарайтесь все понять.

личностные: внимание, уважение к сверстникам;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

регулятивные: мобилизация сил и энергии.

самоопределение, установление связи между целью учения и его мотивом.

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли

2. Актуализация знаний (5 мин)

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

Словарная работа с самопроверкой:

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать;

коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками.

3. Постановка учебной задачи (5 мин)

Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения? «Чего мы еще не знаем?»)

Перед вами стихотворение. Прочитайте и попробуйте озвучить тему урока.

Русские слова с жи, ши

Через и всегда пиши.

И, конечно, ча и ща

Мы напишем с буквой а.

-Кто догадался, как звучит тема нашего урока? И попробуйте сформулировать цели сегодняшнего урока?

личностные: моральный выбор;

регулятивные УУД:, планирование, целеполагание, рефлексия, саморегуляция;

познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

личностные: самоопределение, побуждение к деятельности;

регулятивные: составление плана и последовательности действий;

познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

4. «Открытие нового знания» (8 мин)

(построение проекта выхода из затруднения)

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися нового материала.

Сейчас мы будем отгадывать загадки.

Они по снегу быстро мчатся

И провалиться не боятся.

Стой, плотва и караси!

И пощады не проси:

Я хозяйка здесь в пруду,

Тем дождик ближе.

Пьёт бензин, как молоко,

Может бегать далеко.

Возит грузы и людей,

Ты знаком, конечно, с ней.

-Какое правило использовали при написании слов – отгадок?

логические: установление причинно- следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;

познавательные: самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

личностные: жизненное самоопределение, нравственно-эстетическая ориентация

логические: выдвижение гипотез и их обоснование (доказательство

5. Первичное закрепление

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию.

Выполнение упр. 50. (пис.)

Выполнение упр. 51. (уст)

Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование.

Коммуникативные: выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений.

Личностные: оценивание усвояемого содержания.

Регулятивные: контроль, коррекция, оценка.

6. Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль.

Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.

Найдите и запишите в тетради слова с изучаемой орфограммой.

Добрые слова не лень

Повторять мне трижды в день.

Только выйду за воротоа.

Всем удущим на работу-

Кузнецу, врачу, ткачу

«С добрым утром !» -я кричу.

«Добрый день!» -кричу я вслед

Всем идущим на обед.

«Добрый вечер!»-так встречаю

Всех, домой спешащих к чаю.

-Какие еще формы приветствия. Принятые в русском языке, вы знаете?

познавательные: самостоятельное выделение и формулирование своих мыслей;

логические: построение логической цепочки рассуждения;

коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли

7. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Цель этапа: закрепление и применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса

Учащиеся выполняют на карточках разноуровневые задания.

Списать, вставив пропущенные буквы.

Встреч…, пуш…нка, ч…чело, угощ…ть, беж…т, груш…, коч…н, гущ…, кувш…н.

Запишите, раскрывая скобки.

Решить (задача), позвонить (врач), проворные (стриж), душистые (ландыш), я (молчать).

Спешите, вставляя пропущенные буквы. В конце предложений ставьте точку.

Малыш… ходили в рощ… там озеро у берега кач…лись камыш… над водой летали ч…йки и стриж….

8. Рефлексия деятельности. (4 мин)

Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

Сегодня на уроке мы…

Как бы вы оценили результаты своей работы на уроке:

а) я всё понял, могу этот материал объяснить другому;

б) я сам всё понял, но объяснить другому не возьмусь;

в) для полного понимания мне нужно еще все повторить;

г) я ничего не понял

Познавательные: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Личностные: самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям .

Коммуникативные: выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений

— соотносить полученный результат с поставленной целью

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме «Буквы и,у, а после шипящих»

Урок русского языка в 5 классе.

Тема урока: «Повторение. Буквы И,У,А после шипящих»

Цель урока : Актуализировать и восстановить знания о правописании гласных и, у, а после шипящих, отработать умения правильно писать гласные и, у, а после шипящих.

Тип урока: Урок систематизации ЗУН.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: знать правила написания букв и, у, а после шипящих, слова -исключения, уметь правильно писать слова с буквами и, у, а после шипящих и слова исключения, графически обозначать условия выбора правильных написаний, пользоваться орфографическим словарем.

Метапредметные: способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения, оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их.

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка, уважительное отношение к родному языку, гордость за него, потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры.

Оборудование : мультимедийный проектор, компьютер, презентация, раздаточный материал по теме.

2.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности .

Учитель: Задумывались ли вы, ребята, над вопросом «Хорошо ли быть грамотным человеком?» -ответы учащихся.

А легко ли быть грамотным человеком?

А что нужно делать, чтобы вырасти грамотными людьми?

-много читать, учить правила, не лениться, не забывать

уже изученного, повторять, если забыли.

Правильно. На все мои вопросы можно ответить кратко , вспомнив две пословицы: «Грамоте учиться – всегда пригодится» и «Повторение – мать учения».

/ пословицы на стенде/

Вот и сегодня на уроке мы продолжим повторять материал, изученный вами в начальной школе.

Открываем тетради, записываем число, классная работа.

Мы с вами будем сегодня вспоминать правило , известное вам с 1 класса. А какое – вы, я думаю, догадаетесь сами.

Мы с вами проведём диктант-молчанку. Я буду загадывать вам загадки, вы внимательно слушать, а отгадки писать в тетрадях через запятую.

1 слайд: Он ходит, голову задрав,

Не потому, что важный граф,

Не потому, гордый нрав,

А потому, что он… / жираф/

2 слайд: Сердитый недотрога

Живёт в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки ни одной. /Ёжик/

3 слайд: Хвостом виляет,

Зубаста, а не лает./щука/

4 слайд: Покружилась звёздочка

В воздухе немножко.

Села и растаяла на моей ладошке /снежинка/

5 слайд: Она всем очень нравится

На блюдечке красавица,

С одной рукой милашка

6 слайд. /рисунки: жираф, ёжик, щука, снежинка, чашка/

Зачитайте слова, какие вы записали. Что общего у этих слов? На какую они орфограмму?

Подчеркните её. Напомните, пожалуйста, что такое орфограмма?

-ошибкоопасное место в слове

— точка применения правила.

А теперь подумайте и скажите., что же на уроке мы будем повторять? Чему научимся?

— вспомним правило и восстановим знания

о правописании гласных и,у,а после шипящих .

— будем отрабатывать умение правильно писать

слова с этой орфограммой.

Запись темы урока в тетради — 7 слайд

Давайте вспомним правило, известное нам с 1 класса: как пишутся сочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ /ответы уч-ся/ — 8 слайд.

Вы, наверное, заучивали это правило, как стихотворение. Давайте вспомним его или заучим. Прочитаем все вместе с доски. /читают хором/

В сочетаниях ЖИ-ШИ

Только И всегда пиши.

В сочетаниях ЧА-ЩА

Пишем только букву А.

В сочетаниях ЧУ-ЩУ

Пишем только букву У

Сделаем краткую запись правила.

При произношении этих сочетаний мы слышим Ы, Ю, Я., а почему же пишем И,У ,А?

— Буквы Ю,Я после согласных обозначают мягкость этих

согласных . Но Ч и Щ и так всегда мягкие, поэтому

дополнительное обозначение мягкости им не требуется.

Ж и Ш были мягким в далёком прошлом. Они претерпели

отвердение. Этот процесс происходил с 14 века. Но

написание ЖИ-ШИ с И сохраняется по традиции.

Об этом нам говорит историческая грамматика русского языка К.В.Горшковой.

А как вы думаете, всегда ли после шипящих пишутся буквы И,У,А?

Правильно, не всегда. Есть слова- исключения , которые этому правилу не подчиняются.

Это 3 слова, которые надо запомнить : ЖЮРИ, БРОШЮРА, ПАРАШЮТ

Значение всех ли слов вам понятно? / 9,10,11 слайды/

5. Работа с толковым словарём учебника.

Найдите в словаре учебника толкование лексического значения этих слов.

/ брошюра стр.175, жюри стр.177/

Кто скажет, что же такое парашют? /ответы уч-ся/

А что нам ответит толковый словарь С.Ожегова? ( ученица зачитывает словарную статью из словаря Ожегова)

Все эти слова пришли в русский язык из французского языка.

Брошюра – от « брошь» (игла)

Парашют – «пара» –против(греч), «шют» — падение, т.е. предотвращай падение.

Жюри – «жюри» -клятва, присяга на верность.

Откроем стр.27 учебника и посмотрим на орфоэпические нормы произношения этих слов.(слова эти в рамке)

PS .на графическое обозначение орфограммы №5

6. Закрепление изученного материала.

Учебник –стр.27 упражнение 50 – выполняете самостоятельно. 1 чел — к магнитной доске. Выписать в 3 столбика слова с И, с У, с А. Обозначить орф.№5

Взаимопроверка. Кто без ошибок? Оценки.

А теперь все тихо встали,

Дружно руки вверх подняли,

В стороны, вперёд, назад.

Повернулись вправо, влево

Тихо сели, вновь за дело!

Работа в группах.

Дифференцированное задание (напечатано на листах разного цвета)

Проверка – сверить с эталоном (слайд 12)

Словарный диктант. Работа в парах.

Дано толкование лексического значения слов, заменить одним словом. В случае затруднения можете посоветоваться друг с другом.

Зимний вид спорта —

Инструмент для прокалывания отверстий –

Сосуд с ручкой и носиком —

Из чего делают тяжёлые сковородки –

Дикая роза с ярко-красными ягодами, лекарств. растение –

Небольшая книжка, листы которой скреплены или сшиты –

Группа судей на соревнованиях —

Проверка. Слайд 13

Ещё раз повторим правило, с которым работаем на уроке.

Теперь немного отдохнём. Послушаем, что нам приготовил Максим Тартин.(сообщение об истории фразеологизма «бить баклуши»). Спасибо, Максим.

Давайте запишем этот фразеологизм в тетрадях и запомним его значение.

Итак , бить баклуши – бездельничать, заниматься пустяками .

7. Домашнее задание.

Выучить правило-стих. На выбор № 52 или № 53

8. Подведение итогов урока. Рефлексия. (слайд 14)

Понравился ли вам урок? Оцените свою работу на уроке и работу одноклассников.

сегодня я узнал.

было/ не было трудно…

было интересно узнать, что…

Своё впечатление от урока выразите, выбрав нужный смайлик.

Все сегодня трудились очень хорошо, получили хорошие оценки. Молодцы. Всем спасибо за урок.


источники:

http://multiurok.ru/files/urok-russkogho-iazyka-v-5-klassie-pravopisaniie-a.html

http://infourok.ru/konspekt-uroka-russkogo-yazika-v-klasse-po-teme-bukvi-iu-a-posle-shipyaschih-3439744.html