Конспект урока правописание корней 11 класс

Конспект урока русского языка в 11 классе
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) на тему

Тема занятия: Орфография. Безударные и чередующиеся гласные в корне.

Скачать:

ВложениеРазмер
konspekt_dlya_attestatsii.doc93 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 11 классе

Тема занятия: Орфография. Безударные и чередующиеся гласные в корне

Цели занятия: 1. Образовательная: создать условия для достижения образовательных результатов через изучение написания слова с безударными гласными в корне, проверяемыми ударением, и чередующимися гласными в корне.

2. Развивающая: развитие орфографического навыка; развитие логического мышления (через работу в группах, парах), развитие коммуникативной культуры (через работу в группах).

3. Воспитательная: воспитание ответственного отношения к учению, формирование языковой культуры, воспитание уважительного отношения к русскому языку.

Задачи занятия: Формировать умения применять полученные знания на практике; развивать умения и навыки, позволяющие правильно говорить и адекватно понимать окружающих.

Место проведения занятия: кабинет русского языка

Продолжительность занятия: 45 мин.

Материально-техническое обеспечение занятия: компьютер, презентация, мультимедийный проектор.

Методическое и дидактическое обеспечение занятия: дидактические карточки с тестами, учебник русского языка «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учебн.для 10-11 кл./А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченкова. – М., 2009», таблица «Чередующиеся гласные в корне», памятка с критериями оценок.

Тип занятия: изучение нового учебного материала.

1 . Опрос обучающихся

по заданному на дом материалу

Цель: диагностировать затруднения по предыдущей теме урока «Орфоэпия», выявить ошибки, актуализировать полученные знания, умения, навыки.

Описание критериев, позволяющих определить степень усвоения материала : на доске есть памятка, за что ученик получает отметку «5», «4», «3» и т д.

«2» — более 4 ошибок

Учащиеся правильно произносят данные слова, записанные на доске, подбирают к ним синонимы.

Работают с лексическим значением слов: честолюбивый, тщеславный, тщедушный, тщетный.

Приветствие. Проверка присутствующих.

Учитель записывает на доске группу слов. Например, Августовский,вЕсело, дОчиста, слИвовый, термИческий, кУхонный, граждАнство, ходАтайство, закУпорить, фенОмен, мЕльком, корЫсть.

Цель: проверить готовность учащихся к уроку, мотивировать на изучение нового материала, с помощью игровой ситуации снять тревогу, опасение учащихся по поводу изучения нового материала.

Метод организации работы : игровая ситуация «Копилка опасений».

Конспект по русскому языку «Правописание корней разных частей речи.» (11 класс)

Урок № 38. Русский язык 11 класс. 23.01.18.

Тема: Правописание корней разных частей речи.

формирование языковой, лингвистической и коммуникативной компетентностей при подготовке к ЕГЭ, а именно: систематизация правил правописания корней с чередующимися гласными в разных частях речи; развитие умения разграничения и опознавания языковых единиц (в частности, корни с чередующимися гласными) ; воспитывать орфографическую зоркость.

Тип урока: повторение и закрепление ранее изученного материала.

Оборудование урока: учебники, рабочие тетради, дидактический материал ( карточки с заданиями).

2 . Словарный диктант по теме «Правописание безударных гласных в корне слова» (1 уч-ся у доски)

Оч..рование, осл..пить, препод..ватель,сокр..щение, просв..титель, спл..ченный, съ..звить, расщ..пление атома, уед..ненный уголок, ум..лять о пощаде, укр..титель, флаги разв..вались, оп..здать, погл..щение, , д..лина, зар..дил дождь, исс..кают силы, непогр..шимый, настр..чить, об..жать музыку, оп..ленный солнцем, бл..стательный, осв..домитель, осн..щенный, неув..даемый, пок..яние, потр..сающий.

II . Объяснение нового материала.

1. Записать предложение.

На крутом спуске горы вырос необычный цветок, его лепестки горели в лучах закатного солнца, словно пламя костра отражалось в них.

Перед Вами предложение, в котором в словах «гора» и «горели» одинаковый корень -гор-. Можно ли в этих словах безударную гласную корня проверить одним и тем же правилом? (Создание проблемной ситуации).

В этих словах корень -гор- является омонимичным. Написание гласной в слове «гора» определяется правилом «Безударная проверяемая гласная в корне слова». Чтобы проверить безударную гласную, надо подобрать такое однокоренное слово, в котором эта гласная была бы под ударением. Например, «гора — горы».

В слове «горели» корень -гор- является корнем с чередованием гласных, — гор-/ -гар-. Написание гласной зависит от ударения: под ударением — а, без ударения — о.

Обратимся к таблице.

В корне -мак- пишется а, если слово имеет смысл «макать, погружать в жидкость», в корне -мок- пишется о, если имеет значение « впитывать жидкость». Например, «непромокаемый плащ», «обмакнуть в чернила».

В корнях -равн-/-ровн- пишется буква а, если слово имеет значение «равный, одинаковый», например, «уравнение». Буква о пишется в том случае, если слово имеет значение «ровный, гладкий». Например, «сровнять с землей».

Задание1. Прочитайте текст. Спишите его, вставляя на месте пропусков подходящие по смыслу слова.

Утром в н. зинах (расс. тилалася, расс. телился) туман. Но вот из-за г. ризонта по. вляется солнце и разбрасывает свои лучи по в. рхушкам д. лекого леса. На расст. янии кил. метра от леса (зам. чаешь, заметишь) изв. листую р. чонку. На берегу (выр. сли, р. стут) густые зар. сли м. лины. (Заб. раешься, заб. решься) в нее и с насл. ждением (на. даешься, наешься) п. хучих ягод. Другой берег реки покрыт к. мышом. Легкий в. терок сл. гка к. лышет его. Л. жишься на спину, смотришь в небо и (зам. раешь, замрешь) от в. сторга.

Прочитайте текст, который вы составили.

Утром в низинах расстилался туман. Но вот из-за горизонта появляется солнце и разбрасывает свои лучи по верхушкам далекого леса. На расстоянии километра от леса замечаешь извилистую речонку. На берегу растут густые заросли малины. Забираешься в неё и с наслаждением наедаешься пахучих ягод. Другой берег реки покрыт камышом. Легкий ветерок слегка колышет его. Ложишься на спину, смотришь в небо и замираешь от восторга.

Опираясь на Схему , определите, с какими видами орфограмм вы работали.

Задание. Прочитайте текст. Озаглавьте его. Спишите, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Распределите слова с пропущенными буквами по видам орфограммы «Чередование гласных в корнях слов». Подчеркните в предложениях деепричастный оборот и одиночные деепричастия.

Мы с товарищем соб. рались в далекую поездку и предпол. гали выехать до з. ри, однако отправились в путь поздно. Дорога шла р. внинной местностью не подн. маясь и не опускаясь; всюду расст. лалась необозримая степь. В полдень мы распол. жились на отдых на берегу маленького озера. Ребятишки, заг. релые, бронзовые, плавали, как настоящие пл. вцы. Солнце пекло нестерпимо, к металлическим частям нельзя было прик. снуться. Подл. жив под голову непром. каемый плащ я заснул.

Конспект урока «Правописание гласных в корнях слов»

Использование технологии проблемного обучения

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока «Правописание гласных в корнях слов»»

Конспект урока русского языка в 10 классе ( урок повторительно-обобщающий ).

Правописание гласных в корнях слов

— знать условия выбора проверяемых гласных в в корне слова;

— Знать обязательный минимум слов с непроверяемыми безударными гласными;

— знать классификацию чередующихся корней и условия выбора гласных в них4

— Уметь различать проверяемые и чередующиеся гласные в корне слова;

— уметь правильно писать слова с орфограммами в корне;

— воспитывать любовь к родному языку;

— развивать речь, мышление, логику.

Оборудование: презентация, учебник, карточки.

Организационный момент. ( проверка готовности к уроку и приветствие).

Здравствуйте, ребята. Садитесь. Урок русского языка.

Жизнь пронесётся, как одно мгновенье,
Её цени, в ней черпай наслажденье.
Как проведёшь её, так и пройдёт.
Не забывай: она твоё творенье.

2. Возникновение мотивации.

— Сегодняшний урок мне хочется начать с чтения притчи. В ней содержится народная мудрость. Давайте её прочтём..

Путешественник увидел трех рабочих, которые толкали тяжело нагруженные тачки, и спросил каждого, что он делает.

Первый ответил: «Толкаю эту тяжелую тачку, будь она проклята».

Второй сказал: «Зарабатываю на хлеб для своей семьи».

Третий гордо произнес: «Я строю прекрасный храм».

— Расскажите об отношении каждого рабочего к своему труду и о том, как каждый из них чувствует себя в жизни.

(Первый рабочий несчастен, т.к. для него труд – каторга; второй – спокоен, т.к. он трудится ради своей семьи (в его ответе – спокойное достоинство);

третий горд и счастлив, т.к. служит прекрасной цели.)

3. Актуализация знаний.

— Прочитайте эпиграф и подумайте, к чему призывает Омар Хайям

-Каким образом связана притча и высказывание? (без труда в жизни ничего не добиться)

— Всё в жизни зависит от нас, от нашего трудолюбия, от того, как мы достигаем поставленных целей

Я очень надеюсь, что сегодня мы будем работать в полную силу и наш совместный труд принесёт нам новые знания. Тему нашего урока попробуем определить после орфографической работы.

Работать вы будете в индивидуальных рабочих картах, в которых прописаны все этапы нашей работы и критерии оценивания каждого этапа. Подпишите листы. Также на столах находятся карточки, если вы быстро будите выполнять все задания, вы работаете в них, а в конце урока сдаёте вместе с картами.

Запишем небольшой орфографический диктант.

Пленительный, заря , слагаемое, равнина, согрешить, очарование, канонада, загореть, аромат, забирать, касательная, оптимист

Выделите корни, поставьте ударение

4. Определение темы и целей урока.

— Какие орфограммы встретились у нас в тесте?

— Как проверить безударную гласную в корне слова?

— Каково правописание непроверяемых гласных?

— Как верно написать слова с чередующейся гласной в корне?

— Попробуйте определить, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

-Какова наша тема? Запишем ее в тетради. (Правописание гласных в корнях слов).

5. Решение проблемы

— Определим план нашей работы, для этого составьте опорную схему, которая может нам помочь при рассмотрении данной орфограммы?

Безударные гласные в корне

– Можно ли найти общий принцип написания букв в корнях? (вывод делают уч-ся)

6. Безударные гласные корня

-Начнём повторение с безударных проверяемых гласных в корне слова.

-Одной чертой подчеркните слова с проверяемой безударной гласной в корне слова Пленительный (плен), согрешить (грех), очарование (чары)

— Что нужно сделать, чтобы не ошибиться в правописании безударной гласной в корне слова?

Безударные гласные корня проверяются ударением, т.е. в неударяемом слоге пишется та же гласная, что и в соответствующем ударяемом слоге однокоренного слова.

-Закрепим данную орфограмму, выполнив тест

1. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

прил..гать прик..снуться к..ламбур

2.Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

изб..рательный пер..одический предпол..гать

3.Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

забл..стал р..стение скр..пучий

4. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

оз..рило водор..сли зап..раются

5. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

выт..раться р..шение бл..стеть

Проверим тестовую работу. За каждый правильный ответ вы получаете 1 балл. Максимальное количество 5 б. Занесли в шкалу оценок. Мы систематизировали наши знания о правописании проверяемых безударных гласных . НО

7. Непроверяемые безударные гласные корня

В русском языке существует много слов, корневые гласные у которых нельзя проверить ударением. Написание таких слов определяется по орфографическому словарю.
Сюда включаются как исконно русские, так и заимствованные слова. Вот некоторые из них: Абориген, антагонизм, бадминтон, бифштекс, бриолин, вестибюль, винегрет, волынка, диапазон, деликатес, дирижабль, демагог, иждивение, инициатива, кабала, криминология, кобура, макулатура, наваждение, обаяние, оказия, оптимизм, панорама, привилегия, палисадник, смятение, туннель

-Попробуйте проверить безударную гласную в корне слова. Значение всех слов вам понятны

-Запишите 5 слов, значение которых вам непонятны. Домашнее задание: из толкового словаря выписать в свой словарик значение этих слов.

-В нашей работе найдите слова , правописание которых надо запомнить, подчеркните волнистой линией.

8. Корни с чередующимися гласными.

9. Создание проблемной ситуации.

Воспользуйтесь отработанным алгоритмом проверки безударных гласных ударением:

И проверим гласную в корне заря

Отработанный прием не дает результатов: на заданный вопрос получается два ответа. ——Какой же выход найти? (надо знать правило)

— Вспомним правописание корней с чередованием

Оцените свою работу до 5 баллов

-От чего может зависеть правописание корней с чередованием.

— Как появились корни с чередованием в русском языке, расскажет Алина

2. Одни из чередующихся корней возникли в результате влияния старославянского языка (например, корни рос-, ровн- являются русскими, а раст-, равн- старославянскими), другие отражают старое распределение глаголов по видам (глаголы несовершенного вида на -ать имели в корне а, а глаголы совершенного вида на -ить имели в корне о: излагатьизложить). Поскольку в древнерусском языке безударные гласные произносились почти так же, как и ударные (в корне слов росла, уложить, загорать на месте буквы о произносился звук [о], а не [а]), то и проблемы разграничения на письме этих вариантов корней не было. Основное правило об употреблении этих гласных в корне («в безударном слоге пиши ту же букву, которая выступает под ударением») нельзя распространять на правописание чередующихся корней».

Откроем учебник п.20 стр 65 , прочитаем теорию, дополним таблицу корнями с чередованием, которые не встретились в орфографическом диктанте. Работаем в парах, можете обсудить спорные моменты. Слова- исключения также заносим в таблицу.

Выбор гласной зависит от ударения

Выбор гласной зависит от последующих букв и сочетаний букв

Выбор гласной зависит от суффикса А, стоящего за корнем

Выбор гласной зависит от значения корня

-ГОР- — -ГАР-, в безуд. положении О. Искл.: выгарки, изгарь, пригарь.

-ЛАГ- — ЛОЖ-, перед Г – А, перед Ж-О. Искл.: полог.

-БЕР- — БИР-, -ДЕР- — -ДИР,

-ЧЕТ- — -ЧИТ-, в корне пишется И, если за корнем стоит суффикс А. Искл . : сочетать, сочетание.

-МАК- — «погружать в жидкость.

-МОК- — «пропускать жидкость»

— КЛОН- — -КЛАН-, в безуд. положении О.

-РАСТ_ — РАЩ- — РОС-, перед СТ-А, перед Щ-А, перед С-О. Искл.: росток, ростовщик, Ростов, Ростислав, отрасль.

-КОС- — -КАС-, в корне пишется А, если после корня стоит суффикс А.

-РАВН- -«равный, одинаковый, наравне».

-РОВН- — «Ровный, прямой, гладкий».

-ТВОР- — -ТВАР-, в безуд. положении О. Искл. : утварь.

— СКАК- _ -СКОЧ-_, перед К-А, перед Ч-О. Искл.: скачок, скачу.

-ПЛОВ- — только в словах пловец, пловчиха,

-ПЛЫВ-, только в слове плывуны. В остальных слу-чаях пишется А.

-ЗОР- — -ЗАР-, в безуд. положении А. Искл.: зоревать.

Расскажите о правописании корней с чередованием, которые нам сегодня не встречались.

10. Закрепление повторенного материала.

Закрепим данный материал, выполнив графический диктант

Я читаю слова и словосочетания, ваша задача определить слово в котором находится корень с чередующейся гласной и вписать в лист ответа только гласные буквы: а/о, е/и.

замирать от счастья

поравняться с прохожим

10. заниматься в секции

— Возьмите работу соседа. Выполним взаимопроверку. За каждый правильный ответ 1 б – максимально-10 баллов

Отметим получившийся результат в листе самоанализа.

11. Рефлексия учебной деятельности

– Какие затруднения мы испытали? Правописание слов с ошибками, объясните своему соседу.

-Мы обобщили и систематизировали знания о правописании корней. Давайте вернёмся к притче , которую читали в начале урока.

— Найдите слова с орфограммами, которые мы повторили на уроке. Докажите свою точку зрения. Объясните расстановку знаков препинания.

Путешественник увидел трех рабочих, которые толкали тяжело нагруженные тачки, и спросил каждого, что он делает.

Первый ответил: «Толкаю эту тяжелую тачку, будь она проклята».

Третий гордо произнес: «Я строю прекрасный храм».

12 Домашнее задание. Параграф 19-20, упр.104, выучить таблицу, записать из толкового словаря значение 5 слов

— О каких орфограммах мы сегодня говорили на уроке?

— Какими правилами мы пользуемся при выборе гласных в корне?


источники:

http://infourok.ru/konspekt-po-russkomu-yaziku-pravopisanie-korney-raznih-chastey-rechi-klass-3455745.html

http://multiurok.ru/files/konspekt-uroka-pravopisanie-glasnykh-v-korniakh-sl.html