Конспект урока правописание корней с чередованием 6 класс

Урок русского языка в 6 классе » Обобщение. Правописание корней с чередованием».
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Открытый урок. Обобщение и закрепление знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
urok6kl.doc59.5 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Открытый урок русского языка в 6 классе

Тема: Обобщение.Правописание корней с чередованием.

Цели: 1. Обобщение и закрепление знаний учащихся по теме.

2.Совершенствование орфографических навыков.

3.Формирование практических умений и навыков по осознанному применению полученных знаний.

4.Воспитание бережного отношения к слову.

Задачи : 1.Повторить случаи написания « а-о » в корнях лаг-лож, раст(ращ)-рос, кас-кос, гар- гор, зар-зор, «е-и» в корнях бер-бир, стел-стил…

2.Закрепить орфографические навыки правописания гласных в корне слова.

3.Показать основное отличие безударной гласной от гласной в корнях с чередованием.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний, умений и навыков по теме.

Оборудование урока : доска, таблица, раздаточный материал, сигнальные карточки, проектор, ноутбук.

  1. Организационный момент. (Целеполагание учащимися).

Сегодня мы с вами отправляемся в увлекательное путешествие. Нам предстоит побывать в Стране Словообразования, мы посетим деревню Корней и остановимся на улицах Теоретической, Практической, Игровой и Сообразительной.

(СЛАЙД ) Все путешественники, отправляясь в дорогу, берут с собой багаж и кладут туда те вещи, которые понадобятся им во время путешествия. Вот и мы с вами возьмем в наше путешествие рюкзак. И поскольку наше путешествие будет не только увлекательным, но и познавательным, вы возьмем с собой в дорогу не просто рюкзак, а «Рюкзак знаний», который помо жет нам легко разобраться в материале.

Девиз: Повторяем то, что знали,

Вспоминаем, что забыли.

Первая улица, на которой мы остановимся, называется «Теоретическая».

1.Вспомним чередование каких гласных мы изучили?

2.В каких корнях?

3.От чего зависело правописание гласных в корнях?

Итак, опознавательные признаки орфограммы:

В результате усвоения темы вы будете уметь:

-правильно писать слова с чередованием;

-графически обозначать орфограмму;

-разбирать слова по составу.

А теперь нам пора перебраться на следующую улицу «Практическую».

На доске запись :

Пос…дили бер…жные руки р…сточек в землю и начала из него р…сти вишенка: р…сла, подр…стала и выр…сла в пышное дерево.

Задание: вставить пропущенные буквы, выделить орфограммы.

1.Выдели корень в слове.

2.Если проверяемая гласная в корн е слова, подбери проверочное слово.

3.Если чередующаяся гласная в корне слова, посмотри на опознавательные признаки орфограммы.

Запишите в тетради :

Растаял и растение . Однокоренные ли это слова? Почему?

Выпишите слова с чередующейся гласной в корне слов, объясните их написание .

В саду горит костер рябины красной, но никого не может он согреть. (Обратить внимание на метафору).

Ближе к осени многие птицы собираются в стаи и кочуют по лесам и полям в поисках корма.

У кумушки глаза и зубы разгорелись.

Ударили в смычки, дерут, а толку нет.

Откуда эти предложения? Кто автор?

Работа с сигнальными карточками. (А — О)

1.Прочитай слово, выдели корень.

2.Выясни, под ударением ли корень.

3.Руководствуясь правилом, запиши слово.

Гореть в огне, подгорелый хлеб, темный загар, загорать на море, огарок свечи, загорелый ребенок, запахло гарью, загореться мечтой.

Г…ра, заг…рать, г…ревать. Однокоренные ли эти слова? Почему?

Мы отправляемся на станцию «Игровая». Игра с буквами и словами. Надо отгадать слова, в которых нет никаких гласных, кроме «о». (На карточке, индивидуально). (На доске записать)

Модульный урок русского языка по теме «Правописание гласных в корне с чередованием». 6-й класс

Класс: 6

УЭ—О. Содержание и задачи урока модуля

Программа для учащихся

После повторения и изучения темы вы будете знать:

  • правила правописания букв о-а в корнях лаг-лож, раст-рос-ращ, гор-гар, кос-кас, мок-мак равн-ровн, скак-скоч, зор-зар.

В результате усвоения темы вы будете уметь:

  • правильно писать слова с изученной орфограммой;
  • графически обозначать орфограммы;
  • разбирать слова по составу.

УЭ-1. Правописание безударных гласных в корнях с чередованием лож-лаг, рос-раст-ращ, кас-кос-,скак-скоч-

Цели: повторить изученное о правописании чередующихся гласных в корнях слов; познакомить с правилом выбора букв в корне — кос- — кас-, -скак- — скоч-

(15-18 мин. Индивидуальная работа, выполняется в тетради)

Задание. Рассмотрите таблицу, вспомните правописание известных вам чередующихся корней. От чего зависит правописание гласной в этих корнях?

Сделайте вывод о чередовании других корней в этой таблице. (помощник – учебник стр. 60)

Правописание гласных в корне в зависимости от последующей буквы.

Корни словПишется аПишется о
-лаг-ложВ корне –лаг- перед г:

предлагатьВ корне –лож- перед ж:

предложить-раст-рос-ращВ корнях слов перед согласными ст, щ:

Растение, наращиватьВ корнях слов перед согласной с:

Вырос, заросли-кос(н) -кас-В корне перед суффиксом а:

касатьсяВ корне, если нет суффикса а:

коснуться-скак- скоч-Перед согласным к

корня: скакать, проскакалПеред согласным ч корня:

вскочить, выскочить

Исключения: росток, отрасль; скачу, скачок;

С о пишутся слова: Ростов, Ростислав, ростовщик

Вставьте пропущенные буквы, графически обозначьте орфограммы.

Распол..гать свободным временем; имя прил..гательное; л..житься спать, возл..гать надежды; молодая пор…сль; зеленый р..сток; важная отр…сль промышленности; полезные р…стения, школьный возр..ст; густые зар..сли.

Ск..кать на лошади; выск..чить из-за угла; решительный ск..чок вверх; вск..чить с места; заносчивый выск..чка.

К…саться вопроса, легкое прик..сновение , к…сательная линия, к..снулись меня, прик…саться воды, к..сание мяча.

Алгоритм работы

  1. Изучите приведенную выше таблицу.
  2. Руководствуясь правилами о правописании гласных в корнях с чередованием, запишите словосочетания.
  3. Графически обозначьте орфограммы
  4. Проверьте свою работу по ключу № 1 и оцените её.

УЭ-2 Закрепление навыка правописания безударных гласных в корнях слов с чередованием.

Цели:

  • закрепить условия выбора написания – кос -кас-
  • отработать способ действия при выборе букв о-а в однокоренных словах с корнем –кос-кас-

(5-7 мин. Индивидуальная работа .)

Задание №1. Спишите. Вставьте пропущенные буквы..

К…саться, к…снуться, неук…снительно, прик..сновение, прик…саться, прик..сание, неприк…сновенность, прик…снуться, соприк…саться, соприк..сновение.

Алгоритм работы.

  • Прочитайте слово, найдите корень.
  • Выясните, есть ли суффикс –а.
  • Руководствуясь правилом, запишите слово.
  • Проверьте свою работу по ключу № 2 и оцените её.

    (3 мин. Общеклассная работа)

    Задание № 2. Какое общее лексическое значение всех слов с корнем –кос-кас? В задании к упражнению 138 учебника (автор М.Т.Баранов) приведены все значения, которые даются в “Толковом словаре русского языка” С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой. Первое значение – прямое, а второе и третье – какое?

    Вывод: слова с корнем -кос-кас- многозначные

    (3-5 мин. Устная работа в парах. Коллективная проверка .)

    Задание № 3. Вставьте пропущенные буквы. Найдите “четвертое лишнее”.

    к..скад, к…стер, к…сательная, к..стюм.

    к…сатка, прик…сновение, к..стыль, к..сынка.

    к..са, к..сатик, к…суля, к…сательство.

    1. Прочитайте внимательно каждое слово, выделите корень.
    2. Определите, являются ли эти слова однокоренными.
    3. Подумайте, можно ли в один синонимический ряд записать словосочетания девичья коса, песчаная коса? Как называются такие слова?
    4. Найдите “четвертое лишнее”, исправьте ошибки.

    (5-7 мин. Творческая работа)

    Задание №4 . Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Определите. Какими частями речи являются данные слова. Все ли слова являются общеупотребительными? Составьте с ними предложения.

    К…саться , к..сание, к…сательная, к..сательно.

    Проверьте свою работу по ключу № 3

    УЭ -3. Правописание безударных гласных в корнях с чередованием гор-гар, зор-зар, клан-клон, -твор- твар-

    (10-15 мин. Работа в парах. Взаимопроверка)

    Задание А. Проведите наблюдение за имеющимися данными в таблице. Объясните, почему в корнях пишется а или о. Постарайтесь восстановить таблицу. (Если самим не удается, воспользуйтесь справочной литературой).

    Правописание гласных в корне в зависимости от ударения

    (8-10 мин. Работа в парах. Взаимопроверка.)

    Б. Спишите сначала слова с пропущенной буквой а, затем с пропущенной буквой о. Обозначьте условия выбора данной орфограммы (см. образец в учебнике стр.61.)

    Дог..рать ,дог..реть, заг..рать, заг..реться, наг..р, наг..рать, обг..рать, уг..рать, ог..рок, перег..рать, пог..реть, заг..р, подг…релый, приг..рать, уг..р, сг..рать, сг..реть, уг..реть, разг…рается.

    Алгоритм работы.

  • Прочитайте слово, найдите корень.
  • Выясните, падает ли ударение на корень.
  • Руководствуясь правилом, запишите слово.
  • Проверьте свою работу по ключу № 4

    (5-7 мин. Индивидуальная работа.)

    В. Запишите слова гора, загорать, горе и выделите с в них корень.

    — Однокоренные ли эти слова? Почему?

    — Как называются такие слова?

    — Распределите по трем колонкам слова загораться, угоревший загар, горец, загорелый, горы

    — Как вы думаете, почему в колонках дважды написан корень –гор-?

    (3-5 мин. Устная работа в парах. Коллективная проверка)

    Г. Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Найдите “четвертое лишнее”

    1. Возг…рание, возг..раться, возг…реться, г..рчить.

    2. Г..ра, выг..рки, выг…рание, выг…реть.

    3. Г…рючее, г..родок, загар, г..релый.

    4. Угар, разгар, г..рчица, загар.

    Алгоритм работы:

      Прочитайте внимательно каждое слово, выделите корень.
    1. Определите, являются ли эти слова однокоренными.
    2. Найдите “четвертое лишнее”, исправьте ошибки.

    (8 мин. Индивидуальная работа)

    Выполните задания № 87 и 88 в рабочей тетради Г.А.Богдановой.

    Проверьте себя по ключу № 5

    (10 мин. Самостоятельная работа.)

    Вставьте пропущенные буквы, графически обозначьте орфограммы.

    заг..ратьпокл..н
    выг..ратьраскл..няться
    сг..ретьоз..рять
    перег..ретьз..рница
    наг..рот з..ри
    заг..рдо з..ри
    г..рьз..ри (мн.ч)
    уг..ретьз..рька
    накл..нятсяз..рево
    скл..нятьсяз..ря
    прекл..нятьсяз..рницы
    накл..онз..ренька

    Алгоритм работы

      Изучите внимательно таблицу.
    1. Восстановите пропущенные в ней данные.
    2. Руководствуясь правилами о правописании гласных в корнях с чередованием, вставьте пропущенные буквы.

    Проверьте работу по ключу № 6 и оцените.

    УЭ -4. Правописание безударных гласных в корнях с чередованием -мак-мок, -равн-ровн-

    Цели:

    • знакомство с правилом чередования О и А в корнях –мок-мак-, — равн- ровн-
    • отработка правописания слов с чередующимися гласными.
    • выработка внимания к лексическому значению слова, определяющему применение правила.

    Правописание гласных в корне слова в зависимости от значения слова

    Корни словПишется аПишется о
    -мак-мок-В глаг В словах со значением “ погружать в жидкость” (что-либо во что- либо):

    макать (хлеб в мед)

    обмакнуть (перо в чернила)В словах со значением

    непромокаемый (плащ)-равн-ровн-В словах со значением “равный, одинаковый”:

    сравнить (с чем-нибудь),

    равняться (на кого- либо)

    равновесиеВ словах со значением

    подровнять (грядку)

    Исключение: равнина

    (Индивидуальная работа. 5 мин.)

    1. Неосложненное списывание. Списать. Выделить корни с чередованием гласных. Обозначьте условия выбора орфограмм. Обозначьте слова-исключения.

    Расположился на отдых, собираются друзья, разгорелся спор, прилагаются документы, вечерняя заря, прикоснуться к земле, уравняться в правах, слабый росток, несгораемый шкаф, изложить требования, сращение костей, выскачу из дома, Ростислав живет в Ростове, равнина впереди, промочить ноги, вытереть посуду, упираться ногами, меня это не касается.

    (Работа в парах. 5-7 мин.)

    2. Вставьте пропущенные буквы, графически обозначьте орфограммы.

    Непром..каемое пальто; вым…кнуть под дождем; обм…кнуть кисть в краску; нам..чить рукава; ур…нять в правах; р..вносторонний треугольник; выр…внять дорожки, ср..внить два числа, р..внение на середине, вым…кшая рожь, подр..внять клумбу.

    Алгоритм работы

  • Прочитайте словосочетания.
  • Найдите корень в словах с пропущенными буквами, выясните его лексическое значение
  • Руководствуясь правилом, вставьте буквы и запишите словосочетания.
  • Проверьте работу по ключу № 7 и оцените её.
  • (Работа в парах. 5-8 мин. Взаимопроверка)

    3. Исправь ошибку! Найдите и выпишите все слова с ошибками, исправьте их.

    Лес был полон жизни , и её голоса заставляли мальчиков часто останавливаться ,чутко прислушиваться. Догорала зоря. Солнце уже поднималось, нежно косалось стволов ,зажигало гарячими бликами вершины крупных сосен, которые одиноко расли на поляни. Под лучами блистела роса. Дрозды сидели на мокушках деревьев и громко распивали.

    (Если работал самостоятельно, проверь работу по ключу № 8.)

    (Работа в парах. 10 мин.)

    Задание. Распределите слова в два столбика: в один с гласной А , в другой с гласной –О.

    Г..рь, г..релка, з..рница, соприк..саться, ур..вень, натв…рить, взр..слеть, выр..внивать, пром…чить, тв..рец, заг…р, уг..реть, тв…рительный, м…кание, взм..кнуть, ур…внение, уск…кать, доск…чить, накл…нность, оз…рять, пог..реть, кас..ние, кл..няться, р..стение, уск..кать, тв..рить, нам…ченный,

    выр…внивать, отр…слевой, см…чить, разг..реться, к..сательство, пог…релец, отм…кать.

    Проверьте работу по ключу № 9 и оцените её.

    РасполАгать свободным временем; имя прилАгательное; л.Ожиться спать, возлАгать надежды; молодая порОсль; зеленый рОсток; важная отрАсль промышленности; полезные рАстения, школьный возрАст; густые зарОсли.

    СкАкать на лошади; выскОчить из-за угла; решительный скАчок вверх; вскОчить с места; заносчивый выскОчка.

    КАсаться вопроса, легкое прик.Основение , кАсательная линия, кО.снулись меня, прикАсаться воды, к.Асание мяча.

    Ключ № 2 Правописание гласных в корне в зависимости от ударения

    Корни словПишется аПишется о
    -гор-гарВ корне слова под ударением:

    Угар, загар, нагарВ корне слова без ударения:

    Загорать, гореть-клон-клан-В корне слова под ударением:

    КланятьсяВ корне слова без ударения:

    Поклониться, клонить-твор-твар-В корне слова под ударением та гласная, которая слышится:

    Тварь, творчествоВ корне слова без ударения :

    ТвОрить, твОрение-зор-зар-В корне слова без ударения

    Заря, зарница, озаритьВ корне .слова под ударением. та гласная, которая слышится:

    Зарево, зорька

    Запомнить: утварь, выгарки

    Запомнить: зоревать

    КАсаться, кОснуться, неукОснительно, прик.Основение, прикАсаться, прик.Асание, неприкОсновенность, прикОснуться, соприкАсаться, соприк.Основение.

    КАсаться (глагол), к.Асание (существительное), кАсательная (существительное, профессиональное), кАсательно (наречие).

    Я не хотела касаться темы воспитания при разговоре с мамой.

    Мария чувствовал касание теплых рук брата на своих плечах.

    На уроке математики надо было несколько раз провести касательную линию.

    Наша встреча проходила касательно будущих экзаменов.

    ДогОрать, догОреть, загОрать, заг.Ореться, наг.Ар, нагОрать, обгОрать, угОрать, огАрок, перегОрать, погОреть, загАр, подгОрелый, пригОрать, угАр, сгОрать, сгОреть, угОреть, разгОрается.

    Упр.87. ПредлАгать, гОрят, рАстительность, разгОраться, загОрать, прилОжение, кОснуться, кАсаться, загОрелый, перегОрают, соприкАсаться, загОреть, обгОреть,располАгаться, отрАстать, рОсток, зарОс ли.

    Упр 88. ОтпИрать, блЕснуть, кАсание, собЕрет, возрАст, взбЕрется, рАстение, излАгать, рОсток, расстИлаться, излОжить, расстЕлил, слАгаемые, загОрать, кАсаться.

    загОратьзагАр
    выгОратьгАрь
    гОретьугОреть
    перегОретьнаклОняться
    нагАрсклОняться
    преклОнятсязорька
    наклОнзАрево
    поклОнзАря
    раскланятьсязАрницы
    оЗарятьзоренька
    от зАри
    до зАри
    зОри

    НепромОкаемое пальто; вымОкнуть под дождем; обмАкнуть кисть в краску; намОчить рукава; урАнять в правах; рАвносторонний треугольник; вырОвнять дорожки, ср.Авнить два числа, рАвнение на середине, вымОкшая рожь, подрОвнять клумбу

    1. заря
    2. касалось
    3. горячими
    4. росли
    5. на поляне
    6. блестела
    7. на макушках
    8. распевали

    ГАрь, г.Орелка, зАрница, соприкАсаться, урОвень, натвОрить, взрОслеть, вырАвнивать, промОчить, твОрец, загАр, угОреть, твОрительный, мАкание, взмОкнуть, урАвнение, ускАкать, доскОчить, наклОнность, озАрять, пог.Ореть, касАние, клАняться, рАстение, ускАкать, твОрить, намОченный, вырАвнивать, отрАслевой, смОчить, разгОреться, кАсательство, погОрелец, отмОкать.

    Конспект урока русского языка в 6 классе «Чередование гласных в корне слова»

    Конспект урока русского языка в 6 классе

    (Учитель русского языка и литературы МБОУ Школы №168 им. Героя Советского Союза Е.Н. Никонова г.о Самара Макатова Сара Койшибаевна)

    «Чередование гласных в корне слова»

    Предмет: русский язык.

    УМК: Русский язык: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. ./ М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: Просвещение, 2017.

    Тип урока : урок усвоения новых знаний.

    Вид деятельности: коллективная, групповая.

    развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, потребность в речевом самосовершенствовании, речевого слуха;

    — освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения, обогащение словарного запаса, расширение круга используемых грамматических средств;

    — формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

    — применение полученных знаний и умений в речевой практике.

    — знать корни с чередованием;

    — уметь правильно писать корни с чередованием;

    — выстраивать композицию рассуждения.

    — овладение знанием условия выбора букв А-О в корнях с чередованием гласных – раст-/ -рос-, -ращ-; лаг-/ -лож-, -кас-/-кос-, -гар/- гор-, — зар-/-зор-, Е и И в корнях -бер-/-бир- и др. ;

    — овладение умением объяснять написание букв О-А в корнях с чередованием;

    — овладение умением группировать изученные орфограммы – гласные с чередованием в корне по видам; применять в разных условиях;

    — умение аргументированно отвечать на вопросы учителя;

    — овладение приемами отбора и систематизации материала;

    — способность к конструированию предложений;

    — адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;

    — умение создавать тексты;

    — умение оценивать собственную речь с точки зрения норм общения;

    — овладение умением работать в группах

    — презентация, раздаточный материа

    1. Мотивация к учебной деятельности. (3 мин.)

    Проверка готовности к уроку. Психологический настрой.

    — Здравствуйте, садитесь. Открываем тетради, записываем число, классная работа, тему урока

    2.Актуализация ранее изученного материала.

    — Сегодня мы с вами будем говорить об орфограмме в корне слова, о корнях с чередованием. Будьте внимательны – эта орфограмма встречается в заданиях ГИА.

    Корни с чередованием н ужно хорошо запомнить: «написание букв на месте безударных гласных в этих корнях не соответствует общему правилу, а подчиняется традиции». При написании гласной в этих корнях мы будем пользоваться особыми правилами.

    — Какие корни с чередованием изучили?

    — От чего зависело правописание гласных в корне -лаг- — -лож-?

    А -раст (ращ)- — -рос?

    3. Изучение нового учебного материала.

    Эти правила можно объединить в 4 группы.

    Исключения : р о сток, Р о стов, Р о стислав, р о стовщик, отр а сль

    Исключения: ск а чок, ск а чу,

    ск а чкообразно

    Исключение: пол о г

    -блест – блист — А

    -гор – гар – без ударения – О

    Исключение: выг а рки

    — без ударения — О

    — без ударения – О

    Исключение: утв а рь

    -зор – зар – без ударения — А

    Исключения: з о ревать, з о рянка (птица)

    — без ударения — А

    Исключения: пл о вец, пл о вчиха, пл ы вуны

    -мок- («пропускать жидкость», «становиться мокрым»)

    -мак- («опускать в жидкость, погружать»)

    -ровн- («ровный, гладкий, прямой»)

    -равн- («равный, одинаковый)

    Исключения: ур о вень, пор о вну, р о весник,

    р а внина, р а вняйся, пор а в-

    няться, р а внение направо

    Ключевая задача №1

    Полезные р…стения; р…скошные апартаменты; ск..кать на лошади; выск..чить из-за угла

    Ключевая задача №1

    Выт..реть посуду; зам..рать от восторга; легкое прик..сновение; к…сательная линия; новая газонок..силка;

    Ключевая задача №1

    разг. релся спор; г..рняцкий поселок; претв..рить мечту в жизнь, вечерняя з..ря; пл..вучие льды; накл..ниться в

    Ключевая задача №1

    ур..вняться в правах; подр..внять клумбу; ур..вень воды; непром..каемое пальто; обм..кнуть кисть в краску

    Вставьте пропущенные буквы. Объясните свой выбор, обращаясь к таблице.

    Алгоритм нахождения чередующейся гласной в корне слова:

    1) выделите корень;

    2) выясните его лексическое значение;

    3) обоснуйте выбор гласной, пользуясь сведениями из таблицы;

    3) подчеркните гласную в корне.

    Заг..реть на солнце; отважный пл..вец; яркая з..рница; вск..чить с места; прик..снуться к земле; к..сание мяча; яркая к..сынка; вым..кнуть до нитки; покл..ниться знакомому; предпол..гаемые планы; р..вносторонний треугольник; решительный ск..чок вверх; подр..внять клумбу; р..систое утро; прим..рять платье; р..весник века; прин..мать присягу; отр..слевая промышленность; расст..лающаяся р..внина .

    3. Задания этого уровня соответствуют заданиям блока В ГИА и ЕГЭ. Учащиеся также отвечают, подкрепляя свои рассуждения доказательством.

    . Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

    Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

    Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

    . Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

    Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

    Найти и записать 5-6 пословиц, в которых встречаются слова с чередующимися гласными в корне.

    Написать небольшое сочинение на тему «Золотая осень», используя слова с чередованием гласных о — а, е — и в корне (7-8 предложений).

    Исключения : р о сток, Р о стов, Р о стислав, р о стовщик, отр а сль

    без ударения — О

    мак- (погружать в жидкость)

    без ударения — О

    р а вн (одинаковый)

    о вн- (прямой, гладкий)

    без ударения — О

    Исключения : ур о вень, р о весник, равнина, равняйсь, равнение направо.

    без ударения – А

    Искл.: зоревать, зорянка (птица)

    без ударения — А

    -блест – блист — А

    Вставьте пропущенные буквы. Объясните свой выбор, обращаясь к таблице.

    Алгоритм нахождения чередующейся гласной в корне слова:

    1) выделите корень;

    2) выясните его лексическое значение;

    3) обоснуйте выбор гласной, пользуясь сведениями из таблицы;

    3) подчеркните гласную в корне.

    Молодая пор…сль; полезные р…стения: р…скошные апартаменты; ск..кать на лошади; выск..чить из-за угла; распол..гать свободным временем; прежпол..жить лучшее; выт..реть посуду, уп..раться ногами; зам..рать от восторга; прим..рять платье; соб_раться в экспедицию; .легкое прик..сновение; к…сательная линия; подн..маться в гору; новая газонок..силка; разг. релся спор; несг..раемый шкаф; г..рняцкий поселок; претв…рить мечту в жизнь, вечерняя з…ря; отважный пл_вец; накл..ниться в сторону; ур..вняться в правах; подр..внять клумбу; непром..каемое пальто; обм…кнуть кисть в краску; р..систое утро; зеленый р..сток; прм..рить друзей

    Вставьте пропущенные буквы. Объясните свой выбор, обращаясь к таблице.

    Алгоритм нахождения чередующейся гласной в корне слова:

    1) выделите корень;

    2) выясните его лексическое значение;

    3) обоснуйте выбор гласной, пользуясь сведениями из таблицы;

    3) подчеркните гласную в корне.

    Молодая пор…сль; полезные р…стения: р…скошные апартаменты; ск..кать на лошади; выск..чить из-за угла; распол..гать свободным временем; прежпол..жить лучшее; выт..реть посуду, уп..раться ногами; зам..рать от восторга; прим..рять платье; соб_раться в экспедицию; .легкое прик..сновение; к…сательная линия; подн..маться в гору; новая газонок..силка; разг. релся спор; несг..раемый шкаф; г..рняцкий поселок; претв…рить мечту в жизнь, вечерняя з…ря; отважный пл_вец; накл..ниться в сторону; ур..вняться в правах; подр..внять клумбу; непром..каемое пальто; обм…кнуть кисть в краску; р..систое утро; зеленый р..сток; прм..рить друзей


    источники:

    http://urok.1sept.ru/articles/414651

    http://infourok.ru/konspekt-uroka-russkogo-yazika-v-klasse-cheredovanie-glasnih-v-korne-slova-2498803.html