Конспект урока правописание морфем 5 класс

Конспект урока по теме «Морфемика. Словообразование. Орфография»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Данная разработка предназначена для повторения по теме «Морфемика. Словообразование. Орфография» — 5 класс к учебнику Ладыженской и др. Урок построен по технологии модульного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
konspekt_uroka_morfemika_orfografiya.docx28.98 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

МКОУ «Полдневская средняя общеобразовательная школа»

Обобщающий урок по теме «Морфемика. Орфография».

(выполнила учитель русского языка

Цель урока: систематизировать знания и умения по теме “ Морфемика. Орфография».

а) повторение и закрепление всех орфографических навыков

б) закрепление умение выполнять морфемный разбор, отличать однокоренные слова от форм одного и того же слова

а) умение сопоставлять и сравнивать,

б) расширение словарного запаса учащихся,

в) умение творчески работать (занимательные задачки),

г) развитие самостоятельности у учащихся.

а)воспитывать положительную мотивацию к обучению

б) способствовать развитию культуры взаимоотношений при работе в парах, коллективе;

Оборудование: интерактивная доска, презентация, видеоролик, структурная карта урока.

Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас на уроке.

Прозвенел звонок для нас.
Все вошли спокойно в класс
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу класс ваш хоть куда!
Мы начнем урок, друзья? Да!

Записываем число, классная работа.

II. Синтаксическая пятиминутка. Анализ текста

1) Когда мы расположились около зарослей с густой растительностью, мой товарищ услышал тихий шорох в кустах. 2) Мы подошли на цыпочках, бесшумно отодвинули ветки, и я увидел гнездо синицы. 3) Потом я снял тяжёлый рюкзак, достал спички и поджёг хворост.

Задания к тексту:

1.Объясните правописание всех орфограмм, изученных на последних уроках.

2. Разберите слова расположились,зарослей по составу.

3.Подбери к слову растительностью однокоренные слова (растение, зарастать,

4.Какая морфема указывает на форму глаголов увидеЛ, отодвинуЛи.

5.Найди существительные с нулевым окончанием (шорох, рюкзак, хворост).

6. Укажите предложение, соответствующее схеме [ О, О и О ] .

III. Cлово учителя о целях и задачах урока.

1.Мы закончили изучение еще одного раздела языкознания. Как он называется?

2.Что такое морфема? Перечислите их.

3.Какие морфемы участвуют в словообразовании?

4.Какие морфемы участвуют в образовании форм слова?

IV. Практическая работа.

Работа в парах. Взаимопроверка.

  1. Найди пару. Выдели корни. Выпиши чередование звуков.

Трещать, вяжу, корм, сидеть, ношу, любить, вязать, сижу, треск, носить, люблю, кормлю.

  1. Распредели слова на две группы:
  1. Формы слова 2. Однокоренные слова

К воде, водный, у воды, в воде, в воду, водичка, водник, воды, подводный, водой, водяной, вода, водопровод, подводник.

3 «Четвёртое лишнее». ( устно)

  1. Больница, болтун, больной, болевой
  2. Гореть, горный, гора, гористый
  3. Водитель, вода, водник, водоросли

4 Диктант-молчанка. ( ы-и после ц ).

Записать слова, называющие предметы, изображенные на рисунках, обозначить условия выбора орфограммы « ы-и после ц».

Мотоцикл, рукавицы, цыпленок,цифра, циркуль, цыганка, огурцы, птицы.

5 Проверка домашнего задания. Чтение рассказов, составленных с использованием слов-исключений « ы-и после ц».

7. Игра «Найди ошибку». Ребята, к нам пришло письмо от Незнайки. Вот что он пишет? ( А-О в корне –лаг- — -лож-, раст- — рос- ).

Мне предлажили сходить в поход. Мы пролагали путь сквозь густые зарасли. Растения тут и там: расли осинки, подрастали березки. Зеленые растки видны везде. Мы прилажили много усилий, чтобы выйти на поляну.

Найти слова, в которых допущены ошибки. Записать их в исправленном виде, выделить орфограммы.

8. Творческий диктант. ( о-ё после шипящих).

Узнать слово по его лексическому значению, записать его. Составить предложение с одним из слов.

плод дуба — _________________________________________

цвет одуванчика — _____________________________________

предмет для чистки зубов — _____________________

разговор тихим голосом -______________________________________

лёгкая ткань — ______________________________________________________

знак для переноса слов -__________________________________________

профессиональный наездник на скачках -_________________________________

цвет, противоположный белому — ________________________________

человек, нарядно одетый, любящий нарядно одеваться ______________________

водитель машины _____________________________

место соединения сшитых кусков ткани _____________________________

9. Сигнальный диктант.

Заменить существительное с предлогом прилагательным с приставками на з (с)

1. Ребенок без забот (беззаботный)

2. Небо без звезд (беззвездное)

3. Жидкость без цвета (бесцветная)

4. Дорога без конца (бесконечная)

5. Плач без звука (беззвучный)

6. Движение без шума (бесшумное)

7. Шоколад без вкуса (безвкусный)

8. Вход без платы (бесплатный)

9. Ребенок без помощи (беспомощный)

10. Океан без предела (беспредельный)

11. Облако без формы (бесформенное)

12. Пустыня без воды (безводная)

КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕСТ ПО ТЕМЕ “СЛОВООБРАЗОВАНИЕ”

1. Найди лишнее слово:

А) горе Б) гористый В) горец Г) пригорок

2. Найди слово с нулевым окончанием

А) спросил Б) весна В) впереди Г) чистый

3. Выбери верный ответ: — ешь является окончанием:

А) сущ., женского рода, 3 скл. Б) глагола 1 спр., наст. времени, 3 л. ед. ч.

В) глагола 1 спр., наст. или буд. времени, 2 л. ед. ч. Г) глагола в н/ф

4. Найди слово с О после шипящих в корне слова:

А) ж…лудь Б) печ…нка В) ч…рточка Г) ож…г руки

5. Найди слово с буквой Ы после Ц:

А) ц…ркуль Б) ц…кнуть В) ц..ферблат Г) ц…корий

6. Найди слово с приставкой без-:

А) бе…шумный Б) бе…жалостный В) бе…покойный Г) бе…цветный

Конспект урока русского языка в 5-м классе «Морфемы. Морфемика»

Цель урока: познакомить с новым названием частей слова; узнать, в каком разделе науки о языке изучаются морфемы; совершенствовать умение находить составные части слов.

— Сегодня необычный урок. Мы отправляемся в путешествие по морю знаний прямо к острову… Но сейчас я не скажу его название, ведь это пока тайна.

— Ребята, к сожалению, не все команды смогут сегодня побывать на острове, а только те, у кого есть багаж знаний. Его наличие легко установить с помощью вопросов. За правильный ответ вы получите билет на поездку.

ВОПРОСЫ:

  • Раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи. (Фонетика)
  • Раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетание и предложение, правила их построения. (Синтаксис)
  • Раздел науки о языке, в котором изучается словарный состав языка. (Лексика)

Молодцы! Все приобрели билеты. А теперь необходимо

представить свои команды гостям и друг другу. (Представление команд).

Правила путешествия таковы: За правильный ответ вы получаете жетон. Команда получает жетон голубого цвета, а за индивидуальный ответ – жетон белого цвета. В конце путешествия подведём итог, у какой команды больше жетонов, та и выиграла. От команд требуется вежливое отношение друг к другу и соперникам, за нарушение правила – команда утратит один жетон. Думаю, что этого не произойдёт.

— Ну вот, кажется, всё. Осталось только сделать необходимые записи в судовые журналы (Записать в тетради число и т.д.)

— А теперь – в путь! (Звук моря)

— Смотрите, перед нами остров. Кажется, нас там с нетерпением ждут.

— Как называется этот остров? (Морфемика).

— Морфемика! Какое красивое название! Мы непременно должны узнать, что оно означает!

— Тесновато здесь, не правда ли? В этой стране так много жителей. Они такие разные. Кто же они? (Части слова).

На доске условные обозначения морфем.

— Приставка, корень, суффикс, окончание имеют общее название. Это МОРФЕМЫ.

Над условными обозначениями учитель прикрепляет карточку со словом МОРФЕМЫ.

Учитель объявляет цель урока:

Друзья! Задача наша такова –
Откроем, как построены слова,
Какие их морфемы составляют,
Какую роль в словах они играют.
(П.Чесноков.)

— Прочитайте стихотворение и вставьте пропущенные слова-термины, называющие значимые части слова. (Стихотворение А. Косоговского)

Та часть слова, что изменяется,
Окончанием называется,
Остальную же часть слова
Именуем мы основой.

Корень слова – главная значимая часть.
Родственные связи дарят корню власть.
Выясни умело линию родства –
Однокоренные подбери слова.

За корнем суффикс
Обогрел местечко,
Не словом угодил,
А лишь словечком.

Река большая
Превратится в речку,
Лес – в лесника,
А печь – всего лишь в печку.

У корня в недругах, представь-ка,
Есть дама гордая – приставка.
А злит она его одним:
Стоит лишь только перед ним.
(А.Косоговский.)

— Скажите, а как называется раздел науки о языке, в котором изучаются морфемы? (Морфемика).

Учитель прикрепляет карточку со словом МОРФЕМИКА.

Сформулируйте тему урока, запишите её в судовые журналы. (Морфема. Морфемика).

— А теперь обобщите рассмотренный материал. (Части слова: приставка, корень, суффикс, окончание – имеют общее название – морфемы. Морфемы изучаются в разделе науки о языке, который называется морфемика.)

Вопросы по картинке:

— Что там, на дереве, вместо флага?

— Почему эта морфема в образе птицы? Какая ещё морфема летает над островом и почему?

— Чем занимается эта морфема? Почему ей нравится этот вид спорта?

— Какие морфемы ссорятся? Почему?

— Какие ещё морфемы похожи друг на друга? Чем это объяснить?

— Почему одна из морфем в очках? Как это связано с её значением?

— Почему эти морфемы не гуляют по острову сами по себе? (Они составили слова).

— У вас на столах лежат карточки с морфемами. Составьте из них слова, а из слов — предложение. Кто вперёд?

Напишите это предложение. Дайте его полную характеристику, сделайте синтаксический разбор, объясните постановку знаков препинания.

(Красота – удивительное явление нашей жизни.)

— Что вы сделали для того, чтобы составить предложение? (Составили из морфем слова.)

Задание. Работа с учебником.

— В предыдущем задании вы составляли слова из морфем, а теперь наоборот – разделите слова на морфемы. (Упражнение № 368)

Пока команды выполняют это упражнение, по одному ученику из каждой команды выполняют задание по карточкам.

— Ребята, вы, наверное, задавали себе вопрос: “И зачем это мы делим слова на части, если они, эти морфемы, сами по себе ничего не значат?”

— Думаете, они ничего не обозначают? Тогда скажите, что такое кабаржонок? А кабарга?

СЛАЙД 11 (ХКК ГОС)

Кабарга — это удивительный маленький олень, не имеющий рогов. Обитает это животное в тайге. Широкую известность кабарга получила благодаря расположенной у нее на животе мускусной железе, секрет которой, применяемый в парфюмерной промышленности для закрепления запахов, весьма высоко ценится. В связи с сокращением численности промысел кабарги ограничен.

— А кабаржонок? В этом слове мы можем выделить суффикс, который поможет понять значение незнакомого слова. В слове кабаржонок мы можем выделить суффикс –онок. Как вы думаете, какое у него значение? Этот суффикс указывает на детёныша.

Вспомните и запишите слова с таким же суффиксом. (Волчонок, зайчонок, барсучонок, лягушонок, галчонок, бельчонок, медвежонок и т.д.)

Проверка. Каждая команда называет по одному слову. Жетон получает та команда, которая назовёт последнее слово.

— Что же обозначает суффикс в этих словах?

Задание. Упражнение 1 устно

Прибежал, рыбка, колосок, огородник, волосок, колхозник, шубка, прицепил.

Прочитайте слова. Объедините их попарно. Добавьте ещё по одному-два слова по этим же признакам.*

Прибежал, прицепил – это глаголы. В обоих словах приставка при-.

— Какое значение имеет морфема при-?

Рыбка, шубка – это имена существительные. У них одинаковый суффикс –к-.

Какое смысловое значение имеет суффикс –к-?

Колосок, волосок. Это тоже имена существительные. В словах одинаковая морфема суффикс –ок-. Он имеет уменьшительное значение.

— Кто расскажет о последней паре слов?

Огородник, колхозник. Это имена существительные. В словах одинаковая морфема суффикс –ник-. Он обозначает род деятельности человека.

— Какой вывод вы можете сделать по поводу морфем? (Каждая морфема имеет своё значение).

— Каждая морфема слова имеет своё значение и играет свою роль в слове. И не просто играет роль, но и может полностью изменить значение слова.

Например, с корнем —лес— с помощью других морфем образовываются слова лес-ник, лес-н-ой, лес-ист-ый и т. д.

За одну минуту составьте как можно больше слов с корнем -вод — при помощи приставок и суффиксов. У кого слов больше, тот и победил.

— Что нового узнали сегодня на уроке? С какими терминами познакомились?

— Скажите, что такое морфемы и что такое морфемика.

Корень мой находится в ЦЕНЕ.
В ОЧЕРКЕ найди приставку мне.
Суффикс мой в ТЕТРАДКЕ все встречаем,
Вся же – в дневнике я и в журнале. (О-цен-к-а)

— Запишите в тетрадь слова оценка, графически обозначьте морфемы. Поставьте сами себе оценку за этот урок в тетрадь. Ну а теперь подсчитайте групповые и индивидуальные жетоны. У кого сколько?

Выставление оценок. Запись домашнего задания.

Урок русского языка в 5 классе на тему «Правописание морфем»

Предмет : русский язык

Тип урока : открытие нового знания

Тема урока «Правописание морфем»

Цели урока: 1. дать представление об орфографии как системе правил правописания, включающей несколько разделов; 2. добиваться понимания орфограммы как написания, требующего осмысленного выбора; 3. формировать представление об основном законе русской орфографии – единообразном написании морфем.

Обобщить теоретические основы вопросов раздела « Орфография».

Актуализировать умения, сформированные при их изучении.

Применять орфографические знания при работе с языковым материалом:

Развивать ключевые компетенции учащихся: анализ, синтез, классификация, обобщение, систематизация материала.

Развивать умение самостоятельно воспроизводить полученные знания и работать с учебным материалом.

Воспитание уважительного отношения к истории языка и своего народа.

Личностные : формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Регулятивные : уметь принимать и сохранять учебную задачу: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

Познавательные : осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач; строить речевое высказывание в устной и письменной форме

Коммуникативные : допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; формулировать собственное мнение и позицию; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Самоопределение к действию

Приветственное слово: Ребята, я рада видеть вас сегодня на уроке. Мы вновь совершим с вами путешествие в завораживающую, увлекающую страну знаний. Пожелаем всем хорошего настроения и успешной работы в открытии новых знаний!

Давайте с вами проведем синтаксическую разминку, тем самым повторим и пунктуацию, и некоторые орфограммы, члены предложения, части речи. И заодно вспомним, что же такое тематическое деление слов.

Синтаксическая разминка . 1) Мы лечили разных птиц: цаплю, синицу, скворца. (Л. Успенский) 2) Василек, ромашка, колокольчик — все эти цветы были в букете у Петра.

Дополнительное задание: разобрать по составу выделенное слово.

Постановка учебной задачи. Формулирование темы урока

Посмотрите на доску (на доске заранее учителем написаны слова)

Как называются места в слове, где у нас могут возникнуть трудности? (орфограммы)

Какой раздел лингвистики занимается изучением орфограмм? (орфография)

Проведем словарную работу:

Орфография орфо -правильно

Орфограмма графо – пишу

Как называется минимальная значимая часть слова? (морфема)

Еще раз посмотрим на записанные слова, в каких морфемах встречаются орфограммы в наших словах? (приставка, корень, окончание)

Какова же тема нашего урока? (правописание морфем)

Поставим цель к уроку, начнем со слов

Сегодня на уроке мы должны узнать…

«Открытие» учащимися новых знаний

На прошлом уроке мы с вами говорили об орфографии как разделе лингвистики, о разделах орфографии.

Итак, напомним друг другу, что такое орфография ?

Какие разделы русской орфографии вы знаете?

Сегодня, как мы уже обозначили выше, предметом нашего изучения станем один из разделов орфографии – написание морфем.

Изучать правописание морфем нам поможет таблица под названием «ЗУХ». Начертите таблицу в тетрадь.

Давайте поработаем с ней. Заполните пока только первую колонку, отметьте в ней то, что вы уже знаете о правописании морфем.

Теперь поработаем с нашим учебником. Откроем книгу на с. 60. Прочитайте самостоятельно теоретические сведения о правописании морфем и продолжите заполнение таблицы (вторая колонка)

Итак, что же вы узнали о правописании морфем ? (ответы детей)

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

(Упражнение 128 учебника)

Задание Выписать слова с пропущенными буквами, распределяя их по графам таблицы

Когда в солнечное утро летом пойдешь в лес, то на п_лях, в тр_ве, в_дны _лмазы. Все _лмазы эти блестят и перел_ваются на солнышк_ разными цв_тами – и желтым, и красным, и синим. Когда под_йдешь ближе и разглядишь, что это такое, то увид_шь, что это капли росы с_брались в треугольных л_стьях травы и блестят на солнц_. Листок этой травы внутри мохнат_нькие и пушист_нькие, как барх_т. И капли к_таются по листку и не моч_т его. Когда неосторожно с_рвешь листок с росин_чкой, то капелька скат_тся, как шарик светлый, и не увид_шь, как проск_льзнет мимо стебля. Бывало, с_рвешь такую чаш_чку, пот_хоньку поднесешь ко рту и выпь_шь р_синку, и р_синка эта _куснее всякого н_питка кажется.

Едем-едем мы домой (движения имитирующие поворот руля)
На машине легковой
Въехали на горку: хлоп, (руки вверх, хлопок над головой)
Колесо спустилось: стоп. (руки через стороны вниз, присесть)

(упражнение 130 учебника)

Задание: Распределите слова по колонкам таблицы

Правописание безударных гласных в корнях

Правописание буквенных сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу

Чувство, щупленький, чародейка, прищуриваться, нечаянно, чубчик, чудо, жизненный, пейзажист, шаловливый, долгожитель, жакет, жилет, опечатать, сожаление, огнетушитель, джинсы, неуживчивый, случайно, перчатки, дирижировать, раскрошить, живопись, чемоданный, чистосердечный, жасмин, шашлычная, беспощадный, шелестеть, жюлюзи.

Самостоятельная работа с взаимопроверкой

Вставить пропущенные буквы, обозначить морфемы, в которых находятся орфограммы

Я н…чую в старой б…се…ке, потому что она заросла диким в…ноградом. По утрам со..нце б…ет скво…ь л…ству, и в..р..б…и с уд…влением заглядывают в б…се…ку. Их привл…кают ч…сы, которые тикают на круглом столе

Итог урока. Рефлексия.

Подведем итог нашего урока, вспомним, какие цели мы ставили перед собой, достигли мы ли их?

Вернемся к нашей таблице, заполним последнюю колонку.

Довольны ли вы уроком, своей работой на уроке?

Нарисуйте смайлик на полях, который отражает ваше настроение.

Как вы оцениваете свою работу на уроке и работу одноклассников?

Оцени работу всего класса.

Домашнее задание: выучить теоретический материал на с.60, упражнение 129


источники:

http://urok.1sept.ru/articles/513998

http://infourok.ru/urok-russkogo-yazika-v-klasse-na-temu-pravopisanie-morfem-1517968.html