Урок по русскому языку с презентацией. Тема: «Правописание слов с буквами Ъ и Ь знаки», 4 класс.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме
Урок был проведен в школе на методической неделе начальных классов.Структура урока соответствует требованиям ФГОС к планированию занятий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
презентация урока по русскому языку «Правописание слов с буквами Ъ и Ь знаки» 4 класс | 1.18 МБ |
урок русского языка Тема «Правописание слов с буквами ъ и ь знаки» | 28.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Киселева Наталья Алексеевна учитель начальных классов МБОУ г. Керчи РК «Школа №4 имени А. С. Пушкина» педстаж 21год, I квалификационная категория Русский язык . Тема «Разделительный Ъ и Ь знаки»
Русский язык 4 класс
Объясни орфограммы Ука _ ка Чес _ ный Друз _ я Лё _ кий Звёз _ ный Какое слово лишнее? О з т ь г д *
Сформулируйте тему и цель урока
Разделительные Ъ и Ь. Тема урока:
Цели 1.Повторить правило написания ъ и ь знаков в словах 2. Научиться правильно писать слова с ъ и ь знаками
В каких случаях пишется разделительный ъ и разделительный ь знаки? ъ ъ ь е ё ю я я ю ё е и ¬
Какую работу может выполнять в слове Ь и Ъ знаки? ВОРОБ . И ПОД . ЕЗД КОРАБЛ . ДОЧ .
Зарядка для глаз
Самостоятельная работа «Проверь себя»
Распределите слова по двум столбикам Варен…е, об… ясни , от… езд , л… ёт , ноч … ю , с…ел, вороб …и, об…явление, под…ехал ь ъ
Составь словосочетания, подбирая подходящие по смыслу слова из первого и второго столбиков. в Вкусное с.. едобный под… ёмный вз …ерошенный дружная варен…е воробей сем..я гриб кран
Проверь себя! Ь варенье льёт ночью воробьи Ъ объясни отъезд съел объявление подъехал
Что общего в данных словах, какое различие? В каком « облаке»,не нужно писать Ъ знак. Под*езд Вы*езд От*езд С*езд За*езд Об*ём У*езд Подумай! Молодец! При*езд
Работа над предложением Запиши предложение Выдели грамматическую основу Дай ему характеристику
Подведение итогов урока
Домашнее задание. 1. с. 64, повторить правило. 2. Найти пословицу, поговорку с ъ или ь знаком (по желанию).
Оцени свою работу на уроке Урок полезен, всё понятно. Лишь кое-что чуть- чуть не … неясно . Ещё придётся потрудится! И всё у нас получится!
Предварительный просмотр:
Урок русского языка 4 класс
Тема. Разделительные твердый и мягкий знаки
Обучающие . Повторить правила правописания слов с разделительными твердым и мягким знаками; учить различать части слова; учить находить орфограммы в словах.
Развивающие . Создать условия для развития познавательной активности , развитие умения работать в паре, развитие логического мышления, культуры речи, развитие каллиграфических навыков.
Воспитывающие. Воспитывать доброжелательное отношение к собеседнику, умение договариваться, самостоятельность, воспитывать чувство красоты, любви к родной природе.
Познавательные – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; формулировать правило на основе выделения существенных признаков; выполнять задания с использованием схем; сравнивать, строить рассуждения.
Коммуникативные – сотрудничество с учителем и сверстниками; оценка действий партнера;
Регулятивные – постановка учебной задачи; контроль, коррекция; оценивание качества и уровня усвоения материала;
Личностные — нравственно –этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Предметные : повторить знаний о ъ и ь знаках, научиться правильно писать слова с ъ и ь знаками, объяснять почему в словах с приставками в одних случаях пишется ъ знак, а в других- нет; выполнять разбор слова по составу, различать орфограммы в корне слова.
Регулятивные : учиться принимать и сохранять в памяти цели и задачи учебной деятельности, учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале, адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами.
Познавательные : умение использовать знаково-символические средства (схемы) представления информации; извлекать необходимую информацию из текста, анализировать, сравнивать, обобщать.
Коммуникативные : уметь слушать и слышать собеседника, ориентироваться в целях и условиях общения, плодотворно сотрудничать , проявляя доброжелательное отношение к партнеру, уметь договариваться.
Личностные : формирование мотивации к творческому труду, развитие самостоятельности, навыков сотрудничества со сверстниками, умения пользоваться формами самооценивания и взаимооценивания на уроках
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, сигнальные карточки у каждого ученика, таблички-образцы каллиграфического письма, таблица, карточки для индивидуальной работы, разноуровневые задания.
Конспект урока по теме «Правописание разделительного ъ и ь знаков » (4 класс)
план-конспект урока. для 4 класса. Тема «Правописание Ъ и Ь знаков»
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме «Правописание разделительного ъ и ь знаков » (4 класс)»
«Правописание разделительного ъ и ь знаков »
Формы обучения: групповая, фронтальная , самостоятельная работа , работа под руководством учителя , индивидуальная.
Цель: повторение правописания в словах разделительного твердого и мягкого знаков.
Задачи :
упражнять учащихся в правописании разделительных мягкого и твердого знаков;
развивать речь учащихся, расширять словарный запас, кругозор учащихся , логическое мышление, внимательность память, умение работать самостоятельно и в группе, интерес к предмету;
воспитывать любовь к русскому языку, дружеские отношения друг к другу, дисциплинированность, аккуратность при письме;
развивать орфографическую зоркость.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Громко прозвенел звонок –
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты.
Ни минуты не теряем.
2. Формирование обучающимися темы и цели урока.
Девиз нашего урока: «Друз…я, учен…е нас об…единяет!»
— Что вы видите? (предложение)
— Из чего оно состоит? (из слов)
— Догадались, над какой проблемой мы будем работать?
— Значит, сегодня мы закрепим умение писать слова с разделительными ъ и ь знаками, будем выполнять различные задания, трудные и не очень.
— Это и есть цель нашей деятельности.
3. Минутка чистописания. Словарная работа.
— Открыли тетради, записали число, классная работа.
— Теперь вспомним, как пишутся буквы ъ и ь.
— Вспомним написание словарных слов.
— Для чего нужно знать словарные слова?
Записать под диктовку: воробьи, сороки, пассажир, картофель, еще, скоро, корабль, быстро, деревня, праздник, погода, лягушка, магазин.
— Проверяем. Поставить ударение, подчеркнуть орфограммы.
— Составьте предложение с одним (или более) из слов.
Запишите предложение. Найдём главные члены предложения.
4. Работа над новым материалом.
(Чтение стихотворения. Инсценирование).
— Не чересчур ли ты добряк? –
Так знаку мягкому промолвил твёрдый знак.
— Слова и звуки ты всегда смягчить стремишься.
Нет, в алфавит ты не годишься!
-Кто б говорил, но ты б уж помолчал! –
Знак Ь твёрдому на это отвечал.
— Ты твёрд и груб, как суковатый дуб.
Давным-давно пора, как букву ять, тебя из азбуки изъять.
— Друзья! Ваш разговор – никчёмные слова, —
Услышав этот спор, сказала буква А.
— Вы оба хороши, достойны чести,
Когда стоите в нужном месте.
— Значит, эти знаки важны в русском языке.
— Сегодня мы узнаем, когда же ъ и ь стоят в нужном месте?
5. Актуализация опорных знаний.
— Давайте вспомним, что нам уже известно про разделительный ъ и разделительный ь знаки.
— Обратите внимание на доску: найдите ошибки
Сел кашу. Пю воду. Веду сёмку. Забил коля.
Повторение правил
— Когда пишется разделительный ъ знак, а когда – разделительный ь знак?
(разделительный ъ пишется между приставкой и корнем, после приставки на согласную перед буквами е, ё, ю, я;
разделительный ь пишется в корне слова после согласной перед буквами е, ё, ю, я, и.) Перед е, ё, и, ю, я ____я в корнях стою, друзья.
6. Развитие умений – применение знания.
— Распределите слова в 2 столбика. Запишите.
— В 1- Ь знак-показатель мягкости,
во 2 – Ь разделительный.
Друз…я, пал…то, печен…е, п…ёт, капел…ка, мал…чик, сол…, в…юга.
8. Самостоятельная работа в тетрадях.
— Спиши слова в два столбика:
в левый с разделительным мягким знаком, в правый- с разделительным твердым знаком.
Об…явление, от…езд, обез…яна, под…ём, вороб_ и, раз…яснил, в…езд,
счаст_е, здоров…е.
11. Итог урока.
— Что повторяли?
-Когда же пишется разделительный ь и разделительный ъ знаки ?
— Выставление оценок
12. Домашнее задание.
13. Рефлексия.
— Покажите с помощью цветных полосок свое настроение.
— Вы сегодня молодцы! Хорошо работали на уроке. Спасибо!
Конспект урока русского языка «Правописание слов с разделительным твердым и мягким знаками»
Конспект урока русского языка
Тема урока: Правописание слов с разделительным твердым и мягким знаками.
Тип урока: комбинированный урок.
Цель урока: закреплять знания о правописании слов с разделительными твёрдым и мягким знаками; закреплять знания о правописании слов с мягким знаком — показателем мягкости согласного звука, показателем имени существительного женского рода.
— научатся писать слова с разделительным твердым знаком и разделительным мягким знаком;
— формировать умения различать две функции мягкого знака: разделительного и показателя мягкости согласного звука.
— проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические ошибки.
— принимать и сохранять учебную задачу;
— планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
— осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
— проявлять познавательную инициативу при работе в парах;
— строить сообщения в устной форме;
— осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
— учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
— развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в учебном процессе.
Учебно-методическое обеспечение: Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. – М.: Просвещение, 2013.
— Здравствуйте, ребята. Садитесь. Проверьте готовность к уроку, у вас на партах должно лежать: учебник, тетрадь, пенал, дневник.
Проверяют готовность к уроку
Формулировка темы, постановка цели урока.
— Откройте свои рабочие тетради и запишите число, классная работа.
— Переходим к минутке чистописания.
Какие буквы будем писать узнаем, когда загадки отгадаем загадки:
Что за буква, кто узнает?
Звука не обозначает.
Перед и, е, ё, ю, я
Я в корнях стою, друзья?
Было сели — стало съели,
догадаться вы сумели?
Почему случилось так?
— Итак, минутка чистописания
ььь ъъъ ььь ъъъ
— На минутке чистописания мы неслучайно записывали буквы Ь и Ъ. Кто догадался, какая тема нашего урока?
— Какую цель мы поставим перед собой?
Записывают число, классная работа.
Самостоятельно пишут в тетрадях.
— Правописание слов с буквами ь и ъ.
— Повторить правила употребления ъ и ь знаков.
— Научиться правильно писать слова с ъ и ь знаками.
3. Первичное усвоение новых знаний.
— Первая цель – повторить правила употребления Ъ и Ь знаков. Скажите, где можно получить информацию об этих орфограммах?
— Верно. Сегодня мы информацию будем искать в учебнике. Откройте учебник на стр. 64, рассмотрите таблицу.
— Сейчас вы будете работать в парах. Внимательно прочитайте правила, когда пишется разделительный Ъ, когда разделительный Ь. Проанализируйте их, выделите в каких частях слова каждый знак ставится. Нарисуйте схемы — написание ъ и ь знаков. По схеме должно быть четко видно в какой части слова и при каких условиях пишется ъ или ь. Свою схему изобразите на листочках. Подберите примеры слов на каждую схему.
— В учебнике, в справочной литературе, спросить у взрослых.
4. Первичная проверка понимания.
— Выполняем упр.107. Прочитайте текст упражнения.
— Что нужно сделать?
— Что делаем дальше?
— В каком из выделенных слов звуков меньше, чем букв?
— А сколько звуков и букв в остальных выделенных словах?
— Сейчас вы в парах обсудите, какие же ещё могли быть объявления в доме отдыха. Составьте их.
— Итак, ребята, давайте послушаем, что у вас получилось.
— Выписать из предложений слова с разделительным твёрдым знаком, выделить в них приставки. (выписывают, выделяют приставки)
Выписываем слово с разделительным мягким знаком, выделяем в нем корень.
Работают в парах, составляют объявления.
— Давайте немножко отдохнем. Физкультминутку сегодня проведет …, любую, на ваш выбор.
Повторяют движения за одноклассником.
6. Первичное закрепление.
— У вас на столе лежат листочки с заданием. Прочитайте пословицы. Спишите их в тетрадь, вставляя разделительный твердый или разделительный мягкий знак. Объясните их написание. Подчеркни гласные, которые стоят после разделительных знаков.
1. Вся сем. я вместе, так и душа на месте. 2. Чтобы рыбку с. есть, надо в воду лезть. 3. По плат. ю встречают, по уму провожают. 4. Зимой с. ел бы грибок, да снег глубок. 5. Красна птица пер. ями, а человек речами.
— Какие орфограммы вам встретились?
Пишут в тетрадях, объясняют орфограммы.
7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
— Ребята, обратите внимание на доску. Перед вами представлены слова.
От…езд, гост…я, с…ёмка, л…ёт, в…ход, пере…ехал, об…ём, с…едобный, жил…ё, раз…яснил, мыт..ё, варен. е, в…зял, с…прыгнул, мурав…и, при…езд, в…юга, об…явление, коп…ё.
— Сейчас для каждого ряда будет своё задание, поэтому слушайте внимательно!
первый ряд – с разделительным Ъ;
второй ряд – с разделительным Ь;
третий ряд – слова, в которых не пишется ни Ъ, ни Ь.
— Проверяем задание (ответы на доске).
— Над какой темой мы с вами сегодня работали?
— Сейчас я буду говорить вам начало предложения, а вы продолжите.
1) Разделительный твёрдый знак пишется только….
2) Разделительный мягкий знак пишется …
— Какую роль еще может выполнять Ь ?
— Ребята, вы сегодня хорошо потрудились! У вас лежат красные и желтые звездочки, если вы сегодня все поняли и вам понравился урок, поднимите желтую звездочку, а если вам было скучно и тему вы не поняли, поднимите красную звездочку.
— Правописание слов с ъ и ь знаками.
— после приставок, которые оканчиваются согласным, перед буквами е, ё, ю, я.
— после согласных в корне или после корня перед буквами е, ё, ю, я, и.
— Ь может быть показателем мягкости предшествующего согласного.
— Ь может указывать на форму ж. р. имен существительных.
9. Информация о домашнем задании.
— Запишите домашнее задание. Стр.65,упр. 108
— Урок окончен. До свидания.
Записывают домашнее задание.
Самоанализ урока русского языка.
Содержание урока соответствует требованиям государственных программ по русскому языку. Доступность изложения, полнота, достоверность просматривается в материале урока на всем его протяжении Структура урока выдержана. При проведении организационного момента визуально проверена подготовка класса и каждого ученика к уроку.
На следующем этапе дети сами определили букву для минутки чистописания. На данном этапе учащиеся совершенствуют свои каллиграфические навыки, воспитывают аккуратность, усердие. Минутка чистописания была тесно связана с изучаемой темой урока.
Учащиеся выполнили три упражнения, которые были направлены на отработку темы урока. Были применены следующие формы организации деятельности: фронтальная, индивидуальная, работа в паре, которые в ходе урока сменяли друг друга. Время, отведенное на все этапы урока, было рационально распределено, оптимальность содержания урока достаточная. Активность и работоспособность ребят на уроке хорошая. Психологическая атмосфера на уроке характеризовалась дружественностью, оптимизмом и равенством как учащихся между собой, так и между учащимися и учителем.
Итог урока дети смогли подвести сами. На этапе рефлексии дети сообщили о своём отношении к уроку. Результаты урока я оцениваю, как хорошие. Поставленные задачи и план урока удалось реализовать. Программный материал урока учащимися усвоен.
http://multiurok.ru/files/konspekt-uroka-po-teme-pravopisanie-razdelitelnogo.html
http://infourok.ru/konspekt-uroka-russkogo-yazyka-pravopisanie-slov-s-razdelitelnym-tverdym-i-myagkim-znakami-4380519.html