Конспект урока правописание н и нн в разных частях речи 7 класс

«Правописание Н и НН в разных частях речи».
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме

Материал урока позволяет успешно закрепить трудную тему курса.

Скачать:

ВложениеРазмер
urok_7_kl_nn_i_n_.docx25.22 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

7 КЛАСС. ТЕМА: “Н и НН В РАЗНЫХ ЧАСТЯХ РЕЧИ”.

∙ Какой раздел лингвистики повторяем?

∙ Что изучает орфография?

∙ Над какими правилами работали на прошлых уроках?

II Мобилизующий этап.

Запись на доске:

X X

—.—.—.— , белка мгнове.о пр.таилась в густой л.стве,

Справка: 1. И.пугалась ш.роха.

2. Пром.че.ая весе.им д.ждём.

∙ Восстановите предложение, используя запись на доске и материал справки.

∙ Запишите предложение, вставляя пропущенные буквы, графически обозначая орфограммы в приставках и корнях слов.

(самостоятельная работа; проверка по доске с объяснением орфограмм)

∙ Произведите синтаксический разбор предложения. Определите, какой частью речи выражены остальные слова с пропущенными буквами. Укажите синкретичные члены предложения.

III Формулирование учащимися темы и цели урока.

∙ Учитывая вид орфограммы, графически нами не обозначенной, частеречную принадлежность этих слов, сформулируйте тему урока.

(Не обозначена орфограмма «Правописание Н иНН в наречии, причастии и прилагательном. Значит, тема урока «Н и НН в разных частях речи».)

∙ Отталкиваясь от темы, поставьте цель урока.

Повторить правила написания Н и НН в разных частях речи.

  • Сформулируйте для себя задачи на урок.

∙ Найдите в предложении слово по теме урока, в котором только звонкие согласные. (Мгновенно)

IV Повторение и закрепление изученного.

Запись на доске: учебник теории стр. 115, 128, 146.

Правило Примеры Исключения

∙ Для реализации цели урока рассмотрите запись на доске, сформулируйте к ней задание.

(Повторить по учебнику правила написания Н и НН в разных частях речи, составить сводную таблицу по этому правилу.)

∙ Расскажите правило, используя таблицу.

∙ Продолжаем работу. Посмотрите на доску, сформулируйте задание к следующей работе.

Краше.ый пол, придет неожида.о, дорога дли.а, зарево багря.о, письме.ая работа, сброше.ый камень, голуби.ое перо, ошибки исправле.ы, кино интерес.о.

(Разместить слова с пропущенными буквами в сетке схемы «Домик», графически обозначая орфограмму.)

∙ Объясните, почему одно окно «Домика» осталось пустым?

∙ Назовите глагол, в котором происходит наложение морфем.

∙ Продолжим работу с дидактическим материалом. У вас есть проверочный квадрат, у меня—5 предложений. Сформулируйте следующее задание.

(Вписать в квадрат букву Н синей пастой, НН—зелёной из слов предложений.)

1. Жареную, провяленную и запечённую рыбу званные на ужин гости аппетитно ели.

2. Хвалёный деликатес образованный повар принёс для званых гостей на праздничный вечерний приём.

3. Золочёные начищенные приборы туманной осенней ночью были похищены.

4. Учёный попугай и бездомный пёс помогают юному охраннику в морозный вечер и в жаркий полдень.

5. Солёные и маринованные огурцы неугомонными воспитанниками были принесены на конкурс кулинаров.

Урок по русскому языку «Н и НН в разных частях речи» 7класс

открытый урок по русскому языку в 7 классе по теме «Н и НН в разных частях речи»

Просмотр содержимого документа
«Урок по русскому языку «Н и НН в разных частях речи» 7класс»

Открытый урок по теме: «-н- и –нн- в разных частях речи»

Цели урока: вспомнить, закрепить, усвоить орфограмму «-н- и –нн- в разных частях речи», отработать данную орфограмму на примерах текстовых и тестовых заданий. Уметь находить и объяснить данную орфограмму.

Знакомство с темой урока и целями.

Беседа с классом:

Скажите пожалуйста, в каких частях речи встречается данная орфограмма?

4. Знакомство с таблицей: «-н- и –нн- в разных частях речи»

1. В отыменных прилагательных, образованных от существительных, в основа которых нет – н -, в непроизводных прилагательных: юбилей→юбилейный, синий, юный, зеленый, румяный, пряный.

1. В отыменных прилагательных, образованных от существительных с основой на –н:

2. В отымённых прилагательных с суффиксами ан-, -ян-, -ин:

НО: стеклянный, оловянный, дере­вянный

2. В отымённых прилагательных с суффиксами -енн-, -онн-:

3.В прилагательных, образованных от глаголов несовершенного вида, без приставок (кроме не-) и зависимых слов:

Не меняется их написание в составе сложных слов:

НО: желанный, деланный, невиданный,
неслыханный, нечаянный, священный,
нежданный, негаданный, жеманный,
медленный, долгожданный, недреманный, окаянный, и др.

3.В причастиях, образованных от глаголов совершенного вида с приставками (кроме не-) и/или с зависимыми словами: выкрашенный (но: некраше­ный), крашенные (чем?) мас­ляной краской доски; разно­шенный (но: неношеный), но­шенный (кем?) братом костюм.

НО: названый брат, посажёный отец, смышлёный ребенок, при­даное невесты.

В некоторых бесприставочных причастиях, образованных от глаголов совершенного вида: данный, брошенный, купленный, решённый, лишённый и некото­рые др.

4. В кратких причастиях:

В полных причастиях (прилага­тельных) на -(ованный, -ёванный:

В кратких прилагательных, если в полных было одно –н-:

В кратких прилагательных, если в полных формах было -нн-:

В существительных и наречиях, образованных от причастий и отглагольных прилагательных, пишется н или нн в соответствии с произ­водящей основой:

воспитатьвоспитанник — воспитанно; путать — путаный след,
путаник, путано отвечал; запутать — запутанный, запутанность, запутанно объяснил

Ветреный (= с ветром) день, человек, но: обветренный, безветренный.

Ветряной (= приводимый в движение ветром) двигатель.

Масленый (-ая, -ые) (= пропитанный маслом) блин, каша, руки,

но: замасленная ткань.

Масляный (-ая) (= на масле) насос, двигатель, лампа.

5. Приведите самостоятельные примеры к таблице -н- и –нн- в разных частях речи:

1 ряд – к пунктам 1, 2,

2 ряд – к пунктам 3, 4,

3 ряд – к пункту 5, запомните.

6. Распределительный диктант ( -н- и –нн-)

Серебряный иней, даль туманна, картинная галерея, окруженный горами, ненапечатанный роман, песчаный берег, радостное чувство, внутренний импульс, посеянные семена, развешенный товар, заклеенный конверт, гуманный поступок, обнаженные деревья, копченое сало, гусиный пух, расстрелянные патроны, подлинное искусство, песчаный берег, преображенный город, лекция прослушана, пораженный красотой, цель продумана до конца.

Работа с текстом и индивидуальная работа с интерактивными тестами:

Прочитайте и сравните выделенные слова. Объясните, какие буквы
в них пропущены, и перепишите примеры.

1) На организова..ой летом встрече юных легкоатлетов уста­новлено несколько рекордов. Соревнование было организова..о хорошо. Участники приехали и уехали очень организова..о.

Для расследования причин пожара образова..а комиссия. Ко­миссия, образова..ая для расследования причин пожара, присту­пила к работе. Ольга Ильинская была умна и образова..а.

Усадьба с двух сторон ограниче..а рекой. С двух сторон ограниче..ая рекой усадьба находилась в красивой лесистой местно­сти. 4) На вопросы экзаменаторов экзаменующийся отвечал спо­койно и продума..о. Проведение туристского похода было проду­ма..о со всех точек зрения. 5) Девочка-сирота была воспита..а в детском доме. Многие из воспита..ых в детском доме детей за­тем поступили в высшие учебные заведения. Воспита..ики с глу­бокой признательностью вспоминали своих наставников.

Отметьте номера существительных, в которых пишется –н-

1) Берестян..ик, 2) великомучен..ик, 3) вишен..ик, 4) воспитан…ик

5) задолжен…ость, 6) злоумышлен…ик, 7) избран…ик, измен…ик, 9) коноплян..ик, 10) копчен..ости, 11) листвен…ица 12) осин..ик, 13) мадон..а, 14) мошен…ичество, 15) маслен…ица 16) наклон…ость, 17) одновремен..ость, 18) подлин..ик, ольшан„ик, 20) племян..ик.

Отметьте случаи написания -нн- в прилагательных.
1) Безветрен..ый день, 2) бульон..ый кубик, 3) ворон..ой конь; 4) глинян..ый горшок,

5) грачин..ое гнездо, 6) диван..ая подушка; 7) искуствен..ый шелк, 8) картин..ая галерея, 9) лекарствен..ое растение, 10) овчин..ый полушубок, 11) почтен..ый старик;
12) свин..ые ножки, 13) сметан..ый соус, 14) солян..ая кислота; 15) струн..ый квартет, 16) таможен..ый досмотр, 17) телефон..ый разговор, 18) тыквен„ая каша,

19) экзаменацион..ая работа 20)бедствен..ый.

Ответы: 1, 2, 6-11,13,15-20.

Образуйте от ниже приведенных существительных; прилагательные с суффиксами:

— весна, дерзновение, мгновение, обыкновение, окно, пламя, семя, телефон, имя, истина;

-ан-(-ян-) — соль, стекло, шерсть, глина, песок, дрова, рожь, лед;

-ин- — воробей, голубь, гусь, змея, лошадь, орел, осел, соболь,соловей, утка, ястреб;

8.Знакомство с заданиями ЕГЭ (задание А12)

«Н и НН в различных частях речи»

1. В каком слове на месте пропуска пишется НН?

1) цели..ая земля
2)кипячё..ое молоко
3)море взволновало ветром
4)непроше..ый гость

2. 1)прессова..ое изделие

2) незваный визитёр
3)лебеди..ый пух
4)вещь прода..а

3. 1)комиссия созда..а
2)непроше..ый гость
3)купле..ая книга
4)полотня..ая ткань

4. 1)ю..ое создание

2)взволнова..ый посетитель 3)книги прочитаны 4)крупные мочёные яблоки

5. В каком слове на месте пропуска пишется одно HI

1)рискова..ый поступок 2)покраше..ый пол 3)документы разорваны 4)броше..ый камень

6. В каком слове на месте пропуска пишется НН?

1)работа выполнена 2)песча..ый бархан 3)дорожная плетё..ая корзина 4)маринова..ые грибы

7. На месте каких цифр пишется НН?

В спортивной ходьбе запреще(1)о отрывать от земли обе ноги одновреме(2)о, как это обыкнове(3)о делают при беге; все нарушения бывают четко зафиксированы кинокамерой.

1)1,2,3,4, 2)2,4 3)2,3 4)3,4

8. В стари(1)у лук был грозным оружием: калё(2)ая стрела,
пуще(3)ая рукой опытного стрелка, могла пронзить
толсте(4)ую стену.

Конспект урока русского языка в 7 классе «Н-НН в разных частях речи»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Урок по теме «-н- и –нн- в разных частях речи»

Цели урока: вспомнить, закрепить, усвоить орфограмму «-н- и –нн- в разных частях речи», отработать данную орфограмму на примерах текстовых и тестовых заданий. Уметь находить и объяснить данную орфограмму.

Знакомство с темой урока и целями.

Беседа с классом:

Скажите пожалуйста, в каких частях речи встречается данная орфограмма?

4. Знакомство с таблицей: «-н- и –нн- в разных частях речи»

2. В отымённых прилагательных с суффиксами ан-, -ян-, -ин:

НО: стеклянный, оловянный, дере­вянный

2. В отымённых прилагательных с суффиксами -енн-, -онн-:

3.В прилагательных, образованных от глаголов несовершенного вида, без приставок (кроме не-) и зависимых слов:

Не меняется их написание в составе сложных слов:

НО: желанный, деланный, невиданный,
неслыханный, нечаянный, священный,
нежданный, негаданный, жеманный,
медленный, долгожданный, недреманный, окаянный, и др.

3.В причастиях, образованных от глаголов совершенного вида с приставками (кроме не-) и/или с зависимыми словами: выкрашенный (но: некраше­ный), крашенные (чем?) мас­ляной краской доски; разно­шенный (но: неношеный), но­шенный (кем?) братом костюм.

НО: названый брат, посажёный отец, смышлёный ребенок, при­даное невесты.

В некоторых бесприставочных причастиях, образованных от глаголов совершенного вида: данный, брошенный, купленный, решённый, лишённый и некото­рые др.

4. В кратких причастиях:

В полных причастиях (прилага­тельных) на -(ованный, -ёванный:

В кратких прилагательных, если в полных было одно –н-:

В кратких прилагательных, если в полных формах было -нн-:

В существительных и наречиях, образованных от причастий и отглагольных прилагательных, пишется н или нн в соответствии с произ­водящей основой:

воспитатьвоспитанник — воспитанно; путать — путаный след,
путаник, путано отвечал; запутать — запутанный, запутанность, запутанно объяснил

Ветреный (= с ветром) день, человек, но: обветренный, безветренный.

Ветряной (= приводимый в движение ветром) двигатель.

Масленый (-ая, -ые) (= пропитанный маслом) блин, каша, руки,

но: замасленная ткань.

Масляный (-ая) (= на масле) насос, двигатель, лампа.

5. Приведите самостоятельные примеры к таблице -н- и –нн- в разных частях речи:

1 ряд – к пунктам 1, 2,

2 ряд – к пунктам 3, 4,

3 ряд – к пункту 5, запомните.

6. Распределительный диктант ( -н- и –нн-)

Серебряный иней, даль туманна, картинная галерея, окруженный горами, ненапечатанный роман, песчаный берег, радостное чувство, внутренний импульс, посеянные семена, развешенный товар, заклеенный конверт, гуманный поступок, обнаженные деревья, копченое сало, гусиный пух, расстрелянные патроны, подлинное искусство, песчаный берег, преображенный город, лекция прослушана, пораженный красотой, цель продумана до конца.

Работа с текстом и индивидуальная работа с интерактивными тестами:

Прочитайте и сравните выделенные слова. Объясните, какие буквы
в них пропущены, и перепишите примеры.

1) На организова..ой летом встрече юных легкоатлетов уста­новлено несколько рекордов. Соревнование было организова..о хорошо. Участники приехали и уехали очень организова..о.

Для расследования причин пожара образова..а комиссия. Ко­миссия, образова..ая для расследования причин пожара, присту­пила к работе. Ольга Ильинская была умна и образова..а.

Усадьба с двух сторон ограниче..а рекой. С двух сторон ограниче..ая рекой усадьба находилась в красивой лесистой местно­сти. 4) На вопросы экзаменаторов экзаменующийся отвечал спо­койно и продума..о. Проведение туристского похода было проду­ма..о со всех точек зрения. 5) Девочка-сирота была воспита..а в детском доме. Многие из воспита..ых в детском доме детей за­тем поступили в высшие учебные заведения. Воспита..ики с глу­бокой признательностью вспоминали своих наставников.

Отметьте номера существительных, в которых пишется –н-

1) Берестян..ик, 2) великомучен..ик, 3) вишен..ик, 4) воспитан…ик

5) задолжен…ость, 6) злоумышлен…ик, 7) избран…ик, измен…ик, 9) коноплян..ик, 10) копчен..ости, 11) листвен…ица 12) осин..ик, 13) мадон..а, 14) мошен…ичество, 15) маслен…ица 16) наклон…ость, 17) одновремен..ость, 18) подлин..ик, ольшан„ик, 20) племян..ик.

Отметьте случаи написания -нн- в прилагательных.
1) Безветрен..ый день, 2) бульон..ый кубик, 3) ворон..ой конь; 4) глинян..ый горшок,

5) грачин..ое гнездо, 6) диван..ая подушка; 7) искуствен..ый шелк, 8) картин..ая галерея, 9) лекарствен..ое растение, 10) овчин..ый полушубок, 11) почтен..ый старик;
12) свин..ые ножки, 13) сметан..ый соус, 14) солян..ая кислота; 15) струн..ый квартет, 16) таможен..ый досмотр, 17) телефон..ый разговор, 18) тыквен„ая каша,

19) экзаменацион..ая работа 20)бедствен..ый.

Ответы: 1, 2, 6-11,13,15-20.

Образуйте от ниже приведенных существительных; прилагательные с суффиксами:

— весна, дерзновение, мгновение, обыкновение, окно, пламя, семя, телефон, имя, истина;

-ан-(-ян-) — соль, стекло, шерсть, глина, песок, дрова, рожь, лед;

-ин- — воробей, голубь, гусь, змея, лошадь, орел, осел, соболь,соловей, утка, ястреб;

8.Знакомство с заданиями ЕГЭ (задание А12)

«Н и НН в различных частях речи»

1. В каком слове на месте пропуска пишется НН?

1) цели..ая земля
2)кипячё..ое молоко
3)море взволновало ветром
4)непроше..ый гость

2. 1)прессова..ое изделие

2) незваный визитёр
3)лебеди..ый пух
4)вещь прода..а

3. 1)комиссия созда..а
2)непроше..ый гость
3)купле..ая книга
4)полотня..ая ткань

4. 1)ю..ое создание

2)взволнова..ый посетитель 3)книги прочитаны 4)крупные мочёные яблоки

5. В каком слове на месте пропуска пишется одно HI

1)рискова..ый поступок 2)покраше..ый пол 3)документы разорваны 4)броше..ый камень

6. В каком слове на месте пропуска пишется НН?

1)работа выполнена 2)песча..ый бархан 3)дорожная плетё..ая корзина 4)маринова..ые грибы

7. На месте каких цифр пишется НН?

В спортивной ходьбе запреще(1)о отрывать от земли обе ноги одновреме(2)о, как это обыкнове(3)о делают при беге; все нарушения бывают четко зафиксированы кинокамерой.

1)1,2,3,4, 2)2,4 3)2,3 4)3,4

8. В стари(1)у лук был грозным оружием: калё(2)ая стрела,
пуще(3)ая рукой опытного стрелка, могла пронзить
толсте(4)ую стену.


источники:

http://multiurok.ru/files/urok-po-russkomu-iazyku-n-i-nn-v-raznykh-chastiakh.html

http://infourok.ru/konspekt-uroka-russkogo-yazika-v-klasse-nnn-v-raznih-chastyah-rechi-3350438.html