Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.
Бесплатно, онлайн, 40 минут
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка в 10 классе на тему:
«Правописание -Н- и -НН- в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных»
Учитель русского языка и литературы
средней общеобразовательной школы
при Посольстве России в Мексике
Колокольцев Михаил Вячеславович
— закрепление знаний об условиях выбора написания -Н- и -НН- в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных;
— продолжение работы по систематизации сведений о правописании -Н- и -НН- в суффиксах слов разных частей речи;
— продолжение формирования практического умения различать условия написания -Н- и -НН- в суффиксах различных частей речи;
— повторение сведений об обособлении распространённых определений, выраженных причастными оборотами.
— способствовать развитию внимания, мышления, речетворческой деятельности, памяти и
умения логически рассуждать,
— продолжить формирование коммуникативных умений, осознания учащимися богатства русского языка.
Тип урока: урок обобщения и закрепления знаний
Целеполагание. После объявления учителем темы урока учащиеся самостоятельно определяют цели и задачи занятия (см. выше – образовательная цель урока) и указывают на предполагаемые виды упражнений для достижения этих целей.
Опрос домашнего задания: теория «Правописание Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных»
В суффиксах полных страдательных причастий прошедшего времени, образованных от глаголов совершенного вида:
решёННый (от глагола «решить»)
брошеННый (от глагола «бросить»).
В прилагательных, образованных от
причастий на – ованный, ёванный:
В причастиях с приставками, кроме
В отглагольных прилагательных (без приставки или с приставкой НЕ):
гашеная известь — негашеная известь.
В суффиксах причастий, употреблённых с зависимым словом (словами) – т.е. в составе причастного оборота:
кошеННый ВЧЕРА луг
4. В отглагольных прилагательных, образованных от глаголов несовершенного вида, и кратких причастиях:
А1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых
Музыка С.С. Прокофьева требует от слушателя сосредоточе(1)ости, которая поможет слушателю оценить неожида(2)ые решения в построении мелодий и гармоний, безукоризне(3)о логичные формы.
1) 1 2) 1, 2, 3 3) 3 4) 1, 3
А2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?
Почему коньки, сдела(1)ые из любого материала, скользят только по ледя(2)ой поверхности и соверше(3)о не скользят по гладкому каме(4)ому полу?
1) 1, 2 2) 2, 4 3) 1, 3, 4 4) 3, 4
А3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?
Мощё(1)ая мраморной плиткой прихожая украше(2)а стекля(3)ыми вазами и золочё(4)ой мебелью, созда(5)ой лучшими мастерами Италии.
1) 3, 4 2) 2, 4 3) 1, 3, 5 4) 3, 5
А4. В каком варианте ответа правильно указаны цифры, на месте которых пишется одна буква Н:
На автопортрете художник одет в изыска(1)ый плащ, лицо спокойно и увере(2)о, бородка тщательно ухоже(3)а.
1) 1 2) 2 3) 3 4) 1, 3
А5. В каком варианте ответа правильно указаны цифры, на месте которых пишется одна буква Н?
В первых картинах И.Н. Никитина была некоторая упрощё(1)ость: фигуры выхваче(2)ы из темноты неопределё(3)ого пространства лучом яркого света и существуют вне связи со средой.
1) 1 2) 2 3) 1, 2 4) 1, 2, 3
Повторение и закрепление изученного учебного материала
Упражнения для тренировки.
А. Объясните правописание Н и НН тексте:
Места, по которым они проезжали, не могли назваться живописными. Кое-где виднелись небольшие леса и, усеянные редким и низким кустарником, вились овраги, напоминая глазу их собственное изображение на старинных планах екатерининского времени. Попадались и речки с обрытыми берегами, и деревеньки с низкими избенками под темными, часто до половины разметанными крышами, и покривившиеся сарайчики с плетёнными из хвороста стенами, и церкви, то кирпичные с отвалившеюся кое-где штукатуркой, то деревянные с наклонившимися крестами и разоренными кладбищами. Сердце Аркадия понемногу сжималось. Как нарочно, мужички встречались все обтерханные , на плохих клячонках; как нищие в лохмотьях, стояли придорожные ракиты с ободранною корой и обломанными ветвями; исхудалые, шершавые, словно обглоданные , коровы жадно щипали траву по канавам. «Нет, – подумал Аркадий, – небогатый край этот, не поражает он ни довольством, ни трудолюбием; нельзя, нельзя ему так остаться, преобразования необходимы … но как их исполнить, как приступить. »
(По И.С. Тургеневу)
Учащиеся отвечают не вопросы:
— Из какого произведения этот текст?
— Что для понимания его смысла добавляют причастия? Каким тропом чаще всего бывают прилагательные и причастия?
— Как бы вы определили место данного текста для понимания идеи произведения?
Б. Переделайте предложения, заменяя выделенные глаголы краткими и полными страдательными причастиями.
Почему не именем главного героя, а неодушёвлённым предметом называет Н.В. Гоголь свою повесть?
В «Песне о вещем Олеге» Пушкин вместо слова «волшебник» употребляет слово с тем же корнем «волхв».
Читательское ожидание оправдывается , когда он читает о событиях, последовавших после сна Татьяны Лариной.
Помогает разобраться в характерах героев «Войны и мира» принцип «сцепления», состоящий в том, чтобы соединить, казалось бы, разрозненные сцены произведения.
Случайно ли в «Медном всаднике» Фальконе и Пушкин позаимствовали образы всадника, коня и змеи с изображения герба Москвы?
В. Прокомментируйте написание Н и НН.
Словосочетание с причастием или отглагольным прилагательным
Жаре н ая картошка
Образовано от глагола, нет приставки и зависимого слова
Конспект урока по русскому языку для 7 класса на тему «-Н- и -НН- в суффиксах причастий и прилагательных»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №31 имени Героев Свири»
Конспекта урока в 7 классе
Учитель русского языка и литературы:
Семенова Светлана Григорьевна
1.Разграничивать причастия и прилагательные, находить в тексте слова с изученной орфограммой, правильно писать н и нн в причастиях и прилагательных, графически обозначать условия выбора н и нн .
4.Развитие умения давать самооценку своей деятельности.
1.Воспитание нравственных качеств
2.Воспитание культуры речи, художественного восприятия окружающего мира.
3.Воспитание любви к русскому языку, к литературе.
Предметные результаты: умение опознавать слова категории состояния , правильно писать, устанавливать их отличительные особенности, правильно и уместно употреблять в речи.
РУУД: целеполагание на уровне принятия практической задачи и постановки учебной задачи;
ПУУД: строить речевое высказывание в устной и письменной форме, осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков, обобщение, сравнение, классификация; извлекать информацию из разных источников , перерабатывать и преобразовывать информацию (вопросы, схемы, ключевые слова).
КУУД: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, учитывать разные мнения, формулировать собственное мнение и позицию, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, умение задавать вопросы.
ЛУУД: Ценностное отношение к умению правильно употреблять в речи и на письме слова категории состояния . Осознание значимости данного умения для грамотного построения образной речи. Ценностное отношение к совместной познавательной деятельности .
2.Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.
I I. Обобщение и систематизация изученного.
1.Работа с текстом (раздаётся каждому ученику).
Идти пришлось по раскалённой каменистой мостовой под жгучими лучами стоявшего в зените солнца. Вдоль дороги расположились жилища из небольших глиняных построек, плотно лепившихся одна к другой и более походивших на песчаные холмики. Однако ближе к реке попадались двухэтажные, отгороженные от улицы каменными заборами дома богатых египтян. Стали мелькать и люди.(…)
Вскоре дорога оказалась запружена вереницей торговцев и отрядом осликов, гружённых кувшинами с благовониями и маслом, корзинами с овощами и фруктами.
2. Словарная работа.
-Найдите в тексте однокоренные слова и выпишите их вместе с зависимыми словами.
-Каменистой мостовой и каменными заборами.
-К какой части речи они относятся?
-Строением. В слове каменистый суффикс –ист-, а в слове каменный –н-.
-Можно ли поменять местами главные слова: каменистый забор , каменная мостовая.
-У этих прилагательных разное значение.
Каменистый — обильный камнем, покрытый камнем. Например, каменистая почва, земля( каменистый берег, каменистое дно, каменистый овраг, каменистая долина и т.п.)
Каменный — состоящий из камня, сделанный из камня. Пример: каменный дом.
-Как называются слова, сходные по звучанию и морфемному составу, но различающиеся лексическим значением?
III. Формулирование темы урока с последующим планированием деятельности.
-Найдите в тексте ещё слова, в суффиксах которых пишется н или нн , и выпишите их в таблицу.
Запись на листочках.
-Почему вы их так распределили?
(В первой колонке — причастия, а во второй — прилагательные).
-Давайте вспомним, от чего зависит написание н и нн в суффиксах прилагательных. Расскажите по обобщающей таблице (обобщающая таблица составлялась в 6 классе при изучении темы).
В прилагательных с суффиксом – ин — :
В прилагательных с суффиксами — онн —
-ян- употребляются в прилагательных со значением
«из чего сделан предмет» или «для чего сделано»
В кратком прилагательном, если в полном одна буква н :
В кратком прилагательном, если в полном НН :
В отглагольных прилагательных пишется
Если прилагательное образовано от глагола несовершенного вида:
Если прилагательное образовано от глаголов с суффиксами –ова, -ева- :
И с к л ю ч е н и е: жеваный, кованый
IV. Постановка проблемы урока.
— Выскажите предположения о содержании и проблемах сегодняшнего урока.
(Необходимо определить, когда в суффиксах причастий пишется н или нн ).
— Запишите тему урока в своих тетрадях.
V. Решение проблемы. Открытие новых знаний.
1. Работа с учебником.П.23.
а) Развитие умений изучающего чтения.
— Вспомните план, по которому нужно читать учебно-научный текст. (Находить ключевые слова, выделять части, задавать вопросы к каждой части, записать план, подобрать свои примеры, составить схемы-опоры и т.д.)
— Какая информация для вас является новой?
— Составьте на основе текста таблицу. Сколько в ней должно быть столбцов? Какие признаки нужно обозначить в названиях столбцов?
б) Коллективно (под руководством учителя) развивается умение преобразовывать текстовую информацию в таблицу, выстраивается алгоритм.
в кратких причастиях:
в суффиксах полных причастиях , образованных от глаголов совершенного вида:
если причастие имеет зависимые слова:
При выборе Н илиНН в отглагольных прилагательных и причастиях рассуждаем так :
грузить – глагол выгрузить – глагол
Что делать? Что сделать?
несовершенного видасовершенного вида
(прилагательное образовано от глагола ( полное причастие образовано от (не)грузить – несовершенного вида; глагола совершенного вида загрузить )
НЕ не влияет на написание суффикса груженный кирпичом вагон
(добавили зависимое слово — получили причастие; в полной форме пишется НН)
баржа не выгружена (краткое причастие)
VI. Практика. Развитие учебно-языковых и речевых умений.
1.Записать словосочетания и графически объяснить условия выбора н и нн .
Выполняется с комментированием.
Полуразрушенный дом, комариный укус, ледяная горка, заброшенный сад, вязанная сестрой кофта, печёный картофель, неписаный закон, выставлен вперёд, окружён со всех сторон, получен вовремя, закольцованная гирлянда, ковёр расстелен, перебинтованная рука, оставлена хозяйкой, увиденное ими.
2. Учитель диктует прилагательные, а учащиеся образуют от них причастия при помощи суффиксов.
3.Анализ предложений. ( Работа в группах. Учащиеся распределяют задания внутри группы, осуществляют взаимопроверку с оцениванием работы каждого участника).
(1) Взгляд Керри приковала большая кожа…ая сумка стоящая рядом с мами…ым красным чемоданом на колёсиках.(2) Старик указал на поле окружё…ое толпой людей.(3) Город стоящий на невысоком холме был вполне симпатичным.(4) Буквально через несколько минут сёстры оказались на площади расположе…ой в центре города.(5) Так уж у них былозаведе…о сра…его детства когда сын пересказывал матери то что ему казалось важным.(6)Мать видела какогорчёнАлександр. (7) Керри обнаружила несколько скомка…ых листочков бумаги оказавшихся распечатками на непонятном языке.
Задание 1. Вставьте пропущенные буквы.
Задание 2. Расставьте знаки препинания .
Задание 3. Какие предложения осложнены причастным оборотом? Выпишите номера.
Задание 4. Какие предложения являются сложными? Выпишите номера.
Задание 5. Укажите действительные причастия.
Задание 6. Укажите страдательные причастия.
Задание 7. Подчеркните грамматическую основу в 3 предложении.
— Что оказалось самым трудным при выполнении заданий?
— Что требуется ещё повторить?
VII. Домашнее задание. П.23,упр.131.
Конспект урока русского языка в 7 классе «Правописание Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных».
Правописание Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных.
(По технологии Т.Я. Фроловой)
Цели:Обучающие : ознакомление с правилом написания «Н и НН в суффиксах причастий»; формирование умения различать отглагольные прилагательные и причастия; формирование умения составлять схему-алгоритм. Развивающие : развивать логического мышления учащихся; умение работать в группах, умение анализировать полученный материал, делать выводы, применять его на практике. Воспитательные : воспитание стремления к совершенствованию грамотной устной и письменной речи; воспитание положительного и внимательного отношения к русскому языку; формировать речевую культуру. Тип урока : объяснения новых знаний. Метод урока: проблемный. Технология : обощнённо-сопоставительные правила Т.Я. Фроловой. Оборудование : раздаточный материал для учащихся, мультимедийный проектор, презентация. Ход урока
Организационный момент .(Число, классная работа)
Актуализации знаний.
1. Закончи предложение
Прилагательное обозначает ……..
Причастие обозначает …………..
Прилагательное отвечает на вопрос…..
Причастие отвечает на вопрос………
Прилагательное образуется от……..
Причастие образуется от ………. Проверка
2. Синтаксическая разминка.
Поставьте знаки препинания , дайте характеристику предложению.
Печёный – испечённый — печёный в печи Проверка устно
V. Подведения итогов обучения,оценка работы.
1. Возвращаемся к проблемному вопросу.
Внешне слова одинаковые, а пишутся по-разному?
Тушёные овощи.
Тушённые в духовке овощи.
Потушенные овощи.
О чём мы сегодня говорили?
Что нового узнали?
2. Проверь себя со взаимопроверкой .
Зва..ые гости,
покраше..ый пол,
пута..ый ответ,
запута..ые верёвки.
кова….ый забор
сушё…ые на окне листья
запе чё..ая рыба,
зажаре..ая в сметане рыба,
жаре..ые грибы,
10. воспита…ая девочка
VI. Определение домашнего задания. Параграф 43
Упр. 306 (кто недостаточно разобрался в теме) списать, обозначить графически;
Упр. 308 кто уверен в своих силах. Вставить буквы объяснить графически.
5. Работа с текстом.
Рано утром Буратино пол о жил азбуку в сумо чк у и поб е жал в школу. По дороге он даже не смотрел на сласти , выставле. ые в лавке. Там были маковые на меду треугольнички , сладкие пирожки, леденцы в виде петухов , насаже. ых на палочку.
Буратино увид е л украше. ый разн о цветными флагами балаган . Он купил билет , сел в первом ряду и с восторгом глядел на опуще. ый занавес. Ударил колокол , и занавес поднялся.