конспект урока «Н и НН в наречиях»
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
n_i_nn_v_narechiyah.doc | 62.5 КБ |
Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?
Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.
Бесплатно, онлайн, 40 минут
Предварительный просмотр:
Тема урока. НУ И НАРЕЧИЕ! Одна и две буквы Н в наречиях на — О и -Е
1. Повторить и закрепить правописание Н и НН в наречиях на — о и -е
2. Научиться распознавать, когда НЕ приставка, частица, часть корня.
формирование лингвистической и языковой компетенций (знать правило о правописании н и нн в наречиях; уметь при помощи алгоритма применять данное правило на практике; закрепить орфограмму «Н и НН в наречиях»);
развитие коммуникативных умений (формулировать вопрос и давать ответ на грамматическую тему; осуществлять речевое взаимодействие); уметь работать в паре.
формирование ключевых компетенций учащихся.
Здоровьесберегающие : профилактика сколиозов, близорукости, снятие напряжения с пальцев рук.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, перфокарты, сигнальные карточки.
1. Организационный момент (этап мотивации), сообщение темы
Личностные: действие смыслообразования, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.
Познавательные: анализ объектов с выделением их признаков, постановка и формирование проблемы.
Коммуникативные: постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.
УУД Личностные : умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи.
Познавательные : умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, анализировать объект с выделением существенных признаков, умение сравнивать и устанавливать аналогии, умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.
Коммуникативные : умение полно и точно выражать свои мысли, умение общаться, включающее умения слушать собеседника и строить своё поведение с учётом позиции других людей.
Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно, саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии.
Учитель Ребята, работая на уроке, вы сами себя оцените в конце урока. Оценка будет соответствовать определенному наречию.
Этап обобщения и систематизации изученного
— Тема нашего урока: Повторение по теме «Наречие».
— Нам предстоит большая работа. Сегодня мы должны повторить грамматические признаки наречий и орфографические правила правописания наречий. Будьте внимательны, сосредоточенны, и тогда вы сможете справиться с предстоящей работой.
Вчера я вам сказала, что учебник для меня ассоциируется с лестницей, которая ведёт нас к знаниям. На протяжении изучения курса русского языка большое внимание мы уделяем не только пунктуации и синтаксису, что немаловажно, но и учимся разбираться в частях речи.
Соответственно, любая часть речи становится для нас определённым пунктом, в который необходимо прибыть в назначенное время. Для того чтобы осилить этот маршрут, мы постепенно добираемся от одной станции к другой. Иначе можно сказать, что станция – это то или иное правило, которое необходимо усвоить и научиться применять на практике.
На протяжении продолжительного времени вы стремительно двигались по просторам морфологии и орфографии в большой город, который называется Наречие. Передвигаясь от одной станции к другой, мы сможем повторить правила и орфограммы, связанные с этой частью речи.
И самая первая станция, на которой нам необходимо задержаться,
— От какого слова происходит название этой станции?
— Конечно же, теория! Суть задания, которое вам нужно выполнить, продолжить начатое высказывание. Я начинаю говорить какой-либо факт о наречиях, а вы продолжаете мою мысль.
- Наречие – самостоятельная часть речи, которая обычно обозначает (признак действия).
- Наречия отвечают на вопросы: … (как? Когда? Где? Куда? Зачем? С какой целью? В какой степени?).
- В предложении наречия чаще всего бывают… (Обстоятельствами).
- По значению наречия можно разделить на два разряда: … (обстоятельственные и определительные).
- Продолжите цепочку. Обстоятельственные наречия обозначают образ действия, время, … (место, причину и цель).
- Определительные наречия обозначают … (меру и степень, качество действия).
- Обстоятельственные наречия, обозначающие место, отвечают на вопросы … (где? Куда? Откуда?).
- У наречий имеются две степени сравнения: . (сравнительная и превосходная).
- Сравнительная форма наречий имеет две формы … (простую и составную).
- Превосходная степень наречий имеет, как правило, … (составную форму).
- Не с наречиями на -О и -Е пишется раздельно, если: … (1- слово не употребляется без НЕ-; 2-наречие с НЕ может быть заменено синонимом без НЕ- или близким по значению словом)
- НЕ с наречиями на -О и -Е пишется раздельно, если: … (1 -есть противопоставление с союзом А; 2 — к наречию относятся слова ДАЛЕКО НЕ, ВОВСЕ НЕ, СОВСЕМ НЕ, НИЧУТЬ НЕ, НИСКОЛЬКО НЕ, НИКОГДА НЕ.)
- В наречиях на — о и е пишется Н (столько н, сколько в прилагателных и причастиях, от которых они образованы)
Учитель Ребята, вы отлично справились с теорией. И мы незаметно подобрались к следующей станции, которая называется «Морфологическая».
Сейчас я попрошу вас обратить внимание на т екст №1 .(на листочках) Давайте его прочитаем.
На том берегу, за извилистой речкой, заросшей черным орешником, светло-зеленым морем ходит, колышется рожь. Солнце стоит высоко. В объеденном кустарнике, в сухом медовом сене неутомимо, еще громче, чем ранним утром, звенят кузнечики. Звон их удивительно сливается с глубокой синевой и неподвижностью сухого июльского дня.
Задание: Найдите в тексте наречия и сделайте морфологический разбор.
- Стоит (где?) высоко; обстоят-е наречие, обознач. Место.
- Неизм.
- Стоит где? Высоко.
- Звенят (как?) неутомимо; обстоят.нареч. образа действия.
- Неизм.
- Звенят как? Неутомимо.
- Звенят (как?) громче; обстоят. Нареч. Образа действия.
- Неизм.
- Звенят как? Громче.
- Сливается (как?) удивительно; обстоят. Нареч. Образа действия.
- Неизм.
- Сливается как? Удивительно.
Молодцы! И на этот раз мы уже примчались на следующую станцию.
Вы на этой станции работаете с этимологическим словарем и находите происхождение наречий по словарю (работа в группах) — устно
Дотла – слияние предлога до с формой род. пад. ед.ч. от тьло- «почва,
Впредь – собств. – русск., возникло из сращения предл. В с формой вин.п.ед.ч. сущ. Предь, значит «вперед, на будущее».
Наружу – собств. – русск., образовалось путем слияния на и вин. пад., ед.ч.
сущ. руж – «внешность», «вид».
Учитель Следующая станция, на которую мы прибыли называется «Синтаксическая»
Всё своё внимание мы направляем на текст №2 .
Задание: расставьте знаки препинания, подчеркните наречия как члены предложения.
У нас давно когда-то жила кошка. Она удивительно искусно ловила мышей и никогда их не ела. И совершенно по-человечески знала, что, поймав мышь, сделала дело, заслуживающее похвалы.
Она являлась с мышью в зубах и, призывно мурлыкая, терлась о ноги. Потом, подняв хвост, обходила нас, и каждый должен был ее погладить и похвалить. Затем она бросала мышь и равнодушно уходила.
У нас давно (обстоятельство) когда-то ( обстоятельство) жила кошка. Она удивительно (обстоятельство) искусно (обстоятельство) ловила мышей и никогда (обстоятельство) их не ела. И совершенно (обстоятельство) по-человечески (обстоятельство) знала, что, поймав мышь, сделала дело, заслуживающее похвалы. (1 запятая разделяет главное и придаточное, 2 и 3 запятые выделяют обстоятельство, выраж. дееприч. оборотом) Она являлась с мышью в зубах и, призывно (часть обстоятельства, выраж. дееприч. оборотом) мурлыкая, терлась о ноги. (Две запятые выделяют обстоятельство, выраж. дееприч. оборотом) Потом (обстоятельство) , подняв хвост, обходила нас, и каждый должен был ее погладить и похвалить. (1 и 2 запятые выделяют обстоятельство, выраж. дееприч. оборотом, 3 запятая – разделяет два простых предложения в ложносочиненном)
Затем (обстоятельство) она бросала мышь и равнодушно (обстоятельство) уходила
Части речи изучаем, (ходьба на месте)
Много знаний получаем, (повороты туловища в стороны)
Морфологии наука — занимательная штука! (приседания)
Должен каждый в мире знать, (взмахи руками)
Как части речи различать, (наклоны в стороны)
И за это на уроках лишь “пятёрки” получать!
Следующая станция, которая с нетерпением ждёт нашего прибытия, «Фразеологическая». Здесь мы с вами поиграем.
Лото «Замените наречия фразеологизмами»
Сильно краснеть – до корней волос; крепко спит – как убитый; быстро бежать – во весь дух, во все лопатки, сломя голову; громко кричать – во все горло, во всю Ивановскую; хорошо знать – как свои пять пальцев; тесно – яблоку негде упасть; темно – хоть глаз выколи; мало – кот наплакал, раз, два и обчелся; рано – чуть свет, ни свет, ни заря; близко – рукой подать; плохо – из рук вон плохо, никуда не годится.
Остановка на этой станции оказалась совсем небольшой. И мы успешно добрались до станции «Словообразовательная».
(запись на листочках — перфокарта)
Море взволнова(н,нн)о шумело.
Лицо девочки было взволнова(н,нн)о.
Учитель. И вот мы добралиь до станции «Орфоэпическая»
Прочитайте правильно: (запись на доске)
Ученика «сражаются» с коварным врагом всех частей речи, в том числе и наречия – ударением (работа на карточках или у доски). Побеждает тот ученик, который допустит меньше ошибок.
Издавна, наспех, без умолку, исподволь, попросту, впереди, спереди, донизу, допоздна, наверное, надолго, неподалеку, тесно, мастерски, задолго, набело, одновременно, мельком , досуха, дочиста, запросто, изредка, сызнова, добела, засветло, затемно, сполна, иссиня, начисто, издалека, донага, дотемна, наскоро, наново.
Два ученика показывают инсценировку «Рецепт».
Врач спрашивает пришедшего к нему на прием ученика:
— В каком классе ты учишься, молодой человек?
— А дружно вы живете в своем классе?
— Нормально. Жутко дружно, ужасно весело…
— Жутко дружно, ужасно весело? А учитесь хорошо?
— Нормально. Особенно девчонки. Их учительница в пух и прах хвалит…
— Да… болезнь у тебя серьезная, у тебя больной язык, тут и врач не
поможет. Вылечиться ты можешь только сам.
Врач дает рецепт – учебник грамматики русского языка.
- В чем ошибки нашего героя?
И снова поиграем! Игра «Крестики — нолики» (всем раздаются карточки)
Уверенно, пасмурно, культурно, рассеянно, сумрачно, мужественно, искусно, совершенно, зелено.
Домашнее задание: выписать из художественной литературы 5 предложений с наречиями с н — нн
УУД Регулятивные : оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, а что ещё подлежит усвоению, осознание уровня и качества усвоения
— О чём сегодня мы говорили на уроке?
- Скажите наречиями, как вы сегодня чувствовали себя на уроке.
- Спасибо за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В данной работе представлен материал, который поможет ученикам обобщить знания, полученные в ходе изучения темы «Наречие».
Основными задачами данного урока являются: познакомить учащихся с условиями дефисного написания наречий; учить находить наречия в тексте; формировать навык правильного написания наречий.
Конспект урока «Наречие как часть речи. Правописание наречий» представляет собой разработку, включающую в себя сценарий урока для учителя,опорный конспект для учащегося и мультимедийная презентация. К.
Современный урок в стиле социальной сети ВК.
Урокан ц1е: Долахь а, юкъара а ц1ердешнаш.
Урокан ц1е: « Аружа»-исторически хиллачийн буха т1ехь язйина поэма.
Конспект урока русского языка в 7 классе Тема: Правописание н и нн в наречиях на — о, -е.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 7 классе Тема: Правописание н и нн в наречиях на — о, -е.»
Конспект урока русского языка в 7 классе
Тема: Правописание н и нн в наречиях на — о, -е.
Цель: формировать умения правильно выбирать и писать -н и –нн в наречиях на -о, -е.
образовательная: изучение правописания -н и -нн в наречиях на -о,-е;
закрепление умения различать -н и -нн в суффиксах
разных частей речи; проверка знаний при выполнении
развивающая: развитие навыков монологической речи; навыков и
способностей критического мышления (навыков
сопоставления, умений анализировать языковый
материал, процесс собственной учебной деятельности);
воспитательная: воспитание уважительного отношения к чужому
мнению, культуры речевого общения, интереса к изучению
Личностные: ориентирование в системе моральных норм и ценностей.
Регулятивные: осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме, контролируют и оценивают свои действия как по результату, так и по способу действия.
Коммуникативные: практическое усвоение морально-этических принципов общения и сотрудничества.
Познавательная: определяют основную и второстепенную информацию; строят логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей.
Знать: условия написания -н и -нн в наречиях на -о, -е.
Уметь: правильно писать и объяснять изучаемую орфограмму, выделять её графически.
Метапредметные: уметь аргументированно отвечать на вопросы учителя; овладеть приемами отбора и систематизации материала; адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения.
Используемые технологии: технология критического мышления, информационно-коммуникативная.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Формы: коллективная, парная, индивидуальная, самостоятельная работа.
Кажется, звенит звонок,
Не пора ли на урок?
Подмигнули, улыбнулись и присели.
Ровно в срок начинается урок.
Актуализация опорных знаний.
Над головой Васютки, озабоченно попискивая, потрошили синички старое дерево. (В. Астафьев)
Записывается под диктовку и анализируется предложение
— Объясните устно и обозначьте графически условия постановки знаков препинания.
— Какое наречие встретилось в предложении?
Мотивация к учебной деятельности.
Замените приведённые фразеологизмы наречиями. Запишите эти наречия.
Черепашьим шагом — медленно
Душа в душу — дружно
Как снег на голову — неожиданно
Во все глаза — внимательно
Положа руку на сердце – честно, искренне
Исчезнуть в два счёта – мгновенно
— Какая орфограмма объединяет все записанные нами наречия?
— Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?
— Кто может сформулировать тему урока?
— Что мы хотели бы узнать на уроке и чему научиться?
Записываем тему урока
Формирование новых знаний.
1. Эвристическая беседа.
— От каких слов образованы эти наречия?
— Сколько н пишется в наречии, образованном от слов с н?
— Сколько н пишется в наречии, образованном от слов с нн?
Говорю, что это не случайность, а закономерность для наречий на -о, -е, образованных от прилагательного: предлагаю учащимся сформулировать правило о правописании н, нн в наречиях, сверить свою формулировку с учебником — с. 110, 1 абзац.
Делаем записи в справочной тетради (РАНО – ИСКЛЮЧЕНИЕ!)
Вывод: в наречии пишется столько же Н, сколько в прилагательном или причастии, от которого оно образовано.
— Значит, чтобы правильно определить Н или НН пишется в наречии нужно сначала понять, от чего оно образовано и сколько Н пишется в исходном прилагательном или причастии.
2. Повторение орфограммы «Н и НН в суффиксах имён прилагательных» (устно). Работа c опорной таблицей «н и –нн в прилагательных и причастиях»:
3. Практическая работа с новым материалом (работа в парах).
— Ребята, образуйте, пожалуйста, от данных слов наречия и объясните правописание н или нн.
Работа со словами, приготовленными до урока на листах (экране). Учащиеся вставляют пропущенные буквы, объясняют условия выбора орфограммы и записывают рядом образованное от данного прилагательного наречие, обозначают орфограмму «Н, нн в наречиях на -о, -е». Класс выполняет работу в тетрадях.
Выполненную работу сверяем с образцом (слайд):
Цель: снять утомление, расслабление.
Сядьте ровно. Обопритесь на спинку стула. Закройте глаза. Представьте, что вы на берегу моря. Песок прохладный, сыпучий. Наберите в руки воображаемый песок (вдох). Сожмите пальцы в кулак (задержите дыхание), удерживая песок. Посыпать колени песком, постепенно раскрывая пальцы (выдох). Опустить медленно руки вдоль тела, лень двигать руками.
(Упражнение повторить 2 раза).
4. Работа с учебником.
Выполнение упражнения 272. (на доске и в тетрадях)
5. Лингвистическая задача.
Прочитайте отрывки из стихотворений Ивана Саввича Никитина. Какое задание вы бы придумали к этим предложениям?
Беззабот(н, нн)о спит.
2) Село замолчало; безлюдны дороги;
Недвиж(н, нн)о бор темный стоит.
3) Лебедей ручное стадо
4) О, как божестве(н,нн)о прекрасна
Картина ночи средь степи,
Когда торжестве(н,нн)о и яс(н,нн)о
Горят небесные огни.
5) Вот песни умолкли; огни потухают;
Пусты(н,нн)о и тихо вокруг.
6) Полно, степь моя, спать беспробуд(н,нн)о:
Зимы-матушки царство прошло.
Выпишите в один столбик наречия с Н, в другой – наречия с НН.
Выделенные слова разберите по составу.
Прочитайте незаконченный текст. Закончите текст, добавив к нему 1-2 простых предложения, выражающих мнение людей об этом случае.
Непривычно очерченные созвездия запутались в еловых ветвях. Неожиданно появилось оранжевое сияние. Так внезапно взошла луна. Воздух медленно струился, обливая голубым сиянием камни, скалы, деревья.
При виде этой картины вспомнилась легенда о монахе, который отчаянно возненавидел красоту. По ночам он постоянно швырял камни в звёзды из лука. Чем злее становился монах, тем выше взлетали камни. Последний камень, падая, попал прямо в голову монаха…
Справка: люди, красота, постоять, за, себя, звёзды, сказали бы, отомстили, глупый, умеет, злой, человек.
— Прокомментируйте написание подчёркнутых слов.
7. Объяснительный диктант.
1) В поле было холод(н,нн)о, Тума(н,нн)о и ветре(н,нн)о, смеркалось ра(н,нн)о.
2) Таинстве(н,нн)о шумит лесная тишина.
3) В лесах было торжестве(н,нн)о, светло и тихо.
4) Горта(н,нн)о кричали чайки, плывя над парусами.
5) Старик, простуже(н,нн)о кашляя, сел рядом с печкой.
http://multiurok.ru/files/konspekt-uroka-russkogo-iazyka-v-7-klasse-tema-pra.html