Конспект урока правописание ь на конце существительных после шипящих

Конспект урока русского языка в 3 классе «Правописание мягкого знака (ь) на конце имен существительных после шипящих».
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Цель урока: познакомить учащихся с правописанием мягкого знака посе шипящих на конце имен существительных женского и мужского рода.

Скачать:

ВложениеРазмер
«Правописание мягкого знака (ь) на конце имен существительных после шипящих».29.32 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: русский язык, УМК « Школа России», 3 класс

Учитель: Козырева Т.Ю.

Тема: Правописание мягкого знака (ь) на конце имен существительных после шипящих.

Тип урока : урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладение новыми предметными умениями.

Цель: познакомить учащихся с правописанием мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского и мужского рода.

Планируемые результаты обучения, формирование УУД:

  1. познавательные
  • формировать представление о грамматической функции мягкого знака как показателя женского рода путём квазиисследования;
  • познакомить с правилом написания мягкого знака в именах существительных с шипящим звуком на конце слова;
  • выработать алгоритм правописания мягкого знака в именах существительных после шипящих звуков.
  • развивать интеллектуальные и коммуникативные способности учащихся, мышление, речь, внимание; развивать умение работать по алгоритму;
  • создать условие для воспитания у учащихся толерантного отношения друг к другу, уважения к мнению других, умения работать в коллективе, в парах.

Личностные УУД : формирование устойчивых учебных мотивов, интереса к изучению русского языка через открытие новых знаний, развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем, учащимися.

Регулятивные УУД : формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения проблемного вопроса, умение контролировать и оценивать свою деятельность и деятельность партнёра.

Познавательные УУД: развивать умение выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы, выстраивать алгоритм по решению выделенной проблемы.

Коммуникативные УУД: развивать умение работать в парах, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли.

* карточки с заданиями для квазиисследования;

* опорные карточки с определением работы Ь в различных словах;

* опорные карточки со словами; опорная таблица с алгоритмом.

Внимание!Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок.
Все ль на месте, все ль в порядке?
Книги, ручка и тетрадки?

II. Актуализация знаний.

1. Минутка чистописания

На доске написаны слова: в…р…б…и, т…трад(ь,-), п…л…то, учител(ь,-), к…н…ки, ж…лат(ь,-), к…рабл(ь,-), к…ртоф…л(ь,-).

У. Прочитайте данные слова. Что в них общего?

Д. Это слова из словарика с непроверяемой безударной гласной. Все слова пишутся с мягким знаком.

У. Назовите имеющиеся в этих словах различия.

Д. Данные слова являются различными частями речи.

У. Что такое имя существительное?

У. Назовите грамматические признаки имени существительного.

Д. Имя существительное имеет род и изменяется по числам.

У. Какие еще различия можете найти в словах?

Д. Есть различия в нахождении и роли мягкого знака.

У. Цепочку букв для минутки чистописания вы составите самостоятельно. Используйте для этого первые буквы имен существительных во мн.ч. и мягкий знак, который должен находиться после каждой из этих согласных. Какая цепочка у вас получилась?

Д. У нас получилась такая цепочка: вькь …

У. Напишите эту цепочку до конца строки, меняя попарно буквы местами.

Спишите записанные на доске слова, группируя их в зависимости от места и роли мягкого знака.

2. Словарно – орфографическая работа.

На доске изображено игровое поле.

У. определите новое слово из словарика, с которым мы познакомимся на уроке. Для этого на игровом поле найдите домик с первой буквой искомого слова. Остальные буквы вы узнаете, если вспомните ходы зайчика и определите направление его движения. Какое слово у вас получилось?

(Подсказка: зайчик прыгает наискось через дорожку по ходу часовой стрелки.)

Д. Получилось слово товарищ.

У. Скажите, что обозначает слово товарищ?

Д. Товарищ – это человек, близкий кому-либо по общей деятельности, условиям жизни, общим взглядам, а также дружески относящийся к кому-либо.

У. Напишите данное слово, поставьте ударение, подчеркните непроверяемую безударную гласную.

У. Прочитайте написанные на доске пословицы.

Д. Конный пешему не товарищ.

Кнут коню не в помощь .

У. Определите смысл данных пословиц.

Найдите в этих пословицах сходные по значению слова, которые имеют общую часть.

Д. В этих словах сходные по значению слова конь, конный. Они имеют общую часть кон-.

У. Выделите корень в однокоренных словах.

У.Сравните слова товарищ и помощь. Какая возникла проблема? (Выяснить, почему в существительных, оканчивающихся на шипящий в ед. ч. пишется Ь).

У. Какова же тема нашего урока? (Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных.)

III. Постановка проблемы учащимися.Формулирование темы.

У. ( Наблюдение над словами)

У . На какой звук оканчивается слово помощь?

Д. Слово помощь оканчивается на мягкий непарный, шипящий звук.

У.Если я закрою Ь, слово произнесётся так же, как и с Ь.

У.Нужен ли Ь для обозначения мягкости согласного [щ‘]? (Нет.)

У.Значит, в 1 группу это слово не отнесем, во вторую тоже.

У. Значит, это какая-то новая работа мягкого знака.

IV.Построение проекта выхода из затруднения.

У. Сейчас я хочу предложить вам работу в парах. Вы поработаете исследователями. Исследовать вы будете группу слов. По окончании исследования сделайте вывод.

У. Прочитайте слова, написанные на карточке.

Д. Нож, рожь, камыш, глушь, врач, ночь, вещь, плащ.

У. Прочитайте слова первой (второй) группы.

У. Какие буквы написаны в конце существительных женского и мужского рода?

Д. На конце существительных женского и мужского рода написаны шипящие ж, ш, ч, щ

У. Вконце существительных какого рода после шипящие ж, ш, ч, щ пишется мягкий знак?

У.Вконце существительных какого рода после шипящие ж, ш, ч, щ непишется мягкий знак?

У. Как определить правильность написания слова с шипящим звуком на конце. Каким алгоритмом вы предлагаете пользоваться, чтобы не допустить ошибки при написании мягкого знака после шипящих у имен существительных.

1. Определяю часть речи.

2. Если слышу шипящий звук, определяю род имени существительного.

3. Если существительное мужского рода, то Ь не пишу.

4. Если существительное женского рода, то Ь пишу.

У. Я буду называть имена существительные мужского и женского рода с шипящими на конце. Если назову существительные женского рода, вы хлопаете ладонями перед собой.

Если назову существительные мужского рода, вы хлопаете ладонями над головой.

Слова : еж, лещ, дичь, печь, брошь, товарищ, кирпич, помощь, молодежь, тишь, борщ, плач.

VI. Первичное закрепление .

  1. Выборочное списывание. Учебник с. 32, упр. 53

Конспект урока по теме «Мягкий знак на конце существительных после шипящих»

Тема: «Мягкий знак (Ь) на конце имён существительных после шипящих»

Цель: познакомить учащихся с правописанием мягкого знака на конце имён существительных после шипящих.

Выявление грамматической функции мягкого знака как показателя женского рода путём

исследовательской работы учащихся;

— Формировать умения различать слова мужского и женского рода;

работать над правильностью, четкостью, доказательностью речи учащихся.

— развивать внимание, память, логическое мышление;

— совершенствовать умение внимательно слушать друг друга, коммуникативные навыки общения;

Воспитывать у учащихся толерантное отношение друг к другу, уважение к мнению других, умение слушать и высказывать свою точку зрения;
— Воспитывать самостоятельность, творческую активность.

Тип урока: урок новых знаний.

Методы: словесный, наглядный, частично- поисковый, практический.

1. Организационный момент 1 мин

2. Мотивационный настрой 2 мин

3. Повторение знаний о существительном. Тест. 4 мин

Индивидуальная работа по карточкам.

4. Чистописание 3 мин

5. Работа с пословицами 3 минуты.

6. Постановка проблемы 5 минут.

7. Решение проблемы 5 мин

8. Составление алгоритма 5 мин

9. Работа над усвоением правила о роли

мягкого знака после шипящих 4 минут.

10. Танцевально-ритмическая физкультминутка 1 минута.

11. Работа в паре 4 минут.

12. Самостоятельная работа 5 мин

Задания для умников и умниц

13. Итог. Рефлексия. 3 мин

С маленькой удачи начинается большой успех!

— Как понимаете эти слова? (Удача, когда всё получается)

— В чём заключается ваш успех? (В хорошей учёбе, узнать что-то новое и применять его)

— Назвать критерии хорошей учёбы.(Желание учиться, быть трудолюбивым, стараться)

— Кто хочет быть успешным учеником?

— Пожелаем всем успеха!

3. Проверка знаний о существительном.

а)ТЕСТ «Или нет или да, а не знаешь – беда!»

Имя существительное обозначает предмет?

Имя существительное отвечает на вопросы какой? Какая? Какие?

Одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос что.

Имена существительные изменяются по числам.

Существительные имеют 3 рода.

Собственные существительные пишутся с маленькой буквы.

Взаимопроверка + — — + +- . У кого всё верно

б) Работа со слабыми

Карточка №1
р…га – гл…за —

— Как проверить безударную гласную в корне?

Карточка №2 Словарные слова

Р..бота, д…ревн, м..л..ко, п..суда, к..рзина, к..ртина, с..п..ги, п..льто, н..ро..

— Мы повторили знания об имени существительном.
4 Минутка чистописания

— Какая буква лишняя? Почему?

— Что объединяет остальные буквы?

— Какие из них парные?

— Какие орфограммы связаны с этими буквами?

— Что необходимо контролировать при написании букв? Прописать.

— Какую работу он выполняет?

Ь

Мягкость Разделяет согласный от гласного

5. Работа с пословицами.

Ученье свет, а не ученье – тьма.

Хорошую речь, хорошо и слушать.

-Как вы их понимаете?

-Что общего в этих пословицах? ( Встречаются слова с ь, встречаются шипящие.)

-О чём они? ( Об учёбе)

-А что это за буква «ь знак”? Обозначает ли она какой-либо звук? (Нет).

-Зачем же она тогда нужна в русском языке?( Обозначает мягкость согласного звука, разделяет гласный и согласный.)

-Найдите в пословицах слова, где он указывает на мягкость согласного.(Слушать, тьма)

-Найдите в пословицах слова, где он отделяет гласную от согласной.( Ученье, неученье)

6.Постановка проблемы. ( 7мин.)

-В какую группу вы запишите слово речь? Почему?

-Для чего в нем пишется ь знак? Наблюдение над словом.

-На какой звук оканчивается слово? (Мягкий, непарный).

— Если я закрою ь знак, слово произнесется так же, как и с ь знаком.(Да)

-Нужен ли ь знак для обозначения мягкости согласного [ч’]? (Нет).

-Значит, в 1 группу это слово не отнесем, во вторую тоже.

-Значит, это какая-то новая работа ь знака.

— Давайте еще понаблюдаем за словами — существительными с шипящим на конце и выясним, какую ещё работу выполняет мягкий знак в словах.

7. Решение проблемы.

— Прочитать слова. Какой частью речи они являются? Определить число.

— Чем слова похожи? Чем отличаются?

— Распределить слова на 2 группы.

Речь, муж, ключ, дочь, малыш, сторож, ночь, вещь

— Почему у сущ в 1 столб на конце пишется Ь, а у сущ во 2 столбика нет?

— Какую работу выполняет Ь? (Указывает, что сущ Ж.р)

— Верно ли это? Прочитаем правило на с 165

8 Чтение правила.

— Какую работу выполняет Ь на конце сущ после шипящих?

Определить часть речи

Если это существительное, на конце с шипящим- надо определить род

Если сущ Ж.р – Ь, если сущ М.р. – Х

— Давайте определим, к какой группе слов относится слово речь?

а) Замени одним слово. Записать слова с объяснением

— Чёрная птица, вестник наступающей весны. (грач)

— Маленький ребёнок (малыш)

— Его надевают в дождь (плащ)

— Добыча охотника (дичь)

— Человек, лечащий больных (врач)

— Мелкие деньги (мелочь)

— Футбольное соревнование (матч)

б) Четвёртый лишний

Мышь, луч, дичь, молодёжь

Чиж, мяч, ключ, ночь

Печь, рожь, еж, полночь

— Что знаете о еже?

— На конце существительных какого рода пишется Ь?

В) Физкультурная минутка (2 мин.) «ЁЖ»

10 Работа по карточкам в паре, работа с сильными

Записать слова в единственном числе:

Шалаши, гаражи, плащи, мыши, вещи, мячи.

Найти слова с безуд гласной и подобрать проверочные

НОчная жизнь, плАщевая ткань, полёт стрИжа, дрОжащие пальцы.

Для сильных. Составить предложение.

Верный, приходит, товарищ…, помощ…, на, всегда.

— Вы согласны с этим утверждением?

— Значит ли, что товарищ приходит на помощь, когда его попросят?

— Какие пословицы о дружбе знаете?

11 Самостоятельная работа с самопроверкой

— Проверьте. Если правильно, то поставьте +

Если допустили ошибку, исправьте её. Постарайтесь понять, почему вы ошиблись.

— У кого без ошибок? У кого есть ошибки?

— Что нового узнали?

— Какую работу выполняет Ь в слове? На что указывает?

— Какие задания выполняли с удовольствием?

— Были ли задания, при выполнении которых вы испытывали трудность?

Ученье свет, а не ученье – тьма.

— В заключение мне хочется вам сказать, чтобы ученье не было для вас ночью, тьмой, а свет знаний освещал вашу дорогу, давайте воспользуемся звёздами, которые лежат у вас в конвертах (они разного цвета). Поднимите соответствующую звёздочку:

1. Если было интересно и легко на уроке, возьмите жёлтую (самую яркую).

2. Если иногда были трудности, сомнения – красную

3. Если не разобрались в теме – голубую.

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс повышения квалификации

Новые методы и технологии преподавания в начальной школе по ФГОС

Тема урока : При подготовке и проведении урока я ставила перед собой цель : познакомить учащихся с правописанием мягкого знака на конце имён существительных после шипящих

Задачи:

Образовательные:

Выявление грамматической функции мягкого знака как показателя женского рода путём исследовательской работы учащихся;

— Формировать умения различать слова мужского и женского рода;

Работать над правильностью, четкостью, доказательностью речи учащихся.

Развивающие:

— Развивать внимание, память, логическое мышление;

-Совершенствовать умение внимательно слушать друг друга, развивать коммуникативные навыки общения;

Воспитательные:

Воспитывать у учащихся толерантное отношение друг к другу, уважение к мнению других, умение слушать и высказывать свою точку зрения;
— Воспитывать самостоятельность, творческую активность.

Урок был построен в виде дифференцированного занятия, включающего в себя повторение ранее изученного материала, изучение нового материала и закрепление полученных знаний в ходе урока.

Данный тип урока включает организационную часть – позволяющий подготовить учащихся к работе на уроке (используется поговорка, мотивирующая на активную работу). Целью тестирования былоповторить сведения об имени существительном и создать проблемную ситуацию для подведения к теме урока. На этапе открытия новых знаний, обсудили проект решения учебной задачи и составили алгоритм, помогающий при написании слов на данную орфограмму. Обеспечение усвоения новых знаний, способов действий и применение их реализовалось через работу в паре и самостоятельную работу, в ходе которой осваиваются и новые способы учебных действий.

Данные самостоятельной работы являются заключительным обобщающим этапом урока и позволяют судить о достижении целей урока.

Я ввела разноуровневые задания для детей и давала посильные и интересные задания каждой группе детей. Дети отвечали устно, комментировали свои ответы, работали самостоятельно. Я использовала на уроке такой прием обучения, как взаимопроверка работ, индивидуальные карточки по русскому языку, карточки для словарной работы, опорные схемы. Данное обеспечение использовала с целью активизации познавательной деятельности учащихся и дифференцированного подхода (за счет индивидуального подбора заданий и их пошагового усложнения). Применение данной методики на уроке считаю обоснованным и целесообразным, т.к. она способствует формированию продуктивного мышления школьников.

При подведении итогов урока на этапах рефлексии формируется самооценка знаний. Учащиеся получаютинформацию о собственных достижениях на уроке.

Конспект урока русского языка «Мягкий знак на конце существительных после шипящих», 3 кл

Цель урока: знакомство учащихся с правописанием мягкого знака на конце имён существительных после шипящих.

Создание условия для формирования умения писать слова с новой орфограммой.

Задачи: • Выявить грамматическую функцию мягкого знака на конце существительных после шипящих как показателя женского рода путем исследовательской работы учащихся. • Развивать память, мышление, внимание. • Воспитывать самостоятельность, творческую активность.

Просмотр содержимого документа
«правописан. ь после шипящ.3 кл.(на сайт)»

Филиал Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Основная школа Сельхозтехника» — Ново-Усадская основная школа

Конспект открытого урока

русского языка в 3 классе по теме

«Мягкий знак на конце существительных после шипящих»

учитель начальных классов 1 квалификационной категории

Тема урока: «Мягкий знак на конце существительных после шипящих»

Тип урока: открытие нового знания

Цель урока: знакомство учащихся с правописанием мягкого знака на конце имён существительных после шипящих.

Создание условия для формирования умения писать слова с новой орфограммой.

Задачи:
• Выявить грамматическую функцию мягкого знака на конце существительных после шипящих как показателя женского рода путем исследовательской работы учащихся.
• Развивать память, мышление, внимание.
• Воспитывать самостоятельность, творческую активность.

Уметь распознавать существительные по родам;

Уметь писать слова с новой орфограммой.

Регулятивные УУД: Уметь определять и формулировать тему и цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Коммуникативные УУД: Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме, работать в группе

Познавательные УУД: Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы; работать по алгоритму

— умение адекватно оценивать свою работу;

— толерантное отношение друг к другу, уважение к мнению других.

Ресурсы: компьютер, проектор, мультимедийная презентация; учебник русского языка В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого. Москва «Просвещение», 2013 год; электронное приложение к учебнику, рабочая тетрадь, карточки для парной, групповой и самостоятельной работы.

Технологии обучения: обучение в сотрудничестве, технология проблемно-диалогического обучения, здоровьесберегающая технология.

Технологическая карта урока

Содержание учебного процесса

1.Мотивация к учебной деятельности.

Мотивация к учебной деятельности.
— Добрый день, ребята! Давайте улыбнемся друг другу, подарим друг другу хорошее настроение. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения.
Сегодня на уроке вам предстоит сделать очень важное открытие. Для этого вам надо слушать внимательно, работать старательно, ведь мы будем работать над очень интересной и важной темой.

Работать вы будете в группах.

Я предлагаю вам оценивать свою работу и работу своей группы на каждом этапе урока и отмечать на шкале (у учащихся на партах лежат листы со шкалой самооценки).

Приветствует учащихся, создаёт эмоциональный настрой.

Настраиваются на работу.

Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое.

Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность.


источники:

http://infourok.ru/konspekt_uroka_po_teme_myagkiy_znak_na_konce_suschestvitelnyh_posle_shipyaschih-111279.htm

http://multiurok.ru/files/konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-miaghkii-znak-na-.html