Конспект урока правописание наречий 7 класс

Правописание наречий. 7 класс
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Обобщающий урок по написанию наречий по учебнику под редакцией М.М. Разумовской

Скачать:

ВложениеРазмер
urok.docx396.65 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Обобщающий урок по написанию наречий

по учебнику 7 класса,

под редакцией М.М. Разумовской

1. Повторить, обобщить, систематизировать знания по теме «Наречие»

2. Проведение диагностики усвоения темы.

3. Развитие интереса к урокам русского языка.

Тип урока : урок обобщения и систематизации знаний.

Оборудование: доска, проектор, тетради, карточки с заданием, тесты

I . Организационный момент

— Посмотрите на доску. Что это написано? Почему звуки, а не буквы? Найдите среди них звук всегда мягкий. Предлагаю вам из данных звуков составить слово:[э], [ч], [а], [н], [р], [э], [и], [й] (наречие).

— О чем мы будем говорить? Что должны вспомнить? Записываем тему урока: «Повторение правил написания наречий». Сегодня мы еще раз повторим правила написания наречий. А в конце урока выполним небольшое задание, и вы сами сможете оценить уровень своей готовности к контрольной работе.

III. Повторение и закрепление

— Посмотрите на слайд. Распределите все наречия в 2 столбика.

(не)хорошо, а плохо; вовсе (не)интересно,

(не)далеко, (не)громко, а тихо;

(не)высоко, далеко (не)ласково. (слайд 2)

— Какое правило мы сейчас вспомнили.?

2. Работа с доской

-Обратите внимания на доску. Здесь даны слова, нужно вставить пропущенные буквы

Н..куда не пошел н..где найти

Н..куда спешить н..чем не занимался

— На какое правило эти орфограммы? Составьте со словами предложения.

1 ряд: некогда – никогда 2 ряд: негде – нигде 3 ряд: некуда – никуда (слайд 2)

— Зачитываем получившиеся предложения. Оцениваем их правильность.

3. Запись под диктовку

— Записываем слова у доски и комментируем их написание.

Медленно, туманно, обдуманно, ветрено, радостно, бесследно, увлеченно, искусственно, испуганно.

— Каким правилом мы пользовались для того, чтобы верно записать данные слова?

4. Работа со слайдом

Обратите внимание на слайд. Найдите строчки, в которых все слова пишутся с двумя «н»

1) интерес…о, искус…о, груст…о

2) мужестве….о, умышле…..о, испуга…..о

3) вниматель…о, присталь…о, дружелюб…о

4) рассея….о, разочарова..…о, торжестве.…о.

–Давайте вспомним, когда на конце наречий после шипящих пишутся буквы «о» и «е»? Спишите, обозначая изученную орфограмму. (Слайд 5)

— Когда в конце наречий пишем «о», «а».

Устно разбираем слова на доске и объясняем.

Сначала, изредка, влево, затемно, досуха.

5. Самостоятельная работа по карточкам

Вставьте пропущенные буквы.

Справ. досух. влев. издавн. докрасн. направ. изредк. насух. добел. запрост. засветл. затемн. слев. накрепк. замертв. снов. задолг. издалек. сначал…

6. Устная работа по написанию наречий

А) Прослушаем внимательно наречия. Как их нужно писать.

Вверх, наконец, смеяться до упаду, по-другому, по-осеннему, во- вторых, вдаль, вкрутую, на боковую, без оглядки, с глазу на глаз, на семерых

Учащиеся слушают и объясняют правило правописания наречий.

Б) — Замените словосочетания наречиями, которые пишутся через дефис (слайд 6).

На русском языке – по-русски

В первую очередь – во-первых

Небрежно, плохо – кое-как

В какое-нибудь время – когда-нибудь

Совсем немного – чуть-чуть

Очень давно — давным-давно

В точности так – точь-в-точь

В). — Посмотрите на текст. Что в нем не так? Найдите ошибки. Выпишите эти слова, на какое они правило? Сколько ошибок нашли?

Сегодня с утра Мишка был Дон Кихотом. Он вскочил на

своего деревянного коня и вскач понесся по саду.

Ему было невтерпежь сразиться со злыми волшебниками,

которые убегали от него проч и прятались в зарослях

крапивы. Он наотмаш рубил крапиву, пока не споткнулся

и не упал навзнич.

IV. Тестовый контроль

  1. Пришло время выполнить небольшой тест и проверить вашу готовность к

Урок русского языка в 7 классе » Правописание наречий».

Урок русского языка в 7 классе «Правописание наречий».

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 7 классе » Правописание наречий».»

Урок русского языка в 7 классе на тему «. Правописание наречий». Словарный диктант №3

Русский язык необыкновенно богат наречиями,

которые делают нашу речь точной, образной, выразительной.

Список русских наречий полон обломков далекого прошлого.

обучающая: повторить общее значение, морфологические признаки и синтаксическую роль наречий; формировать умения находить наречия в тексте; определять их синтаксическую роль; Формировать умения находить в словах изучаемую орфограмму и правильно писать их.

Учить учащихся отличать наречия от сочетаний именных частей речи.

— развивающая: показать роль наречия как одного из средств связи предложений в целом тексте; расширение словарного запаса учащихся за счет употребления в речи наречий;

— воспитательная: воспитание самостоятельности через выполнение самостоятельных заданий.

1. Ориентационно-мотивационный этап.

Читает учитель: Я невзлюбил его еще задолго до того, как узнал о нем впервые. Всю жизнь оно меня преследует. «Стой прямо, сиди ровно, говори правильно по-русски, делай все аккуратно и на совесть, поступай по-товарищески,»-только и слышу я ежечасно. Все это непросто выполнить… А как вам понравится есть на завтрак яйца всмятку или слышать о том, что тебя видят насквозь?

Мне иногда хочется безудержно нестись вскачь, а иногда приятнее полежать и еле-еле перелистывать книжные страницы.

В школе мы закончим его изучение, и я надеюсь, что моя жизнь отныне потечет по-новому.

— Ребята, вы догадались, о чем сегодня на уроке пойдет речь? Как вы это поняли?

Наречие – старое слово. Оно уже было в древнерусском языке и нашло отражение в словаре И. И. Срезневского“Материалы для словаря древнерусского языка”,где отмечено его значение как части речи.

Если попытаться определить этимологию этого слова, то придётся выделить корень реч-. Слово же речь в древнерусском имело различные значения,одним из которых было название части речи –глагол. Это значение и сохраняется в корне реч- ,входящем в слово наречие. И связь между глаголом и наречием самая непосредственная.

Древние римляне эту часть речи называли adverbium,что в буквальном переводе означает“приглаголие”. Русские грамматисты дали этой части речи такое же наименование, изменив лишьприставку. Следовательно, древние учёные главное содержание наречия видели в том, что оно должно быть при глаголе (“приглаголие”) или “накладываться” на глагол (наречие).

2. -Сформулируйте, Что, на ваш взгляд, мы сегодня должны повторить на уроке об этой части речи?

1.Что обозначает наречие?

2. На какие вопросы отвечает наречие?

3. На какие разряды делятся наречия?

4. Какой морфемы нет у наречий, почему?

5.Способы образования наречий.

6.Синтаксическая роль наречия.

7. Как образуются степени сравнения наречий

3. Актуализация опорных знаний.

Образуйте от данных наречий все возможные формы сравнительной и превосходной степени.

Уверенно – уверенней; более уверенно; уверенней всех.

Редко — реже; более редко; реже всех.

Тонко – тоньше; более тонко; тончайше; наиболее тонко; тоньше всех.

Дефис в наречиях употребляется, если

1. Есть приставка по- и суффикс
-ому (-ему)

2. Есть приставка по- и суффикс
-и (-ьи, -ски, -цки)

по-волчьи, по-русски, по-немецки

3. Есть приставка в- (во-) и суффикс -их, -ых

во-первых, во-вторых, в-третьих

4. Есть приставка кое- или суффиксы -то,
-либо, -нибудь

кое-где, где-то, где-либо, где-нибудь

5. Если слова образованы путем повтора основ или корней

Еле-еле, точь-в-точь, мало-помалу, крепко-накрепко, видимо-невидимо

-Спишите, раскрывая скобки, обозначьте орфограмму.

Говорить (по)французски,тепло (по)летнему, (по)осеннему небу,встретить (по)дружески, устроиться (по)походному, ползти (по)пластунски, разлившаяся (по)весеннему река, плакать (по)ребячьи,(по)настоящему договору,пригревало (по)настоящему.

Говорить по-французскими, тепло по-летнему, по осеннему небу,встретить по-дружески, устроиться по-походному, ползти по-пластунски, разлившаяся по-весеннему река, плакать по-ребячьи, по настоящему договору, пригревало по-настоящему.

Переночуем где(нибудь), сделал (кое)как, темно(синее) платье,(во)первых, говорил (по)латыни, получил (давным)давно,смотрел (в)глубь,(в)глубь моря, увидел (в)дали,(в)дали голубой,держать (в)тайне, вернулся (на)утро, (на)утро не найдется.

Переночуем где-нибудь,сделал кое-как,темно-синее платье,во-первых,говорил по-латыни,получил давным-давно,смотрел вглубь,в глубь моря,увидел вдали,в дали голубой,держать втайне,вернулся наутро,на утро не найдется.

Ь после шипящих пишется

Ь после шипящих не пишется

1. Существительные женского рода 3-го склонения: рожь, брошь

1. Существительные м. р.
2-го склонения: луч, шалаш, мяч

2. Начальная форма глагола
на -чь: беречь, стеречь

2. Существительные 1-го склонения мн. ч. род. падежа: задач, туч, рощ

3. 2-е лицо ед. число глаголов: стережешь, печешь

3. Краткие прилагательные: горяч, могуч

4. Повелительное наклонение глаголов: отрежь, намажь

4. Наречия-исключения: уж, замуж, невтерпеж

5. Наречия (кроме исключений): сплошь, наотмашь

Буква Ь после шипящих на конце наречий.

– Наречие – интересная часть речи. С ней связано много трудностей в правописании. И вот еще одна загадка: какая змея бывает наречием?(уж)

– Как пишется это слово: с Ь или без Ь?

– Запишите в столбик слова и поставьте, где считаете нужным, Ь.

– В каких же трех словах-исключениях Ь после шипящих не пишется?

(записать в тетрадь)

– Почему получается такая неразбериха с шипящими?

– Для выяснения этого вопроса надо вернуться в историю нашего языка. В древне-русском языке все шипящие были мягкими, потом Ж, Ш отвердели, а Ч, Щ остались по-прежнему мягкими. Вот поэтому и происходят неприятности с правописанием: иногда Ь пишется, иногда нет.

– Запишите предложение и найдите в нем наречия.

Вслед за хозяином мы прошли через дверь, открытую настежь.

– Слово на сегодняшнее правило? (настежь)

– Чем осложнено предложение? (причастным оборотом)

– К какому слову относится причастный оборот?

– Устно переделайте предложение так, чтобы в нем не было знаков препинания (Вслед за хозяином мы прошли через открытую настежь дверь)

Г) Буква А и О на конце наречий.

– Почему в этом месте легко сделать ошибку?

– Вы знаете, что в безударном положении звуки у нас смешиваются. Так и у наречий на конце слова смешиваются суффиксы А и О.

– Как же быть в таких случаях?

– Многие делают ошибки в словах

–Почему? Безударное положение. И помогут нам разобраться с такими случаями приставки.

– Какие же это приставки?

– Приставки ЗА-, НА-, В- дружат с суффиксом О и получаются слова

-Приставки ИЗ-, ДО-, С- дружат с суффиксом А и получаются слова

ИЗ ИЗдалекА
ДО + А ДОсытА

– Замените словосочетание одним наречием.

идти в правую сторону (вправо)

упасть как мертвый (замертво)

растереть до белого цвета (добела)

рубить с помощью плеча (сплеча)

закрыть с помощью глухого (наглухо)

знаем с давних пор (издавна)

После шипящих в наречиях под ударением пишется суффикс –о, без ударения – суффикс –е: горячо, певуче. Исключение : еще.

Образуйте наречия , употребляя на конце букву о или е. С двумя словами составьте предложение. Определите синтаксическую роль наречий.

Могучий, негодующий, горячий, свежий, певучий.

Д) .Спишите предложения, вставьте, где необходимо ь. Наречия подчеркните как члены предложения.

Дверь в столовую была распахнута настеж…

Деревья утром сплош… покрыты инеем.

Я лежал навзнич… на берегу.

Лошади несутся вскач… по полю.

Она выглядела точ…-в- точ…, как и её мать.

Дочери её вышли замуж…

Лиш… он один остался в доме.

Е) Самостоятельно повторить правило «Слитное и раздельное написание не с наречиями на –о, -е»

Контрольный словарный диктант (КИМы, стр.73)

Подведение итогов и рефлексия

-Что было самым интересным сегодня на уроке, что особенно понравилось?

-Что было трудно, неинтересно, не понравилось?

-Какие правила оказались для вас простыми, какие сложными?

-С каким настроением вы уйдете с урока?

Домашнее задание: упражнение 8, 9; стр.138-139

-Спишите, раскрывая скобки, обозначьте орфограмму.

Говорить (по)французски,тепло (по)летнему, (по)осеннему небу,встретить (по)дружески, устроиться (по)походному, ползти (по)пластунски, разлившаяся (по)весеннему река, плакать (по)ребячьи,(по)настоящему договору,пригревало (по)настоящему.

Переночуем где(нибудь), сделал (кое)как, темно(синее) платье,(во)первых, говорил (по)латыни, получил (давным)давно,смотрел (в)глубь,(в)глубь моря, увидел (в)дали,(в)дали голубой,держать (в)тайне, вернулся (на)утро, (на)утро не найдется.

– Замените словосочетание одним наречием.

идти в правую сторону —

упасть как мертвый —

растереть до белого цвета —

рубить с помощью плеча —

закрыть с помощью глухого —

знаем с давних пор —

Образуйте наречия , употребляя на конце букву о или е. С двумя словами составьте предложение. Определите синтаксическую роль наречий.

Могучий, негодующий, горячий, свежий, певучий.

Спишите предложения, вставьте, где необходимо ь. Наречия подчеркните как члены предложения.

Конспект урока по русскому языку для 7 класса по теме «Правописание наречий»

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Правописание наречий.docx

учителя МБОУ СОШ № 151

с углубленным изучением отдельных предметов

г. Нижнего Новгорода

Емелиной Анны Витальевны.

Предмет: русский язык

Тема: Правописание наречий

Тип урока: комбинированный

Учебник: «Русский язык 7 класс»: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений/ М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.- М.: «Просвещение», 2008

Программа: Программа общеобразовательных учреждений «Русский язык 5-9 классы» под редакцией М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского – Москва: Просвещение, 2006

Формирование следующих предметных компетенций:

1. Коммуникативной (овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в различных ситуациях общения).

2. Языковой и лингвистической: на основе овладения знаниями о языке как системе, его устройстве, развитии и функционировании освоение орфографических норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования способности к анализу и оценке языковых знаний, о лингвистике как науке, её основных разделах и базовых понятиях.

3. Культуроведческой (освоение норм русского речевого этикета, культуры общения; способность объяснять значения слов).

Обучающие: учить отличать наречия от других частей речи,

совершенствовать орфографических навыков написания наречий,

ф ормировать мотивацию к учебно-познавательной деятельности.

Развивающие: развивать умение детей самостоятельно получать знания; развивать мыслительные операции: анализ, синтез, сопоставление, классификацию, а также внимание, память, логическое мышление; развивать познавательные и творческие способности через разнообразные виды деятельности, отработать навыки исследовательского поведения

Воспитательные : воспитывать самостоятельность, познавательную активность обучающихся, вызвать интерес к урокам русского языка: воспитывать коммуникативные отношения, бережно относиться к слову, воспитать потребность пользоваться грамотным языком.

I . Организационный момент.

II . Запись числа и темы урока. Слайд 1

III . Работа по теме урока. Мотивационный момент.

Определите, какой частью речи является выделенное слово в словосочетаниях.

Стакан из стекла – вода стекла.

Какие разделы науки о языке вам помогли?

Чтобы определить часть речи, мы определяем:

— морфологические признаки (морфология);

— синтаксическая роль (синтаксис).

Слайд 4. (Актуализация знаний)

Вы изучаете русский язык в течение нескольких лет и уже знаете, что все науки о языке взаимосвязаны. И сегодня мы с вами попробуем использовать эти знания для закрепления ваших орфографических навыков по теме «Наречие».

Цель нашего урока: используя знания о разделах науки о языке, научиться писать наречия без ошибок (тема и цель исследования)

Сколько букв Н мы будем писать в словах из словосочетаний?

Раздраже…о говорить – лицо раздраже…о

(частично поисковый метод) (выдвижение гипотезы)

(Подсказка: синтаксис, морфология, орфография. Определим, что в 1 случае – слово является обстоятельством, во 2 –сказуемым, в 1 случае – признак действия, во 2 –действие предмета, в 1 случае – наречие НН, во 2 – кр. причастие — Н)

Примените полученный способ на следующих словосочетаниях (проверка гипотезы).

Кольцо потеря…о – потеря…о смотреть

Чувствовать себя скова…о – звено цепи прочно скова…о

А теперь составьте план-подсказку, который поможет Вам не ошибиться в правописании (синтез и обобщение) (интерпретация полученных знаний).

— грамматическое значение слова и его морфологические признаки;

А теперь попробуем применить этот план- подсказку к другим словосочетаниям (применение полученных знаний)

(По)зимнему следу – светит (по)зимнему.

Светит (по)весеннему – (По)весенней оттепели

Делать (по)новому – (по)новому правилу

— Помогает ли нам составленный план в работе?

Мы видим, что наш способ «работает» и на другом правиле правописания наречий (дефисное написание наречий) (вывод по результатам исследовательской работы)

А теперь давайте закрепим полученные знания (применение полученных знаний в учебной деятельности).

IV. Закрепление материала

1. Он одет (по)домашнему, (по)старинному обычаю, взволнова…о говорить, подойти к проблеме (по)новому, планы не обдума…ы, (по)разному расписанию, спросил удивле…о, (по)новому летоисчислению.

2. Прочитайте текст. Определите его основную мысль. Найдите в тексте орфограммы, с которыми мы работали сегодня на уроке и объясните их. (Текст лежит на столах) (см. приложение)

Никогда не прятался Светлояр, не хоронился, всегда был открыт. Он по-прежнему ждет к себе людей добрых и приветливых. Из легенд мы знаем: перед врагом оказался беззащитным град, что стоял на берегу. Светлояр неожиданно сокрыл его в водах своих. Град тот Китежем звался…

Откуда и когда пришла на берега озера легенда о граде невидимом доселе неведомо. Даже у по-настоящему знающих людей согласья нет. Одни, заинтересованно слушая местных жителей, убеждены, что след нужно искать во временах древних, когда Русь жила под гнетом кочевников. Другие считают, что сотворена она была много позднее, в те времена, когда озеро стало святыней старообрядцев.

V . Подведение итогов урока.

Имеют ли полученные знания практическую ценность для Вас?

1. Упражнение 251 ( списать предложения, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Пользуясь планом, определить часть речи выделенных слов)

2. подобрать или составить текст на краеведческую тему с орфограммами, которые сегодня повторили на уроке.

Прочитайте текст. Определите его основную мысль. Найдите в тексте орфограммы, с которыми мы работали сегодня на уроке и объясните их.

Никогда не прятался Светлояр, не хоронился, всегда был открыт. Он по-прежнему ждет к себе людей добрых и приветливых. Из легенд мы знаем: перед врагом оказался беззащитным град, что стоял на берегу. Светлояр неожиданно сокрыл его в водах своих. Град тот Китежем звался…

Откуда и когда пришла на берега озера легенда о граде невидимом доселе неведомо. Даже у по-настоящему знающих людей согласья нет. Одни, заинтересованно слушая местных жителей, убеждены, что след нужно искать во временах древних, когда Русь жила под гнетом кочевников. Другие считают, что сотворена она была много позднее, в те времена, когда озеро стало святыней старообрядцев.


источники:

http://multiurok.ru/files/urok-russkogho-iazyka-v-7-klassie-pravopisaniie-na.html

http://infourok.ru/material.html?mid=1799