Конспект урока правописание не и ни 11 класс

Урок русского языка. 11 класс. Тема: Правописание не с разными частями речи.

Цели:

  • систематизировать материал по теме «Не с разными частями речи», изученный в 5-9 классах, дополнить объём материала, установленного школьной программой;
  • сформировать прочный и осознанный навык правописания НЕ с разными частями речи;
  • продолжать подготовку учащихся к ЕГЭ, отрабатывать навык выполнения тестовых заданий;
  • способствовать воспитанию познавательного интереса к изучению языковых явлений.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка. 11 класс. Тема: Правописание не с разными частями речи.»

Урок русского языка. 11 класс.

Тема: Правописание не с разными частями речи.

систематизировать материал по теме «Не с разными частями речи», изученный в 5-9 классах, дополнить объём материала, установленного школьной программой;

сформировать прочный и осознанный навык правописания НЕ с разными частями речи;

продолжать подготовку учащихся к ЕГЭ, отрабатывать навык выполнения тестовых заданий;

способствовать воспитанию познавательного интереса к изучению языковых явлений.

Тип урока: урок систематизации, обобщения и закрепления знаний

Оборудование: презентация «НЕ с разными частями речи», интерактивная доска, компьютер, раздаточный материал.

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1. Выполнение задания №14 ЕГЭ с 25 по 36 варианты (по парам с взаимопроверкой)

2. Учащийся отображает алгоритм на доске.

3. Распределительный диктант.

3. Показать на таблице по какому правилу пишется то или иное слово (учащиеся задают слова)

4. Разобрать по составу слова, назвать способ образования: картинный, адресованный.

III. Постановка темы и целеполагание урока.

Дидактическая сказка.
Сила любви
Гордую и упрямую частицу НЕ полюбил благородный Глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Он говорил: «Люблю», а она ему: «Не люблю». Он признавался: «Верю», а она ему: «Не верю».
Частица НЕ никогда не подходила к Глаголу близко и писалась от него только отдельно. Однако Глагол был постоянным своих чувствах. Вот однажды НЕ и говорит ему: «Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь».
Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по словарям да учебникам. Когда же он возвратился к своей любимой, она, как обычно, отскочила от него с криком: «Негодую! Ненавижу!» И вдруг замерла от неожиданности, оказавшись в объятиях Глагола. Так Глагол доказал, что в некоторых случаях не только он, но и сама Частица НЕ жить друг без друга не могут.

IV. Мотивация учебной деятельности.

Слайд 1. Слова Дмитрия Лихачёва.

(Не)упускайте случая находить интересное даже там, где вам кажется (не)интересно. На земле нет (не)интересных мест: есть только (не)интересующиеся люди, люди, (не)умеющие находить интересное, внутренне скучные. Надо уметь погружаться в атмосферу того места, куда вас забросила судьба… (Д. Лихачёв)

Задание:
Прочитайте текст. О чём слова Лихачёва? Как вы понимаете смысл данного высказывания? Спишите, раскрывая скобки, объясните орфограммы, расскажите правила орфографии, которыми вы руководствовались. Устно охарактеризовать последнее предложение. Сформулируйте тему урока.

IV. Систематизация материала по теме урока

1. Работа с таблицей (учащиеся параллельно строят алгоритм)

С существительными, прилагательными, наречиями

если без НЕ не употребляется

если можно подобрать синоним без НЕ

если есть или подразумевается противопоставление с союзом а

если есть частицы вовсе не, далеко не, отнюдь не, ничуть не, нисколько не, ещё не, пока не

Отрицательные и неопределённые местоимения и наречия

Если нет предлога (некем)

Если есть предлог (не с кем)

Глаголы и деепричастия

Если без НЕ не употребляется

Отглагольные прилагательные и причастия

нет зависимых слов

нет противопоставления с союзом а

нет частиц вовсе, далеко не, ничуть не и др.

есть зависимое слово

есть противопоставление с союзом а

есть частицы вовсе не, далеко не, ничуть не и другие

Слайд 6. Особое внимание учащихся обращаем на следующие моменты:

наличие слов, указывающих на слитное/раздельное написание не с прилагательными и наречиями.

Очень, слишком, весьма, крайне, совершенно, абсолютно, почти, совсем и другие

Вовсе не, отнюдь не, далеко не, ничуть не, нисколько не, ещё не, пока не и др.

Самым неоднозначным из пояснительных слов является слово СОВСЕМ. Если СОВСЕМ=ОЧЕНЬ, то НЕ пишется слитно. Если СОВСЕМ = ВОВСЕ, ОТНЮДЬ, то НЕ пишется раздельно.

противительный союз НО предполагает слитное написание: некрасивая, но дорогая игрушка

Запомни: не кто иной, как; не что иное, как

Несмотря на, невзирая на – предлоги (а не деепричастия)

Не путать частицу НЕ с приставкой НЕДО- у глаголов. Приставка «НЕДО-» имеет значение «недостаток по сравнению с нормой» Пленные недоедали (недостаток по сравнению с нормой), не доел суп (не закончил действие), недоглядеть за ребёнком, не доглядеть фильм.

V. Первичное закрепление. Тренировочные задания

1. Спишите, раскройте скобки.

(Не)выспавшиеся дети, давно (не)спавший старик, (не)прекращающаяся борьба, (не) прекращавшийся в течение суток дождь, (не)ржавеющая сталь, совершенно (не)освоенная область, абсолютно (не)исследованные пространства, почти (не)тронутая почва, (не) тронутое загаром лицо, нигде (не)напечатанные статьи, (не)довязанный старушкой платок, открыто (не)высказанное недовольство, роман (не)прочитан, работа (не)завершена.

Ответ: Невыспавшиеся дети, давно не спавший старик, непрекращающаяся борьба, не прекращавшийся в течение суток дождь, нержавеющая сталь, совершенно неосвоенная область, абсолютно неисследованные пространства, почти нетронутая почва, не тронутое загаром лицо, нигде не напечатанные статьи, не довязанный старушкой платок, открыто невысказанное недовольство, роман не прочитан, работа не завершена.

2. Установите соответствие между выделенными словами в предложениях и их характеристикой.

1. У Волконской в чертах лица было что-то (не)русское.

А. Причастие с зависимыми словами, пишется раздельно

2. (Не)застав его, я отправился к Алексееву.

Б. Краткое прилагательное, пишется слитно

3. (Не)взирая на жестокость здешних морозов, он отправился в путь.

В. Наречие, без НЕ не употребляется, пишется слитно

4. В лице родителей Пушкина слилось потомство одного человека – Петра Петровича Пушкина, в течение долгих лет (не)имевшее между собой общения и связей.

Г. Деепричастие, пишется раздельно

5. Брак сей был (не)счастлив.

Д. Имя прилагательное с НЕ пишется слитно, так как можно подобрать синоним

6. Берёзовая рощица находилась (не)подалёку от дома.

Е. Входит в состав предлога, пишется слитно.

(Ключи: 1-Д, 2-Г, 3-Е, 4-А, 5-Б 6-В)

VI. Диагностика понимания.

3. Укажите правильный вариант ответа

Слово пишется слитно

А) Можно ли жить, (не)жертвуя ничем?
Б) Он предпочёл остаться (не)узнанным.
В) Человеку, (не)уверенному в своих силах, трудно победить.
Г) Мне (не)(к)кому обратиться за помощью.

А) Хлеб в магазине вовсе (не)свежий.
Б) Жизнь в деревне спокойна и (не)тороплива.
В) Ошибки в работе по-прежнему (не)исправлены.
Г) Это была жизнь человека, как будто (не)созданного для счастья.

Слова пишутся раздельно

А) В его словах (не)было ничего странного.
Б) На мониторе мобильного телефона темнела надпись: «(Не)отвеченный вызов»
В) (Не)которое время я поживу в деревне.
Г) Мужчина (не)доумевающе смотрел на меня.

А) Это (не)придуманная, а происходившая на самом деле история.
Б) Нельзя быть таким (не)собранным.
В) (Не)вежливо так поступать.
Г) В зале раздались (не)годующие крики.

4. В каком ряду (рядах) слова с НЕ следует писать одинаково

А) (не)лишён, вовсе (не)друг, (не)с?кого, (не)который
Б) (не)создан, (не)пой, (не)объятный, (не)фотограф
В) совершенно (не)красивый, (не)причёсанный, (не)взирая на то что, (не)кому
Г) ничуть (не)обиженный, (не)обязан, (не)приспособленный к условиям, (не)раз.

5. Укажите неправильный вариант написания ( с показом на таблице)

1. А) некоторые слова
Б) неумный мальчик
В) неуверенный человек
Г) невидимые миром слёзы

2. А) не что иное как
Б) не должен
В) не здоровится
Г) не сказаны

3. А) не сказав
Б) не где
В) не было
Г) не раз

4. А) далеко несимпатичный
Б) ненависть
В) совершенно невесёлый
Г) некто

6. Упражнение на разграничение НЕ и НЕДО-

В описаниях недоставало красок (недостаток по сравнению с нормой). Он нырнул, но дна не достал (незаконченное действие). Что ж ты, Пётр, свой кусок пирога не доел. Ночей недосыпала, куска недоедала. Из экипажа «Светлана» недосчитали ста шестидесяти семи человек. Она не дослушала, отошла прочь.

VII. Вторичное закрепление.

7. Комментированный диктант

(Не)хорошо прослыть (не)вежею, (не)приятно казаться и выскочкой. (Не)известности уже (не)было, всё уже было ясно для меня. Вот (не)хотя с ума свела. Она (не)годовала, (не)навидела тётю. Чистяков, (не)смотря на страшную усталость, (не)мог сомкнуть глаз. Была придумана совсем (не)интересная игра. Мы шли по (не)освещённым улицам городка. Принял совсем (не)обдуманное решение. Лодка приближалась к тому месту, где (не)защищённое от ветра море кипело и металось во мраке. Один в поле (не)воин. Ещё (не)тронутые краской осени весело зеленеют высокие стебли трав. Нашли (не)разрушенный, а совершенно целый шалаш.

8. Самостоятельная работа

Задания даны на карточках или на слайде. Слитно или раздельно? Задания №12 ЕГЭ.

VIII. Подведение итогов урока

Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.

Подберите выражение, соответствующее вашему восприятию урока: слышал краем уха, хлопал ушами, шевелил мозгами, считал ворон

Стр. 242, упражнение 354

Составить словарный диктант (40-45 слов) на тему «Правописание не с разными частями речи»

Конспект урока русского языка в 11 классе по теме: Частицы не и не с различными частями речи.

Конспект урока русского языка в 11 классе

Тема: Частицы не и не с различными частями речи.

Цель: повторить изученный в предыдущих классах материал о написании не и ни с разными частями речи, закрепить знания учащихся, обратить особое внимание на те случаи, которые вызывают наибольшие трудности, на то, что не удалось раньше усвоить; развивать и совершенствовать коммуникативную компетентность: орфографические навыки и лингвистическое мышление учащихся, творческие навыки; обогащать словарный запас; воспитывать эстетический вкус учащихся, чувство уважения к родной культуре и ее выдающихся представителей.

Тип урока: урок повторения знаний и усовершенствования коммуникативной компетентности.

Оборудование: обобщающая таблица “Не и ни с разными частями речи”, карточки с заданиями, индивидуальные задания для групповой работы, тексты на мультимедийной доске, карточки самооценивания.

1. Организационный момент

Сегодня мы с вами, повторяя важный материал по правописанию, совершим путешествие в волшебную страну поэзии.

Поэтому эпиграфом нашего урока предлагаю взять слова:

Поэзия-это всегда неповторимость,

Какое-то бессмертное прикосновение к душе.

2. Мотивация учебной деятельности

1) инструктаж по самооценке учащихся.

2) но прежде чем отправиться в путешествие, давайте проверим себя на выносливость. Итак, игра-разминка.

Возьмите карты. Будем на них записывать слова. Будьте внимательными и сосредоточенными, не возвращайтесь и не переспрашивайте. Слова диктую поочередно для двух вариантов. Отправляемся:

песни не поются

III. Сообщение темы и цели урока:

Итак, как оказалось, нам есть над чем работать. Поэтому тема нашего сегодняшнего урока «Написание не и ни с разными частями речи». Разверните, пожалуйста, тетради и запишите число и тему урока.

Помогите мне определить основные задачи урока (повторить правила написания не и ни вместе и раздельно со словами, закрепить свои знания, обратив внимание на те случаи, которые вызывают наибольшие трудности, на то, что не удается усвоить, совершенствовать коммуникативную компетентность, грамотность письма, обогащать словарный запас.).

Итак, если задания урока определены, то начинаем их реализовывать на практике.

IV. Актуализация опорных знаний учащихся

Интерактивный прием «Мозговой штурм».

1. Вспомнить основные правила написания не со словами вместе, отдельно, ни со словами.

2. Какие случаи написания самые легкие, не вызывают размышлений, в них не допускаются ошибки? (не с глаголами пишется отдельно, если слово без не не употребляется, то пишется слитно, не с числительными пишется раздельно).

3. А какие случаи вызывают наибольшие трудности, влекут к размышлениям, и в основном в них допускаются ошибки? (слово нет, не с причастиями, с прилагательными, наречиями).

Эти сложные случаи и будут объектом нашей проработки.

IV. Систематизация и обобщение материала в процессе практической работы

1. Чтобы не возникало ошибок, как писать не с причастиями, давайте составим с вами опорную схему (ученик работает у доски)

Не с причастиями

Несписаний текст 1. Является сказуемым

Текст не списан

2. Имеет зависимое слово

Мной не списан текст

2. Устная работа по схеме – предложить свои варианты зависимых слов

Непосаженный Тополь, невыполненное поручение, непроверенные факты, непрочитанные книжки, неисправленные ошибки.

3. Распределительный диктант. (Кроме учеников, работающих с карточками).

Не убрана чисто, ненаписанные мемуары, неизвестная актриса, не отмечен торжественно, неоконченный роман, неизданный указ, несказанное слово, не исследованы тщательно, непомытое яблоко, не найденные археологами, не выполнены йогами.

4. Первые 3 ученика, выполняющие задания, идут к доске для выполнения заданий на карточках:

№ 1 заменить представленные слова или словосочетания глаголами, указывающими на неполноту действия:

№ 2 образовать от поданных глаголов деепричастия, напишите их с не:

Ненавидеть, умолять, слышать, приходить, надеяться, пренебрегать, говорить.

Параллельно идет повторение образования форм деепричастий в зависимости от видовых форм глаголов. Устно: не с деепричастиями пишется отдельно, кроме тех, которые без не не употребляются).

№ 3 где нужно, напишите отдельно слова из не, определите грамматические основы предложений:

В легендах древних справедливости нет.

Люди спят, спит и людское бедствие, — бедствие силы нет в эту ночь.

Счастья такого нет человек никогда.

Нет песни без любви.

(Вывод: если в предложении есть подлежащее, то слово не должно пишется отдельно)

5. Проверяется распределительный диктант с остальными учениками класса, объясняются случаи написания.

В своих произведениях Лина Костенко часто обращается к образу выдающегося художника. Она посвящает стихи многим не признанным властью украинским гениям. Один из них «неснятый кадр несыгранной роли».

6. Проверка выполненного на доске, объяснение правил написания не со словами.

7.У вас на партах лежат обобщающие таблицы, взгляните, какие правила мы еще не упомянули.

Не и не с разными частями речи

1. Вместе пишется

1.1. Слово без НЕ или нет не употребляется

неудачник, бездарь, младенец,

немедленный, непрестанный, беспощадный,

никчемный глагол, неволить,

Деепричастия- пренебрегая, потеряв сознание.

1.2. Образуется слово с новым значением (чтобы проверить, условно подбираем синоним без не)

Существительные: неволя, недруг, недоля, опасность, недоверие прилагательные: недобрый, нелегкий, невысокий, невеселый.

Глаголы: недомогать, неславить, вне себя, беспокоиться.

Наречия: недалеко, недоброжелательно, небыстро, негромко. Местоимения: некто, некий.

Частицы: пусть, неужели соединители: словно, словно, как будто, несмотря на

1.3. В составе префикса недо-, который обозначает действие, состояние или качество в неполной мере

Существительные: недород, недостача, недотепа, недостаток. Причастия: недописанный, недозрелый, недовыполненный. Глаголы: недоказывать, недолюбливать, недооценивать.

1.4. с причастиями, если они не имеют при себе зависимых слов: незаконченная работа, незасеянное поле, неспетые песни.

1.5. В отрицательном слове нет, если при нем не может быть подлежащего:

У него нет тетради (у него нет тетради)

1.6. Ни местоимениях и наречиях: никто, ничто, ничей, никакой, нисколько, никуда, ниоткуда, никак, нигде.

2. Отдельно пишется

2.1. С глаголами, кроме 1.1,1.2.: не пришел, не ходил, не пошито, нельзя, не поняв.

2.2. С числительными – ВСЕГДА: не пять, не двенадцатый.

2.3. С местоимениями, кроме 1.2.: не он, не каждый, не наш.

2.4. Когда в предложении есть противопоставление (Все части речи):не горе, а радость, не широкий, а узкий, не славить, а хаять, не холодно, а тепло, не сказанное, а написанное.

2.5. С причастиями, если они имеют при себе зависимые слова:не законченная мною работа, не засеянное вовремя поле, не певческие девушками песни.

2.6. С причастиями, если они выступают в роли присудків: Работа не закончена. Поле не засеяно. Песни не поются.

2.7. Ни в отрицательных местоимениях и наречиях, если отделено предлогом: ни у кого, ни с кем, ни за что, ни на каком.

Чтобы применить это правило, предлагаю поиграть в игру «Бросание словами». Я буду «бросать» вам слова из не, а вы подбирать синонимы. Начинаем: неактивный (пассивный) неволить (ущемлять), неудача (фиаско), невежливо (безкультурно), необутый (босой), неразговорчивый (молчаливый), непогода (слякоть), немедленно (сейчас), негромко (тихо), неизменно (стало), неспособен (бездарный), необоснованный (безосновательный), необходимо (нужно), ненужный (лишний), неестественный (искусственный), непорядок (беспорядок), бездельник (лентяй),неискренний (фальшивый).

8. Работа в группах

А дальше мы будем работать в группах. Кое-кто из учеников имел индивидуальное домашнее задание, прошу вас к доске.

А тем, кто остался на местах, предлагаю образовать группы по виду работы, которому вы отдаете приоритет:

Когда все заняли места, взгляните на инструкции, которые есть на партах, ознакомьтесь с ними и дальше будем слушать первую группу, познакомьте класс со своей задачей.

1. «чтецы» (мы имели домашнее задание изучить отрывки из произведений Лины Костенко, у которых есть употребление не со словами, предлагаем их вашему вниманию) .

2. «Языковеды» — из прослушанных отрывков записать слова с не, объяснить, как пишутся, по какому правилу сделали вывод.

3. «Литераторы» — из прослушанных отрывков записать наиболее яркие метафоры и эпитеты.

Материал для чтецов

Я выбрала судьбу себе сама

И что со мной не случится –

У меня никаких претензий нет

К судьбе-моей избраннице.

Если нельзя ветер срисовать,

Прозрачный ветер на ясном фоне,-

Обрисуй дубы, могучие и широкополые,

Которые от ветра гнутся к Земле.

Она в жизни столкнулась с неприятностью:

Парнишка ей не ответил взаимностью.

И то почему, потому что любит другую девушку,

А верность имеет душу неделимую.

Глазами ты сказал мне: люблю.

Душа сдавала свой тяжкий экзамен.

Как тихий звон горного хрусталя,

Несказанное осталось несказанным.

Ты придешь снова. Мы будем на «вы».

Или же неповторимое можно повторить?

В моих глазах свою печаль Переплыви,

Но об этом не надо говорить.

Жизнь идет и все без корректур,

И время летит, не умеряет галопа.

Давно нет маркизы Помпадур,

И мы живем уже после потопа.

(Группы работают 5 минут. Презентация работы групп).

Группа чтецов работает над упражнением «редактирование»:

Поэтическое мастерство о Лины Костенко поражает не забытой искренностью слова, отражающего тончайшие движения человеческой души. Не покорность Лины Костенко перед толитаризмом, это ее человеческий подвиг, который еще попрыгивает в осмысленность.

V. Контрольно-рефлексивный этап:

Программируемый диктант-я буду читать словосочетание, а вы ставьте цифру 1, если не пишется со словом вместе и цифру 2, если по отдельности.

Самоанализ: взгляните на мультимедийную доску, в каких словосочетаниях вы допустили ошибки:

1 незарегистрированная справка;

2 не спросив разрешения,

1 невеселый рассказ;

2 нельзя волноваться;

1 недожата нива,

1 неуместно сказано,

1 невысокое дерево;

2 не одобряя поведения;

1 с незапамятных времен;

1 незапланированная встреча;

2 не учесть обстоятельства;

2 ни с кем не посоветовался.

VI. Вывод. Интерактивное упражнение «Микрофон»

1) Итак, наш урок заканчивается, давайте сейчас подведем его итоги. Продолжите фразу: «Хорошо понимать написание не со словами мне помогает. »

(осознание правил, умение перенести их на конкретный пример: слово, словосочетание или предложение, понимание связей в предложении).

2) оценить самостоятельно свою работу на уроке и знания о правописании частиц не, нет.

Я умею надо доработать

3). Оценивание учащихся.(Самоуважение).

2 распределительный диктант

3 Работа с карточками

4 Игра » бросание словами»

5 Работа в группах

6 программируемый диктант

№ п / п Пи ученика игра-разминка распределительный диктант работа с карточками игра

«Бросание словами» работа в группах программный диктант

VII. Домашнее задание (на выбор) (Слайд № 14)

— Подобрать несколько цитат из стихов Лины Костенко, в которых есть случаи написания не и ни со словами, объяснить их, сделать синтаксический анализ одного предложения.

— Написать эссе «Яркий мир стихов Лины Костенко»

— Составить словарный диктант для одноклассников (до 24 слов) на тему: «правописание частиц».

Практико-ориентированный урок русского языка в 11 классе «Обособленные обстоятельства. Правописание НЕ и НИ».
методическая разработка (русский язык, 11 класс) по теме

Урок проводился в 11 классе естественно-математической профильной направленности.

Место урока в системе: урок обобщения, систематизации знаний и закрепления практических навыков в разделе «Синтаксис и пунктуация осложнённого предложения».

Для разработки и проведения урока русского языка в 11 классе использована одна из вузовских технологий обучения – урок-практикум.

Применение данной технологии позволило за 45 минут (1 урок) в комплексе повторить и обобщить сведения из разных областей языкознания (орфография, морфология, синтаксис, пунктуация, речеведение), отработать алгоритмы применения знаний на практике с одновременным освоением технологии выполнения заданий по русскому языку в формате ЕГЭ (части А и В). Различные формы организации деятельности учащихся на уроке (коллективная, по вариантам, парная, самостоятельная работа) позволили провести работу на разных уровнях: на уровне слова, словосочетания, предложения и текста.

Организация деятельности учащихся на уроке в рамках технологии урока-практикума дала возможность каждому учащемуся проработать все виды заданий и увидеть свой результат, а учителю – определить уровень результатов, достигнутых каждым учащимся.

Также для проведения урока с целью повышения его эффективности использованы элементы компьютерной технологии: на этапе повторения и обобщения изученного материала и проверки результатов практической деятельности учащихся (работа с интерактивной доской).


источники:

http://infourok.ru/konspekt-uroka-russkogo-yazyka-v-11-klasse-po-teme-chasticy-ne-i-ne-s-razlichnymi-chastyami-rechi-4526005.html

http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2013/02/02/praktiko-orientirovannyy-urok-russkogo-yazyka-v-11-klasse