Конспект урока правописание не и ни с разными частями речи 10 класс

урок в 10 классе «НЕ с разными частями речи»
методическая разработка по русскому языку (10 класс) на тему

Тип – урок систематизации, обобщения и закрепления полученных знаний. Урок ориентирован на формирование прочного и осознанного навыка правописания НЕ с разными частями речи и подготовку старшеклассников к ЕГЭ по русскому языку. Изученный в 5-9 классах материал дополнен, систематизирован и наглядно представлен в виде таблицы. Особое внимание обращается на разграничение пояснительных слов, указывающих на слитное/раздельное написание НЕ с прилагательными и наречиями, а также на отличие частицы НЕ и приставки НЕДО-. Урок содержит разнообразные формы работы, направленные на отработку орфографического навыка и навыка выполнения тестовых заданий. Предложенная в конце урока самостоятельная работа, составленная из заданий А 18 ЕГЭ прошлых лет, позволяет проверить уровень подготовки учащихся к решению тестовых заданий по теме «Правописание НЕ с разными частями речи».

Скачать:

ВложениеРазмер
statya.doc.doc68.5 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

НЕ с разными частями речи (10 класс)

Ложникова Елена Филимоновна

Тип урока: урок систематизации, обобщения и закрепления знаний

Цели урока: 1) систематизировать материал по теме «не с разными частями речи», изученный в 5-9 классах, дополнить объём материала, установленного школьной программой;

2) сформировать прочный и осознанный навык правописания НЕ с разными частями речи;

3) продолжать подготовку учащихся к ЕГЭ, отрабатывать навык выполнения тестовых заданий

Оборудование: таблица «НЕ с разными частями речи», интерактивная доска, компьютер, раздаточный материал.

I. Организационный момент.

II. Орфографическая работа (правописание окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени и суффиксов причастий прошедшего времени — задание А16 ЕГЭ)

Произносишь, обидевший, преобразуемый, служишь, перекинешь, относишься, выспишься, заключается, замасленный, видимый, приклеенный, курлычущие (журавли), увидишься, забудешь, приемлемый, защебечут, удержат, кажущийся, заблудишься, восстановленный, незабываемый, колышущиеся.

Для успешного выполнения данного задания учащиеся должны:

  1. определять спряжение глаголов (произносишь – произнос ить – II спр. – пишем И; курлычУщие – курлык ать – I спр. — У)
  2. видеть гласную инфинитива: обидЕвший – обидЕть
  3. помнить о «коварной» приставке вы-, которая перетягивает на себя ударение (выспишься – спИшь – II спр.)

III Постановка темы и целеполагание урока

На слайде слова Дмитрия Лихачёва.

(Не)упускайте случая находить интересное даже там, где вам кажется (не)интересно. На земле нет (не)интересных мест: есть только (не)интересующиеся люди, люди, (не)умеющие находить интересное, внутренне скучные. Надо уметь погружаться в атмосферу того места, куда вас забросила судьба… (Д. Лихачёв)

Прочитайте текст. О чём слова Лихачёва? Как вы понимаете смысл данного высказывания? Спишите, раскрывая скобки, объясните орфограммы, расскажите правила орфографии, которыми вы руководствовались. Сформулируйте тему урока.

IV. Систематизация материала по теме урока. Работа с таблицей (слайды и раздаточный материал для учащихся)

С существительными, прилагательными, наречиями

  1. если без НЕ не употребляется
  2. если можно подобрать синоним без НЕ
  1. если есть или подразумевается противопоставление с союзом а
  2. если есть частицы вовсе не, далеко не, отнюдь не, ничуть не, нисколько не, ещё не, пока не

Отрицательные и неопределённые местоимения и наречия

Если нет предлога (некем)

Если есть предлог (не с кем)

Глаголы и деепричастия

Если без НЕ не употребляется

Отглагольные прилагательные и причастия

  1. полные формы
  2. нет зависимых слов
  3. нет противопоставления с союзом а
  4. нет частиц вовсе, далеко не, ничуть не и др.
  1. краткие формы
  2. есть зависимое слово
  3. есть противопоставление с союзом а
  4. есть частицы вовсе не, далеко не, ничуть не и другие

Особое внимание учащихся обращаем на следующие моменты:

  1. наличие слов, указывающих на слитное/раздельное написание не с прилагательными и наречиями слайд

Очень, слишком, весьма, крайне, совершенно, абсолютно, почти, совсем и другие

Вовсе не, отнюдь не, далеко не, ничуть не, нисколько не, ещё не, пока не и др.

Самым неоднозначным из пояснительных слов является слово СОВСЕМ. Если СОВСЕМ=ОЧЕНЬ, то НЕ пишется слитно. Если СОВСЕМ = ВОВСЕ, ОТНЮДЬ, то НЕ пишется раздельно.

  1. противительный союз НО предполагает слитное написание: некрасивая, но дорогая игрушка
  2. Запомни: не кто иной, как; не что иное, как
  3. Несмотря на, невзирая на – предлоги (а не деепричастия)
  4. Не путать частицу НЕ с приставкой НЕДО- у глаголов. Приставка «НЕДО-» имеет значение «недостаток по сравнению с нормой» Пленные недоедали (недостаток по сравнению с нормой), не доел суп (не закончил действие), недоглядеть за ребёнком, не доглядеть фильм.

V. Тренировочные задания.

1.Спишите, раскройте скобки (задание на слайде)

(Не)выспавшиеся дети, давно (не)спавший старик, (не)прекращающаяся борьба, (не) прекращавшийся в течение суток дождь, (не)ржавеющая сталь, совершенно (не)освоенная область, абсолютно (не)исследованные пространства, почти (не)тронутая почва, (не) тронутое загаром лицо, нигде (не)напечатанные статьи, (не)довязанный старушкой платок, открыто (не)высказанное недовольство, роман (не)прочитан, работа (не)завершена.

2. Установите соответствие между выделенными словами в предложениях и их характеристикой.

1. У Волконской в чертах лица было что-то (не)русское.

А. Причастие с зависимыми словами, пишется раздельно

2. (Не)застав его, я отправился к Алексееву.

Б. Краткое прилагательное, пишется слитно

3. (Не)взирая на жестокость здешних морозов, он отправился в путь.

В. Наречие, без НЕ не употребляется, пишется слитно

4. В лице родителей Пушкина слилось потомство одного человека – Петра Петровича Пушкина, в течение долгих лет (не)имевшее между собой общения и связей.

Г. Деепричастие, пишется раздельно

5. Брак сей был (не)счастлив.

Д. Имя прилагательное с НЕ пишется слитно, так как можно подобрать синоним

6. Берёзовая рощица находилась (не)подалёку от дома.

Е. Входит в состав предлога, пишется слитно.

( ключи: 1-Д, 2 – Г, 3 – Е, 4 – А, 5 — Б 6 – В)

3. Укажите правильный вариант ответа

Слово пишется слитно

А) Можно ли жить, (не)жертвуя ничем?

Б) Он предпочёл остаться (не)узнанным.

В) Человеку, (не)уверенному в своих силах, трудно победить.

Г) Мне (не)(к)кому обратиться за помощью. (Ответ – Б)

А) Хлеб в магазине вовсе (не)свежий.

Б) Жизнь в деревне спокойна и (не)тороплива.

В) Ошибки в работе по-прежнему (не)исправлены.

Г) Это была жизнь человека, как будто (не)созданного для счастья. (Ответ – Б)

Слова пишутся раздельно

А) В его словах (не)было ничего странного.

Б) На мониторе мобильного телефона темнела надпись: «(Не)отвеченный вызов»

В) (Не)которое время я поживу в деревне.

Г) Мужчина (не)доумевающе смотрел на меня. (Ответ – А)

А) Это (не)придуманная, а происходившая на самом деле история.

Б) Нельзя быть таким (не)собранным.

В) (Не)вежливо так поступать.

Г) В зале раздались (не)годующие крики. (Ответ – А)

4. В каком ряду (рядах) слова с НЕ следует писать одинаково

А) (не)лишён, вовсе (не)друг, (не)с?кого, (не)который

Б) (не)создан, (не)пой, (не)объятный, (не)фотограф

В) совершенно (не)красивый, (не)причёсанный, (не)взирая на то что, (не)кому

Г) ничуть (не)обиженный, (не)обязан, (не)приспособленный к условиям, (не)раз

(Ответ: В- слитно, Г – раздельно)

5. Укажите неправильный вариант написания

1) А) некоторые слова

Б) неумный мальчик

В) неуверенный человек

Г) невидимые миром слёзы

2) А) не что иное как

В) не здоровится

4) А) далеко несимпатичный

В) совершенно невесёлый

Г) некто (Ответы: 1-Г, 2-В, 3-Б, 4-А)

6. Упражнение на разграничение НЕ и НЕДО-

В описаниях недоставало красок (недостаток по сравнению с нормой). Он нырнул, но дна не достал (незаконченное действие). Что ж ты, Пётр, свой кусок пирога не доел. Ночей недосыпала, куска недоедала. Из экипажа «Светлана» недосчитали ста шестидесяти семи человек. Она не дослушала, отошла прочь.

7. Комментированный диктант

(Не)хорошо прослыть (не)вежею, (не)приятно казаться и выскочкой. (Не)известности уже (не)было, всё уже было ясно для меня. Вот (не)хотя с ума свела. Она (не)годовала, (не)навидела тётю. Чистяков, (не)смотря на страшную усталость, (не)мог сомкнуть глаз. Была придумана совсем (не)интересная игра. Мы шли по (не)освещённым улицам городка. Принял совсем (не)обдуманное решение. Лодка приближалась к тому месту, где (не)защищённое от ветра море кипело и металось во мраке. Один в поле (не)воин. Ещё (не)тронутые краской осени весело зеленеют высокие стебли трав. Нашли (не)разрушенный, а совершенно целый шалаш.

8. Самостоятельная работа. Задания даны на карточках или на слайде. Слитно или раздельно? Задания А 18 прошлых лет ЕГЭ [1].

Обнаружен (не)опознанный летающий объект.

На столе только (не)допитый стакан сока.

У самой дороги чернели окнами ещё (не)заселённые дома.

(Не)сумевший реализовать себя в жизни, Базаров проявляет лучшие качества перед лицом смерти.

Ключи до сих пор (не)найдены.

Дом у Петровых (не)большой, но очень уютный.

Тишина была (не)зловещей, а какой-то мягкой, спокойной.

Князя Андрея раздражал (не)пропускающий к себе в душу холодный взгляд Сперанского.

Марья Гавриловна, (не)ведающая о том, что скрывается под маской Дефоржа, идёт на свидание.

Нового слугу хозяйка (не)взлюбила.

(Не)благодарный слушатель мешает даже хорошему рассказчику.

На столе лежала ещё (не)пожаренная рыба.

Черты лица (не) лишены приятности.

В этом (не)прореженном лесу молодые деревья растут медленно.

V. Подведение итогов урока

Домашнее задание: 1. §58 стр. 175 упражнение 321 (Греков В. Ф. «Пособие для занятий по русскому языку в старших классах»)

2. выполнить тест (раздаточный материал)

1. ЕГЭ: информационные технологии подготовки. Русский язык. Методические рекомендации./ Авт.-сост. Крашенинникова Л. А., Лукина И. В. – Иркутск: Изд-во Иркут.гос.пед.ун-та, 2011.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык. 11 кл. Урок по теме Типы речи. Н и НН в разных частях речи. Для интерактивной доски

Рууский язык Урок в 11 классе по повторению типов речи и Н и НН с применением Интерактивной доски.

Слитное и раздельное написание не с разными частями речи. Совершенствование умения определять части речи.

Тип урока: повторительно-обобщающий. Цели урока 1) Обучающие: совершенствовать умение определять части речи и производить их морфологический разбор 2) Развивающие: систематизировать и обобщать правила.

Открытый урок русского языка «Буквы о-е после шипящих в словах разных частей речи»

Представлена методическая разработка открытого урока по русскому языку для 8-го класса.

Презентация к уроку русского языка в 7 классе «Написание не с разными частями речи» по технологии РКМ

Учебно-методические материалы к урокам русского языка в 6 — 7 классах, связанных с изучением правил написания не с разными частями речи ( «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Прич.

Урок русского языка по теме: «Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи» ( 6 класс)

Цель урока: систематизировать и обобщить правила правописания НЕ с разными частями речи.

Методическая разработка урока письма и развития речи на тему «Мягкий знак после шипящих в разных частях речи» с использованием технологий: ИКТ, здоровьесберегающей, коллективного взаимодействия, игровой, модульного обучения

Урок закрепления правописания мягкого знака после шипящих; раскрытие творческого потенциала; познавательных мотивов; обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной де.

Конспект урока по русскому языку в 7 классе. «Не с разными частями речи (урок – закрепление)»

laquo;Не с разными частями речи (урок – закрепление)&raquo.

Урок русского языка в 10 классе на тему:»ПРАВОПИСАНИЕ НЕ И НИ С РАЗНЫМИ ЧАСТЯМИ РЕЧИ».

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Тема урока . ПРАВОПИСАНИЕ НЕ И НИ С РАЗНЫМИ ЧАСТЯМИ РЕЧИ
Цель : совершенствовать навыки применения основных типов орфограмм – правописания не и ни с разными частями речи, изученных в 5–9 классах, порядок действий при решении орфографических задач.

Тип урока: комбинированный.

Методы: исследовательский, самостоятельная работа, письменный самоконтроль, выработка и совершенствование усвоенных навыков

1. Этап организации совместной деятельности по освоению материала урока.

Повторение правила «Правописание не и ни с разными частями речи».

Игра «Собери пазл» (работа с карточками).

Заранее на парты раскладываются конверты с разрезанными пословицами. Школьники должны собрать эти пословицы как пазлы и прочитать. Затем они объясняют правописание частиц в своих примерах. На каждую парту – по одному пазлу в конверте.

Из пословицы слов не выкинешь. На деньги ума не купишь. Не гордись званьем, а гордись знаньем. Не учи рыбу плавать, а собаку лаять. Плох тот солдат, который не хочет быть генералом. От доброго слова язык не отсохнет. Не спеши языком – торопись делом. Знайка дорожкой бежит, а незнайка на печи лежит. Не место красит человека, а человек – место. Спишь, спишь, а отдохнуть некогда. Не красавицей дом держится, а умницей. Не игла шьёт, а руки. На пословицу ни суда, ни расправы. Какой ни отруби палец, всё жалко. Как ни мудри, а совесть не перемудришь. Хорош, пригож, а дела ни на грош. На словах города берет, а на деле ни шагу вперед. Ради красного словца не пощадит ни матери, ни отца.

– В каких пословицах содержится резкое осуждение недостатков? Сделайте вывод: в каких случаях используется частица не , а в каких – ни ?

Составление обобщающей таблицы «Правописание не и ни с разными частями речи».

2. Этап первичной проверки понимания изученного.

– Объясните правописание выделенных орфограмм (слайд).

Это не правда, а ложь. Здесь нужна не опытность, а знания. Это совсем не успех. Комната не большая, а маленькая. Он еще не старый. Он совершил не хороший, а дурной поступок. От школы до дома не далеко, а близко.

Это далеко не лучший выход. Ничуть не интересная книга. Это отнюдь не полные данные. Далеко не скромно. Мне нисколько не страшно. Ему отнюдь не весело. Учиться никогда не поздно.

Работа не закончена, письмо не написано, рожь ещё не сжата, дрова не напилены, комната не подметена, печь не затоплена.

Не законченная нами работа, ещё не разобранные книги, не подготовленное хозяйственной частью помещение, не ржавеющая от сырости сталь, долго не смолкающие аплодисменты, не замерзающие зимой реки, не привыкшие к долгой работе руки.

Не разобранные книги, а разбросанные. Слышится гром не раскатывающийся, а глухо рокочущий. Не законченная, а только что начатая работа.

Разработка урока по русскому языку для 10 класса по теме «Правописание частицы НЕ с разными частями речи»

Работа нацелена на повторение и закрепление знаний о правописании частицы НЕ. Урок разработан согласно государственному образовательному стандарту.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по русскому языку для 10 класса по теме «Правописание частицы НЕ с разными частями речи»»

10 класс Тема урока: «Правописание частицы не с разными частями речи»

1. Организационный момент

— Собирает на звонок

На замечательный урок.

Подровнялись, тихо встали,

Глазки на меня подняли,

Улыбнулись и присели.

Ребята, у меня на доске записан пример, решите и скажите, как можно его соотнести с сегодняшней датой.

— Даю подсказку «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык» Константин Георгиевич Паустовский

Международный день родного языка, провозглашенный Генеральной конференцией ЮНЕСКО 17 ноября 1999 года, отмечается с 2000 года ежегодно 21 февраля с целью содействия языковому и культурному разнообразию и многоязычию.

Дата для Дня была выбрана в знак памяти событий, произошедших в Дакке (ныне — столица Бангладеш) 21 февраля 1952 года, когда от пуль полицейских погибли студенты, вышедшие на демонстрацию в защиту своего родного языка бенгали, который они требовали признать одним из государственных языков страны.

Орфоэпический минимум (у доски ученик) с самопроверкой

— Сегодняшний урок я бы хотела начать с эпиграфа Дмитрия Лихачёва.

2. Выход на тему, целеполагание На слайде слова Дмитрия Лихачёва.

(Не)упускайте случая находить интересное даже там, где вам кажется (не)интересно. На земле нет (не)интересных мест: есть только (не)интересующиеся люди, люди, (не)умеющие находить интересное, внутренне скучные. Надо уметь погружаться в атмосферу того места, куда вас забросила судьба… (Д. Лихачёв)

Задание:
Прочитайте текст. О чём слова Лихачёва? Как вы понимаете смысл данного высказывания? Спишите, раскрывая скобки, объясните орфограммы, расскажите правила орфографии, которыми вы руководствовались. (ответы детей)

— Ребята, сформулируйте тему урока.

Тема: «Слитное и раздельное написание не с разными частями речи»

-Какой раздел русского языка мы с вами изучаем? (морфология и орфография)

— Сформулируйте цели нашего урока

— вспомнить, систематизировать и углубить знания о написании не с разными частями речи;

— научиться применять полученные знания на практике

Работа в мини-группах, в парах.

-Я предлагаю вам вспомнить все условия написания «не» с разными частями речи и составить самим таблицу-схему » Правописание не с разными частями речи», которую можно будет использовать для систематизации материала.

( Работа с таблицами)

-Время вышло, проверим по эталону (на партах лежат файлы с таблицей-эталоном на белых листах)

Правописание не с различными частями речи.

Существительные, кач. прилагательные, наречия на -о, -е

Глаголы и деепричастия

Без не не употребляются

Неряха, нелепый, небрежно

Противопоставление с союзом а

Без не не употребляются

Не распечатан, не скошена

Без не не употребляются

Не видя
не поздоровится

Можно подобрать синоним

неправда=ложь
невеселый = грустный
невысоко= низко

Наличие слов далеко не, отнюдь не , вовсе, ничуть не, никогда не

Вовсе не красивое платье

Полное одиночное (нет зависимых слов)

Нерешенный пример,ненаписанное письмо

Противопоставление с союзом а

Не законченная, а только начатая работа

Наличие наречий степени, признака: чрезвычайно, совершенно, абсолютно, почти

Сравнительная степень: не лучше, не умнее

Наличие зависимых слов (входит в причастный оборот)

Еще не скошенная трава

Отрицательные наречия: негде,
некуда

С прил., которые не имеют полной формы: не рад, не должен, не обязан

Подведем итог вашей работы. (ответы детей по очереди)

— Не является частицей и пишется раздельно в следующих случаях:

с прилагательными, обозначающими цвет, относительными и притяжательными прилагательными;

с прилагательными и наречиями в сравнительной степени

с неопределённым местоимением, если разделено предлогом;

Запомните: не пишется раздельно с наречиями, которые пишутся через дефис: поступил не по — товарищески.

Задание на повторение имеющихся знаний ( вписать в таблицу слитно/раздельно): Проверка устно

раздельно (крат. прич)

(не)взирая на трудности

слитно (предлог )можно заменить синоним-м предлогом- вопреки чему-то

раздельно (прил. сигн. слово — отнюдь)

слитно (прил. синон-м — загадочные)

(не)высоко, а низко

раздельно ( нареч. противоп-е)

(не)смотря на плохую погоду

слитно (предлог) = вопреки

Какие орфограммы в данных словосочетаниях вы нашли? (слитное и раздельное написания НЕ с глаголами, с краткими причастиями , с прилагательными, наречиями).

Все ли названные орфограммы вам знакомы хорошо? ( Нет. Мы не совсем помним правописание НЕ в сочетаниях типа НЕСМОТРЯ НА).

Попробуйте объяснить орфограмму в словосочетании — (не)взирая на трудности , (не)смотря на плохую погоду ( У нас нет вариантов объяснения.)

Почему вы не можете объяснить правописание НЕ в данных примерах?( ни один опознавательный признак, которые мы повторили не подходит)

В чем заключается затруднение? (Отсутствие алгоритма действий)

Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, способ, план, средство).

Организация построения проекта выхода из затруднения:

Какова же цель нашей дальнейшей работы? (Определить условия слитного и раздельного написания НЕ в сочетаниях несмотря на, невзирая на).

Как сформулируем следующий этап нашего урока? ( Правописание НЕ в сочетаниях несмотря на, невзирая на).

Какой метод вы предлагаете использовать для решения данной проблемы? Вспомните, какой метод мы использовали в случаях, когда не могли объяснить какое-либо правописание? (Обычно мы использовали метод наблюдения, анализа).

Что мы выбирали в качестве объектов наблюдения? (алгоритм, таблицу-схему)

Реализация построения проекта.

— Запишите , пожалуйста, предложение

I. Несмотря на усталость, мы с удовольствием продолжали урок. (нет прямого значения слова, нельзя сказать: смотря на усталость…)

1. Можно заменить словом вопреки = вопреки усталости, мы с удовольствием продолжали урок.

2. Следует от этого сочетания задать вопрос = Несмотря (на что?) на усталость.

-Какой мы задавали вопрос и к какой части речи относится это сочетание?

(вопрос косвенного падежа и относится к существительному и в этом случае является предлогом

— Запишите еще одно предложение

II. Шёл, не смотря на прохожих, и думал о своём.

Можно заменить сочетание не смотря – словом вопреки? Нет! Но можно заменить – не глядя. = Шел, не глядя на прохожих.

Следует от этого сочетания задать вопрос = Шел (как?), не смотря

-Какой мы задавали вопрос мы задавали и к какой части речи относится это сочетание?

(вопрос деепричастия и относится к глаголу)

Работа в группах

-На основе имеющегося материала составьте, пожалуйста,

I группаалгоритм — «Слитное и раздельное написание сочетаний Несмотря на и Невзирая на

II группа кластер «Как отличить предлог Несмотря на от деепричастия Не смотря

В сочетаниях НЕСМОТРЯ НА и НЕВЗИРАЯ НА важно определить

МОЖНО ЗАМЕНИТЬ СЛОВОМ ВОПРЕКИ ИЛИ НЕТ

ДА — СЛИТНО НЕТ- РАЗДЕЛЬНО

Невзирая на неприятности=вопреки неприятностям

1. — Что вы можете сказать? Какие наблюдения провели? (Если можно заменить словом вопреки, то пишем слитно).

2. Теперь мы можем объяснить правописание словосочетания, которое вызвало у вас затруднение? (Да)

3. Как преодолеть затруднение в выборе слитного и раздельного написания НЕ с различными частями речи? (Обратиться к знаниям, алгоритму, кластеру)

Закрепление во внешней речи. ( в парах )

— Каков следующий шаг нашей познавательной деятельности? (Необходимо закрепить знание правила и умения применять его на практике).

Работа в парах. Раскройте скобки. Объясните слитно — раздельное написание НЕ с разными частями речи.

(Не) разгаданные тайны влекут нас. (Употребляется без НЕ, причастие, противопоставления нет, значит пишем слитно).

Он ехал (не)спеша. (с деепричастием пишем раздельно).

Анатоль был отнюдь (не) находчив, (не)быстр и (не)красноречив (Есть сигнал раздельности – слово отнюдь, следовательно, пишу раздельно).

Как же (не)находчив и (не)смышлён я тогда был. (Краткое прилагательное. Нет ни противопоставления, ни слов – сигналов раздельности, значит пишем слитно).

Ты мне ничего (не)должен (Краткое прилагательное, пишем раздельно).

6. Самоконтроль с самопроверкой по эталону. ( эталон распечатан и лежит в файле)

— По результатам выполнения самостоятельной работы Вы уверены в своих знаниях и умениях? (Да).

— Как проверить? ( Можем самостоятельно выполнить задание)

Самостоятельное выполнение теста задания 7 из ЕГЭ (на раздаточном материале)

Установите соответствие между выделенными словами в предложениях и их характеристикой.

1. У Волконской в чертах лица было что-то (не)русское.

А. Причастие с зависимыми словами, пишется раздельно

2. (Не)застав его, я отправился к Алексееву.

Б. Краткое прилагательное, пишется слитно

3. (Не)взирая на жестокость здешних морозов, он отправился в путь.

В. Наречие, без НЕ не употребляется, пишется слитно

4. В лице родителей Пушкина слилось потомство одного человека – Петра Петровича Пушкина, в течение долгих лет (не)имевшее между собой общения и связей.

Г. Деепричастие, пишется раздельно

5. Брак сей был (не)счастлив.

Д. Имя прилагательное с НЕ пишется слитно, так как можно подобрать синоним

6. Берёзовая рощица находилась (не)подалёку от дома.

Е. Входит в состав предлога, пишется слитно.

(Ключи: 1-Д, 2-Г, 3-Е, 4-А, 5-Б 6-В)

Проверка по эталону

Выставление отметок в оценочный лист

Рефлексия Вернуться опять к целям

Достигли ли мы те цели, к-е ставили в начале урока? (Да)

Составить СИНКВЕЙН по группами

Отрицает, дополняет, усиливает

Служебная часть речи

Д/З НЕТ (неделя без Д/З)

Самостоятельное выполнение теста :

В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

А) Нам (не)где было даже разложить свои документы на столе, заваленном книгами.

Б) Было тихо, (не)жарко и скучно, как бывает в пасмурные дни.

В) Окно на кухне было (не)занавешено.

Г) (Не)истовый, срывающийся лай наполнил сад.

2. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

А) (Не)смотря на сложность изучаемой темы, мы постараемся разобраться в ней как

Б) Сегодня его слова звучали (не)тепло и ласково, как прежде, а холодно и как-то отчуждённо.

В) Глаза его смотрели прямо и (не)подвижно.

Г) (Не)взлюбил смолоду он своего земляка за удачливость.

3. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

А) Дождь хлынул на нас (не)укротимым потоком.

Б) Наше внимание привлекла (не)высокая стройная лиственница.

В) Дождь продолжался, но (не)сильный, как утром, а слабый, моросящий.

Г) В молчании добро должно твориться, но (не)чего об этом толковать.

4. В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?

А) Нужная книга (не)прочитана.

Б) Клементьев ушёл, (не)ответив на наш вопрос.

В) Герой оказывается орудием (не)понятой им силы и погибает.

Г) (Не)высказанный упрёк светился в глазах Софьи.

5. В каком предложении НЕ/НИ со словом пишется слитно?

А) Характер дневниковых записей (не)совсем обычный.

Б) Лиза (ни)когда раньше не видела моря.

В) Автор (не) просто рассказывает о герое, а описывает его характер.

Г) С течением времени мятежный пафос поэзии М.Ю.Лермонтова (не)исчезает.

6. В каком варианте ответа правильно указаны цифры, на месте которых в предложении пишется буква Е?

Я н(1)верю, что есть на нашей земле места скучные и н(2)дающие никакой пищи н(3)глазу, н(4)слуху.

1)1,3,4 2)1,2,3,4 3)3,4 4)1,2

7. В каком варианте ответа правильно указаны цифры, на месте которых в предложении пишется буква Е?

Как н(1)требовал врач завершить курс процедур, Илья к вечеру уехал из санатория, почти н(2) с кем н(3)простившись, чтобы н(4)разжигать понапрасну обиды.

1)1,2,4 2)2,3 3)1,4 4)3,4

(Ответы: 1-3, 2-2, 3-3, 4-4, 5-2, 6-4,7-4)

8. Рефлексия учебной деятельности.

Вернуться к целям

— Чему был посвящен урок? (обобщению знаний о правописании НЕ с разными частями речи)

— Оцените свою деятельность на уроке и выставьте себе отметки в оценочные листы

Тест № 2 Ф.И. _________________________________________

Самостоятельное выполнение теста :

2. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

А) (Не)смотря на сложность изучаемой темы, мы постараемся разобраться в ней как можно лучше.

Б) Сегодня его слова звучали (не)тепло и ласково, как прежде, а холодно и как-то отчуждённо.

В) Глаза его смотрели прямо и (не)подвижно.

Г) (Не)взлюбил смолоду он своего земляка за удачливость.

3. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

А) Дождь хлынул на нас (не)укротимым потоком.

Б) Наше внимание привлекла (не)высокая стройная лиственница.

В) Дождь продолжался, но (не)сильный, как утром, а слабый, моросящий.

Г) В молчании добро должно твориться, но (не)чего об этом толковать.

4. В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?

А) Нужная книга (не)прочитана.

Б) Клементьев ушёл, (не)ответив на наш вопрос.

В) Герой оказывается орудием (не)понятой им силы и погибает.

Г) (Не)высказанный упрёк светился в глазах Софьи.

5. В каком предложении НЕ/НИ со словом пишется слитно?

А) Характер дневниковых записей (не)совсем обычный.

Б) Лиза (ни)когда раньше не видела моря.

В) Автор (не) просто рассказывает о герое, а описывает его характер.

Г) С течением времени мятежный пафос поэзии М.Ю.Лермонтова (не)исчезает.

6.В каком варианте ответа правильно указаны цифры, на месте которых в предложении пишется буква Е?

Я н(1)верю, что есть на нашей земле места скучные и н(2)дающие никакой пищи н(3)глазу, н(4)слуху.

1)1,3,4 2)1,2,3,4 3)3,4 4)1,2

7. В каком варианте ответа правильно указаны цифры, на месте которых в предложении пишется буква Е?

Как н(1)требовал врач завершить курс процедур, Илья к вечеру уехал из санатория, почти н(2) с кем н(3)простившись, чтобы н(4)разжигать понапрасну обиды.

1)1,2,4 2)2,3 3)1,4 4)3,4

Задание на повторение имеющихся знаний ( вписать в таблицу слитно/раздельно):

(не)взирая на трудности

(не)высоко, а низко

(не)смотря на плохую погоду

Работа в парах. Раскройте скобки. Объясните слитно — раздельное написание НЕ с разными частями речи.

Неразгаданные тайны влекут нас. (Употребляется без НЕ, причастие, противопоставления нет, значит пишем слитно).

Он ехал не спеша. (с деепричастием пишем раздельно).

Анатоль был отнюдь не находчив, небыстр и некрасноречив (Есть сигнал раздельности – слово отнюдь, следовательно, пишу раздельно, не с краткими прилаг-ми пиши, как с полными).

Как же ненаходчив и несмышлён я тогда был. (Краткое прилагательное. Нет ни противопоставления, ни слов – сигналов раздельности, значит пишем слитно).

Ты мне ничего не должен (Краткое прилагательное, пишем раздельно, есть слово, начинающееся с ни).

Работа в парах. Раскройте скобки. Объясните слитно — раздельное написание НЕ с разными частями речи.

Неразгаданные тайны влекут нас. (Употребляется без НЕ, причастие, противопоставления нет, значит пишем слитно).

Он ехал не спеша. (с деепричастием пишем раздельно).

Анатоль был отнюдь не находчив, небыстр и некрасноречив (Есть сигнал раздельности – слово отнюдь, следовательно, пишу раздельно, не с краткими прилаг-ми пиши, как с полными).

Как же ненаходчив и несмышлён я тогда был. (Краткое прилагательное. Нет ни противопоставления, ни слов – сигналов раздельности, значит пишем слитно).

Ты мне ничего не должен (Краткое прилагательное, пишем раздельно, есть слово, начинающееся с ни).

Работа в парах. Раскройте скобки. Объясните слитно — раздельное написание НЕ с разными частями речи.

Неразгаданные тайны влекут нас. (Употребляется без НЕ, причастие, противопоставления нет, значит пишем слитно).

Он ехал не спеша. (с деепричастием пишем раздельно).

Анатоль был отнюдь не находчив, небыстр и некрасноречив (Есть сигнал раздельности – слово отнюдь, следовательно, пишу раздельно, не с краткими прилаг-ми пиши, как с полными).

Как же ненаходчив и несмышлён я тогда был. (Краткое прилагательное. Нет ни противопоставления, ни слов – сигналов раздельности, значит пишем слитно).

Ты мне ничего не должен (Краткое прилагательное, пишем раздельно, есть слово, начинающееся с ни).

Установите соответствие между выделенными словами в предложениях и их характеристикой.

(Ключи: 1-Д, 2-Г, 3-Е, 4-А, 5-Б 6-В)

Проверка по эталону

Установите соответствие между выделенными словами в предложениях и их характеристикой.

(Ключи: 1-Д, 2-Г, 3-Е, 4-А, 5-Б 6-В)

Проверка по эталону

Установите соответствие между выделенными словами в предложениях и их характеристикой.

(Ключи: 1-Д, 2-Г, 3-Е, 4-А, 5-Б 6-В)

Проверка по эталону

Установите соответствие между выделенными словами в предложениях и их характеристикой.

(Ключи: 1-Д, 2-Г, 3-Е, 4-А, 5-Б 6-В)


источники:

http://infourok.ru/urok-russkogo-yazika-v-klasse-na-temupravopisanie-ne-i-ni-s-raznimi-chastyami-rechi-2976833.html

http://multiurok.ru/files/razrabotka-uroka-po-russkomu-iazyku-dlia-10-klassa.html