Конспект урока правописание не и ни с разными частями речи 8 класс

Урок русского языка в 8 классе «Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с разными частями речи»
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

Урок повторения изученного материала по теме «Слитное и раздельное написание частицы не с разными частями речи»

Скачать:

ВложениеРазмер
konspekt_uroka_dlya_publikatsii.doc72.5 КБ
ne_i_ni_prezentatsiya.ppt2.3 МБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 8 классе по теме:

«Правописание частицы не с частями речи. Повторение».

1) систематизировать знания о написании не с разными частями речи;

2) совершенствовать орфографические навыки написания не с разными частями речи;

3) развивать логическое и критическое мышление, умение отбирать материал, аргументировать свою точку зрения.

Оргмомент. Взаимное приветствие учащихся и учителя, обращение учителя к учащимся, положительная психологическая установка на урок.

На доске записан текст . (Слайд 2)

(Не) станем уверять (ни)кого, что прекраснее пригородов Петербурга нет (ни)чего на свете.

Каждому человеку люба и мила своя сторона, но мы (не)можем (не)признать (не)обычное великолепие нашего края. Трудно отдать чему-либо предпочтение в нём.

Чаще всего попытки сравнить увиде( н, нн)ое происходит от нашего (не)желания или (не)умения увидеть и почувствовать (не) случайность этих картин.

— Кто может определить по данной записи тему нашего урока?

– Да, сегодня мы будем повторять тему «Правописание не с разными частями речи».

— А кто увидел орфограмму, которую мы повторяли на прошлом уроке? Объясните ее.(Правописание –н-, -нн- в суффиксах)

Словарная работа. (Слайд 3, 4)

В этом тексте вам встретились два словарных слова, с которыми мы сегодня поработаем.

Первое из них – архитектура.

Как бы вы объяснили значение этого слова? А теперь посмотрите, какое значение дается в «Толковом словаре». Архитектура — стиль постройки, искусство проектирования и строения зданий.

Запишите это слово в тетрадь. Подберите к нему однокоренные слова.

Следующее слово – достопримечательность.

Как бы вы объяснили значение этого слова? Сравните со значением, указанным в толковом словаре. Достопримечательность — место или принадлежащий какому-н. месту предмет, заслуживающие особого внимания. Исторические достопримечательности города .

— Запишите это слово в тетрадь. Верите ли вы, что количество букв и звуков в этом слове одинаковое? Объясните , почему?

-Вернемся к теме нашего урока. Что мы будем делать на этом уроке, чтобы в конце урока нам раскрыть скобки.

– Повторять и обобщать правила, тренироваться. Записываем эти слова на доске. Это – цель нашего урока.

— Как мы это будем делать? С чего начнем? Почему?

(Ответы. Вначале надо повторить правила.)

— Зачем нам знать правила? (Ответы.) Обратимся к алгоритму. Что такое алгоритм?

(Последовательность действий (шагов) для достижения результата.)

Для каждого правила существует определенный алгоритм его применения.(Слайд 5)

Существительные, кач. прилагательные, наречия на -о, -е

Конспект урока русского языка: «Слитное и раздельное написание не и ни с разными частями речи»

Конспект урока русского языка в 8 классе. Тема: «Слитное и раздельное написание не и ни с разными частями речи».

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка: «Слитное и раздельное написание не и ни с разными частями речи»»

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 8 КЛАССЕ

Тема: «Слитное и раздельное написание не и ни с разными частями речи»

— вспомнить и закрепить правописание не и ни с различными частями речи;

— воспитывать самостоятельность, интерес к изучению предмета;

— совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки;

— способствовать обогащению лексического состава речи, совершенствовать мыслительные операции.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Оборудование: «Русский язык. 8 класс» М. М. Разумовская, тетради и ручки для записей учащихся, проектор для показа слайдов.

Основные виды деятельности: развернутые ответы по теме урока, письменная работа, самостоятельная работа учащихся.

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса рассчитана на 140 часов и составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. На повторение изученного в 5-6 классах предполагается по программе 39 часов.

Вступительное слово учителя. Здравствуйте, сегодня, ребята, тему урока вы определите сами. Для этого запишем под диктовку словосочетания и определим общую орфограмму для записанных слов. А в конце урока, когда повторим правило, проверим правильно ли вы записали все словосочетания и объясним написание.

не думать ни о чем,

вовсе не интересно,

не сделав задание,

Итак, нашей сегодняшней темой будет «Слитное и раздельное написание не и ни с разными частями речи». Запишите ее у себя в тетрадях. И сейчас мы постараемся систематизировать правила употребления частиц не и ни.

На слайде — таблица с примерами употребления частиц не и ни. Глядя на примеры, вы должны сами сформулировать правила, когда не и ни употребляются слитно или раздельно.

1. — ненавидеть, негодовать;

(в остальных случаях не употребляется раздельно)

2. — неправда (ложь),

(не употребляется слитно, если можно подобрать синоним)

3. Весьма (чрезвычайно, крайне) неинтересный фильм;

(не употребляется слитно, если есть специальные слова)

4. Некогда, негде, никогда, нигде. (не и ни употребляются слитно с отрицательными наречиями)

1. — не друг, а враг;

не большой, а маленький;

не смешно, а грустно;

(не употребляется раздельно, если есть или предполагается противопоставление)

2. — вовсе (далеко, ничуть, отнюдь) не правда;

— вовсе (далеко, ничуть, отнюдь) не умный;

— вовсе (далеко, ничуть, отнюдь) не смешно.

(не употребляется раздельно, если есть или предполагается противопоставление)

1. Незаконченное письмо,

(не употребляется слитно, если полные причастия не имеют при себе зависимых слов)

1. Не законченное вовремя письмо,

не дописанный автором роман,

не тронутый птицами снег;

(не употребляется раздельно, если полные причастия имеют при себе зависимые слова)

2. Не законченное, а только начатое письмо;

(не употребляется раздельно, если есть или предполагается противопоставление)

3. Письма не прочитаны,

роман не дописан.

(не употребляется раздельно с краткими причастиями)

(не употребляется слитно с неопределенными местоимениями без предлогов; частица не употребляется, если она в местоимении под ударением)

(ни употребляется слитно с отрицательными местоимениями без предлогов; частица ни употребляется, если она в местоимении не под ударением)

(не употребляется раздельно с неопределенными местоимениями с предлогами; частица не употребляется, если она в местоимении под ударением)

(ни употребляется раздельно с отрицательными местоимениями с предлогами; частица ни употребляется, если она в местоимении не под ударением)

2. Не нам судить,

(не употребляется раздельно с местоимениями других разрядов)

Теперь давайте проверим написание частиц в словосочетаниях, которые мы записали в начале урока.

Небольшой (слитно, т.к. можно подобрать синоним маленький) дом,

не думать (раздельно, т.к. не с глаголами употребляются раздельно) ни о чем (раздельно, т.к. отрицательное местоимение употреблено с предлогом; частица не под ударением, поэтому ни),

вовсе не интересно (раздельно, т.к. наречие употреблено со специальным словом вовсе),

не сделав задание (раздельно, т.к. деепричасия употребляются с не раздельно),

быть неряхой (слитно, т.к. данное существительное без не не употребляется),

непридуманная история (слитно, т.к. данное полное причастие не имеет при себе зависимых слов).

Сейчас на доске вы видите поговорки, в которых нужно выделить орфограмму на сегодняшнюю тему и определить правильное написание.

Друг познаётся в несчастье. (не употребляется без не)

Красна дружба не лестью, а правдой и честью. (есть противопоставление)

У неряхи да непряхи нет и путной рубахи. (не употребляется без не)

Головня на шесток упала – нечаянный гость. (не употребляется без не)

Небольшой дождишко, а лодырям отдышка. (можно подобрать синоним маленький)

И зубы есть, да нечего есть. (неопред. местоимение без предлога, под ударением)

Лодырю всегда нездоровится. (не употребляется без не)

Не давши слова – крепись, а давши – держись. (не с деепр. раздельно)

Не убив медведя, шкуры не дели. (не с глаг. и деепр. раздельно)

Итак, мы разобрали новый материал. В качестве проверки и закрепления сейчас мы проведем небольшую самостоятельную работу, а перед этим давайте еще раз повторим пройденный материал.

С какими частями может употребляться частица не? (с глаголом, деепричастием, существительным, прилагательным, наречием, причастием, местоимением)

С какими частями речи может употребляться частица ни? (с наречиями, местоимениям) От чего зависит написание частиц не и ни в наречиях и местоимениях? (частица не употребляется, если она в местоимении или наречии под ударением, частица ни употребляется, если она в местоимении или наречии не под ударением)

В каких случаях употреблении частицы не зависит от синонима к слову, с которым употребляется частица? (существительное, прилагательное, наречие; частица не употребляется слитно, если можно подобрать синоним)

В каком случае не или ни употребляется с местоимениями раздельно? (не или ни употребляется раздельно с местоимениями с предлогами)

1. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

А. Эта книга (не)интересная.

Б. Новая папка оказалась (не)нашей.

В. Я допустил (не)простительную ошибку.

Г. Мы с Ваней (не)разлучные друзья.

2. В каком ряду во всех словах пишется НЕ? Определите написание частицы во всех случаях и обозначьте.

А. н. сколько часов, н. которые вопросы, н. сколько н. устал.

Б. н. кто н. знает, н. где н. видел, н. о чём н. спрашивал.

В. н. где сесть, н. куда идти, н. разу н. опоздал.

Г. н. мог н. понимать, гулять н. пойдёшь, н. отдыхать.

3. В каком ряду во всех словах НЕ пишется раздельно? Определите написание частицы во всех случаях и обозначьте.

А. ещё (не)глаженное бельё, (не)решённая студентом задача, теорема (не)доказана.

Б. (не)отвечая на вопрос, (не)льзя, (не)медленно, а быстро.

В. (не)навидя плохую погоду, (не)далеко, (не)дочитанная статья.

Г. совсем (не)распустившийся бутон, комната(не)проветрена, (не) истово.

4. В каком предложении НЕ со словом пишется слитно? Определите написание частицы во всех случаях и обозначьте.

А. Лысый господин с (не)доумением рассматривал странного мальчика. (Андреев Л.)

Б. Из-за пушистого снега на дороге (не)слышно было даже своих шагов.(Тендряков В.)

В. Круглые булыжники мостовой были (не)похожи один на другой, как разные братья. (Тынянов Ю.)

Г. Корчма представляла собой едва ли (не)удвоенную в размерах крестьянскую хату.

Домашним заданием у вас будет упр. 25. В данном упражнении вы также должны будете определить правильно написание не и ни с разными частями речи и объяснить написание. Выполнить упражнение нужно письменно в рабочей тетради. (Комплексное употребление правил в предложениях; повторение материала, пройденного в классе; закрепление знаний и навыков)

В качестве проверки того, как учащиеся усвоили предыдущий материал, учитель проводить проверочную работу. Под диктовку учащиеся записывают несколько предложений (в тетрадях, в которых выполняли домашнюю работу), определяют орфограмму. Учащиеся меняются тетрадями с соседями по партам. Учитель точечно спрашивает у учащихся объяснить орфограмму, учащиеся должны исправить ошибки в предложениях соседа. Затем ученики сдают рабочие тетради на проверку домашнего задания и проверочной работы учителю.

1. Силы коняге набраться неоткуда. (М. Салтыков-Щедрин)

2. В рот ничего не возьму в вашем буфете! (М. Булгаков)

3. Короче говоря, полемизировать мне не с кем и не о чем. (Т. Толстая)

4. Неторопливым шепотом начала она объяснение.

5. Эти места почти не исследованы.

6. На столе лежала непрочитанная книга.

7. Ученик зашел в класс, не объяснив причину своего опоздания учителю.

План-конспект урока русского языка на тему «Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с разными частями речи (2 часа)» (8 класс)

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

План-конспект урока обобщения и систематизации знаний

Стрельниковой Екатерины Сергеевны

Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с разными частями речи (2 часа)

Цели: 1) обучающая: вспомнить правила слитного и раздельного написания НЕ и НИ с разными частями речи; вспомнить грамматические признаки разных частей речи

2) развивающая: формировать умение рассуждать в соответствии с изучаемым правилом; развивать навыки морфемного, фонетического, синтаксического и морфологического разборов; развивать речевые и творческие способности учащихся

3) воспитывающая: воспитывать бережное отношение к русскому языку, любовь к русскому устному народному творчеству; содействовать формированию патриотических чувств учащихся; формировать интерес к правильной грамотной устной и письменной речи.

Оборудование : мел, доска, проектор; учебник «Русский язык. 8 класс» М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос, В.В.Львов; под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. — М.: Дрофа, 2013; картинка с изображением мультипликационного героя.

Ход урока (2 часа).

Настроить класс на работу

2. Проверка домашнего задания.

Прежде, чем повторять новую тему, уже пройденную вами в 5-7 классах, давайте вспомним, что такое орфография и морфология.

Орфография. Что это за наука?

( Орфография — раздел лингвистики, изучающий правильность написания слова, а также свод правил написания слова).

А что такое лингвистика?

(Лингвистика, или языкознание, — наука, изучающая языки)

От каких слов произошло название науки «орфография»?

(От греческих слов «орфос» — правильный и «графо» — пишу).

Что изучает морфология?

(Морфология — раздел лингвистики, основным объектом которого являются слова и их морфологические признаки)

От каких слов произошло название этой науки?

(От греческих слов «морфо» — форма, и «логос» — учение)

Записать в Т: число, классная работа, тема урока

3. Повторение (обобщение и систематизация знаний).

Тема урока: Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с разными частями речи.

Давайте вспомним известные вам части речи.

На какие две большие группы мы можем разделить части речи?

Самостоятельные (знаменательные) части речи включают слова, называющие предметы, их действия и самые различные признаки. Без самостоятельных частей речи не могут строиться словосочетания и предложения. В предложении самостоятельные слова являются членами предложения.

Служебные части речи включают слова, которые не называют ни предметов, ни действий, ни признаков, а выражают только отношения между ними. Они обслуживают самостоятельные слова, помогая им соединяться друг с другом: идти из леса, ехать в метро, море и горы. Служебные слова могут соединять и предложения. Дует ветер, и идёт дождь.

Сейчас мы с вами поговорим о нескольких самостоятельных частях речи. Но эти части речи решили поиграть с вами, поэтому зашифровали свои названия в ребусах. Давайте попробуем отгадать ребусы?

У каждой части речи есть свои грамматические признаки, т.е. отличительные особенности. По ним мы отличаем части речи друг от друга, подобно тому, как отличаем людей по росту, цвету глаз и волос, тембру голоса.

Вот все грамматические признаки разных частей речи. Но они перемешаны! Нам нужно выбрать из этого списка грамматические признаки конкретных частей речи.

Форма – полная/краткая. У прилагательных краткая форма может быть только у качественных.

Разряд прилагательных: качественное, относительное, притяжательное. Качественные прилагательные – признак может проявляться в большей или меньшей степени, например: умный – умнее, более умный, умнейший, наиболее (самый) умный. Относительные прилагательные – это слова, обозначающие признак предмета через отношение к другому предмету или признаку: облачное небо (небо с облаками), масляные краски (краски, приготовленные на масле). Притяжательные прилагательные – это слова, обозначающие признак индивидуальной принадлежности предмета конкретному лицу или животному, например: бабушкина комната, лисья нора.

Степени сравнения прилагательных: только у качественных: сравнительная (простая (Книга интереснее фильма) и сложная (Книга более интересная, чем фильм)) и превосходная (простая (Интереснейшая книга в жизни) и сложная (Самая интересная книга в жизни))

Перехо́дный глаго́л ( лат. verbum transitivum) — глагол, вступающий в сочетание с существительным в винительном падеже без предлога в значении прямого объекта действия. Я выращиваю картошку — глагол «выращивать» является переходным, то есть требует присоединения объекта действия. Без такового действие невозможно (выращивают, как правило, «что-то»). Я иду — глагол непереходен, так как присоединение объекта действия невозможно (в самом деле, можно «что-то есть», но нельзя «что-то идти»).

Лицо – только в изъявительном наклонении

Наклонение: изъявительное, побудительное, условное

Возвратность – направленность действия на субъект действия, т.е. лицо, его совершающее: умываться.

Залог – действительн/страд. Действительное – субъект сам выполняет действия. Страдат. – не сам, т.к. становится объектом чьего-то действия.

Падеж – только у полных причастий.

Форма: полн/краткая (только у страдательных причастий)

Образа и способа действия (как?) – хорошо, дружески

Меры и степени (сколько?) — немного

Места (где, куда) — вдалеке

Времени (когда) — завтра

Причины (почему?) — сгоряча

Цели (зачем) – нарочно

Степени сравнения: сравнительную (простую (быстрее) и составную (более быстро)) и превосходную (составную (раньше всех)).

Какой частью речи являются НЕ и НИ?

Что такое частица?

(Служебная часть речи , которая вносит различные оттенки значения, эмоциональные оттенки в предложении или служит для образования форм слова)

Частицы могут писаться с разными частями речи слитно, а могут – раздельно. Давайте откроем ваш учебник на странице 14 и внимательно посмотрим на схемы, данные нам в упражнении 21. Нам необходимо сформулировать по схемам правила написания частиц НЕ с разными частями речи.

С глаголом и деепричастием всегда пишутся раздельно, кроме тех случаев, когда без НЕ не употребляется.

С причастием пишется раздельно, если это краткая форма; если есть зависимые слова; если есть противопоставление с союзом «а» или «но». Практически во всех остальных случаях пишется слитно.

С существительным, прилагательным и наречием пишется слитно, если не употребляется без НЕ; если можно подобрать синоним; раздельно, если есть противопоставление с союзом «а» и в остальных случаях.

Следует также запомнить, что если есть наречия меры и степени — совершенно, очень, весьма, крайне, вполне, в высшей степени, то НЕ пишется слитно (совершенно неподготовленный ответ). Но если НЕ входит в состав усилительных отрицаний: отнюдь НЕ, вовсе НЕ, далеко НЕ, до сих пор НЕ и другие (отнюдь не решенная задача), то пишется раздельно.

Теперь закройте ваши учебники. Давайте еще раз проговорим правила написания частицы НЕ с разными частями речи.

Списывать таблицу постепенно, добавляя примеры из учебника.

Упражнение 22. Списать, восстанавливая знаки препинания. Объяснить слитное или раздельное написание НЕ с разными словами. Указать часть речи.

1) Ученые назвали океан гидрокосмосом. Для нас живущих на суше он всё ещё остАётся (осталось) мало изучеННой (от приставочного глагола, причастие) и далеко НЕ гостеприимной средой (входит в состав усилительного отрицания, прилагательное). 2) Впереди покАзались (покажется) НЕясные (смутные, прилагательные) очЕртания (начертанный) огромных деревьев но окАзалось (покажется) что это НЕвысокие (маленькие, прилагательное) прИбрежные (около берега) кусты. 3) Пустеет воздух птиц НЕ слышно (наречие) боле… 4) И лес НЕведомый (неизвестный, причастие) лучам в тумане спрятаННого (от приставочного глагола, причастие) солнца кругом шумел. 5) На четвертые сутки НЕнастья (не употр. без не, существительное) тучи НЕмного (чуть-чуть, наречие) раССеялись (приставка+корень). 6) НЕ умолкая (деепричастие) шумело за окном море. 7) Время бежит быстро. НЕзаметно (незримо, наречие) проходит день НЕзаметно (незримо, наречие) наступают потёмки.

Как вы думаете, что такое гидрокосмос?

(Толща океана, по своей бесконечности и неизведанности похожая на космос).

Назовите морфологические признаки существительного гидрокосмос.

Постоянные: нарицательное, неодуш, м.р., 2 скл.

Непостоянные: ед.ч., Т.п.

Упражнение. Установите соответствие между словами с НЕ в предложениях и их характеристикой.

1. У него было (не)важное здоровье.

А. Причастие с зависимыми словами, пишется раздельно

2. (Не)застав его, я отправился к Алексееву.

Б. Краткое причастие, пишется раздельно

3. В лице родителей Пушкина слилось потомство одного человека – Петра Петровича Пушкина, в течение долгих лет (не)имевшее между собой общения и связей.

В. Наречие, без НЕ не употребляется, пишется слитно

4. К сожалению, его обещание оказалось (не)выполнено.

Г. Деепричастие, пишется раздельно

5. Берёзовая рощица находилась (не)подалёку от дома.

Д. Имя прилагательное с НЕ пишется слитно, так как можно подобрать синоним.

( Ключ : 1-Д, 2-Г, 3-А, 4-Б, 5-В)

ЗАПАСНОЕ упражнение. Запишите слова в два столбика: 1) со слитным написанием частицы НЕ; 2) с раздельным написанием частицы НЕ.

(Не)лепый поступок; (не)высоко взлететь, а низко; (не)ряшливый вид, вести себя (не)принужденно, вовсе (не)трудовые доходы, (не)веселый, а грустный вид, перейти (не)глубокую, но широкую реку, бормотать что-то (не)внятное, далеко (не)легкое дело, юноша крайне (не)вежлив, (не)навистный человек, (не)движимость.

вести себя непринужденно

перейти неглубокую, но широкую реку

бормотать что-то невнятное

юноша крайне невежлив

не высоко взлететь, а низко

вовсе не трудовые доходы

не веселый, а грустный вид

далеко не легкое дело

НЕ и НИ с местоимениями и наречиями.

Особенные сложности часто составляет верное написание частиц НЕ и НИ с местоимениями и наречиями. Давайте посмотрим на стр. 16 в учебнике. Мы видим два столбика: в одном указан ряд случаев написания НЕ и НИ с местоимениями, а в другом – с наречиями. Давайте попробуем сформулировать правила, основываясь на этих примерах.

В отрицательных местоимениях под ударением пишется НЕ (некого просить, нечему удивляться); без ударения – НИ (никого не просить, ничему не удивляться).

В отрицательных местоимениях при отсутствии предлога НЕ и НИ являются приставками и пишутся слитно, при наличии предлога – частицами и пишутся раздельно, в результате чего образуется сочетание из трех слов (никого – ни у кого, нечем – не с чем, никаких – ни при каких).

Кроме того: сочетания «не кто иной» (другой) и «не что иное» (другое) выражают противопоставление, в них НЕ является частицей и пишется раздельно (Разрешение может дать руководитель учреждения, а не кто другой; не кто иной, как…).

Сочетания никто иной (другой) и ничто иное (другое) не связаны с противопоставлением и, как правило, употребляются в предложениях, где имеется отрицание: ( Никто иной не мог бы лучше это сделать; Ничто другое нас бы не устроило ).

1. Слитно пишется НЕ с наречиями, которые не употребляются без НЕ.

2. Слитно пишется НЕ с наречиями на О, которые легко заменяются синонимами без НЕ.

3. Раздельно, если имеется противопоставление.

4. В отрицательных наречиях НЕ и НИ пишутся слитно и являются приставками. Если ударение падает на приставку, то мы пишем НЕ. Если не падает, то НИ.

Давайте запишем таблицу , чтобы было легче ориентироваться в этом правиле.

Кроме того, нужно помнить, что есть двойной союз «ни…ни», пишется с буквой И.

Частицы НЕ и НИ различаются по значению: НЕ – отрицательная, НИ – усилительная.

НИ разу = никогда

Упражнение 26. Спишите, объясняя употребление НЕ и НИ.

1) Все рожь кругом, как степь живая,

НИ замков, нИ морей, нИ гор…

СпАсибо, стОрона родная,

За твой врАчующий прОстор!

2) МОрозно. РАвнины бЕлеют под снегом,

ЧЕрнеется лес впЕреди,

Савраска плЕтется нИ шагом, нИ бегом,

НЕ встретишь души на пути.

3) ПахнЕт Русь моя снЕгами…

А куда нИ кинешь взгляд,

На рябинах снЕгирями

4) Ветер резвый уснул на пути;

НИ проехать в лесу, НИ пройти…

Давайте посчитаем, сколько букв и звуков в слове «ягоды».

(5 букв, 6 звуков)

Упражнение 27. Спишите тексты, вставляя пропущенные буквы. Объясните написание НЕ и НИ в данных примерах.

1) Деревня, будто большим пуховым одеялОм, была укрыта туманом. Ближние дома были еще видны, дальние едва прОглядывали тёмными пятнАми, а еще дальше, к реке, уже нИчего нЕ было видно и кАзалось, нИкогда нЕ было нИ ветряка на горке, нИ пожарной кАланчи, нИ школы, нИ леса на гОризонте.

2) НЕизвесТный так погрузился в созЕрцание лесного сюрприза, что девочка успела рассмотреть его с головы до ног, устАновив, что людей, подобных этому нЕзнакомцу, ей видеть еще нИ разу нЕ приходилось. Перед ней был нЕ кто иной, как извесТный собИратель песен, легенд, преданий и сказок.

3) В нем нЕ было смешАНных (от глагола смешАть + НН) оттенков огня, лЕпестков мака, игры фИолетовых или лИловых намёков; нЕ было также нИ синЕвы, нИ тени – нИчего, что вызывает сОмнение.

ЗАПАСНОЕ упражнение. Запишите предложения, объясните написание НЕ и НИ.

1) Он жил, словно никого вокруг себя не замечал и ни в ком не нуждался.

2) Ни от кого не видела она ласки, и не от кого было ждать ей поддержки.

3) Я ни с кем не могу здесь сойтись, ни у кого не нахожу поддержки.

4) Он никому ничего не сказал, ни к кому не обращался за помощью.

5) Ни за что не сделал бы этот человек никому ничего плохого.

4. Подведение итогов урока, выставление и комментирование ОЦЕНКИ ПОСТАВИТЬ

Ребята, давайте сделаем вывод. Чему мы научились в течение этих двух уроков?

(Мы вспомнили правила слитного и раздельного написания НЕ и НИ с разными частями речи)

5. Домашнее задание.

Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с разными частями речи.

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

  • Сейчас обучается 320 человек из 60 регионов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 742 человека из 78 регионов

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

  • Сейчас обучается 320 человек из 66 регионов

План-конспект урока обобщения и систематизации знаний

Стрельниковой Екатерины Сергеевны

Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с разными частями речи (2 часа)

Цели: 1) обучающая: вспомнить правила слитного и раздельного написания НЕ и НИ с разными частями речи; вспомнить грамматические признаки разных частей речи

2) развивающая: формировать умение рассуждать в соответствии с изучаемым правилом; развивать навыки морфемного, фонетического, синтаксического и морфологического разборов; развивать речевые и творческие способности учащихся

3) воспитывающая: воспитывать бережное отношение к русскому языку, любовь к русскому устному народному творчеству; содействовать формированию патриотических чувств учащихся; формировать интерес к правильной грамотной устной и письменной речи.

Оборудование: мел, доска, проектор; учебник «Русский язык. 8 класс» М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос, В.В.Львов; под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. — М.: Дрофа, 2013; картинка с изображением мультипликационного героя.

Ход урока (2 часа).

Настроить класс на работу

1. Оргмомент.

2. Проверка домашнего задания.

Прежде, чем повторять новую тему, уже пройденную вами в 5-7 классах, давайте вспомним, что такое орфография и морфология.

Орфография. Что это за наука?

(Орфография — раздел лингвистики, изучающий правильность написания слова, а также свод правил написания слова).

А что такое лингвистика?

(Лингвистика, или языкознание, — наука, изучающая языки)

От каких слов произошло название науки «орфография»?

(От греческих слов «орфос» — правильный и «графо» — пишу).

Что изучает морфология?

(Морфология — раздел лингвистики, основным объектом которого являются слова и их морфологические признаки)

От каких слов произошло название этой науки?

(От греческих слов «морфо» — форма, и «логос» — учение)

Записать в Т: число, классная работа, тема урока

3. Повторение (обобщение и систематизация знаний).

Тема урока: Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с разными частями речи.

Давайте вспомним известные вам части речи.

На какие две большие группы мы можем разделить части речи?

Самостоятельные (знаменательные) части речи включают слова, называющие предметы, их действия и самые различные признаки. Без самостоятельных частей речи не могут строиться словосочетания и предложения. В предложении самостоятельные слова являются членами предложения.

Служебные части речи включают слова, которые не называют ни предметов, ни действий, ни признаков, а выражают только отношения между ними. Они обслуживают самостоятельные слова, помогая им соединяться друг с другом: идти из леса, ехать в метро, море и горы. Служебные слова могут соединять и предложения. Дует ветер, и идёт дождь.

Сейчас мы с вами поговорим о нескольких самостоятельных частях речи. Но эти части речи решили поиграть с вами, поэтому зашифровали свои названия в ребусах. Давайте попробуем отгадать ребусы?

У каждой части речи есть свои грамматические признаки, т.е. отличительные особенности. По ним мы отличаем части речи друг от друга, подобно тому, как отличаем людей по росту, цвету глаз и волос, тембру голоса.

Вот все грамматические признаки разных частей речи. Но они перемешаны! Нам нужно выбрать из этого списка грамматические признаки конкретных частей речи.

Форма – полная/краткая. У прилагательных краткая форма может быть только у качественных.

Разряд прилагательных: качественное, относительное, притяжательное. Качественные прилагательные – признак может проявляться в большей или меньшей степени, например: умный – умнее, более умный, умнейший, наиболее (самый) умный. Относительные прилагательные – это слова, обозначающие признак предмета через отношение к другому предмету или признаку: облачное небо (небо с облаками), масляные краски (краски, приготовленные на масле).Притяжательные прилагательные – это слова, обозначающие признак индивидуальной принадлежности предмета конкретному лицу или животному, например: бабушкина комната, лисья нора.

Степени сравнения прилагательных: только у качественных: сравнительная (простая (Книга интереснее фильма) и сложная (Книга более интересная, чем фильм)) и превосходная (простая (Интереснейшая книга в жизни) и сложная (Самая интересная книга в жизни))

Перехо́дный глаго́л (лат. verbum transitivum) — глагол, вступающий в сочетание с существительным в винительном падеже без предлога в значении прямого объекта действия. Я выращиваю картошку — глагол «выращивать» является переходным, то есть требует присоединения объекта действия. Без такового действие невозможно (выращивают, как правило, «что-то»). Я иду — глагол непереходен, так как присоединение объекта действия невозможно (в самом деле, можно «что-то есть», но нельзя «что-то идти»).

Лицо – только в изъявительном наклонении

Наклонение: изъявительное, побудительное, условное

Возвратность – направленность действия на субъект действия, т.е. лицо, его совершающее: умываться.

Залог – действительн/страд. Действительное – субъект сам выполняет действия. Страдат. – не сам, т.к. становится объектом чьего-то действия.

Падеж – только у полных причастий.

Форма: полн/краткая (только у страдательных причастий)

Образа и способа действия (как?) – хорошо, дружески

Меры и степени (сколько?) — немного

Места (где, куда) — вдалеке

Времени (когда) — завтра

Причины (почему?) — сгоряча

Цели (зачем) – нарочно

Степени сравнения: сравнительную (простую (быстрее) и составную (более быстро)) и превосходную (составную (раньше всех)).

Какой частью речи являются НЕ и НИ?

Что такое частица?

(Служебная часть речи , которая вносит различные оттенки значения, эмоциональные оттенкив предложении или служит для образования форм слова)

Частицы могут писаться с разными частями речи слитно, а могут – раздельно. Давайте откроем ваш учебник на странице 14 и внимательно посмотрим на схемы, данные нам в упражнении 21. Нам необходимо сформулировать по схемам правила написания частиц НЕ с разными частями речи.

С глаголом и деепричастием всегда пишутся раздельно, кроме тех случаев, когда без НЕ не употребляется.

С причастием пишется раздельно, если это краткая форма; если есть зависимые слова; если есть противопоставление с союзом «а» или «но». Практически во всех остальных случаях пишется слитно.

С существительным, прилагательным и наречием пишется слитно, если не употребляется без НЕ; если можно подобрать синоним; раздельно, если есть противопоставление с союзом «а» и в остальных случаях.

Следует также запомнить, что если есть наречия меры и степени — совершенно, очень, весьма, крайне, вполне, в высшей степени, то НЕ пишется слитно (совершенно неподготовленный ответ). Но если НЕ входит в состав усилительных отрицаний: отнюдь НЕ, вовсе НЕ, далеко НЕ, до сих пор НЕ и другие (отнюдь не решенная задача), то пишется раздельно.

Теперь закройте ваши учебники. Давайте еще раз проговорим правила написания частицы НЕ с разными частями речи.

Списывать таблицу постепенно, добавляя примеры из учебника.

Упражнение 22. Списать, восстанавливая знаки препинания. Объяснить слитное или раздельное написание НЕ с разными словами. Указать часть речи.

1) Ученые назвали океан гидрокосмосом. Для нас живущих на суше он всё ещё остАётся (осталось) мало изучеННой (от приставочного глагола, причастие) и далеко НЕ гостеприимной средой (входит в состав усилительного отрицания, прилагательное). 2) Впереди покАзались (покажется) НЕясные (смутные, прилагательные) очЕртания (начертанный) огромных деревьев но окАзалось (покажется) что это НЕвысокие (маленькие, прилагательное) прИбрежные (около берега) кусты. 3) Пустеет воздух птиц НЕ слышно (наречие) боле… 4) И лес НЕведомый (неизвестный, причастие) лучам в тумане спрятаННого (от приставочного глагола, причастие) солнца кругом шумел. 5) На четвертые сутки НЕнастья (не употр. без не, существительное) тучи НЕмного (чуть-чуть, наречие) раССеялись (приставка+корень). 6) НЕ умолкая (деепричастие) шумело за окном море. 7) Время бежит быстро. НЕзаметно (незримо, наречие) проходит день НЕзаметно (незримо, наречие) наступают потёмки.

Как вы думаете, что такое гидрокосмос?

(Толща океана, по своей бесконечности и неизведанности похожая на космос).

Назовите морфологические признаки существительного гидрокосмос.

Постоянные: нарицательное, неодуш, м.р., 2 скл.

Непостоянные: ед.ч., Т.п.

Упражнение. Установите соответствие между словами с НЕ в предложениях и их характеристикой.

1. У него было (не)важное здоровье.

А. Причастие с зависимыми словами, пишется раздельно

2. (Не)застав его, я отправился к Алексееву.

Б. Краткое причастие, пишется раздельно

3. В лице родителей Пушкина слилось потомство одного человека – Петра Петровича Пушкина, в течение долгих лет (не)имевшее между собой общения и связей.

В. Наречие, без НЕ не употребляется, пишется слитно

4. К сожалению, его обещание оказалось (не)выполнено.

Г. Деепричастие, пишется раздельно

5. Берёзовая рощица находилась (не)подалёку от дома.

Д. Имя прилагательное с НЕ пишется слитно, так как можно подобрать синоним.

ЗАПАСНОЕ упражнение. Запишите слова в два столбика: 1) со слитным написанием частицы НЕ; 2) с раздельным написанием частицы НЕ.

(Не)лепый поступок; (не)высоко взлететь, а низко; (не)ряшливый вид, вести себя (не)принужденно, вовсе (не)трудовые доходы, (не)веселый, а грустный вид, перейти (не)глубокую, но широкую реку, бормотать что-то (не)внятное, далеко (не)легкое дело, юноша крайне (не)вежлив, (не)навистный человек, (не)движимость.

  • нелепый поступок
  • неряшливый вид
  • вести себя непринужденно
  • перейти неглубокую, но широкую реку
  • бормотать что-то невнятное
  • юноша крайне невежлив
  • ненавистный человек
  • недвижимость
  • не высоко взлететь, а низко
  • вовсе не трудовые доходы
  • не веселый, а грустный вид
  • далеко не легкое дело

НЕ и НИ с местоимениями и наречиями.

Особенные сложности часто составляет верное написание частиц НЕ и НИ с местоимениями и наречиями. Давайте посмотрим на стр. 16 в учебнике. Мы видим два столбика: в одном указан ряд случаев написания НЕ и НИ с местоимениями, а в другом – с наречиями. Давайте попробуем сформулировать правила, основываясь на этих примерах.

В отрицательных местоимениях под ударением пишется НЕ (некого просить, нечему удивляться); без ударения – НИ (никого не просить, ничему не удивляться).

В отрицательных местоимениях при отсутствии предлога НЕ и НИ являются приставками и пишутся слитно, при наличии предлога – частицами и пишутся раздельно, в результате чего образуется сочетание из трех слов (никого – ни у кого, нечем – не с чем, никаких – ни при каких).

Кроме того: сочетания «не кто иной» (другой) и «не что иное» (другое) выражают противопоставление, в них НЕ является частицей и пишется раздельно (Разрешение может дать руководитель учреждения, а не кто другой; не кто иной, как…).

Сочетания никто иной (другой) и ничто иное (другое) не связаны с противопоставлением и, как правило, употребляются в предложениях, где имеется отрицание: (Никто иной не мог бы лучше это сделать; Ничто другое нас бы не устроило).

1. Слитно пишется НЕ с наречиями, которые не употребляются без НЕ.

2. Слитно пишется НЕ с наречиями на О, которые легко заменяются синонимами без НЕ.

3. Раздельно, если имеется противопоставление.

4. В отрицательных наречиях НЕ и НИ пишутся слитно и являются приставками. Если ударение падает на приставку, то мы пишем НЕ. Если не падает, то НИ.

Давайте запишем таблицу, чтобы было легче ориентироваться в этом правиле.

Кроме того, нужно помнить, что есть двойной союз «ни…ни», пишется с буквой И.

Частицы НЕ и НИ различаются по значению: НЕ – отрицательная, НИ – усилительная.

НИ разу = никогда

Упражнение 26. Спишите, объясняя употребление НЕ и НИ.

1) Все рожь кругом, как степь живая,

НИ замков, нИ морей, нИ гор…

СпАсибо, стОрона родная,

За твой врАчующий прОстор!

2) МОрозно. РАвнины бЕлеют под снегом,

ЧЕрнеется лес впЕреди,

Савраска плЕтется нИ шагом, нИ бегом,

НЕ встретишь души на пути.

3) ПахнЕт Русь моя снЕгами…

А куда нИ кинешь взгляд,

На рябинах снЕгирями

4) Ветер резвый уснул на пути;

НИ проехать в лесу, НИ пройти…

Давайте посчитаем, сколько букв и звуков в слове «ягоды».

(5 букв, 6 звуков)

Упражнение 27. Спишите тексты, вставляя пропущенные буквы. Объясните написание НЕ и НИ в данных примерах.

1) Деревня, будто большим пуховым одеялОм, была укрыта туманом. Ближние дома были еще видны, дальние едва прОглядывали тёмными пятнАми, а еще дальше, к реке, уже нИчего нЕ было видно и кАзалось, нИкогда нЕ было нИ ветряка на горке, нИ пожарной кАланчи, нИ школы, нИ леса на гОризонте.

2) НЕизвесТный так погрузился в созЕрцание лесного сюрприза, что девочка успела рассмотреть его с головы до ног, устАновив, что людей, подобных этому нЕзнакомцу, ей видеть еще нИ разу нЕ приходилось. Перед ней был нЕ кто иной, как извесТный собИратель песен, легенд, преданий и сказок.

3) В нем нЕ было смешАНных (от глагола смешАть + НН) оттенков огня, лЕпестков мака, игры фИолетовых или лИловых намёков; нЕ было также нИ синЕвы, нИ тени – нИчего, что вызывает сОмнение.

ЗАПАСНОЕ упражнение. Запишите предложения, объясните написание НЕ и НИ.

1) Он жил, словно никого вокруг себя не замечал и ни в ком не нуждался.

2) Ни от кого не видела она ласки, и не от кого было ждать ей поддержки.

3) Я ни с кем не могу здесь сойтись, ни у кого не нахожу поддержки.

4) Он никому ничего не сказал, ни к кому не обращался за помощью.

5) Ни за что не сделал бы этот человек никому ничего плохого.

4. Подведение итогов урока, выставление и комментирование ОЦЕНКИ ПОСТАВИТЬ

Ребята, давайте сделаем вывод. Чему мы научились в течение этих двух уроков?

(Мы вспомнили правила слитного и раздельного написания НЕ и НИ с разными частями речи)

5. Домашнее задание.

Оформление доски.

Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с разными частями речи.


источники:

http://multiurok.ru/files/slitnoie-i-razdiel-noie-napisaniie-nie-i-ni-s-raznymi-chastiami-riechi.html

http://infourok.ru/plankonspekt-uroka-russkogo-yazika-na-temu-slitnoe-i-razdelnoe-napisanie-ne-i-ni-s-raznimi-chastyami-rechi-chasa-klass-2048060.html