Конспект урока правописание не с именами прилагательными 5 класс

Урок: Правописание НЕ с именами прилагательными (5 класс)
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Урок: Правописание НЕ с именами прилагательными (5 класс)467 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

ТЕМА: Правописание НЕ с именами прилагательными.

ТИП УРОКА: урок обобщения и закрепления знаний.

ВИД УРОКА: традиционный.

Формирование системы знаний, умений, навыков по теме «Правописание НЕ с именами прилагательными».

Развитие мышления, элементов творческой деятельности (интуиции, воображения, смекалки).

Воспитание уверенности в своих силах;

Воспитание творческой, ответственной личности, стремящейся к самоорганизации и субъектности на всех этапах обучения.

Закрепить знания по правописанию НЕ с именами прилагательными;

Научиться определять прилагательные в тексте и конструировать тексты с данной орфограммой;

Формирование умений применять полученные знания на практике.

Развитие навыков самостоятельной работы;

Развивать умения высказывать свою точку зрения, вести аргументированный разговор, делать выводы;

Развивать логическое мышление (на основе усвоения учащимися причинно-следственных связей, сравнительного анализа).

Воспитание творчески активной личности;

Воспитание у учащихся уважительного отношения к точке зрения своих товарищей, навык активного слушания и корректного участия в учебном диалоге,

Воспитание положительного отношения к процессу обучения и личной заинтересованности в результатах обучения.

  • становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимания необходимости учения;
  • развитие интереса к познанию русского языка, языковой деятельности;
  • ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока.
  • принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, самооценку.
  • осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);
  • овладевать общими способами решения конкретных лингвистических задач;
  • находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;
  • строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.
  • выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; понимать зависимость характера речи от задач и ситуации общения.
  • формирование позитивного эмоционально-оценочного отношения к русскому языку, понимание значимости хорошего владения русским языком, стремления к его грамотному использованию;
  • овладение изучаемыми нормами русского языка; использование этих норм для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и бытового общения; формирование сознательного отношения к качеству своей речи, контроля за ней;
  • овладение основными понятиями и правилами из области морфологии, а также умениями находить, опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка; использовать эти знания и умения для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

ФОРМЫ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ: фронтальная, индивидуальная.

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ: Русский язык. 5 класс. Учебник для ОУ в 2 ч (ч. 2). Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, А.В. Глазков, А.Г.Лисицын. М.: Просвещение, 2016;

Карточки с тестами, заданием на корректировку ошибок (по 1 экз. на парту) и рефлексивные бланки (по 1 на человека).

ПОДГОТОВКА К УРОКУ: вынесение на доску даты, типа, темы урока, домашнего задания и номера домашнего упражнения.

КРАТКАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА:

Этап. Время в минутах. Цель этапа.

Деятельность учащихся, вид работы.

1. Организационный, 2. — Подготовка учащихся к работе на уроке.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Сверка отсутствующих

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Перекличка.

(Р) волевая саморегуляция

2. Сообщение целей и задач, 4. — Определение содержания урока.

Создание условий для возникновения внутренней потребности к работе.

Объявление целей и задач.

Запись темы и осознание предстоящей работы.

(К) планирование учебного сотрудничества.

3. Мотивация. Актуализация знаний. 4+3. -Актуализация опорных знаний и способов действий. Организация деятельности учащихся на формирование целей урока.

Повторение теории. Комментирование и уточнение целей и задач. Мотивация.

Воспроизведение теории. Ответы на вопросы. — Индивидуальная, фронтальная работы.

(П) поиск и воспроизведение необходимой теоретической информации. (Р) составление плана и последовательности действий. (Л) перспективная мотивация.

4. Закрепление знаний. 7+4+3+5. — Проверка знаний, умений мыслить, доказывать. Установить уровень усвоения, устранить пробелы в понимании. Закрепить правило в разных типах заданий.

Тест с комментированием ответа и самооценкой. Объяснительный диктант. Устное задание на корректировку ошибок в употреблении. Выборочный диктант.

Выполнение теста с проверкой ответа и самооценкой. Объяснительный диктант. Устное объяснение корректировок. Выборочный диктант и комментирование выбора. – Фронтальная работа по цепочке

(П) анализ, синтез, выполнение действий по алгоритму и речевого высказывания. (П) использование системы научных и теоретических знаний на практике. (Р) выполнение учебного действия, фиксация индивидуального затруднения, волевая саморегуляция. (Р) контроль, коррекция и взаимооценка. (К) умение интегрироваться, аргументация своего мнения. (К) овладение умением воспринимать и оценивать высказывания других

5. Информирование о домашнем задании и инструктаж. 3. — Сообщить и разъяснить домашнее задание и методику его выполнения.

Постановка цели выполнения домашнего задания, инструктаж, ответы на вопросы.

Запись задания, прослушивание инструкций, уточняющие вопросы.

(Р) составление плана и последовательности действий. (Л) перспективная мотивация.

6. Рефлексия, оценивание. 5. — Организация самооценки учащихся.

Вывод по уроку, рефлексия в карточках с привлечением материала урока, выставление оценок.

Ответы на вопросы учителя, заполнение карточек рефлексии, прослушивание и осознание оценки. – Индивидуальная работа.

(Л) умение оценивать себя на основе критерия успешности. (П) умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

Серегина О.С. Такие разные конспекты уроков: Учебно – методическое пособие. – Новокузнецк: РИО КузГПА, 2007.

Угроватова Т.Ю. Подсказки на каждый день: На уроке в 5 кл. : Русский язык: Универс. Рабочая тетр. С богатым теорет., а также практ. Материалом, подгот. Для детей и их родителей, для преподавателей – словесников. – 1994.

Уроки русского языка в 5 классе: Книга для учителя / Богданова Г.А., 2000.

1. Организационный этап

Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста. Все готовы к началу урока? Давайте проверим отсутствующих на уроке и проведем перекличку.

2. Сообщение целей и задач

Перепишите с доски число, «классная работа» и тему. Сегодня, ребята, мы с вами повторим и обобщим сведения об орфограмме, изучением которой мы занимались на предыдущем уроке.

3. Актуализация знаний.

Расскажите, пожалуйста, что именно нам известно про употребление НЕ с прилагательными? (Пересказ одним учеником теории из учебника)

Ребята, мы сейчас повторили теорию. Мы узнали правила, но значит ли это, что мы научились грамотно писать? (Нет) Как же нам быть? Что вы предлагаете? (Поработать над предложениями, упражнениями) Действительно, ребята, ведь каждое нами изученное правило – очень важный кирпичик в фундаменте нашей грамотности. Если не хватает хотя бы одного, здание не будет прочным, ведь так?

4. Закрепление знаний

Ребята, вы только что прослушали теорию, поэтому я предлагаю вам начать работу на уроке с выполнения теста. Вы получите тест сейчас на карточках. Отметьте номера правильных ответов. Устно вы после обоснуете ваш выбор.

1.Не с полными и краткими прилагательными пишется слитно:

1) если слово не употребляется без не-;

2) если прилагательное с не может быть заменено синонимом без не-;

3) если в предложении есть противопоставление с союзом а.

2.Слово не употребляется без не- в предложении:

1) Его(не)ряшливый вид всегда отпугивал.

2) В (не)настную погоду хорошо сидеть в тепле.

3) День выдался (не)жаркий.

3.Слово с не- можно заменить синонимом в преложении:

1) Школа располагалась в (не)большом кирпичном доме.

2) Прохожий был одет в (не)взрачный костюм.

3) (Не)решительным жестом девочка пригласила нас войти.

4.Слово с не пишется слитно в предложении:

1) (Не)приятельская армия отступила.

2) Эта книга далеко (не)проста.

3) Нам продали (не)вкусное мороженое.

5.Слово с не- пишется раздельно:

1) Посетитель был вовсе (не)скучен.

2) Мы ждали (не)большой корабль, а лишь маленькую лодку.

3) Её (не)годующий взгляд остановил нас.

6.Допущена ошибка в написании не- в предложении:

1) Не широкая речонка поблескивала на горизонте.

2) Океан был совсем не спокойным.

3) В лесу мы увидели неглубокое, но очень широкое озеро.

Ответ 1,2 1,2 1,3 1,3 1,2 1,3

Давайте проверим по цепочке выполнение теста. Начнем с первого ряда. (Ответы: 1. 1,2. 2. Неряшливый, ненастная не употребляется без не, нежаркий – холодный. 1,2. 3. Небольшой – маленький, нерешительный – робкий, невзрачный не употребляется без не. 1,3. 4. Неприятельская – вражеская, невкусное – противное, далеко не сложна – «слово-магнит» далеко. 1,3. 5. Вовсе не скучен — «слово-магнит» вовсе, не большой, а маленький – противопоставление, негодующий не употребляется без не. 1,2. 6. Неширокая – узкая, не глубокое, но широкое — противопоставление, насчет предложения 2 – затруднения, вывести учеников на допустимость двух вариантов: совсем неспокойным = очень неспокойным, совсем не спокойным = далеко не спокойным. 1,3)

Ребята, отметьте пожалуйста на полях, если вы допустили ошибку только в одной цифре – 5. В 2-3 – 4. 4-5 – 3. Больше ошибок – 2. У кого 5, поднимите руки? 4? 3? Спасибо. Надеюсь, наши объяснения помогли вам осознать ошибки.

Давайте с вами проведем объяснительный диктант. Комментирование продолжим на том, на ком остановились.

«Вовсе» не опасное предложение; небольшая (маленькая) заминка; небольшая (маленькая) птичка; не большой, «но» уютный; «небрежный» почерк; «невзрачный» на вид; неглубокая речонка (мелкая); «далеко» не большое расстояние; недобрый взгляд (злой); не мягкий, «а» жесткий диван; «ничуть» не интересный маршрут; недорогой подарок (дешевый); неизвестный автор (малоизвестный); неисправный прибор (сломанный); «ненавистный» враг; «непрерывный» шум; «необходимая» мелочь; не дорогой, «а» дешевый; необыкновенное чудо (особенное); неопытный юноша (робкий); «нисколько» не умен; он «вовсе» не плохой человек.

Спасибо. Теперь я вам предлагаю работу со вторым заданием на карточках. Давайте разберем, есть ли ошибки в употреблении не в данных словосочетаниях, вслух также по цепочке.

Урок по русскому языку на тему «Правописание НЕ с именами прилагательными» (5 класс)

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС в 5-Бм классе «Правописание НЕ с именами прилагательными»

Подготовила урок учитель русского языка и литературы МБОУ физико-математического профиля «Учебно-воспитательного комплекса «Интеграл» города Евпатории Республики Крым» Шаульева Ирина Ивановна

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: объяснение нового материала.

Цель урока: совершенствовать навыки определения грамматических признаков имен прилагательных, их использования в текстах; усвоить правила написания НЕ с именами прилагательными, сформировать навыки правописания НЕ с именем прилагательным.

Образовательные: познакомить с условиями выбора слитного и раздельного написания НЕ с именами прилагательными; закрепить знания учащихся о правописании НЕ с существительными; формировать умение применять правило на письме.

Развивающие: развивать интерес к предмету; развивать навык безошибочного письма, правильного выделения орфограмм; развивать речь, умение сравнивать и обобщать изучаемые факты; развивать словесно-логическое мышление; развивать умение работать с дополнительными источниками информации, развивать внимание, тренировать слуховую память; способствовать активизации мыслительной деятельности учащихся;

Воспитательные: воспитывать стремление к самосовершенствованию, умения детей видеть, чувствовать и понимать прекрасное, воспитывать интерес к изучению русского языка, любовь к своей малой родине, формировать правильное отношение к слову.

Предметные: Знать: основные понятия морфологии; правила написания НЕ с именами прилагательными. Уметь: отличать имена прилагательные от других частей речи, уметь определять морфологические, грамматические и синтаксические признаки имен прилагательных; применять правило написания НЕ с именами прилагательными на письме; обозначать условия выбора написания; подбирать синонимы к словам; ставить знаки препинания при письме.

Личностные: уважительное отношение к родному языку; оценка и самооценка учебной деятельности, умение связывать цель учебной деятельности с мотивом (для чего?).

Метапредметные: Умение ставить и формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий; осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль; оформлять свои мысли в устной форме, слушать речь других; учиться работать в паре; формулировать собственное мнение и позицию, строить логическую цепь рассуждения; использовать полученные на уроке знания в жизни.

мультимедийная презентация к уроку;

Определение темы урока.

Постановка учебной задачи.

Усвоение новых знаний и первичное закрепление.

Закрепление изученного материала.

Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).

Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок

Добрый день, ребята. Как вы думаете, почему слова приветствия «доброе утро, добрый день, добрый вечер» мы начинаем именно этим прилагательным? Чего мы желаем людям? ( Мы желаем всем добра, желаем, чтобы хорошо прошёл день, чтобы он был добрым для окружающих нас людей). Вот и я вам желаю добра, позитива, хорошего настроения, успешного усвоения новых знаний . И нашим гостям мы пожелаем доброго дня и отличного настроения.

Запишите в тетрадях число, классная работа.

Давайте с вами вспомним, как определить род, число, падеж имени прилагательного? Определите эти грамматические категории в словосочетании ДОБРЫЙ ДЕНЬ.

Определение темы урока.

Мне бы хотелось начать наш урок словами известного русского поэта В. Маяковского (побывал в Евпатории в 1913, 1928 годах). (Фотографии В.Маяковского на пляже в Евпатории).

Очень жаль мне
тех,
которые
не бывали
в Евпатории.

Какими людьми считал В.Маяковский тех, кто не был в нашем городе? ( НЕсчастными , НЕсчастливыми людьми, которые не познали счастья, не побывав в нашей солнечной Евпатории. Они, конечно, по-своему счастливы, но В.Маяковский хотел поделиться своей радостью и позитивными эмоциями и пожелать всем побывать в нашем гостеприимном городе на берегу Чёрного моря ).

А мы с вами счастливы, потом что живём в таком чудесном уютном городке.

Почему мы любим свой город, какой он для нас? ( Подбор имён прилагательных. Составление ассоциативного куста: маленький, тихий, чудесный, гостеприимный, курортный, чистый, древний, уютный, многонациональный, солнечный, приморский…)

Вот в таком чудесном городе, ребята, мы живём.

А для чего в речи нужны прилагательные? ( ( Имена прилагательные придают речи точность, меткость, выразительность, образность, яркость, настроение. Они используются при создании портретных характеристик, при описании чувств, душевных переживаний, прилагательные делают речь более точной, помогают описать предмет, позволяют передать красоту и разнообразие окружающего мира. Без прилагательных наша речь была бы похожа на картину, написанную серыми красками.)

А теперь обратимся к небольшому тексту о Евпатории. Сдайд 1. Текст о Евпатории.

Ребята, назовите все имена прилагательные, которые встречаются в этом тексте. (проверка, слайд 2).

Почему в слове «НЕБОЛЬШОЙ» пишется буква О? (после шипящих и ц в окончаниях имён прилагательных пишется под ударением О ).

Какая орфограмма чаще всего встречается в перечисленных именах прилагательных? Какова тема нашего урока? Запишите тему в тетрадь «Правописание НЕ с именами прилагательными». Слайд 3.

Постановка учебной задачи.

Скажите, пожалуйста, что мы сегодня УЗНАЕМ на уроке? (как пишется НЕ с именами прилагательными).

Что УСВОИМ ? (правила написания НЕ с именами прилагательными).

Чему НАУЧИМСЯ ? (находить слова с данной орфограммой, различать слитное и раздельное написание НЕ с именами прилагательными),

Усвоение новых знаний и первичное закрепление.

Давайте вспомним, когда НЕ с именами существительными пишется слитно, а когда раздельно. Слайд4. Правописание НЕ с именами существительными.

Приведите примеры. Давайте вернёмся к тексту о Евпатории и посмотрим, отличается ли правописание имён прилагательных с НЕ от правописания имён существительных с НЕ. (совпадает). Приведите примеры из текста.

Ребята, откройте учебники на странице 39 и посмотрите, какого правила не хватает. Приведите пример из текста (вовсе не молод). В какой форме употребляется прилагательное МОЛОД ? (краткой). Каким членом предложения оно является? (сказуемым). Какой грамматической категории не имеет краткое прилагательное? Рода, числа, падежа? (падежа)

Слайд 5. Правописание НЕ с именами прилагательными.

Молодцы, дети, вы хорошо поработали. Пора отдохнуть.

Физ. минутка. Гимнастика для глаз.

Закрепление изученного материала.

Слайд 6. Текст о Евпатории. 1. Назовите прилагательные с НЕ из текста о Евпатории, к которым можно подобрать синонимы. Запишите эти синонимы на карточке №2.

Небольшой – маленький, неласковый – хмурый (угрюмый, недобрый), неприветливый – мрачный (малоприветливый), неширокий – узкий, неровный – кривой (извилистый). Почему данные слова с НЕ пишутся слитно? (можно заменить синонимом без НЕ).

Солнце над Евпаторией не тусклое, а … (яркое).

Люди в нашем городе не мрачные, а… (приветливые)

Наше Чёрное море нисколько не холодное.

Почему НЕ с именами прилагательными пишется раздельно? ( есть противопоставление, есть слово НИСКОЛЬКО).

3.Как пишутся прилагательные с НЕ в следующих предложениях?

Дворы нашего города не выглядят неряшливыми, они чистые и ухоженные.

Евпаторийцев нельзя назвать несчастными.

Почему имена прилагательные с НЕ пишутся слитно? (без НЕ не употребляются).

Кодовый диктант. Отвечаем «С» (слитно) или «Р» (раздельно) (взаимопроверка).

1. Непроглядная тьма бывает только безлунной ночью.

2. Нездоровые дети приезжают на лечение в нашу гостеприимную Евпаторию.

3. Все евпаторята любят каникулы, они не скучные, а интересные.

4. Есть пляжи в нашем городе, где море вовсе не глубокое.

5. Ненастный день не испортит нам настроение.

Обмен тетрадями. Код ССРРС. Дети выставляют оценки. Объяснение правописания. У кого «5»? Вы отлично усвоили тему. У кого «4»? Дома выучите правила и проблем в написании НЕ с именами прилагательными не будет.

ДОПОЛНИТЕЛЬНО: Слуховой диктант Прослушайте текст, выпишите на слух прилагательные с НЕ. Подумайте, о каком уголке Крыма идёт речь. Среди обрывов и оползней разбросано множество небольших пляжиков, с трёх сторон окружённых отвесными скалами. С незапамятных времён мыс пользуется нехорошей славой у мореплавателей, которые не раз испытали на себе коварство и силу здешнего неслабого штормового ветра. Немалое количество кораблей разбилось о неприступные в неспокойном море скалы. У берегов полуострова вода не мутная, а прозрачная , и затонувшие корабли находятся сравнительно неглубоко, поэтому для любителей дайвинга эти места далеко не безопасные . Чтобы предупреждать корабли о грозящей опасности, в 1816 году здесь была сооружена 36-метровая башня – первый российский маяк в Крыму. (о мысе Тарханкут). Какие из выписанных вами прилагательных пишутся с НЕ слитно, а какие раздельно? Почему?

Сегодня мы с вами познакомимся с одной из легенд о происхождении названия нашего Чёрного моря. Вы изучаете крымоведение и, возможно, уже знаете эту легенду.

Одна из легенд о Чёрном море гласит, что…

Черное море не всегда называлось Черным. У него было несколько названий. Например, в Древней Греции Черное море называли Понтом Эвксинским, что означает «гостеприимное море». Однако древние греки не сразу так ласково назвали Черное море. Сначала, когда они только прибыли на побережье, и столкнулись с племенами, жившими здесь, Черное море стало для них негостеприимным. Они его назвали Понтом Аксинским. Легенды говорят, что племена тавров, населявших тогда берега Черного моря, были чрезвычайно свирепы: они приносили в жертву свои богам всех пришлых людей. Но море не может отвечать за тех, кто на нем живет. И позже древние греки переименовали негостеприимное море в гостеприимное.

Найдите в тексте антонимы (гостеприимный – негостеприимный), (Понт Эвксинский – Понт Аксинский).

(Дети получают карточки)

Дополни текст именами прилагательными.

Вот и подошел к концу _______________ урок русского языка. Мы повторили все, что знали об имени прилагательном. Благодаря этим словам наша речь становится _____________________ . Мои одноклассники были __________________. Они давали ______________ ответы. На уроке я узнал много _____________ и __________________. Результат выполненного мною теста ______________. Своей работой на уроке я _______________. И сейчас у меня _______________ настроение.

Подводя итог нашего урока, я хочу вернуться к словам В.В.Маяковского « Очень жаль мне тех, которые не бывали в Евпатории». Хочу пожелать вам, чтоб вы всегда хранили в душе этот райский уголок природы, где нам с вами посчастливилось жить, берегите и помните свою малую родину.

Хочу прочитать вам стихотворение о нашей жемчужине – нашем Крыме и Чёрном море.

Есть моря неспокойные, бурные, Но мне по душе одно — Это море прозрачное, тихое, У него золотое дно…

Я как будто бы в нём растворяюсь И сливаюсь с пеной морской, Превращаюсь в лазурное море, Набегая на берег волной.

И во мне отражается солнце, Улыбаясь волне с высоты. И на тёплом песке у моря Исполняются чьи-то мечты.

По ночам в меня окунает Месяц нить серебра свою, Дождик капли, как звёзды, роняет На зеркальную гладь мою.

Я бегу вдаль дорожкою лунной, По которой плывут корабли. И дельфины в моих глубинах Чудный дом для себя обрели.

Кто-то строит песочные замки, Их смываю игривой волной. На волне этой детство качается И не знает заботы иной.

По моим берегам песчаным Босоногий малыш бежит, И под алыми парусами Грей на встречу с Ассоль спешит.

И старик золотую рыбку В бурных водах моих поймал. И жемчужины – слёзы моря – Не один ловец собирал.

А кому-то пели Сирены, И русалки играли в волнах. На кого-то Нептун мой грозный Нагонял суеверный страх…

Я и море слились воедино. Слух ласкает морской прибой. Этот сказочный мир, удивительный Навсегда остаётся со мной. (Шаульева И.И.) Пусть этот удивительный сказочный мир всегда живет в ваших сердцах.

Информация о домашнем задании, выставление оценок.

Д.З. На выбор. Продолжить текст о Евпатории, используя правила «Правописание НЕ с именами прилагательными», составить блиц-тест, выполнить упражнение 346.

Конспект урока русского языка в 5 классе. НЕ с прилагательными

Урок русского языка в 5 классе на тему «НЕ с прилагательными»

Автор: Белая Оксана Евгеньевна, учитель русского языка и литературы Муниципального образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 100 г. Волгограда

Тема: НЕ с прилагательными

Цель:

— сформировать умение правильно применять правило правописания не с именами прилагательными;

Задачи:

— развивать творческие способности учащихся;

— воспитывать интерес к изучению русского языка.

Ход урока:

I. Организационный момент

Приветствие. Объявление темы и цели урока.

II. Опрос

— Что такое прилагательное?

— Что обозначает имя прилагательное?

— Какие разряды есть у имен прилагательных?

— Какие есть степени сравнения у прилагательных?

— Что показывает сравнительная степень?

— Что показывает превосходная степень?

III. Объяснение нового материала

Откройте учебники на странице 128, прочитайте правило.

— Расскажите в каких случаях НЕ с прилагательными пишется слитно и раздельно.

Заполнение таблицы на доске.

1. Если слово не употребляется без НЕ

2. Если прилагательное с НЕ может быть заменено синонимом без НЕ или близким по значению выражением

1. Если в предложении есть противопоставление с союзом А

2. Если к прилагательным относятся слова далеко не, вовсе не, ничуть не, нисколько не

Таблицу учащиеся заносят в свои тетради.

Составьте план рассуждения правописания НЕ с прилагательными.

IV. Закрепление нового материала

Недобрый взгляд; небольшая заминка; ненавистный враг; он вовсе не плохой человек; непрерывный шум; необходимая мелочь; неизвестный автор; недорогой подарок; не дорогой, а дешевый; необыкновенное чудо; небольшая птичка; далеко не большое расстояние; ничуть не расстроен; невзрачный на вид; неизвестный художник; небрежный почерк; неглубокая речонка.

◆ Напишите, раскрывая скобки.

(Не)красивый;(не)умный; (не)уклюжий; ничуть (не)интересный маршрут; (не)мягкий, а жесткий диван; река (не)широка; (не)опытный юноша; (не)исправный прибор; далеко(не)единственный; очень (не)обычный; (не)жаль; (не)приятель; (не)лепый поступок; (не)широкая., а глубокая; нисколько (не)умен; (не)большой, но уютный; (не)учтивый человек; вовсе(не)опасное предложение.

◆ Спишите. Объясните правописание НЕ с прилагательными.

1. С гор сбегает совсем (не)широкий ручей. 2. Мы пошли вовсе (не)ближней тропой, а самой дальней. 3. Это была совсем (не)высокая скалистая гора. 4. К полночи показались огоньки (не)большой деревеньки. 5. Ближние горы стали туманными, (не)ясными. 6. Иволги не любят (не)спокойную погоду. 7. Мы перешли через (не)глубокий овраг. 8. Сквозь голые ветки берез белело (не)подвижное небо.

V. Итоги урока

— Какую тему мы сегодня повторили?

— Что узнали нового?

— В каких случаях НЕ с прилагательными пишется слитно?

— В каких случаях НЕ с прилагательными пишется раздельно?

VI. Домашнее задание

Выучить правило на стр.128, упражнение 308.


источники:

http://infourok.ru/urok-po-russkomu-yaziku-na-temu-pravopisanie-ne-s-imenami-prilagatelnimi-klass-3538134.html

http://ped-kopilka.ru/uchiteljam-predmetnikam/ruskii-jazyk/konspekt-uroka-ruskogo-jazyka-v-5-klase-ne-s-prilagatelnymi.html