Конспект урока правописание не с наречием

Конспект урока по русскому языку на тему «Правописание Не с наречиями»

Михайлов Андрей Юлиянович –

учитель русского языка МБОУ «Емелькинская СОШ»

Аксубаевского района Республики Татарстан

Урок в 7 классе по русскому языку

Тема : Правописание НЕ с наречиями на –о/-е

Тип урока: обобщение и систематизация знаний

а) представления о правильном написании НЕ с наречиями на –о/-е

б) способности к написанию наречий;

— развитие орфографической зоркости;

-мыслительных операций: наблюдения, анализа, обобщения.

Раздаточный материал: тесты

Н еобходимое оборудование: учебник, компьютер, видеопроектор, экран

Демонстративный материал: таблица правописания НЕ с наречиями на –о/-е

I . Мотивация к учебной деятельности.

1) Организация актуализации требований к учебной деятельности («надо»).

2) Организация деятельности учащихся по установке тематических рамок («могу»).

3) Создание условий для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»).

— Здравствуйте, ребята! Дежурный, кто у нас сегодня отсутствует?

— Какой раздел русского языка мы с вами изучаем? (Морфология)

— На какие группы делятся части речи? (Самостоятельные и служебные)

— Назовите самостоятельные части речи. (Существительное, прилагательное, глагол, числительное, местоимение, причастие, деепричастие, наречие).

-Какую тему мы изучали на прошлом уроке? (Слитное и раздельное написание наречий).

— Как пищутся наречия? (Слитно, раздельно, через дефис).

— Вы хотите расширить свои знания о правописаниях наречий ? (Да.)

— Зачем нам нужны новые знания? (Чтобы грамотно писать)

— Какие шаги необходимо выполнить при познании нового знания? (Обязательно два шага: выяснить, что мы знаем и не знаем).

-Первоначально выясним путем повторения то, что знаем.

— Затем постараемся выполнить задание на новое знание.

— Анализируя его выполнение, выясним, что не знаем.

— Выясним причину затруднения: что не знаем для выполнения задания.

— Постараемся самостоятельно выйти из затруднения, т. е. вычленить новое знание.

II .Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

— В течение урока вам необходимо оценивать свою познавательную деятельность:

— задание выполнено правильно, ставьте + (плюс);

— Задание выполнено не точно, ставьте знак вопроса (?).

— С чего начнём наше познание нового? ( С повторения, что знаем по теме: «Слитное и раздельное написание наречий»).

-Работаем по таблице. Понаблюдать правописание НЕ с наречиями на –о/-е (слайд №1)

не употребляется (неряшливо)

1. Если есть или подразумевается противопоставление ( не легко, а трудно)

2. Замена синонимом (нелегко-трудно)

2. При наличии усиливающих слов: далеко, вовсе, совсем, отнюдь, ничуть, нисколько, никогда (нисколько не весело)

3. При наличии наречий меры и степени: очень, весьма, крайне, совершенно (совершенно непонятно)

На экране слайд №2 с упражнениями:

Обозначьте орфограмму «Не с наречиями на -о/-е», работу выполняем по вариантам:

Ответил (не) верно

Говорил (не)быстро, а медленно

Выглядел отнюдь (не)красиво

Закончив работу, они рассказывают, как пишутся с Не наречия на –о/-е

— ПОСТУПИЛ НЕЛЕПО (без Не не употребляется);

— НАПИСАЛ НЕБРЕЖНО(без Не не употребляется);

— ОСТАНОВИЛСЯ НЕОЖИДАННО(без Не не употребляется);

— ГОВОРИЛ НЕ БЫСТРО, А МЕДЛЕННО (пишется раздельно, т.к.есть противопоставление);

— ВЫГЛЯДЕЛ ОТНЮДЬ НЕ КРАСИВО (пишется раздельно, т.к.есть усиливающее слово)

СПРОСИЛ НЕВЕЖЛИВО (можно заменить синонимом ГРУБО);

ОТВЕТИЛ НЕВЕРНО (можно заменить синонимом ОШИБОЧНО);

ПРИБИЛ НЕКРЕПКО (можно заменить синонимом СЛАБО);

ДАЛЕКО НЕ ВЕСЕЛО (пишется раздельно, т.к. имеется усиливающее слово);

НИЧУТЬ НЕ ИНТЕРЕСНО (пишется раздельно, т.к. имеется усиливающее слово)

Какой можно сделать вывод о ваших знаниях и умениях по этой теме? (Материал усвоен на достаточном уровне)

— Не забудьте оценить свою познавательную деятельность на данном этапе урока.

— Все ли названные правила вам знакомы? ( Да. Но допускаем ошибки)

— В чём заключается затруднение? (Отсутствие недостаточных знаний о правописании с НЕ наречий с усиливающими словами и с наречиями меры и степени)

III . Выявление места и причины затруднения.

Организация восстановления выполненных операций.

— Как пишутся НЕ с наречиями на –О/-Е ? (Слитно, раздельно).

-Какова же проблема? (не всегда понятно правописание наречий при наличии усиливающих слов и наречий меры и степени).

VI . Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, способ, план, средство).

Организация построения проекта выхода из затруднения:

— Какова же цель нашей дальнейшей работы? (Определить способы правописания наречий).

— Как сформулируем тему нашего урока? (Слитное, раздельное написание НЕ с наречиями на –о/-е).

— Какой метод вы предлагаете использовать для решения данной проблемы? Вспомните, какой метод мы использовали в случаях, когда мы не могли объяснить какое-либо правописание? (Обычно мы использовали метод наблюдения).

— Что мы выбирали в качестве объектов наблюдения? (Упражнения учебника с условным обозначением «очки»).

V . Реализация построения проекта.

Спишем наречия с синонимами (синоним – наречие с не )

Мелко (неглубоко), внезапно (неожиданно), тихо (неслышно), близко (недалеко), далеко (неблизко), тяжело(нелегко), много раз (неоднократно), срочно (немедленно), свободно (непринуждённо), спокойно (невозмутимо), встревоженно (неспокойно), легкомысленно (несерьёзно).

— Какие наблюдения вы провели? (наречия пишутся слитно, т.к. их можно заменить синонимом) слайд №4

-Напишем графический диктант. Я читаю предложения, а вы ставите знаки +, — в соответствии с правописанием Не с наречиями (слитно +, раздельно — )

1) И навестим поля пустые, леса, недавно столь густые…

2) …То вдруг уходил куда-нибудь в уголок и, далеко швырнув метлу и лопату, бросался на землю лицом и целые часы лежал на груди неподвижно .

3) Жадно и неторопливо , желая хватить и сжать в своих объятиях всё видимое, девушка посмотрела на ясное небо.

4) Кусака убежала на край сада и оттуда неотступно глядела на видимый ей уголок террасы.

5) Новые знакомства в лесу происходят не редко , а довольно часто.

6) Справа от нас, не далеко , а где-то близко, журчал ручеёк.

7) Идти по знакомой дороге было ничуть не страшно .

На экране слайд №5

Проверочный код: 1+, 2+, 3+, 4+, 5-, 6-,7-

— Как пишутся данные наречия? (слитно, раздельно) Слайд №6

— Молодцы! Вы очень наблюдательны.

— Выразим наш вывод в обобщенном виде, составим эталон. Кто попробует?

1. Без Не не употребляется (неряшливо)

1. Если есть или подразумевается противопоставление ( не легко, а трудно)

2. Замена синонимом (нелегко-трудно)

2. При наличии усиливающих слов: далеко, вовсе, совсем, отнюдь, ничуть, нисколько, никогда (нисколько не весело)

3. При наличии наречий меры и степени: очень, весьма, крайне, совершенно (совершенно непонятно)

— Теперь мы можем объяснить слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –о/-е, которые вызывали в начале урока затруднение?(Да. ) Слайд №1

V I . Первичное закрепление во внешней речи.

-Каков следующий шаг нашей познавательной деятельности? (Необходимо закрепить знание правила и умения применять его на практике).

-Решим тест и проверим по образцу: (работаем в парах)

1.В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

Ничуть (не)интересно с вами общаться.

Мальчик ответил (не)верно.

Он ответил (не)торопливо.

2. В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?

Природа (не)слышно уходит от нас.

Отец говорил (не)громко, а тихо.

Справа от нас, (не)далеко, а где-то близко, показался лесник.

-Испытывали ли вы затруднения при выполнении данного теста? (Нет, мы с ним легко справились). Слайд №7

V II . Самоконтроль с самопроверкой по эталону.

1- Вы уверены в своих умениях? (Да).

-Как проверить? ( Мы можем самостоятельно выполнить задание и проверить себя по эталону).

— Выполните упражнение 197 и объясните правописание наречий. На работу 5-7 минут.

— 7 минут истекли. Ваши следующие действия? (Проведем самопроверку по эталону).

1. Без Не не употребляется (неряшливо)

1. Если есть или подразумевается противопоставление ( не легко, а трудно)

2. Замена синонимом (нелегко-трудно)

2. При наличии усиливающих слов: далеко, вовсе, совсем, отнюдь, ничуть, нисколько, никогда (нисколько не весело)

3. При наличии наречий меры и степени: очень, весьма, крайне, совершенно (совершенно непонятно)

— Кто допустил ошибки? Как поступить? ( Исправить ошибки самостоятельно или воспользоваться эталоном).

— Молодцы. Поставьте на полях знак «+», у кого нет ошибок.

VIII . Включение в систему знаний и повторение.

1- Каким новым знанием мы пополнили свою «копилку» знаний? (Можем определить выбор слитного и раздельного написания НЕ с наречиями на –о/-е).

— Достаточно ли мы закрепили новое правило? (Нет).

— Почему? ( Мал объем практического применения нового знания).

I Х. Рефлексия учебной деятельности.

— Чему был посвящен урок? (Правописанию Не с наречиями на –о/-е)

— Как пишутся наречия? (слитно, раздельно)

— Легко ли писать НЕ с наречиями на –о/-е? ( Слова с НЕ писать не легко, а трудно)

— Как напишем (не) легко ? (Раздельно, потому что есть противопоставление)

-А какие затруднения мы испытали? (Не всегда правильно пишем наречия)

— Что помогло нам их преодолеть? (эталон и самостоятельная работа на уроке)

-Оцените свою деятельность на уроке, пользуясь диагностической картой.

Научился писать наречия, но остался вопрос по теме урока. Поставлю знак вопроса.

Научился писать наречия, но не уверен, что самостоятельно смогуих написать. Скажу себе: « Я работал хорошо!»

Научился писать наречия и могу объяснить тему товарищу, скажу себе: «Молодец!»

— Я рекомендую вам выбрать домашнее задание, которое поможет вам преодолеть трудности:

1. Кто научился писать наречия, но остался вопрос по теме урока, поставьте знак вопроса и выполните упр. № 199 из параграфа 38.

2 Кто научился правильно писать наречия, но не уверен, что все правильно напишет, то скажите себе «Я работал хорошо!» и выполните упр. 201.

3. Кто научился правильно писать наречия и может объяснить тему товарищу, скажите себе: «Молодец!» и напишите сочинение-описание комнаты неряхи, используя слова с НЕ.

Конспект урока русского языка в 7-м классе «Правописание НЕ с наречиями»

Цель: создать условия для формирования знаний о написании не с наречиями, навыков правописания.

Задачи:

  • способствовать получению теоретических сведений по теме через организацию наблюдения над языковым материалом;
  • способствовать развитию метапредметных умений и навыков;
  • овладение практическими навыками написания не с наречиями;
  • развитие орфографической грамотности, творческих способностей обучающихся.

Урок построен в логике деятельностного подхода и призван развивать метапредметные умения и навыки.

Приложение:

  • рабочий лист для учеников (приложение 1)
  • презентация к уроку (приложение 2)
1. Орг. моментРегулятивные УУД: осуществление самоконтроля
2. Актуализация опорных знанийПознавательные УУД: перерабатывать, систематизировать информацию

Регулятивные УУД: работать индивидуально и в паре;

Коммуникативные УУД: строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми; адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме.Познакомьтесь с содержанием №1( предполагается работа в паре)
Сформулируйте задание!

(Не)уверенный человек; ничуть(не)ярко; звучал (не)скромный, а дерзкий ответ; (не)скошенные луга; (не)законченное вовремя строительство; вовсе (не)удачный день; (не)всегда мог объяснить.

— По какому принципу можно разделить слова на 2 столбика?
А какой принцип еще можно положить в основу разделения?

— Расскажите о правописании НЕ с данными частями речи! Примеры приводите из задания №1!

  • 1 группа ( НЕ с прилагательными)
  • 2 группа ( НЕ с причастиями)
3. Постановка проблемыПознавательные УУД: формулировка проблемы

Регулятивные УУД: ставить и адекватно формулировать цель деятельности

Коммуникативные УУД: строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми; адекватно воспринимать устную и письменную речь.Назовите оставшиеся словосочетания. Определите, со словами какой части речи употребляется в них НЕ, и сформулируйте тему сегодняшнего урока!

(Слитное и раздельное правописание НЕ с наречиями)

— Какую цель мы поставим перед собой?

1. Познакомиться с правилом написания частицы НЕ с наречиями!

2. Учиться правильно писать НЕ с наречиями!4. Открытие новых знанийПознавательные УУД: строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; извлекать необходимую информацию из различных источников; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами.

Регулятивные УУД: ставить и адекватно формулировать цель деятельности, осуществлять самоконтроль и самокоррекцию.

Коммуникативные УУД: соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета.Этап наблюдения над языковым материалом предполагает работу в парах.

— Наблюдая над языковым материалом, выведите основные пункты правила правописания

Полученную информацию переведите в связный текст НАУЧНОГО стиля.

— Взаимосвязь с какими частями речи можно увидеть?

2. Задание дается для пар с разным составом учащихся . (По пособию С.А.Громова работают пары с сильным составом учащихся).

А) Сравните наши выводы из наблюдения над языковым материалом с учебником с. 104.

Дополните нашу опорную таблицу примерами из п. 36.

Грамотно их распределите!

А может. вы найдете ЧТО-ТО НОВОЕ.

Б) Пособие С.А. Громова с. 52-53 пункт 2

Найдите ОСОБЫЕ случаи правописания НЕ с наречиями!

Помогите дополнить нашу таблицу!5. Первичная проверка пониманияПознавательные УУД: строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис.

Регулятивные УУД: осуществление самоконтроля; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,Задание “Третий лишний” предполагает аналитическую работу. Ученики должны понять закономерность определения наречий в “тройку” и найти тот случай, который регламентируется другим правилом.

Установите закономерность и найдите “третий лишний”!

1. (Не)ряшливо, (не)вежливо, (не)брежно.

2. Нисколько (не)громко, вовсе (не) интересно, (не) высоко.

3. (Не) справа, (не)громко, а тихо, (не) навсегда.

Создайте свою строчку игры и загадайте соседу!6.Первичное закреплениеРегулятивные УУД: осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

— умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,

— осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;Прочитайте притчу.

Придумайте задание к тексту!

Работа с притчей предполагает выполнение задания по выбору.

1. Выпишите слова с пропусками и графически объясни орфограмму! Создайте “ПЕРЕВЕРТЫШ” написания слов с пропущенными буквами!

2. Запишите содержание притчи 2-3 предложениями и закончите текст!

1.(Не) далеко от входа в храм сидел слепой и (не)громко просил милостыню. В храм шел один человек. Ему нечего было подать нищему. Тогда он достал

бумагу, (не)заметно написал что-то и вошел в храм. После этого слепому стали подавать намного больше. Когда тот (не)обычный человек выходил из храма, нищий узнал его по походке и (не)доверчиво спросил, что именно он написал на бумаге. А человек ответил: “. ”.

После знакомства с творческими работами учащихся по притче можно прочитать авторскую концовку: “Сейчас весна! Но я ее не вижу!”7. РефлексияРегулятивные УУД:

— умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

— владение основами самоконтроля, самооценки.Какой вопрос урока вам кажется особенно трудным?

Что удивило тебя?

Как ты думаешь, какое задание урока было главным?

Конспект урока по русскому языку «Правописание НЕ с наречиями»

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку «Правописание НЕ с наречиями»»

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС

НЕ с наречиями. (7 класс).

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: объяснение нового материала

Личностные: развитие этических чувств (доброжелательность, дружба)

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

Познавательные: анализировать, сравнивать, устанавливать аналогии, использовать созданный алгоритм действия.

Коммуникативные: строить монологическое высказывание, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь, научиться слушать, уметь аргументировать действия, выстраивать взаимодействие (работа в парах, группах)

Предметные: обеспечить обучающимся условия

для выяснения условий написания НЕ с наречиями на — о, -е,

умения практически применять его.

Критерии: Знание правила и умение его применять.

Как взаимодействовали в паре, группе.

Как быстро нашли в тексте слова на изученную орфограмму и сумели объяснить выбор орфограммы.

Все ли сумели найти слова на изученную орфограмму (сколько нашли самостоятельно, а сколько с помощью учителя, одноклассников).

Методы организации учебной работы: наблюдение, создание ситуации, работа в парах, группах.

Метод работы с информацией: учебником, текстом.

Методы познавательной деятельности: анализ проблемной ситуации, выдвижение гипотез, догадка.

Оборудование: ПК; мультимедийный проектор; мультимедийная презентация к уроку.

1.Организационный момент (приветствие, записать в тетради число, классная работа)

Мотивация к учебной деятельности.

Ребята, послушайте рассказ » В.А. Осеевой «Три товарища» и ответьте, о чём он.

Витя потерял завтрак. На большой перемене все ребята завтракали, а Витя стоял в сторонке.

— Почему ты не ешь? — спросил его Коля.

— Плохо, — сказал Коля, откусывая большой кусок белого хлеба.

— До обеда далеко еще!

— А ты где его потерял? — спросил Миша.

— Не знаю. — тихо сказал Витя и отвернулся.

— Ты, наверное, в кармане нес, а надо в сумку класть, — сказал Миша.

А Володя ничего не спросил. Он подошел к Вите, разломил пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу:

-Рассказ о понимании состояния, чувств другого человека, о дружбе.

А как мы можем оценить поведение Коли и Миши?

— Они поступили плохо, не по-дружески, не по-товарищески, недружелюбно, не хорошо, а плохо.

-А вам приходилось бывать в подобных ситуациях? Как вы чувствовали?

-А рядом с вами оказывался такой человек, как Володя?

-Как бы вы оценили его поступок?

-Он поступил правильно, как друг.

-Кто вам больше всего понравился в этой ситуации и почему?

-Ребята, при ответе на мои вопросы вы использовали такие слова: (не)дружелюбно, (не)хорошо; не хорошо, а плохо, неуютно

К какой части речи они относятся?

2.Целеполагание. А как вы думаете, чем мы будем заниматься на сегодняшнем уроке?

-Правописанием НЕ с наречием.

— Как будем писать наречия с НЕ?

— А что нужно сделать, чтобы выяснить написание НЕ с наречием?

-Выяснять условия слитного и раздельного написания НЕ с наречиями.

-Вывести правило правописания слов.

-Уметь применять его на практике.

-Как узнаем, что цель достигнута? Какой будет главный результат урока?

-Умение применять правило и правильно писать слова с НЕ.

— Это главный критерий оценки вашей деятельности на уроке.

— Что будем делать для достижения цели? С чего начнём?

-1. Анализировать лексический материал.

2. Отвечать на вопросы.

3. Делать выводы.

4. Выполнять упражнения.

3. Актуализация знаний. Давайте вспомним правописание НЕ с изученными частями речи.

1.Прочитайте текст. О чём он? Каким видят Серёжу окружающие? А что о нём говорит его друг? А как бы вы охарактеризовали Серёжу?

Ребята отвечают на вопросы.

Работа по группам. Выписать слова на правописание НЕ с разными частями речи и объяснить их правописание.

1группа — НЕ с существительными

2группа – Не с прилагательными

3группа — НЕ с глаголами и деепричастиями

4 группа — не с причастиями

Многие, поглядев на Серёжу, говорят мне: «С кем ты дружишь? Он (не)аккуратный. Рубашка у него (не) застёгнута, волосы (не) причёсаны. Он (не )серьезный, а какой-то дурашливый». Я (не) соглашаюсь с такой характеристикой друга. (Не)правда, он совсем другой.

Вот каким Серёжа бывает на уроках труда. (Не) глядя ни на кого, он стоит у станка, чуть наклонившись вперед. Лицо его (не)узнаваемое. Нет озорных глаз, нет бессмысленной улыбки, нет (не)брежности в одежде. Берет скрыл его (не)покорный чуб. Умелые руки, никогда (не) ошибающиеся в действиях, энергично водят напильник. Деталь он выполнил отлично. Осмотрев её, Серёжа остался доволен. Вот и выходит, что мой друг трудолюбивый, что он по-человечески горд своей работой.

( Высвечивается на экране:

1группа — НЕ с существительными : неправда, небрежности

2группа – Не с прилагательными: неаккуратный, не серьёзный, а дурашливый; вовсе не высокий, непокорный

3группа — НЕ с глаголами и деепричастиями: не соглашаюсь, не глядя,

4 группа – НЕ с причастиями: не застёгнута, не причёсаны, неузнаваемое, никогда не ошибающиеся)

2.Представитель каждой группы объясняет правописание слов, которые они выписали.

4.Введение новых знаний.

1. А теперь понаблюдаем над теми наречиями, которые у нас были записаны, добавим ещё некоторые и сделаем вывод о правописании наречий с НЕ.

2.Учащиеся наблюдают и по аналогии с правописанием других частей речи выводят правило правописания НЕ с наречием.

3.Проговаривают выведенное правило со своими примерами.

4.Обратимся к учебнику, читаем правило. Что ещё мы узнали о правописании наречий с НЕ?

— Этому правилу подчиняются только наречия на –о, –е.

5. Первичное закрепление.

1.Выполнение упр. 265, 266.

Выводится алгоритм рассуждения.

2.Работа по группам.

Учащиеся работают с карточками, где написаны одинаковые словосочетания, каждой группе даётся своё задание.

Двигался (не)уклюже; играл (не) весело, а грустно; было далеко (не)спокойно; делал (не)по-новому, ему вовсе (не)весело, явился (не)ожиданно; двигался (не)быстро, а медленно; ; выполнил (не)охотно, пришёл (не)вовремя; написал (не)брежно; было (не) приятно, а досадно; то было далеко (не)вкусно; говорил (не)громко; ел (не)вдоволь, поступил (не)хорошо.

1г.выписать словосочетания с наречиями, которые не употребляются без Не,

2гр. выписать словосочетания с наречиями, которые можно заменить синонимами без НЕ

3гр. выписать словосочетания с наречиями, у которых есть противопоставление с союзом А.

4гр. выписать словосочетания с наречиями, к которым относятся слова совсем, вовсе, далеко, нисколько и др.

Объяснить правописание слов.

На экране высвечивается правильное написание слов. Учащиеся сверяют и комментируют.

— А какие наречия с НЕ не подчиняются правилу? Как их будем писать?

— Раздельно. (делал не по-новому, ел не вдоволь)

6. Коррекция. Работа с текстом. Прочитайте текст, определите его тему. (работа в парах) ( взаимопроверка, на экране верное написание слов)

1в. выписать и объяснить наречия, которые пишутся слитно,

2в. выписать и объяснить наречия, которые пишутся раздельно.

(Не) далеко, а близко то время, когда обычны будут полёты человека на другие планеты. Мы (не) редко задумываемся над этим. Совсем (не)трудно догадаться, что многие из вас, ребята, мечтают о полёте в космос. Но для этого вам (не)мало надо сделать. А самое главное – хорошо учиться.

1в. нередко, немало

2в. Не далеко, а близко, совсем не трудно

Учащиеся карандашом ставят оценки друг другу.

2. Прочитайте выражения. Что они собой представляют? Что объединяет их? Какова их тема?

Объясните правописание НЕ с разными частями речи. Работаем в парах.

1в. Слитное написание НЕ со словами.

2в. Раздельное написание НЕ со словами.

(взаимопроверка, выставление оценок карандашом, сверяем с написанным на экране)

1.Крепкую дружбу и топором (не) разрубишь.

2 Дружба – самое (не)обходимое для жизни, так как никто (не)пожелает себе жизни без друзей, даже если б он имел все остальные блага. (Аристотель).

3. Нет на земле (не)счастнее такого,

Кто сердцем пуст, кто (не) нашёл друзей,

Кто самого (не )понял дорогого:

Быть человеком, быть среди людей!(М.Раджабов)

4.(Не)доверие убивает дружбу.

5. (Не) имей сто рублей, а имей сто друзей

6.Плохой друг что тень — в солнечный день (не) отвяжешься, а в (не)настный (не) найдешь.

7.Друг — ценный клад, (не)другу никто (не) рад.

8.Никакие житейские блага (не) будут нам приятны, если мы пользуемся ими одни, (не) деля их с друзьями.

(1в. необходимое , несчастнее, недоверие, ненастный, недругу

2в. Не разрубишь, не пожелает, не нашёл, не понял, не имей, не отвяжешься, не найдешь, не рад, не будут, не деля.)

7. Рефлексия. Что было известным на уроке, а что узнали нового?

Что было самым трудным, а что легким?

Расскажите правило написания НЕ с наречиями на –о, -е с примерами.

Скажите, а что вам помогало хорошо работать, выполнять задания в группе, в паре.

-Поддержка, доброжелательность, взаимопомощь.

— Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке.

8. Домашнее задание. Составьте мини-сочинение по любой пословице, объясняя её смысл и используя слова с НЕ, или на тему «Моё понимание дружбы», «Что такое дружба», «Каким должен быть настоящий друг», или


источники:

http://urok.1sept.ru/articles/664238

http://multiurok.ru/index.php/files/konspekt-uroka-po-russkomu-iazyku-pravopisanie-ne.html